УДК 372.881. 111. 1
Е. Н. Кулиева
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Аннотация. В статье представлены выводы и результаты исследования в аспекте выявления значимости информационного ненасыщения взаимодействия преподавателей и студентов вуза в процессе смысло-образующего изучения иностранного языка. На базе ситуативного и модульного взаимодействия преподавателя иностранного языка и студентов рассмотрены механизмы реализации информационных основ учебной деятельности студентов в аспекте их готовности к компетентной профессиональной самореализации.
Ключевые слова: информатизация, взаимодействие, смыслообразование.
Изучение структуры и содержания компетентного информационно насыщенного профессионального педагогического действия позволяет выявить совокупность факторов, влияние которых определяет меру его успешности в аспекте влияния на развитие компетентности студентов. Среди них особую роль играет деятельность педагога, побуждающая обучающихся к самореализации в процессе учебной деятельности, отражающей профессиональную норму, качество развития и уровень личностных притязаний.
Системно-деятельностная методология проведенного исследования обусловливает последовательность постановки и раскрытия проблемы: определение содержания базового понятия «информационно насыщенная педагогическая деятельность»; выявление целевой, структурной, содержательной и регулятивной значимости педагогического действия для исследуемого процесса.
Междисциплинарный анализ рассматриваемой взаимосвязи (Ф. С. Авдеев, В. В. Кра-евский, Н. В. Кузьмина, И. В. Роберт, А. А. Русаков, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, В. В. Сохранов-Преображенский) позволил выделить толкование информационно насыщенной педагогической деятельности (ИНПД), которая позволяет интегрированно передать молодежи опыт и культурное наследие в процессе личностного развития и подготовки юношей и девушек к профессиональной социализации [1].
Принимая в целом данный подход к содержанию понятия ИНПД, в ходе опытно-экспериментальной работы произвели уточнение базового понятийного аппарата. Так, ИНПД рассматривалась в виде целенаправленного процесса взаимодействия преподавателя и студентов, позволяющего обеспечить:
- информационное насыщение студентов личностной и профессионально значимой информацией;
- побуждение студентов к саморегулированию;
- соотнесение опыта культурного развития и саморазвития обучающихся с конкретной ситуацией становления информационной культуры студентов.
Данный подход к определению информационно насыщенной педагогической деятельности выявил значимость ее смыслообразующей характеристики - целевого компонента (А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев). Отметим, что целеполагание - проблемная позиция педагогического действия. Вариативность региональных подходов и недостаточная стабильность и четкость реализации федерального стандарта образования в области информатизации в связи с различным уровнем готовности преподавателей и студентов к информационно насыщенному самоопределению приводят к снижению роли образова-
Вестник Пензенского государственного университета № 1 (5), 2014
ния в развитии информационной компетентности студентов. Как правило, речь идет об адаптационных действиях, побуждающих студента к репродуктивному учебному рефлексированию.
В большинстве наблюдаемых случаев авторитарное побуждение студентов к проявлению информационной компетентности отрицалось ими как элемент культуры, утративший свою актуальность. Только в 4,7 % случаев исходя из индивидуальных и личностных особенностей студенты включались в информационное учебное действие в профессиональном поле деятельности на адаптивном уровне. Большинство студентов, по нашим данным 83,6 %, проявляли интерес к компетентной, профессионально направленной и творческой информационной самореализации преподавателя вуза. Авторитарность как личностная и профессиональная особенность взаимодействия преподавателя со студентами в целом не способствует формированию компетентного информационно насыщенного профессионального действия, что, в частности, соотносится с юношеским максимализмом и прагматизмом профессионального самовыражения обучающихся [2].
Определяющее значение в исследуемом процессе имело эмоционально-ценностное побуждение студентов к соотнесению профессиональной значимости информационно насыщенного учебного действия и внутренней мотивации их самоопределения в информационном поле деятельности. Равно ответственное состояние педагога и подопечного способствует их сонаправленному движению к педагогическому и личностно значимому результату.
Базовым параметром соотнесения явилось эмоционально-ценностное отношение участников педагогического процесса к необходимому и достаточному качеству проявления в информационном поле деятельности основ самостоятельности, критического мышления и творчества.
Сравнительно-сопоставительный анализ обозначенной зависимости показывает характерологические особенности формирования исследуемого свойства личности. Ведущей особенностью рассматриваемого процесса является определяющая роль иррациональности в реализации творческого подхода к информационному насыщению профессионально направленной учебной деятельности студентов. Любые виды иррациональности более продуктивны в процессе перевода готовности студентов к информационному насыщению личностного и дидактического опыта в профессиональное действие.
Иррационалисты в качестве личностных основ реализации в информационном поле деятельности используют активность, самостоятельность, инициативность и интуицию. Это позволило нам определить программу саморазвития умений, позволяющую развивать готовность студентов к проявлению информационной компетентности.
Отметим еще одну важную особенность, выявленную в ходе опытно-экспериментальной работы. Исследование показало, что в любом виде рационального и иррационального поведения педагог более продуктивен в рассматриваемом аспекте, если он обладает умениями эмоционально-ценностного сопровождения студентов в решении проблем, связанных с информатизацией профессиональной подготовки будущих специалистов, бакалавров и магистров. Преподаватели, имеющие указанное свойство, были более целеустремленными и компетентными в педагогически направленном информационно насыщенном взаимодействии со студентами. Они разрешали возникающие социально-педагогические и собственно дидактические задачи творчески. Наличие в дидактической информационно насыщенной деятельности студентов интуитивности позволяет разрешать возникшие задачи проблемно и более активно соотносить их личностный и профессиональный опыт преподавателя в организации педагогического процесса.
Анализ обозначенной взаимосвязи позволяет сделать следующие выводы:
- наиболее значимыми с точки зрения исследуемого процесса являются информационная подготовленность преподавателя вуза и внутренняя мотивация студентов к
Гуманитарные исследования
овладению основами информационной компетентности как характеристики готовности личности к компетентному действию;
- любое компетентное информационно насыщенное действие является таковым в определенной пространственно-временной ситуации самореализации личности. Изменение самой ситуации, состава участников действия, его цели, задач, функции и содержания способствует возникновению вариативной ситуации, когда состояние достаточной готовности перерастает в состояние «неготовности». Это обусловливает необходимость постоянного накопления информации, развития совокупности умений и личностных характеристик, позволяющих студентам выходить на более высокий уровень сформиро-ванности информационной компетентности;
- эмоционально-ценностное отношение студентов к информационно насыщенному самоопределению в профессионально направленной учебной деятельности позволяет им реализовать алгоритм развития готовности к достижению личностно возможного качества информационной компетентности;
- модель действия студентов в информационно насыщенном взаимодействии с преподавателем вуза появляется и реализуется на основе реально возникшей или созданной совокупности ситуаций педагогического сопровождения.
Список литературы
1 Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 168-174. 2. Карпов, А. В. Психология принятия решения профессиональной деятельности / А. В. Карпов. -М. : МГУ, 1991. - 324 с.
Кулиева Екатерина Николаевна Kulieva Ekaterina Nikolaevna
старший преподаватель, senior lecturer,
кафедра иностранных языков, sub-department of foreign languages,
Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: eka5626556@yandex.ru
УДК 372.881. 111. 1 Кулиева, Е. Н.
Информатизация учебной деятельности студентов как фактор развития их компетентности /
Е. Н. Кулиева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 1 (5). - C. 57-59.