Научная статья на тему 'Социальное и профессиональное самоопределение личности как психологопедагогическая проблема'

Социальное и профессиональное самоопределение личности как психологопедагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
811
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лупанова Н. А.

В статье представлен анализ концепций и моделей самоопределения личности, которые составляют основу ее побуждения к саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное и профессиональное самоопределение личности как психологопедагогическая проблема»

сегменте триатлона в рамках этапов круглогодичной подготовки. Эти данные являются основными при планировании и коррекции тренировочного процесса, выборе средств и методов тренировки, контроля.

Однако тестирование физической работоспособности имеет и ряд ограничений, которые связаны с определенными трудностями стандартизации методов проведения исследования. В частности на результаты тестирования могут оказать значительное влияние внешние условия [1]. При перспективном планировании спортивной подготовки в триатлоне нам представляется наиболее целесообразным прогнозирующее тестирование физической работоспособности в условиях специализированных тренажерных стендов, реализующих концепцию проф. И. П. Ратова о создании искусственных условий для воспроизведения совершенствуемого движения - данный подход уже себя успешно зарекомендовал в ряде исследований проведенных в отдельных видах циклической деятельности [7].

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белоцерковский З. Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов. М. : Советский спорт, 2005. 312 с.

2. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: ФиС, 1995. 176 с.

3. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 1980. 136 с.

4. Граевская Н. Д., Долматова Т. И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия. Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2004. 304 с.

5. Грозин Е. А. Совершенствование содержания и методики спортивной тренировки в скоростно-силовых ациклических видах спорта со сложной координационной структурой. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1981. 33 с.

6. Ратов И. П., Попов Г. И., Логинов А. А., Шмонин Б. В. Биомеханические технологии подготовки сортсменов. М.: ФиС, 2007. 119 с.

7. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов / под ред. В. А. Запорожа-нова, В. Н. Платонова. Киев: Здоровье, 1985. 192 с.

8. Клименко Т. А. Показатели физической подготовленности как средство текущей коррекции нагрузок в тренировке юных спортсменов. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М, 1999. 23 с.

9. Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса / под ред. Дж. Д. Мак-Дугалла, Г. Э. Уэнгера, Г. Дж. Грина. Киев.: Олимпийская литература, 1998. 432 с.

УДК 152.3:002.6

СОЦИАЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Н. А. ЛУПАНОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра педагогики и психологии профессионального обучения

В статье представлен анализ концепций и моделей самоопределения личности, которые составляют основу ее побуждения к саморазвитию.

Анализ концепций объективации личности (С. М. Богословский, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, К. К. Платонов, В. В. Столин) позволяет сделать вывод об интегрированном значении индивидуально-личностных особенностей человека в качестве его личностного и профессионального самовыражения. Соотнесение особенностей личности и качества ее действия осуществляется на основе установления определенного статуса личности.

Изменение социального и профессионального статуса «Я» ведет к новой социально-педагогической основе соотнесения естественного стремления человека к самоутверждению с совокупностью встречающихся ему проблем, которые в первое десятилетие XXI века являются инновационными в связи с обозначением нового качества информационного обеспечения личности.

Это требует новых подходов к педагогической оценке данного соотнесения, что затруднено в традиционной предметной педагогической области. Налицо расширение предмета педагогики, расширение и видоизменение ее задач, функций, что актуализирует в научно-практическом знании проблему взаимосвя-

зи основных процессов, формирующих личность и ее действий, реализующих ее уровень культуры. К таким процессам можно отнести процесс самоопределения личности. «Самоопределение - 1) определить свое место в жизни, в обществе, осознать свои общественные, классовые, национальные интересы; 2) определение, выявление народом своей воли в отношении своего национального и государственного устройства» [11, с.695].

С. И. Ожегов в данном определении рассматривает самоопределение как процесс самопознания и самоактуализации имеющихся стереотипов поведения, определенных с позиций традиционного социального развития личности в обществе и государстве.

Данная трактовка самоопределения раскрывает моно идеологическую зависимость информационного насыщения личности общественными, классовыми и национальными интересами. В нем недостаточно раскрывается значимость самости человека в самофор-мировании готовности определять личностную социальную позицию по отношению к совокупности норм и стандартов, определяющих возможность информа-

ционного насыщения личности. «Самоопределение -любая оценка себя. Этот термин обычно употребляется в отношении приемов оценки личности, с помощью которых индивид получает информацию о себе. Также называется самооценкой» [9, с.218[.

Самоопределение в работах ведущих психологов и педагогов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Е. А. Климов, Е. С. Романова, А. К. Маркова и др.) понимается как процесс, показывающий уровень готовности личности к определенной по направленности, мотивации и содержанию деятельности любой направленности и качества действия. Оценка себя - является средством и результатом самоанализа, осуществляемого личностью вначале и по итогам совершаемых действий. Самооценка - ква-лиметрическая характеристика продуктивности деятельности личности. Она является неотъемлемым компонентом самоопределения, позволяющим реализовать регулятивную функцию самооценивания и помогает осуществить своевременную самокоррек-цию действия.

В данном толковании самоопределение идентично самооценке, что не позволяет выявить роль самооценки в процессе самореализации личности. С другой стороны, самооценка - «элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения» [7, с.253]. Она позволяет оценить готовность личности к выбору информационного потока и ее умений по усвоению, переработке и воспроизведению полученной информации.

Таким образом, такое толкование самоопределения сужает предметное поле использования данного понятия в системе информационного самообеспечения личности и ограничивается лишь оценкой личности себя вне учета влияния общества и определенного уровня информационной зрелости человека на процесс его вхождения в социальное и профессиональное информационное поле деятельности.

С точки зрения Б. М. Бим-Бада «самоопределение - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений» [7, с.252]. Это действительно так в случае достижения личностью определенного социального статуса и достаточного уровня социальной зрелости. Однако, в этом определении не учитываются основы подсознательной самокоррекции поведения и деятельности личности.

С. Гроф убедительно показывает, что в ранних возрастных периодах развития и недостаточной социальной и профессиональной зрелости личности, человек интуитивно ищет свою социальную и профессиональную нишу, находясь под воздействием стереотипов и стандартов поведения, а, также, руководствуясь стихийной самокоррекцией информационного насыщения в зависимости от конкретной ситуации взаимодействия личности и соответствующего информационного поля.

Б. М. Бим-Бад прав в том, что самоопределение позволяет соотнести зрелость личности с ее умениями определять свою позицию в определенном информационном потоке.

Частным случаем самоопределения является процесс профессионального самоопределения личности, которое раскрывается в исследованиях Е. С. Рапа-цевича. Он, в частности, пишет, что «самоопределение профессиональное - степень самооценки себя как специалиста определенной профессии; содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием; важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации» [11, с.682]. С его точки зрения важнейшими параметрами самоопределения личности в информационном потоке являются самооценка, направленность и ориентация.

Действительно, «самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения» [10, с.485]. Тем самым, самооценка является определителем ценности себя в тои или ином информационном потоке и подготавливает личность к определению системы дальнейших действий по информационному самонасыщению. Тем самым, личность определяет значимость информации для своего развития вне существующих стандартов оценивания успешности ее проявления. В этом проявляется специфика направленности личности.

Известно, что «направленность личности - устойчивая целеустремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазии, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных мотиваций» [11, с.323]. Мотивационное доминирование определенного способа видения себя в социально и профессионально значимом информационном поле позволяет человеку воспринять информационный поток и перевести его в осознанный механизм саморазвития.

Это позволяет личности четко определить профессиональную ориентацию на решения определенной совокупности задач и своей роли в этом процессе, так как, по мнению Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко «ориентация членов группы на задачу и на себя - ... группы могут работать эффективно, если поощряется индивидуальное поведение, ориентированное на группу, и если повышение самооценки членов группы не слишком тормозится групповой работой» [1, с.358]. Т. е. усвоение информационного потока наиболее интенсивно соотносится с решением проблемы саморазвития личности, если этот процесс реализуется в условиях референтного группового взаимодействия.

Системно деятельностный анализ сущности процесса личностного и профессионального самоопределения человека основан на выявлении характеристик, составляющих основу понятия «личность».

Понятие личность, как известно, является одним из основных понятий психолого-педагогического знания. Существуют различные подходы к определению личности. Так, например, Л. И. Божович связывает

понятие личность с определенным уровнем развития человека.

При всем обилии описании данного термина остаются без ответа ключевые вопросы, ответ на которые раскрывает структуру и сущность личности.

С чего начинается личность? Как она развивается и что влияет на ее развитие? А.Г. Асмолов рассматривает следующие феномены, которые тем или иным образом определяют развитие личности: внешние характеристики человека - прошлый опыт личности -мотивация - цели и ценности - язык и речь - черты характера - социальные роли - поведение - самосознание - талант и творчество.

В нашем исследовании определяющее значение для анализа готовности личности к личностному и профессиональному самоопределению имеют такие понятия, как самосознание, самоактуализация, самореализация, талант и творчество, информационное поле деятельности. Так, например в психолого-педаго-гическом знании «самосознание - осознание человеком самого себя, своих физических сил и умственных способностей, поступков и действий, их мотивов и целей, своего отношения к внешнему миру, другим людям и самому себе» [11, с.684]. Реализация структуры и содержания компонентов самосознания личности в процессе ее информационного насыщения раскрывает их роль в самоопределении личности. Осознание человеком своих соматических особенностей позволяет личности определить время, интенсивность и динамику восприятия информационного потока.

Познание человеком своих психических резервов подготавливает его к коррекции своих состояний, снятию стрессовых ситуаций при овладении новыми информационными потоками; соотнесению известных алгоритмов усвоения информации с инновационными моделями использования средств и технологий переработки и воспроизведения информационных потоков.

Анализ личностью результатов своих поступков и действий является актом нравственного самоопределения человека. В нем она утверждает себя как потребитель информации, результатом насыщенности которой является готовность личности к определенной совокупности действий, направленных на соотнесение качественных характеристик информации и особенностей поведения личности.

Мотивы и цели поступков и действий характеризуют направленность, характер, способности личности, оказывая на них решающее влияние. Таким образом, самоопределение личности зависит от тех причин, по которым личность стремится к усвоению информационных потоков, которые ей доступны.

Отношение личности к внешнему миру, другим людям и самому себе определяет ее направленность на объект. Данным объектом могут выступать как элементы материальной и духовной культуры, другие люди, так и сам субъект. Направленность на объект характеризуются совокупностью устойчивых мотивов деятельности, возникающих на основе интересов личности, склонности и убеждений, т. е. на основе переработки информационного потока, доступного личности.

Самосознание является одной из важнейших характеристик готовности личности к информационному насыщению. Однако, в теории социального и профессионального самоопределения личности (Е. А. Климов, Ф. В. Повшедная и др.) выявлена взаимообусловленность ее успешности в зависимости от качества самоактуализации человека в определенном информационном потоке.

Как известно, «самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей» [11, с.679].

Личность развивается в деятельности под влиянием трех факторов: воспитания, среды и наследственности. Полное выявление личностных возможностей позволяет определить необходимые информационные потоки, которые будут способствовать развитию личностных возможностей человека.

Процесс самоактуализации личности в информационном поле деятельности позволяет ей осуществить продуктивное информационное насыщение, т. е. информационную самореализацию. «Самореализация - более или менее неспециальное значение - реализация собственного потенциала» [9, с.219]. Качество информационной самореализации взаимосвязана с уровнем креативности личности. «Талант - 1) высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих достижениях; 2) социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры, промышленности и т. д.» [11, с.759].

Процесс информационного насыщения личности осуществляется по известным алгоритмам действия программиста. Однако, ситуация и направленность их применения требует проявления личностью основ творчества. «Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной и субъективной значимостью» [11, с.768].

личностная значимость является одной из социально - психологических характеристик качества информационного самоопределения личности и определяется отношением личности к информационным потокам, поступающим к ней. Объективная и субъективная значимость информационного насыщения личности является одной из составляющих ее социального и профессионального самоопределения. Объективная значимость определяется потребностью социума и профессии в личностном росте ее пользователя. Субъективная составляющая выражает функцию приспособления пользователя к реально существующей системе информационного насыщения человека.

Информационное поле - система воспринятых личностью информационных потоков, сензитивных ее природным задаткам и приобретенным особенностям, в частности, готовности к саморазвитию и самореализации, отражающих готовность личности к эффективному социальному, профессиональному и личностному самовыражению.

Взаимосвязь объективации в информационном поле деятельности личности с определенными типологическими характеристиками раскрывается на основе

определенной совокупности параметров, критериев, описываемых совокупностью педагогических понятий.

Ключевыми понятиями, раскрывающими ее содержание в нашем исследовании, явились «личность», «развитие», «готовность». Междисциплинарный анализ сущности данных базисных категорий позволил выявить их классическое понимание, соотносимое с процессом исследования значимости информационного поля для самоопределения личности, которое можно представить следующим образом.

Личность в психологии определяется на основе методологических подходов. Так, например, с позиции культурно-исторической методологии личностью называется человек, являющийся носителем определенного вида и уровня культуры и общественного сознания (Л. С. Выготский).

Общественное сознание - совокупность знаний, умений и навыков, которые соответствуют установившимся требованиям морали и закона. В психолого-пе-дагогическом знании выделяют общее сознание, т. е. знания, навыки и умения и способ отражения себя и окружающего мира, которые удовлетворяют интересам отдельных групп людей (К. К. Платонов, Я. Л. Коломенский, Н. С. Пряжников, Б. Г. Мещеряков).

«Развитие:

1. Последовательность изменений в течение всей продолжительности жизни организма.

2. Прогрессивное изменение, ведущее к более высоким уровням дифференциации и организации» [1; с.163].

В данном толковании можно выделить попытку системного обоснования понятия «развитие», которое раскрывает «обладание» личности чем-то и проявляет ее способности к чему-то. В педагогическом смысле мы можем говорить об эволюционном соотнесении социального и профессионального опыта, которое на различных возрастных этапах осуществляется не только на основе классической триады «знания - умения -навыки», а также на основе системы «социальный опыт - специальные умения - новый уровень социально-профессиональной объективации», которые достаточно полно раскрывают его смысл.

Признавая достаточную полноту данного определения, мы отмечаем обобщенность данного понятия и недостаточность критериальных позиций.

В современном психолого-педагогическом знании выделяют следующие типы основных этапов развития и самоопределения личности: опосредованные (косвенно влияющие на развитие личности) и непосредственные.

Каждый из этапов развития личности играет определенную роль в дальнейшем уровне самодостаточности личностного и профессионально-значимого восприятия, переработки и воспроизведения личностью информационных потоков. Этот процесс взаимосвязан с соблюдением ряда условий, характерных для конкретного этапа развития и самоопределения личности. В целом можно выделить следующие интегративные условия:

1. Наличие достаточного информационного обеспечения личности в соответствии с ее информационными потребностями.

2. Доступность социального и профессиональнозначимого информационного потока.

3. Технологическая обеспеченность реализации потребности личности в информации.

4. Достаточный уровень компетентности личности в восприятии и воспроизведении алгоритма самодостаточного личностного и профессионального действия.

5. Востребованность информационно-компетентной готовности личности в референтном информационном поле ее самовыражения.

Развитие и самоопределение личности на любом уровне происходит на основе реализации следующих закономерностей:

1) самоопределение личности является показателем качества ее развития;

2) развитие и самоопределение личности - непрерывные и эволюционно-изменяющиеся процессы;

3) качество самоопределения и развития личности взаимосвязано с условиями жизнедеятельности человека;

4) развитие и самоопределение личности может быть позитивным или деструктивным по направленности и содержанию;

5) самоопределение и развитие личности осуществляются системно и целостно (т. е. одновременно происходит психофизиологическое и социальное развитие человека на основе его природных данных и приобретенного опыта);

6) самоопределение личности взаимосвязано с уровнем зрелости его основных источников (к источникам развития личности относят материнскую культуру, семейно-бытовую культуру, культуру сверстников, педагогическую культуру, социальную культуру, профессиональную культуру и совокупность знаний, умений и навыков, которые личность приобретает в процессе социализации, информационное насыщение);

7) развитие и самоопределение личности осуществляются в деятельности и отношениях, возникающих при этом;

8) развитие и самоопределение личности взаимосвязаны с содержанием и качеством образовательного процесса;

9) самоопределение личности соотносится с качеством референтного профессионально и социально значимого информационного поля деятельности.

Нормативное информационное обеспечение развития и самоопределения личности основано на соотнесении потребностей государства в том или ином виде труда и личности в том или ином виде деятельности. Самодостаточное нормативное информационное обеспечение личности возможно в том случае, если государство вырабатывает систему законодательных и правовых актов, исходя из качественного психофизиологического, демографического и социального анализа отдельных групп населения, склонных к определенному виду профессиональной деятельности. В противном случае, происходит авторитарное побуждение личности к адаптивному действию в процессе социализации. Нормативное информационное обеспечение личности и ее стремления к саморазвитию и самоопределению

взаимосвязаны с получением информации из различных социальных сред.

Обеспечение социально-значимой информацией развития личности основано на соотнесении уровня развития государства и институтов социализации личности, к которым, несомненно, относится система образования. Самодостаточное социальное информационное обеспечение в системе ценностей человека занимает одно из ведущих мест и является одним из мотивов его деятельности. Качество объективации личности напрямую зависит от меры и норм многогранного информационного потока о возможном профессиональном поле ее самореализации.

Любая социальная информация воспринимается личностью сквозь призму особенностей ее развития. К ним относятся и этнические, конфессиональные и прочие особенности включения человека в тот или иной вид труда.

Обеспечение национально значимыми информационными потоками процесса развития личности позволяет при личностной и профессиональной объективации учитывать особенности традиции и быта той или иной нации и национальности. В случае их учета личность готова к осуществлению самодостаточного поиска необходимого для самоопределения вида деятельности.

Учет взаимосвязи социальных, профессиональных и конфессиональных информационных установок развития личности основан на соотнесении традиций веры и вероисповедания и особенностей прав и обязанностей. Самодостаточное действие личности возможно в том случае, если информационное обеспечение содержит совокупность нормативный и содержательных актов, соотносящих эти особенности. В противном случае не происходит объективации личности в социуме.

Информационное обеспечение самореализации личности в новых экономических условиях возможно при условии использования новых информационных технологий, учета новейших разработок в передаче информационных потоков. Только в этом случае возможна личностная объективация, позитивно влияющая на развитие человека.

При восприятии личностью информационных потоков определенного качества необходимо учитывать информационные потребности и природные предпосылки к восприятию в процессе развития и самоопределения личности. Это учитывает исходные особенности личности в процессе обучения и стимулирует их к исследовательской, творческой деятельности. В этом случае процесс объективации основывается на внутренней мотивации человека.

Информационное самообеспечение личности основано на взаимодействии человека с основными источниками социализации, такими, как совместная деятельность людей, первичный опыт личностно значимого взаимодействия, постепенная замена внешнего контроля на самоконтроль. По мере приобретения индивидом социального опыта происходит личностная объективация и, как следствие, личность индивидуализируется, вырабатывая собственное отношение к тому или иному виду деятельности.

Любой вид социализации человека взаимосвязан с личностной социализацией. Они основаны на взаимодействии с основными источниками социализации. Результативность информационного самообеспечения личности возможна в случае побуждения личности к вариативному действию.

Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов. Это всегда сопровождается определенным информационным потоком, который личности приходится воспринимать и перерабатывать. В этих целях необходимо подготовить личность к вербальному, деятельностному и ролевому осознанию приемов самообеспечения необходимой социальной и профессиональной позицией.

Наивысшим этапом развития личности является ее готовность к информационному самообеспечению при решении вариативных социально-профессиональных задач. В этом случае процесс информационного обеспечения осуществляется в динамичном самоопределении и саморазвитии личности, которые реализуются в виде последовательности этапов - от вариативного прочтения социального побуждения человека к определенному виду действию до самостоятельного моделирования самодостаточного для самореализации вида деятельности.

Таким образом, ценностные ориентации, установки, ведущие мотивы, основополагающие принципы обучения как личностно, социально и профессионально значимого информационного потока являются чрезвычайно важными показателями развития и самоопределения личности.

список литературы

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М., 1978.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. 448 с.

4. Кочетов А. И. Педагогическая диагностика. Минск, 1968. 128 с.

5. Краевский В. В. Методология педагогических исследований: Пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. 165 с.

6. Краевский В. В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград, 1994. 32с.

7. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.

8. Пряжников, Н. С., Пряжникова, Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.

9. Психология. Словарь. / Под общей ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. 494 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Рапацевич Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. / Сост. Е. С. Рапацевич. Минск.: «Современное слово», 2005. 720 с.

11. Современный словарь по педагогике / Сот. Е. С. Рапацевич. Минск.: «Современное слово», 2001. 928 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.