Научная статья на тему 'Категория субъектности в контексте социализации личности'

Категория субъектности в контексте социализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1277
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ / ФЕНОМЕН СУБЪЕКТНОСТИ / THE SUBJECT / THE SUBJECT OF ACTIVITY / PROCESS OF SOCIALIZATION / A PHENOMENON OF SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна

В статье анализируются многообразные концепции рассмотрения категории «субъект», раскрывающей смысловые ориентиры для изучения и описания субъектности как социально-педагогической дефиниции. Охарактеризован междисциплинарный подход к объяснению феномена субъектности. Раскрывается смысловая интерпретация субъектности как одной из основных категорий процесса социального становления личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Category of subjectivity in the context of socialization of a person

In the article diverse concepts of consideration of a category subject, revealing semantic reference points for studying and the description of subjectivity as social-pedagogical definition are analyzed. The interdisciplinary approach to explanation of a phenomenon of subjectivity is characterized. Semantic interpretation of subjectivity as one of the basic categories of process of social formation of the person is viewed.

Текст научной работы на тему «Категория субъектности в контексте социализации личности»

5. Рындак, В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя [Текст] / В. Г. Рындак. - М: Педагогический вестник, 1997. - 242 с.

6. Саитбаева, Э. Р. Теоретические основы самоопределения педагога-профес-сионала в системе дополнительного педагогического образования [Текст]: монография. / Э. Р. Саитбаева. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2005. - 501 с.

7. Степанов, С. Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования [Текст] / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 31-40.

8. Сластенин, В. А. Готовность педагога к инновационной деятельности [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова // Сибирский педагогический журнал. -

2007. - № 1. - С. 42-49.

9. Штейберг, В. Э. Системные аспекты инструментальной дидактики как новой образовательной технологии [Текст] / В. Э. Штейнберг, Н. Н. Манько // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 60-68.

10. Корнилова, О. А. Организация эвристического обучения как условие формирования профессиональной рефлексии будущих специалистов социальной работы [Текст] / О. А. Корнилова, В. С. Нургалеев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 176-180.

11. Ахметова, М. Н. Социально-педагогические детерминанты формирования готовности учителя к проектированию и осуществлению образовательных технологий [Текст] / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. -

2008. - № 1. - С. 82-101.

12. Егорова, Ю. Н. Специализация как контекст профессионального выбора будущего социального педагога [Текст] / Ю. Н. Егорова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 123-132.

УДК: 378.4

Любовь Геннадьевна Пак

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, [email protected], Оренбург

КАТЕГОРИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Ljubov Gennadevna Pak

The senior lecturer ofchair ofsocial pedagogics of the Orenburg State Pedagogical University, the candidate pedagogical sciences, [email protected], Orenburg

CATEGORY OF SUBJECTIVITY IN THE CONTEXT OF SOCIALIZATION OF A PERSON

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, определяют масштабы инновационных процессов перестройки оснований прежних способов жизнедеятельности, ориентируя на переосмысление роли

личности в преобразовании общества. Необходимость подготовки человека «Нового времени» к продуктивной самореализации в постоянно изменяющемся социуме, актуализируют потребность в личности, готовой к принятию самостоятельных решений и осмысленному выбору жизненного пути.

В этих условиях принципиальное значение в педагогической науке и практике приобретает изучение субъектности как важного аспекта бытия индивида, обеспечивающей возможность конструирования и проектирования собственной самодеятельности, реализацию субъектом своей самобытности непохожести и индивидуальности в многообразии общественной жизни. В наибольшей степени субъектность может быть реализована в рамках целенаправленной социализации личности, посредством ее самоорганизации и саморазвития на основе активного включения в личностно-средовое взаимодействие и социализирующую деятельность.

Социализация как социально-педагогическое явление - важный процесс установления взаимоотношений индивида с социумом (обществом и окружающей средой) на основе совокупности социально-развивающих знаний, социально-деятельностного общения и субъектного опыта самореализации, обеспечивающей социальное становление личности. Между тем в исследованиях недооценивается значение субъектности как фундаментального принципа социализации личности. Субъектность, как подтверждают работы А. Г. Асмолова, Н. М. Борытко, Е. Н. Волкова, Т. В. Маркеловой, Ф. Г. Мухаметзяновой, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна - сложная многоуровневая характеристика личности, заключающаяся в осознанном и деятельном отношении к миру и к себе в нем, в способности к «социальному самоконструированию», самодвижению и самосовершенствованию в постоянно изменяющейся образовательной, социокультурной ситуации.

Категория субъектности является одной из основополагающих в социальном становлении личности. Ее новизна состоит в междисциплинарном подходе к объяснению феномена субъектности, что позволяет включать в ее трактовку наиболее значимые и плодотворные идеи и представления, прежде всего, такие как: экзистенциализм как одно направление из философии, которое ставит в центр изучения проблему субъекта и субъектности, связывая субъектность с осознанием человеком самого себя в существенных условиях человеческого бытия в мире общественных отношений (С. Кьеркекор, Ф. Ницше, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, М. Хайдеггер); социальная антропология, в основе изучения которой человек, как активно-созидаю-щее существо, характеризующийся готовностью, способностью и возможностью к творческо-преобразовательной деятельности, с акцентом на его субъективность (М. Шелер); деятельностная и субъектно-деятельностная концепция о понимании субъекта как имманентном источнике развития, о самодеятельном субъекте и детерминации, исходящей от самого субъекта в контексте содержательного наполнения его индивидуального жизненного мира с позиций раскрытия богатства и многообразия связей с внешним миром, с действительностью (К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский,

А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); субъектный (человекоцентрированный, клиент-центрированный) подход, определяющий ценностное отношение к личности как субъекту своей жизни, который свободен в своем выборе, принятии решений, стремится к проявлению самостоятельности и ответственности, саморазвитию и личному росту (источники и движущие силы развития и личного роста находятся в самом человеке) (К. Рождерс); персонифицированный подход, где персонификация связана с индивидуацией как развитием субъектности личности, которая происходит не столько в результате воздействия социума (социализации), сколько под влиянием самости или сущности человека за счет увеличение зон актуализации и самопри-нятия человеком самого себя (К. Юнг); идея неадаптивной активности и отраженной субъектности, о том, что порождение и воспроизводство человеком себя как субъекта образует единый цикл самоценной активности, где личность предстает в качестве саморазвивающейся системы, включающей в орбиту своего движения других людей как носителей их идеальной представленности и продолженности (В. А. Петровский) и т. д.

Многомерные исследования вскрывают неисчерпаемые возможности изучения субъектности, однако это и создает существенную методологическую трудность, требующую специального обсуждения. Необходим предварительный анализ состояния проблемы субьектности посредством обращения к методологической основе изучения данного феномена, которая заложена в различных концепциях рассмотрения категории «субъект», раскрывающей смысловые ориентиры для изучения и описания субъектности как социально-педагогической дефениции.

В научной литературе существует множество характеристик субъекта. Здесь мы приведем лишь некоторые из них:

- субъект как носитель определенных личностных свойств, способный преобразовывать свою жизнедеятельность с позиции успешного овладения избранной специальностью (Т. И. Шамова);

- субъект - это «человек, взятый в активном отношении к миру, действующий в социальном мире, ориентирующийся в нем и противостоящий силам, стремящимся ограничить его человеческое бытие» (А. Н. Кимберг);

- субъект - человек, проявляющий активную избирательную позицию, начиная от самоосознанного целеполагания, способный самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, инициативно и креативно создавать и интегрировать способы и условия решения поставленных перед ним задач, инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений (В. В. Горшкова);

- субъект - носитель и исполнитель общих закономерностей коллективной жизнедеятельности, сознание и воля, разум и чувства которого организуются в соответствии с общезначимыми целями, задачами, ценностями, нормами, техническими правилами и т. д. (Е. К. Быстрицкий).

Анализ категории субъекта позволяет выделить несколько аспектов ее изучения:

- субъект как сознательно действующее лицо, субъект жизни;

- субъект в качестве исполнителя и носителя активного социального взаимодействия и отношений человека с окружающим миром;

- субъект как источник познания и преобразования природы, общества, самого себя.

Категория субъекта определяется через способность к активной, конструктивной деятельности, самопознанию и проявлению своеобразия собственной личности, саморазвитию и самодвижению в процессе взаимодействия с окружающим миром. Только в позиции субъекта деятельности человек изменяет собственную траекторию самосозидания в предмет практического преобразования, диагностирует и адекватно оценивает произошедшие изменения, инициирует и осуществляет конструктивное общение, познание, самопознание в реальном взаимодействии с другими.

А. В. Брушлинский обращает внимание на специфичность детерминации (саморазвития, саморегуляции) субъекта. Детерминация субъекта осуществляется на высших уровнях бытия человека: свободы, совести и теоретического мышления. Только субъект, находящийся внутри бытия и обладающий психикой, а не психическое и не бытие творит историю. Люди в процессе деятельности, общения и созерцания познают, преобразуют и переживают реальную действительность, раскрывая и используя ее объективные закономерности, выявляя и преодолевая собственные ошибки и заблуждения, и тем самым сознательно или неосознанно, рационально или интуитивно прокладывают жизненный путь. При этом решающую роль играет творчество, которое может осуществляться только субъектом [3].

Психолого-педагогические исследования личности как субъекта деятельности проводились в разных направлениях: К. А. Абульханова-Славская,

A. В. Брушлинский, В. В. Горшкова, В. В. Сериков, С. Л. Рубинштейн (субъект деятельности), Б. М. Теплова (субъект витальности), Б. Г. Ананьев (о человеке как индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности)

B. А. Татенко (субъект психической активности в онтогенезе), М. Н. Осиновский и Н. С. Степанов (субъект образовательного процесса), М. Г. Ермолаева, Н. К. Сергеев (субъект педагогической деятельности), Е. П. Грязева (субъект практики, субъект управления, субъект познания) и др.

Осознание качественного многообразия идей, привнесенных в психологопедагогическую науку при рассмотрении субъекта в различных конкретных видах деятельности - может подтвердить идею Б. Г. Ананьева, что развитие субъектных свойств, становление человека субъектом происходит в процессе различных деятельностей. Для студента конкретной деятельностью является его учебная деятельность в вариативной образовательной среде, в которой будущий специалист выступает как источник активности, преобразующий образовательную среду и самого себя средствами и методами самопознания, саморазвития, личностного и профессионального роста.

«Человек как субъект практической деятельности характеризуется не только его собственными свойствами, но и теми техническими средствами труда, которые выступают своего рода усилителями, ускорителями и преобразователями его функций. Как субъект теоретической деятельности, человек в такой же мере характеризуется знаниями и умениями, связанными с оперированием специфическими знаковыми системами. Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее обобщенными эффектами (а вместе с тем потенциалами) - способности и талант». Это, по мнению Б. Г. Ананьева, и есть основные характеристики человека как субъекта деятельности [1].

Наибольший интерес в рамках тематики данной работы представляют труды К. А. Абульхановой-Славской, Г. М. Андреевой, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и т. д., раскрывающие сущность социализации личности в контексте человеческой деятельности. Интенсивность, динамика социализации личности во многом определяются мерой ее активности. Поэтому особый смысл приобретают гносеологический и праксеологичес-кий аспекты категории «деятельность». Гносеологическое значение этой категории состоит в том, что она позволяет проанализировать динамику личностного становления как процесс самопроизводства человека, в котором он самостоятельно разрешает и преодолевает противоречия индивидуального и социального бытия. Принцип деятельности позволяет преодолеть взгляд на личность как на пассивный объект манипулирования, качества которого однозначно заданы внешними требованиями и являются результатом воздействия извне (среды, идеологии, воспитательных институтов и т. д.). Деятельность одновременно является средством вхождения в социум, культуру и способом самореализации субъекта [5].

Исследователи (И. В. Ватина, М. Г. Ермолаева) отмечают, что понятие субъекта предполагает развитое единство субъектности и субъективности. М. Г. Ермолаева считает, что данные понятия в педагогике используются иногда как тождественные, однако субъективность должна пониматься как целостная онтологическая характеристика бытия человека, тогда как субъектность - содержательно-действенная характеристика активности, подчеркивающая интенциональность субъекта. То есть субъектность это такая характеристика активности человека, которая связана с мотивационно-смысловой сферой человека и определяет его отношение к предметной, профессиональной деятельности.

Л. Хьел, Д. Зиглер в глоссарии к «Теории личности» пишет, что субъективность (Subjectivity) - исходное положение о том, что каждый человек живет в максимально личном, субъективном мире переживаний, и этот мир оказывает главное влияние на его поведение.

С. Ю. Головин в Словаре практического психолога трактует субъективность как отношение к чему-либо, определенное личными взглядами, интересами или вкусами субъекта; отсутствие объективности.

А. М. Трещев, анализируя работы А. К. Осницкого, считает, что под субъективностью понимается все то, что задает качественную определенность жизни конкретного субъекта, принадлежит субъекту либо им производится или проистекает из него. Сюда можно отнести субъективные идеи, смыслы, суждения, оценки, потребности, способности и пр., то есть все то, что в онтогенетическом отношении определяет внутренний мир человека, его внутреннее содержание. О субъективном можно говорить как о гносеологическом, аксиологическом, праксиологическом и др. отношениях субъекта к объекту, в том числе и к самому себе. Когда говорят о субъектности, то имеют в виду, прежде всего, то, что она выражает авторский характер активности индивида как субъекта, самопричинность и самоположенность его существования и развития. «Субъектное всегда связано со способами разрешения проблем, - отмечает А. К. Осницкий, - способами реализации потенций человека, проявлениями его авторской позиции» [7].

Нам импонирует точка зрения С. Дерябо, который считает, что во всех случаях, когда авторы используют термин «субъектность» (аналогично термин «субъективность» в том же значении), они ведут речь о некотором свойстве (свойствах) субъекта, причем существенном его свойстве, более того, сущностном свойстве, которое принципиально отличает его от объектов и даже от других субъектов, - свойстве, наличие которого и делает субъекта тем, чем он является. Такое свойство традиционно называется качеством. «Субъективность» и «субъектность» - это два разных обозначения качества субъекта. В первом случае в семантическом поле явно доминирует тема адекватности (неадекватности) отражения субъектом объективного бытия, в термин «встроена» гипотеза о характере системообразующего свойства субъекта, что делает его применимым только в рамках тех концепций, которые ее разделяют. Во втором - термин лишь обозначает системное качество субъекта, сам факт его наличия как такового, не выдвигая при этом никаких предварительных гипотез о его сущности. Исходя из этого субъектность можно понять как системное качество субъекта, проявляющееся в виде различных субъектных качеств при взаимодействии субъекта с различными вещами.

Особое внимание в нашем исследовании следует обратить на смысловую интерпретацию субъектности как одной из базисных категорий процесса социального становления личности в современном динамично изменяющемся мире.

Субъектность в философском определении понимается как - рефлексивное осознание себя как физиологического индивида, имеющего физиологическую общность с другими индивидами, как общественного существа, подобного другим людям, как члена Социума, как индивидуальности, характеризующее собственное «Я» [9].

Субъектность рассматривается как центральное образование человеческой реальности, интегрирующее такие ее характеристики, как активность, рефлексивность, инициативность, творчество, этическая зрелость,

самодетерминация, саморегуляция, осознанность, самостоятельность и др. Субъектность возникает на определенном уровне развития личности и подразумевающее способность к самостоятельному жизнетворчеству, самодвижению и саморазвитию. Перечисленные характеристики образуют субъектное ядро [2].

Е. Н. Волкова понятие «субъектность» рассматривает с нескольких сторон. С одной стороны она определяет субъектность как свойство личности, позволяющее производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в человеке. Она отмечает, что в основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю. С другой - как качество личности, исходя из того, что субъектность возникает на определенном уровне развития личности и представляет собой новое системное качество личности, которое определяет специфику внешнего поведения человека» и выступает как «устойчивое, укоренившееся в поведении человека отношение к тем или иным сторонам действительности.

Подчеркивая признание за человеком качества субъектности,

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев утверждают, что «субъектность - это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека. Иначе говоря, субъектность есть центральное образование человеческой субъективности, а следовательно, центральная категория психологии человека» [8].

И. С. Якиманская также считает, что субъектность - приобретаемое, формируемое свойство, но существующее благодаря сложившейся природе жизнедеятельности человека, кристаллизованной в потенциях учащегося.

Изучение субъектности как социокультурного феномена задает вектор специфики ее исследований в контексте социального становления личности. Разработка проблемы субъектности осуществляется в свете представлений об активной роли человека в процессе жизнеосуществления, когда он сам (субъект) является источником познания и преобразования действительности, проявляет осознанную избирательную позицию в выработке собственного, индивидуального способа жизнедеятельности.

При анализе многочисленных исследований субъектности в психолого-пе-дагогической науке следует обратить внимание на разные подходы в определении содержания данного понятия, которое трактуется как: качество личности, системная целостность всех сложнейших и противоречивых качеств, личностное свойство, универсальное свойство живой матери, способ бытия человека:

- субъектность - социальный, деятельностно - преобразующий способ бытия человека; как самость - субъектность есть очевидная и конкретно данная форма само - действия человека. Развитие субъектности представлено пятью составляющими: оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация (В. И. Слободчиков);

- субъектность - это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека» (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев);

- субъектность представляет собой, во-первых, рефлексивное осознание себя самого как физиологического индивида (соматическое Я), во-вторых, как общественное существо (социальное Я), в-третьих, как индивидуальность, характеризующаяся собственным психическим миром (психическое Я) (В. И. Степановский).

На основе анализа литературных источников Е. В. Крутых проследила, какие характеристики субъектности выделяют различные авторы. Это: активность; авторство своей деятельности, самого себя, своей концепции бытия; способность к рефлексии; эффективность самоуправления личности; целостность; креативность; опосредованность: осуществление активности с использованием знаний и умений применять законы того контекста, в котором функционирует субъект, способностью к рефлексии, программой действий; самоценность и уникальность; свобода выбора, ответственность; способность осознанно ставить цели и достигать их; независимость; ресур-сность как способность действовать и изменять мир в данных социальных условиях; коммуникативность: умение слушать другого, признание права за другим на собственное мнение, свои интересы, заинтересованность в принятии и понимании другого как равноправного коммуникативного партнера [6].

В. А. Татенко выделяет основные мотивационно-операциональные механизмы субъектности:

- целеполагание собственного психического развития и себя, как регулятора этого процесса;

- выбор, нахождение, продуцирование психологических средств для достижения поставленной цели;

- принятие решений по поводу того как, как и при каких условиях возможно достижение поставленной цели в максимальной степени;

- исполнение принятых решений;

- оценка результатов и анализ причин данной степени успешности;

- накопление индивидуального опыта, фиксация результатов и способ развития своей психики и своих субъектных качеств.

Однако в связи с обобщенными выделенными характеристиками субъ-ектности, необходимо подчеркнуть, что субъектность как ключевое звено процесса социализации личности изменяется в течение всей жизни человека, т. е. способность к генерированию субъектной энергии, стремление реализовать свои способности происходит в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности. А. В. Брушлинский пишет, что по мере взросления все большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и соответственно больший удельный вес при-

надлежит внутренним условиям, через которые всегда только и действуют внешние причины, влияния и т. д.» [3].

Проведенный анализ научных исследований по проблеме через синтез категории субъекта позволяет сделать вывод о том, что в целом все рассматриваемые концепции (педагогические, психологические, философские, социологические) выражают определенные грани той сложной реальности, которая определяется термином «субъектность». Из всех исследований данного феномена важно то, что субъектность - понимается как важный аспект бытия субъекта, обеспечивающий возможность продуктивной и преобразующей деятельности, реализацию субъектом своей самобытности. Субъек-тность на уровне индивидуальности проявляется в способности личности производить изменения в окружающей действительности и в самом себе на основе проявления целеориентированной активности к самосовершенствованию, самореализации в жизнесозидательных связях, взаимодействиях, отношениях с социумом.

Несмотря на разнообразие подходов к проблеме субъектности, можно констатировать, что категория субъектности в контексте социализации личности обнаруживает себя в главной способности человека изменять окружающую действительность и свое собственное бытие в мире посредством выхода с уровня «Я и общество» на уровень «Я-Мы в обществе», что и позволяет ему стать активным субъектом совместнодеятельности, взаимосо-зидания и миропреобразования.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с.

2. Березин, А. Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности [Текст]: дис. ...канд. психол. наук / А. Ф. Березин. - Ставрополь, 2002. - 175 с.

3. Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в психологической науке [Текст] / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. - 1996. - Т. 12. - № 6. - С. 3-11.

4. Дерябо, С. Личность: от субъективности к субъектности [Текст] / С. Дерябо // Развитие личности. - № 3. - 2002. - С. 261-265.

5. Запесоцкий, А. С. Образование: философия, культурология, политика [Текст] / А. С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002. - 456 с.

6. Крутых, Е. В. Становление субъектности в студенческом возрасте [Текст]: дис ... канд. психол. наук / Е. В. Крутых. - Краснодар, 2006. - 226 с.

7. Осницкий, А. К. Проблемы исследования субъектной активности [Текст] / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 5-19.

8. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека [Текст]: Введение в психологию субъектности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М., 1995. - 384 с.

9. Субъект действия, взаимодействия, познания. [Текст] - Воронеж, 2001. -228 с.

10. Терегулов, Ф. Ш. Становление сознания-монистический подход [Текст] / Ф. Ш. Терегулов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 29-44.

11. Ильиных, И. М. Дополнительное образование как пространство развития социальной активности молодежи [Текст] / И. М. Ильиных // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 323-333.

12. Дергунова, Т. А. Формирование у студентов способности к критическому анализу педагогических новаций [Текст] / Т. А. Дергунова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 170-175.

13. Перевозчикова, Л. С. Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема [Текст] / Л. С. Перевозчикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 138-145.

УДК 378.147.88

Азат Салимьянович Валеев

Доцент, кандидат технических наук, заведующий кафедрой общетехнических дисциплин естественно-технического факультета Сибайского института «Башкирского государственного университета», [email protected], Сибай

ТВОРЧЕСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Azat Salimjanovich Valeev

The senior lecturer, the candidate of technical sciences, managing chair общетехнических of disciplines of is natural-technical faculty of Sibajsky institute «Bashkir state university», [email protected], Sibaj

CREATIVE-TECHNOLOGICAL LABORATORY OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY AND BUSINESS

С первых дней профессиональной подготовки в вузе будущие учителя технологии и предпринимательства получают возможность участия в работе творческо-технологической лаборатории (ТТЛ). ТТЛ является объединением единомышленников по определенным интересам в той или иной сфере творческой деятельности студента в рамках специальности «технология и предпринимательство».

Творческо-технологическая лаборатория является дополнительным звеном в освоении профессиональных компетенций в учебно-профессиональной деятельности студентов. Участие в работе творческо-технологической лаборатории (ТТЛ) не является обязательным для студентов. Студенты имеют возможность посещать одну или несколько секций, в зависимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.