УДК 593.1
Е. Н. Кулиева
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - ОСНОВА ИХ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. Актуальность и цели. Динамичное и инновационное по структуре и содержанию развитие общества актуализирует необходимость совершенствования качественных основ деятельности отечественной системы образования, в частности высшего профессионального образования. В условиях изменения парадигмы профессионального самоопределения и профессиональной самореализации личности профессиональная подготовка студентов становится предметом многочисленных исследований. Тем не менее большинство из них основываются на концепции «человек для профессии». Возможность профессионального выбора базируется на готовности студентов к профессиональной самореализации, на их потребности в выявлении смысла учебной деятельности, что является реализацией, по мнению Е. А. Климова, новой системой вхождения личности в профессиональное поле деятельности, которое обозначается как «профессия для человека». Целью исследования является изучение взаимосвязи смыслообразования студентов в процессе изучения иностранного языка в процессе формирования их готовности к профессиональной самореализации. Материалы и методы. В процессе выявления значимости смыслообразующего изучения иностранного языка в вузе для качества готовности студентов к профессиональной самореализации особое внимание уделялось анализу имеющихся в научном знании исследований по данной проблеме (Э. Гуссерль, Г. Гадамер, В. Дильтей, П. Рикер, Ф. Шлейермахер, Н. В. Бордовская,
С. Д. Пивкин и др.). Одной из основ, раскрывающих содержание исследуемого процесса, является теория личностно-деятельностного подхода к смыслообра-зованию в процессе изучения иностранного языка, что основано на концепции И. А. Зимней, Я. Л. Коломенского и других ученых. В процессе исследования используется совокупность методов психолого-педагогического исследования: наблюдение, беседа, тестирование, создание ситуации педагогического сопровождения, реализация специальных упражнений, анкетирование. Результаты.
В ходе исследования выявлены четыре основных уровня взаимосвязи смыслообразующего иностранного языка и готовности студентов к профессиональной самореализации. Первый уровень предполагает наличие умений у студентов по владению алфавитом и транскрипцией; выявляет их готовность к чтению. Второй уровень раскрывает наличие у них опыта чтения текстов на иностранном языке и готовность к овладению грамматикой. Третий уровень, реализация которого требовала от студентов высокой степени развития запоминания и оперативности мышления, раскрывал их готовность к чтению, письму и говорению на основе соотнесения ситуаций различных культур. Четвертый уровень - уровень развития поведенческого компонента готовности студентов к смыслообразованию в процессе изучения иностранного языка, реализуемый на основе заданий по аудированию. Выводы. Смыслообразующее изучение иностранного языка эффективно влияет на готовность студентов к профессиональной самореализации в случае системно-деятельностного соотнесения мотивационного, когнитивного, личностного и поведенческого компонентов готовности студентов к профессиональной самореализации с профессиональной направленностью взаимодействия преподавателей иностранного языка и студентов.
Ключевые слова: готовность, профессиональная самореализация, формирование готовности к саморазвитию.
E. N. Kulieva
CONCEPTS IN THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING AS A BASIS OF THE FUTURE PROFESSIONAL REALIZATION
Abstract. Background. Dynamic and innovative in terms of structure and content the development of the society actualizes the need to improve the quality of the domestic system of education, particularly higher education. In the changing paradigm of professional self-determination and professional self-realization of personality; professional student training becomes the subject of numerous studies. However most of them are based on the concept «people for jobs». Possibility of professional selection basis ready students professional self-realization becomes their need to discover the meaning of their training activities, which is an implementation, according to E. A. Klimov of the new system occurrences of identity in the professional field of activity which is designated as «a profession for person». The purpose of our research is to study the relationship of personal sense of students in the process of learning a foreign language in the process of forming their readiness for professional self-realization. Materials and methods. In the process of identifying the significance of semantic cohesion of foreign language study in high school for quality ready students for professional self-realization, special attention was paid to the review of existing scientific knowledge on the subject (G. Gadamer, Husserl, Diltej, Ricker, Schleiermacher, and N. Bordovskaya, S. Pivkin, and others). One of the cornerstones of the process is to reveal the content of the theory of personality-activity approach to sense-formation in the process of learning a foreign language that is based on the concept of I. A. Zimnya, Kolomensky and other scientists. In the process of the research is used a combination of methods of psychological-pedagogical research: observation, interview, testing, creating a situation of pedagogical support, implementation of special exercises, questionnaires. Results. The study identified the basic levels of the relationship of language and semantic cohesion of readiness of students for professional self-realization. Identified four levels in total. The first level involves the skills of students in possession of the alphabet and transcription; identifies their readiness for reading. The second level reveals the presence of students ' experience of reading texts in a foreign language and their willingness to learn grammar. The third level, the implementation of which requires a sufficient level of development students ' memorization and speed thinking, has unveiled their readiness for reading, writing and speaking on the basis of the match situations. The fourth level is the level of development of the behavioral component of readiness of students to the sense-formation in the process of learning a foreign language is implemented on the basis of listening tasks. Conclusions. The sense-formation learning a foreign language effectively affects the willingness of students to professional self-realization in cases of system-activity correlation of motivational, cognitive, personality and behavioral components of the preparedness of students in professional self-realization in professional orientation of foreign language teaching and the interaction of the students.
Key words: readiness, professional self-realization, readiness formation to the selfrealization.
Инновационные подходы к взаимодействию преподавателя иностранного языка и обучающихся раскрывают возможности иностранного языка в решении актуальных задач в области профессиональной подготовки кадров и возрастания образовательного и развивающего потенциала иностранного языка не только как учебного предмета, а прежде всего как сферы самопозна-
ния и профессиональной самореализации обучающихся. Поэтому большое внимание должно быть уделено структуре и содержанию взаимодействия преподавателя иностранного языка в процессе занятий, его логике, характеру заданий и организации всей работы преподавателя и обучаемых, которая должна отражать готовность обучаемых к владению иностранным языком в иноязычной профессиональной сфере. Это возможно в случае субъектной позиции участников педагогического процесса вуза.
С одной стороны, процесс реформирования системы образования предполагает введение новых требований к качеству подготовки студентов к профессиональной деятельности. С другой стороны, используются традиционные способы их профессиональной подготовки.
Преподаватель вуза ощущает необходимость творческого подхода к профессиональной подготовке студентов, сущность которой заключается в формировании общекультурных и профессионально значимых компетенций, основанных на готовности студентов к самореализации.
Проблема научного обоснования целей, содержания, технологии и модели профессиональной подготовки студентов актуальна, отвечает потребностям производства и высшего профессионального образования, в котором наметилась тенденция поиска новых подходов к формированию готовности студентов вуза к профессиональной самореализации.
В отечественной и зарубежной научной литературе, содержащей анализ концепции и моделей обучения студентов, подготовки их к самореализации, основное внимание уделяется описанию когнитивных процессов и отдельных факторов, влияющих на качество обучения и развития студентов (Н. В. Бор-довская, И. А. Зимняя, А. А. Реан, Я. Л. Коломенский, И. Ф. Харламов).
Взаимосвязь самореализации и смыслообразования исследовали Х. Г. Га-дамер, Э. Гуссерль, В. Дильтей, П. Рикер, Ф. Шлейермахер и др.
Проблема самореализации личности и ее готовности к профессиональной самореализации является одной из важнейших проблем современного научного знания. Самореализацию исследователи понимают как процесс опредмечивания самосознания (Б. Г. Ананьев, В. А. Петровский, А. И. Кочетов, Л. И. Рувинский и др.); как способность личности самостоятельно ставить и решать задачи на самоизменение (В. М. Дубоделова, Г. А. Цукерман и др.); как жизнедеятельность и активность личности (В. М. Маралов и др.).
В современном психолого-педагогическом знании активно исследуются идеи самореализации. Так, например, С. Д. Пивкин в своих исследованиях отмечает, что в зарубежной психологии проведено довольно значительное количество исследований по самореализации личности в общепсихологическом понимании этого явления и схожим проблемам, таким как самостанов-ление, самоактуализация, самоосуществление, самосовершенствование, саморазвитие (А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Р. Уайт) [1]. В отечественной науке эта проблема также получила свое развитие, преимущественно сквозь призму рассмотрения процессов формирования образа «Я», развития зрелой личности, личностного роста и саморазвития (К. А. Абульхано-ва-Славская, В. И. Андреев, В. П. Зинченко, В. А. Петровский). Сюда же
примыкают такие важные аспекты раскрытия этой глобальной проблемы, как социально-психологическая адаптация, творческое развитие личности, стремление к самореализации как смыслообразующему мотиву, более полное использование способностей и одаренности. Вместе с тем недостаточно работ
по исследованию процессов самореализации языковой личности в учебнопрофессиональной деятельности с учетом ее интеллектуального потенциала, способностей и задатков, которые позволяют личности в наибольшей степени проявить себя в той или иной профессиональной сфере [2-9].
Педагогическое толкование сущности процесса саморазвития связано в современной педагогике с решением образовательных проблем. А. И. Кочетов отмечает, что среди основных функций образования в XXI в. главной функцией будет обеспечение психологической и практической подготовки личности к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, являющихся основами ее готовности к самореализации. Н. В. Бордовская считает, что самореализацию необходимо рассматривать как цель воспитания.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, основой которых является системно-деятельностный подход с компетентно-стной основой взаимодействия участников образовательного процесса, самореализация личности также становится целью обучения (Е. П. Белозерцев, В. А. Сластёнин и др.).
Важное место проблемы самореализации личности занимают в педагогике профессионального образования, где самореализация рассматривается как фактор реализации творческой индивидуальности (В. А. Сластёнин, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников). Этот вывод стал основой исследования, проводившегося в Пензенском государственном университете с 2004 по 2013 г. на базе факультета вычислительной техники. Суть проводимой опытно-экспериментальной работы заключалась в выявлении, теоретическом обосновании и апробации модели взаимодействия преподавателя иностранного языка и студентов, способствующая развитию у студентов опыта профессионально направленной самореализации в процессе смыслообразующего взаимодействия преподавателя иностранного языка и студентов.
Анализ выводов и результатов вышеназванных исследований позволил использовать следующую трактовку основных понятий.
Самореализация личности рассматривалась нами как процесс возникновения и реализации готовности личности к проявлению способности самостоятельно ставить и решать задачи по ее самоизменению.
Готовность к профессиональной самореализации, развивающейся в процессе изучения иностранного языка, определена нами как возникновение и реализация готовности личности к проявлению способности самостоятельно ставить и решать задачи по ее самоизменению в процессе изучения иностранного языка как носителя иноязычной культуры и с целью становления совокупности умений и личностных характеристик, необходимых для компетентной профессиональной деятельности.
В психолого-педагогических исследованиях категория «профессиональная готовность» имеет различную трактовку. Так, одни авторы определяют ее как некое функциональное состояние (Н. Д. Денисов - «предстартовое состояние», Д. Н. Узнадзе - «психическая установка»). Другие исследователи считают, что профессиональная готовность раскрывает наличие у личности определенной совокупности умений и личностных характеристик.
Готовность личности к профессиональной самореализации формируется в процессе непосредственного профессионального образования, которое побуждает студентов к развитию основ профессиональной мотивации, направленности и профессионально необходимых качеств и свойств личности
с помощью специально разработанной культурологической модели взаимодействия преподавателя иностранного языка и студентов.
Формирование готовности студентов к профессиональной самореализации является одной из целей изучения иностранного языка в вузе. В частности, студенты во время изучения иностранного языка должны научиться самостоятельно добывать знания, формировать опыт самореализации в процессе интерактивного обучения, в профессионально значимых педагогических ситуациях. Огромное значение в этом процессе имеет активность самой личности, ее готовность к проявлению критического мышления.
Как показывает проводимое исследование, изучение иностранного языка на культурологической и коммуникативной основе совпадает с возрастными особенностями самореализации личности в юношеском возрасте и характеризуется становлением личностных свойств, определяющих готовность студентов к профессиональной самореализации. Это такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Наблюдается усиление социально-нравственных мотивов поведения, повышается интерес к моральным проблемам -образу и смыслу жизни, долгу и ответственности, любви и верности и др. (Н. В. Бордовская), что составляет основу их готовности к профессиональной самореализации в процессе изучения иностранного языка.
Как показал мониторинг готовности студентов факультета вычислительной техники, более 67,3 % не умеют рационально организовать самообучение в аспекте профессионально направленной самореализации, что является одной из важных задач смыслообразующего изучения иностранного языка, заключающегося в формировании готовности студентов к профессиональной самореализации как основному смыслу учебной деятельности, которая проходит три стадии: от адаптации первокурсников к культурологической и коммуникативной модели изучения иностранного языка, развития умений рационально организовывать учебную деятельность до активного проявления профессионально значимых личностных характеристик в ситуации учебного действия.
Как показывают исследования Е. А. Климова, А. М. Новикова, В. П. Беспалько, для подготовки студентов к формированию готовности к профессиональной самореализации необходимо иметь культурологическую и коммуникативную модель эффективной профессионально значимой системы взаимодействия преподавателя иностранного языка и студентов.
С целью подготовки студентов к самореализации в процессе изучения иностранного языка на основе смыслообразующей технологии подготовки к профессиональной деятельности преподавателям иностранного языка необходимо реализовать основы интерактивного обучения и активного коммуникативного взаимодействия в информационном поле иноязычной культуры на основе разработанной модели.
В процессе проводимого исследования выделены условия формирования и развития смыслообразующей готовности студентов к профессиональной самореализации на основе культурологической и коммуникативной модели в процессе изучения иностранного языка:
- социально-педагогические (формирование готовности студентов к реализации самостоятельности, основ критического мышления и культуры
в образовательном процессе; разработка критериев мониторинга качества смыслообразующего взаимодействия преподавателей и студентов вуза с представителями рынка труда);
- дидактические (выявление содержания и компонентного состава готовности студентов педагогического вуза к профессиональной самореализации; определение смыслообразующих основ готовности студентов к активной познавательной деятельности на основе культурологической и коммуникативной модели взаимодействия преподавателей иностранного языка и студентов);
- психолого-педагогические (развитие позитивного отношения студентов к смыслообразующему взаимодействию с преподавателями иностранного языка как основы их готовности к профессиональной самореализации; формирование потребности студентов в культурном самообразовании и саморазвитии; побуждение студентов к переходу от «знаниевого» к смыслообразующему взаимодействию с преподавателем иностранного языка).
Проводимое исследование показывает, что повышению эффективности формирования готовности студентов к профессиональной самореализации в процессе изучения иностранного языка способствует смыслообразующий процесс создания условий для самореализации языковой личности в учебнопрофессиональной деятельности в условиях межкультурной коммуникации с использованием учебно-методических пособий и пакет дидактических материалов по профессионально направленному тестированию, листы самооценки и самоотчетов, позволяющие преподавателям иностранного языка осуществлять компетентную иноязычную подготовку студентов.
Опытно-экспериментальная работа позволила выявить проблемные моменты в смыслообразующей подготовке студентов к профессиональной самореализации; проблемы педагогического и методического сопровождения формирования готовности студентов к профессиональной самореализации, что позволило определиться с направлениями и содержанием дальнейшего исследования [10].
С целью формирования позитивного отношения студентов к смыслообразующей профессиональной самореализации проводились беседы, анкетирование, тестирование. Кроме того, применялись задания, выполнение которых способствовало формированию мотивационного и личностного компонентов готовности студентов к профессиональной самореализации [4].
Содержательные основы взаимодействия преподавателей и студентов основывались на совокупности следующих принципов: субъективности, адекватности, индивидуальности, рефлексивности, гуманизма и культуросооб-разности, акмеологичности и аксиологичности взаимодействия преподавателя иностранного языка и студентов.
В процессе формирования готовности студентов к профессиональной самореализации, в ходе использования различных форм работы со студентами проводились диагностика и самодиагностика их личности, выполнялись специальные задания. Особое внимание уделялось развитию рефлексии.
Вариативность содержания формирования готовности студентов к профессиональной самореализации поддерживалась тем, что студенты во время аудиторной и самостоятельной работы выполняли на основе разработанной
модели систему разноуровневых заданий, направленных на развитие основных компонентов готовности - мотивационного, когнитивного, личностного и поведенческого.
В процессе опытно-экспериментальной работы выявлены четыре уровня смыслообразующей профессиональной подготовки студентов в процессе изучения иностранного языка к профессиональной самореализации. Первый уровень предполагает наличие умений у студентов по владению алфавитом и транскрипцией; выявляет их готовность к чтению. На этом уровне студенты развивают мотивационные основы отношения к языку как средству будущей профессиональной деятельности, в которой вне знания иностранного языка невозможно овладение технологией использования современного оборудования, техническая документация которого в основном излагается на английском языке.
Второй уровень раскрывает наличие у студентов опыта чтения текстов на иностранном языке и их готовность к овладению грамматикой; характеризует личностный уровень готовности к использованию иностранного языка в профессиональном аспекте на основе имеющегося знания и умения использовать основные правила грамматики.
Третий уровень, реализация которого требовала от студентов достаточного уровня развития запоминания и оперативности мышления, раскрывал их готовность к чтению, письму и говорению на основе соотнесения ситуаций различных культур. Он характеризует когнитивный компонент готовности студентов.
Четвертый уровень - уровень развития поведенческого компонента готовности студентов к смыслообразованию в процессе изучения иностранного языка, реализуется на основе заданий по аудированию, что предполагает готовность студентов к чтению, письму и вербальному воспроизведению оригинальных источников в процессе анализа предложенных ситуаций.
Оценка качества деятельности студентов основывалась на индивидуально-дифференцированном подходе. Была разработана специальная система упражнений, которая была внедрена в содержание их занятий по иностранному языку, в самостоятельную работу студентов. Специальные упражнения учитывали специфику будущей профессиональной самореализации студентов. Так, например, они предусматривали чтение инструкций к оборудованию, необходимому студентам факультета вычислительной техники. Определялась готовность студентов к использованию иностранного языка на соответствующем уровне и создавались временные учебные группы с адекватной готовностью студентов к профессиональной самореализации на основе владения иностранным языком, что способствовало уяснению ими смысла изучения иностранного языка как средства будущих качественных профессиональных действий.
Система упражнений способствовала развитию таких необходимых для профессиональной самореализации свойств личности, как внутренняя познавательная мотивация, самоконтроль, самостоятельность мышления и поступка и самодостаточность.
Анализ предварительных результатов проводимого исследования позволяет утверждать наличие положительной динамики по всем критериям исследуемого процесса (табл. 1).
Таблица 1
Предварительные данные взаимосвязи компонентов готовности и уровня владения иностранным языком (%)
Компоненты Мотивационный Когнитивный Личностный Поведенческий
Уровни готовности Начало Текущ. Начало Текущ. Начало Текущ. Начало Текущ.
Первый 15,6 17,9 5,6 9,3 7,3 10,1 9,1 12,7
Второй 25,6 31,2 7,9 11,5 8,2 12,4 11,3 14,7
Третий 31,4 34,2 11,3 13,5 14,5 16,7 15,9 17,4
Четвертый 37,6 39,3 15,7 17,8 19,3 21,Э4 19,7 22,4
Таким образом, смыслообразующее формирование готовности студентов к профессиональной самореализации в процессе изучения иностранного языка эффективно, если:
- формирование готовности студентов к профессиональной самореализации рассматривается как один из способов решения актуальных проблем образования, в частности проблемы реализации индивидуально-дифференцированного подхода к взаимодействию преподавателя иностранного языка и студентов;
- реализация модели взаимодействия преподавателя иностранного языка и студентов, направленная на смыслообразующее формирование готовности студентов к профессиональной самореализации, осуществляется на интерактивной основе с учетом готовности студентов к решению разноуровневых заданий по чтению, говорению и аудированию;
- формирование готовности студентов к профессиональной самореализации основано на модели, включающей в себя следующие этапы: мониторинг мотивов, умений, свойств, способностей и качеств, способствующих самореализации личности; соотнесение имеющихся у студентов свойств и особенностей со структурой и содержанием предстоящей профессиональной деятельности; реализация программы самореализации студентов в процессе изучения иностранного языка; коррекция достигнутого качества самореализации;
- процесс формирования готовности студентов к смыслообразующей профессиональной самореализации в ходе изучения иностранного языка основан на развитии у студентов следующих компонентов самореализации: мотивационного, когнитивного, личностного и поведенческого.
Список литературы
1. Зимняя, И. А. Психология изучения иностранных языков в школе / И. А. Зимняя. - М. : Просвещение,1991. - 222 с.
2. Husserl, E. Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft / E. Husserl. - Niemeyer, Halle, 1929.
3. Гадамер, Х.-Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества / Х.-Г. Га-дамер ; пер. с нем. А. В. Лаврухина. - Минск : Пропилеи, 2007. - 240 c.
4. Дильтей, В. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4. Герменевтика и теория литературы / В. Дильтей ; под ред. А. В. Михайлова, Н. С. Плотникова ; пер. с нем. под ред. В. В. Бибихина, Н. С. Плотникова. - М. : Дом интеллектуальной книги, 2001.
5. Концепция обучения предметам языкового цикла (материалы для обсуждения) / А. А. Леонтьев [и др.]. - М. : ВНИК «Школа», 1989. - 31 с.
6. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1997. - 287 с. - (Психология для студента).
7. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранному языку / Е. И. Пассов. -М. : Русский язык, 1977. - 216 с.
8. Пивкин, С. Д. Самореализация языковой личности переводчика в системе дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Пивкин С. Д. - Ульяновск, 2012. - 46 с.
9. Рикёр, П. Справедливое / П. Рикёр ; пер. Б. Скуратова при участии П. Хицкого. -М. : Гнозис : Логос, 2005.
10. Герменевтика. - СПб. : Европейский дом, 2004.
References
1. Zimnyaya I. A. Psikhologiya izucheniya inostrannykh yazykov v shkole [Psychology of foreign language study in school]. Moscow: Prosveshchenie,1991, 222 p.
2. Husserl E. Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Ver-nunft [Formal and transcendent logics. Attempt to criticize a logic reason]. Niemeyer, Halle, 1929.
3. Gadamer Kh.-G. Puti Khaydeggera: issledovaniya pozdnego tvorchestva: per. s nem. A. V. Lavrukhina [Paths of Heidegger: research of late works: translation from German by A. V. Lavrukhin]. Minsk: Propilei, 2007, 240 p.
4. Dil'tey V. Sobranie sochineniy: v 61. T. 4. Germenevtika i teoriya literatury: per. s nem. pod red. V. V. Bibikhina, N. S. Plotnikova [Collected works: in 6 volumes. Vol. 4. Hermeneutics and theory of literature: translation from German edited by V. V. Bibikhin, N. S. Plotnikov]. Moscow: Dom intellektual'noy knigi, 2001.
5. Leont'ev A. A. et al. Kontseptsiya obucheniya predmetam yazykovogo tsikla (materialy dlya obsuzhdeniya) [Conception of teaching subjects of the language cycle (discussion materials)]. Moscow: VNIK «Shkola», 1989, 31 p.
6. Leont'ev A. A. Osnovypsikholingvistiki [Fundamentals of psycholinguistics]. Moscow: Smysl, 1997, 287. (Psychology student).
7. Passov E. I. Osnovy metodiki obucheniya inostrannomu yazyku [Basics of foreign language teaching methodology]. Moscow: Russkiy yazyk, 1977, 216 p.
8. Pivkin S. D. Samorealizatsiya yazykovoy lichnosti perevodchika v sisteme dopolnitel’-nogo professional’nogo obrazovaniya: avtoref dis. d-ra ped. nauk [Self-realization of linguistic personality of a translater in the system of additional professional education: author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of pedagogical sciences]. Ulyanovsk, 2012, 46 p.
9. Riker P. Spravedlivoe: per. B. Skuratova pri uchastii P. Khitskogo [The just: translation by B. Skuratov assisted by P. Khitskoy]. Moscow: Gnozis: Logos, 2005.
10. Germenevtika [Hermeneutics]. Saint Petersburg: Evropeyskiy dom, 2004.
Кулиева Екатерина Николаевна
преподаватель, кафедра английского языка, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
Kulieva Ekaterina Nikolaevna Lecturer, sub-department of english language, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
E-mail: eka5626556@yandex.ru
УДК 593.1 Кулиева, Е. Н.
Смыслообразование студентов в процессе изучения иностранного языка - основа их готовности к профессиональной самореализации /
Е. Н. Кулиева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (27). - С. 249-257.