Научная статья на тему 'О субъектности субъекта учебной деятельности'

О субъектности субъекта учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5537
545
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / SUBJECT / SUBJECTIVENESS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL ACTIVITY SUBJECT / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина Ирина Леонидовна

Категории «субъект» и «субъектность» могут быть рассматриваемы только на междисциплинарном уровне. Цель работы – анализ понятий «субъект», «субъектность», содержания категории «субъектность» относительно субъекта учебной деятельности. Выявлено, что субъектность представляет интегративное личностное образование, включающее ряд субъектных качеств и свойств, обеспечивающих самоорганизацию, саморазвитие, самоуправление деятельностью, общением, сознанием и жизнедеятельностью в целом. Субъектность обучающегося, помимо общих, включает и специфические субъектные качества, связанные с познавательной активностью – желание и умение учиться, знание того, как это делать, и стремление к применению полученных знаний. Показано, что несформированность или недостаточная сформированность субъектных качеств обучающегося, определяя низкий уровень развития его субъектности, не лишает ученика основания называться субъектом учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Sujectiveness of Educational Activity Subject

The "subject" and "subjectiveness" categories can be considered at the interdisciplinary level only. The purpose of this work is to analyze the "subject" and «subjectiveness» concepts and «subjectiveness» category content in relation to the educational activity subject. It has been revealed that subjectiveness represents integrative personal education including a number of subject qualities and properties which provide self-organizing, self-development, self-management of activities, communication, consciousness and vital activity as a whole. Student's subjectiveness, apart from general qualities, also includes specific subject qualities connected to cognitive activities, i.e. desire and ability to study, knowledge of how to do that, as well as aspiration to use the gained knowledge. It has been shown that immaturity or insufficient maturity of student's subject qualities, while defining a low level of his or her subjectiveness development, does not deprive the student of the cause to be referred to as the educational activity subject.

Текст научной работы на тему «О субъектности субъекта учебной деятельности»

УДК 37.015.3 ББК 88.4 - 74.00

Левина Ирина Леонидовна

доктор медицинских наук, профессор

Кузбасская государственная педагогическая академия

г. Новокузнецк Levina Irina Leonidovna Doctor of Medicine,

Professor Kuzbass State Pedagogical Academy Novokuznetsk О субъектности субъекта учебной деятельности About Sujectiveness of Educational Activity Subject

Категории «субъект» и «субъектность» могут быть рассматриваемы только на междисциплинарном уровне. Цель работы - анализ понятий «субъект», «субъектность», содержания категории «субъектность» относительно субъекта учебной деятельности. Выявлено, что субъектность представляет интегративное личностное образование, включающее ряд субъектных качеств и свойств, обеспечивающих самоорганизацию, саморазвитие, самоуправление деятельностью, общением, сознанием и жизнедеятельностью в целом. Субъектность обучающегося, помимо общих, включает и специфические субъектные качества, связанные с познавательной активностью - желание и умение учиться, знание того, как это делать, и стремление к применению полученных знаний. Показано, что несформированность или недостаточная сформированность субъектных качеств обучающегося, определяя низкий уровень развития его субъектности, не лишает ученика основания называться субъектом учебной деятельности.

The "subject" and "subjectiveness" categories can be considered at the interdisciplinary level only. The purpose of this work is to analyze the "subject" and «subjec-tiveness» concepts and «subjectiveness» category content in relation to the educational activity subject. It has been revealed that subjectiveness represents integrative personal education including a number of subject qualities and properties which provide self-organizing, self-development, self-management of activities, communication, consciousness and vital activity as a whole. Student's subjectiveness, apart from general qualities, also includes specific subject qualities connected to cognitive activities, i.e. desire and ability to study, knowledge of how to do that, as well as aspiration to use the gained knowledge. It has been shown that immaturity or insufficient maturity of student's subject qualities, while defining a low level of his or her subjectiveness development, does not deprive the student of the cause to be referred to as the educational activity subject.

Ключевые слова: субъект, субъектность, учебная деятельность, субъект учебной деятельности, обучающийся.

Key words: subject, subjectiveness, educational activities, educational activity subject, student.

Современная жизнь с ее все ускоряющимися изменениями в области производства, экономики, бизнеса, культуры, политики, предъявляет жесткие требования к человеку как субъекту, способному не только действовать, но и иметь собственную точку зрения, уметь прогнозировать появление проблем и находить их решение, ориентироваться в огромном потоке информации, строить отношения в социуме, нести ответственность за свою жизнь и деятельность. Однако современный человек не всегда соответствует этим требованиям, что проявляется в распространенности в социуме различных видов поведенческих отклонений - аддикции, девиатности, делинквентности.

Особенно актуальной в этом плане является проблема молодежи, значительная часть которой «не имеет возможности, не может или не хочет трудиться, заниматься производительным трудом» [17, с. 7]. Исследования показывают, что особенностью молодежи является психологическая неготовность к усвоению новых социальных ролей и неготовность быть субъектом жизнедеятельности [19, с. 281].

Таким образом, можно говорить о наличии противоречия между требованиями к субъектности как ведущей характеристике современного российского человека и несформированностью этой субъектности у значительной части молодого поколения страны.

Развитие субъектности человека традиционно связывается с образованием, образовательным процессом, учебной деятельностью, в которой формируется и развивается ее субъект - обучающийся, формируется и развивается субъект-ность - главная характеристика субъекта, его интегративная способность. Образование - процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Следовательно, важнейшая социальная функция образования заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям и, прежде всего, требованием субъектности человека.

Поэтому субъектность не является сугубо мировоззренческой или абстрактной научной категорией, а выступает в качестве реальной проблемы педа-

гогической и психологической практики, социума в широком смысле. Проблема субъектности - это проблема развития активной, ответственной, интегрированной личности, способной адаптироваться к быстро изменяющимся условиям социальной жизни, противостоять неблагоприятным ее воздействиям, самореализоваться в жестких социальных условиях, управлять собой, своей жизнью и деятельностью. Пока эта проблема не будет решена, трудно ожидать положительных изменений в жизни российского общества.

Субъектная проблематика рассматривается на философском, психологическом, педагогическом, социологическом уровнях. Начиная с Г.В.Ф. Гегеля, категории субъекта является одной из центральных в философии (Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, И.Кант, Л. Феейербах и др.). Наиболее известными психологическими работами в области субъектности являются работы зарубежных (А. Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, Э. Эриксона, К. Юнга и др.) и отечественных авторов (К.А. Абульхановой-Славской, Н.Х. Александровой, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, П.П. Блонского, Л.И. Божович, А.В.Брушлинского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Т.И. Куликовой, В.Н. Мя-сищева, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна, и др.). К концу XX века были разработаны общепсихологическая концепция жизнедеятельности личности (К.А. Альбуханова-Славская), субъективно-генетическая концепция (В .А. Та-тенко), субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлин-ский) и др.

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме становления субъектности, внимание уделяется раскрытию закономерностей процесса формирования субъектной позиции обучающихся и субъектности профессионала, субъект-субъектным отношениям педагогов и воспитанников, связи образования и развития личности, ценностно-смысловым детерминантам педагогической деятельности, условиям развития субъектности в процессе учебной деятельности и т. д.

Таким образом, проблема субъекта и субъектности является междисциплинарной проблемой, рассматриваемой на разных уровнях, что дополняет ее

предметное содержание и оказывает влияние на формирование педагогики, обогащая её понятийный аппарат, обеспечивая разработку новых подходов к обучению, развитию и саморазвитию, обеспечивая становление и развитие по-лисубъектной педагогики [18, 19]. Рассмотрение этой проблемы с различных точек зрения, расширение ее понятийного поля, анализ и обобщение накопленных знаний позволяет разрабатывать и внедрять в педагогическую и психологическую практику методы развития субъектности.

Уточним содержание основных понятий рассматриваемой проблемы. Субъект в психологии - человек, обладающий способностью осознанной саморегуляции и саморазвития в этой деятельности. По мнению С. Л. Рубинштейна, субъект

- это сознательно действующее существо, непрерывно и онтологически развивающееся, руководящее деятельностью и другими формами активности, самосознание которого - осознание себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как действующего лица в процессе практической и теоретической деятельности, как субъекта деятельности сознания в том числе [цит. по 2]. В школе Б.Г. Ананьева субъект рассматривается шире, как категория, равная категории личности, индивидуальности и индивида, онтологически развивающаяся, руководящая деятельностью и другими формами активности [4, с. 10].

В педагогической науке понятие «субъект» определяется как конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного начала, как деятель и исполнитель. Субъект - это самоутверждающаяся, самореализующаяся в образовательном процессе личность, способная к эффективной самоорганизации своей деятельностной активности [12, с. 68].

Наиболее полное описание субъекта дано И.А.Зимней. Среди выделенных ею характеристик субъекта, для нас наиболее важными являются следующие: сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней он и формируется сам; субъектность определяется в системе отношений с другими людьми, это активность, это пристрастность; субъектность есть неразложимая целостность общения, деятельности, самосознания и бытия; субъектность есть динамичное начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне самого

взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного); субъектность есть категория интерпсихологическая [9, с. 128-129].

Итак, несмотря на различия в теоретических подходах, исследователи придерживаются единого мнения, что субъект - это интерпсихологическая категория, рассматривающая человека как источник познания и преобразования действительности. Субъект - носитель активности, активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей, являющийся «причиной себя», способный организовать и регулировать свой жизненный путь как целое, подчинять его своим целям и ценностям [13, 16].

Любой субъект, т.е. человек как источник познания и преобразования действительности, обладает особым качеством - субъектностью, порождающим, благодаря разнообразным отношениям с миром, совокупность свойств, в которых субъектность себя обнаруживает [10, 11].

Субъектность выступает как характеристика субъекта [14, 21], как проявление субъекта [12], как черта/свойство [16], как процесс [14], как способность [1, 2, 3]. Большинство исследователей рассматривают субъектность как интегративное личностное образование, наполняя его разным содержанием. Так, С.Д. Дерябо понимает субъектность как системное качество субъекта, проявляющееся в виде различных субъектных качеств при взаимодействии субъекта с различными вещами [7]. У Л. А. Стахневой субъектность проявляется в способности к самодетерминации личностного развития и в осмысленном знании о возможностях самоуправления собственными ресурсами [19]. В. А. Петровский, рассматривая субъектность человека как свойство самодетерминации его бытия в мире, относит к проявлениям субъектности человека деятельность, общение и самосознание [16].

К.А. Абульханова-Славская с сотрудниками выделяет 5 критериев личности как субъекта:

- способность к рефлексии и осознанию постоянно возникающих внешних (между условиями, внешними требованиями, обязательствами и собственными целями, ценностями, установками, потребностями и др.) и внутренних (между

установками и поступающей информацией, убеждениями и желаниями и др.) противоречий и конфликтов;

- способность структурировать данные противоречия в цели и задачи;

- способность соотносить собственные цели с реально имеющимися условиями и обстоятельствами и находить адекватные пути решения поставленных задач, используя все имеющиеся внутренние и внешние ресурсы;

- способность соотносить настоящее с будущим, оценивать перспективу, рассматривая собственную жизнь не только с позиции здесь и сейчас, но во всей ее целостности, протяженности;

- наличие внутренней устойчивости к влиянию извне, независимости и свободы в принятии собственных решений;

- стремление к самосовершенствованию, самореализации, самоактуализации и воплощению своего внутреннего мира во вне;

- осознание себя как субъекта, отношение к себе как к источнику жизненных перемен, причине совершаемых поступков и происходящих событий, принятие на себя ответственности за собственную жизнь во всей ее последовательности и целостности [1].

Н.Я. Большунова идет дальше и рассматривает субъектность как квинтэссенцию индивидуальности, которая интегрирует в себе все уровни существования человека, все его качества, что и позволяет субъекту быть автором собственной жизни, осуществлять «домостроительство»: саморегуляцию, разрешать противоречия между личным и социальным, социально значимым и социокультурным, «дольним» и «горним» в горизонте базовых, объективных человеческих ценностей [5, с. 322].

Таким образом, краткий понятийный анализ позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, субъектность есть некое системное, интегративное личностное образование; во-вторых, оно проявляется у субъекта только в процессе его деятельности; в-третьих, оно включает целый набор сугубо положительных характеристик высокоразвитой интегрированной личности; в-четвертых, уровень развития субъектности определяется уровнем развития разнообразных субъектных качеств и свойств.

Теперь определим, как все вышесказанное относится к субъекту учебной деятельности и его субъектности.

Учебная деятельность - это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Учебная деятельность рассматривается как специфический вид деятельности, направленный на самого обучаемого как ее субъекта в плане совершенствования, развития, формирования его личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им общественного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности [20, с. 233-234]. В концепции развивающего обучения, разработанной В.В. Давыдовым, учебной деятельностью называется не любая деятельность, происходящая в классе во время урока, а лишь та, которая нацелена на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретического знания [6].

Субъектом учебной деятельности является обучающийся, которому, наряду с общими (с субъектом деятельности, жизнедеятельности, образовательной деятельности) характеристиками, присущи и специфические характеристики, связанные с особой формой активности - познавательной активностью. К этим специфическим характеристикам относят желание учиться; знание того, как учиться; умение учиться; стремление к применению полученных знаний.

Субъект учебной деятельности владеет (должен владеть?) такими действиями, как: спонтанная постановка учебной проблемы, в частности путем преобразования конкретно-практической задачи в теоретическую; проблематиза-ция и переконструирование общего способа решения задачи там, где он утрачивает свою «разрешающую силу» (а не просто отказ от старого и последующий выбор нового способа решения, который уже задан через готовый образец); различные виды инициативных актов в учебном сотрудничестве и др. Все эти действия придают учебной деятельности самоустремленный характер, а

субъект учебной деятельности приобретает такие атрибутивные характеристики, как самостоятельность, инициативность, сознательность и др.

Б. Зельцерман и Н. Рогалева подчеркивают, что субъектом учебной деятельности является учащийся с учебной мотивацией, имеющий ценность познания и самоизменения, достаточно активный в ситуации новой задачи, способный сам ставить перед собой, учителем и одноклассниками вопросы, которые, по его мнению, следует решить, планирующий свою деятельность (в том числе и поисковую), использующий при решении задач схемы и модели, которые помогают ему абстрагироваться от несущественных свойств предмета или явления и решать задачу в общем виде [8].

Анализ определений субъекта учебной деятельности дает основания предполагать, что в них речь идет о тех обучающихся, которые в совершенстве владеют предметными и надпредметными учебными действиями, способны к саморегуляции своей деятельности, имеют такие сформированные личностные качества, как воля, целеустремленность, ответственность, самостоятельность. Сказанное в полной мере может относиться к хорошо и отлично успевающему ученику старших классов. А если речь идет о младшем школьнике, при этом не очень хорошо успевающем или вообще неуспевающем, или о подростке с его проблемой школьного негативизма, или о детях коррекционных школ? Эти обучающиеся не относятся к субъектам учебной деятельности? Тогда КТО они?

Но пойдем дальше и рассмотрим, какими субъектными качествами наделяют исследователи субъекта учебной деятельности.

А. А. Белов субъектность ученика определяет как состояние его личностного развития, выражающееся в способности успешно адаптироваться в постоянно изменяющуюся образовательную, социокультурную ситуацию, его потребности в проявлении активности, самостоятельности в организации взаимодействия с преподавателем, продуктивного педагогического взаимодействия, в осознании им ответственности за создание условий своего развития [3, с. 127].

М.Д.Кузнецова субъектными качествами обучающегося считает: активность и инициативность; рефлексию; внутреннюю свободу выбора; уровень са-

моактуализации; уровень субъективного контроля; общее интеллектуальное развитие [11, с.52]. Т.В. Прокофьева к составляющим учебной субъектности относит саморегуляцию и учебную инициативность [15, с. 21]. О.С. Лапкова включает в понятие субъектности школьника активность, самостоятельность, рефлексивность, конструктивное взаимодействие с окружающей средой, стремление к саморазвитию [13, с. 9].

На основании анализа приведенных определений субъектности обучающегося можно сделать вывод, что авторы не уходят далеко от определений субъ-ектности вообще и, говоря о субъекте учебной деятельности, к характеристикам его субъектности добавляют только познавательную (школьную) активность и, изредка, общее интеллектуальное развитие.

Итак, в настоящее время не выработано единого мнения о том, как следует трактовать категорию субъекта, как именно происходит его становление и развитие, какими конкретно свойствами и качествами должна обладать личность как субъект деятельности, общения, познания и др. В полной мере сказанное относится к категории и субъекта учебной деятельности, и его субъектности.

Поэтому изучение феномена субъектности, его происхождения, структуры, возрастной динамики, становления в ходе учебной деятельности, влияния на этот процесс внутренних и внешних факторов представляет особый научный интерес и значительную практическую значимость.

Выводы:

1. Проблема субъекта и субъектности является актуальной междисциплинарной проблемой, от решения которой зависит будущее страны.

2. Человек, как субъект познания и преобразования действительности, обладает особым качеством - субъектностью, представляющее собой интегративное личностное образование, включающее ряд субъектных качеств и свойств, обеспечивающих самоорганизацию, саморазвитие, самоуправление деятельностью, общением, сознанием и жизнедеятельностью в целом.

3. Субъектность обучающегося как системная характеристика субъекта учебной деятельности включает в себя общие и специфические субъектные ка-

чества. К общим качествам относятся активность, самостоятельность, рефлексивность, конструктивное взаимодействие с окружающей средой, способность к саморегуляции, планированию и самоконтролю; к специфическим - желание, знание и умение учиться и стремление к применению полученных знаний.

4. Несформированность или недостаточная сформированность перечисленных субъектных качеств свидетельствует о недостаточном развитии субъ-ектности, но не лишает человека как исполнителя деятельности основания называться ее субъектом.

5. Выявленное противоречие заставляет продолжать научный поиск и требует расширения понятийного и категориального аппарата проблемного поля.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К.А. С.Л. Рубинштейн - ретроспектива и перспектива [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. - М. : Академический проект, 2000. - С.7-26

2. Агапов, В.С. Реализация концептуальных идей С.Л. Рубинштейна в современных исследованиях самосознания субъекта [Текст] / В.С. Агапов // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. - 2011. - № 1. - С. 155-166

3. Белов, А. А. Субъектность старшеклассника как основа для последующего саморазвития и профессионального самоопределения [Текст] /А.А.Белов //Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. - № 4. - С. 127-129.

4. Богданович, Н.В. Субъект как категория отечественной психологии [Текст] : авто-реф. дис. ...канд. псих . наук : 19.00.01 / Н.В.Богданович. - Москва, 2004. - 20 с.

5. Большунова, Н.Я. Условия и средства развития субъектности [Текст] : автореф. дисс. ...докт. псих. наук : 19.00.01 / Н.Я.Большунова. - Новосибирск, 2007. - 36 с.

6. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Электр. ресурс] / В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман //http://eduhmao.ru/var/db/files/4714.ml_shk.pdf (дата обращения 31.01.2012) 7

7. Дерябо, С.Д. Личность: от субъективности к субъектности //Развитие личности.

- 2002. - № 3. [Электр. ресурс] /С.Д.Дерябо. - URL:http://rl-online.ru/articles/3-02/143.html (Дата обращения: 10.01.2012)

S. Зельцерман Б., Рогалева Н. Как проявляется субъектность в учебной деятельности [Электр. ресурс] /Б.Зельцерман, Н.Рогалева. - URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio /vremja_exp/ 3_kak_projav.htm (дата обращения 31.01.2012)

9. Зимняя, И.В. Педагогическая психология : Учебник для пед.вузов [Текст] /И.В.Зимняя. Изд-е 2-е, доп. и перераб. - М. : Логос, 2005. - 3S9 с. ISBN 5-94010-01S-X

10. Крищенко, Е.П. Исследование проблемы субъекта в современной отечественной психологии. [Текст] /Е.П.Крищенко //Известия Южного федерального университета. - Педагогические науки. - 200S. - № 1-2. - С. 175-1S5

11. Кузнецова, М.Д. Перспективы субъектного подхода в образовании. [Текст] / М.Д.Кузнецова //Высшее образование сегодня. 2009. - № 7. - С. 49-52

12. Кушнаренко А.В. Субъектность как детерминанта успешности личности. [Текст] /

А.В.Кушнаренко // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. - 2006. - Т. 69. - № 14. - С. 241-245

13. Лапкова, Оксана Сергеевна Психолого-педагогические условия развития субъектности младших школьников и младших подростков [Текст] : автореф. дис. ...канд. псих. наук : 19.00.07 / О.С.Лапкова. - Воронеж 2007. - 24 с.

14. Осницкий А.К. Проблема исследования субъективной активности. [Текст] /

A.К.Осницкий// Вопросы психологии. -1996. - №1.- С. 5-20

15. Прокофьева, Т.В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности [Текст] : автореф дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07 / Т.В.Прокофьева. - Волгоград, 2001. - 24 с.

16. Петровский, В. А. Феномен субъектности в психологии личности: [Текст] : дис. ...докт. псих. наук (в форме научного доклада) : 19.00.11 / В.А.Петровский. - Москва, 1993. -76 с.

17. Семке, В.Я. Психическое здоровье молодежи - залог процветания России [Текст] /

B.Я.Семке // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2009. - №5 (56). - С. 7-8

18. Сластенин, В. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании [Текст] / В.А.Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - №5. -

C.18 - 20

19. Стахнева, Л.А. Субъектный подход к проблеме развития личности и его значение для педагогической психологии : [Текст] : автореф. дис. .докт. псих. наук : 19.00.07 /Л.А.Стахнева. - Иркутск, 2005. - 36 с.

20. Столяренко, Л.Д. Психология: Учебник для вузов [Текст] /Л.Д.Столяренко. Изд-е 6-е, стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 541 [1] с. ISBN 978-5-222-15576-9

21. Швецова, И.В. Педагогические условия реализации субъектной позиции подростков в учебной деятельности [Текст] : автореф. дис. .канд. пед . наук : 13.00.01 /И.В.Швецова. - Краснодар, 2006. - 25 с.

Bibliography

1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. S.L. Rubinshtein - Retrospective and Prospect [Text] / K.A. Abulkhanova-Slavskaya // Subject Problem in a Psychological Science / The Editor-in-Chief A.V. Brushlinsky, M.I. Volovikova, V.N. Druzhinin.- M. : Academic Project, 2000. - P.7-26.

2. Agapov, V.S. Realization of S.L.Rubinshtein’s Conceptual Ideas in Modern Researches of Subject’s Self-Comprehension [Text] / V.S. Agapov // The Bulletin of the Moscow State Academy of Business Administration. Series: Philosophical, Social and Natural Sciences. - 2011. - № 1.

- P. 155-166.

3. Belov, A.A. Senior Pupils’ Subjectiveness As a Basis for Further Self-Development and Professional Self-Determination [Text] /A.A.Belov // Scientific Notes. Electronic Scientific Magazine of Kursk State University. - 2009. - № 4. - P. 127-129.

4. Bogdanovich, N.V. The Subject As a Category of Domestic Psychology: Synopsis of Dis.... Cand. of Psych.: 19.00.01 [Text] / N.V.Bogdanovich. - Moscow, 2004. - 20 p.

5. Bolshunova, N.Ya. Conditions and Means of Subjectiveness Development: the Synopsis of Dis.. Cand. of Psych.: 19.00.01 [Text] / N.Ya.Bolshunova. - Novosibirsk, 2007. - 36 p.

6. Davydov, V.V., Slobodchikov, V.I., Tsukerman, G.A. Younger Schoolchildran As Educational Activity Subjects [Elec. Resource] / V.V.Davydov, V.I.Slobodchikov, G.A. Tsukerman. -Access Mode: http://eduhmao.ru/var/db/files/ 4714.ml_shk.pdf (Reference Date: 31.01.2012)

7. Deyjabo, S. L. Person: From Subjectivity to Subjectiveness // Development of a Person. -2002. - № 3 [Elec. Resource] / S.D. Deryabo. - Access Mode:http://rl-online.ru/articles/3-02/143.html (Reference Date: 10.01.2012)

8. Krishchenko, E.P. Subject Research Problem in Modern Domestic Psychology [Text] / E.P.Krishchenko // News of the Southern Federal University. - Pedagogy. - 2008. - № 1-2. - P. 175-185.

9. Kushnarenko, A.V. The Subjectivenes As a Person’s Success Determinant [Text] / A.V.Kushnarenko // News of the Taganrog State Radio Engineering University. - 2006. - V. 69. -№ 14. - P. 241-245.

10. Kuznetsova, M.D. Subject Approach Prospects in Education [Text] / M.D. Kuznetsova // Higher Education Today. - 2009. - № 7. - P. 49-52.

11. Lapkova, O.S. Psychological-and-Pedagogical Conditions of Younger Schoolchildren and Teenagers’ Subjectiveness Development: Synopsis of Dis.... Cand. of Psych.: 19.00.07 [Text] / O.S.Lapkova. - Voronezh, 2007. - 24 p.

12. Osnitsky, A.K. The Problem of Subjective Activity Research [Text] / A.K. Osnitsky // Voprosy Psychologii. -1996. - №1. - P. 5-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Petrovsky, V. A. Subjectiveness Phenomenon in Personality Psychology Synopsis of Dis.. Doctor of Psych.:19.00.11 [Text] / V.A.Petrovsky. - Moscow, 1993. - 76 p.

14. Prokofieva, T.V. Teenagers’ Subjectiveness Forming in Educational Activity: Synopsis of Dis.. Cand. of Psych.:19.00.07 [Text] / T.V.Prokofieva. - Volgograd, 2001. - 24 p.

15. Semke, V.Ya. P Mental health of youth - pledge of prosperity of Russia [Text]/ V.Ja.Semke // The Siberian Bulletin of Psychiatry and Narcology. - 2009. - №5 (56). - P. 7-8.

16.Shvetsova, I.V. Pedagogical Conditions of Teenagers’ Subject Position Realization in Educational Activity: Synopsis of Dis.. Cand. of Psych.:13.00.01 [Text] / I.V.Shvetsova. - Krasnodar, 2006. - 25 p.

17. Slastenin, V.A. Subject-and-Activity Approach in General and Professional Education [Text]/ V.A.Slastenin // The Siberian Pedagogical Journal, 2006. - №5. - P.18-20.

18. Stakhneva, L.A. The Subject Approach to the Problem of Person Development and Its Value for Pedagogical Psychology Synopsis of Dis.. Doctor of Psych.: 19.00.07 [Text] / L.A.Stakhneva. - Irkutsk, 2005. - 36 p.

19. Stolyarenko, V.E. Psychology: Textbook for Higher Schools [Text] / V.E.Stolyarenko. -M., 2009. - 272 p.

20. Zeltserman, B., Rogaleva, N. K. How Subjectivenes Is Revealed in Educational Activity [Elec. Resource] /B. Zeltserman, N.Rogaleva. - Access Mode: http://www.experiment.lv/rus/biblio/vremja_exp/3_kak_projav.htm (Reference Date: 31.01.2012)

21. Zimnyaya, I.V. Pedagogical Psychology: Textbook for Pedagogical Higher Schools [Text] / I.V. Zimnyaya. - M., 2005. - 383 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.