Научная статья на тему 'Основные подходы к исследованию структуры и функции субъектности'

Основные подходы к исследованию структуры и функции субъектности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
687
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Т. В. Белых

В статье рассматриваются основные подходы к исследованию структуры и функции субъектности как интегративного свойства индивидуальности. На примере реализации системной модели исследования субъектности, автор описывает принципы системнопроцессуального подхода к изучению субъектности, определяющей условия саморазвития индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN APPROACHES ТО THE RESEARCH OF SUBJECTIVITY STRUCTURE AND FUNCTION

The article views the main approaches to the research of the structure and functions of subjectivity as the integrative feature of individuality. Taking as The system model realisation example the author describes the principles of systemprocess approach to the subjectivity study, which determines the conditions of individuality self-development.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к исследованию структуры и функции субъектности»

i:wiiiiiin'iii:r,iii 1Н1Ш

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИИ

СУБЬЕКТНОСТИ

Т.В. Белых

THE MAIN APPROACHES ТО THE RESEARCH OF SUBJECTIVITY STRUCTURE AND FUNCTION

Belyh T.V.

The article views the main approaches to the research of the structure and functions of subjectivity as the integrative feature of individuality. Taking as The system model realisation example the author describes the principles of system-process approach to the subjectivity study, which determines the conditions of individuality self-development.

В статье рассматриваются основные подходы к исследованию структуры и функции субъектности как интегративного свойства индивидуальности. На примере реализации системной модели исследования субъектно-сти, автор описывает принципы системно-процессуального подхода к изучению субъ-ектности, определяющей условия саморазвития индивидуальности.

УДК 159.923

Методологическая основа изучения субъектности заложена в концепции С.Л. Рубинштейна и разработана К.А. Абу-льхановой-Славской, А.В. Брушлинским. В этой концепции определена субъектная специфика человеческого бытия; обозначен общеметодологический принцип изучения субъектности (изучение человека, во всех для него существенных связях и отношениях, в каждом из которых он выступает в новом качестве); названы условия и механизмы функционирования субъектности: внутренние условия, сформировавшиеся у человека к данному этапу его развития, не только детерминированные внешними причинами, но и сами являющиеся источниками следующего изменения.

Анализ изучения субъектной природы человека, выполненный в научной школе С.Л. Рубинштейна, приводит к пониманию субъектности как способности человека производить взаимообусловленные изменения в мире и себе самом. Субъектность - это новое качество бытия, так как дает возможность развернуть онтологические измерения субъекта человека. Специфика этого явления заключается, следовательно, в следующем:

- новое «объектное» качество бытия существует таковым только для субъекта и обнаруживается им в процессе активно-преобразовательной жизнедеятельности;

- бытие перестает существовать только в вещной форме и наличной данности: человек, задающий новое качество бытия, обладает способностью «выходить за свои пре-

Н Белых Т.В.

ГЙИИ «Основные подходы к исследованию структуры и функции субъектности»

делы» и продолжается во времени и в пространстве отношений;

- человек по отношению к природе и по отношению к себе может выступать одновременно субъектом и объектом преобразований.

В.И. Слободчиков выделяет пять ступеней развития субъектности: оживления, одушевления, персонализации, индивидуализации, универсализации. Прохождение этих ступеней необязательно имеет четкую возрастную зависимость: в реальной жизни возможно существование разных ступеней одновременно и на каждой из них развитие субъектности будет определяться наличием субъектного другого, который обнаруживает мне мое отношение к себе как к деятелю в данной сфере.

Исследования по развитию субъектности в онтогенезе (1, 7) показывают, что развитие человека происходит по пути наращивания с возрастом субъектности и преодоления «объектности», т.е. тотальной зависимости человека от внешних условий. Но несомненна их производность от процессов осознания человеком самого себя и самоуправления на основе этого осознания.

Субъектный опыт, накопленный человеком к определенному моменту развития, по мнению А.К. Осницкого, включает в себя:

- ценностный опыт, который связан с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений идеалов, убеждений -то, что ориентирует усилия человека;

- опыт рефлексии о себе и предмете воздействий, который связывает все компоненты опыта между собой;

- опыт привычной активизации, который ориентирует человека в собственных возможностях;

- операциональный опыт, объединяющий конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей;

- опыт сотрудничества.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что отношение человека к себе как к деятелю связано с признанием активности, сознательности, связанной со способностью к целеполаганию, уникальностью,

необходимостью свободы выбора и ответственностью за этот выбор. Формирование субъектности происходит путем саморазвития. Отношения окружающих людей играют роль условий развития субъектности. При этом отношение человека к себе является определяющим, особенно в зрелом возрасте.

Субъектность как свойство личности утверждается смысловым содержанием, ибо субъектность не существует вне личности. Сущностной характеристикой субъектности является ее активность.

В целом, субъектность как системное качество субъекта может быть определено как свойство «основоположности», как свойство, открывающееся в способности субъекта «полагать себя в основу» мира и самого себя. По мнению С.Д. Дерябо, субъектность конкретизируется в трех необходимых и достаточных сущностных свойствах человека:

1) самоупорядочивания - способности, принципы и способы организации собственной сущности делать принципами и способами организации окружающего мира и собственной жизнедеятельности (стать основой порядка в мире). Наиболее ярко проявляется в феномене целеполагания;

2) самопричинения - способности начинать причинный ряд в процессе актуализации своей сущности, выступая в качестве причины по отношению ко всему остальному, в том числе и собственной жизнедеятельности (стать первопричиной всех форм движения в мире). Наиболее ярко это свойство субъекта проявляется в феномене воли;

3) саморазвития - способности выходить за пределы наличных форм бытия и собственных границ, задавая возможности не только количественных, но и качественных изменений, определяя закономерности развития мира и своего собственного (стать законом трансцендентности). Наиболее ярко это свойство субъекта проявляется в феномене неадаптивной активности (4, с. 19).

Надо отметить, что личность и индивидуальность - это два способа бытия, два различных его определения. Становление индивидуальности это процесс индивидуализации субъекта (как носителя индивиду-

ально неповторимых свойств). Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия выделяет свое собственное Я. Если личность - это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность - это определение собственной позиции в жизни, самоопределенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность - это встреча с самим собой.

Когда индивидуальность становится «индивидуальностью для себя самой» (К.А. Абульханова-Славская), можно говорить о новом уровне рефлексии субъектом самого себя, причем, по нашему мнению, -на всех уровнях организации субъекта (на уровне индивида, личности и индивидуальности), а следовательно, о возникновении новой способности, заключающейся в инициировании деятельности (в свою очередь на различных ее уровнях) и принятии ответственности за ее осуществление - субъектности.

Как показывает анализ научных исследований в этой области, в настоящее время предпринимаются попытки исследовать структуру субъектности. Обнаруживаются несколько стратегий в изучении проявления субъектности, которые по своему содержанию уже обозначены в науке: это структурный подход (или факторный), заключающийся в попытке обнаружить совокупность свойств указанного феномена и функциональный, в рамках которого предпринимаются попытки выявить особенности проявления субъектности в ходе выполнения конкретной деятельности, а также структурно-функциональный.

Рассмотрим эмпирические факты обнаруженные в ходе реализации этих стратегий.

В работе О.Г. Гужва исследовалась субъектная активность с точки зрения ее проявлений в виде различных качеств и свойств личности. Используя факторный анализ, автор приходит к следующей модели структуры субъектной активности, составляющими которой являются: общий уровень саморегуляции, интегральное самоотноше-

ние, поддержка (шкала самоактуализацион-ного теста САТ). При этом субъектная активность понимается как «целостное психологическое образование, состоящее из нескольких компонентов, а именно результативного, мотивационного и операционального, причем их показателями являются самоактуализация, самоотношение и саморегуляция» (3, с. 215).

Сходную стратегию мы находим в исследовании Е.Н. Азлецкой, изучавшей личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности. На основе эмпирических фактов автор выделяет ряд качеств, характерных для проявления субъектности в старшем школьном возрасте -«ответственное поведение, внутренний ло-кус контроля, развитые коммуникативно-организаторские навыки, эмоциональная компетентность и отсутствие значительных противоречий в мотивацинно-смысловой сфере» (1, с. 179).

При данном подходе остается открытым вопрос о содержании проявления самой субъектности, ее сущностные основания и характеристики, а также, как мы видим, исследование осуществляется в одной плоскости анализа, на одном уровне - личностном. Для выявления совокупности характеристик феномена такой подход оказывается достаточным.

Когда перед исследователем возникает задача обнаружения процессуальных характеристик феномена или явления, то оптимальной стратегией изучения становится функциональный подход.

Примером функциональной стратегии может служить исследование Т.В. Прокофьевой, изучавшей становление субъектности подростка в учебной деятельности.

В качестве гипотезы, в исследовании было предположение о том, что «одним из механизмов становления субъектности в подростковом возрасте является деятельно-стная реконструкция образа «Я-ученик». Проверка гипотезы предполагала организацию развивающих занятий, при проведении которых учебная деятельность становилась бы для подростков актуальной сферой субъ-ектогенеза. Следовательно, на этих занятиях

Н Белых Т.В.

ГЙИИ «Основные подходы к исследованию структуры и функции субъектности»

необходимо было создать для подростка ситуацию поиска способов реконструкции сложившихся представлений о себе как ученике» (7, с. 94). При построении системы развивающих занятий автор основывалась на положениях теории личных конструктов Дж. Келли. То есть каждый ученик в процессе взаимодействия с психологом (в условиях развивающей среды) осуществлял рефлексию собственного образа «Я-ученик». Задача психолога заключалась в необходимости «увидеть» в «портрете» успешного ученика элементы теоретической конструкции учебной субъектности и в процессе совместного обсуждения подвести школьника к необходимости переосмысления существующего у него образа «Я-ученик» посредством изменения значения конструктов с последующим экспериментированием и обсуждением личного опыта каждого участника процесса» (7, с. 111). Субъектность понималась, как способность быть субъектом.

Она рассматривалась в двух плоскостях - общей для всех частных видов субъектности, связанной с ценностно-смысловой сферой личности (и проявляющейся как субъект жизнедеятельности) и второй, отражающей специфику проявления субъектности в конкретной сфере деятельности и поэтому связанной с «набором способностей к саморегуляции» (и проявляющейся как субъект деятельности).

1. В ходе исследования учебной субъектности автором были получены следующие данные:

- Учебная субъектность является частью более сложного образования - общей субъектности человека, развивающейся на протяжении всей его жизни, и потому может быть сформирована как индивидуальная способность только в контексте жизненной перспективы школьника.

- Учебная субъектность имеет сложную структуру, состоящую из ценностно-смысловой саморегуляции, контрольно-действенной саморегуляции и учебной инициативности. Структуру учебной субъектности «пронизывает» определяющая рефлексия как способность выявлять и оценивать границы своих возможностей.

- Необходимым условием формирования учебной субъектности в подростковом возрасте становится создание атмосферы экспериментирования с образом «Я-ученик», его деятельностная реконструкция.

Деятельностная реконструкция образа «Я-ученик» проходит два этапа. Первый этап связан с перестройкой ценностно-смысловой составляющей в процессе прояснения временной перспективы будущего, результатом которого становится стремление подростка к достижениям в учении. Второй этап связан с реконструкцией контрольно-действенной составляющей учебной субъектности и представляет собой до-формирование и оптимизацию способов действия в учебной ситуации.

2. Анализ экспериментальных данных позволил зафиксировать следующее:

- Основным результатом построенной и апробированной в исследовании развивающей системы занятий стала переориентация учеников-подростков, участвовавших в эксперименте, с внешнеатрибу-тивных на содержательные (процессуальные и результативные) характеристики учебной деятельности.

- У учеников экспериментальной группы повысилась школьная успеваемость.

- Разработанная система развивающих занятий способствовала изменению личностного смысла учения: оно становится для школьников-подростков одним из средств самоутверждения и самосовершенствования.

- В результате проведения развивающих занятий с подростками и индивидуальных консультаций с педагогами проявления саморегуляции в учебной деятельности стали более значимым аспектом во взаимодействии учителей и учеников.

Примером использования стратегии структурно-функционального подхода может служить фундаментальное, многоплановое исследование С.Д. Дерябо, исследовавшего феномен субъектификации природных объектов.

Изучая структуру человеческой субъектности, он следует следующей логики. Поскольку основным способом существова-

ния (Рубинштейн С.Л.) в отечественной философской и психологической литературе признается деятельность (Батищев Г.С., Буева Л.П., Каган М.С., Кристотурьян Н.Г., Маргулис А.В., Юдин Э.Г. и др.), то «внутренняя» структура субъектности может быть выявлена через анализ «внешней» структуры ее проявления: чтобы осуществить качественно определенную деятельность, субъект должен обладать определенным качеством; следовательно, типология деятельности должна быть отражением его качественной структуры.

Анализ ряда существующих типологий деятельности (Буевой Л.П., Демина М.В., Кагана М.С., Кветного М.С., Лю-бутина К.Н., Николова Л., Рубинштейна С.Л. и др.) показал, что наиболее универсальной и во многом «покрывающей» другие классификации является типология М.С. Кагана, в которой выделяются четыре вида деятельности: познавательная, ценно-стно-ориентационная, преобразовательная и общение. Эта модель позволила предложить интегральную типологию способов существования человека, отражающую «внутреннюю» структуру субъектности.

«При сотворении экологического мира перед субъектом стоит три задачи: 1) познание мира - что есть мир? каково его значение «в-себе-и-для-себя-бытии»?; 2) формирование к нему субъективного отношения -что он значит для меня? каким ему нужно быть?; 3) преобразование мира - что нужно в нем изменить? каковы результаты моей активности, удалось ли «сделать его своим»? Для решения данных трех задач субъект осуществляет соответственно три необходимые и достаточные качественно специфические деятельности:

- познавательную - продуктом является образ объекта мира (в том числе и самого субъекта как «другого») в сознании субъекта;

- ценностно-ориентационную - продуктом является установление ценностного отношения между субъектом и объектом деятельности;

- преобразовательную - продуктом является сам измененный объект деятельности.

(Это базовые деятельности, а на их «стыке» возникает ряд производных: познавательная и ценностно-ориентационная - «герменевтическая (понимание); ценностно-ориентационная и преобразовательная -целеполагание (как полагание субъектом себя в цели в отличие от целеобразования) (Петровский В.А.); преобразовательная и познавательная - рефлексия как «обращение назад», познание самого преобразования мира и его результатов)» (4, с. 20).

Каждая выделенная деятельность включает в себя познавательный, ценностно-ориентационный и преобразовательный компоненты, но в различных соотношениях. В отличие от самих деятельностей (определяемых, по А.Н. Леонтьеву, вектором «мотив - цель»), которые после достижения цели «умирают в своем предмете», совокупность составляющих их компонентов определенного типа выстраивается во времени в непрерывный, недизъюнктивный процесс тех или иных качественно определенных взаимоотношений с миром.

Так совокупность познавательных компонентов, осуществляемых субъектом деятельностей, реализует его процесс познания мира, совокупность ценностно-ориентационых компонентов - процесс отношения к миру, а совокупость преобразовательных - процесс преобразования. Именно в этих процессах познания, отношения и преобразования реализуется динамика образа мира человека (соответственно системы его представлений о мире, системы субъективных отношений и системы стратегий и технологий взаимодействия).

Таким образом, каждая из трех выделенных деятельностей включает в себя в качестве своего компонента процесс познания, отношения и преобразования, а каждый выделенный процесс реализуется с помощью познавательной, ценностно-ориентационной и преобразовательной деятельности. Это минимальная «матрица», отражающая специфически человеческий способ бытия. Следовательно, и в структуре субъектности должны быть также выделены три составляющие, т.е. совокупности свойств, которые реализуются через деятельность или про-

i:I_IjI

Белых Т.В.

«Основные подходы к исследованию структуры и функции субъектности»

цесс. Их можно обозначать, соответственно: Человек познающий, Человек относящийся и Человек преобразующий.

Рассматривая процесс субъектифика-ции (наделения чего-либо в мире субъектно-стью, атрибуция субъектности) природных объектов, автор утверждает, что в существовании субъектности можно выделить следующие аспекты:

1) «быть субъектом», «выступить как субъект», «состояться как субъект» - раскрывающих субъектность в рамках первой составляющей коммуникативной деятельности (влияние);

2) «считаться субъектом», «относиться как к субъекту», «поступать как с субъектом» - раскрывающих субъектность в рамках второй составляющей коммуникативной деятельности (социальная атрибуция);

3) «открыться как субъект» раскрывающего субъектность в рамках общения.

Таким образом, структурно-функциональный подход позволяет обозначить как структурные компоненты феномена - субъектность, так и особенности проявления ее в деятельности.

На наш взгляд, обнаружение только совокупности свойств такого феномена как субъектность лежит в области понимания субъекта - как совокупности черт, характеристик, свойств.

Если рассматривать субъекта как носителя интегративных свойств индивидуальности (интеграция свойств на каждом уровне организации субъекта-индивида, личности, индивидуальности), имеющей, в свою очередь, многоуровневую структуру, то принципиально меняется стратегия понимания и исследования субъектности. Субъектность может исследоваться с помощью принципов системно-процессуального подхода.

Специфика понимания индивидуальности как системы и субъекта как носителя системных свойств индивидуальности, ставит задачу эмпирического обоснования существования взаимосвязи выраженности свойств субъекта на различных уровнях его организации (индивидном, личностном и уровне целостной индивидуальности) и осо-

бенностей структурных компонентов индивидуальности.

Для осуществления эмпирического исследования мы предлагаем использовать подход, названный нами - системно-процессуальным. Основные положения этого подхода определяются спецификой понимания индивида, личности, субъекта, рассматриваемых как системные образования, включенные в более широкую систему - индивидуальность. Отсюда, следуя принципам и положениям системного подхода принципиально меняется представление о формах проявления субъектности, она понимается как интегральная системная характеристика индивидуальности и свойства ей присущие могут проявляться на всех уровнях организации субъекта. Но, следуя положениям системного подхода, субъект не является совокупностью черт или свойств, это сущностная, бытийная характеристика индивидуальности, это «носитель интегральных свойств индивидуальности» (Л.М. Веккер), отсюда -недостаточность использования при эмпирическом его исследовании стратегии структурного, функционального или структурно-функционального подходов. Субъект как носитель свойств индивидуальности должен изучаться с учетом процессуальных особенностей, причем в системе своей сложной, многоуровневой организации. Опираясь на эти положения, нами был проведен комплекс эмпирических исследований, вскрывающих специфику взаимосвязи индивидуальности как целостной системы и проявления свойств субъекта на различных уровнях его организации.

Мы выделили несколько уровней. Первый - это уровень индивида, на котором могут проявляться (в структуре деятельности) свойства субъекта жизнедеятельности. Стиль жизнедеятельности, по мнению В.С. Мерлина, является системообразующим фактором в структуре индивидуальности, т.к. «благодаря усвоению индивидуального стиля операций изменяется характер связи между свойствами нервной системы и мотивами, направленности личности в данной деятельности. В этом и заключается системообразующая функция индивидуаль-

ного стиля операций - в образовании связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности» (5, с. 170). На уровне индивида свойства субъекта жизнедеятельности могут проявляться в специфики моторной активности.

Второй - это уровень личности, на котором проявляются (в структуре деятельности) свойства субъекта различных видов деятельности (общения, познания, игры и т.д.). Приобретая в процессе своего развития индивидуальное своеобразие, субъект как носитель интегральных системных качеств индивидуальности на этом уровне может проявлять различные характеристики в сфере общения, организации познавательной и игровой деятельности.

Третий - это уровень целостной индивидуальности, на котором проявляются по нашему мнению, свойства субъекта самопознания, самореализации, саморазвития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азлецкая E.H. Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности. Дис... канд. психол. наук. - Краснодар, 2001.

2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл; Per Se, 2000.

3. Гужва О.Г. О структурной организации субъектной активности «Потенциал личности: комплексная проблема»: Материалы internet-конференции. $ Тамбов, 2003.

4. Дерябо Д. Феномен субъектификации природных объектов: Автореф. дис... д-ра. психол. наук. $М., 2002.

5. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / Под ред. Е.А. Климова. $ Воронеж, 1996.

6. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности //Вопросы психологии.. 1996. $№ 1.$ С. 5 $19.

7. Прокофьева Т.В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности: Дис... канд. психол. наук. $ Волгоград, 2001.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. $ М.: Педагогика, 1989.

9. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. дис... докт. психол. наук. $М., 1994.

Об авторе

Белых Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ставропольского государственного университета. Является автором 52 научных и 10 научно-методических трудов. Сфера научных интересов проблемы системного исследования индивидуальности в психологии; дифференциальная и консультативная психология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.