Научная статья на тему 'Информатизация учебной деятельности студентов как фактор развития их компетентности'

Информатизация учебной деятельности студентов как фактор развития их компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулиева Екатерина Николаевна

В статье представлены выводы и результаты исследования в аспекте выявления значимости информационного ненасыщения взаимодействия преподавателей и студентов вуза в процессе смыслообразующего изучения иностранного языка. На базе ситуативного и модульного взаимодействия преподавателя иностранного языка и студентов рассмотрены механизмы реализации информационных основ учебной деятельности студентов в аспекте их готовности к компетентной профессиональной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация учебной деятельности студентов как фактор развития их компетентности»

УДК 372.881. 111. 1

Е. Н. Кулиева

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация. В статье представлены выводы и результаты исследования в аспекте выявления значимости информационного ненасыщения взаимодействия преподавателей и студентов вуза в процессе смысло-образующего изучения иностранного языка. На базе ситуативного и модульного взаимодействия преподавателя иностранного языка и студентов рассмотрены механизмы реализации информационных основ учебной деятельности студентов в аспекте их готовности к компетентной профессиональной самореализации.

Ключевые слова: информатизация, взаимодействие, смыслообразование.

Изучение структуры и содержания компетентного информационно насыщенного профессионального педагогического действия позволяет выявить совокупность факторов, влияние которых определяет меру его успешности в аспекте влияния на развитие компетентности студентов. Среди них особую роль играет деятельность педагога, побуждающая обучающихся к самореализации в процессе учебной деятельности, отражающей профессиональную норму, качество развития и уровень личностных притязаний.

Системно-деятельностная методология проведенного исследования обусловливает последовательность постановки и раскрытия проблемы: определение содержания базового понятия «информационно насыщенная педагогическая деятельность»; выявление целевой, структурной, содержательной и регулятивной значимости педагогического действия для исследуемого процесса.

Междисциплинарный анализ рассматриваемой взаимосвязи (Ф. С. Авдеев, В. В. Кра-евский, Н. В. Кузьмина, И. В. Роберт, А. А. Русаков, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, В. В. Сохранов-Преображенский) позволил выделить толкование информационно насыщенной педагогической деятельности (ИНПД), которая позволяет интегрированно передать молодежи опыт и культурное наследие в процессе личностного развития и подготовки юношей и девушек к профессиональной социализации [1].

Принимая в целом данный подход к содержанию понятия ИНПД, в ходе опытно-экспериментальной работы произвели уточнение базового понятийного аппарата. Так, ИНПД рассматривалась в виде целенаправленного процесса взаимодействия преподавателя и студентов, позволяющего обеспечить:

- информационное насыщение студентов личностной и профессионально значимой информацией;

- побуждение студентов к саморегулированию;

- соотнесение опыта культурного развития и саморазвития обучающихся с конкретной ситуацией становления информационной культуры студентов.

Данный подход к определению информационно насыщенной педагогической деятельности выявил значимость ее смыслообразующей характеристики - целевого компонента (А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев). Отметим, что целеполагание - проблемная позиция педагогического действия. Вариативность региональных подходов и недостаточная стабильность и четкость реализации федерального стандарта образования в области информатизации в связи с различным уровнем готовности преподавателей и студентов к информационно насыщенному самоопределению приводят к снижению роли образова-

Вестник Пензенского государственного университета № 1 (5), 2014

ния в развитии информационной компетентности студентов. Как правило, речь идет об адаптационных действиях, побуждающих студента к репродуктивному учебному рефлексированию.

В большинстве наблюдаемых случаев авторитарное побуждение студентов к проявлению информационной компетентности отрицалось ими как элемент культуры, утративший свою актуальность. Только в 4,7 % случаев исходя из индивидуальных и личностных особенностей студенты включались в информационное учебное действие в профессиональном поле деятельности на адаптивном уровне. Большинство студентов, по нашим данным 83,6 %, проявляли интерес к компетентной, профессионально направленной и творческой информационной самореализации преподавателя вуза. Авторитарность как личностная и профессиональная особенность взаимодействия преподавателя со студентами в целом не способствует формированию компетентного информационно насыщенного профессионального действия, что, в частности, соотносится с юношеским максимализмом и прагматизмом профессионального самовыражения обучающихся [2].

Определяющее значение в исследуемом процессе имело эмоционально-ценностное побуждение студентов к соотнесению профессиональной значимости информационно насыщенного учебного действия и внутренней мотивации их самоопределения в информационном поле деятельности. Равно ответственное состояние педагога и подопечного способствует их сонаправленному движению к педагогическому и личностно значимому результату.

Базовым параметром соотнесения явилось эмоционально-ценностное отношение участников педагогического процесса к необходимому и достаточному качеству проявления в информационном поле деятельности основ самостоятельности, критического мышления и творчества.

Сравнительно-сопоставительный анализ обозначенной зависимости показывает характерологические особенности формирования исследуемого свойства личности. Ведущей особенностью рассматриваемого процесса является определяющая роль иррациональности в реализации творческого подхода к информационному насыщению профессионально направленной учебной деятельности студентов. Любые виды иррациональности более продуктивны в процессе перевода готовности студентов к информационному насыщению личностного и дидактического опыта в профессиональное действие.

Иррационалисты в качестве личностных основ реализации в информационном поле деятельности используют активность, самостоятельность, инициативность и интуицию. Это позволило нам определить программу саморазвития умений, позволяющую развивать готовность студентов к проявлению информационной компетентности.

Отметим еще одну важную особенность, выявленную в ходе опытно-экспериментальной работы. Исследование показало, что в любом виде рационального и иррационального поведения педагог более продуктивен в рассматриваемом аспекте, если он обладает умениями эмоционально-ценностного сопровождения студентов в решении проблем, связанных с информатизацией профессиональной подготовки будущих специалистов, бакалавров и магистров. Преподаватели, имеющие указанное свойство, были более целеустремленными и компетентными в педагогически направленном информационно насыщенном взаимодействии со студентами. Они разрешали возникающие социально-педагогические и собственно дидактические задачи творчески. Наличие в дидактической информационно насыщенной деятельности студентов интуитивности позволяет разрешать возникшие задачи проблемно и более активно соотносить их личностный и профессиональный опыт преподавателя в организации педагогического процесса.

Анализ обозначенной взаимосвязи позволяет сделать следующие выводы:

- наиболее значимыми с точки зрения исследуемого процесса являются информационная подготовленность преподавателя вуза и внутренняя мотивация студентов к

Гуманитарные исследования

овладению основами информационной компетентности как характеристики готовности личности к компетентному действию;

- любое компетентное информационно насыщенное действие является таковым в определенной пространственно-временной ситуации самореализации личности. Изменение самой ситуации, состава участников действия, его цели, задач, функции и содержания способствует возникновению вариативной ситуации, когда состояние достаточной готовности перерастает в состояние «неготовности». Это обусловливает необходимость постоянного накопления информации, развития совокупности умений и личностных характеристик, позволяющих студентам выходить на более высокий уровень сформиро-ванности информационной компетентности;

- эмоционально-ценностное отношение студентов к информационно насыщенному самоопределению в профессионально направленной учебной деятельности позволяет им реализовать алгоритм развития готовности к достижению личностно возможного качества информационной компетентности;

- модель действия студентов в информационно насыщенном взаимодействии с преподавателем вуза появляется и реализуется на основе реально возникшей или созданной совокупности ситуаций педагогического сопровождения.

Список литературы

1 Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 168-174. 2. Карпов, А. В. Психология принятия решения профессиональной деятельности / А. В. Карпов. -М. : МГУ, 1991. - 324 с.

Кулиева Екатерина Николаевна Kulieva Ekaterina Nikolaevna

старший преподаватель, senior lecturer,

кафедра иностранных языков, sub-department of foreign languages,

Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: eka5626556@yandex.ru

УДК 372.881. 111. 1 Кулиева, Е. Н.

Информатизация учебной деятельности студентов как фактор развития их компетентности /

Е. Н. Кулиева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 1 (5). - C. 57-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.