Научная статья на тему 'Развитие универсальных учебных действий студентов на основе смыслообразующего изучения иностранного языка'

Развитие универсальных учебных действий студентов на основе смыслообразующего изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ / TRAINING / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / SENSE-FORMATION DEVELOPMENT / INTERACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулиева Екатерина Николаевна

Актуальность и цели. Переход образовательного комплекса России на обучение и профессиональную подготовку студентов с помощью реализации компетентностного подхода в образовании предполагает выявление смыслообразующих основ инновационного моделирования взаимодействия преподавателей и студентов в образовательной среде вуза, прежде всего в процессе изучения учебных предметов. Это возможно в случае реализации концепции и модели, составляющих основу процесса проявления будущим специалистом универсальных учебных действий, реализация которых обучающимися в ходе учебной деятельности выступает в качестве основного признака готовности к деятельности в образовательной среде вуза. Это предполагает необходимость рассмотрения процесса смыслообразующего развития универсальных учебных действий студентов в качестве новой системы, определяющей развитие отечественного образования и требующей разработки модели ее целостной реализации. Целью исследования является концептуальное обоснование и разработка модели развития универсальных учебных действий студентов в образовательной среде вуза на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки в процессе изучения иностранного языка. Материалы и методы. В процессе разработки концепции и модели развития универсальных учебных действий студентов в процессе изучения иностранного языка на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки особое внимание необходимо уделять понятиям, составляющим тезаурус концептуального обоснования исследуемого процесса, осуществленного в исследованиях А. В. Хуторского. Основой реализации модели являются принципы взаимодействия участников образовательного процесса вуза: принцип гуманизации и целостности отношений; принцип личностно-деятельностного характера и коммуникативности взаимодействия преподавателей и студентов. Познать смысл совершаемых действий значит, прежде всего, изучить их коммуникационную основу внутренние и внешние связи. В смыслообразовании, особенно социального типа, существует огромное количество связей. Наиболее удачный вариант их классификации был предложен И. В. Блаубергом, А. Маслоу, А. К. Марковой и Л. Г. Петерсон. Результаты. В ходе исследования установлено содержание процесса формирования личностных основ универсальных учебных действий, представляющего собой совокупность действий студентов по самооцениванию своих собственных способностей и личностных ориентаций, действий по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действий по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки на основе изучения иностранного языка. В содержание активного мотивационно обозначенного стремления студентов к формированию профессиональных умений входят процессы самопознания, самооценивание и саморазвитие в процессе самореализации в профессионально направленной учебной деятельности. Выводы. Становление концепции и модели смыслообразующего формирования универсальных учебных действий студентов взаимосвязано с готовностью его участников соотносить личностные интересы и потребности в определенном качестве познавательной деятельности с общественной значимостью качества профессиональной подготовки выпускников вузов. Эффективность этого взаимодействия основывается на готовности преподавателей вуза к системно-деятельностному развитию универсальных учебных действий студентов в образовательной среде и, в частности, в процессе изучения учебных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулиева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS BASED ON SEMANTIC COHESION OF STUDENTS LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Background. Transition of the Russian educational complex to education and training of students by implementing a competence-based approach in education involves identification of sense-forming fundamentals of innovative modeling of interaction between teaches and students in the educational environment of a university, first of all, in the process of studying academic subjects. It is possible in case of realization of concepts and models that form the basis of the process of future specialist universal educational actions, realization of which by students is the primary sign of preparedness in the educational environment of a university. This implies the need to consider the process of sense-forming development of universal training actions for students as a new system, which determines the development of the national education and requires to development a model of its coherent implementation. The purpose of the research is to develop and conceptualize the development model of universal educational actions for students in the educational environment of a university on the basis of their sense-forming training in the process of learning a foreign language. Materials and methods. In the process of developing concepts and development models of universal teaching actions of students in the process of learning a foreign language on the basis of their sense-forming training a special attention should be given to the concepts, forming a thesaurus of the conceptual substantiation of the analyzed process carried out in the research by A. V. Hutorskoy. The basis of the model realization are the principles of cooperation between the participants of the educational process at a university: the principle of humanization and integrity of the relationship; the principle of student-activity nature and communicativeness of the interaction between teachers and students. To understand the meaning of the committed actions is, first of all, to examine their communications framework internal and external communication. In sense-forming, especially of the social type, there is a huge amount of links. The most successful version of their classification was proposed by I. V. Blauberg, A. Maslow, A. Markova and I. G. Peterson. Results. The author ascertained the content of formation of the personal basis of universal educational actions, a set of actions for students’ self-evaluation of own abilities and personal orientations, for understanding the extent of the requirements to a chosen profession and for self-development of the abilities and opportunities of training through learning a foreign language. The contents of the active motivated marked desire of students to develop professional skills include the processes of self-knowledge, self-evaluation and self-development in process of self-realization in the course of professionally-directed learning activities. Conclusions. The formation of concepts and models of semantic cohesion of universal educational actions of students is linked to participants’ willingness to relate personal interests and needs as a cognitive activity with the public importance of the quality of vocational training of university graduates. The effectiveness of this interaction is based on the willingness of university teachers to system-activity development of universal teaching of students in the educational environment and, in particular, in the process of studying subjects.

Текст научной работы на тему «Развитие универсальных учебных действий студентов на основе смыслообразующего изучения иностранного языка»

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

УДК 15 + 37(082)

Е. Н. Кулиева

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация.

Актуальность и цели. Переход образовательного комплекса России на обучение и профессиональную подготовку студентов с помощью реализации ком-петентностного подхода в образовании предполагает выявление смыслообразующих основ инновационного моделирования взаимодействия преподавателей и студентов в образовательной среде вуза, прежде всего в процессе изучения учебных предметов. Это возможно в случае реализации концепции и модели, составляющих основу процесса проявления будущим специалистом универсальных учебных действий, реализация которых обучающимися в ходе учебной деятельности выступает в качестве основного признака готовности к деятельности в образовательной среде вуза. Это предполагает необходимость рассмотрения процесса смыслообразующего развития универсальных учебных действий студентов в качестве новой системы, определяющей развитие отечественного образования и требующей разработки модели ее целостной реализации. Целью исследования является концептуальное обоснование и разработка модели развития универсальных учебных действий студентов в образовательной среде вуза на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки в процессе изучения иностранного языка.

Материалы и методы. В процессе разработки концепции и модели развития универсальных учебных действий студентов в процессе изучения иностранного языка на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки особое внимание необходимо уделять понятиям, составляющим тезаурус концептуального обоснования исследуемого процесса, осуществленного в исследованиях А. В. Хуторского. Основой реализации модели являются принципы взаимодействия участников образовательного процесса вуза: принцип гуманизации и целостности отношений; принцип личностно-деятельностного характера и коммуникативности взаимодействия преподавателей и студентов. Познать смысл совершаемых действий - значит, прежде всего, изучить их коммуникационную основу - внутренние и внешние связи. В смыслообразовании, особенно социального типа, существует огромное количество связей. Наиболее удачный вариант их классификации был предложен И. В. Блаубер-гом, А. Маслоу, А. К. Марковой и Л. Г. Петерсон.

Результаты. В ходе исследования установлено содержание процесса формирования личностных основ универсальных учебных действий, представляющего собой совокупность действий студентов по самооцениванию своих собственных способностей и личностных ориентаций, действий по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действий по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки на основе изучения иностранного языка. В содержание активного мотивационно обозначенного стремления студентов к формированию профессиональных умений входят процессы самопознания, самооценивание и саморазвитие в процессе самореализации в профессионально направленной учебной деятельности.

Выводы. Становление концепции и модели смыслообразующего формирования универсальных учебных действий студентов взаимосвязано с готовностью его участников соотносить личностные интересы и потребности в определенном

196

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014

Гуманитарные науки. Педагогика

качестве познавательной деятельности с общественной значимостью качества профессиональной подготовки выпускников вузов. Эффективность этого взаимодействия основывается на готовности преподавателей вуза к системно-деятельностному развитию универсальных учебных действий студентов в образовательной среде и, в частности, в процессе изучения учебных дисциплин.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, универсальные учебные действия, взаимодействие, смыслообразующее развитие.

E. N. Kulieva

DEVELOPMENT OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS BASED ON SEMANTIC COHESION OF STUDENTS LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Abstract.

Background. Transition of the Russian educational complex to education and training of students by implementing a competence-based approach in education involves identification of sense-forming fundamentals of innovative modeling of interaction between teaches and students in the educational environment of a university, first of all, in the process of studying academic subjects. It is possible in case of realization of concepts and models that form the basis of the process of future specialist universal educational actions, realization of which by students is the primary sign of preparedness in the educational environment of a university. This implies the need to consider the process of sense-forming development of universal training actions for students as a new system, which determines the development of the national education and requires to development a model of its coherent implementation. The purpose of the research is to develop and conceptualize the development model of universal educational actions for students in the educational environment of a university on the basis of their sense-forming training in the process of learning a foreign language.

Materials and methods. In the process of developing concepts and development models of universal teaching actions of students in the process of learning a foreign language on the basis of their sense-forming training a special attention should be given to the concepts, forming a thesaurus of the conceptual substantiation of the analyzed process carried out in the research by A. V. Hutorskoy. The basis of the model realization are the principles of cooperation between the participants of the educational process at a university: the principle of humanization and integrity of the relationship; the principle of student-activity nature and communicativeness of the interaction between teachers and students. To understand the meaning of the committed actions is, first of all, to examine their communications framework - internal and external communication. In sense-forming, especially of the social type, there is a huge amount of links. The most successful version of their classification was proposed by I. V. Blauberg, A. Maslow, A. Markova and I. G. Peterson.

Results. The author ascertained the content of formation of the personal basis of universal educational actions, a set of actions for students’ self-evaluation of own abilities and personal orientations, for understanding the extent of the requirements to a chosen profession and for self-development of the abilities and opportunities of training through learning a foreign language. The contents of the active motivated marked desire of students to develop professional skills include the processes of self-knowledge, self-evaluation and self-development in process of self-realization in the course of professionally-directed learning activities.

Conclusions. The formation of concepts and models of semantic cohesion of universal educational actions of students is linked to participants’ willingness to re-

Humanities. Pedagogy

197

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

late personal interests and needs as a cognitive activity with the public importance of the quality of vocational training of university graduates. The effectiveness of this interaction is based on the willingness of university teachers to system-activity development of universal teaching of students in the educational environment and, in particular, in the process of studying subjects.

Key words: training, universal educational actions, interactions, sense-formation development.

Процесс современного образования личности - «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1, с. 1], реализация которых основана, в частности, на готовности обучающихся к выполнению универсальных учебных действий в процессе изучения различных предметов, в том числе иностранного языка.

Необходимость развития готовности студентов к реализации в учебной деятельности универсальных учебных действий обусловлена: современной ситуацией открытого образовательного пространства; расширяющимися возможностями социально-экономического, личностного и профессионального взаимодействия в поликультурном информационном поле; динамичным развитием экономики, потребностью общества в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной компетентности. Решение обозначенных проблем возможно на основе вариативного, системно-деятельностного развития взаимодействия студентов вуза и преподавателей, прежде всего иностранного языка [2]. Этот предмет самым непосредственным образом влияет на поликультурную ситуацию в профессиональном поле деятельности выпускников вузов. Ее смысл заключается в готовности студентов к системной профессиональной самореализации, ключевым моментом которой является качество развития у них универсальных учебных действий и технологии их реализации в вариативных ситуациях профессионального самоопределения [3].

Современный специалист - это не только профессионал в своей области, но и высокообразованный человек, способный к эффективному участию в инновационных процессах, умеющий предвидеть, своевременно и адекватно интерпретировать изменяющиеся условия, творчески подходить к решению новых задач, успешно прогнозировать предполагаемые результаты своей деятельности, адаптироваться в изменяющемся рынке труда.

Переход от учебной к социальной и профессиональной деятельности в случае «или» приводит к противоречию развития: личность вынуждена осваивать правила поведения, созданные педагогом (лидером референтной социальной или профессиональной группы), определившим правила ее поведения и деятельности, рассчитанные, с одной стороны, на активность личности, а с другой стороны, сдерживающие активность любого человека.

Кроме того, современная личность самореализуется в системе постиндустриальной культуры и социализации и в динамично меняющейся структу-

198

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014

Гуманитарные науки. Педагогика

ре и содержании всех условий ее жизнедеятельности. С другой стороны, личность приносит в педагогический процесс традиционно сложившееся содержание архитипа и менталитета поведения и деятельности, сформировавшихся в определенной семейно-бытовой культуре и на основании взаимодействия с культурой сверстника и лидера референтной социальной среды.

Значительное влияние на качество самореализации личности накладывает опыт деструктивного взаимодействия с деликвентной культурой социума. Современная культура личности отличается гибкостью, дивергентностью мышления, отходом от классической рациональности. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны иметь место обученность, развитие, информационная грамотность, соотносимая с совокупностью общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Обучающийся осознает главную культурную мысль бытия: личностью человек становится только в процессе диалога; только в случае обладания образом свободно, самостоятельно и ответственно определяет свое место в жизни, в обществе, в культуре [3, с. 493]; если он свободен, ответственен, обладает рефлексивным сознанием, способен к самоорганизации и саморазвитию. Это является одной из причин инновационного вектора развития отечественного образования. В исследованиях Е. В. Бонда-ревской отмечается, что образование «из отрасли... превратилось в широкую социальную сферу, которая вынуждена взять на себя не только специфически образовательные (воспитание, обучение, развитие личности), но и многие социально необходимые, но не реализующиеся в других отраслях функции: социально-преобразующую и социально-стабилизирующую, оздоровительнореабилитационную, социальной защиты и поддержки, социально-адаптационную, культуропреемственную и культуротворческую» [4, с. 3].

Высокая образованность как показатель качества общекультурного развития студентов немыслима вне лингвистической готовности, способности к восприятию, переработке и использованию иноязычных материалов, раскрывающих компетентность и значимые профессиональные достижения специалистов в сфере, избранной студентами в качестве сферы профессиональной деятельности. Кроме того, в исследованиях А. К. Марковой, Л. Г. Петерсон, В. В. Сохранова-Преображенского, А. В. Хуторского, Santiago Rema-cha Esteras отмечается, что компетентность включает личностное отношение к деятельности [5], проявляющееся в наличии «жизненных навыков» (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и «надпредметных умений» (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения) и требующее высокого уровня иноязычной культуры. Развитие обозначенных групп умений и навыков составило в процессе проводимого исследования на факультете вычислительной техники Пензенского государственного университета со студентами по специальности «Программирование и языки программирования» основу формирования готовности учащихся к проявлению универсальных учебных действий в процессе взаимодействия с преподавателем иностранного языка. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям профессиональной подготовки студентов в ходе изучения иностранного языка, можно выделить четыре бло-

Humanities. Pedagogy

199

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

ка: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Готовность студентов к личностным действиям обеспечивает их ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности в процессе исследования в качестве основного вида личностных действий было выделено самоопределение на основе смыслообразующего взаимодействия преподавателя иностранного языка и студентов, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Студент должен задаваться вопросом «Какое значение и какой смысл имеет для меня изучение иностранного языка?» и уметь на него отвечать.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся осознание личностной модели организации их учебной деятельности. К ним относятся: целеполага-ние; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным иноязычным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона и выявления технологий индивидуально-личностного углубления иноязычной культуры; коррекция, развивающая умения самоконтроля; оценка и саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Основными в ходе исследования явились следующие: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.

Особое внимание в процессе смыслообразующего изучения иностранного языка уделялось формированию готовности студентов к коммуникативным действиям. Она обеспечивала: социальную компетентность и учет позиции товарищей по группе; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, преподавателями и представителями иноязычной культуры.

В процессе исследования учитывались рекомендации, разработанные Т. В. Дубровской, А. И. Жолнерик и Н. С. Данковой, в частности, в процессе определения структуры и содержания взаимодействия преподавателей иностранного языка и студентов. Так, например, в развитии языковой компетенции основное внимание уделялось формированию языковых знаний и умений, соответствующих темам, сферам и задачам общения в процессе изучения иностранного языка. В рамках языковой компетенции выделены лексическая, грамматическая и фонологическая компетенции.

Речевая компетенция включает речевые умения и навыки - чтения, аудирования, говорения и письменной речи, а также перевода и предполагает готовность их реализовывать в репродуктивной и продуктивной речевой деятельности в соответствии с коммуникативными задачами.

200

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014

Гуманитарные науки. Педагогика

Социолингвистическая компетенция включает лингвострановедческие знания, понимание межкультурных различий, умение и готовность участников общения использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией для достижения целей общения на иностранном языке.

При опоре на концепцию А. В. Хуторского в ходе изучения иностранного языка реализованы следующие уровни общепредметного образования. Первый уровень - общего теоретического представления. Содержание общепредметного образования на нем выступает в виде представления о составе, структуре и функциях социального опыта в его профессиональной иноязычной интерпретации. Второй уровень - учебного предмета. Здесь конкретизируется представление преподавателя и студента о том, как компетентно обучать и изучать на основе внутреннего мотивационного саморазвития. Третий уровень - учебного материала. В данном случае реализуются предметное содержание и интерактивное взаимодействие, которые были обозначены на первом уровне и представлены на втором в форме, специфической для иностранного языка. Речь идет о конкретных знаниях и умениях, а также познавательных задачах и упражнениях, которые составляют содержание предмета «Иностранный язык». Примером таких заданий явились следующие упражнения.

Describing technical functions and applications

1. a) In pairs, think about two or three products you use / regularly and discuss the following questions.

• What are the main functions of the products? (What do they do?)

• What are their different applications? (What are they used for?)

b) What do you know about Global Positioning System (GPS) devices? In pairs, describe their main function, and give some examples of different applications of GPS devices.

2. James, an engineer, is giving a talk on space elevators. Complete his notes using the correct form of the verbs (1-9) in Exercise 6 c.

Space Elevators:

• Challenge of (1) connecting a satellite to earth by cable is significant.

• To (2) ______________ its own weight, and be securely (3) ________________

at each end, cable would need phenomenal strength-to-weight ratio.

• How could vehicles be (4)______________into space, up cable?

• Self-contained energy source problematic, due to weight (heavy fuel or

batteries required to (5)___________vehicle).

• Two possible ways round problem:

1. Transmit electricity wirelessly. But technique only at research stage.

2. Solar power. But would only allow vehicle to (6)_____________slowly. Not

necessarily a problem, as car could be controlled remotely, allowing it to (7) _________payloads unmanned.

На четвертом уровне взаимодействуют преподаватель иностранного языка и студенты. Содержание усваемого учащимися материала существует не в проекте, а в профессионально направленной учебной деятельности и в процессе коммуникации с представителями иноязычной культуры.

Humanities. Pedagogy

201

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

На последнем, пятом, уровне содержание общепредметного образования выступает как результат обучения - качество самореализации студентов в учебной и внеучебной деятельности в роли представителей иноязычной культуры.

Процесс исследования позволил выявить совокупность технологий продуктивного перевода студентов с одного уровня на другой. К ним были отнесены: технология развития критического мышления учащихся; технология проектного обучения; технология проблемного обучения; технология оценки достижения планируемых образовательных результатов.

a) In pairs, discuss the questions raised in the notes and think of some suitable solutions for the anchoring system and the propulsion system. At this stage, these should be overall concepts, not detailed designs. Remember to make notes.

b) In small groups, take turns to give a short talk using your notes to explain how the systems work, in general terms. Imagine you are speaking to a small group of colleagues, including your manager.

c) Write two or three paragraphs to summarise your talk. These will be included in your manager’s longer report on offshore base stations.

Таким образом, исследование показало, что развитие универсальных учебных действий студентов на основе смыслообразующего изучения иностранного языка.

Список литературы

1. Закон об образовании РФ. - М., 2012. - Ст. 1. - С. 1.

2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия /

A. Г. Асмолов. - М. : Просвещение, 2011. - 436 с.

3. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития /

B. И. Андреев. - 2-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

4. Бондаревская, Е. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов н/Д : Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

5. Santiago Remacha Esteras. Professional English. Infotech English for computer users : Student’s book / Santiago Remacha Esteras. - Cambridge university press, 2008.

References

1. Zakon ob obrazovanii RF [Law on education in the RF]. Moscow, 2012, art. 1, p. 1.

2. Asmolov A. G. Kakproektirovat’ universal’nye uchebnye deystviya [How to design universal training activities]. Moscow: Prosveshchenie, 2011, 436 p.

3. Andreev V. I. Pedagogika: uchebnyy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy: training course of creative self-development]. Kazan: Tsentr innovatsionnykh tekhnolo-giy, 2000, 608 p.

4. Bondarevskaya E. V., Kul'nevich S. V. Pedagogika: Lichnost’ v gumanisticheskikh teo-riyakh i sistemakh vospitaniya: ucheb. posobie dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. za-vedeniy, slushateley IPK i FPK [Pedagogy: personality in humanitarian theories and systems of education: tutorial for students of vocational and higher pedagogical educational institutions, students of institutes and faculties of advanced studies]. Rostov-on-Don: Tvorcheskiy tsentr «Uchitel'», 1999, 560 p.

5. Santiago Remacha Esteras. Professional English. Infotech English for computer users: Student’s book. Cambridge university press, 2008.

202

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014

Гуманитарные науки. Педагогика

Кулиева Екатерина Николаевна старший преподаватель, кафедра английского языка, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: eka5626556@yandex.ru

Kulieva Ekaterina Nikolaevna Senior lecturer, sub-department of English language, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 15 + 37(082)

Кулиева, Е. К.

Развитие универсальных учебных действий студентов на основе смыслообразующего изучения иностранного языка / Е. К. Кулиева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4 (32). - С. 196-203.

Humanities. Pedagogy

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.