Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования субъектной позиции будущего учителя в процессе реализации личностно-ориентированного похода в обучении'

Концептуальные основы формирования субъектной позиции будущего учителя в процессе реализации личностно-ориентированного похода в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
603
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / АДАПТАЦИЯ / INDIVIDUAL / A PERSONAL / SUBJECTIFYING / SUBJECT POSITION / PERSONALITY-FOCUSED APPROACH / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатеев Виктор Антонович

В статье поднимается проблема формирования субъектной позиции будущего учителя в условиях реализации личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptional foundation formation subject position of a future teacher's in the process realization of the personality-focused Approach in the education

In the article considers problem formation of the person position of a future teacher's in the condition of realization a Personality-focused Approach in the professional training.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования субъектной позиции будущего учителя в процессе реализации личностно-ориентированного похода в обучении»

РАЗДЕЛ I

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378. 14

В. А. Фатеев, V. A. Fateyev.

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой гимнастики Барнаульского государственного педагогического университета, [email protected], Барнаул

Candidate of pedagogics, senior lecturer, Head of the Chair of Gymnastics, the Faculty of Physical Training in the Barnaul State Pedagogical University, [email protected], Barnaul

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО ПОХОДА В ОБУЧЕНИИ

На современном этапе реформирования системы образования важным направлением деятельности педагогических вузов является решение задачи кадрового обеспечения профессионального образования, что возможно в процессе создания и апробации разных моделей подготовки педагогических кадров и их конкурентноспособности в условиях рыночной экономики.

Одной из актуальных проблем педагогической науки является разработка путей совершенствования профессионального мастерства педагогов, что обусловлено закономерностями общественного развития и социальной значимостью самой проблемы повышения качества подготовки будущего специалиста, базирующейся на гуманистических принципах и идеалах.

В российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность учителю осуществлять выбор и конструировать учебный процесс, включая разные модели, в том числе авторские. При реализации той, или иной модели, от педагога требуется свободное владение современной информацией по предмету и гибкость в процессе перестройки мышления при систематическом критическом самоанализе своего субъектного опыта, манеры самопрезентации и стилевых особенностей в отношениях, общении, деятельности. Кроме того, учитель должен быть образцом для подражания, сочетая любовь и требоательность при развитой эмпатии и рефлексии, обладая педагогическим тактом, манерой поведения в процессе взаимодействия и взаимоотношений с воспитанниками, умением предвидеть, прогнозировать, моделировать педагогический процесс, отвечая за результаты своих действий и деятельности. Ориентация на профессионализм учителя должна предусматривать основные стратегические направления: рост социального статуса учителя физической культуры; субъектное развитие и саморазвитие; способность к общему и профессиональному самообразованию; необходимость взаимосвязи и координации различных этапов профессионального становления.

Приоритет личности в образовании выводит ключевыми фигурами личность педагога и студента как носителей общечеловеческих ценностей и активных созидателей творческого саморазвития.

На современном этапе общественного развития физкультурное образование и воспитание ориентировано на формирование физической культуры личности будущего учителя посредством:

- формирования субъект-субъектных отношений и педагогики сотрудничества при обеспечении условий овладения ценностями физической культуры;

- гуманизации процесса воспитания с учетом личностных особенностей и развитием самостоятельности и самодеятельности студентов;

- гармонического формирования духовного и телесного развития личности.

При этом профессиональная деятельность должна рассматриваться в двух

аспектах: как средство самореализации и самоутверждения личности и как средство ее устойчивой социальной защиты и адаптации, что предполагает глубинные преобразования в профессиональной мотивации, личностных ценностях, актуализации смыслового компонента сознания личности, формирование субъектной позиции будущего педагога с учетом целостности компонентов процесса адаптации, который включает:

- ознакомительный этап адаптации к педагогу (его стилевым особенностям, манере поведения и общения, способам преподавания и учения, личностным чертам характера, манере самопрезентации, наличием собственной концепции и активной жизненной позиции);

- социально-психологическую адаптацию (процесс вхождения в новую среду социально-профессиональных отношений; принятие установок, новых ценностных ориентаций коллективного и индивидуального взаимообщения и взаимодействия; формирование субъект-субъектного сотрудничества равных партнеров, обладающих личностным смыслом и жизненной позицией);

- дидактическую адаптацию (приобщение к новой системе обучения, менее рег-ламентированной свободой выбора, общения, поведения, отношений, деятельности, самостоятельности мышления, творческого поиска смысла, критичности субъектного опыта и его систематической ревизии и наполнении новым смысловым содержанием);

- физиологическую адаптацию (построение системы условно-рефлекторных связей, ломку старого и формирование нового жизненного стереотипа, приспособление организма к разнообразным и непривычным функциональным, физическим и психическим нагрузкам);

- профессиональную адаптацию (приобщение студентов к будущей профессии, формирование мотивационно-потребностной сферы, позитивного отношения к новым условиям обогащения личностного опыта, развитие индивидуальных способностей личности, формирование опыта творческой деятельности, поиск своего предназначения в избранной профессии).

Наряду с учетом этапов и механизмов адаптации, их содержательной направленности, важными условиями профессионализации будущих специалистов и формирования их субъектной позиции в системе личностно ориентированного педагогического образования выступают следующие принципы:

- диагностическое обеспечение развития личности;

- творческо-поисковая активность в формировании личностного опыта и его критическая ревизия;

- непрерывность и целостность образовательного процесса;

- социализация и коммуникация ориентирующих студентов на адаптацию к социальным и профессиональным требованиям;

- мотивационно-потребностная переориентация своих взглядов и ценностных установок в процессе приобщения студентов к профессии учителя;

- определение образовательной среды самореализации в условиях свободы выбора личностной траектории саморазвития, способствующей выработке адаптационных механизмов при смене социального статуса;

- систематическая рефлексия собственной профессиональной эффективности;

- повышение личностного и образовательного потенциала в процессе самообразовательной деятельности;

- обеспечение профессиональной мобильности и формирование «готовности» выпускников вуза работать в условиях рыночных отношений;

- единство социально-нравственного, общекультурного, фундаментального и профессионального развития личности будущего учителя.

При этом современные требования к профессиональной подготовке будущего учителя в сфере физической культуры и спорта обуславливаются наличием в учебном процессе таких компонентов как:

- постоянная коррекция целей вузовской подготовки специалиста при формировании на современной основе системы профессиональных задач, с которыми будущему педагогу придется столкнуться в практической деятельности и поиск способов их разрешения в процессе коммуникативных отношений в вузе;

- пересмотр содержания образования и видов деятельности, адекватных специфике и характеру предстоящей профессиональной деятельности;

- психолого-педагогическое обеспечение процесса усвоения знаний и умений и их интеграция со спецификой подготовки специалиста.

Таким образом, исследование содержания и структуры профессионально-педагогической деятельности будущего учителя с учетом современных требований обучения, воспитания и развития является ключевой проблемой личностной парадигмы образования, выводящей исследователей на рассмотрение категорий личности, индивидуальности и субъектности как взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов целостного развития индивида.

К пониманию личности существует многообразие подходов и трактовок с позиции социогенетической, биогенетической и психогенетической теорий личности, которые объясняют личность, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми; становление личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни; становление личности как результата подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков; набором устойчивых способов поведения (ролей), определяемых статусом, что накладывает отпечаток на характер поведения личности и ее отношение с другими людьми; биологическими процессами созревания организма, где развитие личности выводится из особенностей телосложения человека и его поведения, обуславливающегося физиологическими, бессознательными влечениями; развитием собственно психических процессов; поведением личности через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики; развитием интеллектуально-познавательной сферы психики личности; акцентированием на развитие целостности личности; анализом ситуации жизнедеятельности личности с когнитивно-эмоциональной стороной ее поступка.

Каждая из этих теорий объясняет социальное поведение личности, исходя из свойств окружающей среды, к которой человек вынужден приспосабливаться игнорируя объективные общественно-исторические условия жизни.

Гуманистические теории А. Маслоу [18], К. Роджерса [23] и др. рассматривали вопросы психологической безопасности личности; идентификации с определенной группой и в отношениях с другой личностью; в завоевании признания и самоуважения; в реализации нравственно-эстетических идеалов добра, красоты и уникальности; в оценке своих достижений; прояснении жизненной ситуации и сложившихся приоритетов; в автономности бытия и свободы; в богатстве переживаний. С. Л. Рубинштейн [24] рассматривал личность как носителя сознания и способности человека вырабатывать это отношение, занимая опреде-ленную позицию. А. Н. Леонтьев [15] утверждает, что смыслообразование является одной из тонких личностных функций человека. Согласно его теории, личность выступает как целостная система внутренних условий, через которую преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности выделяются компоненты разной меры общности и устойчивости. Б. Г. Ананьев и В. С. Мерлин [3] считают проблемой структуры личности обеспечение ее внутренней целостности, механизмом исполнения которой выступает рефлексия, рассматривая личность человека в единстве 4-х сторон: человека как биологического вида; в онтогенезе и жизненном пути человека как индивида; человека как личности; человека как части человечества. Проявление личности к ответственному поступку, по утверждению В. А. Петровского [22], подразумевает возможность становления личности автором своей жизни.

У Б. Г. Ананьева [3] индивидуальность представлена как многоструктурное образование, включающее в себя синтез проявления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. В отечественной психологии также существует несколько направлений к изучению личности.

Подход К. А. Абульхановой - Славской [1] представляет личность как субъекта жизненного пути и субъекта деятельности, в основе развития которой лежит активность (инициатива, ответственность), способность к организации личного времени, социальное мышление. Многие авторы считают, что личность человека как субъекта деятельности и отношений характеризуется внутренней самоорганизацией индивида, в основе которой лежит развитие способности быть личностью; выбирать жизненные смыслы и принципы; принимать решения, отвечая за свои слова и поступки; быть самостоятельным, внутренне свободным, инициативным, творческим человеком [2; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 12; 13; 16; 17; 19; 20; 25 и др.].

Современное образование является кризисом «образования человека».

В. П. Зинченко [11] утверждает, что кризис образования связан с дефицитом культуры, с технократической перегрузкой, «гуманитарным голоданием» и «зоной гуманитарного бедствия» (Г. К. Селевко) [26]. Понятие гуманизм выступает как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности, как высшая цель общественного развития с акцентом на целостное, универсальное развитие личности, что является основой личнос-тно ориентированных технологий обучения и воспитания.

Личностно ориентированный подход в образовании, исходя из понимания уникальности каждой личности, главной задачей педагогической деятельности определяет формирование индивидуальности и создание условий для развития ее творческого потенциала. Реализация данного подхода видится в создании таких педагогических условий, при которых происходит расширение границ свободы личности в ее жизнетворчестве и самоопределении, где критерием и результатом его реализации выступает разумное соотношение между личностью и кол-

27

лективом, основанное на понимании того, что личность - основа коллектива. Такое понимание способствует преодолению технократических тенденций в педагогическом мышлении учителя, при переориентации взгляда на личность с позиции средства до ее понимания как активного, самостоятельного субъекта. При таком понимании происходит социализация личности, рассматриваемая Б. Г. Ананьевым [3] как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. При этом социализация, культурная идентификация и персонолизация являются основой становления личности.

В контексте личностно ориентированного образования, личность, - это человек, имеющий жизненную историю, интегрированный в определенную культурную среду, обладающий свойствами субъектности и индивидуальной самобытности, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальности. Важным моментом становления субъектной позиции личности является формирование положительной Я-концепции, представляющей целостную систему осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение и которая является основой внутреннего стимулирования ее развития, значимости для себя и окружающих, отношением к себе и другим.

Для ее формирования и развития необходимо в процессе реализации личностно ориентированного подхода придерживаться ряда положений:

- видеть в каждом ученике уникальную, самобытную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;

- создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, радости от общения и деятельности;

- исключать прямое принуждение и акцентировать внимание на положительных моментах, успехах, понимать причины неудач, незнания, неумения, непонимания, поведения и устранять их без ущерба для достоинства личности;

- предоставлять возможности и создавать условия для максимального проявления личностных качеств, помогая в реализации возможностей и способностей в деятельности и общении.

При этом обучение должно вестись с учетом интегративных процессов, на основе вариативности разных технологий, концепций, подходов с включением элементов индивидуализации и дифференциации и при постоянной стимуляции воспитанников, их нацеленности на рост и продвижение к зоне ближайшего развития каждого индивида. Процессы гуманитаризации, гуманизации, демократизации должны стать основой построения учебно-воспитательного процесса в школе и вузе при реализации личностно ориентированного подхода, позволяющего максимально раскрыть личность ученика, его познавательных способ-ностей и возможностей в процессе самовоспитания как идеала воспитания, базирующегося на основе включения педагогики сотрудничества, ситуации выбора и успеха в деятельности творческого, продуктивного характера.

В качестве содержания личностного развития В. В. Сериков [27, с. 42-43] рассматривает генезис тех функций, которые личность выполняет в жизненности индивида (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, построения образа «Я», принятия ответственности, творческой самореализации в избранной сфере деятельности, обеспечение автономности и индивидуальности бытия субъекта). Развитие этих функций возможно при условии их востребованности в жизни инди-

28

вида при образовании и обучении на личностном уровне, что предполагает постоянное включение субъектного опыта и восприятия реальности, где личность всегда выступает соучастником или инициатором любого процесса. Соединить личностный подход и развитие личности в учебно-воспитательном процессе, можно лишь овладев знаниями основных закономерностей традиционного развивающего обучения и умениями их использовать в различных ситуациях. Суть этих закономерностей заключается во взаимосвязи обучения и развития личности как единого процесса ее жизнедеятельности при ведущей роли первого компонента.

При этом главной целью обучения и развития является становление субъектной позиции жизнедеятельности личности в культурной и социальной среде, в изменении ее сознания, мышления, ценностей, потребностей, мотивов в ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой и деятельностно-поведенческой сферах. Критериями личностного развития является достижение каждым индивидом зоны ближайшего развития, максимальное проявление субъектности, творчества и саморегуляции в процессе деятельности, общения и поведения, в которых происходит становление внутреннего мира личности, детерминированное содержанием субъектного опыта. Субъектный же опыт в жизнедеятельности и самореализации личности приобретается в ходе общения, деятельности, познания, принятия ответственных решений, выбора адекватных поступков, переживании своих успехов и неудач в процессе критического анализа, самоанализа и рефлексии. Уровень развития личности трактуется как творческая индивидуальность и ее сущность заключается в своеобразии, автономности, самостоятельности, готовности отстаивать свою точку зрения при своеобразии ценностей, потребностей, мотивов, черт характера.

При этом мотив является субъективным отражением потребностей, опосредованным положением личности в обществе. Творческая индивидуальность является залогом непрерывного саморазвития личности при совпадении ее жизненных и профессиональных смыслов, ценностей, возможностей, способностей реализовать свою профессиональную активность.

Опираясь на концептуальные положения можно утверждать, что личность является целью образования, а цель воспитания ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного, субъектного, отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.

Условиями становления субъектной позиции личности и критериями ее развития выступают:

- отношение к себе и другим людям как к самоценности;

- способность к самоактуализации и любви;

- творческий характер жизнедеятельности;

- потребность в позитивной свободе;

- способность к свободному волепроявлению;

- способность к самопроектированию будущего;

- вера в осуществление намеченного жизненного пути;

- внутренняя ответственность перед собой и другими;

- стремление к обретению смысла своей жизни.

Таким образом, личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», как уникальной системы личностных смыслов, индивидуальных впечатлений и переживаний.

Личность может быть рассмотрена и как система черт - относительно устойчивых характеристик индивидуальности в суждениях субъекта о самом себе и

29

других. Личность может описываться и как деятельностное «Я» субъекта (система планов, отношений, направленности, смысловых образований) и как субъект персонолизации (потребности и способности индивида, вызывающие изменения в других людях). Под «личностью» понимается сложная целостная система, определяемая взаимодействием социальных и индивидуальных факторов; как интегральное понятие, характеризующее человека как объекта и субъекта отношений, объединяющих в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально неповторимое; как совокупность психологических характеристик, изменяющихся в режиме адаптации к новой социальной среде; как способность занимать определенную позицию по отношению к окружающим. Эта интегрированная совокупность позволяет определить основные функции личности как субъекта познания и саморазвития и возможность их диагностики и реализации в процессе взаимодействия, общения и деятельности: избирательность (способность к выбору), рефлексию (умение оценивать свою жизнь), бытийность (поиск смысла жизни и творчества), ответственность, автономность, формирование образа «Я».

Формирование и проявление индивидуальности связано в большей степени с практической деятельностью человека, в результате которой он объективирует и на этой основе осознает и выделяет себя из окружающего мира. Эта деятельность совершается в сфере общественных отношений, где социальные функции дифференцируются, исходя из общественного разделения труда.

Индивидуальность трактуется как интегральное понятие, выражающее особую форму бытия индивида, в которой он выступает как целостность и относительно самостоятельный субъект, активно стремящийся к самостановлению.

Человек как индивидуальность, является автономным и неповторимым субъектом сознания и деятельности, способным к самоопределению, самоуправлению, творческой самореализации и самоутверждению в обществе. Б. Г. Ананьев считает, что: «Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности» [3].

Таким образом, человек продукт и субъект общественных отношений, где первое определяет понятие индивид, а второе - индивидуальность и личность в процессе «самоустроения» как активного субъекта общественной жизни. Индивидуальность характеризуется как своеобразие, неповторимость, многосторонность, гармоничность, естественность, непринужденность, а личность подчеркивает в ней сознательно-волевое начало [12].

Глубокий синтез знаний о человеке как субъекте образования раскрывается с опорой на основы философии педагогики и методологию гуманистической педагогики, показывающих, по мнению В. С. Леднева [14] и А. Н. Орлова [21] их инновационный, прогрессивный и прогностический смысл.

Идея субъектности представлена у разных авторов в разных категориях как «потребность в самоутверждении», «коренная тревога», «архетипы», «черты», «соматотип», «конституционные типы», «акцентуации характера», «доминирующее отношение», «основная жизненная направленность» [2; 3; 14; 15; 21; 22] и др. Эксплицитно идея субъектности представлена в категориях «индивид», «тип индивидуальности», «персона», «рефлексирующее сознание», «рост личности изнутри», «поиск смысла», «стремление к самоактуализации» [20; 26] и др.

Концепция субъектности личности понимается А. В. Петровским [22] как динамическая форма субъектно-ролевого единства: становление субъектности ролью и снятие роли субъектностью. Субъектное восприятие другого человека, про-

30

никновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей, чувств характеризуется как способность и потребность человека отзываться на эмоции другого человека (сочувствовать, содействовать, сопереживать, сорадоваться), что характерно для эмпатического переживания.

Личностно ориентированная модель образования предполагает выполнение средствами образования задач и целей, поставленных самой личностью, развитие ее субъектной позиции и создание условий для самореализации. Переход воспитанника в позицию субъекта образовательной деятельности, является одним из важнейших положений личностно ориентированных технологий, где категория субъектности характеризует «конструирующую» характеристику личности человека, как его личностное свойство и готовность рассматривать все события, происходящие с ним, и за которые он несет ответственность; как результат его собственных действий, проявляющихся в активности его самовыражения (субъект - носитель активности) и сознательно регулируемые им в деятельности (субъект - деятель) в системе отношений с другими.

Гуманистическими принципами становления субъектной позиции личности обучаемого являются: принцип личностной вовлеченности; принцип обогащающего влияния образовательной среды при сохранении уникальности, самобытности и индивидуальности с учетом своеобразия потребностей, возможностей и способностей; принцип приоритетности внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальной образовательной траектории; принцип самоактуализации и рефлексии, оценки и самооценки собственной деятельности.

Педагогическими условиями становления субъектной позиции личности выступают: востребованность личностных качеств; многообразие и многофункциональность способов, технологий, адекватных потребностям, наклонностям, способностям отдельной личности; технологии ориентации на самореализацию, смыслотворчество при субъектном присвоении содержания образования; право свободного выбора личностно ориентированной, образовательной программы саморазвития и самостановления. При этом субъектность личости как динамическое качество не существует вне взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного).

Разработка методологии исследования человека как субъекта и межсубъек-тных отношений должна происходить в русле гуманизации, на основе которой актуализируются рефлексивные связи отношения самосознания, позволяющие выйти на категорию субъектности. Именно в данной категории актуализируются культурологический, социологический, личностный подходы к человеку, которая характеризует целостность и ценность человека, его развитие как личности с уникальными проявлениями индивидуальности.

Раскрытие динамики субъектных проявлений в педагогическом процессе акцентирует проблему личностной ответственности студента и педагога за результаты свободы целеполагания и свободы творчества в совместной деятельности, в диалоге заинтересованных соавторов обучения.

Согласно личностно ориентированному подходу суть образовательного процесса заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве таких составляющих как: вхождение в мир природы человеческой культуры; приобщение к миру значимых других; возникновению самосознания.

Субъект является деятелем, способным к выбору деятельности и конкретной роли для себя среди других субъектов, к выработке собственных целей и средств

31

их достижения. Его отличает уверенность в возможности и желании самому определять свое место, образ жизни, раздвигать рамки реальной независимости. Одновременно субъект является носителем и автором вклада в совместную деятельность, партнером в межсубъектных отношениях. Как субъект жизни человек характеризуется развитием субъективных (индивидуальных) свойств: жизне-творчества, самостоятельности, самодеятельности, адаптивности, автономности. Как субъект истории - проявлением социальности и социальных качеств: гражданственности, свободы, ответственности. Как субъекту культуры ему свойственны духовность, нравственная воспитанность, творчество, способность к диалогу. При этом содержанием воспитания личности как субъекта собственного жизнестроительства и жизнетворчества выступает субъектный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения.

Исходными характеристиками человека как субъекта деятельности является сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование это действительности).

Реализация личностно ориентированного подхода в предметной деятельности по гимнастике в вузе с акцентом на развитие в каждом студенте субъектно-личностной позиции, создание условий для индивидуального саморазвития, формирование стойкой жизненной позиции в выборе профессии при постоянном инициировании и стимулировании на успех и свободу выбора в процессе делегирования полномочий преподавателя (учебная практика), включение элементов самоанализа, взаимоанализа, самооценки, взаимооценки, свободы в выборе средств, методов, способов проведения занятий, трудности индивидуальных программ саморазвития на перспективу роста, педагогическая помощь, сотрудничество, диалог, свобода коммуникативных отношений с партнерами (динамические, статические, смешанные пары), самопрезентация собственной точки зрения, манеры поведения, взаимообщения, взаимодействия, личностной позиции дают максимальный эффект в предметной деятельности, помогая студентам поверить в себя, в свои возможности и способности и достигать поставленные задачи в автономном режиме, отвечая за результаты их реализации.

Подобный подход в обучении в предметной деятельности позволяет за годичный цикл занятий повысить результативность по оценке физической готовности на 0,45 балла, а по качественному показателю на 10,8% при темпах прироста, соответствующих 12,8% при наличии явной тенденции к улучшению результатов. Корреляционная обработка результатов тестирования физической готовности (интегральный показатель по 9 тестовым заданиям) студентов к освоению техники программных элементов и упражнений выявил среднюю связь при наличии функциональной зависимости. При этом от физической готовности студентов зависит быстрота освоения гимнастических упражнений при наличии средней связи быстро обучаться элементам и усваивать детали техники, которая наблюдается у 58,3% студентов при прочности освоения двигательных действий у 75% и длительности сохранения сформированного навыка (отставленный эффект) у 91,7%. Как показал анализ результативности обучающих действий при реализации личностной направленности процесса обучения прочность сохранения и быстрота формирования двигательного навыка достигается в процессе модификации разных ситуаций; условий проведения и организации занятий; разнообразия размещения и прохождения снарядов; организации работы студентов, при которых функция памяти, заключающаяся в запоминании, сохранении и воспроизведении двигатель-

32

ных действий формируется эффективней при включении элементов идеомотор-ной настройки, самоанализа, взаимоанализа, самооценки, взаимооценки, свободы перемещения и коммуникации, при которых максимально развивается мышление, способность к волевым проявлениям, психологическая устойчивость к сбивающим факторам, концентрация внимания, самодеятельность, критичность при самоанализе своих действий и поступков, рефлексия собственной эффективности, что является гарантией формирования субъектной позиции каждого студента.

При такой целенаправленной позиции в обучении, результативность по степени физической и технической готовности к освоению программных требований по гимнастике повышается за годичный цикл обучения у 92,25% студентов, процент посещаемости занятий достигает 83,5%, своевременность сдачи зачетов достигает 95,8% при наличии развитой ответственности за достижение поставленных целевых установок при реализации индивидуальных программ саморазвития, составленных и постоянно корректируемых в совместном поиске и сотрудничестве, способствующих формированию субъектности, автономности, личной ответственности, рефлексивности при систематической ревизии субъектного опыта.

Библиографический список

1. Абульханова - Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности [Текст] / К. А. Абульханова - Славская. - М., 1981. - 186 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Алексашина, И. Ю. Учитель и новые ориентиры в образовании: Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем [Текст] / И. Ю. Алексашина. - СПб, 1997. - 153 с.

3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 т., 1980. Т. 1. - С. 10-24.

4. Асмолов, А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: Проблемы и перспективы исследования [Текст] / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 1986. - № 1.

5. Бехтерев, В. М. Проблемы развития и воспитания человека [Текст] /

В. М. Бехтерев. - Москва-Воронеж, 1997. - С. 97-131.

6. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации [Текст] / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. - 1996. - № 5. - С. 3-8.

7. Бондаревская, Е. В., Кульневич, С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст]: учебное пособие для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений, слушателей ИПК, учителей / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - М. - Ростов н/Д: Учитель, 1999. - 563 с.

8. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды [Текст] / Л. И. Божович / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд., стер. - М.: Институт прикладной психологии. - Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. - 349 с.

9. Волкова, Е. Н. Субъектность педагога: Теория и практика [Текст]: автореф. дис.... докт. психол. наук / Е. Н. Волкова. - М., 1998. - 43 с.

10. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века [Текст] / Б. С. Гершунский // Мир образования. - 1996. - № 4. - С. 49-54.

11. Зинченко, В. П. Человек развивающийся: очерки российской психологии [Текст] / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.

12. Кульневич, С. В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания [Текст]: монография / С. В. Кульневич. - Воронеж, 1997. - 235 с.

13. Ларионова, И. А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик» [Текст] / И. А. Ларионова // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности: тезисы Всерос. науч.- практ. конф. - Барнаул, 1996. - С. 49-51.

14. Леднев, В. С. Непрерывное образование: структура и содержание [Текст] /

B. С. Леднев. - М., 1988. - 204 с.

15. Леонтьев, А. Н. Философско-аксиологические идеи в концепции человека С. Л. Рубинштейна [Текст] / А. Н. Леонтьев, Г. С. Батищев // Философские науки. - 1989. - № 7. - С. З0.

16. Лернер, И. С. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И. С. Лернер. - М., 1980. - 208 с.

17. Маркова, А. К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя [Текст] / А. К. Маркова, А. Я. Никонов // Вопросы психологии. - 1987. - № 10. - С. 40-48.

18. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу / Теория личности в западно-европейской и американской психологии: хрестоматия по психологии личности. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1996. - С. 422-449.

19. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [Текст] / Л. М. Митина. - М., 1994. - 216 с.

20. Мудрик, А. В. Главное - личность [Текст] / А. В. Мудрик // Педагогическое образование. - М.: МПГУ, 1990. Вып. 2. - С. 62.

21. Орлов, А. Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы [Текст] / А. Н. Орлов. - М., 1991. - 196 с.

22. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В. А. Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

23. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Р. Роджерс / пер. с англ. - М., 1994. - 480 с.

24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /

C. Л. Рубинштейн. - М., 1989. Т. 2. - С. 102.

25. Русаков, В. М. Индивидуальность человека и проблема развития задатков [Текст] / В. М. Русаков // Философские науки. - 1988. - № 8. - С. 109.

26. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

27. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология [Текст] / В. В. Сериков. - Волгоград, 1994. - С. 42-4З.

28. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В. В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «ЛОГОС», 1999. - 272 с.

29. Итин, Ю. К. Качество образовательного процесса высшей школы как объект управления [Текст] / Ю. К. Итин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 2. - С. 82-101.

30. Фишман, Б. Е. Педагогическая поддержка саморазвития педагогов в нрофес-сиональной деятельности: концептуальные основы региональной системы [Текст] / Б. Е. Фишман // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 49-60.

З4

31. Перевозчикова, Л. С. Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема [Текст] / Л. С. Перевозчикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 138-146.

32. Сластенин, В. А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования [Текст] / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 49-75.

УДК 378

Л. А. Апарина, L. A. Aparina.

Начальник отдела образовательных программ Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королёва, [email protected], Самара

A competitor for the scientific degree of the candidate ofpedagogical sciences, the chief of the department of educational programs of Samara state aerospace university named after academician S. P. Korolyov, [email protected], Samara

ОЦЕНКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Система производства и система образования развиваются во взаимодействии. Являясь одним из потребителей результатов системы образования, система производства формирует свои требования к содержанию образования. Современный рынок труда требует не только глубоких знаний в профессиональной сфере, но и умения работать в команде, владения техникой переговоров, знания иностранных языков, основ маркетинга и менеджмента. Существующая система высшего образования не в полной мере отвечает этим требованиям. Нет адекватной реакции на ускоряющийся процесс обновления информации. Очевидна необходимость пополнения и обновления знаний в течение всей жизни. Конкуренция на рынке образовательных услуг - реальный, а не виртуальный факт. Групповой метод обучения («поточное» производство) не устраивает Потребителя, т. к. не обеспечивает требуемого качества, переход же к индивидуальному обучению может привести к значительному росту стоимости обучения. Проблема отношения «цена/качество», давно известная в промышленности, должна решаться и в сфере образования России.

Между академическим сообществом и промышленниками не сложился адекватный язык общения, что, впрочем, естественно для России, если учесть происходящий поворот в развитии экономики. Характерно высказывание работодателя [1]: «Меня не интересует, чему его учили и что он в итоге знает - меня интересует, что он умеет и как этим умением может пользоваться в качестве сотрудника». Использование компетентностного подхода представляется одним из выходов из создавшегося положения. По определению, предлагаемому в проектах федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования, компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Компетентность (состав компетенций) характеризует личность, в то же время каждому рабочему месту соответствует свой необходимый набор компетенций. Применение языка компетенций при формировании как образовательных, так и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.