МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х
На третьем курсе студенты выполняют реальный курсовой проект по спец.дисциплине, а консультантами проекта выступают работники предприятия.
Выходя на преддипломную практику, студенты уже знакомы с производством, трудовой деятельностью и трудовыми отношениями. Но этот этап адаптации не должен ограничиваться только практикой, необходимо вводить спецкурсы («Готовность к профессиональной деятельности», «Планируем карьеру»), которые будут способствовать формированию уверенности на рынке труда.
Профессиональная адаптация в рамках дуального обучения позволяет:
-Во-первых, обеспечивать высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.
-Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано.
3 этап - оценка качества подготовленности с помощью итоговой аттестации и вхождение в профессиональную деятельность. Наблюдение за выпускниками в ходе трудоустройства и адаптации его на рабочем месте позволят скорректировать подготовку специалистов. Степень эффективности этого этапа во многом зависит от способностей выпускника к сохранению адаптационных способностей.
Процесс адаптации студентов к профессиональной деятельности, как этап профессионального становления личности, должен осуществляться в процессе обучения интегрированному предмету: специальная технология - дуальное обучение - производственная практика в совместной деятельности студентов, педагогов и наставников со стороны предприятия.
Список использованной литературы:
1. Дружилов, С. А. Профессионализм человека и критерии профессиональной адаптации [Текст]/ С. А. Дружилов// Объединенный научный журнал. — 2003. — № 1.
2. Матулене, Г. О социальной адаптации к деятельности [Текст]/ Г. Матулене // Психол. журн. 2002. № 5.
© Сверчкова А.В., 2016
УДК 371
Соколова Людмила Борисовна профессор ОГПУ г. Оренбург e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация
В статье раскрыта сущность субъектной позиции. На основе качественных характеристик представлены инновационные способы формирования субъектной позиции. Доказана эффективность педагогических условий персональной образовательной среды в становлении субъектной позиции.
Ключевые слова
Персональная образовательная среда. Инновационные способы обучения. Субъектная позиция.
Согласно новой парадигме образования основной целью современного инновационного образования становится целостное развитие человека. [1] Субъект образования - это ценностный ориентир и основополагающий критерий для всех направлений психолого-педагогической деятельности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_
Основа инновационных процессов в образовательной системе связано с внедрением в педагогическую практику достижений прикладной психологии, использованием в решении задач обучения и воспитания новых психолого-педагогических технологий, ориентированных на развитие у учащихся самостоятельности, активности, инициативности - всех тех субъектных качеств, которые востребованы в новых социальных условиях, что обусловило выбор темы исследования.
Мы полагаем, что проблема развития личности субъекта и инновационных технологий ее развития будет рассматриваться в рамках с особенностями современной образовательной и социокультурной ситуации. При изучении содержания, мы выявили, что данная проблема должна разрабатываться согласно научно обоснованных способов развития у всех субъектов образовательного процесса, ценностного самоотношения к себе, как к личности, культуры достоинства, способов развития их субъектности и формирования гуманитарной позиции, ответственности и самоорганизации.
Модернизация учебных программ не должна осуществляться в «человеческом измерении» полноценного проектирования образовательной среды. Гуманитарный подход в обучении предполагает обогащение учебного материала личностно-значимым содержанием, включающим не только понятия, информацию, но и эмоционально-насыщенные образы, символы, метафоры.
Нельзя забывать ориентацию любого знания к личности учащегося. В процессе воспитания особую ценность имеет субъектный опыт, представляющий собой ту часть личностного опыта ребенка, которая относится к его собственным достижениям и новообразованиям, индивидуальным смыслам и индивидуальным познавательным стратегиям, основанный на его собственный опыт.
Решение этой задачи лежит в основе идеи о субъектной позиции личности и активной роли персональной среды в ее развитии. Субъектная позиция предполагает создание такого образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования признается развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира» [2], при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Можно выделить ключевые понятия формирования субъектной позиции в персональной образовательной среде являются:
• собственный опыт учащихся;
• индивидуальный маршрут развития личности;
• собственный стиль мышления, который касается саморазвития и самопознания;
• личностно-ориентированные образовательные технологии;
• методы работы с индивидуально-личностным опытом учащихся.
Создание условий, ситуаций и обстоятельств, позволяющих учащимся пройти путь самопознания и самопонимания, постоянно реализуя в деятельности и общении достигнутые ими уровни - это и есть способ создания субъектно-развивающей среды. [3]
Как говорилось выше, субъект обучения тождественен активности, связанной со способностью к целеполаганию, возможностью свободы выбора и ответственностью за него, уникальностью.
Если созданы благоприятные условия для саморазвития, то происходит формирование субъектной позиции школьника. При этом субъектность интегративна, содержательные и эмоциональные аспекты субъектности составляют единое целое.
Список использованной литературы:
1. Андреев, В.И. 2-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. -276 с.
2. Горшкова, В.В. Ценностный мир и субъектные стратегии в проекте «Педагогические диалоги» // Педагогический журнал. 2012 - № 4 - С.18-25.
3. Петровский, В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании / В.А. Петровский // 2006. № 3. - С. 100105.
© Соколова Л.Б., 2016