Научная статья на тему 'Определение субъекта и субъектности в отечественной психологической науке'

Определение субъекта и субъектности в отечественной психологической науке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2654
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котелевцев Н. А.

В статье рассматривается современное представление отечественных исследователей относительно таких понятий, как «субъект» и «субъектность». Дается характеристика данных категорий с позиции различных авторов. Определяется общефилософское и психологическое понимание субъекта. Раскрывается особенность определения субъектности как системообразующего интегрального понятия тех качеств личности, которые способствуют реализации преобразующей активности на внутреннем и внешнем уровнях жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение субъекта и субъектности в отечественной психологической науке»

УДК 159.9.075

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБЪЕКТА И СУБЪЕКТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

©2019 Н. А. Котелевцев

канд. психол. наук, доц. каф. специальной психологии и коррекционной педагогики e-mail: apv-78@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается современное представление отечественных исследователей относительно таких понятий, как «субъект» и «субъектность». Дается характеристика данных категорий с позиции различных авторов. Определяется общефилософское и психологическое понимание субъекта. Раскрывается особенность определения субъектности как системообразующего интегрального понятия тех качеств личности, которые способствуют реализации преобразующей активности на внутреннем и внешнем уровнях жизнедеятельности.

Ключевые слова: субъект, субъектность, субъект деятельности, деятельность, активность, личность.

В современной отечественной психологической науке проблема понимания категории «субъект», занимает одно из ведущих положений, аккумулируя всё большее количество научных работ, направленных на изучение различных аспектов данного феномена. Заметим, что в научном обществе имеется определённая сложность определения понятия «субъект», связанная, с одной стороны, с явным недостатком глубины научной проработки этого понятия, а с другой - с его многозначностью. Так, в своих трудах К.А. Абульханова-Славская, А.Л. Журавлёв, А. В. Сидоренков и другие отмечают недостаточный уровень методологического обоснования данного понятия.

Субъект и субъектность - общефилософские категории, которые не только отражают в себе многообразие активности человека, определяя его место и роль в современном мире, но и определяют его способность к целенаправленной деятельности, своему самоопределению. Появление в психологической науке категории субъекта способствовало тому, что человек начал рассматриваться не с позиции отдельных функций и ролей, а как единое начало социального, природного и духовного мира, тем самым расширяя возможности для его познания.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, необходимо различать два варианта понимания субъекта: общий (общефилософский, трактуемый как некоторая активность человека, направленная на него самого) и специальный (позволяющий раскрыть качественную сторону тех отношений, в которых, собственно, реализуется любой вид активности человека) [Абульханова-Славская 1999]. Отсюда вытекает некоторый ряд общеметодологических проблем, связанных с введением категории «субъект».

• В каких условиях личность становится субъектом? Или это качество/свойство, проявляемое ею постоянно?

• Может ли понятие, относящееся к группе или обществу, являться характеристикой личности или её отдельных качеств?

• Является ли проблема субъекта только философско-духовной или же относится к реально-жизненным условиям существования человека?

• Субъект и субъектность - как соотносятся эти два понятия в индивидуальном и групповом контексте?

• Насколько определение субъекта соотносится с определением личности?

• Является ли понятие субъекта отражением высшей степени проявления личности человека или же входит в неё как одна из частей?

• Личность есть субъект или субъект есть личность?

• Можно ли считать категорию субъекта и субъектности отражением наивысшей идеальной точки развития всех качеств человека? и т.д.

Давайте посмотрим, как данное понятие определяется в психологической науке не в широком, а в узком смысле:

• субъект есть качество личности, отражающее её способность к самоорганизации своей деятельности в целостно-системном плане;

• субъект как отражение интегральных способностей личности, что находит свое отражение в умении грамотной постановки целей, с учетом всех необходимых условий её достижения конкретным человеком. Сюда же относится и способность самоорганизации жизни и жизненного пространства, умение проявлять навыки мобилизации своих сил и возможностей. В целом такое понимание приводит нас к выражению категории субъекта через способность активного приспособления к социально-биологическому окружению с возможностью поиска лучших условий и при необходимости их изменения;

• субъект как способность человека к произвольной и осознанной саморегуляции своей направленной активности, необходимой для результативного разрешения широкого спектра противоречий. В таком случае субъект и субъектность выступают категориями, отражающими уровень развития конкретной личности в социокультурной среде.

Как говорит К.А. Абульханова-Славская, рассматривая субъект с точки зрения психологии, «...субъект не есть эталон и предел совершенствования... и в этом смысле состоит его специфика и ... жизненная задача» [Абульханова-Славская 1999: 147]. Примечательным в этом высказывании является идея представления субъекта не как высшего эталона развития личности, а как некоторого движения к идеалу, которое происходит через успешное решение многообразия задач и трудностей, возникающих перед личностью, приобретающей тем самым субъектные качества. Личность становится субъектом только в процессе активности, накопления большого опыта своей деятельности, находясь в постоянном стремлении к самосовершенствованию имеющихся моделей конструктивного решения проблемных противоречий различного характера.

Изучая идеи понимания субъекта в работах К.А. Абульхановой-Славской, можно сделать вывод о том, что:

1) данное понятие содержит в себе социально-психологический компонент, проявляющийся через способность личности к согласованию имеющихся возможностей (ожиданий и т.д.) с теми требованиями, которые выдвигаются со стороны общества;

2) каждая личность имеет разный уровень проявления своей субъектности и субъектных качеств, так как, по мнению автора, субъект не есть конечная координата индивидуального совершенства, а есть направленная активность по достижению этого совершенства;

3) будучи субъектом, личность не только, развивая новые виды активности, может менять течение своей жизни на субъективном уровне, но и на объективном создает такие условия, которые способствуют успешному достижению поставленных целей [Абульханова-Славская 1999].

В то же время, в понимании А.В. Брушлинского, субъектом выступает сама личность (человек), которая имеет психику (а не психика личности). Таким образом, субъект - это человек, непосредственно реализующий различные виды активности,

автономности и целостности, постоянно обучающийся. В таком контексте человек - это своеобразный «творец» своей истории, своего жизненного пути, так как именно он осуществляет и регулирует свое общение, поведение и т.д. В то же время А.В. Брушлинский понимает категорию субъекта как высший координационный центр всех свойств и состояний личности, выстраивающий умелую кооперацию между личностными свойствами, качествами, способностями и непосредственными социально-психологическими, экономическими, политическими и т.д. условиями реализации своей деятельности, общения, отношений [Брушлинский 2003]. В таком понимании категория субъекта отражает, с одной стороны, некоторую способность человека к проявлению своей высшей целостности, различных процессов, которые в ходе развития претерпевают качественные видоизменения (от отдельных процессов и свойств, до всей системы в целом), а с другой - является основанием для такого развития.

По мнению А.К. Осницкого, категории «субъект» и «субъектность» не должны в своем основании быть многоплановыми, так как такой подход может приводить к последующему абсолютному категориальному значению (что не совсем корректно) [Осницкий 1996].

К.А. Абульханова-Славская рассматривает главную характеристику субъекта через особую способность человека ощущать себя в качестве «носителя» личностной активности, способного к изменению не только себя, но и окружающей действительности (в пределах своих возможностей) [Абульханова-Славская 1999].

Рассматривая истоки появления данного понятия, следует обратиться к работам А.Н. Леонтьева, так как именно в 1977 г. в работе «Деятельность. Сознание. Личность» им впервые был употреблен термин «субъектность». По мнению автора, этот термин выражается через такой набор индивидуальных качеств и свойств личности, которые реализуются через деятельность, обуславливая возможность не только творческой активности, но и активности, направленной на самого себя (самодетерминация) [Леонтьев 2000].

В некоторых психологических подходах категории субъекта и субъектности рассматриваются как некоторое новое свойство человека, объединяющее в себе его физиологическое, социальное и личностное начало. В таком подходе категория субъекта выступает в качестве интегративного свойства психики человека [Столин 1983].

Субъект в психологической науке - это некоторый носитель не только первичной целенаправленной активности, но и всех субъект-объектных качеств личности (сознание, отражение и т.д.), тем самым это понятие отражает способность личности человека к самодетерминации и саморазвитию. Отсюда получается, что конструктивное понимание категории субъекта в научно-исследовательских работах раскрывается через обозначение оптимальных уровней, стадий фиксируемого развития личности (индивидуальный субъект) или группы (коллективный субъект).

Согласно работам С.Л. Рубинштейна, «субъектность» рассматривается как способность индивида к изменению самого себя и окружающего мира. Главными характеристиками такого подхода являются активность, развитие, интеграция, самодетерминизм, способность к саморегуляции и т.д. [Абульханова-Славская 1999; Брушлинский 2003].

Интересен подход Е.Н. Волковой, которая определяет субъектность через систему отношений индивида к самому себе и проекцию такого отношения на других людей. Именно в таком отношении, человек проявляет свои способности и качества не только в процессе деятельности, но и в процессе организации своего взаимодействия с другими. Такое понимание субъектности приводит к определению её через взаимосвязь всех предметов преобразования: самого человека, окружающего мира и

других людей, что отражает высшую степень индивидуально-групповых отношении в социокультурной среде [Волкова 2005].

В подходе А.Г. Асмолова субъектность рассматривается через особую характерологическую черту деятельности, отражающую её внутреннее содержание. Такая концепция тесно связывает субъектность и мотивацию личности. В то же время существует понимание субъектности как способности индивида к целенаправленному регулированию своей собственной активности - от постановки цели, контроля этапов выполнения до конечной оценки полученных результатов [Слободчиков, Исаев 1995].

И.А. Серёгина предлагает следующую структуру субъектности:

• творческая активность (сознательная способность человека создавать новое не только на уровне мыслей и представлений, но и с последующим воплощением на предметно-практическом уровне);

• способность к рефлексии (оценке своих действий, поступков, общей активности, что позволяет личности контролировать степень их конечной результативности, с последующей корректировкой в случае несоответствия ожидаемых результатов действительности);

• осознание собственной уникальности (как способность человека понимать и принимать свои индивидуально-типологические и психофизические особенности);

• взаимодействие с другими (реализуемое через систему понимания и принятия другого как отдельной «уникальной» личности, что позволяет продуктивнее выстраивать систему совместного взаимодействия и отношений как в личном, так и в трудовом контексте) [Серегина 1999].

А.К. Осницкий в своих работах субъектность представляет через целостную систему направленной активности человека (отраженную как в деятельности, так и в поведении). В то же время им разводятся такие понятия, как «субъектность» (как активность человека) и «субъективность» (представляет собой индивидуальную особенность проектирования, планирования и реализации любой активности человека) [Осницкий 1996].

Согласно подходу В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, субъектность есть совокупное многообразие всех психических свойств, способностей и механизмов, присущих психике человека (разум, воля, чувства и т.д.), что дает более целостное представление о структуре личности человека как результате овладения различными системными способностями (мышление, желание и т.д.) [Слободчиков, Исаев 1995]. Получается, что, по мнению некоторых авторов, субъектность может носить в себе некий характер личностной активности, которая раскрывается через понятия самости и оригинальности [Татенко 1996].

Таким образом, можно говорить о том, что субъектность, в представлениях современной психологической науки, может трактоваться как некоторое системообразующее свойство личности, возникающее в ходе её развития и усвоения определенного опыта реализации деятельности, общения и отношений, проявляющееся в способности личности к проявлению высокоорганизованной активности как по отношении к самой себе, так и к окружающим условиям и другим членам общества. В результате само понимание проблемы субъектности может быть представлено как:

• интегративное свойство индивида к преобразованию собственной активности и жизнедеятельности в предмет практических изменений и трансформаций;

• особое системное сочетание психологических качеств личности, связанное со способностями к активному преобразованию как на внутреннем уровне (своих состояний и свойств), так и на внешнем (уровень социального взаимодействия).

Отсюда можно сделать вывод о том, что субъектность - это такое качество личности, которое формируется и приобретается ею в процессе её жизнедеятельности, и проявляется такое качество уже во всех сферах (общение, деятельность, отношения и т.д.). Важно заметить, что в современной психологической науке понятию «субъект» и «субъектность» уделяется много внимания, разрабатывается теоретическое и методологическое обоснование, представляются различные варианты психодиагностики, что в целом расширяет глубину и научную значимость выделенных категорий.

В заключение хотелось бы отметить, что в контексте нашего подхода мы определяем субъектность как системное психологическое качество личности или группы, «... которое позволяет аккумулировать энергетический потенциал всех психических процессов (а также высшей нервной деятельности), для достижения наиболее эффективных результатов решения задач на внутреннем и внешнем уровнях, с последующим их развитием» [Котелевцев 2018: 1-2]. В таком понимании субъектность проявляется не только как способность к изменению самого себя и окружающей среды, но и как некоторое интегративное свойство личности, позволяющее с наибольшим успехом адаптироваться к изменениям в окружающей среде, позволяя тем самым сохранять целостность психических процессов и всего организма, приводя к более результативным решениям и поступкам. Заметим, что субъектность личности в таком контексте реализуется через его активность, совместную деятельность с другими и в процессе решения жизненных задач.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ (19-013-00016 А, по договору № 19-013-00016\19).

Библиографический список

Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. тр. М., 1999. 224 с.

Брушлинский А.В. Психология субъекта. М., 2003. 272 с.

Волкова Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и миру // Мир психологии. 2005. № 3. С. 33-39.

Котелевцев Н.А. Современные представления о формах организации совместной деятельности в контексте субъектно-деятельностного подхода (на примере изучения временных молодежных коллективов детских центров курской области) // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4 (48) [Электронный ресурс]. URL: http:// http://scientific-notes.ru/pdf/053-041.pdf (дата обращения: 20.08.2019).

Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности //Психологический журнал. 2000. Т. 21. С. 15-25.

Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 5-19.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-Прессс, 1995. 384 с.

Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 284 с.

Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. Киев, 1996, 403 с.

Серегина И.А. Психологическая структура субъективности как личностного свойства педагога: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: ПИ РАО, 1999. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.