Научная статья на тему 'Развитие смысла профессиональной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе'

Развитие смысла профессиональной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СМЫСЛ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулиева Екатерина Николаевна

В статье представлен анализ сущности процесса развития смысла профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулиева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие смысла профессиональной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе»

Е. Н. Кулиева

РАЗВИТИЕ СМЫСЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлен анализ сущности процесса развития смысла профессиональной деятельности.

Ключевые слова: смысл, профессиональный смысл, развитие.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что имеется достаточный объем знаний по изучению проблемы формирования личностного смысла педагогической деятельности у студентов педвуза: разработан общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки учителя (О. А. Абдуллина, А. А. Вербицкий, Н. В. Кузьмина, Н. К. Сергеев, В. А. Сластёнин); проведены фундаментальные исследования по проблеме личности как субъекта отношений и собственной жизнедеятельности (К. А. Альбуханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мя-сищев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, А. М. Трещёв); исследован личностный смысл как психологический и педагогический феномен (А. Г. Асмолов, Ф. Б. Бассин, Н. В. Зоткин, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, В. В. Сериков, В. Франкл); изучены функциональные возможности образовательной деятельности студентов в их профессиональном становлении (И. А. Зимняя, Н. Б. Крылова, А. Н. Леонтьев, Е. М. Сафронова, В. В. Сериков, В. Г. Рындак, Н. Е. Щуркова); обобщен опыт развития и саморазвития личности, описаны сущность и способы самоопределения и самореализации (К. А. Абульханова-Славская, В. И. Андреев, Е. А. Александрова, А. В. Мудрик, Н. Н. Никитина, А. В. Хуторской) [1].

Большинство исследований направлены на личность студента, поиск способов активизации собственно личностных сил развития будущего педагога, познающего и развивающего готовность к саморегулированию, имеющего профессионально-личностную позицию, определяющего свои ценностные ориентиры и потребности, стремящегося к компетентной самореализации.

В современном психолого-педагогическом знании и практике исследуются смыслообразующие процессы, связанные с внедрением в образовательный процесс педвуза новых педагогических технологий, основанных на личностном (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), субъектно-деятельностном (С. М. Год-ник, И. А. Зимняя, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова) и компетентностном (В. А. Болотов,

Н. Н. Лобанова, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Г. К. Паринова, А. В. Хуторской) подходах [2].

В последние годы педагоги и психологи делают попытку соотнести профессиональную подготовку студентов с формированием смысловой сферы личности педагога (Н. Г. Зотова), отношением к миру и к самому себе (Е. А. Климов), развитие профессиональной компетентности с личностным смыслом (О. Е. Перфилова) и способности к личностно-профессиональному самоопределению (Е. В. Ковалёва) со становлением личностного смысла субъекта образования [3].

Вместе с тем целостно процесс формирования личностного смысла педагогической деятельности у студентов в системе высшего профессионального образования не рассматривался. Особенно это проявляется при анализе решения обозначенной проблемы в процессе изучения иностранного языка в непрофильном вузе.

Анализ теоретических исследований и педагогической практики выявил в системе высшего профессионального образования противоречия между объективными потребностями современного общества в кадрах с высоким уровнем профессиональной ответственности, активности и творческой инициативы, высокой степенью осознания ценностного смысла профессиональной деятельности и сложившейся «знаниевой» моделью профессиональной подготовки студентов, не учитывающей формирование личностного смысла профессиональной деятельности будущих специалистов; необходимостью организации процесса подготовки студентов как субъектов образовательной деятельности, высшей формой проявления которой выступает личностный смысл, и отсутствием обоснованной модели его формирования.

Теоретическую базу исследования составили ведущие идеи профессионального формирования и самоопределения личности студента (К. А. Абульханова-Славская, В. И. Андреев, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. B. Мудрик и др.) [3]; положения о развитии личности студента в системе высшего профессионального образования (В. А. Бордов-ский, Н. В. Бордовская, З. И. Васильева, Н. В. Кузьмина, Т. И. Руднева, Н. К. Сергеев, В. А. Сластёнин); концепции «субъект-субъектного» взаимодействия в образовательной деятельности (И. А. Зимняя, А. B. Мудрик, П. И. Пидкасистый и др.); научнотеоретические представления о механизмах смыслообразования и становлении личностного смысла человека (А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Н. С. Пряжников, В. В. Столин, В. Франкл); требования организации обучения на основе педагогических ситуаций (Н. В. Бордовская, В. М. Симонов, В. В. Сериков и др.) [1].

Использование обозначенных теоретических подходов позволило определить авторскую позицию по ключевым понятиям исследования. Так, личностный смысл профессиональной деятельности у студентов неязыкового вуза - это целостное динамическое образование личности, состоящее из мотивационного, целевого, регулятивного и коррекционного компонентов. Он отражает осознанное отношение к профессиональным ценностям избранного вида деятельности, проявляющееся в активной творческой, сознательной и ответственной учебной деятельности и осмысленной потребности в профессионально-личностном саморазвитии, обеспечивающее успешную профессионализацию и творческий рост студентов.

Педагогическое сопровождение развития личностного смысла профессиональной деятельности у студентов вуза - это процесс и результат профессиональной подготовки, выражающийся в наличии у студентов профессионально значимых ценностей профессиональной деятельности, субъектном осмыслении педагогических знаний и смысло-представлений о профессиональной деятельности и рефлексивном анализе собственного опыта учебной деятельности.

Педагогическое сопровождение смыслообразования в процессе изучения учебных предметов, в частности иностранного языка, эффективно в случае реализации модели активного коммуникативного социально адресного взаимодействия преподавателей и студентов. Модель формирования личностного смысла профессиональной деятельности у студентов вуза представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих блоков (целевого, мотивационного, содержательно-организационного, регулятивного, коррекционного и оценочно-результативного), реализация которых предусматривает последовательное прохождение трех этапов: смыслопоиска акмеологической профессионально значимой основы личности, смыслоопределения учебной позиции студентов и их самоотношения и смыслореализации в ситуации метаактивного взаимодействия с иноязычной культурой в ситуациях, связанных с реальным профессиональным процессом.

В процессе осуществления этих этапов создаются благоприятные условия для успешного нахождения студентом смысла профессиональной деятельности, сознательного поиска акмеологической стратегии реализации личностного смысла в учебной дея-

тельности. Результатом реализации модели выступает выпускник вуза со сформированным личностным смыслом профессиональной деятельности, способный к творческому профессиональному росту.

Эффективность реализации модели основывается на выполнении следующих условий: готовность преподавателей вуза к формированию личностного смысла учебной деятельности у студентов; взаимосвязь теоретической и практической, предметной и профессиональной составляющих профессиональной подготовки студентов; реализация вариативного и акмеологического субъектного взаимодействия студентов и преподавателей; педагогическое сопровождение процессов смыслопоиска, смыслоопределения и смыслореализации у студентов в процессе учебной деятельности; развитие профессиональных мотивов, ценностных ориентаций, потребностей и установок личности студента.

Для решения выявленных проблем был разработан алгоритм педагогического сопровождения развития смыслообразования студентов в процессе изучения иностранного языка, цель этого алгоритма заключалась во внедрении в образовательный процесс вуза научно обоснованной модели формирования личностного смысла профессиональной деятельности у студентов и проверке ее эффективности. Полученные данные указывают на высокие результаты в формировании личностного смысла профессиональной деятельности у студентов экспериментальной группы.

Педагогическое сопровождение развития личностного смысла педагогической деятельности у студентов педвуза более успешно при соблюдении совокупности внутренних и внешних условий. Внутренние условия являются действиями, которые происходят во внутреннем плане личности, представляя собой исходную базу процессов смыслообразо-вания, это - мотивы, потребности, ценностные ориентации, профессиональные цели. Внешние условия, которые определяют весь ход моделируемого процесса, названы выше.

Список литературы

1. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2007. - 528 с.

2. Белухин, Д. А. Личностно ориентированная педагогика : учеб. пособие для студентов / Д. А. Белухин. - М. : Изд-во МПСИ, 2005. - 448 с.

3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 300 с.

Кулиева Екатерина Николаевна

старший преподаватель, кафедра английского языка,

Пензенский государственный университет E-mail: eka5626556@yandex.ru

Kulieva Ekaterina Nikolaevna

senior lecturer,

sub-department of english language, Penza State University

УДК 593.1 Кулиева, Е. Н.

Развитие смысла профессиональной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе / Е. Н. Кулиева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 22-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.