Научная статья на тему 'Предложения НИИРПО по внедрению подготовки школьников в колледжах города Москвы'

Предложения НИИРПО по внедрению подготовки школьников в колледжах города Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕДЖЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ТЕХНОЛОГИЯ" / EDUCATIONAL AREA "TECHNOLOGY" / TRAINING OF SCHOOLBOYS IN COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володарская Алла Арнольдовна, Гордеева Ольга Юрьевна, Елькина Анна Геннадьевна, Кривоносова Евгения Ивановна, Павлова Оксана Анатольевна

В условиях демократизации образования привлекательность и значимость профессиональной подготовки для учащихся общеобразовательных учреждений может быть повышена за счет правильного выбора профессий, а также качественного обучения. В статье представлены предложения по внедрению подготовки школьников в колледжах.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Володарская Алла Арнольдовна, Гордеева Ольга Юрьевна, Елькина Анна Геннадьевна, Кривоносова Евгения Ивановна, Павлова Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the conditions of democratization of formation appeal and the importance of vocational training to pupils of educational institutions can be raised at the expense of a correct choice of trades, and also qualitative training. In article offers on introduction of preparation of schoolboys in colleges are presented.

Текст научной работы на тему «Предложения НИИРПО по внедрению подготовки школьников в колледжах города Москвы»

ПРЕДЛОЖЕНИЯ НИИРПО ПО ВНЕДРЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕДЖАХ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОЛОДАРСКАЯ А.А., ГОРДЕЕВА О.Ю., ЕЛЬКИНА А.Г.,

КРИВОНОСОВА Е.И., ПАВЛОВА О.А., ПОЛУМОРДВИНОВА А.А., РОМАНОВСКАЯ М.Б., СТАНУЛЕВИЧ О.Е., СУРОВЦЕВА Е.В.,

ЧИТАЕВА О.Б.

В условиях демократизации

образования привлекательность и

значимость профессиональной подготовки для учащихся общеобразовательных учреждений может быть повышена за счет правильного выбора профессий, а также качественного обучения. В статье

представлены предложения по внедрению подготовки школьников в колледжах.

ПРОФПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕДЖАХ

Профессии для профессиональной подготовки школьников, должны отвечать следующим требованиям:

— быть интересны для учащихся и включать обучение навыкам, полезным в повседневной жизни и быту;

— востребованы на рынке труда;

— не сопряжены с вредными и опасными условиями труда;

— не связаны с использованием материально - технической базы повышенной сложности.

Повышение качества профессиональной подготовки может быть достигнуто кооперацией

учреждений общего среднего и профессионального образования (колледжей) при организации обучения. Целесообразно проводить профессиональную подготовку с выходом, в зависимости от сложности профессии, на уровень 2-го или 3-го разряда Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). При этом регламентация уровня квалификации позволит эффективно контролировать объем получаемых учащимися профессиональных знаний и умений.

Профессиональная подготовка учащихся общеобразовательных учреждений может проводиться в средних общеобразовательных школах, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), на базе учреждений начального и среднего профессионального образования, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии в соответствии с «Перечнем профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях» (Письмо Минобрнауки от 21.06.2006г. №03-1508).

Для профессиональной подготовки (в действующем нормативно-правовом поле) или получения профессии НПО (по ФГОСам нового поколения) возможно использование вариативной части базисного учебного плана общеобразовательной школы (Приказ Минобразования России от 09.03.2004г. N 1312 (до 5 часов в неделю в 9-м классе и до 12 часов в неделю в 10-м и 11-м классах - всего 986 часов за 9-й, 10-й и 11-й классы). Возможно также использование часов, отведенных на образовательную область "Технология"

In the conditions of democratization of formation appeal and the importance of vocational training to pupils of educational institutions can be raised at the expense of a correct choice of trades, and also qualitative training. In article offers on introduction of preparation of schoolboys in colleges are presented.

(по 3 часа в неделю в 9-м классе и по 2 часа в неделю в 10-м и 11-м классах - всего 238 часов за 9-й, 10-й и 11-й классы), в случае совпадения содержания обучения данной предметной области и содержания обучения по профессии. ИТОГО: 1224 часа. При этом по ряду профессий, например таких, как оператор электронно-вычислительных машин, изготовитель художественных изделий из дерева, чертежник, плодоовощевод, цветовод и многих других, по желанию учащихся и их родителей (лиц, их заменяющих), обучение можно начинать ранее 9-го класса.

Порядок утверждения рабочих учебных планов и программ, а также согласования сроков профессионального обучения учащихся общеобразовательных учреждений устанавливается органами управления образованием (профессиональным образованием) субъектов Российской Федерации.

Профессиональная подготовка школьников завершается сдачей квалификационных экзаменов в установленном порядке. Учащимся, прошедшим профессиональную подготовку по профессиям Перечня и успешно сдавшим приемной комиссии экзамены, выдается свидетельство государственного образца об уровне квалификации по профессии. Необходимым условием для выдачи учащимся данного свидетельства является наличие у учреждения профессионального образования лицензии и свидетельства о государственной аккредитации по программам профессиональной подготовки.

Для учащихся не получивших подтверждение профессиональной подготовки осуществляется доучивание, в том числе и в форме экстерната, в колледжах по программам НПО или по сокращенным программам.

При разработке экспериментальной учебно-программной документации для профессиональной подготовки учащихся школ на базе колледжа могут быть использованы как традиционный принцип отбора и структурирования содержания образования (обучения), так и модульно-компетентностный подход с ориентацией на формирование у обучающихся школ первоначальных ключевых компетенций. Принципиальной особенностью данного подхода является интеграция первого (базового) модуля, реализующего вариативную общеобразовательную подготовку в рамках школы и второго модуля, предусматривающего овладение профессией в рамках колледжа.

Для организации профессионального обучения учащихся общеобразовательных школ в колледжах НИИРПО необходимо разработать комплект научно-методических рекомендаций по содержанию и планированию этой деятельности.

Реализация этих программ позволит обучающимся школы (после 7 класса):

— трудоустроиться по полученной профессии,

— продолжить обучение в колледже и получить начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля,

— выбрать другую сферу деятельности в случае разочарования в освоенной профессии, т.е. сделать осознанный выбор профессиональной карьеры,

— повысить свою профессиональную квалификацию на курсах по сокращённой программе на базе колледжа.

Колледжам:

— осуществлять раннюю профессионализацию обучающихся,

— повысить качество общего и профессионального образования,

— реализовывать спектр образовательных программ в условиях непрерывного общего и профессионального образования,

— эффективно использовать материально-техническую базу колледжа и кадровый потенциал,

— в условиях перехода в автономные учреждения расширить перечень услуг внебюджетной деятельности,

— привлечь дополнительные потоки обучающихся по госзаказу и в условиях внебюджета,

— осуществлять эффективную организацию учебного процесса на основе применения современных комплексов педагогических технологий: профессиональных проб, портфолио, самостоятельной работы посредством ИКТ технологий (e-learning, m-learning, wikki), учебных фирм, проектов, конкурсной деятельности и др.

Городскому хозяйству:

— оптимизировать систему общего и профессионального образования города Москвы.

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. (Приказ МОН РФ от 09.03.2004 №1312).

2. О перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.06.2006 №03-1508).

3. Закон города Москвы «Об общем образовании в городе Москве» от 10.03.2004 №14. (в ред. Законов города Москвы от 28.12.2005 N 1, от 28.05.2008 N 17, от 17.09.2008 N 41, от 16.09.2009 N 32, от 09.12.2009 N 11).

4. Московский базисный учебный план (Приказ Департамента образования города Москвы от 11 мая 2010 года №958).

5. О введении в действие санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 (Постановление Минздрава РФ от 28 ноября 2002 г. № 44).

6. Закон города Москвы от 28.04.2010 №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве».

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ:

1. Приказ Департамента образования города Москвы «О порядке освоения цикла общеобразовательных дисциплин в основных профессиональных образовательных программах начального и среднего профессионального образования» (Данный документ закрепит возможность образовательному учреждению реализовывать дисциплины общеобразовательного цикла, как концентрированно, так и рассредоточено - параллельно с дисциплинами и профессиональными модулями основной профессиональной образовательной программой).

2. Приказ ДОМ «О создании единой системы оценки результатов профессионального образования всех уровней и процедуры отраслевой сертификации выпускников образовательных учреждений» (Этот документ будет регламентировать процедуру и механизмы оказания услуг сертификации).

3. Инструктивно-методическое письмо ДОМ «О создании системы непрерывного многоуровневого вариативного профессионального образования для групп социально активного населения и лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Данное письмо будет содержать условия реализации профессионального образования как единой системы, ориентированной на компетенции, заложенные в образовательных и профессиональных стандартах, реализуемых модульно, а также механизм их лицензирования и аккредитации).

4. Инструктивное методическое письмо ДОМ «О разработке механизма взаимодействия и интеграции системы профессионального образования со старшей общеобразовательной школой города Москвы» (Данный документ регламентирует механизм взаимодействия и интеграции системы профессионального образования со старшей общеобразовательной школой города Москвы).

5. Интегрированный федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

6. Закон города Москвы «О непрерывном образовании в городе Москве» (Регламентирует правила реализации общего и профессионального образования в городе Москве).

СЕГМЕНТЫ ПОПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Таблица 1. Траектории интеграции общего и профессионального

образования в колледжах города Москвы

На базе 7\8 классов >НПО ► СПО Колледж

Классы с углубленным трудовым обучением и профильной подготовкой секретарь документационное обеспечение управления и архивоведение Технологический колледж №8

Классы с углубленным трудовым обучением и профильной подготовкой станочник технология машиностроения Технологический колледж №8

Классы с углубленным трудовым обучением и профильной подготовкой монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов радиоаппаратостроение Технологический колледж №8

Слесарь по ремонту автомобилей автомеханик техническое обслуживание и ремонт автомобильного Колледж городской инфраструктуры и строительства №1

На базе 7\8 классов >НПО ►СПО Колледж

транспорта

Оператор электронновычислительных и вычислительных машин оператор электронновычислительных машин программирование в компьютерных системах Колледж городской инфраструктуры и строительства №1

Повар повар, кондитер технология продукции общественного питания Экономикотехнологический колледж № 22

Слесарь механосборочных работ слесарь механосборочных работ монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования Политехнический колледж № 2

Цветовод садовод: рабочий зеленого хозяйства Колледж малого бизнеса №4

Швея портной, закройщик моделирование и конструирование швейных изделий Колледж легкой промышленности № 5

ПОТОКОВАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО И МНОГОПРОФИЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Перечень потоков

1 поток - обучение на базе 7 или 8 классов

2 поток - обучение на базе 9 классов

3 поток - обучение на базе 10 классов

4 поток - обучение на базе 11 классов

5 поток - обучение лиц с ограниченными возможностями по здоровью (ОВЗ)

6 поток - обучение взрослого населения ОБЩИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ ДЛЯ ВСЕХ ПОТОКОВ

— возможность получения большего спектра образовательных услуг на базе одного учреждения в образовательных комплексах (мини-кампусах, ресурсных центрах);

— увеличение количества квалификационных

документов (аттестат, сертификат,

квалификационное свидетельство, диплом и т.п.);

— получение образования любого уровня в удобных формах (экстернат, очно-заочное, заочное, дистанционное, e-learning) и в удобное время;

— большая социальная защищенность на основе увеличения количества программ (учебных, воспитательных, досуговых), что улучшает улучшение социальной ситуации, и обеспечивает профилактику правонарушений;

— переход от традиционной классно-урочной системы к аудиторно-лекционным и практикоориентированным занятиям;

— гарантия трудоустройства с привлечением широкого спектра социальных партнеров, как в период обучения, так и по результатам обучения;

— создание электронного портфолио обучающегося (электронная карта), отражающего основные этапы и параметры его деятельности и здоровья, личностные свойства и компетенции;

— возможность построения индивидуальной траектории обучения путем интеграции и изменения содержания образовательных программ;

— организация образовательного процесса, обеспечивающего здоровье и безопасность учащихся;

— осуществление образования через всю жизнь;

— повышение личностной самооценки обучающихся;

— приращение квалификации или изменение её профиля на каждом образовательном уровне в соответствии с отраслевой рамкой квалификаций;

— большее количество и качество образовательных услуг за равный период времени;

— обеспечение широкой доступности

колледжей для обучающихся по программам общего и профессионального образования для различных возрастных и социальных групп;

— сокращение сроков обучения за счет интеграции образовательных программ;

— внедрение эффективных комплексов

педагогических технологий с учетом

множественности разноуровневых потоков обучающихся на базе АОУ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— внедрение эффективных технологий

самообразования;

— внедрение педагогических технологий

реализации индивидуальных образовательных

траекторий для различных потоков потребителей образовательных услуг;

— участие в конкурсах профессионального мастерства;

— обучение на современном

высокотехнологичном оборудовании.

траектори я 1

Основное общее Объем учебной нагрузки до общего образования

2065ч/1285

I

Среднее (полное) общее Объем учебной нагрузки до среднего(пол ного)общего образования

4515ч/3735

ч

траект

ория2

А

траекто рия 3

траектори

я 4

траектори

я 5

I траекто I

I

рия 6

\

Профессиональна я подготовка

НПО

СПО

(базовый

/повышенный

уровень)

Интегрированная образовательная программа НПО-СПО

Прикладной

бакалавриат

Корпоративное обучение, на базе учебного центра колледжа , ориентированное на

квалификационн ые уровни отраслевой рамкой квалификаций

У

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ РЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ: освоение обязательной программы основного общего образования (малые группы) с получением аттестата об основном общем образовании; освоение программы среднего (полного) общего образования с получением аттестата о среднем (полном) общем образовании; освоение программ профессиональной подготовки с получением

свидетельства/удостоверения о квалификации по профессии; освоение основной профессиональной образовательной программы НПО с получением диплома о начальном профессиональном образовании и сертификата уровня квалификации; освоение основной профессиональной образовательной программы СПО (базового/ повышенного уровня) с получением диплома о среднем профессиональном образовании и сертификата уровня квалификации; освоение программы прикладного бакалавриата с получением диплома бакалавра и сертификата уровня квалификации;

освоение модульных программ профессиональных квалификаций с получением сертификатов подтверждения квалификаций; профильная подготовка параллельно с общим образованием; получение

предпрофессиональной подготовки за счет вариативной части программы основного образования; материальная поддержка (получение стипендии, бесплатного питания и проезда на общественном транспорте); переход из разряда «безнадежных» в разряд «квалифицированный рабочий»; занятия досуга в спортивных и культурных центрах; участие в летних межвозрастных трудовых лагерях с получением денежного вознаграждения; стажировка по военногражданской специальности время службы в армии;,

траектор ия 7

Среднее

(полное)

общее

Объем учебной нагрузки до среднего(по лного)общег о

образовани я-2450 ч

/

траектор ия 8

______]

траектор ^ ия 9

«__________I

N -

траектор ия 10 I__________У

I

траекто

рия11

\

V

траектор ия 12

Профессиональна я подготовка

НПО

1

СПО

(базовый

/повышенный

уровень)

Прикладной

бакалавриат

Корпоративное обучение, на базе учебного центра колледжа

ориентированно е на

квалификационн ые уровни отраслевой рамкой квалификаций

СПЕЦ

Интегрированная образовательная программа НПО-СПО

ЕЦИФИЧЕСКИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ: освоение программы

среднего (полного) общего образования с получением аттестата о среднем (полном) общем образовании; освоение программ

профессиональной подготовки с получением

свидетельства/удостоверения о квалификации по профессии;

освоение основной

профессиональной образовательной программы НПО с получением диплома о начальном профессиональном образовании и сертификата уровня квалификации; освоение основной

профессиональной образовательной программы СПО (базового/ повышенного уровня) с получением

диплома о среднем профессиональном образовании и сертификата уровня квалификации; освоение программы

прикладного бакалавриата с получением диплома

бакалавра и сертификата уровня квалификации; освоение модульных

программ профессиональных квалификаций с получением сертификатов подтверждения квалификаций;

профильная подготовка

параллельно со средним (полным) общим

образованием;

материальная поддержка (получение стипендии,

бесплатного питания и проезда на общественном транспорте);

занятия досуга в спортивных и культурных центрах; участие в летних

межвозрастных трудовых лагерях с получением

денежного вознаграждения; стажировка по военногражданской специальности во время службы в армии; обучение или стажировка за рубежом в рамках обмена

создание

благоприятной

У

психологической среды

ПОТОК 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А

Среднее

(полное)

общее

Объем

учебной

нагрузки

На до

базе среднего(п

10 олного)об

класс щего

а образован

ия-1225ч

I I

I траектори я 14

I

I I

I траектори — я 15

I I

I траектори я 16

К-

I траектори я 17

I I

I траектори я 18

Профессиональна я подготовка

НПО

СПО

(базовый

/повышенный

уровень)

Интегрированная образовательная программа НПО-СПО

Прикладной

бакалавриат

Корпоративное обучение, на базе учебного центра колледжа , ориентированное на

квалификационны еуровни отраслевой рамкой квалификаций

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ: освоение программы

среднего (полного) общего образования с получением аттестата о среднем (полном) общем образовании; освоение программ

профессиональной подготовки с получением

свидетельства/удостоверения о квалификации по профессии;

освоение основной

профессиональной образовательной программы НПО с получением диплома о начальном профессиональном и сертификата уровня квалификации;

освоение основной

профессиональной образовательной программы СПО (базового/ повышенного уровня) с получением диплома о среднем профессиональном образовании и сертификата уровня квалификации; освоение программы

прикладного бакалавриата с получением диплома

бакалавра и сертификата уровня квалификации;; освоение модульных

программ профессиональных квалификаций с получением сертификатов подтверждения квалификаций; профильная параллельно (полным) образованием; материальная (получение бесплатного проезда на транспорте);

занятия досуга в спортивных и культурных центрах; участие в летних

межвозрастных трудовых лагерях с получением денежного вознаграждения; стажировка по военногражданской специальности во время службы в армии; обучение или стажировка за рубежом в рамках обмена; создание благоприятной психологической среды для юношей в условиях преподавательского коллектива с преобладание

со

подготовка

средним

общим

поддержка стипендии, питания и общественном

У

У

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ:

— освоение программ

профессиональной подготовки с получением

свидетельства/удостоверения о квалификации по профессии;

— освоение основной

профессиональной образовательной программы НПО с получением диплома о начальном профессиональном и сертификата уровня квалификации;

— освоение основной

профессиональной образовательной программы СПО (базового/ повышенного уровня) с получением диплома о среднем профессиональном образовании и сертификата уровня квалификации;

— освоение программы

прикладного бакалавриата с получением диплома

бакалавра и сертификата уровня квалификации;

— освоение модульных программ профессиональных квалификаций с получением

подтверждения

сертификатов

квалификаций

материальная

(получение

поддержка

стипендии,

бесплатного питания и проезда на общественном транспорте); занятия досуга в спортивных и культурных центрах; участие в летних

межвозрастных трудовых лагерях с получением денежного вознаграждения; стажировка по военногражданской специальности во время службы в армии; обучение или стажировка за рубежом в рамках обмена; создание благоприятной

психологической среды для юношей в условиях преподавательского коллектива с преобладанием

преподавателей-мужчин.

ПОТОК 5

I

траектори | я 25 I______

Лица с ОВЗ

траектори

я 26 I____

/

траектори

я 27 I____

траектори я 29

■ траектори я 30 -

Траектори я31

I_______„ _ ^

траектори я 32

Основное общее образование

Интегрированная образовательная программа НПО-СПО

Прикладной

бакалавриат

А

Среднее (полное) общее образование

Профподготовка по профессиям, не требующим среднего (полного) общего образования

1 Г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НПО

1 Г

СПО

(базовый

/повышенный

уровень)

Корпоративное обучение, на базе учебного центра колледжа , ориентированное на

квалификационны еуровни отраслевой рамкой квалификаций

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ: освоение обязательной программы основного общего образования (малые группы) с получением аттестата об основном общем образовании; освоение программы среднего (полного) общего образования с получением аттестата о среднем (полном) общем образовании; освоение программ профессиональной подготовки с получением

свидетельства/удостоверения о квалификации по профессии; освоение основной профессиональной образовательной программы НПО с получением диплома о начальном профессиональном образовании и сертификата уровня квалификации; освоение основной профессиональной образовательной программы СПО (базового/ повышенного уровня) с получением диплома о среднем профессиональном образовании и сертификата уровня квалификации;

освоение программы прикладного бакалавриата с получением диплома бакалавра и сертификата уровня квалификации; освоение модульных программ профессиональных квалификаций с получением сертификатов подтверждения квалификаций; профильная подготовка параллельно с общим образованием;

получение предпрофессиональной подготовки за счет вариативной части программы основного образования;

возможности социализации и инклюзивности образования; доступность обучения; широкий спектр образовательных программ с учетом

индивидуальных ограничений по здоровью

занятия досуга в спортивных и культурных центрах; участие в летних межвозрастных трудовых лагерях с получением денежного вознаграждения; обучение или стажировка за рубежом в рамках обмена; создание благоприятной,

психологической среды

ПОТОК 6

А

Корректирующие

программы

Среднее (полное) общее образование

Профподготовка по профессиям, не требующим среднего (полного) общего образования

СПО

(базовый

/повышенный

уровень)

Интегрированная образовательная программа НПО-СПО

Прикладной

бакалавриат

1 г

НПО

1 г

Корпоративное обучение, на базе учебного центра колледжа , ориентированное на

квалификационны еуровни отраслевой рамкой

квалификаций

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ:

— освоение программ профессиональной подготовки с получением

свидетельства/удостоверения о квалификации по профессии;

— освоение основной профессиональной образовательной программы НПО с получением диплома о начальном профессиональном и сертификата уровня квалификации;

— освоение основной профессиональной образовательной программы СПО (базового/ повышенного уровня) с получением диплома о среднем профессиональном образовании и сертификата уровня квалификации;

— освоение программы прикладного бакалавриата с получением диплома бакалавра и сертификата уровня квалификации;

— освоение модульных программ профессиональных квалификаций с получением сертификатов подтверждения квалификаций

— доступность обучения;

— адаптация социально

незащищенных слоев населения и мигрантов к условиям регионального рынка труда и мегаполиса в целом;

— создание предпосылок для организации собственного дела и осуществления предпринимательской деятельности;

— обучение или стажировка за рубежом в рамках обмена.

У

Таблица 2. Особенности реализации образовательной области«Технология» в соответствии с Московским базисным учебным планом

Образовательные ступени Виды подготовки в рамках области «Технология» Класс СОШ Образовательная область «Технология» (час.) Школьный компонент (час). Общее количество часов по ступени на область Технология (школьный компонент)

Профориен- 5 класс 70 245 140 (490)

Основное общее тационная 6 класс 70 245 и

7 класс 70 245 => 105 (490)

8 класс 35 245 >-

Предпрофильная 9 класс 70 210

Среднее (полное) общее Профильная 10 класс 11 класс 140 140 280 315 350 (805)

РЕКОМЕНДАЦИИ НИИРПО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В КОЛЛЕДЖАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

— за счет часов образовательной области «Технология» рекомендуется выделять по 35 часов в год на изучение информационных технологий (1 ч. в неделю);

— в образовательную область «Технология»

входят: «Материальные технологии»,

«Информационные технологии», «Трудовое обучение», «Черчение»;

— учебный предмет «Технология» построен

по модульному принципу с учетом

возможностей образовательного учреждения и потребностей региона;

— «Материальные технологии» изучаются с 5-

7 классах, а в 8 классе не изучаются;

— в 5-8 классах рекомендуется в рамках предмета «Технология» проведение работы по профессиональному самоопределению и социальной адаптации обучающихся;

— в 5-6 классах путем интеграции

профориентационной проблематики

содержание предмета «Технология» с учебной нагрузкой не менее 12 часов в год;

— в 7-8 классах за счет включения модуля «Моя профессиональная карьера» содержание предмета «Технология» с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в год;

— в рамках компонента образовательного учреждения в 9 классе организуется предпрофильная подготовка обучающихся (1-2 часа в неделю), в том числе за счет введения 18-ти часового элективного курса «Профессиональное самоопределение» и за счет часов предмета «Технология»;

— предмет «Технология» в старшей школе (10-

11 класс) предполагает высокую степень вариативности в зависимости от выбранного обучающимся профиля в рамках профильной подготовки. Рекомендуется строить изучение этого предмета как профориентационное, дающее учащемуся опыт решения производственных задач, выполнения соответствующих проектов в областях связанных с выбранным профилем.

Таблица 3. Определение недостающего объема времени для получения диплома НПО при интеграции НПО и среднего полного общего образования

Период освоения профессии НПО Школа (область «Технология» и школьный компонент) (час.) ГОС НПО (действующие) (час) ФГОС НПО (час.) Недостающий объем времени для получения диплома НПО по ФГОС после окончания школы

9-11 класс 1155 2248 1404 249 час. (7 недель или 2 мес.)

10 11класс 875 2248 1404 529 час. (15 недель или 4 мес.)

11 класс 455 2248 1404 949 час. (26 недель или 6,5 мес.)

Примечание. В случае наличия дополнительного нормативного документа, регламентирующего порядок интеграции НПО и среднего полного общего образования, возможно предусмотреть перезачет дисциплин «Физическая культура» и «ОБЖ» в соответствии с объемами часов, установленными ФГОС НПО по конкретной профессии.

Таблица 4. Объем времени для освоения некоторых профессий в рамках профессиональной подготовки (Перечень профессий профессиональной подготовки, утв. Приказом Минобразования РФ № 3477 от 29.10.2001)

Профессия Разряд Срок подготовки

Штукатур 2 2 мес. (288 час.)

Столяр строительный 3 4 мес. (576 час.)

Токарь 2 5 мес. (720 час.)

Повар 2-3 5 мес. (720 час.)

Швея 2 3 мес. (432 час.)

Пекарь 2 3 мес. (432 час.)

Согласно данным, приведенным в таблицах 3 и 4, по действующим государственным образовательным стандартам при интеграции начального профессионального образования и среднего (полного) общего образования в рамках образовательной области «Технология» возможна реализация программ профессиональной подготовки. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты позволит осваивать программы начального профессионального образования в полном объеме.

Для отработки моделей реализации программ начального профессионального образования в рамках образовательной области «Технология» необходимо открытие 6-10 экспериментальных площадок по данной тематике.

Необходимо разработать модели учебных планов по шести потокам интеграции общего и профессионального образования в условиях многоуровневого и многопрофильного автономного учреждения среднего профессионального образования.

Библиографический список:

1. Волохин А.В. Система профильного обучения в ресурсном центре довузовского профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства // Научные исследования в образовании. 2010. № 4. С. 17-21.

2. Лысых Н.В. Дифференциация образования: история и современные проблемы // Экономика образования. 2010. № 2. С. 140-144.

Ключевые слова: обучение школьников в колледже, образовательная область «Технология».

Keywords: training of schoolboys in college, educational area ’Technology".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.