УДК 159.922
П.В. Калюшин, аспирант, 8-925-871-86-13, kpv7 j a@rambler.ru (Россия, Москва, МИГУ)
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ:
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Рассматриваются теоретические проблемы развития субъектности у детей с позиций психологических и педагогических наук. Проводится обширный историографический обзор современных концептуальных воззрений на предмет сущности понятия «субъектность», различий в понимании этого явления в трудах современных российских педагогов и психологов. Приводятся основные характеристики субъектности, позволяющие сформировать единое теоретическое представление о ней.
Ключевые слова: психология, педагогика, суьбъектность, возрастная психология, компетенции.
В современной науке довольно активно изучаются возможности воплощения принципа «субъектности» человека в психологопедагогической практике. На данный момент, существует уже значительное количество работ, среди которых можно отметить труды Т.И. Башковой, Т.Д. Базаровой, Ю.А. Вареновой, Т.Г. Ивошиной, Е.В. Крутых,
О.С. Лапковой, Л.А. Медниковой, И.Ю. Шустовой, М.А. Щукиной и др., где изучались особенности становления субъектности в различных возрастах. В.А. Бардынина, О.А. Еремеева, Н.И. Дунаева и другие рассмотрели некоторые аспекты развития субъектности в профессиональном становлении будущих педагогов и психологов. Е.Н. Волкова показала влияние субъектной позиции педагога на становление субъектности учеников. О.А. Третьякова раскрыла взаимосвязь субъектности подростков с возможностями преодоления чувства одиночества. О.В. Киреева показала специфику проявления субъектности при выборе профессии. Е.Н. Азлецкая раскрыла особенности личностных и средовых детерминант формирования субъектности личности. Л.А. Стахнева показала практические возможности воплощения субъектного подхода в педагогической психологии. В.А. Петровский раскрыл феномен субъектности в психологии личности.
В своих работах указанные авторы обуславливают приоритетность субъектного подхода рядом обстоятельств. Прежде всего, его реализация позволяет накопленный объем научных знаний, который на методологическом уровне закладывали и развивали такие исследователи как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, О.А. Конопкин, Д.А. Леонтьев, А.В. Мудрик,
Л.М. Митина, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская и др.
В наши дни категория «субъектность» приобрела статус методологического принципа, одновременно позволяющего по-новому взглянуть на жизнедеятельность человека. Также исследователи отмечают, что перемены в современном социуме приводят к логичному изменению подходов к построению содержания образования и технологий обучения и воспитания. В них определяется в качестве основного ориентира развитие у детей нескольких базовых человеческих способностей: самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми. Однако в
исследовании Т.Г. Ивошиной [6] указывается, что в современной
школьной практике имеется некоторая недостаточность образовательных технологий, обеспечивающих становление разных форм субъектности (совокупной, полипозиционной, индивидуальной), соотносимых с разными возрастными этапами их становления. Необходимость решения указанной проблемы, то есть создание психолого-педагогической технологии, направленной на развитие субъектности, прежде всего, требует уточнения сущностных характеристик, определяющих и раскрывающих специфику субъектности.
Прежде всего в работах А.В. Брушлинского [4], развивающего идеи С.Л. Рубинштейна указывается, что методологической основой
отечественного субъектного подхода, является идея активности как изначальной, заданной природой характеристике любого человека. Активность субъекта, указывает К.А. Абульханова-Славская, представляет «типичный для данной личности обобщенный ценностный способ
отражения, выражения и осуществления её жизненных потребностей» [1, с.7], где потребность является первичным источником любой активности. Проявление субъектности, предполагает потребность (как вид определенной зависимости организма от среды) и активность (возможность модифицировать среду, манипулировать её влияниями на организм в соответствии с содержанием актуальной потребности). Субъектная активность, по мнению А.К. Осницкого [13], представляет человека как автора своих усилий, обеспечивающих человеку относительную независимость как от сил природы, так и от противоречивых социальных требований. Однако не вся, а только осознанная активность может считаться характеристикой и способом проявления субъектности. Об этом говорит О.А. Конопкин [7], отмечая, что одним из наиболее общих и существенных проявлений субъектности человека является его произвольная осознанная активность, обеспечивающая достижение принимаемых человеком целей. Данное
положение также раскрыто в работах А.В. Брушлинского [4]. Исследователь отмечал: «Для человека как субъекта сознание особенно существенно, потому что именно в ходе рефлексии он формирует и развивает свои цели, деятельности, общения, поведения, созерцания и других видов активности.» Л.М. Митина [11] полагает, что быть субъектом возможно только при наличии базового фундаментального условия -достаточно высокого уровня самосознания. Представленные положения позволяют выделить первую сущностную характеристику «субъектности» человека - способность к осознанной активности, внутренним побудителем которой являются сущностные потребности. Необходимость развития указанной способности, соответственно, должно быть отражено в разрабатываемой психолого-педагогической технологии.
В работах А.Н.Леонтьева [8], В.В. Столина и ряда других авторов отмечается, что с расширением связей субъекта с миром расширяется и число многообразных отношений, которые являются объективно противоречивыми. Такие перекрещивающиеся связи и порождают конфликты, которые могут фиксироваться и входить в структуру личности. Причем эта структура не сводится к совокупности отношений с миром и иерархии между ними, а характеризуется соотношением систем жизненных отношений, между которыми происходит борьба. Однако именно через разрешение объективных противоречий и развивается способность человека быть субъектом. На это указывает К.А. Абульханова-Славская [1, с. 35]. Автор пишет, что активность субъекта проявляется в постоянном разрешении противоречий между организацией деятельности, которую представляет личность, включая ее цели, мотивы, притязания, внешними условиями и предъявляемыми к ней требованиями. Субъект потому и субъект, пишет исследователь, что через разрешение противоречий он постоянно стремится к совершенству, и в этом состоит его человеческая специфика и постоянно возобновляющаяся жизненная задача. Личность как субъект использует для самосозидания значимые для нее жизненные события, вызывающие в ее душевной жизни определенные изменения. Исследователь обращает внимание на тот факт, что неблагоприятные обстоятельства один человек будет преодолевать как субъект собственной активности, а другой человек может воспринимать их как непреодолимые помехи для благополучной жизни и отказаться от противостояния им.
Соответственно третьей сущностной характеристикой субъектности можно считать способность к саморазвитию в процессе разрешения имеющихся в жизни субъекта противоречий, развитие которых также необходимо отразить в разрабатываемой психолого-педагогической технологии.
Однако следует отметить, что представленные выше сущностные
характеристики, раскрывающие человека как субъекта жизнедеятельности, являются социально обусловленными качествами, становление и развитие которых не происходит само по себе, что убедительно показано в работах А.Г. Асмолова [2]. Эта позиция раскрывается в работах О.А. Конопкина, где категория «субъект» представляется как активное, деятельностное начало человека, реализуя которое, он осуществляет свои реальные отношения с действительностью. В работах Л.И. Божович [3] показано, что становление субъектной (произвольной) активности ребёнка происходит с самого раннего детства и может быть рассмотрено как в контексте взаимоотношений человека с окружающей его действительностью, так и в контексте взаимодействия. Справедливость такого разделения раскрывается в работах В.Н. Мясищева [12], где автор указывает, что, несмотря на существование тесной связи между процессом взаимодействия людей и их взаимоотношениями, оба эти понятия не идентичны и не заменяют друг друга.
Как показано в работах М.И. Лисиной, С.Ю.Мещеряковой, А.Г. Рузской [10, с. 18], становление произвольной активности, её направленности на объект или от объекта напрямую зависит именно от количества и позитивности эмоциональных откликов со стоны матери. Как отмечала Л.И. Божович, на разных возрастных этапах ребенок может занимать разное место в жизни, это определяет и разные требования, которые к нему предъявляет окружающая общественная среда. Однако неудовлетворенность своим местом в системе складывающихся отношений со значимым взрослым приводит ребёнка к переживанию часто скрытых, но от этого не менее болезненных переживаний. В результате у ребёнка снижается общая активность, ослабляется устойчивость к воздействию различного рода стрессов, в поведении появляется пассивность, апатичность.
Таким образом, ещё одной характеристикой субъекта можно считать его способность занимать достойное место в системе значимых социальных отношений, быть принятым в значимых для субъекта социальных общностях. Данный аспект может быть сформулирован в практической психолого-педагогической технологии как проблема выстраивания отношения субъекта к миру, раскрытая в работах А.В. Мудрика.
А.К. Осницкий отмечает также, что с младенческих лет становление произвольной активности ребенка, с одной стороны, порождается активностью самого ребенка, с другой стороны, обеспечивается опытом, приобретаемым им во взаимодействии со взрослыми и с тем предметновещным миром, который его окружает. В работах Л.И. Божович показано, что стремление ребёнка к собственной активности сталкивается с определенными требованиями взрослого, невыполнение которых может
вызвать осуждение и даже наказание. В итоге, пишет В.В Столин, родители и другие взрослые «вооружают» ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий. Во взаимодействии со взрослыми раскрываются частные и более общие цели, к которым стоит стремиться ребёнку, образцы и идеалы, на которые стоит равняться, планы, которые необходимо реализовывать. Ориентируясь на них, ребёнок организует собственную активность. Однако, если в силу определенных обстоятельств, планы и цели нереалистичны, стандарты и требования завышены, если и то и другое превышает возможности и силы субъекта, то возникает субъективное переживание ребёнком ситуации неуспеха. Специфика влияния совместной деятельности на активность ребёнка, на активность уже довольно ярко проявляется в дошкольном возрасте. Как пишет А.И. Захаров [5], ребёнок ещё до того, как начинает действовать, предвосхищает эмоциональный образ, отражающий и будущий результат и его оценку со стороны взрослых. Если ребёнок не уверен в результате, то у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные действия. В дальнейшем, писала Л.С. Славина [14], будут возникать ситуации, когда ребенок, желая усвоить какой-либо навык, будет отказываться от своей затеи, так как не уверен в своих способностях. Таким образом, можно сказать, что, чем больше у ребёнка субъективного опыта негативного переживания неуспешности, тем сильнее становится мотив избегания неудачи и тем меньше у ребёнка стремления проявлять свою субъектную активность. Представленные научные взгляды позволяют выделить ещё одну характеристику субъекта как способность выстраивать взаимодействие с социальным окружением при реализации собственной активности. Данный аспект может быть сформулирован в практической психолого-педагогической технологии как проблема выстраивания отношений субъекта с миррой, также рассмотренный в работах А.В. Мудрика.
Однако в работах Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина отмечается, что в определенный момент времени у ребёнка происходит формирование и развитие своей внутренней мотивационно-потребностной системы, системы ценностных ориентаций. В итоге ребёнок начинает стремиться к собственной активности, исходя из внутренних убеждений и представлений о желаемом результате. Наиболее ярко такие стремления ребёнка проявляются в кризисе 3-х лет, когда происходит вычленение ребёнком собственных действий как существенный момент ситуации, обобщение их, сравнение их с действиями взрослого.
Также ребёнок сам начинает определять ту роль, которую он готов предложить взрослому в совместном взаимодействии и взаимоотношениях, что убедительно показано в исследованиях А.Г. Рузской. Развитие самосознания, включение ребёнка в различные системы
социальных отношений и совместную деятельность приводят к развитию и обогащению его внутренней системы ценностей, актуализация которых и будет являться ещё одной сущностной характеристикой субъектности, которую можно сформулировать, как способность ориентироваться в собственной системе ценностей и актуализировать их в своей активности. Данный аспект в психолого-педагогической технологии может формулироваться, как проблема формирования отношения ребёнка с самим собой, особенности которого также представлены в работах А.В. Мудрика.
Несомненно, проведенный нами теоретический анализ имеющейся литературы по заявленной проблеме не претендует на всеобъемлющий охват всех имеющихся в современной науке позиций, взглядов, точек зрения, однако он позволил нам выделить и сформулировать шесть сущностных характеристик «субъектности», на развитие которых должна быть направлена практическая психолого-педагогическая технология. Это следующие характеристики, заключающиеся в способностях:
- к осознанной активности, внутренним побудителем которой являются сущностные потребности;
- к интеграции и саморегуляции различных аспектов собственной активности;
- к саморазвитию, в процессе разрешения имеющихся в жизни субъекта противоречий;
- занимать достойное место в системе значимых социальных отношений;
- выстраивать взаимодействие с социальным окружением;
- ориентироваться в собственной системе ценностей, и актуализировать их в своей активности.
Их единство характеризует явление субъектности, что позволяет утверждать, что данная категория в современной психологопедагогической литературе близко понятию «компетенций» и может рассматриваться в единстве с ним.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., 1999 .
2. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М., 2007.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
4. Брушлинский А.В. К определению субъекта // Психология субъекта. М., 2003. С. 21-51.
5. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2006 .
6. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 2011.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.
9. Мещерякова С.Ю. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. М., 2001.
10. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., 2002.
11. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1998.
12. Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека // Психологические исследования. 2009. № 6 (8).
13. Славина Л.С. Трудные дети / под ред. В. Э. Чудновского. М.,1998.
14. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Московский
университет, 1983.
15. Посысоев Н.Н., Жедунова Л.Г., Можаровская И.А. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2004.
16. Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М., 2002.
17. Психология дошкольника / сост. Г.А. Урунтаева. М., 1997.
P.V. Kalyushin
THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY: MODERN THEORETICAL CONCEPTS
The article deals with theoretical problems of development of the subjectivity of the children from the standpoint of the psychological and pedagogical sciences. The author provides extensive historiographic review of modern conceptual views on the subject of the essence of the notion of "subjectivity", differences in the understanding of this phenomenon in the works of contemporary Russian pedagogues and psychologists. The article provides the basic specifications of subjectivity, which allow to form a single theoretical understanding about it.
Key words: psychology, pedagogy, subjectivity, age psychology, competence.
Получено 12.02.2012 г.