Научная статья на тему 'Взаимосвязь интегрирования педагогического процесса вуза и формирования компетентности его выпускников'

Взаимосвязь интегрирования педагогического процесса вуза и формирования компетентности его выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / COMPETENCE / INTEGRATION / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротов В. И.

Статья посвящена анализу совокупности факторов, тем или иным образом влияющих на формирование компетентности студентов вуза в условиях интегрирования педагогического процесса вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelationship between the integration of pedagogical process in a higher education institution and the formation of its graduates’ competence

The article is devoted to the analysis of the set of factors that influence students’ competence formation in an institution of higher education in conditions of the integration of pedagogical process in the institution of higher education.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь интегрирования педагогического процесса вуза и формирования компетентности его выпускников»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 378.1

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕГРИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВУЗА И ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЕГО ВЫПУСКНИКОВ

© В. и. КОРОТОВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

e-mail: [email protected]

Коротов В. И. - Взаимосвязь интегрирования педагогического процесса вуза и формирования компетентности его выпускников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 808-810. - Статья посвящена анализу совокупности факторов, тем или иным образом влияющих на формирование компетентности студентов вуза в условиях интегрирования педагогического процесса вуза.

Ключевые слова: компетентность, интеграция, формирование.

Korotov V. I. - Interrelationship between the integration of pedagogical process in a higher education institution and the formation of its graduates’ competence // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 808-810. - The article is devoted to the analysis of the set of factors that influence students’ competence formation in an institution of higher education in conditions of the integration of pedagogical process in the institution of higher education. Keywords: competence, integration, formation.

Осуществление современного педагогического процесса находится в прямой зависимости от совокупности внешних и внутренних факторов, которые определяют его основные компоненты: воспитание, обучение и коррекцию социализации преподавателей и студентов.

Изменение содержания социума, влияющего на определение цели, задач, структуры и функций деятельности человека, побуждает к постановке вопроса о модернизации всех компонентов педагогического процесса, прежде всего, образования, понимаемого в широком смысле слова.

Проблематика модернизации любой системы, в том числе и образования, связана с инерционностью ее развития. Накопление определенных свойств и параметров проявления гарантирует системе стабильность функционирования, что вступает в противоречие с динамичным изменением ее взаимосвязей и взаимозависимостей с другими системами.

Модернизация любой системы - процесс, осуществляющийся эволюционно. Приведение системы в соответствие с появившимися параметрами ее возможного облика возможно и путем кардинального пересмотра ее основных признаков. Это приводит к утрате качества проявления системы. Она вновь проходит периоды стагнации, зарождения, становления и подготовки к активному проявлению. Разрушается способность системы к саморегулированию - основного параметра жизнеспособности системы. Тем более, педагогического процесса, основанного на субъективном проявлении его компонентов.

Можно определить научную основу модернизации любой системы в виде процесса соотнесения и отражения системных связей, влияющего на координацию ее компонентов. Основой этих процессов является готовность системы к интеграции.

Рассмотрение генезиса идеалов интегрирования в человеческой культуре; обоснование значимости управления собой в современном обществе, - создают предпосылки рассмотрения основ модернизации образования, что необходимо предварить обоснованием понимания ключевых понятий.

исследуя процесс системного интегрирования, можно отметить, что необходимо различать процесс и критерии его проявления. Принимая из среды человека, учебно-воспитательные учреждения начинают «готовить» его к «общественной» жизни. Его «наполняют» совокупностью дидактического опыта, часть которого индивид преобразует в систему ценностей в личностный социальный опыт.

Эффективность образования постоянно соотносится с направленностью социализации преподавателей и студентов. на этой основе возникает определенная позиция личности, определяющаяся в виде совокупности следующих компонентов: состояние -реакция - поступок - прогноз - действие - отношение -привычка - поведение - потребность.

Анализ работ Б. Бим-Бада, В. Бехтерева, Л. Гордина, Н. Бочкиной, Н. Ланге, А. Лазурского, П. Лес-гафта, В. Мудрика, П. Каптерева, А. Красновского, Л. Выготского, М. Рожкова, Н. Таланчука, Л. Спирина, А. Уманского и проведенная научно-исследователь-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

ская работа позволили выделить основные источники развития образования как системы, влияющие на уровень ее интеграции. В число источников можно включить: предметы и явления материальной и духовной культуры; отношения; социальную среду, обучение и воспитание, профессиональную деятельность.

Особого изучения требует проблематика взаимосвязи процесса интегрирования и совокупности систем, чьё влияние в XXI веке значительно возросло. Созданы нормативные предпосылки интеграционных процессов.

Анализируя взаимосвязь социализации преподавателей и студентов и становления опыта интегрированного образования, необходимо отметить её детерминацию субъективными моментами соотнесения «я» с «мнением» социума, которое выражается, как правило, на эмоционально-волевом уровне. Это требует разносторонней эмоционально-волевой подготовки будущих педагогов. Это, как показало исследование, вступает в относительное противоречие с традиционным информационно-иллюстративным обучением и воспитанием, которые делают упор на интеллектуальноволевое усилие со стороны всех участников педагогического процесса.

В процессе исследования выявлено основное условие, побуждающее участников педагогического процесса к принятию необходимости идеи управления собой, которое выступает в виде заинтересованности государства в правовом, гуманистическом, культурном образе жизни своих граждан.

Таким образом, подводя итог анализу взаимосвязи готовности педагога и студентов к интегрированному образованию и качества современного педагогического процесса необходимо утверждать, что:

- готовность педагога к интегрированному образованию является естественным фоном побуждения человека к личностному и профессиональному управлению собой ;

- корректирующими условиями необходимости включения личности в процесс интеграции является ее социальный и дидактический опыт.

Изучение структуры и содержания социально компетентного информационно насыщенного интегрированного профессионального педагогического действия показывает существование совокупности факторов, влияние которых определяет меру его успешности в плане воздействия на развитие социальной компетентности личности. Среди них особую роль играет деятельность педагога, побуждающая человека к поведению, отражающему социальную норму и уровень личностных притязаний.

Как известно «деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» [9; 101].

Системная методология проведенного исследования предопределяет следующую последовательность постановки и раскрытия проблемы: определение

содержания базового понятия «информационно насыщенная интегрированная педагогическая деятельность»; выявления целевой, структурной, содержательной и регулятивной значимости педагогического действия для исследуемого процесса.

Междисциплинарный анализ рассматриваемого процесса (Ф. С. Авдеев, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, И. В. Роберт, А. А. Русаков, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.) позволил выделить классическое толкование информационно насыщенной интегрированной педагогической деятельности (ИНИПД), которая «представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленной человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе» [1; 24].

Принимая в целом данное понимание ИНИПд, мы, в ходе экспериментальной работы, произвели уточнение базового понятийного аппарата. Так, ИНИПд рассматривалась в виде целенаправленного процесса нравственного воздействия педагога на личность подопечного для:

- информационного насыщения его личностной и социально значимой информацией;

- побуждения его к саморегулированию;

- соотнесения опыта культурного развития и саморазвития человечества с конкретной ситуацией становления личности отдельно взятого человека.

данный подход к определению педагогической деятельности выявил значимость смыслообразующей характеристики (А. Н. Леонтьев) деятельности - ее целевого компонента. Отметим, что целеполагание -проблемная позиция педагогического действия. Вариативность региональных подходов и недостаточная стабильность и четкость формирования федерального стандарта образования приводят к снижению роли образования в формировании социально компетентного действия личности. Как правило, речь идет об адаптационных действиях, побуждающих личность к информационно насыщенному профессиональному рефлексированию.

Сравнительно - сопоставительный анализ обозначенной зависимости проявляет ее характерологические особенности. Ведущей особенностью исследуемого процесса является определяющая роль интегративных процессов в реализации творческого подхода к информационному насыщению дидактического самоопределения студентов в информационном поле деятельности.

В этом случае, все виды интеграции взаимодействия педагогов и студентов более комфортны в процессе перевода готовности к информационному насыщению личностного и дидактического опыта в действие, которое оценивается окружающими как проявление достаточной личностной готовности к проявлению достаточного уровня интегрированной инфор-мационнй компетентности.

Отметим еще одну важную особенность, выявленную в ходе исследования. Исследование показало,

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

что в любом виде рационального и иррационального поведения педагог более продуктивен в рассматриваемом аспекте, если он обладает умениями интуитивного педагогического предположения в решении проблем, связанных с информатизацией профессиональной подготовки будущих специалистов, бакалавров и магистров.

Большая часть выборки, обладающая указанным свойством, была более содержательна в педагогически направленном информационно насыщенном учебном действии. Они разрешали возникающие социальнопедагогические и собственно-дидактические задачи импровизационно и с проявлением устойчивого интереса к творческому действию личности в педагогическом информационном поле. Наличие в дидактической информационно насыщенной деятельности студентов интуитивности позволяет разрешать возникшие задачи интеграции и более активно соотносить личностный и профессиональный опыт в организации информационно насыщенного педагогического процесса с социально-признанными параметрами его проведения.

Высказано предположение (с учетом результатов исследований В. В. Харькина) о корректирующей роли интуитивности в личностном и профессиональном проявлении социальной компетентности в осуществлении интеграционных процессов информационно насыщенной деятельности преподавателей и учебной деятельности студентов.

Анализ обозначенной взаимосвязи позволяет сделать следующие выводы:

- наиболее значимой, с точки зрения исследуемого процесса, является функция «волевого усилия», являющаяся базовым компонентом проявления готовности личности к компетентному действию в интегрированном информационном поле деятельности;

- любое компетентное информационно насыщенное действие в процессе интеграции становится таковым в определенной пространственно-временной ситуации информационного насыщения личности. Изменение самой ситуации, состава участников действия, его цели, задач, функции и содержания - способствует возникновению вариативной ситуации, когда состояние достаточной готовности перераста-

ет в состояние «не готовности». Снятие возникшего противоречия возможно в том случае, если педагогическая деятельность реализует функцию подготовки личности к самоопределению информационном поле деятельности;

- функция эмоционально-ценностного опредмечивания личностного профессионального и социального самоопределения студентов в процессе интеграции педагогического процесса позволяет им обеспечить достижение поставленной цели на основе установления адекватных ценностных отношений к информатизации жизнедеятельности личности.

- модель действия личности в интегрированном информационном поле деятельности возникает в этом случае естественно, исход из реально возникшей ситуации, которая разрешается «вычерпыванием себя» (И. С. Кон) из ситуации «ближайшего саморазвития» (А. В. Петровский, Л. С. Выготский);

- особое внимание в анализе взаимосвязи интегрированной информационно насыщенной деятельности и формирования социальной компетентности личности необходимо уделять содержательным аспектам информационно насыщенного взаимодействия участников педагогического процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Большой энциклопедический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2003.

3. Карпов А. В. Психология принятия решения профессиональной деятельности. М.,1991.

4. Климов Е. А. Путь в профессию. Л., 1974.

5. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.

6. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2002.

7. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. 494 с.

8. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.,1976. 160 с.

9. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапаце-вич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.