Научная статья на тему 'Самоопределение личности как фактор осознания смысла деятельности'

Самоопределение личности как фактор осознания смысла деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
569
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / СМЫСЛ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / GETTING READY / SENSE / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулиева Е. Н.

Статья посвящена анализу различных аспектов взаимосвязи самоопределения личности и ее готовности к поиску смысла деятельности, в котором она активно себя реализует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality Self-Determination as a Factor of Activity Awareness Sense

The article is devoted to the analysis of different aspects of interrelatioship between the personality self-determination and its getting ready for searching of activity sense, the process where the personality realizes its potential.

Текст научной работы на тему «Самоопределение личности как фактор осознания смысла деятельности»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 37

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ОСОЗНАНИЯ СМЫСЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Е. Н. КУЛИЕВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии профессионального обучения e-mail: rector@spu-penza.ru

Кулиева Е. Н. - Самоопределение личности как фактор осознания смысла деятельности // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 830-832. - Статья посвящена анализу различных аспектов взаимосвязи самоопределения личности и ее готовности к поиску смысла деятельности, в котором она активно себя реализует. Ключевые слова: готовность, смысл, самоопределение.

Kulieva K. N. - Personality Self-Determination as a Factor of Activity Awareness Sense // Izv. Penz. gos. pedagog.

univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 830-832. - The article is devoted to the analysis of different aspects of interrelatioship between the personality self-determination and its getting ready for searching of activity sense, the process where the personality realizes its potential.

Keywords: getting ready, sense self-determination.

Современное научное знание и социальная практика подходят к обоснованию сущности взаимосвязи самоопределения и смыслообразования личности в процессе ее активной деятельности, исходя из: взаимосвязи развития личности с ее социальными проявлениями (Ж. Мажо); рационалистического обоснования формирования готовности человека к самореализации (Б. Скиннер); феноменологической значимости мышления и действия (К. Роджерс); социальной значимости самокоррекции (Л. В. Байбородо-ва, М. И. Рожков).

Значимость взаимосвязи самоопределения и смыслообразования личности в процессе ее активной деятельности рассматривается в отечественной педагогике. история развития культуры и государственности России является доказательством углубленного внимания всех слоев Российского общества к исследуемым понятиям. И. И. Бецкой в «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества» определяет совокупность «должностей», которые проявляет человек и гражданин. Тем самым, положено начало анализу понятий самоопределения и смыслообразо-вания. В работах К. Д. Ушинского сформулирована антропологическая концепция возможности человека «быть готовым» к проявлению смысла в процессе самоопределения. Впервые этот процесс рассматривался с психофизиологической основы, как самообеспечение достаточным уровнем нервной регуляции.

Интересен подход в обосновании социальной необходимости поиска смысла личностного само-

определения и развития человека, сформулированный в работах Л. Н. Толстого. Он считал, что готовность русского человека к чему-то взаимосвязана с народностью, верой и гражданскими традициями Отечества. Он утверждал превалирование личностного развития, так как считали, что изменение мира (по мнению Л. Н. Толстого) возможно лишь в том случае, если человек, прежде всего, меняет самого себя. В педагогике закладывается основа этнического и конфессионально объективного смыслообразования личности, обладающей природной готовностью к самоопределению на основе самосовершенствования.

Необходимо отметить, что в русской культуре существовала своеобразная концепция «духовной готовности человека к самопожертвованию». В. В. Розанов, Н. А. Бердяев, В. О. Ключевский в своих работах выявили своеобразный «отечественный дух», составляющий основу выбора человеком своей судьбы, что считалось представителями данной научной школы основным критерием взаимосвязи смысла и самоопределения личности.

Таким образом, анализ отечественной философско-педагогической мысли показывает, что исследуемая проблема в том или ином аспекте постоянно присутствует в государственных стандартах, общественной морали Российского общества и наполняет содержание деятельности отдельной личности.

Современное обоснование значимости взаимосвязи самоопределения и поиска личностью своего смысла в совершаемом ею деятельности требует

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

целостного и системного обоснования взаимосвязи саморазвития «Я» и внешних побуждений к определенной направленности социализации личности. Это возможно при определении, например, педагогической значимости исследуемой проблемы, так как педагогический информационный поток - один из ведущих социальных источников становления общества, формирующий образ мышления человека, его готовность обозначить смысл самоопределения в избранном виде деятельности.

Новая социально-экономическая и политическая ситуация в государственно-общественном устройстве России предопределила инновационные основы проявления традиционной ментальности и архитипа социального и профессионального обеспечения личности о возможности и мере самоопределения с точки зрения поиска человеком смысла совершаемых действий.

динамизм изменений государственных стандартов и содержания общественной морали вызывает тревожность и «запредельную утомляемость» (Н. А. Бернштейн) человека, которая проявляется во всех сферах его жизнедеятельности. Это, в частности, следует из пространственного временного несоответствия двух процессов - становления нового правопорядка и изменения психологии человека. Это, в конечном счете, создает три основных модели поведения современного человека: законопослушность, перерастающая в социальный конформизм; трудовой нигилизм, переходящий в безрассудное отрицание жизненно необходимых норм поведения; адаптированная жизнедеятельность основной массы населения.

В любом случае, современное социальное, профессиональное и личностное самоопределение личности базируется на инновационной модели побуждения граждан к поиску смысла самоопределения и саморазвития человека.

Анализ нормативно-моральной составляющей взаимосвязи самоопределения личности и активного поиска смысла ее деятельности показывает ее многозначность, неопределенность и дифференциацию. По нашим наблюдениям основным проблемным моментом сегодняшнего дня является не столько личностная значимость самоопределения и развития человека, сколько ее направленность и содержание. То есть, речь идет о разработке технологического компонента восприятия, переработке и воспроизведении личностно идеологии личностной самореализации.

Одним из видов деятельности, способствующим формированию готовности личности к поиску смысла самоопределения, является профессиональная деятельность, основанная на эффективном профессионально значимом развитии личности.

Необходимым условием профессионального развития личности, работающей с людьми, является осознание необходимости изменения, преобразования своего самосознания и поиска новых возможностей самореализации в избранном виде труда.

Исследования Ю. К. Черновой, посвященные квалиметрическим основам профессионального дей-

ствия, и проведенная опытно-экспериментальная работа позволяют определить роль личностной типологии в формировании профессионально-значимых умений, качеств и свойств личности, являющихся основой рассматриваемой взаимосвязи.

Так, например, «реалистический тип (Р) - мужской, несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием» [4, с. 446]. Это позволяет данному типу более эффективно формировать профессионально-значимые умения, к которым мы отнесли умения целеполагания, деятельностные, аналитические, прогностические, регулятивные, содержательные.

В любом случае, включение личности в названные процессы, трактуемые психолого-педагогической наукой как «отражение» и объективация себя (К. К. Платонов, В. С. Мерлин, Б. Ф. Ломов), приводят не только к активизации внутренних резервов организма, но и побуждают человека к переосмыслению своей социальной и профессиональной предназначенности. Происходит смена ориентиров очередного «цикла» жизнедеятельности личности (Л. Н. Гумилев). Меняется цель, направленность, содержание деятельности человека. Изменяются внешние параметры и критерии оценки его деятельности. Личность включается в процесс личностного и профессионального самоопределения.

Объективация личности осуществляется в различных сферах жизнедеятельности. Данный процесс явился предметом многих исследований. Так, например, С. М. Богословский считает, что «профессиональная объективация возможна в том случае, когда человек ощущает профессиональную самодостаточность» [4, с.119].

Однако, в условиях современной общественноэкономической и профессиональной объективации личности, она побуждается к проявлению успешности в том или ином действии, причем, без анализа собственных способностей и природных возможностей самореализации в том или ином процессе. Это приводит к известному противоречию между потребностью личности в самоопределении и нормативным побуждением ее к тому или иному виду смыслообразования в действии.

В. В. Столин предполагает, что «профессиональная объективация возможна в случае личностной объективации при условии возникновений конфликтного личностного смысла, отражающего столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельности. Рассматривая процессы самосознания, он находил возможным их соотнесение с уровнями активности человека как организма, индивида и личности» [1, с.120].

Отмечая в целом возможность данного подхода к интерпретации рассматриваемой взаимосвязи, необходимо отметить, что взаимосвязь субъективной и объективной составляющих профессиональной деятельности личности отличается достаточной конфликтностью и деструктивным началом смыслообразования.

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского » Общественные науки » № 28 2012 г.

В случае отсутствия сонаправленности личностных устремлений человека в профессиональном действии и профессиональной оценки роли его действия возникает личностный конфликт, способствующий отрицанию сложившейся в процессе профессиональной подготовки специалиста мотивации его включения в профессиональное действие. Это влияет на результативность его профессионального действия.

Однако, рассогласование между представлением человека о себе «реальном» и «идеальном» приводит к личностному конфликту. Нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние. Конфликт мобилизующий (продуктивный) влияет на структуру, динамику и результативность процессов и служит источником саморазвития и самоопределения личности. Е. А. Климов отмечает, что смысл деятельности любого профессионала сводится к тому, чтобы постоянно обеспечивать соответствие («уменьшать неопределенность связей») между целями, предметами и средствами труда, но само обеспечение соответствия - это фактически преодоление противоречия между различными элементами эрготической системы, например, противоречия между особенностями предмета труда и используемыми средствами и т. п. Естественно, преодоление этих противоречий должно осознаваться и переживаться субъектом труда, что уже само по себе предполагает его развитое профессиональное самосознание и соответственно определяет профессиональную объективацию, в частности, на основе выявления индивидуального стиля деятельности.

В. С. Мерлин «выделил три основных аспекта в формировании индивидуального стиля деятельности: 1) формирование «симптомокомплексов», характеризующих отдельные свойства личности; 2) изменение интенсивности и частоты проявления индивидуальных свойств по мере их развития; 3) возникновение новых связей между индивидуальными свойствами, например, возникновение в юношеском возрасте связей между учебными и профессиональными интересами, интеллектуальными свойствами и отношения-

ми личности» [3, с.142]. Таким образом, формируется одновременно личностная и профессиональная позиции. С точки зрения В. С. Мерлина внутренне профессионально-значимое изменение личности взаимосвязано с качеством психофизиологического развития личности и возможностью реализации личностью в профессиональной деятельности своих индивидуальных особенностей. Данная позиция, несомненно, раскрывает важную грань профессионализации индивида и позволяет обратить внимание на готовность личности к смыслообразованию.

Таким образом, анализ взаимосвязи самоопределения и смыслообразования личности в процессе ее активной деятельности показывает, что:

- независимо от типа государственно-общественного устройства человеческого общества существовала личностная потребность в поиске личностью смысла ее самоопределения;

- данная проблема достаточно полно рассмотрена в общеличностном и социальном аспектах;

- особое внимание, в концептуальном и методическом аспектах уделяется соотнесению внутренних факторов самоопределения личности и их реализации в процессе осознания личностной значимости смыслообразования;

- процесс самоопределения и смыслообразо-вания личности требует проявления адаптивного и мобильного уровня восприятия и самореализации в определенном поле деятельности.

список литературы

1. Андреев В. М. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

2. Краевский В. В. Методология педагогических исследований: Пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. 165 с.

3. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

4. Романова E. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - СПб.: Питер, 2003. 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.