Научная статья на тему 'Проблемы внедрения ФГОС нового поколения в учреждения довузовского профессионального образования в части разработки основных профессиональных образовательных программ: аналитический обзор периодических изданий и ресурсов сети Интернет'

Проблемы внедрения ФГОС нового поколения в учреждения довузовского профессионального образования в части разработки основных профессиональных образовательных программ: аналитический обзор периодических изданий и ресурсов сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения ФГОС нового поколения в учреждения довузовского профессионального образования в части разработки основных профессиональных образовательных программ: аналитический обзор периодических изданий и ресурсов сети Интернет»

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТИ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ И РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

О. Г. Ачкасова, заведующая библиотекой ГОУ «КРИРПО»

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения в деятельность учреждений профессионального образования повлекло за собой ряд проблем, одна из которых - недостаточное методическое сопровождение данного вопроса на федеральном уровне. Публикации в сети Интернет и в периодических изданиях в большинстве своем носят теоретический характер, в то время как ФГОС нового поколения отдает образовательным учреждениям самостоятельность в разработке основных образовательных программ. Рассмотрим основные публикации по теме разработки основных профессиональных образовательных программ (ОПОП).

В журнале «Образовательная политика» (2009 г. № 8) была опубликована статья А. Н. Лейбовича «Федеральные государственные образовательные стандарты» - одна из основополагающих научных статей, которая представляет краткую историю появления понятия федерального государственного образовательного стандарта и его структуру; основные термины и определения, применяемые ФГОС; раскрывает суть документа, получившего название «Национальная рамка квалификаций»; рассматривает принципиальные отличия ФГОС профессионального образования третьего поколения от ГОС второго поколения; особенность мо-дульно-компетентностного подхода и пр. Особенность модульно-компетентностного подхода, реализуемого в стандартах третьего поколения, состоит прежде всего в том, что каждый профессиональный модуль образовательных стандартов предусматривает концентрацию и теоретического обучения в виде междисциплинарного курса, и практического обучения в виде определенной доли учебной практики, лабораторных работ и производственной практики вокруг планируемых результатов обучения.

Серьезные инновации содержит раздел образовательных стандартов как требования к условиям реализации основных образовательных программ. Такого раздела раньше не было в образовательных стандартах, и соответственно, он включает целый ряд позиций, которые важны для достижения конечных результатов профессионального образования. Требования к условиям реализации основных образовательных программ определяют порядок их разработки и обновления, перечень документов, которые составляют основную образовательную программу, гарантии качества подготовки при реализации образовательных программ, обеспечение воспитательного компонента обучения, использование интерактивных форм проведения занятий, порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся, максимальный объем аудиторных учебных занятий, каникулярное время и др. Определяются также права обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в части выбора дисциплин, отдельных модулей, право на получение консультаций. В этом же разделе приводятся требования к организации учебной и производственной практик, кадровому обеспечению, учебно-методическому обеспечению, а также вопросы, связанные с финансированием образовательной программы, т. е. этот раздел направлен на создание условий для обеспечения необходимого уровня реализации образовательных стандартов, которые гарантировали бы соответствующее качество подготовки специалистов.

Важное место в реализации новых образовательных стандартов занимает также раздел, связанный с требованиями к оценке качества освоения основных образовательных программ. В зависимости от уровня профессионального образования определяется специфика процедур, форм, методов оценки качества обучения, роль

и место заказчиков кадров в этом процессе, требования к содержанию, объему, структуре выпускных квалификационных работ.

В случае если образовательная программа содержит модульные структуры обучения, предусмотрена возможность накопительной оценки результата, когда сумма оценки по отдельным модулям составляет оценку квалификации выпускника в целом. Это во многом сближает процесс оценки в системе начального, среднего, высшего профессионального образования и в системе дополнительного образования, тем самым создавая условия для введения единой технологии обучения и оценки с точки зрения рынка труда в системе непрерывного профессионального образования России.

В то же время необходимо иметь в виду, что хотя образовательные стандарты и составляют основу для формирования образовательного процесса в системе профессионального образования, но наряду с этой основой необходима разработка целого ряда дополнительных документов. Прежде всего это основная образовательная программа по каждой профессии, специальности. Примерная основная образовательная программа включает в себя такие документы, как учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, программы учебной и производственной практик, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, — учебники, учебные пособия, электронные образовательные ресурсы, материалы, которые обеспечивают оценку качества подготовки выпускников.

Разработка примерных основных образовательных программ профессионального образования - это задача органов управления образованием, прежде всего Министерства образования и науки РФ. Разработка на этой основе рабочих основных образовательных программ - задача каждого отдельного образовательного учреждения (Лейбович А. Н. Федеральные государственные образовательные стандарты // Образовательная политика. 2009. № 8).

В статье «Особенности формирования моделей учебных планов по реализации программ начального профессионального образования» (Володарская А. А., Павлова О. А. Особенности формирования моделей учебных планов по реализации программ начального профессионального образования // Научные исследования в образовании : приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2010. N 10. С. 29-39) рассматриваются модели и этапы конструирования, а также общие принципы разра-

ботки учебных планов по реализации программ НПО. Авторы описывают общие принципы разработки вариативной части учебного плана по профессии НПО 151022.01 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию, продемонстрированы некоторые варианты моделей учебных планов вариативной части. Авторы статьи - научные сотрудники государственного учреждения НИИРПО (Научно-исследовательского института развития профессионального образования) департамента образования г. Москвы.

На стадии разработки рабочей учебно-программной документации образовательным учреждением существует возможность создать такие учебные планы и программы, которые отразят специфику данного учреждения и региона, а главное, потребности работодателей региона в специалистах, обладающих конкретными профессиональными компетенциями. Для выполнения этой задачи предназначена вариативная часть ОПОП. На практике основанием для формирования вариативной части учебного плана могут являться следующие процедуры и факторы.

1. Сравнение профессионального и образовательного стандартов и определение расхождений между ними.

2. Определение мнения работодателей о важности конкретных профессиональных и общих компетенций и мере их отражения во ФГОС.

3. Учёт специфики отдельных направлений в профессии.

4. Определение дополнительных компетенций, важных для повышения конкурентоспособности выпускника образовательного учреждения и ориентации на его профессиональное развитие.

5. Необходимость компенсации особенностей принимаемых на обучение граждан.

На основе анализа вышеперечисленных факторов разрабатывается содержание дополнительных дидактических единиц, включаемых в учебный план образовательного учреждения. В данной работе обозначены общие подходы к разработке вариативной части учебного плана НПО. Более детально этот вопрос изложен в готовящейся к выпуску в издательском центре АПО брошюре «Методика формирования вариативной части ОПОП по профессиям НПО и специальностям СПО», которая станет руководством при работе образовательных учреждений над разработкой содержания вариативной части образовательных программ НПО.

Далее авторы публикации рассматривают, как может распределяться объем времени, отводимый на вариативную часть базисного учебного плана НПО. Базисный учебный план создан на основе утверждённого ФГОС по профессии

электромеханик по торговому и холодильному оборудованию. Вариативная часть циклов ОПОП составляет в данном случае 21,4 % от обязательной части циклов и раздела «Физическая культура», т. е. 108 часов.

Авторы представляют следующие модели базисного и рабочего учебных планов:

- распределение часов вариативной части по дисциплинам и междисциплинарным курсам;

- на дополнительные дисциплины вариативной части;

- использование вариативной части учебного плана на дисциплины, изучение которых продолжается на уровне СПО;

- на введение дополнительных междисциплинарных курсов в рамках существующих профессиональных модулей;

- на введение дополнительного профессионального модуля в рамках вариативной части учебного плана.

Все приводимые модели носят рекомендательный характер.

В том же издании представлена аналогичная публикация по моделям и этапам конструирования, а также общих принципах разработки учебных планов по реализации программ СПО (Полумордвинова А. А. Модели рабочих учебных планов по реализации программ среднего профессионального образования с учетом требований работодателей // Научные исследования в образовании : приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2010. N10. С. 39-63). Автор данной статьи - научный сотрудник НИИРПО департамента образования г. Москвы.

Рассматриваются основные этапы конструирования вариативной части образовательных программ СПО: прогностический, целевой, структурный, функциональный, ресурсный, результативный. В данной статье намечены общие принципы разработки вариативной части учебного плана СПО, продемонстрированы некоторые варианты моделей учебных планов по специальности СПО 151034 «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании» по ФГОС. Приводимые модели также выполняют роль рекомендаций. Окончательная формулировка структуры вариативной части и составление рабочего учебного плана - компетенция образовательного учреждения.

Автор представляет следующие модели базисного и рабочего учебных планов:

- распределение объема часов вариативной части по всем структурным элементам;

- распределение объема часов вариативной части на увеличение объема теоретической части;

- распределение объема часов вариативной части на введение дополнительных профессиональных модулей;

- распределение объема часов вариативной части на введение междисциплинарных курсов в профессиональные модули федеральной части.

Автор публикации в журнале «Среднее профессиональное образование» (Кочнева Е. Н. Модульно-компетентностный подход к созданию профессиональных образовательных программ // СПО. 2010. № 10. С. 38-43) выделила принципы разработки профессиональных образовательных программ на модульно-компетентност-ной основе:

• принципы, определяющие результативно-целевую направленность программ;

• принципы, характеризующие особенности отбора и структурирования содержания профессионального образования;

• принцип адекватности и взаимообусловленности ресурсного обеспечения образовательных программ.

Данные принципы представляют собой взаимосвязанную и взаимообусловленную совокупность концептуальных взглядов на образование в конкретном образовательном учреждении, которые обеспечивают особенности проектирования образовательных программ. В рамках данной статьи представляется краткая характеристика сущности каждого принципа. Также Е. Н. Кочнева представляет схему вариативной части образовательной программы и технологии осуществления образовательного процесса.

В приложении к журналу «Среднее профессиональное образование» представлен опыт работы ФГОУ СПО «Костромской торгово-экономический колледж» по процессу формирования ОПОП для подготовки техников-механиков - специалистов по технической эксплуатации оборудования в торговле и общественном питании (Янушевская Т. Ф. Образовательный стандарт нового поколения. Расширение свобод и повышение ответственности образовательного учреждения при формировании и реализации основных профессиональных образовательных программ // Среднее профессиональное образование. 2010. № 12. С. 3-7). Автор - преподаватель Костромского торгово-экономического колледжа Янушевская Т. Ф. - выделяет ряд особенностей, которые отличают ФГОС третьего поколения от предыдущих образовательных стандартов СПО относительно формирования ОПОП по специальности на основе модульно-компе-тентностного подхода. В публикации описываются возможности оптимально сочетать теоретические и практические составляющие обучения и

самостоятельно определять количество часов на изучение дисциплин и профессиональных модулей и выделения вариативной и инвариантной части образовательной программы; в рамках каких профессиональных модулей обучающиеся выполняют курсовой проект или курсовую работу и пр.

Опыт экспериментальной работы ГОУ СПО «Колледж сферы услуг № 3» г. Москва по теме «Разработка и внедрение модели интегрированных учебных планов НПО и СПО для сложных наукоемких производств» описан Мальгиной С. Ю., заместителем директора колледжа по экспериментальной работе (Мальгина С. Ю. Экспериментальная работа колледжа по созданию модульных профессиональных программ в соответствии с требованиями профессиональных и образовательных стандартов // Научные исследования в образовании: приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2011. № 1. С. 28-31). Автор рассматривает основные способы проектирования структуры и содержания модульных программ профессионального обучения и подготовки работников индустрии питания по специальности СПО «Технология продукции общественного питания» и профессии НПО «Повар, кондитер». В ходе экспериментальной деятельности в течение трех лет коллективом колледжа была разработана модель многоуровневого непрерывного модульного профессионального образования в соответствии с требованиями образовательных и профессиональных стандартов, разработанных по инициативе Федерации Рестораторов и Отелье-ров совместно с Центром изучения проблем профессионального образования, при экспертной поддержке Европейского фонда образования. Предлагаемая автором модель позволяет адекватно отразить в структуре и содержании модульных профессиональных программ требования рынка труда за счет их трансформации в результаты обучения и тем самым обеспечить повышение ответственности всех субъектов образовательного процесса за конечные результаты обучения и, следовательно, повысить эффективность подготовки специалистов индустрии питания.

В рамках экспериментальной работы по каждому квалификационному уровню созданы модульные программы профессионального обучения и подготовки рабочих кадров индустрии питания. Мальгина С. Ю. представляет структуру учебного плана по профессии 260807.01 «Повар, кондитер». За счет вариативной части ОПОП НПО объем времени, отведенный на общепрофессиональный цикл, увеличен на 36 ча-

сов, в основном на дисциплины «Техническое оснащение и организация рабочего места» и «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров». Это обусловлено появлением на российском рынке большого ассортимента отечественного и зарубежного оборудования предприятий общественного питания, изменением требований к его эксплуатации, необходимостью уделять особое внимание ассортименту и оценке качества основных групп продовольственных товаров, вопросам организации хранения пищевых продуктов и мерам борьбы с потерями. На профессиональный цикл увеличен объем времени на 108 часов, в основном на сложные профессиональные модули ПМ 08. «Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий», ПМ 05 «Приготовление блюд из домашней птицы», требующие достаточно много времени на их освоение. Согласно разработанному учебному плану за счет сопряжения профессиональных и образовательных стандартов появляется возможность оптимизации объема и содержания профессиональной подготовки специалистов индустрии питания.

В сети Интернет подобных публикаций не выявлено. Все представленные материалы сводятся к программам семинаров и курсов повышения квалификации для профессионально-педагогических работников учреждений довузовского профессионального образования. На сайте «Педсовет.огд» Всероссийский интернет-педсовет (режим доступа: http://pedsovet.org/forum/ index.php?showtopic=4421) открыты форумы по темам «Концепция разработки ФГОС НПО и СПО третьего поколения» и «Проблемы реализации стандартов: настоящие и будущие», где с 2008 года ведется обмен опытом профессионально-педагогических работников учреждений НПО и СПО РФ по различным проблемам внедрения новых ФГОС в работу ОУ. Любой педагог может зарегистрироваться на сайте и задать вопрос специалисту ФИРО по проблемам внедрения ФГОС третьего поколения или изучить историю форума и найти ответы на свои профессиональные затруднения.

Профессиональное сообщество педагогов «Методисты» (режим доступа: http://metodisty. ru/m/groups/files/npo_-_spo?cat=375) в разделе «Библиотека» (рубрики «Документация по стандартам нового поколения» и «Рабочие учебные программы») представляет примерные программы по профессиям и специальностям НПО, СПО.

На сайте НИИРПО департамента образования г. Москва (режим доступа: www.niirpo.ru/docs/ uchsoveMezis21.04.11.doc) можно познакомиться с текстом доклада заместителя директора

НИИРПО, профессора, д-ра. пед. наук, О. Б. Чи-таевой по теме «О регламенте введения федеральных государственных образовательных стандартах в УСПО города Москвы».

Литература:

1. Алексеев, Д. А. Особенности подготовки внедрения ФГОС СПО нового поколения в медицинском колледже [Текст] / Д. А. Алексеев, М. Н. Иванова // Приложение к «СПО». - 2009. - N4. - С. 118-121

2. Афанасьева, А. В. Роль ИКТ в подготовке компетент-ностного специалиста в условиях введения ФГОС нового поколения [Текст] / А. В. Афанасьева, М. А. Белякова // Методист. - 2011. - N2. - С. 53-55

3. Безверхая, Е. А. Использование технологий обучения для реализации стандартов третьего поколения [Текст] / Е. А. Безверхая // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - N1. - С. 27-29. - Библиогр. в конце ст.

4. Блинов, В. И. Как разработать профессиональный стандарт педагогической деятельности [Текст] / В. И. Блинов // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2010. - N7. - С. 3-18. - Би-блиогр. в конце ст.

5. Блинов, В. И. Каким может быть профессиональный стандарт педагогической деятельности [Текст] / В. И. Блинов // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2010. - N6. - С. 3-11. - Би-блиогр. в конце ст.

6. Блинов, В. И. Принципы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения [Текст] / В. И. Блинов // Департамент профессионального образования. - 2009. - N1. - С. 12-20

7. Блинов, В. И. Стандарт результата (о новых федеральных государственных стандартах профессионального образования) [Текст] / В. И. Блинов // ОКО. - 2010. - N2. - С. 18-24

8. Болотова, Е. Л. Федеральные государственные стандарты профессионального образования третьего поколения: неэффективные требования к результатам освоения основных программ [Текст] / Е. Л. Болотова // Администратор образования. - 2010. - N21. - С. 16-25

9. Буцик, В. А. Проблемы формирования государственных образовательных стандартов третьего поколения [Текст] / В. А. Буцик // Дистанционное и виртуальное обучение. -2009. - N3. - С. 45-58. - Библиогр. в конце ст.

10. Гапонцев, В. Л. Содержание образования: государственные стандарты нового поколения [Текст] / В. Л. Гапонцев, В. А. Федоров, М. Г. Гапонцева // Профессиональное образование. Столица. - 2009. - N5. - С. 37-39. - Библиогр. в конце ст.

11. Закхеев, А. С. О наполнении ГОС СПО третьего поколения адекватным содержанием [Текст] / А. С. Закхеев // Приложение к «СПО». - 2010. - N4. - С. 3-17

12. Зачёсова, Е. В. Перспективы введения нового поколения ФГОС профессионального образования [Текст] / Е. В. Зачёсова // Журнал руководителя управления образованием. - 2010. - N1. - С. 7-12

13. Зырянова, Н. И. Содержание отраслевой подготовки педагога профессионального обучения в области экономики и управления в соответствии с новым федеральным государственным стандартом [Текст] / Н. И. Зырянова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2010. - N10. - С. 49-60. - Библиогр. в конце ст.

14. Ильин, М. В. Внедрение и использование образовательных стандартов профессионально-технического образования [Текст] / М. В. Ильин // Профессиональное образование. Столица. - 2009. - N9. - С. 26-28

15. Казаков, А. Ю. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в аспекте модернизации профессионального образования [Текст] / А. Ю. Казаков // ОКО. - 2010. - N2. - С. 25-26

16. Казаков, А. Ю. Сертификация специалистов системы профессионального образования Кузбасса в условиях перехода на ФГОС нового поколения [Текст] / А. Ю. Казаков // ОКО. - 2010. - N3. - С. 14-15

17. Коновалова, Ю. В. Профессиональные стандарты как основа разработки структуры и содержания стандартов профессионального образования и модульных образовательных программ [Текст] / Ю. В. Коновалова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - №1. - С. 34-41. - Библиогр. в конце ст.

18. Кочнева, Е. Н. Модульно-компетентностный подход к созданию профессиональных образовательных программ [Текст] / Е. Н. Кочнева // СПО. - 2010. - N10. - С. 38-43. - Библиогр. в конце ст.

19. Кручинина, О. В. Формирование конкурентоспособности будущих секретарей-референтов в условиях образовательных стандартов нового поколения [Текст] / О. В. Кручинина // Научные исследования в образовании. - 2011. - N3. - С. 3-5

20. Кузнецова, А. А. Структура, назначение и функции нового стандарта [Текст] / А. А. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - N4. - С. 37-40

21. Кумскова, И. А. Стандарты третьего поколения: ориентация на работодателя [Текст] / И. А. Кумскова // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - N1. - С. 14-15

22. Лейбович, А. Н. Федеральные государственные образовательные стандарты [Текст] / А. Н. Лейбович // Образовательная политика. - 2009. - N8. - С. 11-24

23. Мальгина, С. Ю. Экспериментальная работа колледжа по созданию модульных профессиональных программ в соответствии с требованиями профессиональных и образовательных стандартов [Текст] / С. Ю. Мальгина // Научные исследования в образовании : приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». - 2011. - N1. - С. 2831. - Библиогр. в конце ст.

24. Махова, Ю. В. Образовательные стандарты нового поколения как фактор повышения квалификации преподавателей [Текст] / Ю. В. Махова // СПО. - 2011. - N2. - С. 3-4. -Библиогр. в конце ст.

25. Муравьева, А. А. Роль профессиональных стандартов в модернизации системы профессионального образования [Текст] / А. А. Муравьева // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - N7. - С. 34-36. - Библиогр. в конце ст.

26. Муравьева, Е. В. Проектирование основных образовательных программ по специальности «Управление промышленной безопасностью и защита в чрезвычайных ситуациях» на основе модульно-компетентностного подхода [Текст] / Е. В. Муравьева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. - № 1 (3).

27. Мусорина, А. А. Использование вариативной части ФГОС СПО третьего поколения для получения дополнительных профессиональных компетенций с учетом запросов работодателей [Текст] / А. А. Мусорина // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - N1. - С. 3-4

28. Мухамедзянова, Ф. Ш. Педагогическая оценка качества учебно-методического обеспечения образовательных программ СПО на основе модульно-компетенстностного подхода [Текст] / Ф. Ш. Мухамедзянова, Н. Б. Пугачева, Ю. Ю. Теренина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. - № 1 (3).

29. Нетребенко, Л. В. О проблемах перехода на стандарты нового поколения, основанные на модульно-компетент-ностном подходе [Текст] / Л. В. Нетребенко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - N1. - С. 18-22. - Библиогр. в конце ст.

30. Новичков, В. Б. Онтодидактика и образовательные стандарты [Текст] / В. Б. Новичков // СПО. - 2010. - N8. - С. 2-6. - Библиогр. в конце ст.

31. Олейникова, О. Н. Профессиональные стандарты как фактор повышения качества профессионального образования [Текст] / О. Н. Олейникова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2009. - N8. - С. 55-62. - Библиогр. в конце ст.

32. Павлова, Е. В. Модульное пространство содержания образования? подготовка колледжа к реализации стандартов нового поколения [Текст] / Е. В. Павлова // Приложение к «СПО». - 2010. - N6. - С. 23-28. - Библиогр. в конце ст.

33. Переверзев, В. Ю. Нерешенные вопросы в разработке профессиональных и образовательных стандартов [Текст] / В. Ю. Переверзев, В. Е. Ковлякова // Профессиональное образование. Столица. - 2009. - N2. - С. 8-10

34. Петрова, С. А. Образовательные и профессиональные стандарты в системе обеспечения качества рабочей силы [Текст] / С. А. Петрова, М. А. Шестаков // Профессиональное образование. Столица. - 2009. - N4. - С. 8-10

35. Попов, С. В. О достижении профессиональных стандартов в среднем профессиональном образовании [Текст] / С. В. Попов // Приложение к «СПО». - 2010. - N2. - С. 3-9

36. Прашкевич, Ю. А. Новые образовательные стандарты как условие формирования конкурентоспособности будущих рабочих [Текст] / Ю. А. Прашкевич // Научные исследования в образовании. - 2011. - N2. - С. 49-52. - Библиогр. в конце ст.

37. Прянишникова, О. Д. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта [Текст] / О. Д. Прянишникова // Департамент профессионального образования. - 2009. - N4. - С. 42-48

38. Реморенко, И. Новые стандарты - серьезный шаг к решению проблемы дефицита кадров [Текст] / И. Реморенко // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - N3. - С. 19-20

39. Рыжаков, М. В. Пакет новых документов к образовательному стандарту [Текст] / М. В. Рыжаков // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - N4. - С. 41-42

40. Садекова, А. У. Использование зачетных единиц при переходе на образовательные стандарты нового поколения [Текст] / А. У. Садекова // Образовательная политика. - 2009.

- N9. - С. 11-19. - Библиогр. в конце ст.

41. Скамницкий, А. А. Профессиональные и образовательные стандарты: поиск механизмов взаимодействия [Текст] / А. А. Скамницкий // СПО. - 2009. - N2. - С. 2-5. - Би-блиогр. в конце ст.

42. Ткачева, Г. В. Практикоориентированные учебные пособия как средство реализации новых образовательных стандартов в профессиональной школе [Текст] / Г. В. Ткачева // Научные исследования в образовании. - 2010. - N6. - С. 5761. - Библиогр. в конце ст.

43. Ушакова, Л. С. Новые тенденции в оценке результатов профессионального образования [Текст] / Л. С. Ушакова, М. Н. Коломиец // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - N2. - С. 14-16

44. Янушевская, Т. Ф. Образовательный стандарт нового поколения. Расширение свобод и повышение ответственности образовательного учреждения при формировании и реализации основных профессиональных образовательных программ [Текст] / Т. Ф. Янушевская // Приложение к «СПО».

- 2010. - N12. - С. 3-7

ИЗ ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ И ДИСЦИПЛИН НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Л. И. Ильченко, методист лаборатории мониторинга внедрения ГОС ПО ГОУ «КРИРПО»

Ключевые слова: стандарты, основная профессиональная образовательная программа (ОПОП), профессиональный модуль (ПМ), раздел профессионального модуля, междисциплинарный курс (МДК), теория, практика, компетентность, профессиональное образование, показатели результатов освоения ОПОП.

Сентябрь 2011 года открывает новый этап в развитии профессионального образования - все учреждения начального и среднего профессионального образования должны осуществить переход на обучение в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Кемеровской области в настоящее время действует 50 учреждений начального профессионального образования и 50 среднего профессионального образования.

В целях подготовки образовательных учреждений к переходу на ФГОС нового поколения ГОУ «КРИРПО» проведены курсы повышения квалификации, обучающие семинары и тематические консультации по вопросам организации процесса перехода на ФГОС нового поколения и разработки учебно-программной документации в русле идеологии ФГОС нового поколения. На четырех потоках курсов и пяти семинарах обучение прошли 445 человек (94 % из учреждений начального и 96 % - среднего профессионального образования). Руководители образовательных учреждений, заместители директора, старшие мастера, преподаватели специальных дисциплин получили информацию об изменениях в профессиональном образовании, в т. ч. в области ФГОС, освоили практические навыки по основам проектирования профессиональных образовательных программ ново-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.