УДК 593.1
Н.А. Лупанова МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ С ЕЕ ГОТОВНОСТЬЮ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОВЫРАЖЕНИЮ
В статье рассматривается процесс выявления и сопровождения готовности личности к информационному самонасыщению в процессе ее взаимодействия с источниками обеспечения человека информационным полем самовыражения в соответствующем периоде развития.
Ключевые слова: информационное развитие, готовность, профессиональное самовыражение.
Готовность личности к осознанному активному информационному самонасыщению, заключающаяся, в частности, в наличии умений выбора информации и ее использования для достижения определенных целей, формируется в случае постоянного соотнесения индивидуально-личностных особенностей человека с возможным алгоритмом профессионального действия. Значимость данного соотнесения продуктивно в том случае, когда источники информационного насыщения в своих взаимоотношениях с личностью реализуют как целеполагающую системную модель побуждения человека к саморазвитию основ будущей профессиональной позиции.
Этот процесс продуктивен в том случае, когда взаимодействие источника информационного насыщения и личности определенным образом структурировано и удовлетворяет совокупности требований.
В качестве структуры рассматриваемого процесса, как показала опытно-экспериментальная работа, можно выделить последовательность следующих этапов:
1 этап: готовность социальной группы, референтной развитию личности, к профессиональной самоактуализации;
2 этап: осуществление совокупности диагностических действий, раскрывающих природные особенности личности и возможные коррекции, и сопровождения ее информационной социализации;
3 этап: реализация модели информационного насыщающего взаимодействия источника информатизации и личности на каждом возрастном этапе развития человека;
4 этап: побуждение личности к мобильному информационному самонасыщению в процессе непосредственной профессиональной подготовки;
5 этап: формирование профессионально значимой модели информационного самонасыщения.
Информационное насыщение личности осуществляется продуктивно, если реализуется совокупность требований, предъявляемых к исследуемому процессу. В процессе исследования выделены условия эффективного информационного насыщения, которые фактически раскрывают требования, предъявляемые к процессу взаимодействия источника информационного насыщения и личности (см. табл.).
Перевод условия в необходимое к выполнению требование возможен в случае реализации названной выше модели. Эффективность этого перевода основано на определенных показателях, критериях, которые должны учитываться в каждом возрастном периоде.
Переход этих условий в требования, повышающие эффективность информационного насыщения личности взаимосвязан с определенными показателями и критериями.
Первым условием является учет природного фона личности. Реализация этого условия источником информации, в данном случае - «материнская культура», проявляющаяся в образе ее готовности к информационному насыщению личности основано на таких параметрах, как: мотивационный, деятельностный, регулятивный и оценочно результирующий. Каждый из параметров может быть реализован на высоком, средней, низком и негативном уровне взаимодействия источника информации и личности.
Высокий уровень информационного взаимодействия источника информации и личности определялся в процессе опытно-экспериментальной работы на основе следующих показателей:
1) последовательная мобильная устремление источника информации к ее передаче;
2) наличие умений передачи информации личности в определенном возрасте, исходя из ее уровня развития и воспитанности;
Таблица
Возраст Условия
От рождения до трех лет. Источник -семейно-бытовая культура 1) учет природного фона личности; 2) условия социализации «материнской культуры»; 3) комфортность психофизиологического развития ребенка; 4) гуманность семейных взаимоотношений.
От трех до шести лет Источник - сверстник 1) нравственность социализации ребенка и его сверстников; 2) вариативность ролевой позиции ребенка в семье и малой группе; 3) технологичность семейного воспитания и подготовки к обучению.
От шести до одиннадцати лет Источник -педагогическая культура 1) авторитет педагога; 2) студийно-технологическое обучение; 3) развивающее и модульное разрешение познавательных проблем в социуме.
От одиннадцати до пятнадцати лет Источники -сверстники и СМИ 1)оптимальность социализации подростков; 2)обеспечение реализации в жизнедеятельности подростка трудолюбия и самостоятельности; 3)насыщенность и ритмичность пубертатного периода; 4)взаимосвязь обучения, воспитания и социализации в целевом и регулятивном аспектах; 5)обеспечение перспективности и традиционности в развитии учебновоспитательного учреждения; 6)наличие атмосферы творчества и четкой цели движения педагогического и ученического коллективов; 7)обеспечение включения подростков в самовоспитание на основе деятельности ученического самоуправления; 8)создание ситуаций престижности нравственного самосовершенствования; 9)соответствие целевого компонента работы школы с особенностями развития государственно-общественной системы, которая в дальнейшем определит содержание жизнедеятельности.
От пятнадцати лет до периода взрослости (около 20-27 лет) Источники - культура социума, сам человек, процесс профессионального самоопределения 1) профессиональное становление юношества; 2) создание гармоничных половых (в частности, сексуальных отношений); 3) удовлетворение уровня социальных притязаний; 4) нормативно-финансовое обеспечение свободного выбора направленности саморазвития; 5) поддержание традиций профессионального и культурного самовыражения «Я» в социуме; 6) студийно-технологическое и развивающее обучение и воспитание юношества; 7) специальная подготовка по курсам личностного и профессионального управления собой; 8) реализация самодеятельных и самоуправленческих начал социализации юношества; 9) нормативно-финансовое и моральное обеспечение престижности саморазвития взрослых; 10) необходимость проявления опыта управления собой в профессиональной и бытовой среде.
3) наличие внутренней мотивации источника информационного насыщения к передаче информации;
4) готовность к передаче информации в вариативной социально-бытовой и профессиональной ситуации взаимодействия с личностью;
5) проявление высокого уровня настойчивости, трудолюбия, толерантности, самостоятельности; среднего уровня тревожности, лабильности.
Средний уровень информационного взаимодействия источника информации и личности характеризуется ситуативным проявлением высокого уровня в ситуациях, к которым источник информационного насыщения адаптирован.
Низкий уровень информационного взаимодействия источника информации и личности характеризуется следующими признаками:
1) не последовательное адаптивное устремление источника информации к ее передаче;
2) наличие отдельных умений передачи информации личности в определенном возрасте, исходя из ее уровня развития и воспитанности;
3) наличие внешней мотивации источника информационного насыщения к передаче информации;
4) готовность к передаче информации в стандартной социально-бытовой и профессиональной ситуации взаимодействия с личностью;
5) проявление низкого уровня настойчивости, трудолюбия, толерантности, самостоятельности; высокого уровня тревожности, лабильности.
Негативный уровень информационного взаимодействия источника информации и личности характеризуется следующими признаками:
1) отсутствие устремления источника информации к ее передаче;
2) отсутствие умений передачи информации личности в определенном возрасте, исходя из ее уровня развития и воспитанности;
3) наличие внешней мотивации источника информационного насыщения к передаче информации в ситуациях обеспечения жизнедеятельности;
4) проявление готовности к передаче информации в стандартной социально-бытовой и профессиональной ситуации взаимодействия с личностью при авторитарном внешнем побуждении;
5) проявление низкого уровня настойчивости, трудолюбия, толерантности, самостоятельности; высокого уровня тревожности, лабильности.
В процессе опытно-экспериментальной работы выявлены особенности реализации названных требований во взаимодействии материнской культуры и ребенка в возрасте от рождения до трех лет. Основополагающими методологическими положениями явились работы Л.С. Выготского, Ж. Пиаже.
Как показала опытно-экспериментальная работа, важным условием эффективного информационного насыщения личности и ее готовности к информационному самонасыщению являются условия социализации «материнской культуры».
Эффективность информационного насыщения обуславливалась готовностью материнской культуры к осознанной психосоматической коррекции развития ребенка. Для этого в экспериментальных группах были проведены тренинги по специальным техникам психосоматической коррекции взаимодействия матери и ребенка. Дополнительно использовались: диагностическая
беседа, жестовое общение (жесты ухаживания и любви - А.А. Мельник), танцевально-двигательная терапия.
При взаимодействии материнской культуры и ребенка в возрасте от рождения до трех лет на предмет осознанной психосоматической коррекции развития ребенка диагностическая беседа направлялась в процессе опытно-экспериментальной работы на определение, в первую очередь, нынешнего внешнего и внутреннего информационного состояния матери. Что знает мать о природных особенностях ребенка? Какое значение природные особенности ребенка имеют для него сейчас и в его жизни в целом? Каковы информационные каналы передачи информации между ними? В процессе эксперимента выявлена зависимость качества ответов на данные вопросы от уровня культуры матери. При ответах выявилась следующая квалиметрическая характеристика.
Чем более свободно и менее формально протекает беседа, чем больше мать раскрывает себя, тем больше возможности обнаружить «сценический» характер ее информационного влияния на ребенка. Первая беседа имеет решающее значение для дальнейшего формирования отношений между матерью и собеседником. Уже перед первой встречей сделана установка на использование матерью своих чувственных реакций. Разговор с самого начала должен преследовать цель осознания матерью необходимости учета в процессе развития личности ребенка его природных особенностей.
Вначале выясняется отношение матери к исследуемому процессу, затем беседа подводилась к тому, чтобы она рассказала о своих природных особенностях и их реализации в дальнейшей жизни.
Решающим для понимания внутренних конф-ликгов и внешних психосоциальных связей являлся вопрос о жизненной ситуации к моменту рождения ребенка, о реализации замыслов жизни, о соотнесении природных начал организма с дальнейшей профессиональной реализацией. Воспоминания вызываются в форме свободных ассоциаций.
Далее беседа продолжалась в аспекте рассмотрения эмоциональных переживаний, связанных с профессиональным самоопределением, что позволило подвести мать к пониманию собственных способов реагирования и учета их в развитии личности ребенка.
Для формирования готовности материнской культуры к эффективному взаимодействию с ре-
бенком в первые три года жизни, на предмет осознанной психосоматической коррекции развития ребенка, использовалась методика коррекции жестового общения (жесты ухаживания и любви -А.А. Мельник). Она проводилась по следующим направлениям: невербальное общение матери и ребенка; жесты и тактильная коммуникация.
В любой семье на протяжении ее существования постоянно возникают различные трудности, неблагоприятные условия, проблемы. Нарастает тревога, конфликтность взаимоотношений, снижается удовлетворенность семейной жизнью, происходит ослабление сплоченности, что приводит к падению духовной и эмоциональной общности. Это эмоциональное состояние негативным образом влияет на развитие ребенка, так как приводит к психической травме.
В нашей опытно-экспериментальной работе ставилась цель формирования у матери невербального языка общения, позволяющего подготовить мать и ребенка к конструктивному решению конфликтов, возникающих в процессе семейно-бытовых отношений.
Невербальный язык общения позволяет усилить качество передаваемой информации о чувствах, испытываемых членами семьи. В то же время умения невербального общения у матери позволяют определять эмоциональное состояние ребенка, его тревоги, физическое состояние, интересы и своевременно помогают их разрешать.
Жесты и тактильная коммуникация позволяет локализовать сенсорный голод у ребенка, формируют стимулы, обеспечивающие ему физический контакт. Физический контакт влияет на физическое и эмоциональное развитие ребенка.
Недостаток прикосновений и внимания вызывают у ребенка различные психические нарушения, становятся причиной грубого и асоциального поведения. С первых дней малыш воспринимает окружающий мир посредством органов чувств. Смыслом общения являются жесты и тактильная коммуникация. В процессе опытно-экспериментальной работы проводились тренинги с матерями, позволяющими эффективно использовать жесты и тактильную коммуникацию в процессе развития ребенка от рождения до трех лет.
Анализ результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, позволяет выявить закономерности передачи информации от материнской культуры к ребенку в случае высокого уровня проявления основных характеристик
взаимодействия материнской культуры и ребенка в привычном для семьи информационном стиле общения. К ним были отнесены:
1) наличие высокого уровня проявления параметров, характеризующих материнскую культуру, неоднозначно влияло на использование языка телодвижений передачи информационных потоков от матери к ребенку;
2) появление первого ребенка усиливало деструктивность в информационном насыщении материнской культуры и, как правило, не осуществлялся перенос конструктивного решения проблем информационного насыщения с индивидуальной информационной персонофикацией на систему информационного обмена материнской культуры и культуры ребенка;
3) важной особенностью информационного обмена, в рассматриваемом случае при появлении второго ребенка, явилось соотнесение модели обмена с обменом, который осуществлялся с первым ребенком. В этом случае создаются основы для неадекватного соотнесения информационного потока и индивидуально-личностных особенностей второго ребенка.
Анализ полученных результатов показывает, что интенсивность проявления жестов и тактильной коммуникации возрастает в общем информационном обмене материнской культуры и ребенка. Однако качественные характеристики этого обмена неоднозначны. Влияние семейно бытовой культуры на формирование материнства, использование псевдоинформационных потоков (детские дома, замещение родителей родственниками и т.д.) приводит к иррациональному соотнесению развития ребенка и его информационного насыщения.
Аналогичная зависимость выявлена и при низком уровне сформированности основных параметров проявления готовности материнской культуры к информационному насыщению ребенка с помощью языка телодвижений.
Анализ полученных результатов показывает наличие зависимости между готовностью материнской культуры к передаче информационных потоков ребенку от уровня сформированности основных ее параметров. При низком уровне проявления параметров информационное насыщение культуры ребенка по своим качественным показателям деструктивно. В этом случае формируется тактильная агрессивность, не формируется - самодостаточность проявления ребен-
ка, затруднено - пространственно-временное са-моописание культуры ребенка в системе семейно-бытовых отношений, что в последствии сказывается на качестве личностной идентификации ребенка в системе групповых отношений.
Одним из основных методов формирования готовности материнской культуры к информационному насыщению ребенка с помощью языка телодвижений явилась танцевально-двигательная терапия. Она использовалась нами для формирования готовности матери к осознанной психосоматической коррекции развития ребенка.
Танцевальная терапия позволила решить ряд задач:
- улучшение физического и эмоционального состояния участников эксперимента;
- создание условий для творческого взаимодействия, преодоление барьеров речевого общения;
- снятие физического напряжения;
- организация совместно работы с использованием жестов, поз, движений и других невербальных форм общения.
В процессе опытно-экспериментальной работы устанавливался базовый уровень коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия. Это давало возможность маме получать и давать обратную связь и расширять информационную насыщенность о поведенческом репертуаре социально-психологических ролей.
Анализ полученных результатов показывает общее положительное влияние танцевально-двигательной терапии на готовность материнской культуры к информационному обмену с ребенком. Выявлена корреляция исследуемого процесса со специальной подготовкой женщин к коррекции проявлений эмоциональной сферы. Природная пластичность телодвижений имеет большую значимость для эффективности исследуемого процесса по сравнению с результатами обучения женщин, не имевших высокой природной предрасположенности к использованию языка телодвижений в информационном обмене с ребенком.
В случае среднего уровня сформированнос-ти основных параметров проявления материнской культуры в информационном обмене с помощью языка телодвижений корреляционный момент незначительно отличается от высокого уровня, так как в целом идентичны природные показатели. Различия условий жизнедеятельности и специальной подготовки материнской культуры нивелируются при рождении второго ре-
бенка, то есть при наличии опыта обмена информацией между материнской культурой и культурой ребенка.
Низкий уровень развития параметров проявления материнской культуры в информационном обмене с помощью языка телодвижений дает наименьшую корреляцию, так как невозможна компенсация недостаточных природных основ для исследуемого процесса и упущены возрастные возможности для специальной подготовки материнского организма и эмоциональной сферы, позволяющие матери эффективно обеспечивать ребенка социально-значимой информацией. В этом случае наблюдались два варианта решения обозначенной проблемы.
В первом случае происходило социальное замещение в процессе информационного обмена культуры матери культурой родственников и специалистов.
Во втором случае происходило интенсивное проявление социально-педагогической запущенности ребенка, что искажало процесс его развития.
Аналогично по структуре, содержанию и технологиям анализировалась роль комфортности психофизиологического развития ребенка; гуманности семейных взаимоотношений в рассматриваемом процессе.
Особую роль в будущем процессе информационного самонасыщения играет переход ребенка от наглядно-образного моторного восприятия мира и воспроизведения себя в нем к знаковому вербальному общению с основными источниками информационного насыщения. Как правило (в 63,6% случаев), современная семья не осуществляет специальной коррекции данного перехода ребенка и пользуется сложившейся системой подражательного перевода ребенка на уровне его природных возможностей.
В экспериментальных группах производилось обучение родителей технологиям психосоматической коррекции воздействия на переход ребенка к знаковому опредмечиванию себя. Не только в совокупности предметных действий, но и в отношениях, что в дальнейшем позволило на более высоком уровне стимулировать проявление абстрактного отношения ребенка к совершаемому действию.
Как известно, технологии семейной психотерапии являются важнейшим средством модификации отношений между сложившимся опытом отношения родителей к миру и своей личности и формирующейся личностью ребенка. Психосо-
матическая терапия позволяет родителям осознать значимость специального воздействия на речевое развитие ребенка в условиях семейнобытовой культуры и осознать свои возможности в этом процессе.
Недостаточный уровень готовности ребенка к знаковому воспроизведению себя и пониманию многообразного значения знаковой системы поступающей от родителей к качестве системы моторных рефлексий, речевого выражения приводит к отсутствию социальной мотивации ребенка на познание как можно большего числа объектов. Тем самым, изначально, закладываются ограничения не только в процессе восприятия информационных потоков, но и в формировании готовности выделять личностное информационное поле в многообразии существующих информационных полей.
Отметим, что предлагаемая в эксперименте система коррекции рассматривала родителей и детей с достаточным уровнем развития. Родители и дети, имевшие определенную симптоматику патологичного развития и обладавшая природными аномалиями интеллекта, а также, шизопараноичес-кими основами соотнесения знаковой системы и возникающими при этом образами, не рассматривались, так как это требует специальной психиатрической и медицинской коррекции в условиях стационарного медицинского учреждения.
Начальным моментом организации процесса коррекции явились два момента. Во первых, осознание сущности процесса коррекции, как процесса побуждающего субъекта коррекции к самокоррекционным действиям в определенных условиях, создаваемых в процессе исследования. Во вторых, уточнение предстоящей программы и технологий коррекции требуют ответа на следующие основные группы вопросов:
1. Как видят себя родители? Как видят они свое влияние на жизнь своих детей?
2. Как видят родители проблемы своих детей? В чем эти проблемы?
3. Являлось ли деторождение основой заключения брака?
4. Является ли рождение и воспитание ребенка основой семейной конфликтологии?
5. Какие проблемы в отношениях родителей с детьми побуждают родителей к обращению к специалистам?
Анализ данных, полученных на основе анкетирования, бесед, интервьюирования, результа-
тов метода экспертных оценок позволяют сделать следующие выводы.
Наличие высокого уровня осознания своей роли в воспитании детей характеризовалось проявлением ответственности за возможные межличностные сексуальные действия; самостоятельностью позиции о количестве детей и времени зачатия ребенка; наличие прямой мотивации на процесс деторождения и осознанием условий жизнедеятельности своего ребенка.
Высокий уровень самооценки себя как родителей основывался на высоком уровне личностной самооценки и возможностью использовать опыт родителей или более старших поколений в воспитании детей.
Высокий уровень наличия специальных знаний характеризовался наличием специального психоло-го-педагогического образования и информационной насыщенности родителей по данной проблеме и собственной семейно-бытовой культуры.
Наличие среднего уровня осознания своей роли в воспитании детей характеризовалось ситуативным проявлением высокого уровня ответственности за возможные межличностные сексуальные действия; самостоятельности позиции о количестве детей и времени зачатия ребенка; наличия прямой мотивации на процесс деторождения и осознания условий жизнедеятельности своего ребенка.
Средний уровень самооценки себя как родителей основывался на объективном уровне личностной самооценки и возможностью использовать опыт родителей или более старших поколений в воспитании детей.
Средний уровень наличия специальных знаний характеризовался наличием специального психолого-педагогического образования и относительной информационной насыщенностью родителей по данной проблеме и собственной семейно-бытовой культуры.
Средний уровень готовности родителей к самовоспитанию основывался на наличии специального образования и индивидуально-личностного устремления к самоизменению, проявляющегося при внешнем побуждении.
Наличие низкого уровня осознания своей роли в воспитании детей характеризовалось проявлением безответственности за результат возможных межличностных сексуальных действий; отсутствие самостоятельности позиции о количестве детей и времени зачатия ребенка; наличия защитной мотивации на процесс деторождения
и отсутствием осознания условий жизнедеятельности своего ребенка.
Низкий уровень самооценки себя как родителей основывался на субъективном уровне личностной самооценки и отсутствием возможности использования опыта родителей или более старших поколений в воспитании детей.
Низкий уровень наличия специальных знаний характеризовался отсутствием специального пси-холого-педагогического образования и отсутствием информационной насыщенности родителей по данной проблеме и собственной семейнобытовой культуры.
Низкий уровень готовности родителей к самовоспитанию основывался на отсутствии специального образования и отсутствием индивидуально-личностного устремления к самоизмене-нию, проявляющегося при внешнем побуждении.
Отсутствие готовности к воспитанию ребенка, которая проявлялась у социально-педагогически запущенных родителей и родителей с недостаточным уровнем развития.
Анализ готовности родителей к осознанию проблем своих детей показал наличие следующих закономерностей.
Высокий уровень осознания возможных проблем развития детей основывался на наличии специального психолого-педагогического образования и этноконфессиональной информационной насыщенности, исходящей из семейно-бытовой культуры.
Высокий уровень осознания реальных проблем развития своего ребенка основывался на опыте родителей в собственной семейно-бытовой культуре и личном опыте воспитания детей.
Высокий уровень осознания причин проблем в развития ребенка связан с наличием специального психолого-педагогического образования и народным толкованием данных проблем в семейно-бытовой культуре.
Высокий уровень осознания конкретных причин проблемности развития своего ребенка связан с опытом воспитания своего ребенка и высоким уровнем качества коммуникации различных поколений в семейно-бытовой культуре.
Средний уровень характеризовался проявлением показателей высокого уровня при активном внешнем побуждении со стороны референтного источника зоны ближайшего социального развития (Л.С. Выготский, И.С. Кон).
Низкий уровень осознания возможных проблем развития детей основывался на отсутствии
специального психолого-педагогического образования и этноконфессиональной информационной насыщенности, исходящей из семейно-бытовой культуры.
Низкий уровень осознания реальных проблем развития своего ребенка основывался на отсутствии опыта родителей в собственной семейно-бытовой культуре и личном опыте воспитания детей.
Низкий уровень осознания причин проблем в развития ребенка связан с отсутствием специального психолого-педагогического образования и негативным народным толкованием данных проблем в семейно-бытовой культуре.
Низкий уровень осознания конкретных причин проблемности развития своего ребенка связан с передачей функций воспитания детей старшим поколениям и низким уровнем качества коммуникации различных поколений в семейнобытовой культуре.
Отсутствие готовности к осознанию проблем и причин их проявления у ребенка, которая проявлялась у социально-педагогически запущенных родителей и родителей с недостаточным уровнем развития.
Высокий уровень конфликтности отношений между родителями по поводу рождения и воспитания ребенка характеризуется альтернативными позициями матери и отца и отсутствием толерантной позиции и умений достигать согласованности по вопросам воспитания детей.
Средний уровень конфликтности отношений между родителями по поводу рождения и воспитания ребенка характеризуется различиями в стратегических целях воспитания ребенка и относительной согласованностью в разрешении текущих ситуаций, возникающих в семейно-бытовой культуре.
Низкий уровень конфликтности отношений между родителями по поводу рождения и воспитания ребенка характеризуется наличием стратегического единства отца и матери в вопросах воспитания ребенка и различием позиций в отдельных ситуациях, возникающих в семейно-бытовой культуре.
Отсутствие конфликтности отношений между родителями по поводу рождения и воспитания ребенка характеризуется согласованностью позиций родителей по основным вопросам и четкими ролевыми позициями отца и матери, сложившимися в семейно-бытовой культуре.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали зависимость проблемности в отно-
шениях между родителями и детьми от возраста родителей; их опыта; адекватности позиции отца и матери и направленности участия старших поколений в воспитании внуков.
Выявлена зависимость между управляемостью поведения ребенка и его завершающей позицией в детородной деятельности семьи.
Аналогичный сравнительно-сопоставительный анализ проводился по другим возрастным группам и источникам информационного насыщения. В целом можно обобщить полученные результаты в следующих выводах:
- выявление взаимосвязи информационного развития личности с ее готовностью к профессиональному самовыражению является системой, деятельность которой определяется готовностью социума к профессиональной самоактуализации личности; качеством диагностики личностных возможностей в информационном самонасыще-нии и возможностей побуждения личности к информационному самонасыщению;
- информационное насыщение личности способствует формированию ее готовности к про-
фессиональной деятельности, если в соответствующие периоды реализуются специальные педагогические условия;
- высокий уровень профессионально-значимого информационного взаимодействия личности и ведущего источника информации в соответствующем возрасте возможна при мобильном соотнесении опыта источника информации и мотивации личности к информационному самообеспечению;
- высокий уровень настойчивости, трудолюбия, толерантности, самостоятельности способствует эффективному соотнесению стремления личности к информационному насыщению и ее готовности к профессиональному действию.
Библиографический список
1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2003. - 480 с.
2. Язык жестов / Сост. А.А. Мельник. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. - 448 с.
УДК 378.0
С.А. Румянцев, Т.И. Ибрагимов РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются теоретико-практические предпосылки развития готовности будущих специалистов к творческой профессиональной деятельности.
Ключевые слова: готовность, творческие основы, профессиональная деятельность.
Развитие современной высшей профессиональной школы взаимосвязано с из менениями, происходящими в социально-экономических основах развития государственных и общественных институтов России; становлением нового содержания образования в различных учебно-воспитательных и образовательных учреждениях; определением структуры, направленности и совокупности смыслообразующих мотивов профессиональной деятельности современного специалиста, способного к вариативной профессиональной самореализации; обоснованием психолого-педагогических основ понятия «дидактическая самореализация студентов в условиях обучения в современной школе».
Новые типы учебно-воспитательных и образовательных учреждений, обновление структуры
и содержания школьного образования; изменяющиеся профессиональные отношения; иная значимость знаний и образованности в ментальности социума способствуют формированию новой позиции студента в процессе обучения. Существующая моно возрастная и вербальноиллюстративная система обучения формирует адаптивность студентов к совокупности норм, определяющих их дидактическое и социальное самовыражение. Реальная практика социального проявления личности в современном обществе требует от человека готовности к вариативному социально-бытовому, профессиональному и индивидуально-личностному самовыражению. Налицо противоречия между существующей моделью обучения студентов и объективными задачами, которые стоят перед ней в условиях