УДК 159.9
О.В. Коновалова,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической
психологии
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected] ORCID: 0000-0003-2807-5648
Гендерные различия в характеристиках субъектности у будущих педагогов
Субъектность является одной из важнейших характеристик будущего педагога, так как только личность, которую отличают активность, способность нести ответственность за свои решения, рефлексивность, креативность, самодостаточность, способна воспитать самодостаточного человека. Цель эмпирического исследования - выявление гендерных различий у студентов - будущих педагогов. В исследовании приняли участие 80 юношей и девушек, студентов первого курса, обучающихся по педагогическому направлению подготовки. Были использованы опросник «Уровень развития субъектности личности» М.А. Щукиной и методика «Диагностика субъектности», разработанная Е.Н. Волковой. Анализ данных показал, что у юношей и девушек преобладает средний уровень выраженности субъектности. Полученные результаты показали, что гендерные факторы не влияют на развитие субъектности. Результаты исследования могут быть использованы для более глубокого понимания гендерной детерминации развития субъектности.
Ключевые слова: субъектность, структура субъектности, гендерные различия в показателях субъектности.
O.V. Konovalova,
Ph. D. in Psychologic Sciences, Assossiated Professor, Department of Psychology of Development and Pedagogical Psychology Shadrinsk State Pedagogic University
Shadrinsk, Russia
Gender differences in the characteristics of subjectivity in future teachers
Subjectivity is one of the most important characteristics of the future teacher. Only a person who is distinguished by activity, the ability to bear responsibility for his decisions, reflexivity, creativity, self-sufficiency, is capable of bringing-up a self-sufficient person. The purpose of empirical research is to identify gender differences among students - future teachers. The research involved 80 young men and women, first-year students studied in the pedagogical direction. The questionnaires "The level of the development of personal subjectivity" by M.A. Shchukina and the method "Diagnosis of subjectivity" by E.N. Volkova were used. The analysis of the data showed that the average level of expression of subjectivity prevails in boys and girls. The results showed that gender factors do not affect the development of subjectivity. The results of the research can be used to understand the gender determination of the development of subjectivity.
Keywords: subjectivity, structure of subjectivity, gender differences in indices of subjectivity.
В настоящее время общество предъявляет требования к человеку как активному участнику деятельности. От студентов, обучающихся по направлению подготовки педагогическое образование, ожидают активной жизненной и профессиональной позиции, которые проявляются в самостоятельности, решительности, ответственности за принятое решение, стремление к постоянному самосовершенствованию. Так как только педагог обладающий данными качествами способен воспитать и развить субъектность ученика, соответственно одной из основных задач обучения в вузе является становление субъектности будущих педагогов.
Анализ литературы показал, что за последнее десятилетие возросло количество публикаций по данной проблематике. Субъектный подход активно используется в работах, отечественных психологов (К.А. Абульханова-Славская, Л.Ф. Алексеева, М.А. Белоконь, А.Ф. Березин, А.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, Л.С. Глуханюк, В.И. Слободчиков, Ф.Г. Мухаметзянова, В.Д. Шадриков, М.А. Щукина, 3.Ш. Яхина и другие).
Рассмотрим различные подходы к данному понятию.
Субъектность как мера воздействия человека на самого себя. Так, В.И. Слободчикова, рассматривает субъектность как способность индивида преобразовывать свою жизнь, управлять своими действиями, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты деятельности. Автор отмечал, что субъектность проявляется в многообразии психологических способностей и механизмов, представленных в мыслях, чувствах, побуждениях, воле, способностях и характере человека [5].
Субъектность как характеристика субъекта, проявляющайся в возможности осуществлять соответствующую активность (А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, Е.Н. Волкова). Так, Е.Н. Волкова раскрывает сущность человеческого способа бытия, заключающегося в осознанном и деятельном отношении к миру и к себе в нем и способность производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке» [2, с. 38.]
Е.Ю. Коржова, исследуя человека как субъекта жизнедеятельности, выделила феномены, позволяющие рассматривать человека через понятие субъектности. К ним относятся субъект-объектные отношения с жизненной ситуацией, субъектность проявляется во внутренней картина бытия, обусловленной рефлексией, выбор стратегии поведения и их взаимосвязь проявляющаяся как жизненный путь личности [3].
Субъектность, с позиции М.А. Щукиной, рассматривается как способность, дающая человеку возможность самоуправление в социальном контексте своего бытия [6, с.6].
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что большинство авторов в качестве критериев субъектности выделяют способность к самодетерминации, активность и инициативность, стремление к намеченной цели, свободу выбора и принятие ответственности за него, идентичность и индивидуальность, рефлексивность, способность к саморегуляции, креативность, автономность, самодостаточность.
Компоненты структуры субъектности, описанные Т.А. Ольховой, включают субъективную активность, ценностные ориентации, ценностное самоопределение, субъектный опыт [4].
Л.В. Алексеева описала атрибуты субъектности личности: активность, автономность, целостность, опосредованность, креативность, самоценность. В своих исследованиях автор отмечает, что личность можно считать субъектом в полной мере, когда он проявляет себя как субъект на всех уровнях [1].
В своем исследовании мы опирались на подход Е.Н. Волковой, которая к структурным компонентам субъектности относила активность, сознательность, связанная со способностью к целеполаганию и рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, уникальность.
С целью выявления гендерных различий в проявлении субъектности у студентов -первокурсников, обучающихся по педагогическому направлению подготовки нами было проведено исследование на базе ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», города Шадринска Курганской области. Экспериментальная выборка составила 80 студентов 1 курса (40 юношей, 40 девушек). Для решения поставленных задач нами были использованы опросник «Уровень развития субъектности личности» М.А. Щукиной и методика «Диагностика субъектности», разработанная Е.Н. Волковой.
Результаты по методике «Уровень развития субъектности личности» (М.А. Щукиной), позволил распределить испытуемых по группам, в зависимости от уровня выраженности данной характеристики.
38,75 % испытуемых продемонстрировали высокий уровень субъектности личности. Для таких студентов характерно преобладание активности, инициатором которой является сама личность. Они самостоятельно выстраивают систему социальных отношений, но при этом учитываю собственные границы и не нарушают границы других, осознают ответственность за собственную жизнь. Юноши и девушки, отнесенные к данной группе, обдумывают свои действия и поступки, способны прогнозировать результаты деятельности, строить жизненные планы. Они открыты новому опыту, владеют разнообразными стратегиями выстраивания социальных отношений, способны изменять поведение, в зависимости от целей.
Средний уровень развития субъектности личности показали 60 % опрошенных. Они показали средние баллы по шкалам.
Низкий уровень развития субъектности личности выявлен у 1 человека, что составило 1,25% от общей выборки. Студент, отнесенный к данной группе, отличается реактивностью, т.е. его активность определяется внешними обстоятельствами, ответственность за события в его жизни перекладывается на случай, судьбу, некоего внешнего «покровителя». Он плохо осознает последствия своих действий и поступков, которые отличаются значительной ригидностью. Обладает заниженной самооценкой, зависит от мнения окружающих.
Целью исследования было выявление гендерных различий в развитии субъектности личности. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень развития субъектности личности у юношей и девушек, %
Уровни развития субъектности личности Юноши Девушки
человек % человек %
Высокий 18 45 10 25
Средний 21 52,5 30 75
Низкий 1 2,5 - -
Из таблицы следует, что в данной выборке испытуемых у юношей уровень субъектности личности выше, нежели у девушек, однако низкий уровень развития данного показателя так же был выявлен у юношей.
Для подтверждения статистической значимости полученных данных нами был использован метод математической статистики U - критерий Манна-Уитни. Расчеты позволили выявить значимые различия в уровне развития субъектности между юношами и девушками (иэмп.=370,5, при икр.=387 (p<0.0l) и Шр=443 (p<0.05), следовательно гипотеза H1 принимается.
Применение методики «Диагностика субъектности» (Е.Н. Волковой) позволил выявить уровень выраженности показателя субъектности. Так по шкале «Осознанная активность» высокий уровень сформированности данного показателя выявлен у 45 % будущих педагогов. 38,75% студентов отличаются средним уровнем активности. 16,25 % опрошенных имеют низкий уровень активности.
По шкале «Способность к рефлексии» 45 % юношей и девушек показали высокий уровень. 45 % показали средний уровень способности к рефлексии. Низкий уровень выявлен у 10 % испытуемых.
Данные по шкале «Свобода выбора и ответственность за него» показали, что лишь 5% студентов от общей выборки показали высокий уровень выраженности данного показателя. Значительную часть (55%) составили юноши и девушки со средним уровнем. 40% респондентов продемонстрировали низкий уровень сформированности данной характеристики.
23,75% будущих педагогов продемонстрировали высокий уровень осознанности собственной уникальности. Средний уровень выраженности данной характеристики выявлен у 55 % опрошенных. 26,25 % респондентов продемонстрировали низкий уровень.
Высокий уровень понимание и принятие другого выявлен у 17,5 % студентов, обучающихся по направлению подготовки педагогическое образование. 43,75% со средним уровнем сформированности данного показателя. Низкий уровень показали 33,73% респондентов.
Высокую степень выраженности стремления к саморазвитию продемонстрировали 24,2% будущих студентов. 33,8 % средний уровень. 42% низкий уровень.
Результаты представлены в таблице 2.
Из таблицы следует, что в данной выборке испытуемых юноши более склонны проявлять активность, нежели девушки. Большая часть юношей показали высокую склонность к рефлексии, у девушек преобладают показатели по шкале «Понимание и принятие другого».
Таблица 2
Выраженность показателей субъектности у юношей и девушек, %
девушки юноши
высокий средний низкий высокий средний низкий
Активность 39 39 22 53 38,2 8,8
Способность к 34,8 52,2 13 58,8 35,3 5,9
рефлексии
Выбор и 4,3 50 45,7 5,8 61,8 32,4
ответственность
Осознанность 19,6 56,5 23,9 29,5 52,9 17,6
собственной
уникальности
Понимание и 26,3 38 35,7 8,8 55,9 35,3
принятие
другого
Саморазвитие 17,5 40 42,5 32,4 26,5 41,1
Подтвердить наличие статистически значимых гендерных различий в показателях субъектности позволил метод математической статистики U - критерий Манна-Уитни. По показателю «Активность» между юношами и девушками значимых различий не выявлено, т.к.иэмп.=798, при икр.=588 (p<0.01) и Икр= 662 (p<0.05), следовательно принимается гипотеза H0 об отсутствии различий.
По шкале «Способность к рефлексии» выявлены значимые различия между юношами и девушками (иэмп.=581, при Икр.=588 (p<0.01) и Икр= 662 (p<0.05). Юноши показали более высокую способными к рефлексии, нежели девушки.
Статистически достверных различий по шкале «Выбор и ответственность» в ходе обработки данных выявлено не было, т.к. иэмп.=825, при Икр.=588 (p<0.01) и Икр= 662 (p<0.05) не попадает в зону значимости.
Анализ данных показал, что по шкале «Осознанность собственной уникальности» присутствует различия между юношами и девушками, т.к. иэмп.=487,5, при Икр= 527 (p<0.05), что позволяет принять гипотезу H о наличии значимых различий.
Данные по шкале «Понимание и принятие других» показали отсутствие значимых различий между юношами и девушками. иэмп.=611,5, при Икр.=413 (p<0.01) и Икр= 471 (p<0.05, что позволяет принять гипотезу H0 об отсутствии различий.
Подобрые результаты были получены по шкале «Саморазвития», иэмп.=626, при Икр.=480 (p<0.01) и Йкр= 544 (p<0.05), т.е. полученное эмпирическое значение попадает в зону незначимости, соответственно может быть принята гипотеза об отсутствии гендерных различий в стремлении к саморазвитию у юношей и девушек.
Таким образом, проведенное нами исследование позволило в след за М.А. Щукиной сделать вывод о незначительном влиянии фактора половой принадлежности испытуемых на характеристики их субъектности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева, Л.В. Психологическая характеристика субъекта и субъекта приступника / Л.В. Алексеева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2003. - № 4. - С. 216-228.
2. Волкова, Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Е.Н. Волкова. - М., 2003. - 41 с.
3. Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследования / Е.Ю. Коржова, Е.Н. Волкова, О.В. Рудыхина, Е.Н. Туманова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2018. - № 187. - C. 40-50.
4. Ольховая, Т.А. Становление субъектности студента университета / Т.А. Ольховская. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2006. - 186 с.
5. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъектности : учеб. пособие / В.П. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М. : Школа-Пресс, 1995.
6. Щукина, М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковой возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.А. Щукина. - СПб., 2004. - 20 с.
REFERENCES
1. Alekseeva L.V. Psikhologicheskaya kharakteristika subekta i subekta pristupnika [Psychological characteristics of the subject and the subject of the criminal]. Vestnik Tyumenskogo goudarstvennogo universiteta [Tyumen State University Herald], 2003, № 4, pp. 216-228.
2. Volkova E.N. Subektnost' pedagoga: teoriya i praktika. Avtoref. diss. d-ra psikhol. nauk [Subject teacher: theory and practice. Dr. Sci. (Psychology) Thesis]. Moscow, 2003. - 41 s.
3. Korzhova E.Yu., Volkova E.N., Rudykhina O.V., Tumanova E.N. Psikhologiya cheloveka kak subekta zhiznedeyatel'nosti i zhiznennogo puti lichnosti: osnovnye itogi issledovaniya [Human psychology as a subject of life and life activity of a person: main results of the research]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercina [Izvestia: Herzen
University Journal of Humanities & Science], 2018, no. 187, pp. 40-50.
4. Ol'khovaya T.A. Stanovlenie subektnosti studenta universiteta [Formation of subjectivity of a university student]. Orenburg: GOU OGU, 2006. 186 p.
5. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psikhologicheskoi antropologii. Psikhologiya cheloveka. Vvedenie v psikhologiyu subektnosti: ucheb. posobie [The foundations of psychological anthropology. Human psychology. Introduction to the psychology of subjectivity]. Moscow: Shkola-Press, 1995.
6. Shchukina M.A. Osobennosti razvitiya subektnosti lichnosti v podrostkovoi vozraste. Avtoref. diss. kand. psikhol. nauk [Features of the development of personality subjectivity in adolescence. Ph. D. (Psychology) Thesis]. Sankt-Peterburg, 2004. 20 p.
УДК 376
Н.А. Никольская,
студентка 4 курса, направления 44.03.03 «Специальное (дефектологическое)
образование», профиля «Специальная психология» ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
г. Волгоград, Россия [email protected] Т.П. Малкова,
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
г. Волгоград, Россия [email protected] ORCID: 0000-0002-5714-8482
Развитие предметных представлений у детей с нарушением зрения средствами игровых технологий В.В. Воскобовича
В статье представлен анализ психолого - педагогических исследований отечественных тифлологов, по проблеме развития предметных представлений у детей с нарушением зрения. Рассматривается значение развития предметных представлений у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, представлены специфические особенности предметных представлений детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения. В статье описываются результаты исследования уровня развития предметных представлений у младших дошкольников с нарушением зрения. Представлены результаты коррекционно - развивающей работы, направленной на развитие предметных представлений у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения, для которой была специально разработана серия коррекционно - развивающих занятий с использованием технологии «Фиолетовый лес», входящей в серию игровых технологий В.В Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Ключевые слова: предметные представления, ограниченные возможности здоровья, дошкольники с нарушением зрения, игровые технологии, технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», «Фиолетовый лес».
N.A. Nikolskaya, 4th year undergraduate student Volgograd State Socio-Pedagogical University
Volgograd, Russia