сиональной компетентности. - М., 1994.
2. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании. - М., 2004.
4. Мазуренко А.В. Педагогические условия становления и развития социальных качеств студенческой молодёжи в культурно-образовательной среде вуза: Дисс. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2006.
5. Маркова А.К. Психология труда учителя. -
М., 1993.
6. Митяева А.М. Технологии развития индивидуальных стилей учебной деятельности студентов в условиях двухуровневой системы высшего образования: Монография. - Орел, 2006.
7. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.
8. Тихомирова Е.И. Лидерство в молодёжной среде. - Самара; Оренбург, 2000.
9. Хершген Х. Маркетинг. Основы профессионального успеха: Учебник для вузов / Пер. с нем. - М., 2000.
УДК 370.174:371.048.4
Сохранов Владимир Васильевич
доктор педагогических наук Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г Белинского
prof_sochranov@mail.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается процесс формирования социальной компетентности личности в условиях информатизации педагогической деятельности.
Ключевые слова: информатизация, компетентность, социальная компетентность, формирование.
Изучение структуры и содержания социально компетентного информационно насыщенного профессионального педагогического действия показывает существование совокупности факторов, влияние которых определяет меру его успешности в плане воздействия на развитие социальной компетентности личности. Среди них особую роль играет деятельность педагога, побуждающая человека к поведению, отражающему социальную норму и уровень личностных притязаний.
Как известно «деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» [9, с. 101].
Системная методология проведенного исследования предопределяет следующую последовательность постановки и раскрытия проблемы: определение содержания базового понятия «информационно насыщенная педагогическая деятельность»; выявления целевой, структурной, содержательной и регулятивной значимости педагогического действия для исследуемого процесса.
Междисциплинарный анализ рассматриваемой взаимосвязи (Ф.С. Авдеев, В.В. Краевский,
Н.В. Кузьмина, И.В. Роберт, А.А. Русаков, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.) позволил выделить классическое толкование информационно насыщенной педагогической деятельности (ИНПД), которая «представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленной человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе» [1, с. 24].
Принимая в целом данное понимание ИНПД, мы, в ходе экспериментальной работы, произвели уточнение базового понятийного аппарата. Так, ИНПД рассматривалась в виде целенаправленного процесса нравственного воздействия педагога на личность подопечного для:
- информационного насыщения его личностной и социально значимой информацией;
- побуждения его к саморегулированию;
- соотнесения опыта культурного развития и саморазвития человечества с конкретной ситуацией становления личности отдельно взятого человека.
322
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010
© Сохранов В.В., 2010
Данный подход к определению педагогической деятельности выявил значимость смыслообразующей характеристики (А.Н. Леонтьев) деятельности - ее целевого компонента. Отметим, что целеполагание - проблемная позиция педагогического действия. Вариативность региональных подходов и недостаточная стабильность и четкость формирования федерального стандарта образования в области информатизации приводят к снижению роли образования в формировании социально компетентного действия личности. Как правило, речь идет об адаптационных действиях, побуждающих личность к информационно насыщенному профессиональному рефлексированию.
В ходе экспериментальной работы найдена зависимость уровня воздействия педагогического действия на исследуемый процесс в зависимости от его направленности.
В большинстве из наблюдаемых случаев авторитарное побуждение личности к проявлению социальной компетентности отрицалось ими как элемент культуры, утративший свою актуальность. Только в 3,2% случаев, исходя из индивидуальных и личностных особенностей, студенты включались в процесс профессионально значимого и социально компетентного действия в информационном поле деятельности на адаптивном уровне.
Авторитарность, как личностная и профессиональная особенность педагогической самореализации, в целом не способствует формированию социально компетентного информационно насыщенного профессионального действия, что соотносится с юношеским максимализмом и прагматизмом социально-бытового и профессионального самовыражения большей части людей.
Детерминирующее значение имело равно ответственное и эмоционально-ценностное побуждение личности к соотнесению социальной значимости информационно насыщенного профессионального действия и личностной мотивации профессионального самоопределения в информационном поле деятельности. Равно ответственное состояние педагога и подопечного способствует их сонаправленному движению к педагогическому и личностно значимому результату, что приводит в 31,6% случаях к ситуативному мобильному самопроявлению.
Отдельная ранговая матрица выстраивалась нами в соответствии с эмоционально-ценностным обоснованием значимости информацион-
но насыщенной педагогической деятельности в исследуемом процессе. Базовым параметром соотнесения явилось ценностное отношение участников педагогического процесса к значимости проявления в информационном поле деятельности педагогического мастерства и импровизации, реализуемой в профессиональном аспекте.
В соответствии с соционической типологией контрольные и экспериментальные группы были разделены на следующие подгруппы: рационалисты и иррационалисты. В процессе констатирующего и преобразующего срезов выявлена зависимость перевода дидактической и личностной компетентности информационно насыщенного самоопределения студентов в общесоциальную.
Сравнительно-сопоставительный анализ обозначенной зависимости проявляет характерологические особенности формирования исследуемого свойства личности. Ведущей особенностью исследуемого процесса является определяющая роль иррациональности в реализации творческого подхода к информационному насыщению дидактического самоопределения студентов в информационном поле деятельности.
В этом случае все виды иррациональности более комфортны в процессе перевода готовности к информационному насыщению личностного и дидактического опыта в действие, которое оценивается окружающими как проявление достаточной личностной готовности к проявлению достаточного уровня информационной компетентности.
Все виды рационалистов имеют большие ранговые показатели при выполнении адаптивных действий, которые требуют от студентов аккуратности, последовательности, настойчивости и целеустремленности. Иррационалисты в качестве личностных основ своего проявления в информационном поле деятельности используют активность, самостоятельность, инициативность и интуицию. Это позволило нам для каждого из указанных типов определить программу саморазвития умений, позволяющую усилить готовность студентов к проявлению информационной компетентности в информационном поле педагогической деятельности.
Отметим еще одну важную особенность, выявленную в ходе экспериментальной работы. Исследование показало, что в любом виде рационального и иррационального поведения педагог более продуктивен в рассматриваемом аспек-
те, если он обладает умениями интуитивного педагогического предположения в решении проблем, связанных с информатизацией профессиональной подготовки будущих специалистов, бакалавров и магистров.
Большая часть выборки, обладающая указанным свойством, была более содержательна в педагогически направленном информационно насыщенном учебном действии. Данные студенты разрешали возникающие социально-педагогические и собственно-дидактические задачи импровизационно и с проявлением устойчивого интереса к творческому действию личности в педагогическом информационном поле. Наличие в дидактической информационно насыщенной деятельности студентов интуитивности позволяет разрешать возникшие задачи проблемно и более активно соотносить личностный и профессиональный опыт в организации информационно насыщенного педагогического процесса с социально-признанными параметрами его проведения.
Высказано предположение (с учетом результатов исследований В.В. Харькина) о корректирующей роли интуитивности в личностном и профессиональном проявлении социальной компетентности в осуществлении информационно насыщенной деятельности. В ходе исследования роли педагогической деятельности в социальнокомпетентном действии личности в информационном поле деятельности обнаружена устойчивая корреляция соотнесения мыслительного вида со всеми видами компетентности.
Таким образом, определение целевого компонента информационно насыщенной деятельности определяет возможность перевода личностной и профессиональной компетентности в социальную. Нами установлена устойчивая корреляция личностной ориентированности, технологичности, целеполагания с интенсивностью обозначенного процесса. Как известно, цель в педагогическом процессе может определяться дуали-стично. С одной стороны, исходя из соответствующих стандартов. С другой - из возможностей участников педагогического процесса. Названные варианты целеполагания альтернативны. В ходе исследования использовался другой способ постановки цели, предполагающей выполнение следующих педагогических действий: педагогическая диагностика готовности участников педагогического процесса к деятельности в информационном поле и определение модели со-
отнесения стандарта информатизации самоопределения личности и индивидуально-личностных особенностей студентов.
Данный вариант целеполагания позволяет естественным образом соотнести все уровни информационной готовности, которые присутствуют в проявлении педагога и студентов. В этом случае преподаватель действует по технологии, выражающейся в следующих действиях: «изучи алгоритм - следуй за... - выбери сам - осознай рациональность выбора - примени на практике -проанализируй ошибки сделанного».
Исследование показало эффективность данного способа целеполагания с точки зрения предмета нашего исследования. Информационно насыщенная педагогическая деятельность, основанная на личностном и технологическом целепола-гании, воспринимается большинством студентов как «искреннее соучастие в моей профессиональной судьбе» (один из характерных ответов студентов ФМФ - 1997-2010 гг).
Это позволило определить методику постановки цели в процессе информатизации профессиональной подготовки студентов, которая способствовала побуждению студентов к осмыслению социальной значимости своих действий в информационном поле деятельности. Например, их целесообразности. Так, в МОУ СОШ N° 30 (г Пенза) студентам-практикантам было необходимо подготовить этическую беседу с учащимися 9-х классов. Отдельные студенты проводили традиционные 2 этапа данного КТД: информационное насыщение студентов и формирование модели возможного личностного и профессионального действия.
Другие - избрали более рациональный путь. В одном этапе КТД совмещалось вербальное и действенное приобщение учащихся к технологии выполнения КТД, основанного на поиске информационного потока в Интернете и его анализа. Это позволило более эффективно формировать положительный опыт поведения учащихся. Данный и множество других примеров позволяют нам репрезентативно утверждать о значимости целеполагания в эффективном влиянии информационно насыщенной педагогической деятельности на исследуемый процесс.
Анализ обозначенной взаимосвязи позволяет сделать следующие выводы:
- наиболее значимой, с точки зрения исследуемого процесса, является функция «волевого
324
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010
усилия», являющаяся базовым компонентом проявления готовности личности к компетентному действию в информационном поле деятельности;
- любое компетентное информационно насыщенное действие является таковым в определенной пространственно-временной ситуации информационного насыщения личности. Изменение самой ситуации, состава участников действия, его цели, задач, функции и содержания способствует возникновению вариативной ситуации, когда состояние достаточной готовности перерастает в состояние «неготовности». Снятие возникшего противоречия возможно в том случае, если педагогическая деятельность реализует функцию подготовки личности к самоопределению в информационном поле деятельности;
- функция эмоционально-ценностного опредмечивания личностного профессионального и общесоциального самоопределения человека позволяет личности обеспечить достижение поставленной цели на основе установления адекватных ценностных отношений к информатизации жизнедеятельности личности;
- модель действия личности в информационном поле деятельности возникает в этом случае естественно, исходя из реально возникшей ситуации, которая разрешается «вычерпыванием себя» (И.С. Кон) из ситуации «ближайшего саморазвития» (А.В. Петровский, Л.С. Выготский);
- особое внимание в анализе взаимосвязи информационно насыщенной деятельности и формирования социальной компетентности личности необходимо уделять содержательным аспектам информационно насыщенного взаимо-
действия участников педагогического процесса прежде всего, реализации совокупности умений, к которым можно отнести следующие: аналитические; прогностические; проективные; рефлексивные; мобилизационные; информационные; развивающие; ориентационные; перцептивные; общения и прикладные.
Библиографический список
1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994.
2. Большой энциклопедический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. -СПб., 2003.
3. Карпов А.В. Психология принятия решения профессиональной деятельности. - М., 1991.
4. КлимовЕ.А. Путь в профессию. - Л., 1974.
5. КонИ.С. Открытие «Я». - М., 1978.
6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М., 2002.
7. Психология. Словарь. / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - 494 с.
8. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1976. - 160 с.
9. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: «Современное слово», 2001.
10. Сохранов В.В., Лупанова Н.А., Стеняко-ва Н.Е. Особенности подготовки студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения дисциплин педагогического цикла. - Пенза, 2007.