П.Б. Тишулин, В.В. Сохранов
ВЛИЯНИЕ КОМПЕТЕНТНОГО ДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается компетентность преподавателя иностранного языка как компонента общей и профессиональной культуры педагога в аспекте его взаимодействия со специалистами на основе их побуждения к профессиональному самопознанию и самореализации.
Понятия «компетентность», «культура» являются взаимосвязанными и базо. выми характеристиками личностного и профессионального взаимодействия преподавателей иностранного языка и специалистов. В ходе исследования нами были выделены следующие понятия, которые раскрывают взаимосвязь компетентности и культуры: «профессиональные традиции», «обычаи» и «субъективные обряды» в отношениях преподавателей и специалистов, участвующих в педагогическом процессе.
Анализ необходимости компетентного действия преподавателя иностранных языков в процессе побуждения специалистов к профессиональному действию на основе профессионального самопознания позволяют сделать вывод о процессуальности исследуемого педагогического явления и необходимости специальных условий организации профессионального взаимодействия преподавателей и специалистов.
Зависимость компетентного действия преподавателя, его роли в успешной профессиональной подготовке специалистов на основе побуждения их к профессиональному самопознанию, от специальной совокупности условий и факторов, которые позволяют выявить наиболее рациональные способы и приемы включения специалистов в профессиональное самопознание, проявились в учебном и коррекционном взаимодействии участников педагогического процесса «Центра изучения иностранных языков».
В исследовании установлена взаимосвязь уровня готовности к профессиональному действию с опорой на профессиональное самопознание с их вариативной личностной, дидактической и профессиональной самореализацией, основанной на готовности преподавателя к толерантному, гуманистическому, дифференцированному, проблемно-поисковому и развивающему обучению.
В ходе исследования выявлены условия и факторы, определяющие исследуемую взаимосвязь.
К первым были отнесены педагогические и социальные условия, ко вторым - внешние и внутренние.
К педагогическим условиям были отнесены:
1) наличие в педагогическом действии преподавателя иностранного языка установки на социально компетентное и профессионально значимое действие, побуждающее специалистов к профессиональной самокоррекции;
2) осуществление в процессе преподавания иностранного языка дифференцированного оценивания работы специалистов в процессе занятий в центре переподготовки;
3) компетентное побуждение специалистов к реализации технологий самопознания в деятельности преподавателя иностранного языка;
4) соотнесение методов и форм переподготовки специалиста с формированием у него готовности к профессиональному самопознанию;
5) включение эмоционально-ценностных отношений в процесс соотнесения педагогической деятельности преподавателя иностранного языка и готовности специалистов к профессиональному самопознанию.
Совокупность социальных условий представлялась следующим образом:
1) престижность профессии в ментальности референтной личности студента социальной среды;
2) наличие опыта побуждения специалиста к самовоспитанию в социально-бытовой культуре, референтной его развитию;
3) наличие у преподавателей и специалистов опыта реализации профессиональных традиций, составляющих основу деятельности специалиста;
4) информационная насыщенность преподавателя и специалистов технологиями социальнопрофессиональной самореализации в условиях различной культурной среды и рыночной системы отношений.
К факторам, влияющим на исследуемую взаимосвязь, были отнесены:
1. Внешние факторы:
© П.Б. Тишулин, В.В. Сохранов, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009
391
а) традиции жизнедеятельности учебной группы специалистов;
б) содержание педагогического процесса центра изучения иностранных языков;
в) соотнесение традиций образования в центре с технологиями профессионального самовыражения специалистов;
г) значимость профессионального действия преподавателя иностранного языка в профессиональной деятельности специалиста.
2. Внутренние факторы:
а) уровень развития, профессиональной обученности специалистов;
б) мотивационная основа овладения специалистами профессиональными знаниями и умениями;
в) соотнесение индивидуально-личностных особенностей специалистов с содержанием компетентного действия преподавателя иностранного языка, основанного на готовности педагога к реализации технологий побуждения специалистов к профессиональному самопознанию.
Компетентная профессиональная позиция преподавателя иностранного языка позволяла устанавливать взаимосвязь указанной мотивации с готовностью специалиста к профессиональному действию на основе профессионального самопознания и саморазвития, что доказывалось, в частности, примерами из деятельности зарубежных специалистов.
В последнее десятилетие этот фактор оказывал как положительное, так и негативное влияние на стремление специалистов проявлять себя в учебном действии на уровне требований про-фессиограммы специалиста.
В первом случае, когда источником дополнительного материального обеспечения специалистов выступала профессиональная среда (надбавки за работу в конкретной фирме, премии специалистам из фонда ректора, персональные стипендии, устанавливаемые предприятиями), специалист активно включался в процесс профессионально-личностного самоизменения.
Во втором случае, когда источником материального стимулирования выступала непрофессиональная среда, у специалистов возникала возможность проявления защитной профессиональной мотивации: их интерес проявлялся в среде личностной самореализации. Это приводило к традиционному профессиональному самовыражению специалистов.
Действия специалистов не соотносились с имеющимися у преподавателя специальными умениями и накопленным дидактическим опытом, а также с будущими реальными производственными условиями своей деятельности. Так, например, при изучении иностранного языка специалисты проявляли больший интерес к материалам, позволяющим им в дальнейшем осуществить выезд за границу, работать в качестве переводчика, а не для изучения в иностранных журналах опыта профессиональной деятельности.
Преподаватели иностранного языка подбирали специальные тексты и задания, способствующие профессиональной ориентации специалиста. В 51,7% специалисты выходили на уровень профессиональной адаптации. Они воспринимали свое будущее профессиональное действие в качестве возможной и дополнительной основы самореализации.
Учитывая результаты данных исследований, используя накопленный опыт собственной педагогической деятельности, нами определена методика использования содержания профессиог-раммы специалиста в побуждении специалистов к профессиональному действию на основе профессионального самопознания при изучении иностранного языка. Ее структурными компонентами явились следующие:
- наличие академической и технологической информационной насыщенности участников педагогического процесса;
- реализация личностной методики преподавания соответствующей дисциплины (предмета);
- использование преподавателями иностранного языка опыта личностного и профессионального саморегулирования.
Все составляющие влияли на исследуемый процесс. При этом оптимальный рейтинговый коэффициент получали те преподаватели, которые, являлись специалистами, осуществляющими свои функции на основе личностно-ориентированного профессионального самовыражения; соучастниками разрешения социально-бытового и профессионального конфликтов, возникающих у специалистов; преподавателями, постоянно соотносившими свой опыт с предметной областью будущей профессиональной самореализации обучающихся специалистов.
Исследование показало, что в традиционном подходе к организации переподготовки специалистов по иностранному языку превалирует
коллективно-групповая методика профессиональной подготовки, формирующая готовность отдельно взятого студента к профессиональной адаптации. Профессиональное самопознание -процесс активного отношения личности к себе, профессиограмме той специальности, которую он приобретает, и к соотнесению между «Я» и про-фессиограммой. Обычно специалист побуждается преподавателями и администрацией Центра к постижению сложившихся стандартов, что, с одной стороны, несомненно положительно. Это побуждает их к определению рациональных путей и способов достижения поставленных дидактических профессионально значимых целей.
С другой стороны, данная постановка учебного процесса имеет негативное значение. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, не учитывается избирательность восприятия специалистами информационного потока. Во-вторых, специалист не имеет достаточной возможности для проявления индивидуальных возможностей в разрешении дидактических задач в профессиональном аспекте.
В настоящем исследовании выявлена также необходимость вариативности методов и форм подготовки специалистов при обучении их иностранному языку.
Качество вариативной реализации методов и форм зависело от следующих факторов: личностной типологии специалиста; особенностей восприятия ими дидактической единицы; личностной значимости будущей профессиональной деятельности; уровня соотнесения личностных потребностей специалистов с профессиограм-мой; особенностей социокультурной и профессиональной среды.
Исследование показало значимость социальной среды в формировании потребности специалиста к профессиональному самопознанию. Она проявилась в востребованности профессионализма в социально-бытовой культуре. Это свидетельствует о том, что востребованность проявляется тогда, когда профессиональное действие специалиста опирается на содержание обрядов, ритуалов и традиций жизнедеятельности социума. Это подтверждалось успешностью обучения специалистов в группах тех преподавателей, которые в процессе достижения дидактической цели использовали опыт народной культуры.
Исследование позволило выявить одно из основных условий становления готовности специа-
листов к профессиональному действию на основе профессионального самопознания - обеспечение слушателей профессионально необходимой информацией, технологиями социальнопрофессиональной самореализации специалиста. Отметим, что с позиций информационного обмена, переподготовка специалиста лишь тогда эффективна, если в ней сочетаются профессионально-педагогические и эмоционально-ценностные аспекты.
Речь идет о том, что классическое проявление преподавателем иностранного языка профессиональной компетентности приводит лишь к возможности социального адаптирования специалиста. Профессионально-мобильное действие возможно в том случае, если в процессе переподготовки по иностранному языку специалист имеет возможность «увидеть» получаемое знание с точки зрения представителей различных сфер профессиональной деятельности. Это предопределяет возможную значимость предметной переподготовки по иностранному языку в будущем профессиональном самовыражении специалиста.
Исследование показало значимость профессиональной деятельности специалистов, что значительно упрощало (35,7%) или затрудняло (15,9%) им движение к предполагаемому профессиональному идеалу.
Исследование показало, что формированию основ исследуемого процесса в ходе решения педагогических задач в процессе переподготовки специалистов по иностранному языку способствует следующая совокупность условий:
- творческое решение познавательных и технологических задач профессиональной направленности в процессе переподготовки специалистов по иностранному языку;
- обеспечение индивидуально-группового способа обучения иностранному языку в условиях моделирования профессиональных ситуаций среди специалистов;
- превалирование в дидактических действиях преподавателя иностранного языка проблемнопоисковой и развивающей технологии обучения, побуждающей специалистов к процессу профессионального самопознания;
- дифференциация обучения специалистов.
В проведенном исследовании готовность специалистов к профессиональному действию на основе профессионального самопознания выявлен общий уровень опыта управления собой, ко-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009
393
торый фиксировался по методике А.И. Кочетова и В.В. Сохранова, позволяющей определить уровень исследуемого процесса по нравственной устойчивости проявления интегративных параметров, к которым были отнесены:
- качества личности (трудолюбие, самостоятельность мышления и поступка, самодостаточность);
- умения (постановки цели, аналитические, деятельностные, регулятивные, прогностические, готовность к самокоррекции утомляемости, тревожности и лабильности).
Данная система была определена в контексте концепции В.В. Сохранова в следующем виде: «социальный опыт - навыки - знание - дидактические умение - дидактический опыт - профессиональная деятельность - профессиональное самопознание».
Таким образом, анализ педагогических условий эффективного влияния компетентного действия преподавателя иностранного языка на готовность специалиста к профессиональной деятельности на основе профессионального самопознания позволяет сделать следующие выводы:
- профессиональная значимость компетентного профессионального действия преподавателя иностранного языка является источником, проявляющим уровневые и содержательные характеристики соотнесения компетентности преподавателя и готовности специалистов к профессиональному действию;
- природные предпосылки становления готовности специалистов к мобильной самореализации являются существенным компонентом исследуемого процесса;
- взаимосвязь компетентного проявления преподавателя иностранного языка и успешности специалистов в профессиональном самопознании эффективно выявляется при определении роли направленности, потребности, ценности и личностной мотивации профессионального действия;
- профессиональное самопознание является социально-личностной проблемой, разрешаемой исходя из содержания образовательных стандартов и их реализации в деятельности преподавателя иностранного языка «Центра изучения иностранных языков»;
- профессиональное самопознание в научном знании рассматривается как компонент общеличностной, профессиональной и социальной культуры, формирование которой осуществляется,
в частности, при переподготовке специалистов по иностранному языку;
- сущность понятия готовность специалиста к профессиональной деятельности на основе профессионального самопознания наиболее полно раскрывается при использовании дефиниции «умения», т.к. их объединяющим началом является способность личности к профессиональному саморегулированию;
- становление специальных умений на основе профессионального самопознания специалистов представляет собой единство формирования и эмоционально-ценностного их побуждения к продуктивному профессиональному действию в процессе повторного изучения иностранного языка.
Библиографический список
1. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов пед. профиля: доп. УМО по спец. пед. образования / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Academia, 2004. - 478 с.
2. Сохранов В.В. Состояния и тенденции профессиональной социализации педагогических кадров на вузовском и послевузовском этапах подготовки и переподготовки. - Пенза: Изд-во ПГПУ 2000. - 60 с.
3. Спирин Л.Ф. Общепедагогические умения и их роль в профессиональной самореализации современного специалиста: учебное пособие / Л.Ф. Спирин, В.В. Сохранов, А.Ф. Ушанов, Н.А. Лупанова. - Пенза: ПГПУ, 1999. - 76 с.
4. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
5. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: беседы психолога со старшекл. Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
6. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, ГМ. Мануйлов. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 496 с.
7. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика. - М.: Полымя, 1968. - 128 с.
8. ДеркачА.А. Акмеология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / А.А. Деркач, В.Г Зазыкин. -СПб.: Питер, 2003. - 252 с.
9. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 335 с.