ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 37
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ОСОЗНАНИЯ СМЫСЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Е. Н. КУЛИЕВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии профессионального обучения e-mail: [email protected]
Кулиева Е. Н. - Самоопределение личности как фактор осознания смысла деятельности // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 830-832. - Статья посвящена анализу различных аспектов взаимосвязи самоопределения личности и ее готовности к поиску смысла деятельности, в котором она активно себя реализует. Ключевые слова: готовность, смысл, самоопределение.
Kulieva K. N. - Personality Self-Determination as a Factor of Activity Awareness Sense // Izv. Penz. gos. pedagog.
univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 830-832. - The article is devoted to the analysis of different aspects of interrelatioship between the personality self-determination and its getting ready for searching of activity sense, the process where the personality realizes its potential.
Keywords: getting ready, sense self-determination.
Современное научное знание и социальная практика подходят к обоснованию сущности взаимосвязи самоопределения и смыслообразования личности в процессе ее активной деятельности, исходя из: взаимосвязи развития личности с ее социальными проявлениями (Ж. Мажо); рационалистического обоснования формирования готовности человека к самореализации (Б. Скиннер); феноменологической значимости мышления и действия (К. Роджерс); социальной значимости самокоррекции (Л. В. Байбородо-ва, М. И. Рожков).
Значимость взаимосвязи самоопределения и смыслообразования личности в процессе ее активной деятельности рассматривается в отечественной педагогике. история развития культуры и государственности России является доказательством углубленного внимания всех слоев Российского общества к исследуемым понятиям. И. И. Бецкой в «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества» определяет совокупность «должностей», которые проявляет человек и гражданин. Тем самым, положено начало анализу понятий самоопределения и смыслообразо-вания. В работах К. Д. Ушинского сформулирована антропологическая концепция возможности человека «быть готовым» к проявлению смысла в процессе самоопределения. Впервые этот процесс рассматривался с психофизиологической основы, как самообеспечение достаточным уровнем нервной регуляции.
Интересен подход в обосновании социальной необходимости поиска смысла личностного само-
определения и развития человека, сформулированный в работах Л. Н. Толстого. Он считал, что готовность русского человека к чему-то взаимосвязана с народностью, верой и гражданскими традициями Отечества. Он утверждал превалирование личностного развития, так как считали, что изменение мира (по мнению Л. Н. Толстого) возможно лишь в том случае, если человек, прежде всего, меняет самого себя. В педагогике закладывается основа этнического и конфессионально объективного смыслообразования личности, обладающей природной готовностью к самоопределению на основе самосовершенствования.
Необходимо отметить, что в русской культуре существовала своеобразная концепция «духовной готовности человека к самопожертвованию». В. В. Розанов, Н. А. Бердяев, В. О. Ключевский в своих работах выявили своеобразный «отечественный дух», составляющий основу выбора человеком своей судьбы, что считалось представителями данной научной школы основным критерием взаимосвязи смысла и самоопределения личности.
Таким образом, анализ отечественной философско-педагогической мысли показывает, что исследуемая проблема в том или ином аспекте постоянно присутствует в государственных стандартах, общественной морали Российского общества и наполняет содержание деятельности отдельной личности.
Современное обоснование значимости взаимосвязи самоопределения и поиска личностью своего смысла в совершаемом ею деятельности требует
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
целостного и системного обоснования взаимосвязи саморазвития «Я» и внешних побуждений к определенной направленности социализации личности. Это возможно при определении, например, педагогической значимости исследуемой проблемы, так как педагогический информационный поток - один из ведущих социальных источников становления общества, формирующий образ мышления человека, его готовность обозначить смысл самоопределения в избранном виде деятельности.
Новая социально-экономическая и политическая ситуация в государственно-общественном устройстве России предопределила инновационные основы проявления традиционной ментальности и архитипа социального и профессионального обеспечения личности о возможности и мере самоопределения с точки зрения поиска человеком смысла совершаемых действий.
динамизм изменений государственных стандартов и содержания общественной морали вызывает тревожность и «запредельную утомляемость» (Н. А. Бернштейн) человека, которая проявляется во всех сферах его жизнедеятельности. Это, в частности, следует из пространственного временного несоответствия двух процессов - становления нового правопорядка и изменения психологии человека. Это, в конечном счете, создает три основных модели поведения современного человека: законопослушность, перерастающая в социальный конформизм; трудовой нигилизм, переходящий в безрассудное отрицание жизненно необходимых норм поведения; адаптированная жизнедеятельность основной массы населения.
В любом случае, современное социальное, профессиональное и личностное самоопределение личности базируется на инновационной модели побуждения граждан к поиску смысла самоопределения и саморазвития человека.
Анализ нормативно-моральной составляющей взаимосвязи самоопределения личности и активного поиска смысла ее деятельности показывает ее многозначность, неопределенность и дифференциацию. По нашим наблюдениям основным проблемным моментом сегодняшнего дня является не столько личностная значимость самоопределения и развития человека, сколько ее направленность и содержание. То есть, речь идет о разработке технологического компонента восприятия, переработке и воспроизведении личностно идеологии личностной самореализации.
Одним из видов деятельности, способствующим формированию готовности личности к поиску смысла самоопределения, является профессиональная деятельность, основанная на эффективном профессионально значимом развитии личности.
Необходимым условием профессионального развития личности, работающей с людьми, является осознание необходимости изменения, преобразования своего самосознания и поиска новых возможностей самореализации в избранном виде труда.
Исследования Ю. К. Черновой, посвященные квалиметрическим основам профессионального дей-
ствия, и проведенная опытно-экспериментальная работа позволяют определить роль личностной типологии в формировании профессионально-значимых умений, качеств и свойств личности, являющихся основой рассматриваемой взаимосвязи.
Так, например, «реалистический тип (Р) - мужской, несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием» [4, с. 446]. Это позволяет данному типу более эффективно формировать профессионально-значимые умения, к которым мы отнесли умения целеполагания, деятельностные, аналитические, прогностические, регулятивные, содержательные.
В любом случае, включение личности в названные процессы, трактуемые психолого-педагогической наукой как «отражение» и объективация себя (К. К. Платонов, В. С. Мерлин, Б. Ф. Ломов), приводят не только к активизации внутренних резервов организма, но и побуждают человека к переосмыслению своей социальной и профессиональной предназначенности. Происходит смена ориентиров очередного «цикла» жизнедеятельности личности (Л. Н. Гумилев). Меняется цель, направленность, содержание деятельности человека. Изменяются внешние параметры и критерии оценки его деятельности. Личность включается в процесс личностного и профессионального самоопределения.
Объективация личности осуществляется в различных сферах жизнедеятельности. Данный процесс явился предметом многих исследований. Так, например, С. М. Богословский считает, что «профессиональная объективация возможна в том случае, когда человек ощущает профессиональную самодостаточность» [4, с.119].
Однако, в условиях современной общественноэкономической и профессиональной объективации личности, она побуждается к проявлению успешности в том или ином действии, причем, без анализа собственных способностей и природных возможностей самореализации в том или ином процессе. Это приводит к известному противоречию между потребностью личности в самоопределении и нормативным побуждением ее к тому или иному виду смыслообразования в действии.
В. В. Столин предполагает, что «профессиональная объективация возможна в случае личностной объективации при условии возникновений конфликтного личностного смысла, отражающего столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельности. Рассматривая процессы самосознания, он находил возможным их соотнесение с уровнями активности человека как организма, индивида и личности» [1, с.120].
Отмечая в целом возможность данного подхода к интерпретации рассматриваемой взаимосвязи, необходимо отметить, что взаимосвязь субъективной и объективной составляющих профессиональной деятельности личности отличается достаточной конфликтностью и деструктивным началом смыслообразования.
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского » Общественные науки » № 28 2012 г.
В случае отсутствия сонаправленности личностных устремлений человека в профессиональном действии и профессиональной оценки роли его действия возникает личностный конфликт, способствующий отрицанию сложившейся в процессе профессиональной подготовки специалиста мотивации его включения в профессиональное действие. Это влияет на результативность его профессионального действия.
Однако, рассогласование между представлением человека о себе «реальном» и «идеальном» приводит к личностному конфликту. Нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние. Конфликт мобилизующий (продуктивный) влияет на структуру, динамику и результативность процессов и служит источником саморазвития и самоопределения личности. Е. А. Климов отмечает, что смысл деятельности любого профессионала сводится к тому, чтобы постоянно обеспечивать соответствие («уменьшать неопределенность связей») между целями, предметами и средствами труда, но само обеспечение соответствия - это фактически преодоление противоречия между различными элементами эрготической системы, например, противоречия между особенностями предмета труда и используемыми средствами и т. п. Естественно, преодоление этих противоречий должно осознаваться и переживаться субъектом труда, что уже само по себе предполагает его развитое профессиональное самосознание и соответственно определяет профессиональную объективацию, в частности, на основе выявления индивидуального стиля деятельности.
В. С. Мерлин «выделил три основных аспекта в формировании индивидуального стиля деятельности: 1) формирование «симптомокомплексов», характеризующих отдельные свойства личности; 2) изменение интенсивности и частоты проявления индивидуальных свойств по мере их развития; 3) возникновение новых связей между индивидуальными свойствами, например, возникновение в юношеском возрасте связей между учебными и профессиональными интересами, интеллектуальными свойствами и отношения-
ми личности» [3, с.142]. Таким образом, формируется одновременно личностная и профессиональная позиции. С точки зрения В. С. Мерлина внутренне профессионально-значимое изменение личности взаимосвязано с качеством психофизиологического развития личности и возможностью реализации личностью в профессиональной деятельности своих индивидуальных особенностей. Данная позиция, несомненно, раскрывает важную грань профессионализации индивида и позволяет обратить внимание на готовность личности к смыслообразованию.
Таким образом, анализ взаимосвязи самоопределения и смыслообразования личности в процессе ее активной деятельности показывает, что:
- независимо от типа государственно-общественного устройства человеческого общества существовала личностная потребность в поиске личностью смысла ее самоопределения;
- данная проблема достаточно полно рассмотрена в общеличностном и социальном аспектах;
- особое внимание, в концептуальном и методическом аспектах уделяется соотнесению внутренних факторов самоопределения личности и их реализации в процессе осознания личностной значимости смыслообразования;
- процесс самоопределения и смыслообразо-вания личности требует проявления адаптивного и мобильного уровня восприятия и самореализации в определенном поле деятельности.
список литературы
1. Андреев В. М. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
2. Краевский В. В. Методология педагогических исследований: Пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. 165 с.
3. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
4. Романова E. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - СПб.: Питер, 2003. 464 с.