Научная статья на тему 'Взаимосвязь готовности личности к компетентному самоопределению и процесса информатизации ее деятельности'

Взаимосвязь готовности личности к компетентному самоопределению и процесса информатизации ее деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
214
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / READINESS / COMPETENCE / SELF-DETERMINATION / INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лупанова Н. А.

Статья посвящена анализу различных аспектов взаимосвязи готовности личности к компетентному самоопределению в условиях информатизации содержания профессиональной деятельности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation between the Person’s Readiness for Competent Self-Determination and Informatization of the Person’s Activity

The article is devoted to the analysis of various aspects of interrelation between the person’s readiness for competent self-determination in conditions of increasing application of information and communication technologies in the professional activity of the person.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь готовности личности к компетентному самоопределению и процесса информатизации ее деятельности»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

удк 37.015.324.2

взаимосвязь готовности личности к компетентному самоопределению и процесса информатизации ее деятельности

© н. А. луПАнОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В.г. Белинского, кафедра педагогики и психологии профессионального обучения e-mail: [email protected]

Лупанова н. А. - Взаимосвязь готовности личности к компетентному самоопределению и процесса информатизации ее деятельности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. с. 837-840. - Статья посвящена анализу различных аспектов взаимосвязи готовности личности к компетентному самоопределению в условиях информатизации содержания профессиональной деятельности личности. ключевые слова: готовность, компетентность, самоопределение, информатизация.

Lupanova N. A. - Interrelation between the Person’s Readiness for Competent Self-Determination and Informatization of the Person’s Activity // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 837-840. - The article is devoted to the analysis of various aspects of interrelation between the person’s readiness for competent self-determination in conditions of increasing application of information and communication technologies in the professional activity of the person.

Keywords: readiness, competence, self-determination, informatization.

любая социальная информация воспринимается личностью сквозь призму особенностей ее развития. к ним относятся и этнические, конфессиональные и прочие особенности включения человека в тот или иной вид труда.

Обеспечение национально значимыми информационными потоками процесса развития личности позволяет при личностной и профессиональной объективации учитывать особенности традиции и быта той или иной нации и национальности. В случае их учета личность готова к осуществлению самодостаточного поиска необходимого для самоопределения вида деятельности.

учет взаимосвязи социальных, профессиональных и конфессиональных информационных установок развития личности основан на соотнесении традиций веры и вероисповедания и особенностей прав и обязанностей. Самодостаточное действие личности возможно в том случае, если информационное обеспечение содержит совокупность нормативный и содержательных актов, соотносящих эти особенности. В противном случае не происходит объективации личности в социуме.

информационное обеспечение самореализации личности в новых экономических условиях возможно при условии использования новых информационных технологий, учета новейших разработок в передаче информационных потоков. Только в этом случае воз-

можна личностная объективация, позитивно влияющая на развитие человека.

При восприятии личностью информационных потоков определенного качества необходимо учитывать информационные потребности и природные предпосылки к восприятию в процессе развития и самоопределения личности. Это учитывает исходные особенности личности в процессе обучения и стимулирует их к исследовательской, творческой деятельности. В этом случае процесс объективации основывается на внутренней мотивации человека.

информационное самообеспечение личности основано на взаимодействии человека с основными источниками социализации, такими, как совместная деятельность людей, первичный опыт личностно значимого взаимодействия, постепенная замена внешнего контроля на самоконтроль. По мере приобретения индивидом социального опыта происходит личностная объективация и, как следствие, личность индивидуализируется, вырабатывая собственное отношение к определенному виду деятельности.

любой вид социализации человека взаимосвязан с личностной социализацией. Они основаны на взаимодействии с основными источниками социализации. Результативность информационного самообеспечения личности возможна в случае побуждения личности к вариативному действию.

Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов. Это всегда сопровождается определенным информационным потоком, который личности приходится воспринимать и перерабатывать. В этих целях необходимо подготовить личность к вербальному, деятельностному и ролевому осознанию приемов самообеспечения необходимой социальной и профессиональной позицией.

Наивысшим этапом развития личности является ее готовность к информационному самообеспечению при решении вариативных социально-профессиональных задач. В этом случае процесс информационного обеспечения осуществляется в динамичном самоопределении и саморазвитии личности, которые реализуются в виде последовательности этапов - от вариативного прочтения социального побуждения человека к определенному виду действию до самостоятельного моделирования самодостаточного для самореализации вида деятельности.

Эмоциональная насыщенность, непредсказуемость и многосторонность деятельности человека нацеливают его на самопознание. При этом не только происходит осознание тех или иных значимых качеств личности, но и формируется определенное самоотно-шение: в системе собственной личности; в системе деятельности; в системе общения.

Таким образом, ценностные ориентации, установки, ведущие мотивы, основополагающие принципы обучения как личностно, социально и профессионально значимого информационного потока являются чрезвычайно важными показателями развития и самоопределения личности.

необходимость системного рассмотрения всех компонентов деятельности (целевого, мотивационного, содержательного, процессуально-управленческого, результативно-оценочного) обеспечивает развитие и самоопределение личности.

качество самоопределения личности основано на ее готовности к саморазвитию и самореализации (А. Г. Асмолов, В. А. Сластенин, А. И. Кочетов).

Междисциплинарный анализ литературы позволил выявить основные подходы к трактовке понятия готовность.

готовность определим как состояние личности, позволяющее ей успешно войти в сообщество и быстро развиваться в социальном и профессиональном отношении.

Структура готовности:

1) социальная готовность, т. е. способность осмысленно ориентироваться и самоопределяться в социальной жизни;

2) общекультурная готовность, т. е. достаточно высокий уровень общего образования и развития;

3) специально-предметная готовность, т. е. знания в конкретной области деятельности;

4) психолого-педагогическая готовность, т. е. способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми.

Структура психолого-педагогической готовности:

1) индивидуальное педагогическое сознание, т. е. вся совокупность моих ответов на профессионально значимые вопросы;

2) индивидуальная педагогическая технология, т. е. вся совокупность известных мне приемов профессиональной деятельности и способов ее организации;

3) индивидуальная педагогическая техника, т. е. вся совокупность моих «исполнительских» возможностей.

Объективная сложность использования данного понятия в научно-педагогическом исследовании проистекает из неопределенности понятия «готовность» человека к самоопределению.

Процесс личностно значимой объективации личности побуждает ее к саморазвитию и самоопределению в случае ее готовности к творческому самовыражению в любом виде деятельности.

* Готовность:

1) согласие сделать что-нибудь, желание содействовать чему-нибудь;

2) подготовленный к чему-нибудь, сделавший все необходимые приготовления.

Приведенное выше определение носит системнодеятельностный характер. В нем основной упор делается на процесс личностной самореализации, что обозначено термином «готовность». Это позволяет рассмотреть значимость информационного насыщения личности, приводящего ее к компетентности в различных аспектах самореализации. Нами выделяется следующие основные аспекты: личностный, профессиональный и социальный.

Предметная область нашего исследования побуждает рассмотреть в качестве основных следующие два подхода к определению понятия «готовность».

В первом случае готовность - состояние или свойство готового [4, с. 388]. Готовый - человек изготовивший, собравшийся совсем, приспособившийся к чему-то; могущий и желающий что исполнить [4, с. 387]. Во втором случае готовность: 1) согласие сделать что-нибудь; 2) состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь [7, с. 127].

как видим, готовность в обоих случаях определяется через понятие состояния личности. Можно утверждать, что речь идет о частичной и полной самоактуализации, основанной на восприятии и переработке личностно значимого информационного потока.

Первая в нашем исследовании трактовалась как личностное восприятие себя и своих возможностей в решении социально-личностных задач на основе признанной в современной урбанизированной жизни информации о здоровье сберегающих технологиях самовыражения личности.

Второе проявляет, в нашем понимании, способность личности не только к самоактуализации, но и к оценке резервов личностного и профессионального самовыражения в определенном потоке личностно значимой информации.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

Обобщая существующие подходы к раскрытию ключевых понятий нашего исследования, можно сделать вывод о наиболее целесообразном базисном понимании развития и самоопределения личности на основе информационного самообеспечения.

Принимая необходимость выделения теоретической и практической готовности личности, мы считаем необходимым дополнение «внешних (предметных) умений» личностными, что позволяет нам выявить взаимосвязи и взаимозависимости личностной, социальной и профессиональной основы информационного обеспечения самоопределения личности. Это способствует пониманию роли информационных технологий образования в становлении личностного и профессионального облика человека.

Наконец, это способствует обоснованию социально-педагогической необходимости предельно возможного самоопределения личности в воспринимаемом ею информационном потоке. Оно, с нашей точки зрения, показывает осознанность и саморегу-ляционность движения личности от социальной умелости к личностно удовлетворяющему и социальновостребованному действию.

Развитие и самоопределение личности проявляет наличие или отсутствие успешности действий человека, позволяет соотнести социальный норматив, общественно-групповые традиции и личностные установки с уровнем его притязаний.

Междисциплинарный анализ генезиса представлений о значимости самоопределения и развития личности в определенном информационном потоке является предметом как собственно-научного исследования, так и одним из оснований социального и профессионального распределения людей по результативности социально-профессионального самовыражения.

В любом случае, современное социальное, профессиональное и личностное самовыражение человека базируется на инновационной модели побуждения граждан к самоопределению и саморазвитию.

В активизации правотворчества в указанной сфере, по всей видимости, свою роль сыграло принятие федерального закона от 31.07.95 г. «Об основах государственной службы РФ», устанавливающего правовые основы организации государственной службы, под которой понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов, федеральный закон отнес принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законом» [3, с.210].

Анализ нормативно-моральной составляющей информационного обеспечения формирования личности современного человека показывает ее многозначность, неопределенность и дифференциацию. По нашим наблюдениям основным проблемным моментом сегодняшнего дня является не столько личност-

ная значимость самоопределения и развития человека, сколько ее направленность и содержание. То есть, речь идет о разработке технологического компонента восприятия, переработке и воспроизведении личностно значимых информационных потоков.

Одним из видов деятельности, способствующим формированию готовности личности к самоопределению, является профессиональная деятельность, основанная на эффективном профессионально значимом развитии личности.

Необходимым условием профессионального развития личности, работающей с людьми, является осознание необходимости изменения, преобразования своего самосознания и поиска новых возможностей самореализации в профессиональном труде.

Исследования Е. С. Романовой, Дж. Холланда показывают, что профессиональное определение и развитие личности переходит в процесс профессионального самоопределения и саморазвития в том случае, если человек готов к соотнесению своего типа личности и типа профессиональной среды. как известно, выделяют следующие типы профессиональной объективации личности: реалистический тип (Р), исследовательский тип (И), артистический тип (А), предпринимательский тип (П), конвенциональный тип (К).

В процессе исследования качества восприятия личностью профессионально-значимых информационных потоков получила подтверждение концепция Дж. Холланда о качественных характеристиках взаимосвязи информационного поля, обеспечивающего качество профессионального действия специалиста, и особенностей определенного типа личности.

Исследования Ю. К. Черновой, посвященные квалиметрическим основам профессионального действия, и проведенная опытно-экспериментальная работа позволяют определить роль указанной личностной типологии в формировании профессиональнозначимых умений, качеств и свойств личности.

В любом случае, включение личности в названные процессы, трактуемые психолого-педагогической наукой как «отражение» и объективация себя (К. К. Платонов, В. С. Мерлин, Б. Ф. Ломов), приводят не только к активизации внутренних резервов организма, но и побуждают человека к переосмыслению своей социальной и профессиональной предназначенности. Происходит смена ориентиров очередного «цикла» жизнедеятельности личности (л. Н. Гумилев). Меняется цель, направленность, содержание деятельности человека. Изменяются внешние параметры и критерии оценки его деятельности. Личность включается в процесс личностной и профессиональной самокоррекции. Изменяется в целом социальный статус личности.

Е. А. Климов отмечает, что смысл деятельности любого профессионала сводится к тому, чтобы постоянно обеспечивать соответствие («уменьшать неопределенность связей») между целями, предметами и средствами труда, но само обеспечение соответствия -это фактически преодоление противоречия между различными элементами эрготической системы, например, противоречия между особенностями предмета

труда и используемыми средствами и т. п. Естественно, преодоление этих противоречий должно осознаваться и переживаться субъектом труда, что уже само по себе предполагает его развитое профессиональное самосознание и соответственно определяет профессиональную объективацию.

Рассмотрение определения профессиональной объективации через преодоление противоречий между различными элементами эрготической системы позволяет ответить на вопрос о необходимых условиях профессиональной самореализации. «Эргономика - это наука о «соответствии» работы и людей друг другу, изучающая связи между анатомией, физиологией и психологией индивида и требованиями, предъявляемыми определенными видами работ». В этом случае профессиональная объективация возможна при соответствии личностной предрасположенности к профессиональному действию и возможных условий труда требованиям, предъявляемым профессией.

Э. Берн рассматривал невозможность профессиональной объективации, т. к. еще в детстве закладываются основы для «жизненных сценариев», которые уже во взрослой жизни бывает довольно сложно преодолевать в силу сложившихся стереотипов восприятия информационных потоков и их использования в определении профессионального сценария собственной деятельности. Эти сценарии часто не позволяют человеку прожить действительно интересную и неординарную, т. е. свою собственную жизнь, заставляя его «играть» в чужие игры.

В. Д. Шадриков отмечал, что профессиональная объективация возможна в том случае, когда человек ощущает личностную самодостаточность.

В любом виде деятельности человека реализуется механизм, деятельность которого основана на четком представлении взаимосвязей, составляющих основу, с одной стороны готовности личности к самоопределению. С другой стороны, проявляет уровне-вые и содержательные характеристики возможности

этого процесса исходя из конкретно-исторических и социально-экономических предпосылок качества социализации человека.

Особенно это проявляется в деятельности одного из основных социальных институтов общества -системе профессионального образования, становление и развитие которой явилось длительным процессом. Именно эта социальная система в качестве результата обеспечивает готовность личности к самоопределению и позволяет интегрировать опыт различных видов деятельности человека в обобщающую деятельность по установлению соответствия имеющихся способностей и результата его жизнедеятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

2. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ,1977.

3. Гошуляк В. В. Конституционное и уставное законодательство субъектов Российской Федерации. М., 1999. 439 с.

4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1-4.

5. Краевский В. В. Методология педагогических исследований: Пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. 165 с.

6. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

8. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.

9. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб.: Питер, 2003. 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.