Научная статья на тему 'Разрабатываем примерные профессиональные программы: пока не попадешь в воду - плавать не научишься'

Разрабатываем примерные профессиональные программы: пока не попадешь в воду - плавать не научишься Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разрабатываем примерные профессиональные программы: пока не попадешь в воду - плавать не научишься»

ветствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона».

ГОУ «КРИРПО» продолжает работу по обеспечению научно-методического сопровождения процесса перехода учреждений начального и среднего профессионального образования Кемеровской области на ФГОС нового поколения. Запланированы семинары и курсы повышения квалификации на 2011- 2012 гг. Проводятся индивидуальные консультации по вопросам разработки основных профессиональных образовательных программ. В помощь разработчикам организован форум, где можно задать вопрос и получить ответ по проблемам, возникающим в ходе проектирования программ. Совместными усилиями ГОУ «КРИРПО» и ФГУ «ФИРО» 14 - 15 июня проведен обучающий семинар для сертифицированных разработчиков основных профессиональных образовательных программ по проектированию контрольно-оценочных средств, ориентированных на проверку сформированно-сти компетенций. Для организации мониторинга хода и результатов подготовки к переходу и внедрению ФГОС в образовательных учреждениях НПО/СПО Кемеровской области определены критерии и показатели эффективности и подготовлена карта самооценки готовности ОУ к введению ФГОС НПО/СПО. Результаты мониторинга нашли отражение в материалах коллегии департамента образования и науки.

В августе 2011 года традиционные августовские консультации будут посвящены вопросам перехода ОУ НПО и СПО на ФГОС нового поколения. Педагогической общественности Кемеровской области предлагается поделиться своим опытом по разработке необходимой программной

документации и созданию требуемых ФГОС условий, представить и обсудить свои разработки, обозначить проблемы и пути их решения.

Таким образом, объединенные усилия специалистов Департамента образования и науки Кемеровской области, Кузбасского регионального института развития профессионального образования, Федерального института развития образования, профессиональных образовательных учреждений создали ситуацию определенной готовности коллективов профессиональной школы к реализации принципов модульно - компе-тентностного подхода, проектированию необходимой программной документации и организации процесса перехода на ФГОС.

Литература:

1. Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Утверждены Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 2 августа 2009 г.).

2. Блинов В. И. Стандарт результата (о новых Федеральных государственных стандартах профессионального образования) // ОКО. 2010 № 2 С.18-24.

3. Материалы семинара ФГУ ФИРО и ГОУ «КРИРПО», сентябрь - октябрь 2010.

4. Проекты программ профессиональных модулей и дисциплин ПОУ Кемеровской области.

5. Зачесова Е. В. Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования // Вопросы информатизации образования. 2010 №18.

Перечень основных документов, используемых при составлении основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО размещен на сайте ГОУ «КРИРПО» - www krirpo.ru

РАЗРАБАТЫВАЕМ ПРИМЕРНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ: ПОКА НЕ ПОПАДЕШЬ В ВОДУ -ПЛАВАТЬ НЕ НАУЧИШЬСЯ

И. А. Былкова, методист лаборатории мониторинга внедрения ГОС ПО ГОУ «КРИРПО»

«Великая цель образования -это не знания, а действия».

Гербер Спенсер

В целях своевременного перехода учреждений профессионального образования Кемеровской области на реализацию новых образовательных стандартов приказом Департамента об-

разования и науки Кемеровской области за № 35 от 14.01.2011 г. были созданы рабочие группы по разработке примерных основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по наиболее массовым профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования, подготавливаемым в области. Руководителями рабочих групп были назначены

педагогические работники образовательных учреждений из числа слушателей, обучившихся на курсах повышения квалификации по подготовке разработчиков, экспертов и преподавателей по разработке примерных программ профессиональных модулей и учебных дисциплин, организованных Федеральным институтом развития образования (ФИРО) на базе государственного образовательного учреждения «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (КРИРПО) в сентябре 2010 года и получивших соответствующий сертификат. В состав групп вошли представители учебных заведений начального и среднего профессионального образования области по соответствующим профессия и специальностям.

Деятельность областных групп разработчиков примерных ОПОП направлена на изучение и анализ федеральных государственных стандартов (ФГОС), анализ потребностей знаний и умений в соответствии с требованиями работодателей, разработку программ профессиональных модулей, учебных дисциплин. Результатом работы областных групп должны были стать комплекты примерных основных профессиональных образовательных программ профессиональных модулей и дисциплин, на основе которых образовательные учреждения смогут разработать основные профессиональные образовательные программы. Координация деятельности рабочих групп была возложена на Кузбасский региональный институт развития профессионального образования. В целях методического сопровождения и организационной поддержки за каждой рабочей группой закрепили куратора из сертифицированных специалистов института.

В рамках регулирования деятельности рабочих групп 27 января 2011 на базе КРИРПО состоялся организационный семинар-совещание для их руководителей. На семинаре перед руководителями групп выступил проректор института Казаков А. Ю., который актуализировал требования к разработке примерных программ профессиональных модулей и дисциплин.

Методист лаборатории внедрения мониторинга ГОС ПО Ильченко Л. И. провела анализ типичных ошибок, встречающихся при составлении основных профессиональных образовательных программ. Итогом деятельности семинара стал разработанный пошаговый алгоритм действий рабочей группы и определен круг обязанностей руководителя группы.

В соответствии с алгоритмом с 31.01.2011 по 04.02.2011 в рабочих группах прошли организационные встречи для всех участников. Во время встреч обсуждались принципиальные новшества

и структура новых образовательных стандартов, основные подходы к проектированию и реализации образовательных программ, логика построения программ профессиональных модулей и дисциплин. В итоге первого организационного совещания все участники рабочей группы изучили базисный учебный план и распределили компоненты ОПОП (программы модулей и дисциплин) для разработки между собой. Координация деятельности участников групп в процессе работы над программами, их консультация по отдельным вопросам в случае затруднения, контроль над поэтапным выполнением индивидуальных заданий, компоновка проекта примерной программы осуществляли дистанционно руководителем каждой группы совместно с куратором от института. Проекты программ модулей/дисциплин, разрабатываемых членами групп, неоднократно проверялись руководителем и куратором группы на соответствие требованиям ФИРО и в случае необходимости отправлялись на доработку. До 25 февраля 2011 в результате совместной работы руководителем каждой группы был сформирован комплект готовых примерных программ профессиональных модулей и учебных дисциплин и направлен каждому разработчику для изучения и внесения предложений. Вторая встреча членов групп посвящалась обсуждению разработанных проектов примерной ОПОП, трудностей, встречающихся в работе над проектом, и способов их преодоления.

Анализируя деятельность своих групп, все руководители отмечают, что разработка программ - это коллективный, творческий и увлекательный процесс, требующий от разработчиков глубокого знания нормативно-правовых документов, особенностей современного производства и запросов работодателей. Но в то же время, как и всякое новшество, эта деятельность вызвала множество затруднений и вопросов, из которых некоторые так и остались без ответа.

В ходе общения с руководителями и участниками групп были выявлены сложности, наиболее часто возникавшие в процессе разработки примерных программ. Так, например, Цурунова Надежда Юрьевна, преподаватель ГОУ НПО ПУ № 62, руководитель рабочей группы по профессии «Ремонтник горного оборудования» отметила, что большие разногласия в группе возникали при делении профессионального модуля на разделы и при определении количества часов на их освоение. Как утверждает руководитель группы по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)», зам. директора ПЛ № 1 Фомина Надежда Андреевна, трудности в её работе как руководителя

возникали в связи с тем, что представленные варианты проектов программ для одного и того же модуля или дисциплины от разных разработчиков значительно отличались по содержанию обучения и логическому построению материала. Поэтому требовалось дополнительное время для приведения всего этого разнообразия к единству.

Наибольшие затруднения, по единогласному мнению всех руководителей групп, вызвало установление основных показателей оценки результатов освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей, подбор соответствующих форм и методов контроля и оценки. Многим разработчикам было непросто сформулировать показатель таким образом, чтобы он был конкретным и понятен однозначно, кроме того, оказалось, что формы и методы контроля у многих педагогических работников ограничиваются только тестированием и контрольными работами.

Формулирование тем практических и лабораторных работ, а следовательно, и определение их содержания явилось довольно сложной задачей при разработке программ модулей и дисциплин. Это, прежде всего, связано с отсутствием четкого понимания различий в дидактических целях данных видов занятий. Некоторые сложности при разработке программ возникали из-за территориальной разбросанности образовательных учреждений, разницы в уровне методической подготовки преподавателей и мастеров, участвующих в разработке программ, слабом владении дистанционными формами общения.

Многие руководители рабочих групп отметили, что затруднения в работе над программами были вызваны и объективными причинами, такими как:

- недостаток времени для детальной разработки рабочих программ по дисциплинам и профессиональным модулям;

- большая нагрузка на педагогов по основному виду деятельности;

- отсутствие единых подходов к оценке профессиональных и общих компетенций.

По утверждению руководителя группы по профессии «Закройщик» зам. директора по производственной работе ПЛ № 70 Габьевой Надежды Витальевны (с ней соглашаются руководители других групп разработчиков), одним из главных недостатков новых образовательных стандартов является сокращение сроков обучения на базе основного общего образования, что затрудняет организацию практики и трудоустройство выпускников, не достигших 18-летия к концу обучения. Как отмечает Пяткин Александр Алексеевич, зам. директора по УПР ПУ № 41, руководитель группы по профессии «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем

и оборудования» (и его поддерживают руководители практически всех групп разработчиков), в новых стандартах сокращено количество часов, отведенное на производственную практику, что ставит под сомнение вопрос о качественной подготовке рабочего, обладающего практическими навыками.

Руководители рабочих групп по таким профессиям начального профессионального образования как сварщик, парикмахер, продавец, контролер-кассир, закройщик и др. отмечают, что в текстах ФГОС допущена арифметическая ошибка при подсчете общего количества часов для профессионального цикла. Так, максимальная учебная нагрузка складывается из обязательной учебной нагрузки и времени на самостоятельную работу, которое составляет ровно 50 % от обязательной. При пересчете выяснилось, что в профессиональном цикле реальная сумма, полученная при сложении часов, отведенных на данные виды деятельности, указанных в стандарте, не совпадает с указанной же во ФГОС максимальной нагрузкой для профессии «Сварщик» на 64 часа, для профессии «Закройщик» - 30 часов, для профессии «Продавец, контролер-кассир» - 70 часов.

В то же время все руководители групп единогласно говорят о прогрессивности новых образовательных стандартов, в первую очередь это связано с их высокой практико-ориентированностью. Введение основной структурной единицы - профессионального модуля, позволяет изучать каждый модуль независимо друг от друга, получая определенную квалификацию после его изучения.

Руководитель группы разработчиков примерной ОПОП по профессии 100116.01 «Парикмахер» Лабунская Наталья Леонидовна, зам. директора по УМР ПЛ № 70, указывает, что «мо-дульно-компетентностный подход, на котором основаны новые стандарты, в подготовке специалиста позволит наиболее качественно удовлетворить социальный заказ и сократить разрыв между результатами образования и современными требованиями жизни, сферы труда и занятости. Внедрение ФГОС дает возможность образовательному учреждению оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологии и организации труда, обеспечивая качество подготовки профессионала на современном уровне». Руководитель группы по специальности СПО 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» Ельденев Максим Леонидович, зам. директора по УР Кемеровского горнотехнического техникума, отме-

тил, что «отличительной чертой ФГОС является большая свобода в формировании как учебных планов, так и рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей». Преимущество стандартов нового поколения, по мнению Цуруновой Надежды Юрьевны, преподавателя спецдисциплин ПУ № 62 (руководитель группы по профессии 130401 - «Ремонтник горного оборудования»), «заключается в том, что во ФГОС сформулированы требования к результатам подготовки выпускника, причем указаны не только профессиональные, но и общие компетенции. Основой ФГОС нового поколения является модульно-компетентностный подход, который дает возможность обучаться в ситуации, имитирующей трудовую среду...».

Положительным в стандартах нового поколения, по словам Кравченко Татьяны Александровны, зам. директора по УР Кемеровского педагогического колледжа, руководителя рабочей группы по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах», является тщательный отбор теоретического содержания и принцип интеграции теории и практики при освоении модулей, становление акцента на самостоятельную целенаправленную деятельность обучающихся.

Все преподаватели, принимавшие участие в разработке программ, преимуществом ФГОС называют наличие в них вариативной части (хотя при составлении примерных ОПОП она не берется во внимание). По мнению руководителя рабочей группы по профессии «Продавец, контролер-кассир» Михеевой Веры Викторовны, мастера производственного обучения ПЛ № 49, вариативная составляющая позволяет формировать дополнительные (по отношению к регламентированным в обязательной части) профессиональные компетенции, имеющие региональную значимость и не отраженные в обязательной части ОПОП. Вариативная составляющая дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Одним из основополагающих условий при определении содержательной части ОПОП является участие работодателей в разработке профессиональных модулей и дисциплин, поэтому в ходе своей работы, все группы учитывали особенности Кузбасского региона, ведь именно рынок определяет степень востребованности кадров, владеющих теми или иными компетенция-

ми в рамках полученной профессии (специальности). В целях отражения требований работодателей в содержании ОПОП, все программы модулей и дисциплин были представлены для рецензии социальным партнерам. В своих рецензиях работодатели отмечали, что составленные программы в целом отвечают запросам современного рынка труда. Например, директор второго Кемеровского филиала ОАО «Запсибэ-лектромонтаж» Г. В. Алеховиков пишет: «В целом содержание разработанных примерных программ профессиональных модулей позволяет обеспечить подготовку квалифицированных рабочих по профессии начального профессионального образования «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)». В своей рецензии на комплект примерных программ профессиональных модулей по профессии «Ремонтник горного оборудования» главный механик шахты «Распадская» С. С. Касицкий указал, что положительным моментом программ, представленных на рецензию, является увеличение количества часов для практических работ, а также выделение времени для самостоятельной работы обучающихся. Одновременно с этим они указали на то, что в планируемых результатах ФГОС начального и среднего профессионального образования не в полной мере отражены задачи содействия средствами образования развитию малого предпринимательства в условиях экономики региона.

Хочется отметить, что большая часть педагогических работников, членов рабочих групп, активно участвовали в разработке программ модулей или дисциплин, оперативно реагировали на замечания, внося поправки в программы. Из участников, внесших значительный вклад в работу группы, руководители отметили: Пинигину Марину Владимировну - преподавателя спецдисциплин Кузнецкого индустриального техникума, Орлову Наталью Владимировну - зам. директора по УМР Государственного профессионального училища народных промыслов, Малышеву Надежду Ивановну - преподавателя спецдисциплин ГОУ НПО ПЛ № 70 и др. К сожалению, ПУ № 38, Таштагольский горный техникум, Проко-пьевский горнотехнический техникум полностью проигнорировали работу в группе,. Представители ПУ № 8, ПУ № 51 по неизвестным причинам не довели до конца начатую работу. Видимо педагогические коллективы не осознают неизбежность перехода на новые образовательные стандарты и не сумели или не захотели использовать возможность получения навыка разработки ОПОП учебных дисциплин и профессиональных модулей, который однозначно был бы полезен

учреждениям профессионального образования при разработке ОПОП по профессиям и специальностям, не вошедшим в перечень примерных ОПОП, разрабатываемых в регионе.

В результате кропотливой работы групп в лаборатории мониторинга, в рамках исполнения приказа департамента создан банк комплектов примерных программ профессиональных модулей и учебных дисциплин по 9 специальностям среднего профессионального образования и 14 профессиям начального профессионального образования.

Конечно, введение ФГОС, по утверждению всех руководителей рабочих групп, дает больше свободы в области организации профессионального обучения выпускников, а также позволяет работодателю влиять на содержание и качество подготовки рабочих и специалистов.

Хочется надеяться, что реализация новых образовательных стандартов (и новых ОПОП), а именно, усиление интеграции профессионального образования с работодателем, позволит адаптировать качество подготовки выпускников к требованиям регионального рынка труда.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Н. Л. Дочкина, канд. мед. наук, зав. центром содействия укреплению здоровья студентов ГОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж»

Здоровье детей, подростков и молодежи -главное национальное богатство страны, залог успешного решения проблем, стоящих перед человечеством в XXI веке. Обеспечение и сохранение здоровья детей и подростков - самый перспективный вклад в интеллектуальный, экономический, политический, нравственный и репродуктивный резерв общества. От уровня здоровья подростков зависят жизненные планы, в том числе профессиональная подготовка, стремление к социальному развитию, создание семьи и рождение детей. То есть именно те факторы, которые предопределяют развитие страны в целом.

К сожалению, многочисленные социологические исследования, которые проводятся в нашей стране, свидетельствуют о сохраняющемся неблагополучии в состоянии здоровья детей и подростков.

По данным НИИ охраны здоровья детей и подростков РАМН, почти 80 % учащихся 9-11 классов в связи с отклонениями в состоянии здоровья имеют ограничения в выборе профессий, т. к. их трудовая деятельность, возможно, будет осуществляться в условиях контакта с вредными производственными факторами, что может привести к прогрессированию патологии. Десять лет назад численность таковых лиц составляла 56 %. Причем ограничения в выборе профессии у подростков в настоящее время обусловлены в 65 % случаев наличием хронических заболеваний и в 35 % случаев имеющимися выраженными функциональными нарушениями.

Состояние здоровья, как известно, является интегральным критерием, отражающим совокупное влияние комплекса факторов окружающей среды, в том числе условий воспитания, обуче-

ния, трудовой деятельности, образа жизни. В то же время первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.

В связи с этим «одним из главных условий сохранения и улучшения здоровья населения является формирование здорового образа жизни с самого раннего возраста», подчеркивается в ежегодном государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации» за 2008/2009 годы.

Хотелось бы напомнить, что установка на здоровый образ жизни появляется у человека не сама по себе, а формируется в результате определенного психологического и педагогического воздействия. Поэтому современные образовательные учреждения должны быть учреждениями, призванными растить физически и психически здоровых граждан, формировать у них потребность в хорошем здоровье, научить ответственно относиться не только к собственному здоровью, но и к здоровью других людей, а также к сохранению среды обитания.

В условиях перехода системы профессионального образования на новые образовательные стандарты справедливо возникает вопрос о месте в них здоровьесберегающих технологий. Для ответа на этот вопрос необходимо внимательно изучить все структурные составляющие ФГОС, требования к реализации основных образовательных программ, представленные в них компетенции. На основании анализа ФГОС, требований, обязательных при реализации основ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.