Научная статья на тему 'Профессиональная субъектность будущих юристов как объект изучения и развития'

Профессиональная субъектность будущих юристов как объект изучения и развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1003
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ЮРИСТА / SUBJECTNESS / PROFESSIONAL SUBJECTNESS / PROFESSIONAL SUBJECTNESS OF LAWYER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева Инна Геннадиевна

В статье проанализированы современные подходы к категории «субъектность», показана диалектическая взаимосвязь понятий «субъект», «субъективность», «субъектность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional subjectness of future lawyers as an object of study and development

In the article contemporary approaches to the category of subjectness are analyzed, the dialectical interrelation of concepts subject, subjectivity, subjectness is shown.

Текст научной работы на тему «Профессиональная субъектность будущих юристов как объект изучения и развития»

УДК 15

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

© И.Г. Андреева

В статье проанализированы современные подходы к категории «субъектность», показана диалектическая взаимосвязь понятий «субъект», «субъективность», «субъектность».

Ключевые слова: субъектность; профессиональная субъектность; профессиональная субъект-ность юриста.

Социально-экономические процессы,

происходящие в современном обществе, предъявляют повышенные требования к специалистам всех уровней. Самодостаточность личностно-профессионального потенциала

отдельного члена общества все более признается важным условием его успешного функционирования и развития. Вместе с тем имеющаяся традиционная практика профессиональной подготовки в большей степени ориентирована на освоение нормативных требований профессии. При этом в меньшей мере уделяется внимание формированию и развитию качеств личности, предопределяющих способность к самостоятельному проектированию и регулированию деятельности на основе внутренних критериев эффективности и целесообразности. Научные традиции осмысления данной проблемы в значительной степени связаны с пониманием человека как субъекта деятельности. Субъектная трактовка человека ориентирована на интеграцию социальных и биологических факторов в объяснении сущности и характера его деятельного взаимодействия с окружающим миром.

Этап освоения профессии будущим специалистом (речь идет о будущих юристах) в учебном заведении является важным этапом общего процесса профессионализации личности. К числу приоритетных целей современного профессионального образования необходимо отнести: обеспечение всесторонней социализации и эффективной адаптации обучаемых к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям; формирование и развитие профессиональнозначимых качеств; культивирование ценностей личностного роста, развитие рефлексивно-гуманистического менталитета буду-

щего специалиста и др. Для реализации данных целей в рамках учебного заведения должны быть сформированы психолого-акмеологические условия, соответствующие специфике подготовки будущего специалиста (юриста).

Важная роль в осознании необходимости создания эффективных условий для полноценного развития будущего юриста как субъекта профессиональной деятельности принадлежит психологии. В плане научного изучения проблема субъектности человека нашла свое отражение в ряде исследований отечественных и зарубежных авторов. В отечественной науке начало философско-психологического анализа проблемы субъекта и субъектности было положено С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым и существенно развито представителями субъектно-деятельностного подхода (К.А. Абульханова,

А.В. Брушлинский).

Имеется значительное число работ, посвященных теоретической разработке проблемы профессионального развития человека как субъекта различных видов деятельности и проявлений субъектности представителей различных профессий. К их числу относятся работы В.А. Бодрова, Е.Н. Волковой, Л.Г. Дикой, А.В. Зеер, Е.А. Климова, Н.А. Коваль, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, Т.Л. Мироновой, Л.М. Митиной, К.К. Платонова, Ю.П. Поваренкова, Е.С. Романовой,

А.Т. Ростунова, В.А. Сонина, Ю.К. Стрелкова, И.В. Сыромятникова, В.Д. Шадрикова и других авторов.

В плане научного изучения и развития проблема субъектности человека стала особенно актуальной в последнее десятилетие и нашла свое отражение в ряде современных исследований (К.А. Абульханова, Л.И. Ан-

цыферова, А.А. Бодалев, В.А. Бодров,

A.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, Л.А. Голо-вей, А.А. Деркач, А.Л. Журавлев, Д.Н. Зава-лишина, В.Т. Кудрявцев, А.К. Осницкий,

B.А. Петровский, В.В. Селиванов, Е.А. Сер-гиенко, В.И. Слободчиков, И.В. Сыромятников и др.).

В настоящее время категория субъектно-сти относится к числу активно осваиваемых психологической наукой. Вместе с тем, «угол» зрения на проблему субъектности в современной психологии остается неоднозначным, что наблюдается в различном толковании данного феномена.

В отечественной психологической науке категория субъекта играет системообразующую роль, и это неудивительно, потому что понятие «субъект» по своей сути интегративно.

Особо пристальное внимание анализу категории субъекта в психологической науке в своих работах последних лет уделял

А.В. Брушлинский. В его трактовке субъект -это всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т. д. Личность, напротив, - более узкое определение человека. Оно обычно выдвигает на передний план его социальные, а не природные качества. Субъект в теории А.В. Брушлинского всегда является личностью, но его содержание оказывается более широким (например, существует групповой субъект).

Основным методологическим принципом субъектного подхода является признание активной роли человека в реализации своих крайне многообразных отношений с окружающим миром. По мнению А.В. Брушлинского, трактовка человека как субъекта помогает целостно, системно раскрыть его специфическую активность во всех видах взаимодействия с миром. Уровень индивидуальной уникальности личности, ее творческий потенциал, активность жизненной позиции, в целом субъектность определяют уровень развития группы, к которой эта личность принадлежит (возрастной, социальной), а значит и уровень развития общества в целом.

Термин «субъектность» не нов для отечественной науки. Можно даже сказать, что в явной или неявной форме он присутствует

во многих концепциях отечественной психологии.

Неоценимый вклад в психологию субъ-ектности вносят методологические положения системно-деятельностного подхода, развитого в трудах С. Л. Рубинштейна и в научной школе А.Н. Леонтьева. С позиций данного подхода деятельность рассматривается как всеобщая универсальная форма взаимодействия человека с миром, как специфически человеческий способ организации активности. Категория деятельности в настоящее время завоевала общенаучный статус. Считается, что деятельность выступает родовой формой человеческой практики, благодаря которой окружающий мир преображается в жизненный мир или «мир человека». Сущностные характеристики деятельности несут отпечаток специфического характера ее детерминации в условиях человеческого способа бытия, а именно обусловленность сознанием и личностью. Собственно психологический аспект исследования деятельности -это изучение личности как субъекта, обладающего сознанием и строящего при его посредничестве свою деятельность. Процессы созидания и творения человеком своей деятельности знаменуют начало развития его личности [1]. Деятельность и личность «неразлучны»: носителем и реализатором деятельности может быть человек только как личность, а не как социальный или биологический индивид. В то же время личность и никто иной фигурирует в качестве субъекта, поэтому можно утверждать, что феномен субъектности возможен только в контексте реализации человеческой деятельности.

Более того, всякая форма взаимодействия человека с миром может претендовать на то, чтобы стать деятельностью, лишь в одном случае: если она опосредована личностным уровнем отражения и регуляции. Если же человек не включен в это взаимодействие как личность, то из этого взаимодействия деятельность не выходит. «Здесь надо различать процесс и деятельность. Всякая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процессы, но не всякий процесс выступает как деятельность человека. Под деятельностью мы будем здесь разуметь такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, - другим людям, к зада-

чам, которые ставит перед ним жизнь» [2]. Так, к примеру, мышление, не опосредованное личностной регуляцией, является всего-навсего аналитико-синтетическим процессом рекомбинации доступной информации. И единственно «в личностном плане мышление выступает, прежде всего, в виде деятельности, т. е. со стороны мотивов и целей субъекта, его рефлексии, осуществляемых им прерывных умственных действий и операций и т. д.» [3]. Без личности деятельность депер-сонифицируется и десубъективируется -превращается в обезличенный и самопроизвольный процесс.

Таким образом, в рамках системно-деятельностного подхода постулируется не-дизъюнктивность деятельности и личности как ее субъекта. Иначе говоря, феномен субъектности как проявление личности находит свое выражение только в контексте осуществляемой человеком специфически человеческой формы активности - деятельности.

Субъектность является проявлением личности в различных видах человеческой активности. Личность участвует в регуляции этих форм и видов активности именно в качестве их субъекта, но при этом по своей психологической сущности остается личностью. Можно сказать, что субъект представляет собой качественно своеобразный способ или модус существования личности. Сущностью же человека как субъекта различных форм произвольной активности инвариантно является личность, без которой субъект не имеет своей собственной субстанциональности, психической определенности. Вследствие данного обстоятельства личность следует признать единой и неделимой интегративной основой, на которой выстраиваются множественные проявления субъектности. Другими словами, субъект множится пропорционально количеству видов и форм произвольной активности, которые осуществляет человек. Личность во всех этих видах активности едина и целостна. По словам А.Н. Леонтьева, личность выступает как системное единство жизненных отношений человека и реализующих их деятельностей.

Субъектность, по мнению С.Л. Рубинштейна - это следствие и интегральное выражение субъективности человека. Он писал об этом недвусмысленно и точно: «Для того,

чтобы понять бытие не только в форме объекта, но и в форме субъекта, надо прийти к подлинному пониманию субъективности» [4]. Развитие «идеальных форм» субъективности позволяет человеку возвыситься над своей деятельностью. В опоре на субъективный образ жизненных отношений человек способен контролировать соответствие своей деятельности реальному жизненному миру, а также изменять и корректировать ее. Человек как субъект проявляется при условии, если он упорядочивает свою деятельность сообразно субъективному образу жизненного мира, «идеальной форме» жизненных отношений.

В.И. Слободчиков полагает, что «источник субъективности связан с изменением механизма жизнедеятельности живых существ, с возникновением способности человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [5].

Таким образом, на философском уровне анализа субъектно-личностный способ бытия человека в мире раскрывается через понятие субъективности. В этой связи необходимо разграничить трудноразличимые понятия «субъектность» и «субъективность». Некоторые исследователи употребляют эти понятия как синонимы, на что у них имеются веские основания. Стремление слить данные понятия в одно оправдано тем, что субъективность является общей антропологической предпосылкой субъектности. В то же время необходимо подчеркнуть, что понятия «субъективность» и «субъектность», тождественные для философов, с собственно психологической точки зрения не совпадают.

В диссертации Н.В. Богданович проведена дифференциация понятий субъектности и субъективности. Показано, что термин «субъективность» отражает характеристики внутреннего мира человека, а понятие «субъектность» - особые личностные качества, связанные с активно-преобразующими свойствами и способностями. Признается приоритетное влияние субъектности как на развитие человека в разные периоды его жизни, так на его профессиональное становление.

Отнесение субъективности к внутреннему миру человека в отечественной психологии восходит к рубинштейновской традиции описания сознания как одновременного выражения субъекта и отражения объекта. «Субъективность - это та категория в психо-

логии, которая выражает сущность внутреннего мира человека. Близкими по своему содержанию и смыслу являются понятия «субъективный дух», «индивидуальный дух», «душа», «человеческое в человеке», «внутренний мир» и др.» [5, с. 74]. Вместе с тем термином «субъектность» подчеркивается активно-преобразующая сущность человека как субъекта жизни. Субъектность человека означает, что он неотделим от мира, включен в него, но вместе с тем сознательно противостоит обращению с собой как бездушной вещью, объектом манипуляций (например, со стороны тоталитарного государства).

Субъектность может быть доличностной, личностной, внеличностной. Личность в различных пространствах своего бытия в разной степени способна реализовать субъектную позицию. Это связано, в частности, с тем, что субъектность предполагает потребность (как вид определенной зависимости организма от среды) и активность (возможность модифицировать среду, манипулировать с влияниями на организм в соответствие с содержанием актуальной потребности). И потребность, и активность вариативны, связаны с личностным своеобразием конкретного человека и обусловлены особенностями жизненной ситуации [6].

Субъектность представляет собой один из аспектов реализации субъективности в сфере регуляции специфических форм человеческой активности, специфически человеческий способ поддержания и воспроизводства жизненных отношений. Субъектность порождается субъективностью на том же основании, по которому субъект выступает частной проекцией личности. Как пишет А.К. Ос-ницкий, «субъектность - содержательно-

действенная характеристика активности, подчеркивающая интенциональность субъекта, -может в данном ракурсе рассматриваться как одна из граней субъективности» [7].

Субъектность необходимо исследовать как специфический способ детерминации активности в условиях человеческой психики. Это значит, что субъектность «амплифи-цирована» регуляторными возможностями таких интегральных психических образований человеческой психики, как сознание и личность. Без этих сопутствующих атрибутов, т. е. без сознания и вне личности, феномен субъекта в реальности не встречается. В

функциональном плане трудно определить, чем в большей степени - регуляторными функциями сознания или личности - обусловлена субъектность. Ясно одно: сознание и личность невозможно разорвать, разложить и помыслить отдельно друг от друга в становлении субъектности.

В последних исследованиях понятие «субъектность» определяется уже намного точнее. В исследовании Е.Н. Волковой субъектность - это свойство личности, которое раскрывает сущность человеческого способа бытия, заключающегося в осознанном и деятельном отношении к миру и себе в нем и способности производить взаимообусловленные изменения в мире и человеке. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю (Е.Н. Волкова, І99Б).

Н. Х. Александрова считает субъектность личностным свойством человека, которая определяется характеристиками его самосознания: переживаниями идентичности, со-

хранностью функций контроля, устойчивостью и вариативностью я-образа, уровнем самопринятия, интернальным типом локализации контроля (Александрова, 2QQQ).

В работе Т.В. Прокофьевой субъектность -это способность быть субъектом или «способность инициировать и реализовывать различные виды деятельности» (Т.В. Прокофьева, 2QQІ). В субъектности Т.В. Прокофьева выделяет два слоя: первый - общий для всех видов деятельностей, связанный с ценностно-смысловой сферой личности, второй -специфичен для каждого вида деятельности и состоит из набора способностей к саморегуляции в конкретных ее видах.

Итак, субъектность в современной психологии является одной из основных характеристик деятельности и вместе с тем рассматривается как целостная характеристика активности человека.

Обобщение имеющихся в психологии взглядов по проблеме субъектности позволило выделить следующие подходы, характеризующие современное понимание ее сущности:

- субъектность как свойство личности, психическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю, источнику продуктивной активности, отражающее понимание собственной способности производить значимые преобра-

зования в мире, других людях, самом себе (Г.М. Анохина, Е.Н. Волкова, С.Д. Дерябо,

В.Н. Мясищев и др.);

- субъектность как высшая форма регуляции поведения, активное проявление деятельных способностей и деятельного отношения человека к окружающей действительности, которая выступает для него в качестве объекта его преобразовательных устремлений (А.В. Брушлинский, А.К. Абульханова, В.А. Петровский, Л.И. Анцыферова,

A.К. Осницкий и др.);

- субъектность как центральное обра-

зование человеческой субъективности, как привнесение в процесс познания и деятельности субъективного (в отличие от объективного), отражение пристрастности и индивидуальных особенностей человека в разрешении проблем, в проектировании, построении и осуществлении активности по преобразованию действительности, а также

в интерпретации результатов деятельности (В.И. Слободчиков, В.И. Гинецинский,);

- субъектность как способ и важная предпосылка личностно-профессионального развития человека, высокий уровень которого сочетается с позитивной Я-концепцией личности, профессиональной зрелостью, ответственным отношением к деятельности и ее результатам, активностью самореализации в профессии (А.А. Бодалев, А.А. Деркач,

B.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова,

В.А. Пономаренко, И.В. Сыромятников и др.).

Общим для выделенных подходов является наметившаяся в целом для современной отечественной психологии тенденция к пониманию субъектности как сложного психического качества, объединяющего различные уровни проявления активного, инициативного, интегративного, системного начала в человеке. Современные варианты понимания субъектности в отечественной психологии связаны с объяснением сущности данного понятия как меры становления человека субъектом собственной жизнедеятельности (деятельности, общения, познания) и как особым качественным уровнем развития его самосознания.

Феномен субъектности взаимосвязан с этапом профессионализации человека, поэтому важными являются следующие процессы, отражающие ее роль в данном процессе: осознание и принятие противоречий этапов

профессионализации как специфической задачи по саморазвитию; катализатор позитивных профессионально-личностных изменений; продуцирование индивидуализированных норм оценки самоэффективности в деятельности, профессии, жизни; развивающее влияние субъекта деятельности на профессию; интеграция психического ресурса человека и окружения в различных ситуациях профессиональной жизни; стабилизация человека в профессии, обеспечение его профессионально-психологической сохранности и др.

Субъектность выступает основанием для потенциального саморазвития, которое становится действительностью через ведущую деятельность. В рамках зрелого возраста, в особенности на этапе взрослости, своего рода платформой саморазвития является профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью понимают социально значимую деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. Именно в пространстве профессиональной деятельности обнаруживается доминирующее начало саморазвития личности в период взрослости.

На этапе ранней профессионализации субъект развития приобретает необходимые для профессии знания, которые, в свою очередь, становятся условиями, определяющими данного субъекта. При этом отправным периодом профессионального развития личности является его обучение в вузе как плацдарм освоения необходимых знаний, умений и навыков предстоящей профессии. Специфика и характер процесса профессионального развития в обучении глубоко проанализированы, в частности, в диссертации О.С. Тум-шайс [8]. Автор пишет, что «в рамках определения целостности процесса развития важно увидеть, что всей психологической нагрузкой процесса индивидуального овладения профессией, воплощаемой в организации и содержании профессионально направленного обучения в вузе, в пространстве которого концентрируется разворачивание-развитие субъектности личности по принципу обратной связи, создается определенная интенция для самоформирования и саморазвития. В этой пространственно-временной среде развития субъектность человека как целого является интегратором его «надындивидуаль-

ных» свойств, определяет своим совместным влиянием прогресс и общий эффект социального взросления будущего специалиста, его готовность к социально ценной, социально признаваемой деятельности» [8, с. б9-70].

Итог этапа ранней профессионализации личности, обусловленной обучением в вузе, с одной стороны, определяется первоначальным «вхождением» в профессию, ее освоением, с другой - заключается в обретении профессиональной субъектности как целостной, устойчивой индивидуальной характеристики, обладающей определенной внутренней структурой взаимосвязанных компонентов, проявляющихся в деятельности человека.

Профессиональная субъектность рассматривается как интегральное психическое качество человека, содержательные аспекты формирования и проявления которого определяются типологией и спецификой профессионально обусловленных задач, профессионального взаимодействия и условиями профессиональной среды. Она может быть представлена как субъектность, реализуемая и развиваемая посредством внутренне детерминированной активности в пространстве профессиональной деятельности в интересах решения профессиональных задач и профессионального саморазвития [9].

Применительно к профессиональной деятельности будущих юристов имеющиеся в психологии исследования в основном затрагивали лишь те аспекты, которые касались выявления психологических предпосылок успешного освоения нормативных требований профессии, определения взаимосвязи ряда личностных качеств с эффективностью деятельности. Вольно или невольно парадигма соответствия внешней норме нашла закрепление в формировании сугубо исполнительского типа мышления, профессионального сознания и поведения значительной части представителей юридической профессии, применении соответствующих репродуктивно ориентированных технологий в образовательной практике вузов. В то же время проблема «обратного» влияния на профессию, ее развития за счет субъектного вклада юриста оставалась вне рамок интереса психологов-исследователей. Это отражается на развитии профессиональной субъект-ности будущих юристов.

Результаты теоретического анализа конкретных научных представлений о субъект-ности позволили нам сделать вывод, что профессиональная субъектность юристов -это личностный ресурс, базирующийся на системе ценностных ориентаций, правосознании, готовности к профессиональной деятельности, социальной направленности, позволяющий самостоятельно и эффективно выполнять профессиональную деятель-

ность, защищая государственные интересы и права граждан, не поддаваясь ситуативным воздействиям, преодолевая межличностные и внутриличностные конфликты в ходе их рефлексии на основе правовых и нравственных норм, а также инициировать и реализовать процесс профессионального саморазвития. Она является способом утверждения на практике определенного понимания специалистом своего места и роли в структуре профессиональных взаимосвязей, следствием сформированного, в результате предыдущего опыта социальных взаимодействий, уровня общей активности жизненной позиции личности.

1. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психол. журнал. 1988. Т. 9. № 4. С. 26.

2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

С. 256-257.

3. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журнал. 1992. Т. 13. № 6. С. 6-7.

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 54.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М., 1995. С. 15.

6. Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова и З.И. Ря-бикиной. М., 2005. С. 59.

7. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопр. психологии. 1996. № 1. С. 9.

8. Тумшайс О.С. Субъектность в системе психологических условий личностно-профессионального развития студентов вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006.

9. Сыромятников И.В. Психология профессио-

нальной субъектности офицеров вооруженных сил Российской Федерации: автореф. дис.д-ра психол. наук. М., 2007. С. 13.

І9І

Поступила в редакцию 9.06.2009 г.

Andreeva I.G. Professional subjectness of future lawyers as an object of study and development. In the article contemporary approaches to the category of “subjectness”

are analyzed, the dialectical interrelation of concepts “subject”, “subjectivity”, “subjectness” is shown.

Key words: subjectness; professional subjectness; professional subjectness of lawyer.

УДК 15

КОНФЛИКТНЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

© М.В. Донцова

В статье описываются предпочитаемые студентами-психологами стратегии поведения в конфликте. Проанализированы психологические причины доминирования у студентов-психологов тех или иных конфликтных стратегий. Раскрыто соотношение таких конфликтных стратегий, как: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, - в различных возрастнопрофессиональных группах студентов-психологов.

Ключевые слова: студенты-психологи; профессиональные особенности студентов-психологов; юношеский возраст; стратегии поведения в конфликте; соперничество; сотрудничество; компромисс;

избегание; приспособление.

В 2008 г. было проведено эмпирическое исследование особенностей конфликтных стратегий студентов-психологов. Психологические стратегии поведения в конфликте выражаются в поведенческих и «деятельностных» проявлениях личности, отражаются в ее общении (коммуникации) и, в целом, в социальном взаимодействии. В этой статье мы опишем основные итоги нашего эмпирического исследования конфликтных стратегий студентов-психологов.

Совокупным объектом представляемого здесь эмпирического исследования явилась социально-психологическая группа, образовательный страт студентов, получающих высшее образование на факультетах психологии разных вузов нашей страны. Предмет эмпирического исследования - структура конфликтных стратегий как психическая основа конфликтного поведения личности. Предмет исследования конкретизируется в социальном срезе студентов, будущих спе-циалистов-психологов. Цель эмпирического исследования состояла в изучении степени психологической выраженности у студентов-психологов разнообразных конфликтных стратегий. В качестве общей гипотезы описываемого эмпирического исследования мы постулировали, что студенты-психологи имеют некоторые особенности выраженности такого психического феномена, как

структура стратегий поведения личности в конфликте. В соответствии со смысловым значением объекта, предмета, цели и гипотезы эмпирического исследования нами была поставлена следующая основная задача: эмпирически выявить выраженность конфликтных стратегий студентов-психологов.

Для решения поставленной задачи мы применили следующие методы эмпирического исследования. I. Психодиагностический метод. Нами были использованы следующие психодиагностические тестовые методики:

1) тест-опросник К.У. Томаса «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению», адаптация Н.В. Гришиной, направленный на определение стратегий поведения личности в конфликте [1, 2];

2) тест-опросник В.И. Андреева «Оценка уровня конфликтности личности», нацеленный на выявление степени конфликтности личности [3]; 3) тест-задание Э. Фромма «Понимание пословиц», адаптация Е.С. Романовой, направленный на выявление когнитивных параметров оценки личностью конфликтных ситуаций [3]. II. Описательный метод. III. Метод сравнительного анализа. IV. Метод корреляционного математико-статистического анализа. V. Интерпретационный метод. Достоверность результатов проведенного эмпирического исследования и сделанных на их основе выводов достигалась

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.