Научная статья на тему 'Понимание субъекта и субъектности в современной психологии'

Понимание субъекта и субъектности в современной психологии Текст научной статьи по специальности «Психология»

3515
273
Поделиться
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Стахнева Л. А.

К настоящему времени в компонентах категорий качественного анализа феномена человека появились дополнительные характеристики: понятие «человечность» рассматривается как система ценностей и как источник новых ценностей, «целостность» человека как критерий зрелости личности, «субъект» как ядро структуры человека, «субъектность» как способность личности к самодетерминации.

UNDERSTANDING OF SUBJECT AND SUBJECTIVITY IN MODERN PSYCHOLOGY

In the article are observed "Subject" and "Subjectivity" notions in the connection with the anthropological topic's revival in psychology, determinism principles' recomprehension, new view at human's nature and development. The given notion reflects a specific human's feature displayed in self-determination and self-development abilities. The subjectivity is regarded as an initiating creative principle of a personality interacting with a society, world, himself. The article represents philosophical and psychological approaches to the study of a "Subject" category and different psychological interpretations of the notion under analysis. The methodological importance of "Subject" category introduction into modern psychology notion apparatus is revealed.

Текст научной работы на тему «Понимание субъекта и субъектности в современной психологии»

Л.А. СТАХНЕВА, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и возрастной психологии Орловского государственного университета

Тел. 89616222826

ПОНИМАНИЕ СУБЪЕКТА И СУБЪЕКТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

К настоящему времени в компонентах категорий качественного анализа феномена человека появились дополнительные характеристики: понятие «человечность» рассматривается как система ценностей и как источник новых ценностей, «целостность» человека — как критерий зрелости личности, «субъект» как ядро структуры человека, «субъектность» — как способность личности к са-модетерминации.

Ключевые слова: личность, субъект, субъектность, субъективность, активность, развитие, самодетерминация.

Проблема субъекта и субъектности в современной психологии занимает особое место, отражая активную, конструктивную позицию человека в мире. Субъект — одно из центральных понятий современной психологии, категориальный статус которого является в настоящее время наиболее дискуссионным. Трудности психологического определения понятия «субъект» обусловлены как недостаточной разработанностью данного понятия, так и его многозначностью. На недостаточность методологической разработки данного понятия указывают многие психологи: К.А. Абульханова-Слав-ская, А.Л. Журавлев, Б.А. Сосновский и др.

Категория субъекта является общефилософской и раскрывает качество активности человека, выявляет его место и роль в мире, способность к деятельности, самоде-терминации, самоопределению и развитию. Введение категории субъекта в психологию способствовало рассмотрению человека в новой плоскости: в единстве его природного, социального, духовного начал.

В работах К.А. Абульхановой-Славской и А.В. Брушлинского предпринята философско-методологическая интерпретация рубинштейновской категории субъекта и обозначен общеметодологический принцип изучения субъектности. Рассмотрим подробнее своеобразие авторских интерпретаций данного понятия, которое трактуется как в широком, так и в узком смысле.

К.А. Абульханова-Славская предложила различать общее, идущее от философии понимание субъекта, связываемое с активностью, самодеятельностью, саморазвитием, самодетерминацией, и специальное — дифференциальное, когда понятие «субъект» употребляется для раскрытия качественной определенности тех отношений, в которые включен субъект (специфика морального субъекта, субъекта психической деятельности, субъекта общения, деятельности, познания). Исследователь отмечает, что психологическая операционализация понятия «субъект» вызывает определенные трудности в связи с постановкой следующих проблем: всегда или при определенных условиях личность является субъектом, насколько понятие, относящееся и к обществу в целом, и к группе, может относиться к личности и какое качество личности оно тогда образует, относится ли понятие субъекта к идеальному, желательному, в этом смысле совершенному качеству человека, личности или оно может вскрывать его реальное состояние, проблема субъекта — это только проблема мировоззренческая, духовная (и в этом смысле идеальная) или одновременно реальная, жизненная? [1, с. 13].

© Л.А. Стахнева

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

В узком психологическом смысле данное понятие означает:

— «качество личности, связанное с возможностью целостной организации деятельности, доступностью субъекту его целостного контура, возможностью самому определить этот контур»;

— «интегральные способности, которые проявляются в направленности(способности ставить разумные, реальные, достижимые данной личностью при данной совокупности обстоятельств цели); построении и организации личной жизни; выборе альтернатив, адекватном принятии решения; умении мобилизовать свои возможности, концентрировать свои природные и психологические силы; умении вырабатывать социально зрелое решение, реалистическом понимании хода жизни; умении не только приспособиться к окружению, но найти или изменить свое место в жизни»;

— «способности к осознанной регуляции человеком своей произвольной активности, необходимой для конструктивного разрешения противоречий, поскольку «масштаб противоречий и конструктивность их решения определяют уровень, достигнутый личностью как субъектом. Способность к координации событий жизни, к ее организации и, главное, решению конкретных противоречий — такова характеристика личности как субъекта жизни».

К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, что смысловая нагрузка психологического понятия «субъект», в отличие от философского как идеальной структуры, предполагает наличие внутренней дисгармоничности; «Субъект не есть эталон и предел совершенствования, он постоянно решает задачу совершенствования.... и в этом смысле состоит его человеческая специфика и постоянно возобновляющаяся жизненная задача» [1]. В данной трактовке акцент делается на определении субъекта не как идеала, а лишь постоянного движения к нему личности путем разрешения противоречий, поскольку только в процессе приобретения опыта конструктивного разрешения противоречий человек становится субъектом.

Понятие «субъект» включает в себя не только психологическую активность, но и социально-психологическую представленность личности в жизненном пространстве. На этом основании субъект определяется как «совокупность познавательных, деятельно-практических, содержательно-этических отношений к миру». В обобщающем анализе,

касающемся определения понятия «субъект», автор делает следующие выводы:

во-первых, это понятие предполагает определенную индивидуализацию, которая и проявляется в согласовании своих возможностей, способностей, ожиданий со встречными условиями и требованиями;

во-вторых, применительно к разным личностям можно говорить о разной мере их становления как субъектов в соответствии с общим определением, что субъект — это не вершина совершенства, а постоянное движение к нему;

в-третьих, в качестве субъекта личность изменяет объективное течение своей жизни, создает своими поступками новые, отсутствовавшие до того условия, вторичные детерминанты жизни.

Согласно А.В. Брушлинскому, «субъект» есть «все человечество в целом, представляющее собой противоречивое единство субъектов иного уровня и масштаба: государств, наций, этносов, общественных классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом» [3]. В узком смысле субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой, не те или иные его психические качества, виды активности и т.д., сам человек — общающийся, деятельностный. «Субъект» — это:

— человек, люди на высшем (для каждого из них) уровне активности, целостности, автономности и т.д.;

— творец собственной истории, вершитель своего жизненного пути; тот, кто осуществляет деятельность, общение, поведение, созерцание и другие виды специфически человеческой активности: творческой, нравственной, свободной и т.д.;

— качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий активности, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, способностей, возможностей (и ограничений) личности соотносительно с объективными и субъективными (цели, притязания, задачи) условиями деятельности, общения и т.д.;

— высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного.

Субъект как высшая целостность означает, что на качественном этапе его развития соответственно видоизменяется — постепенно или сразу—вся основная система его психических процессов и свойств.

А.В. Брушлинский подчеркивает, что субъект представляет собой общее единое основание для развития (в частности, для дифференциации через интеграцию) всех психических процессов, состояний и свойств, сознания и бессознательного.

Ряд исследователей считают, что широкое понимание понятия «субъект» неконструктивно, поскольку многоплановость содержательных аспектов, вкладываемых в понятие «субъект», — основная причина недостаточной определенности этого термина. А.К. Осницкий полагает, что при всей конструктивности и перспективности использования понятий «субъект» и «субъектность» есть опасность слишком широкого их понимания и абсолютизации [8].

В трактовке Л.И. Анцыферовой основная характеристика субъекта — это переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и себя [3]. Д.А. Леонтьев также указывает, что развитие человека как субъекта предполагает быть самоинициируемым и саморегулируемым [7]. В.В. Столин рассматривает понятие «субъект» как «сквозное» свойство человека. Субъект им понимается как интегральное свойство человека, объединяющее в себе характеристики организма, социального индивида и личности [11].

Сравнительный анализ дефиниций показал, что поиски по уточнению смысла данного термина еще не закончены. Активно продолжается творческий процесс уточнения параметров субъекта. Трудности операционализации обусловлены тем, что данное понятие является «многоаспектным, обобщенным, объединяющим. От «человека» сюда входит видовое, от «личности» — социальное, от «индивида» — уникальная целостность и т.д., но в конкретной своей представленности это всегда субъект как реальный носитель жизни, деятельности, переживания, общения, педагогического воздействия и т.п.» [9, с.12].

Итак, в психологической трактовке понятия «субъект» отмечается деятельная, активная природа человека, которая проявляется в способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Субъект в психологии — это прежде всего носитель активности, носитель всего субъективного и объективного в человеке (отражения, деятельности, сознания и т.д.). В отличие от понятия «активность» субъект есть интегральная характеристика человека, претендующая на системность (целостность и неразрывность, несво-димость к более простым свойствам). В отличие от таких понятий, как «индивид» и «личность», понятие «субъект» отражает специфичес-

кое (функциональное) качество человека, проявляющееся в способности к самодетерминации, саморазвитию.

В целом в современной психологии понятие субъекта конструктивно в следующих значениях: для обозначения оптимальных уровней, стадий совершенствования и развития личности. Понятие «субъект», раскрывая определенное качество активности человека, связано с представлением о высшей структуре личности, обеспечивающей самоде-терминацию. Рассматриваемое понятие является достаточно высоким обобщением, включающим в себя различные уровни проявления активного, инициативного, интегративного, системного начал.

Проблема субъекта является чрезвычайно сложной. Какова необходимость и целесообразность использования понятия «субъект» в современной психологии? Авторы субъектного подхода (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова и др.) полагают, что эвристический потенциал использования понятия «субъект» заключается в том, что задается единое основание для описания психических процессов, свойств, состояний, реализуется возможность для четкого определения предмета психологии, ее места среди других наук о человеке. Предметом психологии становится субъект в непрерывном процессе функционирования и развития его психики. Перемещение акцента на субъект позволяет сместить исследования с отдельных психических явлений на более высокий уровень — целостное изучение человека (А.В. Брушлинский).

Методологическое значение категории «субъект» в том, что она раскрывает, переводя ее из чисто философской в контекст логики и методологии науки (гуманитарного знания). Категория субъекта задала методологические ориентиры для дифференциации различных психологических понятий субъектов и их синтеза на особой системной основе.

Трудности в определении смысловой нагрузки понятия «субъектность» обусловлены тем, что оно практически отсутствует в философских и психологических словарях, за исключением краткого психологического словаря, в котором поясняется: «Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании» [6, с. 375].

Обратимся к авторским интерпретациям анализируемого понятия. Субъектность в понимании К.А. Абульхановой-Славской проявляется в способе интерпретации действительности, а также в диспозиционности, поскольку особым качеством субъекта является его отношение к жизни как к личной проблеме. О.А. Конопкин рассматривает субъектность как особое свойство и способность

человека к самодетерминации разных сфер и сторон своего бытия, которая выступает характеристикой личности, конституирующей ее [5, с. 149]. А.К. Осницкий под субъектностью понимает целостную характеристику активности человека, обнаруживаемой в деятельности и поведении [8]. Разводя понятия «субъектный» и «субъективный», он отмечает, что субъективное представляет целостную онтологическую характеристику бытия человека, а понятие «субъектность» является содержательно-действенной характеристикой активности, подчеркивающей интенциональность субъекта, поэтому может в данном ракурсе рассматриваться как одна из граней субъективности. Гносеологически понятие «субъективное» чаще соотносится со своеобразием результатов отображения человеком внешних условий и психических процессов. Субъективность в деятельности и поведении, в процессах восприятия, принятия решений связана прежде всего с индивидуальными особенностями освоенной человеком преобразующей активности: индивидуальными особенностями постановки и решения задач.

Е.А. Волкова [4] рассматривает понятие «субъектность» через категорию «отношение». На этом основании субъектность определяется как отношение человека к себе как к деятелю. Субъектность как отношение включает в себя характер эмоционального отклика на себя и на другого человека. Она существует на осознанном и неосознанном уровнях. Степень осознания изменений, происходящих с человеком и производимых им, определяет уровень развития субъектности. Субъектность связана с активностью, инициативностью, преобразующими возможностями человека. Вместе с тем Е.А. Волкова подчеркивает, что субъектность нельзя понять как качество, присущее индивидуальному субъекту, поскольку человек не может один быть носителем своей субъектности. Субъектность как свойство личности проявляется в способности производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке. При этом специфика субъектности заключается во взаимосвязи предметов преобразований. Ими являются и окружающая действительность, и сам человек, и его внутренний мир.

Отметим, что близкими, но не тождественными по значению являются понятия «субъективность» и «субъектность». Субъективность в отличие от субъектности является более широким, поскольку, во-первых, представляет сущностный предикат человека, то, что принадлежит субъекту; во-вторых, онтологическую характеристику бытия человека, интегральную форму бытия. Разверну-

тая характеристика дефиниций «субъективность» и «субъектность» представлена В.И. Слободчико-вым и Е.И. Исаевым: «Субъективность — базовая категория антропологической психологии, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного само-бытия человека; как форма бытия и способ организации человеческой реальности, субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности и находит свое высшее выражение в рефлексии». Субъектность же, по мнению авторов, представляет «социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость субъектность есть очевидная и непосредственно данная форма само-бытия человека» [10, с. 372]. И далее: «Субъектность — это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реакциях, как разум, чувства, побуждения, воля, способность, характер человека. Субъектность есть центральное образование человеческой субъективности, центральная категория психологии человека. Понятие субъектности потенциально включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность. Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д.» [там же, с. 253]. Такого же взгляда придерживается В.А. Татенко, полагая, что под субъективным может пониматься все то, что задает качественную определенность жизни конкретного субъекта, принадлежит субъекту, производится субъектом или проистекает из него, и в этом не противостоит представлению об объективной реальности. Понятие «субъектный» отражает прежде всего авторский характер активности человека как субъекта и раскрывается в таких понятиях, как «свободный, самостоятельный, автономный, инициативный, творческий, оригинальный» [12, с. 223].

Субъектность в современной психологии понимается как центральное образование человеческой реальности, возникающее на определенном уровне развития личности и представляющее ее новое системное качество, подразумевающее способность к самостоятельному жизнетворче-ству, способность производить изменения в мире и в самом себе. В качестве интегрирующих характеристик субъектности можно выделить следующий инвариант определений:

• свойство человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования;

• специфичность субъектного — авторская постановка и решение задач, определение приоритетных действий и поступков, личностное определение отношения к решаемым задачам, самоопределение своей позиции по отношению к миру, людям и самому себе;

• есть особые личностные качества, связанные с активно-преобразующими свойствами и способностями (активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, способность к рефлексии, интернальность, креативность, коммуникативность в ракурсе принятия и понимания другого, целостность и др.);

• высокий уровень функционального развития.

Итак, основу понятия «субъектность» составляют следующие характеристики: активность («целостная характеристика активности человека», «активная сторона психической организации челове-

ка», «активно-преобразующая функция личности», «авторский характер активности», «деятельностно-преобразующий способ бытия»); диспозицион-ность, проявляющаяся в отношении «к жизни как к личной проблеме», в «отношении человека к себе как к деятелю», в способе интерпретации действительности. И, наконец, еще одно важное отличие: если субъективность как онтологическая характеристика бытия человека представляет данное свойство, то субъектность — приобретаемое, формируемое и проявляющееся в деятельности, общении, самосознании.

В психолого-педагогических исследованиях субъектность рассматривается как детерминанта и условие успешного профессионального развития. Cyбъeктнocть как интегративное качество личности выступает фактором устойчивости личности и способствует ее сохранению от дезинтеграции, профессиональных деформаций, создает основу внутренней гармонии, высокой работоспособности, определяет жизнеспособность и профессиональную и личностную продуктивность.

1.

2.

3.

4. б.

б.

В.

9.

10.

11

Библиографический список

Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. — М., 1999. — 224 с.

Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена «субъект» и грани субъектно-деятельностного подхода // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе: Тезисы докладов к Международной научно-практической конференции. — М., 1999. — С. 17-19.

Брушлинский А.В. Психология субъекта. — М., 2003. — 272 с.

Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Автореф. дис. ... д-ра психолог. наук. — М., 1998. Конопкин О.А. Феномен субъектности в психологии личности//Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С.148-150.

Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. — Ростов-на-Дону, 1998. — 512 с.

Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности//Психологи-ческий журнал. — 2000. — Т. 21. — С. 15-25.

Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С. 5-19.

Сосновский Б.А. Актуальные вопросы психологии человека в современной России // Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б.А. Сосновского. — М., 1994. — С. 3-9.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.

Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983. — 284 с.

12. Татенко ВЛ. Психология в субъектном измерении: Монография. — ^ев, 199б. — 403 с.

L.A. STAKHNEVA

UNDERSTANDING OF SUBJECT AND SUBJECTIVITY IN MODERN PSYCHOLOGY

7

In the article are observed “Subject” and “Subjectivity” notions in the connection with the anthropological topic’s revival in psychology, determinism principles’ recomprehension, new view at human’s nature and development. The given notion reflects a specific human’s feature displayed in self-determination and self-development abilities. The subjectivity is regarded as an initiating creative principle of a personality interacting with a society, world, himself. The article represents philosophical and psychological approaches to the study of a “Subject” category and different psychological interpretations of the notion under analysis. The methodological importance of “Subject” category introduction into modern psychology notion apparatus is revealed.

Key words: personality, subject, subjectivity, activity, development, self-determination.