УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Е.М. КНЯГИНА
ассистент кафедры социальной психологии и акмеологии Орловского государственного университета
Е-mail: knyagina_elena@hotmail.com Тел. 8 920 281 16 32
НРАВСТВЕННОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается нравственность как компонент субъектности личности. Освещаются различные подходы к пониманию субъектности, феноменологических особенностей субъектности. Анализируется связь деструктивной субъектности и макиавеллизма.
Ключевые слова: субъектность, нравственность, активность, макиавеллизм.
Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм - вот те негативные последствия социально-экономического и идеологического кризиса российского общества 90-х гг. ХХ столетия. Духовный кризис российского общества проявился в утрате коллективистской системы ценностей, а также в крушении нравственного идеала, который являлся путеводителем для народа многие годы. В коллективистской культуре советского общества групповые цели превалировали над индивидуальными, отмечалось стремление к общему благу, поддержание традиций и норм, принятых в обществе. Формирующаяся сегодня в культуре и сознании русского человека индивидуалистическая система ценностей способствует разобщению общества за счет самоутверждения его отдельных индивидов, отдающих приоритет своим личным целям. Эта тенденция также не способствует формированию гармоничной и психологически благополучной личности в современном обществе.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема субъектности как проблема развития активной, хорошо интегрированной личности, самостоятельно выстраивающей систему ценностей, способной адаптироваться к быстро изменяющимся условиям социальной жизни и противостоять манипулятивным воздействиям.
В современной психологии существуют многообразные авторские трактовки понятия «субъектность».
Субъектность рассматривается как особое личностное качество, связанное с активно-преобразующими свойствами и способностями. Субъектность есть особое интегральное свойство личности, которое проявляется в способности к самодетерминации личностного развития и в осмысленном знании о возможностях самоуправления собственными ресурсами. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский отмечают, что
субъектность проявляется в растущем самосознании человека и в деятельности.
В качестве структурных компонентов субъ-ектности выделяют активность, саморегуляцию, инициативу, самостоятельность, рефлексивность, самоопределение и самореализацию, интернальный локус контроля, ответственность, креативность. Перечисленные компоненты являются непременными атрибутами человека как субъекта своей жизнедеятельности и составляют смысловую сферу индивида, сферу его сознания и самосознания.
Проблеме изучения активности посвящено достаточно много теоретических исследований, в которых активность - это качество, базирующееся на потребностях и интересах личности и существующее как внутренняя готовность к действию. А также активность - это более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов. (В.Ф. Бехтерев, 1996.)
В концепции К.А. Абульхановой-Славской активность и социальное мышление выступают в качестве двух основных компонентов субъектности. Активность определяется как типичный для данной личности обобщенный ценностный способ отражения, выражения и осуществления ее жизненных потребностей. Активность - это не свойство сознания, а качество субъекта и особенность личности как субъекта, имеющая индивидуальные формы проявления. Понятие активности шире понятия деятельности, так как активность проявляется и в познании, и в общении, и в жизненном пути [1].
В качестве первого и основного критерия при определении личности как субъекта К.А. Абуль-ханова выделила разрешение различного рода противоречий, которое дает субъекту опыт свободы, уверенности, самостоятельности, ведет к достижению соразмерности. Личность вынуждена разрешать противоречие между внешней социальной детерминацией и внутренними потребностями,
© Е.М. Княгина
^^^^ПЕДАгогакАипсихшогая
желаниями, способностями, особенностями. Таким образом осуществляется произвольная саморегуляция, управление собственными ресурсами и поведением.
Концепция осознанной психической саморегуляции деятельности была предложена О.А. Коноп-киным [10]. Феномен осознанной регуляции деятельности выделяется им в качестве фактора и критерия субъектного развития и субъектного бытия человека. И определяется как общая способность к саморегуляции.
С точки зрения регуляторного подхода, субъект-ность выступает как свойство человека производить целенаправленные (осознанные, им инициированные) преобразования в окружающем мире и самом себе. Знание своих возможностей саморегуляции, обеспечивающей эффективное взаимодействие с окружением, позволяет человеку становиться подлинным субъектом своей активности. Таким образом, осознанная саморегуляция есть системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей.
В связи с этим, исследователи активности особой её формой выделяют субъектную активность. Впервые эту форму активности выделяет В. Франкл и определяет ее как стремление найти смысл собственной жизни, в чем заключается первичная мотивирующая сила человека.
А.К. Осницкий пишет: «Субъектная активность - это активность, которую человек развивает как автор своих усилий» [11]. Субъектная активность целесообразна, она предполагает постановку и достижение целей, которые так или иначе представлены в сознании каждого человека. А. К. Осницкий подчеркивает, что активность обеспечивает человеку относительную независимость природы и противоречивых социальных требований.
Итак, общим, в рамках субъектно-деятель-ностного подхода, является то, что сущность активности объясняется внутренним ее движением и самоопределением под влиянием внешних обстоятельств и внутренних возможностей субъекта.
В контексте представленных подходов активность и субъектность рассматриваются как позитивные качества. Мы полагаем, что активность может проявляться как в позитивном, так и в негативном планах. Негативный характер субъектной активности проявляется, когда человек, обладая качествами, характеризующими его как субъекта своей жизнедеятельности, достигает при этом по-
ставленных целей за счет других, отдавая предпочтение личным интересам, и выступает, таким образом, как безнравственный субъект.
Так, Т.В. Белых в своем исследовании отмечает, что субъектность может носить не только позитивный, но и негативный характер. В связи с этим она выделяет субъектность созидательную и деструктивную.
«Проявления деструктивной субъектности связаны с невозможностью выхода за рамки эгоцентричных ценностных ориентаций, отсутствием эталонной системы нравственных представлений, с препятствием интеграции в высшее «Я» человека и неприятием гуманистических морально-нравственных ценностей» [3].
Модель деструктивной субъектности является характерной для пограничной аномальной личности в виде криминального стереотипа поведения. Формирование деструктивной субъектности связано с ограничением развития субъектных свойств на всех уровнях организации субъекта. И проявляется лишь на индивидном или личностном уровнях, не достигая уровня индивидуальности. Созидательная же субъектность выражается в проявлении свойств субъекта на всех уровнях организации - индивидном, личностном, уровне целостной индивидуальности. Для созидательной субъектности, в отличие от деструктивной, характерны нравственная позиция, коллективистическая система ценностей, ориентация на общественные нормы.
Мы полагаем, что деструктивная субъектность связана с психологическим феноменом макиавеллизма. Макиавеллизм как свойство личности в повседневной жизни проявляется в манипулятивных тактиках, направленных на достижение субъектом конкретных карьерных и других подобных целей. Поскольку в субъектности интегрируются профессиональные способности человека как деятеля, в этом случае макиавеллизм может быть естественным следствием профессионального и карьерного роста. В данном случае, не учитывая нравственной стороны вопроса, субъектность в совокупности своих положительных качеств во взаимодействии с макиавеллизмом меняет свою направленность прямо на противоположную, а именно становится деструктивной.
Макиавеллизм как научная категория широко распространен в зарубежных психологических исследованиях. Макиавеллизмом западные психологи называют склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях. Речь идет о таких случаях, когда субъект скрывает свои подлинные намерения. Вместе с тем с помощью ложных отвлекающих маневров он добивается
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
того, чтобы партнер, сам того не осознавая, изменил свои первоначальные цели.
В отечественной психологии феномен макиавеллизма изучается в работах В.В. Знакова[9]. Макиавеллизм выделяется как один из ведущих факторов, способствующих неэтичному поведению. Им была выявлена связь макиавеллизма личности с такими характеристиками, как подозрительность, враждебность, негативизм, ориентация на «Я» в общении, низкая альтруистичность и отрицательная самооценка нравственных качеств. Показано, что субъекты с высоким уровнем макиавеллизма лучше владеют манипулятивными навыками, умением нравиться окружающим и в целом успешнее влияют на их поведение. Установлена связь между феноменами макиавеллизма и вранья.
В связи с вышеизложенным мы полагаем, что важнейшим компонентом субъектности помимо активности выступает нравственность. Проявляя высокую социальную, профессиональную активность, субъект может демонстрировать низкий уровень духовно-нравственного развития, что проявляется с его стороны в пренебрежении достоинством другого человека, непорядочности в общении и отношениях, которые становятся нормой поведения для данного субъекта. Поэтому особый интерес представляет изучение субъектности со стороны ее духовно-нравственных компонентов.
Анализ литературы по изучению феноменологических особенностей субъектности личности показал, что проблема нравственности в качестве структурного компонента субъектности как таковая в психологии не рассматривается, а изучается как отдельно стоящая проблема в работах философов и психологов (С.Л. Рубинштейна, Б.С. Братуся, Э.В. Чудновского, М.И. Воловиковой, Л.И. Анцы-феровой, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадрикова, В. В. Знакова, В. Зинченко).
Особый интерес представляет раскрытие психологического содержания нравственной, ценностно-ориентационной сферы субъектности человека, ведь именно это сфера есть внутренний стержень личности, от которого будут зависеть все остальные субъектные проявления человека. Это «нравственный стержень личности, побуждающий ценить как свое личное достоинство, так и достоинство каждого человека, а значит добросовестно относиться к профессиональному делу. Нравственность - первооснова всех аспектов идентичности, пропуск в человеческую общность, в науку, в профессиональное дело. Вне ее начинается деградация во всех областях жизни»[8].
На основе анализа работ С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, М.И. Воловиковой
С
в качестве проявлений нравственности как компонента субъектности можно выделить идеал как некий жизненный ориентир, нравственные ценности, которые раскрывают нравственную и моральную сторону жизненной ориентации человека, а также способность человека ориентироваться не на внешние, а на внутренние нормы поведения [4].
Результаты исследований М. И. Воловиковой (2003г.) показали, что социальные представления школьников, студентов, а также взрослых о нравственном идеале имеют сложную структуру, ко -торая имеет «ядро» и «периферию». Социальные представления о нравственном идеале являются историческим продуктом и в то же время указывают на перспективу развития общественного сознания народа.
М.И. Воловикова, на основе многолетних исследований правового сознания, приходит к выводу о глубокой взаимосвязи данного феномена у россиян с нравственным сознанием и, прежде всего с совестью [7].
Категория совести как важного аспекта нравственности изучается С.А. Барсуковой: «Совесть - это не исполнение должного, а самовыражение индивидуальности и сущности человека»[12, 21-27].
Совесть определяется как психологически сложное образование в духовной жизни человека, выраженное в форме нравственного отношения и нравственного чувства, и признается компонентом духовности личности.
Активность, осознанность, творческость и другие важнейшие характеристики субъектности могут быть связаны и с жизнеутверждением, и с агрессией. Характер деятельности (благо она несет или зло) зависит от человека, осуществляющего эту деятельность и исповедующего определенные жизненные ценности.
В связи с этим С.Л. Рубинштейн вводит понятие «этический субъект», чтобы обозначить нравственный аспект субъектности личности, в котором заключено ценностное отношение к людям. Он пишет: «Я самоопределяюсь во всех своих отношениях к людям, в отношении своем ко всем людям — к человечеству как совокупности и единству всех людей. И лишь в единстве человечества определяется и осуществляется этический субъект. Человечество есть предпосылка и объективный приус для человека как нравственного субъекта. Вне человечества и до или помимо него не существует человека как нравственной личности» [13, с. 252-253].
С этой точки зрения, отношение человека к другим людям является своеобразным индикатором качества его преобразовательной деятельности как по
___
отношению к миру, так и по отношению к самому себе. Поэтому принципиальным при изучении личности человека в ее активно-преобразующей функции оказывается изучение ценностно-смыслового взаимодействия людей и определения характера отношений к другому человеку.
Вышеизложенное позволяет сделать следующее обобщение.
Во-первых, развитие нравственного сознания личности и развитие субъектности личности неотделимы друг от друга и представляют две стороны единого процесса - становления Человека.
Во-вторых, субъектные качества могут осуществляться не только в добре, но и во зле. Поэтому столь важна связь субъектности и духовности. Нравственные ценности представляют собой прин-
ципы, детерминирующие духовную реализацию человека в социальном бытии.Вопрос о духовности связан с высшим уровнем ценностного самосознания, с целостностью продуктивно-творческих сил человека, с умением сознательно соединять интересы общего дела с индивидуальными предпочтениями [8].
В-третьих, проблема нравственного становления субъектности человека представляет собой как теоретико-философскую проблему, так и психолого-педагогическую. И требует выделения основных аспектов нравственного ядра личности. Решение этой задачи поможет разработать и внедрить в практику психолого-педагогические программы, направленные на формирование нравственного ядра личности у подрастающего поколения.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихо-логического анализа. М., 1990. 367 с.
3. Белых Т.В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности. Автореф.дис... доктора психол.наук. Ставрополь, 2004. 420 с.
4. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности// Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 257-284.
5. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.,1994 г., С.100- 109.
6. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. М., 1998 г
7. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2004. 312 с.
8. Гончаров С.З. Креативные основы понимания субъектности в аспекте инновационного стиля жизни // Сборник научных статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2008 г. С.7-66
9. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал. 2000. Т. 21, №5. С.16-22.
10. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. №1.С.5 - 12.
11. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности //Вопросы психологии. 1996. № 1. С.5-19.
12. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Отв. ред.: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. М., 2009. 412 с.
13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997. 404 с.
14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. 257 с.
E.M. KNYAGINA
MORAL AS A COMPONENT OF SUBJECTIVITY OF THE PERSONALITY
In the article the moral as a component of subjectivity of the personality is considered. Various approaches to understanding of subjectivity, phenomenological features of subjectivity are touched upon. The link between the destructive subjectivity and makiavellizm is analyzed.
Key words: subjectivity, moral, activity, makiavellizm.