Научная статья на тему 'Динамика показателей субъектности студентов'

Динамика показателей субъектности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
465
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСТВО / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / САМОПРИЧИННОСТЬ / СУБЪЕКТ / АКТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВЫБОР / КОНТРОЛЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОФОРМИРОВАНИЕ / SUBJECTNESS / SELF-ACTUALIZATION / SELF-REALISATION / SELF-EFFICACY / STUDENT / SELF-DETERMINATION / DEVELOPMENT / SELF-CAUSALITY / SUBJECT / ACTIVITY / EFFICIENCY / PERSONALITY / RESPONSIBILITY / CHOICE / CONTROL / SELF-EDUCATION / SELF-FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кислых Анна Александровна

В работе представлены научные исследования по проблеме субъектности личности. Рассмотрены некоторые противоречия в терминологии, а так же приведены подходы к рассмотрению сущности изучаемого феномена. В ходе исследования был проведен сравнительный анализ двух групп испытуемых с помощью U-критерия Манна-Уитни. Цель работы рассмотрение динамики развития субъектности личности студента. Методология исследования : школа субъектного подхода С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского и К.А. Абульхановой-Славской; теория субъектности М.В. Исакова. Результаты исследования : доказана положительная динамика развития субъектности студентов. Старшекурсники характеризуются более высоким показателем общей субъектности. Они обладают большей рефлексией, ответственностью, верностью своим решениям. Жизнь их более осмысленна, что выражается в удовлетворенности самореализацией, насыщенностью жизни. В работе сделаны следующие выводы : личность в процессе самоактуализации выступает в качестве субъекта. Степень самоактуализации это процесс ее самодетерминации. Мера самодетерминации определяет меру самоактуализации. На разных курсах обучения у студентов обнаруживаются различия в параметрах субъектности. Студенты старших и младших курсов включаются в новую социальную ситуацию развития, что обеспечивает изменение параметров субъектности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF INDICATORS OF SUBJECTIVITY OF STUDENTS

The paper presents scientific research on the subjectivity of personality. Some contradictions in terminology are considered, as well as approaches to the study of the essence of the phenomenon being studied. In the course of the study, two groups of subjects were compared using the Mann-Whitney U test. The purpose of the work is to examine the dynamics of the subjective personality development of the student. Methodology of research: school of the subject approach. S.L. Rubinshtein, A.V. Brushlinsky and K.A. Abulkhanov-Slavskoy; theory of subjectivity M.V. Isakova. Results of the study: the positive dynamics of the development of subjectivity of students is proved. Senior students are characterized by a higher rate of general subjectivity. They have greater reflection, responsibility, fidelity to their decisions. Their life is more meaningful, which is expressed in satisfaction with self-realization, the saturation of life. The following conclusions are drawn in the work: the person in the process of self-actualization acts as a subject. The degree of self-actualization is the process of its self-determination. The measure of self-determination determines the measure of self-actualization. At different courses of study, students discover differences in the parameters of subjectivity. Students of senior and junior courses are included in the new social development situation, which ensures the change in the parameters of subjectivity of the individual.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей субъектности студентов»

психологические науки

Кислых Анна Александровна ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ...

УДК 159.9

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ

© 2018

Кислых Анна Александровна, магистрант 1 курса факультета психологии и педагогики Алтайский государственный университет (656049, Россия, Барнаул, проспект Ленина, 61, e-mail: [email protected])

Аннотация. В работе представлены научные исследования по проблеме субъектности личности. Рассмотрены некоторые противоречия в терминологии, а так же приведены подходы к рассмотрению сущности изучаемого феномена. В ходе исследования был проведен сравнительный анализ двух групп испытуемых с помощью U-критерия Манна-Уитни. Цель работы - рассмотрение динамики развития субъектности личности студента. Методология исследования: школа субъектного подхода С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского и К.А. Абульхановой-Славской; теория субъектности М.В. Исакова. Результаты исследования: доказана положительная динамика развития субъектности студентов. Старшекурсники характеризуются более высоким показателем общей субъектности. Они обладают большей рефлексией, ответственностью, верностью своим решениям. Жизнь их более осмысленна, что выражается в удовлетворенности самореализацией, насыщенностью жизни. В работе сделаны следующие выводы: личность в процессе самоактуализации выступает в качестве субъекта. Степень самоактуализации - это процесс ее самодетерминации. Мера самодетерминации определяет меру самоактуализации. На разных курсах обучения у студентов обнаруживаются различия в параметрах субъектности. Студенты старших и младших курсов включаются в новую социальную ситуацию развития, что обеспечивает изменение параметров субъектности личности.

Ключевые слова: субъектность, самоактуализация, самоэффективность, самореализация, студенчество, самодетерминация, развитие, самопричинность, субъект, активность, эффективность, личность, ответственность, выбор, контроль, самоопределение, самовоспитание, самоформирование.

DYNAMICS OF INDICATORS OF SUBJECTIVITY OF STUDENTS

© 2018

Kislykh Anna Alexandrovna, master of 1 course of the Faculty of Psychology and Pedagogy Altai State University

(656049, Russia, Barnaul, Lenin Avenue, 61, e-mail:[email protected])

Abstract. The paper presents scientific research on the subjectivity of personality. Some contradictions in terminology are considered, as well as approaches to the study of the essence of the phenomenon being studied. In the course of the study, two groups of subjects were compared using the Mann-Whitney U test. The purpose of the work is to examine the dynamics of the subjective personality development of the student. Methodology of research: school of the subject approach. S.L. Rubinshtein, A.V. Brushlinsky and K.A. Abulkhanov-Slavskoy; theory of subjectivity M.V. Isakova. Results of the study: the positive dynamics of the development of subjectivity of students is proved. Senior students are characterized by a higher rate of general subjectivity. They have greater reflection, responsibility, fidelity to their decisions. Their life is more meaningful, which is expressed in satisfaction with self-realization, the saturation of life. The following conclusions are drawn in the work: the person in the process of self-actualization acts as a subject. The degree of self-actualization is the process of its self-determination. The measure of self-determination determines the measure of self-actualization. At different courses of study, students discover differences in the parameters of subjectivity. Students of senior and junior courses are included in the new social development situation, which ensures the change in the parameters of subjectivity of the individual.

Keywords: subjectness, self-actualization, self-realisation, self-efficacy, student, self-determination, development, self-causality, subject, activity, efficiency, personality, responsibility, choice, control, self-determination, self-education, self-formation.

Совокупность всех компонентов личности включает в себя категория субъектности.

Субъектность обнаруживается в выборе направления и путей самоактуализации, в решении появляющихся противоречий.

Субъектность побуждает человека к активности, осуществлению выбора, контролю за своей деятельностью.

Анализ литературных источников показал, что существуют трудности в определении понятия субъектности. Это связано с недостаточной проработанностью и многозначностью изучаемого феномена.

Работ, направленных на изучение субъектности, достаточное количество, но научных исследований, посвященных рассмотрению особенностей субъектности студенческого возраста, сравнительно немного. Так же работ по изучению взаимосвязи компонентов субъект-ности.

Эта проблема и послужила основой для проведения данного исследования.

С.Л. Рубинштейн заложил основы субъектного подхода. Он связывал развитие человека, как личности, с его субъектностью, определяя ее как самостоятельную активность, самодвижение, осознанную саморегуляцию [1].

К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова так же рассматривали субъектность в рамках субъектного подхода. Они считают, что эвристи-

ческий потенциал использования понятия «субъект» заключается в создании единого основания для описания психических процессов, свойств, состояний, реализации возможности четкого определения предмета психологии, ее места среди других наук [2, 3, 4, 5, 6].

С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский и К.А. Абуль-ханова-Славская говорят о том, что главными проявлениями субъектности является наличие потребности и активности. Активность заключается в постоянном разрешении противоречий - это развитие способности человека быть субъектом [1, 4, 7].

В.И. Слободчиков отмечает, что субъектность человека связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [8].

В исследованиях А.Г. Асмолова субъектность представлена как одна из системных характеристик деятельности и рассматривается через структуру мотивации: потребности, мотивы, цели, установки, эмоции [9].

Б.Г. Ананьев подчеркивает, что функции субъекта в человеке неразрывно связаны с продуктивностью выполняемой им деятельности, которая носит преобразующий характер [10].

А.В. Брушлинский полагает, что субъектность помогает целостно, системно раскрыть активность человека во всех видах взаимодействия с миром. По мере взросления в жизни человека все большее место занимают само-

Kislykh Anna Alexandrovna DYNAMICS OF INDICATORS ..

psychological science

развитие, самовоспитание, самоформирование. Большое значение отводится внутренним условиям, через которые действуют внешние причины, влияния [4].

В работе использована структура субъектности М.В. Исакова, которую составили следующие компоненты: ответственность - отражение готовности субъекта к осуществлению активности, направленной на планирование и реализацию планов; свобода - отражение представления, что человек сам является субъектом, определяющим ход своей жизни; общая рефлексия - отражение готовности человека занимать рефлексивную позицию по отношению к собственной жизни; рефлексия выбора - отражение склонности человека проявлять активность на этапе выбора; контроль - отражение уверенности человека в том, что жизнь подвластна его контролю [11].

Субъектность играет немаловажную роль в самореализации и эффективности личности в различных сферах деятельности [12, 13].

В период обучения в университете, учащиеся все чаще начинают задумываться о будущем, строить планы на дальнейшую перспективу и реализацию себя как личности, профессионала. Это, безусловно, связано с самоактуализацией [14, 15].

Самоактуализация - процесс реализации индивидуальности человека. В этом процессе проявляются характеристики, направленные на осуществление потенциала человека через различные виды активности. Ведущую роль играет субъектная активность, при которой личность выстраивает связи с миром в соответствии со своим внутренним ощущением [16].

Студенческие годы являются этапом подготовки к будущей профессиональной деятельности, рассматриваются как самостоятельный этап, связанный с самоактуализацией, самопознанием, поиском личностных ресурсов, самоопределением [17, 18].

Одна из основополагающих задач университетского образования - развитие у студентов общечеловеческих ценностей и убеждений, создание условий для личностного роста, развитие самосознания и социальной зрелости, формирования субъектности личности [19].

Период обучения в вузе - это пора созревания личности как субъекта учебной и профессиональной деятельности [20].

Цель - рассмотрение динамики развития субъектно-сти личности студента.

Объект: субъектность личности.

Предмет: динамика психологических компонентов субъектности.

Методология исследования: научная школа субъектного подхода С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского и К.А. Абульхановой-Славской; теория субъектности М.В. Исакова.

Методы:

1. Методы теоретического анализа: абстракция, конкретизация, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

2. Эмпирические методы: тестирование и анкетирование.

3. Математико-статистические методы обработки данных: U-критерий Манна-Уитни. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 17.00.

Методики: опросник «Показатели и структура субъектности» М.В. Исакова; самоактуализационный тест (САТ); тест смысложизненных ориентаций (СЖО).

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее положение: вероятно, существует положительная динамика развития субъектности студентов. Так, показатели субъектности студентов старших курсов будут выше, чем показатели субъектности представителей младших курсов.

Выборка.

Исследование было проведено на базе Алтайского государственного университета.

Испытуемыми в исследовании выступили 60 студентов географического факультета, которые участвовали в двух срезах: на первом и четвертом курсах обучения.

Для решения поставленных в работе исследовательских задач все испытуемые были разделены на 2 группы - студенты младших (28 человек) и студенты старших курсов (32 человека).

Результаты.

Для выявления динамики показателей субъектности был проведен сравнительный анализ с помощью метода математической статистики и-критерий Манна-Уитни, который позволил на уровне значимости р<0,05 выявить различия в значениях показателей субъектности в двух группах испытуемых (см. табл.1, рис.1).

Рисунок 1 - Анализ средних значений по методике «Показатели и структура субъектности» М.В. Исакова.

Таблица 1 - Результаты U-критерия Манна-Уитни по методике М.В. Исакова.

Шкала Mean Rank. 1 курс Mean Rank. 4 курс Z Р

Ответственность 25,98 34,45 1,88 0,05

Общая рефлексия 25,26 35,07 2,17 0,03

Общий показатель субъектности 25,19 35,14 2,20 0,03

Сравнительный анализ показал положительную динамику изменения показателей субъектности личности студентов. Такие показатели, как: «Ответственность» (ср.знач.4 курс=34,45;ср.знач.1 курс=25,98; 2=1,88 р<0,05), «Общая рефлексия» ср.знач.4 курс=35,07;ср. знач.4 курс=25,26; 2=2,17 р<0,03), «Общий показатель субъектности» (ср.знач.4 курс=35,14;ср.знач.1 курс=25,19; 2=2,20 р<0,03) имеют положительное изменение и к четвертому курсу повышаются.

Таким образом, мы видим, что студенты старшего курса обладают большей рефлексией. Это выражается в готовности занять рефлексивную позицию по отношению к своей жизни.

Студенты этой возрастной группы лучше отдают себе отчет в своих чувствах и потребностях, хорошо их ощущают.

Старшекурсники обладают большей ответственностью, что проявляется в реализации намеченных планов. Студенты старших курсов более организованы, верны своим решениям, способны исправлять свои ошибки, устойчивы к препятствиям.

Метод математической статистики и-критерий Манна-Уитни позволил на уровне значимости р<0,05 выявить различия по показателю опросника самоактуализации «Сензитивность к себе» в двух группах испытуемых.

Сравнительный анализ показал, что студенты на 4 курсе имеют положительную динамику по показателю «Сензитивность к себе» (ср.знач.4 курс=34,92;ср.знач.4 курс=25,14; 2=-2,12 р<0,03). Остальные показатели остаются неизменными.

психологические науки

Кислых Анна Александровна ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ...

Метод математической статистики и-критерий Манна-Уитни позволил на уровне значимости р<0,05 выявить различия по общему показателю смысложиз-ненных ориентаций в двух группах испытуемых (см. рис.2).

Сравнительный анализ показал, что студенты на 4 курсе имеют положительную динамику по общему показателю смысложизненных ориентаций (ср.знач.4 курс=37,48;ср.знач.1 курс=14,80;г=5,18 р<0,01).

Студенты старшего курса обладают большей осмысленностью жизни, что выражается в удовлетворенности самореализацией, интересом и эмоциональной насыщенностью жизни, свободой выбора.

Рисунок 2 - Анализ средних значений по методике СЖО

Теоретическая значимость. Результаты проведенного исследования дополняют существующие представления об особенностях субъектности в студенческом возрасте:

- направлением развития личностных характеристик субъектности в студенческом возрасте;

- соотношением субъектности и самоактуализации студентов;

- развитием компонентов субъектности на разных этапах обучения.

Практическая значимость. Методы, использованные в работе, могут применяться в исследовании становления субъектности студентов в процессе обучения. Рассмотренные аспекты связаны с совершенствованием учебного и воспитательного процессов в вузе.

Данные результаты могут использоваться в психологическом сопровождении студентов - применение полученных данных с целью повышения самореализации студентов.

В работе сделаны следующие выводы:

1. Субъектность - это качество личности, которое формируется в определенный возрастной период и обладает структурой компонентов, проявляющихся в деятельности человека.

2. В становлении субъектности студентов решающую роль играют: ответственность, самостоятельность, активность, контроль.

3. В работе доказана положительная динамика развития субъектности лиц юношеского возраста. Для старшекурсников характерен более высокий показатель общей субъектности. Они обладают большей рефлексией, ответственностью, организованностью. Жизнь студентов старших курсов более осмысленна, что отражается в удовлетворенности самореализацией, насыщенностью жизни.

Полученные результаты позволяют заключить, что на разных курсах обучения у студентов обнаруживаются различия в параметрах субъектности. Важно отслеживать особенности проявления субъектности в определенный возрастной период, уделять внимание своевременному развитию субъектности, в частности, в процессе учебной и профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.

2. Абульханова, К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта / К.А. Абульханова // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. - М.: ИПРАН, 1997. - С. 56 - 75.

3. Абульханова, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе. - М. : Наука, 1989. - Ч. 2. - С. 110 - 134.

4. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. - 2-е изд., испр. М.: МПСИ, 2003. - 408 с.

5. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анцыферова // Человек в системе наук. - М.: Наука, 1989. - С. 426 - 433.

6. Анцыферова, Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностно-го подхода / Л.И. Анцыферова // Проблема субъекта в психологической науке. - М.: Академический проект, 2000. - С. 27 - 42.

7. Абульханова, К.А. Ретроспектива и перспектива / К.А. Абульханова, С.Л.Рубинштейн // Проблема субъекта в психологической науке. - М. : Акад. проект, 2000.

- С. 13 - 26.

8. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М. : Школьная Пресса, 2000. - 416 с.

9. Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в ист.-эволюц. процессе: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 95 с.

10. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: ПИТЕР, 2001. - 282 с.

11. Исаков, М.В. Показатели и структура субъект-ности: на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов: дис. ...канд. психол. наук : 19.00.01 / М.В. Исаков ; Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ). - М., 2008. - 242 с.

12. Ленглер, О.А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы / О.А. Ленглер // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 440 - 442.

13. Лисовская, Е.Б. Самоактуализирующаяся личность / Е.Б.Лисовская // Научно-техническая революция и социальная психология : материалы межгород. конф.

- М.: Наука, 1981. - С. 76 - 84.

14. Ивлева, Ф.Г. Развитие субъектности в условиях деятельностной образовательной среды: автореф. дис. канд. психол. наук / Ф.Г. Ивлева; Казанский гос. ун-т. -Казань, 2000. - 22 с.

15. Воронкина, Л.Б. Учебная деятельность как возможность формирования субъектности / Л.Б. Воронкина // XXI век: психология в век психологии. Материалы VI Зимней научно-практической сессии. Пятигорск: ПГЛУ, 2005. - С. 153 - 158.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Городилова, Е.Н. (Расторгуева Е.Н.) Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: дис. ... канд. психол. наук / Е.Н.Городилова; Пермский гос. ун-т. - Пермь, 2002. - 199 с.

17. Сороковых, Г.В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов / Г.В. Сороковых // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 62 - 68.

18. Мухина, B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. / В.С. Мухина. - М.: Изд. центр «Академия», 1997. - 432 с.

19. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

20. Белошицкий, А.В. Становление субъектно-сти студентов в образовательном процессе вуза / А.В.

Kislykh Anna Alexandrovna

DYNAMICS OF INDICATORS .

psychological science

Белошицкий, И.Ф. Бережная // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 60 - 66.

Статья поступила в редакцию 24.05.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.