Научная статья на тему 'Влияние педагогического взаимодействия на субъектную позицию учащихся'

Влияние педагогического взаимодействия на субъектную позицию учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
817
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHERS' COOPERATION / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / УЧАЩИЙСЯ / ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SUBJECT / SUBJECTIVE POSITION / STUDENT / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко А. В.

Рассматривается процесс влияния организованного педагогического взаимодействия на субъектную позицию учащихся. Определяются принципы организации педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик», ориентированного на развитие субъектной позиции школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF TEACHERS' COOPERATION ON STUDENTS' SUBJECTIVE POSITION

Viewing the process is considered influence of the organised teachers'; cooperation on students' subjective position. Determining principles of organising in the system "teacher-pupil" aiming at development of students' subjective position.

Текст научной работы на тему «Влияние педагогического взаимодействия на субъектную позицию учащихся»

видим, например, как в дневное время Солнце, а ночью Луна и звезды перемещаются по небу с востока на запад. Зрительно нам кажется, что Земля неподвижна, а небесные светила вращаются вокруг нее. Так и думали люди в древности, принимая это кажущееся движение за действительное. Сегодня же любому школьнику известно, что видимое суточное перемещение небесных светил - всего лишь отражение собственного вращения Земли.

И т.д. С полным текстом подобных задач можно будет в ближайшее время ознакомиться, когда выйдет из печати учебное пособие «Межпредметные связи физики с астрономией при подготовке учителей физики в вузе».

Вот мы и завершили диалоговую задачу, которая нам позволила организовать коллективную познавательную деятельность.

Диалоговые технологии, как вы убедились, представляют собой форму организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах субъект-субъектного уровня: «преподаватель-

студент», «студент-студент» [1; 2]. Смысл и назначение таких технологий обучения состоит в том, чтобы сформировать сознательное отношение к способам учебной деятельности. В этой связи учебная деятельность организуется в соответствии с общественной природой любой человеческой деятельности как совместная деятельность, сотрудничество.

В ее структуре центральную роль играют многообразные формы взаимодействия преподавателя со студентами и студентов друг с другом, без осознанного поддержания которых утрачиваются цели и смысл учения, а результат его не достигается. «Диалоговое мышление» здесь означает сознательную ориентацию не на конфронтацию смысла и целей деятельноБиблиографический список

сти преподавателя и студентов, не на поляризацию целей, а на их максимальное объединение, создание единства смыслов и целей, что определяет сотрудничество, совместную деятельность в качестве важнейшей предпосылки развития индивидуальности личности.

Современные технологии обучения базируются на различных формах сотрудничества. Эти формы развиваются в логике перестройки уровней саморегуляции от максимальной помощи преподавателя студентам в решении учебных задач к последовательному нарастанию их собственной активности вплоть до полностью саморегулируемых предметных действий и появления позиции партнерства с преподавателем.

Именно переходы от одной фазы взаимодействия, связанные с введением студентов в новую деятельность, к фазе разделенных между преподавателем и учащимися обеспечивают как становление самоуправления учением в целом, ведут к регуляции собственной позиции и отношений.

Но если самоуправление учением из средства достижения частных целей обучения становится собственной целью обучения, а учение субъекта превращается в самоуправляемый процесс, то, прежде всего, в этом переходе личности к новым целям саморегуляции заключен смысл динамики форм сотрудничества и их роль в психическом развитии личности студента и будущего учителя физики.

Таким образом, перестройка форм сотрудничества, связанная с изменением позиций личности учителя и детей на каждом из этапов обучения, приводит к возможности самоиз-менения субъекта учения. Формы сотрудничества обеспечивают управление обучением не по типу кибернетической модели, а по типу, где студент подобен капитану, самостоятельно прокладывающему курс.

1. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М., 1997.

2. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 1998.

Bibliography

1. Slastenin, V.A. Pedagogics: innovative activity / V.A. Slastenin, Л.С. Podymova. - М, 1997.

2. Pedagogics and higher school psychology: the manual. - Rostov-on-Don, 1998.

Статья поступила в редакцию 03.03.11

УДК 371.01

Moskalenko A.V. THE INFLUENCE OF TEACHERS' COOPERATION ON STUDENTS' SUBJECTIVE POSITION. Viewing the process is considered influence of the organised teachers' cooperation on students' subjective position. Determining principles of organising in the system "teacher-pupil" aiming at development of students' subjective position.

Key words: Subject, subjective position, student, teacher, teachers' cooperation.

А.В. Москаленко, ст. преп. кафедры социального менеджмента Филиала

Российского государственного социального университета, г. Дедовск, E-mail: ooohemitus@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА СУБЪЕКТНУЮ ПОЗИЦИЮ УЧАЩИХСЯ

Рассматривается процесс влияния организованного педагогического взаимодействия на субъектную позицию учащихся. Определяются принципы организации педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик», ориентированного на развитие субъектной позиции школьников.

Ключевые слова: субъект, субъектная позиция, учащийся, педагог, педагогическое взаимодействие.

Одной из актуальных проблем при переходе современно- стью педагогических основ становления и развития субъект-го образования в личностную парадигму является субъектива- ности в процессе обучения;

ция педагогического процесса. Это возможно только при ус- - новыми потребностями человека, порождаемыми жиз-

ловии становления субъектности учащихся, что позволяет недеятельностью в сложном динамичном мире и невозможно-

развивать их личн°стньш шап; личшсттге функции. стью удовлетворить их на основе существующей системы

Необходимость исследования проблемы становления образования.

сдууб: ъектности школьников объясняется противоречиями меж- Сущность субъекта как характеристика психического об-

ду: разования, возникающего на определенном этапе онтогенети-

- потребностью современного общества в активных, инициативных, творческих людях и недостаточной разработанно- ческого развития человека выражается в:

- отношении человека к себе как деятелю, источнику продуктивной активности, осознающему собственную способность производить значимые преобразования в мире, других людях, самом себе;

- отношении человека к окружающей действительности, которая выступает для него в качестве объекта его активности;

- интеграции различных уровней проявления активности, обусловливающей автономность и самостоятельность человека, опору на собственные ресурсы при построении взаимодействия с окружающей действительностью, регуляцию собственной активности;

- использовании в процессе познания и деятельности субъективного опыта, индивидуальных особенностей в проектировании, построении, организации и осуществлении активности по преобразованию действительности.

В процессе порождения и воспроизводства себя как субъекта, человек обнаруживает себя как свободную, целостную, развивающуюся личность.

Субъектность (свойство человека, являющегося субъектом) - это способность к самостоятельному осмыслению и трактовке происходящих процессов, проявляющаяся в целесообразности, целенаправленности, обоснованности, свободе выбора действий в различных ситуациях, в умении осознанно оценивать границы и результаты деятельности и своевременно её корректировать в условиях выбора средств и форм своей деятельности.

Исследуя феномен субъектности учащихся, мы пришли к выводу, что его анализ возможен через категорию «позиция личности».

В отечественных работах, посвященных проблеме позиции учащихся и ее формированию, рассматриваются вопросы сущности позиции [1], ее оснований [2], потребностей ее реализации [3]. В рамках нашего исследования важным является вопрос о целях и мотивах реализации учеником своей позиции. Ответ на него находится в плоскости субъектной позиции.

В самом общем виде субъектную позицию школьника правомерно определить как позицию личностного и социального саморазвития. В то же время ее можно представить как системное отношение внутренних, психических элементов, позволяющих человеку определенным образом (непротиворечиво и гармонично) осуществлять взаимодействие одновременно с внешней и внутриличностной средой. Важным условием развития субъектной позиции выступает соответствие, совпадение, согласованность внешних педагогических воздействий с его внутриличностным потенциалом, «внутренними условиями». С одной стороны, субъектная позиция учащегося означает соответствие его целей, мотивов, способов действий педагогическим требованиям, а с другой - выход за пределы указанных предписаний, подчинение системы основных отношений задачам индивидуально - личностного самосовершенствования. В идеале система педагогических требований не заглушает, а инициирует способности обучающегося в поиске путей жизненно-профессионального становления и роста, стимулируя его активность, избирательность, творческие устремления.

Субъектная позиция отражает и развивает индивидуальность, авторство, субъектность личностной позиции, выход за пределы заданной деятельности, выработку перспектив дальнейшего саморазвития; придает деятельности неповторимое, личностное своеобразие; характеризует способ личностного и социального существования человека.

По мнению ряда отечественных исследователей [4; 5], субъектность способна проявиться только во взаимодействии. Субъектные характеристики человека раскрываются ему посредством другого человека. Степень осознания изменений, происходящих с человеком и производимых им, определяет уровень развития субъектности, проявляющийся в способности выбирать цели для достижения, находить средства для этого, отслеживать и оценивать полученные результаты и причины, способствующие и препятствующие достижению

целей. Свобода выбора цели, способов и средств ее реализации, осваиваемых в ходе развития культуры, является важной характеристикой субъекта.

При проведении опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что становление субъектной позиции школьников будет более эффективным при создании условий педагогического взаимодействия учителя с обучающимися, ориентированного на создание благоприятного микроклимата, индивидуальное развитие, свободу выбора и самосовершенствование личности каждого из его участников.

Педагогическое взаимодействие - сложный и многокомпонентный процесс. Структурными компонентами педагогического взаимодействия являются: педагогическое воздействие (деятельность учителя), ответная реакция (деятельность ученика) и связующее звено между ними - коммуникативная задача (общенческие механизмы).

Педагогическое воздействие (деятельность учителя) предполагает: постановку цели и учебных задач, заботу о принятии их учащимися, отбор содержания учебного материала для решения воспитательных задач, обеспечение его восприятия и усвоения, активизацию познавательной деятельности школьников, анализ педагогической ситуации, определение возможных вариантов ее решения и оптимальных методов, технологий воздействия на учащихся.

Деятельность ученика (ответная реакция) предполагает: принятие поставленных целей и задач как своих личностно значимых, осмысление полученной информации, нахождени-ее адекватных методов работы с ней, ответную реакцию на воздействие учителя, активизацию познавательной деятельности.

Механизм педагогического взаимодействия (коммуникативная задача) обеспечивает успешность обучения и воспитания школьников. Педагогическое взаимодействие возможно лишь на основе общения и диалога, ведущего к решению возникших вопросов и проблем.

Педагогическое взаимодействие в системе «учитель-учащиеся» обеспечивает такое управление познавательной деятельностью обучаемых, при которой педагог:

- ставит ученика в позицию активного субъекта учения;

- развивает способности ученика к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю) собственной деятельностью;

- организует процесс обучения как решение учебнопознавательных проблем на основе творческого взаимодействия (диалога) с учащимися [7].

В качестве принципов организации педагогического взаимодействия, ориентированного на становление субъектной позиции учащихся, по нашему мнению, выступают: индивидуализация и дифференциация в учебном процессе; сотрудничество и творчество; диалогичность и гуманистическая направленность обучения.

Принцип индивидуализации и дифференциации стимулирует творческую и познавательную активность включенной в деятельность личности, развивает ее интеллектуальные способности и познавательные интересы, формирует умения и навыки.

Принцип диалогичности и гуманистической направленности предполагает равноправное субъект - субъектное общение, при котором происходит взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Гуманистическое общение позволяет достичь глубины взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного духовного обогащения.

Принцип сотрудничества и творчества основывается на демократическом стиле взаимодействия, при котором меняется психологическая атмосфера во время учебных занятий, между педагогом и учащимися складываются партнерские отношения, что обеспечивает повышение учебной мотивации школьников и успешность усвоения ими учебного материала.

Наша опытно-экспериментальная работа по внедрению модели педагогического взаимодействия в системе «учитель-

ученик», построенной с учетом вышеизложенных принципов, позволяет сделать следующие выводы:

1. Двусторонняя связь, осуществляемая в процессе педагогического взаимодействия учителя и учащегося, возможна в том случае, если учитель использует на уроках активные методы обучения, позволяющие раскрыться субъектной позиции старшеклассника через его самопонимание, саморазвитие и самоутверждение в учебной деятельности. При этом взаимодействие помогает осуществлять регулирующие воздействия. В результате: учебный процесс начинает осуществляться с постоянным учетом того, чего добился каждый учащийся на каждой ступени обучения. Учебное взаимодействие предполагает изменение объектной, принимающей позиции старшеклассника в субъектную, активно действующую.

2. Педагогическое взаимодействие педагога и обучаемых, при организации которого использованы принципы индивидуальности и дифференциации, диалогичности и гуманистической направленности, сотрудничества и творчества, ведет не только к развитию способностей последних, но и меняет психологическую атмосферу во время занятия и обеспечивает успешность усвоения учебного материала. В данном случае возникает положительная учебная мотивация, ускоряющая и усиливающая дальнейшее развитие субъектности учащихся.

3. Искусство педагогического взаимодействия учителя с учащимися должно строиться в сочетании образовательного и жизненного плана. Именно через такое взаимодействие в

учебном процессе складывается важная система взаимоотношений между педагогом и учащимися, которая способствует наибольшей эффективности обучения. В условиях сотрудничества, поддержки, сопереживания за достижения друг друга, совместной творческой деятельности складывается субъект-субъектное взаимодействие - взаимодействие при котором каждый участник как субъект отражает и себя, и другого человека в качестве субъекта и видит ценность и в себе, и в другом.

4. Осознание педагогами значимости субъектности как качества личности, ориентация учебно-воспитательного процесса на субъектное развитие и саморазвитие учащегося является важным условием становления субъектной позиции школьника в процессе обучения. Признание учащегося субъектом образования и самообразования означает не просто констатацию факта, но и готовность учитывать его индивидуальность, активность, творческий потенциал, интересы при конструировании всего учебно-воспитательного процесса, каждого конкретного занятия.

Таким образом, педагогическое взаимодействие, построенное на перечисленных принципах, предоставляет возможность каждому учащемуся сознательно, ответственно и свободно совершать поступки и жизненные выборы. Педагогическое взаимодействие предполагает изменение объектной, принимающей позиции учащегося в субъектную, активно действующую.

Библиографический список

1. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград : Перемена, 2001.

2. Ольховая, Т.А. Теория и практика становления субъектности студента университета. - Нижний Новгород: ВГИПА, 2006.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Санкт-Петербург: Питер, 2008.

4. Волкова, Е.Н. Субъектность педагога: Теория и практика: дис. ... д-ра психол. наук. - Москва, 1998.

5. Мухаметзянова, Ф.Г. Психология субъектности: общепсихологические основы развития профессионально значимых личностных качеств специалиста. - Москва: Международная академия наук, 2000.

6. Котова, И.Б. Педагогическое взаимодействие / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2005.

Bibliography

1. Borytko, N.M. In the space of educational activities. - Volgograd: Peremena, 2001.

2. Olkhovaya, T.A. Theory and practice of subjectivity student of the university. - Nizhniy Novgorod: VGIPA, 2006.

3. Bozhovich, L.I. Personality and its formation in childhood. - St.-Petersburg: Piter, 2008.

4. Volkova, E.N. Subjectivity teacher: Theory and practice: the dissertation of doctor of psychology. - Moscow, 1998.

5. Mukhametzyanova, F.G. Psychology of subjectivity: basis for the development of professionally important personal qualities of specialists-hundred. - Moscow: International academy of sciences, 2000.

6. Kotova, I.B. Pedagogical interaction / I.B. Kotova, E.N. Shiyanov. - Rostov-na-donu: publishing house of the Russian state pedagogical university, 2005.

Статья поступила в редакцию 01.04.11

УДК 377

Minaeva E.I. THE MODEL OF FORMATION OF SPIRITUAL CULTURE OF THE STUDENTS' PERSON OF TEHNOLOGO - PEDAGOGICAL COLLEGE. At the article is considered the model of formation of spiritual culture of the students’ person of tehnologo-pedagogical college, the structure of the model, components making it is considered: the social order, the purposes and problems, theoretic-methodological approaches, principles, substantial blocks, pedagogical conditions of formation of spiritual culture of the students, person.

Key words: modeling, model, true, idea, experience, an orientation of the person, philosophical, cul-turalogical, active, axiological, spiritual focused approaches.

Е.И. Минаева, асп. ЮГУ, г. Ханты-Мансийск, E-mail: minaev4444@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В статье рассматривается модель формирования духовной культуры личности студентов технолого-педагогического колледжа, структура данной модели, составляющие ее компоненты: социальный заказ, цели и задачи, теоретикометодологические подходы, принципы, содержательные блоки, педагогические условия формирования духовной культуры личности студентов.

Ключевые слова: моделирование, модель, истина, идея, опыт, направленность личности, философский, культурологический, деятельностный, аксиологический, личностно ориентированный подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.