ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20) 2010
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010
УДК 159+316.356.2
СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ
© О. В. ПЛЕШАКОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра социологии и социальной работы e-mail: [email protected]
Плешакова О. В. - Системно-структурная модель комплексного психологического сопровождения семьи // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 188-196. - Опираясь на исследования современных ученых, проблема организации психологического сопровождения семьи рассматривается с точки зрения комплексного подхода. В статье разработана и обоснована оригинальная структурная модель комплексного психологического сопровождения семьи, которая состоит из четырех взаимодополняющих программ. Подробно раскрывается их содержание и описываются способы практического применения. Обозначена актуальность психологического сопровождения семьи в современном российском обществе, важнейших подходов к её использованию в практической деятельности.
Ключевые слова: семья, культура воспитания, психологическое сопровождение.
Pleshakova O. V. - Methodological principles of psychosocial work // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo.
2010. № 16 (20). P. 188-196. - Basing on researches of modern scientists, the problem of the organization of psychological support of family is examined from the point of view of the complex approach. In article the original structural model of complex psychological support of family which will consist of four complementary programs is developed and proved. Their contents are in detail opened and ways of practical application are described. The urgency of psychological support of family in a modern Russian society, the major approaches to its use in practical activities is designated. Key words: family, culture of education, psychological support.
Ускоренный темп современной жизни, её урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостатком нравственно-этических начал в семейных отношениях, низкой социально-психологической культурой общения подрывают основы системы семейных ценностей.
Брачные союзы становятся всё более краткосрочными. Потеряна ценность брака - как объединения в семью не только для совместного проживания, но и для ведения совместного хозяйства, для рождения детей и т.п. Происходит разделение в представлениях молодежи между семейными и брачными отношениями. Семейные отношения, при этом, не связываются с брачными. Этому способствуют и представления общества о непрестижности официального брака, извращенное представление общества о свободе личности (считается, что брак ограничивает свободу личности), законодательство (провоцирует безответственное отношение молодых людей к браку, так как при юридическом оформление брака обязательства сторон
различны, нежели при заключении «гражданского»). Также, укреплению семейно-брачных отношений мешают и соображения карьерного роста (не создав семью в «своё» время, молодой человек либо теряет актуальность её создания в принципе, либо требования к партнеру становятся такими завышенными, что реализовать их практически не возможно).
В уже существующих семьях зачастую встречаются различные девиации внутрисемейных отношений. Так, одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей; психологическое перенапряжение и неудачи на работе у родителей, в связи с общим нестабильным положением в стране и требованиями профессиональной деятельности, претендующими не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребенок чаще проводит время у телевизора или компьютера, чем с родителями; появление дополнительных телевизоров в семье, наличие семейных комнат и отдельных спален, специальных комнат для игр и т.п. ведёт к дальнейшему углублению изоляции между поколениями. Всё это от-
рицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности, на функционирование семьи в целом; углубляет изоляцию и увеличивает дефицит общения между членами семьи.
Общество и власть не должны ограничиваться призывами и рекламными клипами, а также разовыми мероприятиями и нотациями. Необходимо отметить, что общая картина построения семейных взаимоотношений, семейного воспитания и всей жизни в семье во многом определяется тем, как люди представляют себе её ещё до того, как они реально стали участниками этих отношений. В разных регионах России внедряются программы по формированию психологической готовности студентов к брачным отношениям (Самарская область, Зудилина И. Ю.) [3], по гармонизации детско-родительских отношений (г. Самара, Техтеле-ва Н. В.) [8], психологической поддержке беременных (г. Москва) и т.п.
Таким образом, при большом интересе исследователей к феномену семьи и семейным отношениям, различным аспектам этих отношений, неразработанной остается комплексная программа психологической поддержки семьи, начиная с формирования взглядов человека на семейные отношения и брак, и далее в процессе создания и функционирования семьи. Конечно, данная программа не может быть универсальной для всей России. Необходимо конкретизировать её для каждой социальной группы, учитывая многообразие существующих семейных отношений и традиций.
В нашем исследовании предлагается комплексная модель психологического сопровождения семьи, которая состоит из четырех взаимодополняющих программ. Рассмотрим каждую программу подробно.
1. Как отмечалось выше, система ценностей современного российского общества не дает четкого ответа на вопросы молодежи о статусе семьи, о требованиях общества к ней; о престижности брака и ответственности партнеров за него; о ролевом распределении в семье и обязанностях ее членов и т.п. Сейчас молодой человек не может ориентироваться и на образ родительской семьи, так как нестабильность в общественных отношениях деформирует о внутрисемейные отношения. Это актуализирует необходимость поддержания авторитета брачно-семейных отношений в глазах молодого поколения. Кроме того, наиболее активно личностное самоопределение молодежи в различных жизненно важных сферах (образовании, будущей профессиональной деятельности, семейной жизни, культуре, политике и т.д.) происходит в студенческий период [11]. Именно на данном возрастном этапе происходит активное формирование системы идеалов, ценностей и ориентаций в жизни любого индивида. Указанная система еще недостаточно стабильна в силу возрастно-психологических особенностей развивающейся личности, поэтому именно в данный период возможности воздействия на ее формирование максимальные [2].
Таким образом, в качестве начальной программы комплексной модели психологического сопровождения семьи нами предлагается факультативный курс
занятий со студентами, раскрывающий особенности начальной стадии развития семейно-брачных отношений, так как проблемы формирования супружеской пары, особенностей выбора партнера, семейного воспитания и способов эффективного построения взаимодействия между членами семьи не находят в полной мере своего отражения в образовательных программах и учебно-методических пособиях. Даже существующие дисциплины для некоторых специальностей (семьеве-дение, психология семейных отношений, психология семьи и т.п.) читаются студентам в отрыве от их реальной жизни. При изучении проблем семьи, материал преподносится как теоретическое знание, которым должен обладать студент, а не как знание, которое он должен использовать и в отношении себя, своей семьи. Чужие примеры ничему не учат, целесообразнее разбирать конкретные ситуации, предлагаемые студентами. Традиционная форма семинара, с четко определенными вопросами и заранее сформулированными выводами для таких дисциплин, на наш взгляд, не подходит. Формы их проведения должны более демократичными: «круглый стол», «пресс-конференция», тренинги, сюжетно-ролевые игры и т.п. Обсуждая частные проблемы, студенты неизбежно выйдут на общие, и тогда выводы будут результатом их собственного поиска.
Факультативный курс «Семья» проводится на базе психологической службы вуза на постоянной основе. Тематика и календарный план занятий разрабатывается на каждый семестр и находится в открытом доступе для всех студентов. Групповая работа со студентами происходит в течение одного учебного года. Посещение занятий добровольное. данный курс проводится ежегодно, и тот, кто не смог посетить какое-то занятие, может это сделать в следующем учебном году.
Программа содержит три раздела:
- теоретический (способствует приобретению знаний в области психологии брачных отношений, формированию мотивов, определяющих благополучие отношений супругов в браке);
- практический (направлен на развитие умений, навыков, качеств личности, необходимых для построения конструктивных отношений в браке, на развитие самосознания учащихся);
- консультационный (включает индивидуальные консультации, которые помогают студентам осознать особенности собственной личности, способствуют развитию самосознания) [3].
Цель программы: ориентация студентов на осознание и принятие ценности брака и семьи, формирование характеристик, способствующих построению конструктивных отношений в браке.
Задачи, способствующие реализации цели программы:
- формирование системы знаний и представлений о предназначении семьи и брака, их функционировании, роли в человеческом обществе и жизни каждой отдельной личности;
- формирование мотивов, направленных на создание и сохранение брака как социального института;
- формирование у студентов представления о феномене родительства и его компонентах, о психологическом сопровождении родителей;
- углубление интереса студентов к проблеме семьи, материнства и отцовства;
- формирование системы практических умений, навыков и качеств личности, необходимых в общении и взаимодействии с партнером;
- развитие самосознания студентов.
Реализация программы происходит посредством
различных психолого-педагогических методов:
- методы телесноориентированной терапии включают сеансы релаксации, что позволяет участникам перейти от негативных оценок себя к продуктивным оценкам и отношениям. Также, ориентируют не на конечный результат, а на процесс творчества, что позволяет преодолевать стереотипы самооценки у участников тренинга. Более того, посредством невербальной экспрессии, участники могут более успешно, чем в условиях вербального диалога, реализовать свои способности к интуитивному решению проблем, которые вербализуются в последствии; при активизации творческого воображения механизмы сознательного оценивания в значительной мере блокируются, что способствует безоценочному принятию всего, что происходит в психотерапевтической ситуации «здесь и сейчас»;
- методы арттерапии используется как способ повышения креативности каждой личности в отдельности и группы в целом (рисование акварельными красками, лепка из пластилина, работа со сценариями родительско-детских или супружеских отношений);
- методы трансактного анализа используются для фиксации и анализа эго-состояний участников, для коррекции интерперсональных отношений;
- ролевые игры ориентированы на формирование и развитие психологической компетенции будущих супругов, родителей в выборе стиля внутрисемейного общения с учётом характерологических особенностей его участников;
- психоанализ дает возможность исследования патологизации взаимоотношений личности с другими людьми;
- гештальттерапевтические методы способствуют осознанию парадоксальности и метаморфозности развития отношений с другими людьми;
- методы экзистенциальной терапии направлены на формирование нового понимания собственного существования; на развитие способности открывать для себя новые жизненные горизонты, видеть перспективы своего существования и реальность жизни; на поиск удовлетворяющего направления в жизни;
- когнитивные методы теории личностных конструктов открывают закономерности детерминации поведенческого цикла «Ориентировка - Выбор -Исполнение», фиксированные представления о себе и о других;
- бихевиоризм помогает определить нарушения атрибутов взаимодействия (трансферов) человека и общества, имеет в своем арсенале средства разруше-
ния неэффективного взаимодействия, а также психологические механизмы приобретения навыков исправленного поведения в межличностных отношениях;
- методы символодрамы обнаруживают неудовлетворенность каких-либо архаических потребностей, неразрешенных личностных проблем [9, 12].
После первого занятия студентам предлагается записываться на индивидуальные консультации, которые проводятся на базе психологической службы вуза. Студенты могут обращаться по различным вопросам: коррекция взаимоотношений в семье (с родителями, сестрами, братьями и другими родственниками), помощь в поиске удовлетворяющего стиля отношений с противоположным полом, разъяснение вопросов, касающихся семьи и брака, супружеских отношений и других. Эффективность консультаций основана на том, что студент, получая информацию на групповых занятиях, может отрефлексировать её в индивидуальном порядке.
Таким образом, результатами реализации факультативного курса «Семья», как начальной программы комплексной модели психологического сопровождения семьи являются:
- укрепление семьи как ячейки общества, повышение статуса семьи в обществе;
- формирование положительного отношения к семье и браку, установки на осознанное родительство;
- формирование необходимых психолого-педагогических и социальных знаний о семье и способах гармоничного общения между ее членами, а также навыков такого общения;
- снижение уровня девиаций во внутрисемейных отношениях.
2. Второй программой в комплексной модели психологического сопровождения семьи является проект «Психологическая поддержка беременных и подготовка к материнству (отцовству)», которая поможет семье плавно подготовится к изменению статуса и образа жизни, осознать и почувствовать всю радость материнства и отцовства в полной мере.
Культура каждого народа имеет свои особенности, где далеко не последнее место занимают быт и традиции, уклад семьи. Семья - фактически единственный оплот традиционного воспитания, которое является основой физического и психического здоровья человека. Поэтому родительство является не менее серьезной «профессией», чем трудовая занятость в общем её понимании; более того, это один из важнейших механизмов, через который осуществляется трансляция культуры.
как известно, жизнь ребенка во многом формируется еще в утробе матери и зависит от мыслей, действий и поведения матери. Поэтому в период беременности мать должна тщательно следить за своими действиями и словами, слушать хорошую музыку, смотреть на красивых людей, любоваться природой, читать книги, в которых повествуется о красивых и добрых поступках, сердечности, справедливости, о любви и радости. Жизнь матери в течение всего периода беременности должна быть подчинена единственной цели - выносить и родить ребенка, здорового не
только физически, но и нравственно. Не секрет, что психологический комфорт будущей матери во многом зависит от поведения и взаимоотношений с отцом ребенка. Поэтому умение создать дружную семью, где учитываются желания и способности каждого из его членов, где имеются семейные традиции, где существуют общие проблемы и учитываются интересы каждого, независимо от положения в обществе и возраста, где хорошо относятся и к детям и к старикам является важным и неотъемлемым условием построения здоровой семьи и воспитания здоровых детей.
Целью программы «Психологическая поддержка беременных и подготовка к материнству (отцовству)» является расширение знаний обоих родителей в области естественного и гармоничного психофизического воспитания ребёнка с первых дней его жизни; а также популяризация и внедрение естественных методов оздоровления, совершенствования культуры рождения и воспитания.
Основные задачи программы:
- укрепление семьи как ячейки общества;
- формирование установки на осознанное роди-тельство;
- укрепление внутрисемейных отношений: подготовка супругов к рождению малыша, воспитание в родителях умения совместных и равноправных действий при развитии ребенка, умение жить не для ребенка, а вместе с ним, начиная с момента зачатия.
Программа «Психологическая поддержка беременных и подготовка к материнству (отцовству)» содержит три раздела:
- теоретический (способствует приобретению знаний в области пренатальной психологии, формированию мотивов, определяющих благополучие внутрисемейных отношений). В этом разделе рассматриваются следующие вопросы:
Тема 1. Теоретические основы формирования родительства.
Феномен родительства. Компоненты комплексной структуры родительства. Факторы и уровни формирования родительства. Специфика мужской и женской моделей родительства. Родительская любовь как психологический феномен. Специфика отцовской и материнской любви.
Тема 2. Психология материнства.
Феномен материнства: культурно-исторические, биологические и психологические аспекты. Материнство как часть личностной сферы женщины. Формирование материнских отношений к ребенку. девиантное материнство.
Тема 3. Психология отцовства.
Определение отцовства: филогенетические, исторические и социокультурные, социально-психологические аспекты. Отцовство как социальная роль. Функции отца в психологическом развитии ребенка. Психологическая помощь отцу и семье.
Тема 4. Психологическое сопровождение роди-тельства.
Основные концепции воспитания родителей. Модели психологического сопровождения родитель-
ства. Методы диагностики и коррекционной работы с родителями.
Тема 5. Психологическое сопровождение родителей во время беременности.
Психологическая готовность к материнству. Стиль переживания женщиной беременности. Психология беременной женщины. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка.
- практический (направлен на развитие умений, навыков, качеств личности, необходимых для реализации функций родителей, гармоничного психофизического развития ребенка, построения конструктивных внутрисемейных отношений, на развитие самосознания будущих родителей). Этот раздел программы реализуется посредством активных форм взаимодействия в группе: тренинги с применением методов различных психологических школ, спортивные занятия, сюжет-но-ролевые игры, творческие игры и т.п.
- консультационный (включает индивидуальные консультации, которые помогают будущим родителям осознать особенности собственной личности, разрешить личные проблемные ситуации, способствуют развитию самосознания). Этот раздел реализуется через проведение (по желанию родителей или при необходимости) психологического консультирования в очной или заочной (интернет-консультирование) формах.
В зависимости от характера супругов, их возможностей и потребностей можно рекомендовать различные виды занятий, родители могут составить свой план подготовки к рождению и развитию малыша. Таким образом, данная программа является достаточно гибкой.
В результате реализации программы «Психологическая поддержка беременных и подготовка к материнству (отцовству)» молодые родители избавляются от страхов во время беременности и перед родами, перед новой беременностью; заранее продумывают бытовые стороны жизни с малышом и распределяют внутрисемейные обязанности по дому; учатся строить отношения с ребенком, учитывая его личностные особенности (темперамент, таланты, предпочтения и т.п.); появляется желание и умение совместных игр с малышом; происходит переоценка родителями своей роли в формировании семьи; снижается конфликтность при воспитании детей; происходит укрепление семьи.
3. «Заботливый родитель» является третьей программой в комплексной модели психологического сопровождения семьи, включающей занятий с родителями детей, посещающих детский сад или готовящихся к его посещению. Работа ведется по трем направлениям: подготовка родителей к посещению их ребенком детского сада; психологическое сопровождение процесса воспитания ребенка в семье; коррекция детско-роди-тельских отношений.
Целью программы является содействие и психологическая помощь родителям в процессе воспитания детей.
В соответствии с целью в процессе проведения программы решаются следующие задачи: 1) помочь родителям осознать свою позицию по отношению ребенку и проанализировать основные психологические уста-
новки родительства; расширить возможности понимания своего ребенка родителями, улучшить рефлексию своих взаимоотношений с ребенком; 2) помочь в выборе стиля родительско-детских отношений как творческого процесса, учитывающего личностные особенности родителей и детей; выработать новые навыки взаимодействия родителей с ребенком; 3) способствовать ориентации супружеской пары на гармоничные отношения в семье; активизировать коммуникации в семье.
В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, как формируется под их влиянием характер ребенка. Поэтому основной формой проведения занятий является социально-психологический тренинг. Основной идеей тренинга является формирование осознанной Я-концепции родителя, его ролевой позиции, зрелость которых обеспечивает адекватность родительских представлений о характере ребенка, согласованность реальных и идеальных представлений о ребенке, диф-ференцированность представлений и их эмоционально положительную направленность. Также в процессе реализации этой формы работы с группой более эффективно происходит формирование у родителей адекватных представлений о характере ребенка, которые являются необходимыми для сотрудничества с ним. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье, является следствием развития представлений о ребенке как о самостоятельной личности, обеспечивает формирование отношений ребенка. При нарушенных представлениях о ребенке осуществление воспитательных функций становится проблематичным. При разработке программы тренинга особое внимание обращалось на:
- расхождение представлений родителей о детях с реальными характерологическими свойствами ребенка (представления искажены различными ожиданиями),
- несформированность у родителей позиции отца/матери для построения гармоничных отношений с сыном или дочерью,
- преобладание у родителей мыслей «о себе» над мыслями «о ребенке».
Представленная программа имеет свою структуру, в которой уделяется внимание следующим темам:
- психология ребенка и общение с ним,
- ориентация семьи на гармоничные отношения,
- стадии формирования родительско-детских отношений в детстве, сотворчество,
- факторы, влияющие на формирование характера дошкольника,
- диагностика и коррекция психологических факторов, неблагоприятно влияющих на формирование представлений родителей о характере ребенка.
С точки зрения содержания программа воздействовала:
- на аффективную сферу. Предметом работы являются сами участники, их переживания, эмоции, чувства. Обсуждения проходили с учетом принципа
гештальттерапии «здесь и сейчас» это способствовало лучшему осознанию происходящего, возможности реально помочь другому участнику группы, предложив своё видение проблемы. каждый из участников группы смог ответить для себя на такие вопросы как:
- почему в отношениях с ребенком я выделяю эти проблемы?
- какова моя роль в их возникновении?
- как я могу решить проблему? Варианты.
- как изменюсь я, если мне удастся решить эту проблему?
- какие проблемы мне показались неожиданными у других участников группы?
- чего больше в моих представлениях о ребенке: негативного или позитивного? Почему это так?
- в чем я авторитетен для своего ребенка? Что может сблизить меня в общении с ребенком?
Ответы на такие и подобные вопросы после каждого занятия входили в домашнее задание каждому родителю для более детального осознания искажений в представлениях о своем ребенке.
- на когнитивную сферу. Предметом работы является осознание своего состояния, понимание того, что происходит во взаимоотношениях с ребенком, оценка этих отношений. Работа с психологическими утверждениями дала родителям не только опыт преобразования негативных представлений в позитивные, но и научила слушать, слышать и отбирать сознательно то, что происходит в родительско-детских отношениях в других семьях.
- на развитие Я-концепции, осознание Я-Об-раза, позитивную самооценку. Постепенно участники тренинга переходят от негативных к позитивным оценкам себя и других, учатся понимать и принимать похвалу, осваивают навыки поддержки друг друга в житейских ситуациях, осознают собственную значимость и ценность. Переживание различных ситуаций без осуждения, нахождение в ней сильных сторон, способствовали тому, что внутрисемейные диалоги стали проходить более конструктивно и творчески, родители смогли найти такой способ реагирования, при котором не снижается самоуважение как другого супруга, так и ребенка даже в затруднительном для него положении. Этому также способствовали домашние задания на саморефлексию.
- на перенос внимания и сознания с себя на ребенка. Помощь родителям заключалась в том, чтобы сформировать готовность к выполнению роли Родителя. Поэтому родителям давался необходимый объем знаний об особенностях личностного, мотивационно-го и интеллектуального развития детей дошкольного возраста, что способствовало тому, что родители почувствовали себя более уверенно, активно включились в воспитание. В результате занятий, направленных на тренировку сознания родителей на потребности ребенка, родители научились акцентировать внимание на своих чувствах, научились осознавать и дифференцировать потребности ребенка и свои лично.
- на умение формировать, строить и интерпретировать отношения. Трансактный анализ принёс
несомненную пользу участникам тренинга. Вопросы интерперсональных отношениями с родителями, родственниками и т.д. это одни из самых незавершенных вопросов в области отношений, это невысказанные жалобы и претензии, которые воздействуют в дальнейшем на сформированность представлений родителей о ребенке. Преобразование этих жалоб и претензий, придание им нового качества, помогли наладить отношения не только между родителями и детьми, но и позволили продумать возможные модели поведения со своим ребенком. Родители стали лучше понимать свою роль, почувствовали сущность собственного Я. Одновременно, в результате осознания влияния я-концепции родителя на отношения в диаде Родитель - Ребёнок, было активизировано состояние я -ребёнок, как источник родительской интуиции.
- на осознание новых социальных ролей, ответственности за ребенка. Анализ внутренних ролей родителей позволил в необходимых случаях провести психокоррекцию позиций женщины на роль матери, помочь дифференцировать роль родителя и взрослого. Занятия, связанные с отношением партнерства между супругами и родителями-детьми научили участников занимать личную позицию по отношению к другим членам семьи. Это позволило им понимать и принимать их такими, какие они есть. Актуальными также стали вопросы мобилизации собственных ресурсов, вопросы, позволяющие более дифференцированно определять собственные переживания и переживания ребенка [8].
Основные блоки программы:
- диагностический;
- информационный;
- развивающий;
- консультационный.
диагностический блок включает в себя изучение реальных и идеальных представлений родителей о ребенке перед проведением тренинга по следующим методикам: комплексная методика определения социально-психологического типа личности (В. М. Мини-яров), адаптированная для детей дошкольного возраста, родительское сочинение «Образ ребенка глазами родителя» (А. А. Шведовская), схема наблюдения за деятельностью и поведением ребенка» (г. А. урунтае-ва, Ю. А. Афонькина).
Информационный блок представляет собой психологическую информацию, которую получали родители на занятиях. Эта информация касалась стилей семейного воспитания и соответствующих им социально-психологических типов личности ребенка, особенностей возрастного развития ребенка и способов взаимодействия с ним.
Развивающий блок раскрывается в конкретном содержании тех занятий, которые были заложены в структуру тренинга. Он состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, Я-концепции; предоставляет возможность для активного самопознания и познания своего ребенка, для развития реальных и идеальных представлений о ребенке.
Консультационный блок включает в себя проведение индивидуального психологического консультирования по запросу родителей в очной или заочной (интернет-консультирование) формах и способствует решению сложных семейных проблем.
Первый этап программы построен на центра-ции на личности родителя, второй - на центрации на взаимоотношениях и взаимодействии с ребенком, и, наконец, последний центрирован на самого ребенка. Особое внимание в ходе тренинга мы уделяли ведению дневника родителя, который заполняется дома и на занятиях.
Первым направление программы «Заботливый родитель» является курс занятий по подготовке родителей к посещению их ребенком детского сада. Целью этого курса является повышение адаптационных способностей ребенка к новым условиям в детском саду и культуры взаимодействия в семье.
Тематический план занятий:
Тема 1. Семья как фактор развития поведения ребенка.
Тема 2. О важности первичных социальных связей ребенка. Критические периоды социализации.
Тема 3. Ожидания и опасения родителей.
Тема 4. Особенности развития ребенка от рождения до 3-х лет.
Тема 5. Я и мой ребенок. Как мы понимаем друг
друга.
Тема 6. Адаптация ребенка в детском саду: виды и различные формы протекания.
Тема 7. Как готовить ребенка к детскому саду: режимно-бытовой аспект.
Тема 8. Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду: социально-психологический аспект.
Тема 9. Условия эффективного общения родителей с детьми. Поощрение и наказание как условие формирования нового поведения.
Тема 10. Наиболее типичные возрастные проблемы общения и способы их решения.
В результате реализации курса по подготовке родителей к посещению их ребенком детского сада повышаются психолого-педагогические знания родителей о возрастных особенностях ребенка, об особенностях адаптации в детском саду, культура воспитания и общения в семье; формируется представление о необходимости проведения подготовительных мероприятий с ребенком; разрабатывается индивидуальный план подготовки ребенка к детскому саду для каждой семьи; повышаются адаптационные способности ребенка при поступлении в детский сад.
Следующее направление - это работа с родителями, имеющими детей от полутора до семи лет. Этот курс предлагается в качестве психологического сопровождения процесса воспитания ребенка в семье.
Целью этого курса является гармонизация детс-ко-родительских отношений и повышение социализации ребенка в обществе, а также обращение внимания на особенности возрастного развития ребенка и важность процесса воспитания как фактора, оказывающего непосредственное влияние на развитие личности
ребенка и формирующего концепцию его взаимоотношений с миром в целом.
Тематический план на первый год обучения:
Тема 1. Современные концепции семейного воспитания.
Тема 2. Стили семейного воспитания как результат формирования характера ребенка.
Тема 3. Изучение представлений родителей о собственном стиле воспитания ребенка.
Тема 4. Особенности развития ребенка от 1,5 до 7-ми лет. Критические периоды.
Тема 5. Возрастные стадии развития характера ребенка.
Тема 6. Изучение социально-психологического типа личности родителей и их детей.
Тема 7. Детские страхи и что с ними делать.
Тема 8. Роль отца в воспитании детей. Положение ребенка в семье: старший, средний, младший.
Тема 9. Внутренний контроль детей. Когда и как нужно наказывать ребенка. Что делать, если ваш ребенок агрессивный, копуша, нытик.
Тематический план на второй год обучения:
Тема 1. Психологическая поддержка ребенка в
семье.
Тема 2. Идеальное и реальное представление родителей о характере ребенка.
Тема 3. Формирование адекватного представления родителей о характере ребенка.
Тема 4. Изучение социально-психологического типа личности родителей и их детей.
Тема 5. Особенности построения гармоничных отношений в семье с детьми различного социально-психологического типа.
Тема 6. Способы эффективного общения с ребенком в процессе воспитания.
Тема 7. Формирование конструктивного разрешения конфликтов в детско-родительских отношениях
В результате проведения занятий с родителями повышается общий уровень культуры внутрисемейных отношений, формируются адекватные представления родителей о своем ребенке, формируются новые, более эффективные формы взаимодействия с ребенком.
В процессе проведения занятий заинтересовавшимся родителям и семьям, имеющим проблемы во взаимоотношениях с ребенком, предлагается дополнительный курс «Понять и принять», который является третьим направлением работы и направлен на коррекцию детско-родительских отношений. Его цель - установление, развитие партнерских отношений в семье и осознанного отношения родителей к своему ребенку.
Тематическое планирование программы тренинга для родителей «Понять и принять»:
Тема 1. Ожидания и опасения родителей. Ориентировка в представлениях родителей о ребенке.
Содержание занятия: знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей.
Тема 2. Проблемы родителей.
Содержание занятия: обучение родителей способам эффективной коммуникации для разрешения про-
блем, которые могут возникать в общении с ребенком (проблемы родителя).
Тема 3. Конфликты.
Содержание занятия: определение способов разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта.
Тема 4. Поощрения и наказания.
Содержание занятия: знакомство родителей с принципами использования поощрений и наказаний.
Тема 5. Три состояния «Я»: Родитель, Ребенок, Взрослый.
Содержание занятия: формирование умений родителей различать следующие состояния «Я»: Родитель, Ребенок и Взрослый; знакомство с концепцией «Свинского родителя» Стейнера.
Тема 6. Осознание личностных проблем родителями.
Содержание занятия: работа по повышению компетентности в решении трудных ситуаций общения с ребенком, осознанию личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с другими людьми.
Тема 7. Проблемы детей и проблемы родителей. Активное слушание как способ решения проблем детей.
Содержание занятия: объяснение различия проблем родителей и проблем детей; ознакомление с целями и приемами активного слушания, развитие навыков активного слушания.
Тема 8. Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества с детьми.
Содержание занятия: знакомство с детьми, описание родителей «глазами» детей, определение «узких» зон взаимодействия родителей с детьми, создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества.
Тема 9. Мир детский и мир взрослый.
Содержание занятия: анализ частных семейных ситуаций проблемного взаимодействия; осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д.; приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.
Тема 10. «Язык принятия» и «язык непринятия».
Содержание занятия: знакомство с понятием «принятие» ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Определение «языка принятия» и «языка непринятия».
Тема 11. Семейные заповеди.
Содержание занятия: обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе [8].
В результате посещения курса занятий родители становятся менее внушаемыми, чем прежде, менее зависимыми от чужого мнения, менее подверженными травмирующим впечатлениям. Родители получают опыт, позволяющий подвергнуть цензуре ранее усвоенные ценностные стандарты; получают информацию, как отдельные качества могут становиться конфликтными в связи с конкретными переживаниями. Работа со своими эмоциями и чувствами помогает участни-
кам снять эмоциональное напряжение и осознать в дальнейшем свои личные проблемы, а также выявить схожесть их переживаний по отношению к ребенку. Также это позволяет почувствовать большее доверие родителя к ребенку, испытать состояние эмпатическо-го чувствования, эмоциональной раскованности.
Занятия помогают участникам ощутить собственную значимость, развить самосознание, способность сосредотачивать внимание на любом из основных элементов личности.
В результате занятий по программе «Понять и принять» у родителей возрастает адекватность восприятия ребенка, усиливается чувство защищённости, внутреннее ощущение спокойствия и родительской компетентности.
4. Заключительная программа «Психологическое сопровождение семьи школьника» в экспериментальной модели комплексного психологического сопровождения семьи реализуется на базе общеобразовательных учреждений и направлена на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках общеобразовательного учреждения.
В систему психологического сопровождения семьи в период обучения ребенка в школе включаются все участники образовательного процесса. В качестве объекта психологического сопровождения может выступать ученик, конкретный родитель, конкретная семья, либо группа семей.
Вместе с тем, одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога является работа с родителями. Причин этому немало, и одна из них, по мнению многих психологов, связана с тем, что родители относятся к категории людей, которые достаточно активно сопротивляются любым предлагаемым им способам психологической работы. Поэтому при организации психологической помощи семьям, в том числе и родителям, необходимо учитывать ожидания родителей от процесса взаимодействия с психологом [10].
К сожалению, в большинстве случаев, практически каждый родитель видит перед собой образ психолога - волшебника, который пришёл в школу с целью решения всех проблем воспитания и обучения, ликвидации всех недостатков подрастающего поколения. Но правильное профессиональное представление о роли психолога в учебном заведении формируется у родителей не сразу. Постепенная подготовка родителей школьников к психологическому сотрудничеству способствует определению границ взаимодействия и выявлению ожиданий родителей от сотрудничества в диаде «родитель - психолог», а также выявлению семей с нарушением детско-родительских отношений.
Программа «Психологическое сопровождение семьи школьника» реализуется в четыре этапа. Рассмотрим каждый этап последовательно.
Информационно-методический этап включает в себя общие сведение о профессии психолога, значимос-
ти психологических знаний в формировании у родителей интереса к практической психологии. Реализация данного блока происходит через индивидуальные и групповые беседы, лекции, психолого-педагогические конференции. Распространение новинок в области психологических знаний осуществляется через прямую раздачу материала родителям или оформление информационных стендов. Методическое обеспечение осуществляется по запросу родителей по различной психологической тематике.
Формирование у родителей интереса к практической психологии осуществляется через беседы о практической психологии, имеющие увлекательный характер. Психолог может начать с любой тематики, которая будет интересна родителю независимо от основных задач. Важно давать родителям психологическую информацию как «материал» для возможностей по саморазвитию и самоизменению в серьёзной, а также в шутливой и игровой формах. Психолог должен стремиться к налаживанию психологического контакта с каждым родителем, демонстрации собственного профессионализма.
диагностический этап включает в себя изучение особенностей семьи с помощью различных методов, интерпретация и анализ полученных данных. В процессе диагностики изучаются личностные параметры родителя, уровень психологического комфорта в семье, удовлетворённость браком и т. д.
Процедура социально-психологического исследования семьи - весьма трудоёмкая, требующая жёсткого соблюдения определённых этических требований. Рекомендуется проведение определённой диагностики одним лицом с соблюдением корректности в проведении исследования и трактовки экспериментальных данных. Исследование проводится на добровольной основе. При этом необходимо довести до каждого родителя установку на то, что изучение не является самоцелью, а проводится в интересах семьи с целью гармонизации внутрисемейных отношений, влияющих на личность и развитие их детей [7].
для выявления внутрисемейной динамики, то есть отношения родителей к поведенческим стереотипам, а также выявления особенностей воспитания и понимания характера личности ребёнка, его поступков предлагается применять диагностическую методику «Опросник родительского отношения» (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин) [6].
для диагностики семьи и семейного воспитания с точки зрения учащегося предлагается использовать две диагностические методики:
- «АСТ (анализ семейной тревожности)» в обработке Овчаровой Р. В. данная методика позволяет выявить у учащихся уровень чувства вины, тревоги, нервно- психического напряжения, связанных с внутрисемейными обстоятельствами.
- «Определение социально-психологического типа личности» Миниярова В. М. [5] Данная методика позволяет выявить характерологические свойства личности и детерминированность поведения учащихся и их родителей
По результатам диагностического обследования проводится анализ исследуемых функций и проблем. дальнейшее сотрудничество с родителями осуществляется через индивидуальное консультирование.
Консультативный этап включает в себя оказание реальной консультативной помощи родителям в вопросах личного характера семейного воспитания. На этом этапе в работе психолога необходимы дифференциация и индивидуализация, ориентированная на помощь различным группам и отдельным родителям в решении проблем обучения и воспитания собственных детей. Формы консультаций могут быть индивидуальными, и групповыми.
В процессе консультации с родителями обсуждаются в основном проблемы следующего характера:
• особенности познавательных процессов ребенка (плохая память, рассеянность внимания, малая усидчивость и т.п.);
• личностные особенности ребенка, особенности поведенческой и эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость, робость, боязливость и т.д.), вопросы его жизненной перспективы и профориентация;
• сложности в системе отношений ребенка (со взрослыми - в семье, в школе; с братьями и сестрами, ровесниками и т.д.) [1].
Практико-развивающий включает в себя помощь родителям в приобретении навыков эффективного взаимодействия при конфликтных ситуациях, владения собой в проблемных жизненных ситуациях. Психолог, используя различные формы работы с родителями (психологические практикумы, семинары -практикумы, деловые игры, тренинги), знакомит их с особенностями и проблемами пубертатного возраста; разъясняет психологические особенности личности подростка; обучает навыкам конструктивного взаимодействия с детьми; способствует формированию адекватной социальной самооценки родителя, развитию его личностного потенциала; активизирует резервные возможности родителей для реализации себя как личности; формирует навыки самодиагностики особенностей воспитания [4].
Таким образом, в результате реализации программы «Психологическое сопровождение семьи школьника» создаются благоприятные условия для оптимизации взаимоотношений школьников в семье, для гармоничного развития личности и раскрытия ее потенциала, для сплочения семьи и повышения куль-
туры воспитания через понимание особенностей каждой личности и принятия ее как ценности.
Подводя итог, необходимо отметить, что предложенные программы, входящие в экспериментальную модель комплексного психологического сопровождения семьи, дополняют друг друга, и имеют единую концепцию: комплексное образование родителей, подготовка к совместным и равноправным действиям между детьми и родителями. Реализация последовательно этих программ обеспечит процесс психологического сопровождения семьи в области личностного, интеллектуального, духовного и нравственного развития.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: ИЦ «Академия», 2002. 192с.
2. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентации личности в условиях социально-экономических изменений. Дисс. ... канд. психол. наук. М: МГУ, 2002. 226 с.
3. Зудилина И. Ю. Формирование психологической готовности студентов к брачным отношениям. Дисс. ... канд. психол. наук. Самара: СГПУ, 2008. 254 с.
4. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. 320 с.
5. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 256 с.
6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. М.: Владос, 1996. 529 с.
7. Ситников В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. СПб.: Химииздат, 2001. 256 с.
8. Техтелева Н. В. Формирование представлений родителей о характере ребенка - дошкольника. Дисс. ... канд. психол. наук. Самара: СГПу, 2008. 204 с.
9. Фридмен Д. Техники семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001. 501 с.
10. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: кн. для шк. психологов, родителей и учителей. 2-е изд. М.: ИЦ «Академия», 1997. 96 с.
11. Чичикин А. Т. Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи. Н. Новгород: ВГИПА, 2002. 116 с.
12. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб.: Питер, 2001. 656 с.