Научная статья на тему 'Особенности выявления взаимосвязи информационного развития личности с ее готовностью к профессиональному самовыражению'

Особенности выявления взаимосвязи информационного развития личности с ее готовностью к профессиональному самовыражению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
168
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОСВЯЗЬ / РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лупанова Наталья Александровна

В статье раскрыт механизм взаимосвязи информационного развития личности с ее готовностью к профессиональному самовыражению. Определена совокупность критериев и показателей, которые являются основой мониторинга готовности личности к исследуемому процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лупанова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности выявления взаимосвязи информационного развития личности с ее готовностью к профессиональному самовыражению»

УДК 378.14.015.62

Н. А. Лупанова

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ С ЕЕ ГОТОВНОСТЬЮ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОВЫРАЖЕНИЮ

Аннотация. В статье раскрыт механизм взаимосвязи информационного развития личности с ее готовностью к профессиональному самовыражению. Определена совокупность критериев и показателей, которые являются основой мониторинга готовности личности к исследуемому процессу.

Ключевые слова: взаимосвязь, развитие, личность, самовыражение, информация, информационный поток.

Готовность личности к активному информационному самонасыщению заключается, в частности, в наличии «умений выбора информации и ее использования для достижения определенных целей и формируется в случае постоянного соотнесения индивидуально-личностных особенностей человека с возможным алгоритмом профессионального действия» [1]. Данное соотнесение значимо в том случае, когда источники информационного насыщения в своих взаимоотношениях с личностью реализуют системную модель побуждения человека к профессиональному саморазвитию.

Этот процесс продуктивен, когда взаимодействие источника информационного насыщения и личности определенным образом структурировано и удовлетворяет совокупности требований.

В качестве структуры, как показала опытно-экспериментальная работа, можно выделить последовательность следующих этапов:

1-й этап: готовность социальной группы, референтной развитию личности, к профессиональной самоактуализации;

2-й этап: осуществление совокупности диагностических действий, раскрывающих природные особенности личности и возможные направления ее информационной социализации;

3-й этап: реализация модели информационного насыщающего взаимодействия источника информатизации и личности на каждом возрастном этапе развития человека;

4-й этап: побуждение личности к мобильному информационному самонасыщению в процессе непосредственной профессиональной подготовки;

5-й этап: формирование профессионально значимой модели информационного самонасыщения.

Информационное насыщение личности осуществляется продуктивно, если реализуется совокупность требований, предъявляемых к исследуемому процессу.

Переход этих условий в требования, повышающие эффективность информационного насыщения личности, взаимосвязан с определенными показателями и критериями.

Первое условие - «учет природного фона личности» [2, с. 117]. Основой реализации этого условия является в данном случае «материнская культура», проявляющаяся в образе ее готовности к информационному насыщению личности. Эта готовность определяется такими параметрами, как мотивационный, деятельностный, регулятивный и оценочно-результирующий. Каждый из параметров может быть реализован на высоком, среднем, низком и негативном уровне взаимодействия источника информации и личности.

Высокий уровень информационного взаимодействия источника информации и личности определялся в процессе опытно-экспериментальной работы на основе следующих показателей:

1) последовательного мобильного устремления источника информации к ее передаче;

2) наличия умений передачи информации личности в определенном возрасте исходя из уровня ее развития и воспитанности;

3) наличия внутренней мотивации источника информационного насыщения к передаче информации;

4) готовности к передаче информации в вариативной социально-бытовой и профессиональной ситуации взаимодействия с личностью;

5) проявления высокого уровня настойчивости, трудолюбия, толерантности, самостоятельности; среднего уровня тревожности, лабильности.

Средний уровень информационного взаимодействия источника информации и личности характеризуется ситуативным проявлением высокого уровня в ситуациях, к которым источник информационного насыщения адаптирован.

Низкий уровень информационного взаимодействия источника информации и личности характеризуется следующими признаками:

1) наличием отдельных умений передачи информации личности в определенном возрасте исходя из уровня ее развития и воспитанности;

2) непоследовательным адаптивным устремлением источника информации к ее передаче;

3) наличием внешней мотивации источника информационного насыщения к передаче информации;

4) готовностью к передаче информации в стандартной социально-бытовой и профессиональной ситуации взаимодействия с личностью;

5) проявлением низкого уровня настойчивости, трудолюбия, толерантности, самостоятельности; высокого уровня тревожности, лабильности.

Негативный уровень информационного взаимодействия источника информации и личности характеризуется следующими признаками:

1) отсутствием устремления источника информации к ее передаче;

2) отсутствием умений передачи информации личности в определенном возрасте исходя из уровня ее развития и воспитанности;

3) наличием внешней мотивации источника информационного насыщения к передаче информации в ситуациях обеспечения жизнедеятельности;

4) проявлением готовности к передаче информации в стандартной социально-бытовой и профессиональной ситуации взаимодействия с личностью при авторитарном внешнем побуждении;

5) проявлением низкого уровня настойчивости, трудолюбия, толерантности, самостоятельности; высокого уровня тревожности, лабильности.

Как показала опытно-экспериментальная работа, важным фактором эффективного информационного насыщения личности и ее готовности к информационному самонасыщению являются условия социализации «материнской культуры».

Эффективность информационного насыщения обусловливалась готовностью «материнской культуры» к «осознанной психосоматической коррекции развития ребенка» [3]. Для этого в экспериментальных группах были проведены тренинги по специальным техникам психосоматической коррекции взаимодействия матери и ребенка. К ним были отнесены диагностическая беседа, «жестовое общение (жесты ухаживания и любви -А. А. Мельник), танцевально-двигательная терапия» [4].

Невербальный язык общения позволяет усилить качество передаваемой информации о чувствах, испытываемых членами семьи. В то же время умения невербального общения у матери дают возможность определять эмоциональное состояние ребенка, его тревоги, физическое состояние, интересы и своевременно помогают их разрешать.

«Жесты и тактильная коммуникация позволяют локализовать сенсорный голод» [5, с. 117] у ребенка, формируют стимулы, обеспечивающие ему физический контакт. Физический контакт влияет на физическое и эмоциональное развитие ребенка.

Анализ полученных результатов показывает, что интенсивность проявления жестов и тактильной коммуникации возрастает в общем информационном обмене материнской культуры и ребенка. Однако качественные характеристики этого обмена неоднозначны. Формирование материнства на основе использования псевдоинформационных потоков (детские дома, замещение родителей родственниками и т.д.) приводит к иррациональному соотнесению развития ребенка и его информационного насыщения.

Анализ полученных результатов показывает наличие зависимости между готовностью материнской культуры к передаче информационных потоков ребенку и уровнем сформированности ее основных параметров. При низком уровне проявления параметров информационное насыщение культуры ребенка по своим качественным показателям деструктивно. В этом случае вырабатывается тактильная агрессивность, не развивается самодостаточность проявления ребенка, затруднено пространственно-временное самоописание культуры ребенка в системе семейно-бытовых отношений, что впоследствии влияет на качество его личностной идентификации в системе групповых отношений.

Одним из основных методов формирования готовности материнской культуры к информационному насыщению ребенка с помощью языка телодвижений явилась танцевально-двигательная терапия. Она использовалась нами для формирования готовности матери к осознанной психосоматической коррекции развития ребенка.

Танцевальная терапия позволила решить ряд задач:

- улучшить физическое и эмоциональное состояние участников эксперимента;

- создать условия для творческого взаимодействия, преодолеть барьеры речевого общения;

- снять физическое напряжение;

- организовать совместную работу с использованием жестов, поз, движений и других невербальных форм общения.

Анализ полученных результатов показывает общее положительное влияние танцевально-двигательной терапии на готовность материнской культуры к информационному обмену с ребенком. Выявлена корреляция качества информационного обмена со специальной подготовкой женщин к коррекции проявлений эмоциональной сферы. Природная пластичность телодвижений имеет большую значимость для эффективности ее реализации по сравнению с результатами обучения женщин, не имевших высокой природной предрасположенности к использованию языка телодвижений в информационном обмене с ребенком.

Аналогично по структуре, содержанию и технологиям анализировалась роль комфортности психофизиологического развития ребенка; гуманности семейных взаимоотношений в информационном обмене между ребенком и семьей.

Особую роль в будущем процессе информационного самонасыщения играет переход ребенка от наглядно-образного моторного восприятия мира и воспроизведения себя в нем к знаковому вербальному общению с основными источниками информационного насыщения. Как правило (в 63,6 % случаев), современная семья не осуществляет специальной коррекции данного перехода ребенка и пользуется сложившейся системой подражательного перевода на уровне его природных возможностей.

В экспериментальных группах проводилось обучение родителей технологиям психосоматической коррекции воздействия на переход ребенка к знаковому опредмечиванию себя. Не только в совокупности предметных действий, но и в отношениях, что в дальнейшем позволило на более высоком уровне стимулировать проявление абстрактного отношения ребенка к совершаемому действию.

Как известно, технологии семейной психотерапии являются важнейшим средством модификации опыта отношения родителей к миру, своей личности и формирующейся личности ребенка. Психосоматическая терапия позволяет родителям понять значимость специального воздействия на речевое развитие ребенка в условиях семейно-бытовой культуры и осознать свои возможности в этом процессе.

Недостаточный уровень готовности ребенка к знаковому воспроизведению себя и пониманию многообразного значения знаковой системы, поступающей от родителей в качестве системы моторных рефлексий, речевого выражения, приводит к отсутствию социальной мотивации у ребенка на познание как можно большего числа объектов. Тем самым изначально закладываются ограничения не только в процессе восприятия информационных потоков, но и в формировании готовности выделять личностное информационное поле в многообразии существующих информационных полей.

Начальным моментом организации процесса коррекции явились, во-первых, осознание сущности коррекции как процесса, побуждающего субъекта коррекции к самокоррек-ционным действиям, во вторых, уточнение предстоящей программы и технологий коррекции, которое требует ответа на следующие основные группы вопросов:

1. Как видят себя родители? Как видят они свое влияние на жизнь своих детей?

2. Как видят родители проблемы своих детей? В чем эти проблемы?

3. Являлось ли деторождение основой заключения брака?

4. Является ли рождение и воспитание ребенка основой семейной конфликтологии?

5. Какие проблемы в отношениях с детьми побуждают родителей к обращению к специалистам?

Аналогичный сравнительно-сопоставительный анализ проводился по другим возрастным группам и источникам информационного насыщения. В целом можно обобщить полученные результаты в следующих выводах:

- выявление взаимосвязи информационного развития личности с ее готовностью к профессиональному самовыражению является системой, деятельность которой определяется готовностью социума к профессиональной самоактуализации личности; качеством диагностики личностных возможностей в информационном самонасыщении и возможностей побуждения личности к информационному самонасыщению;

- информационное насыщение личности способствует формированию ее готовности к профессиональной деятельности, если в соответствующие периоды реализуются специальные педагогические условия;

- высокий уровень профессионально значимого информационного взаимодействия личности и ведущего источника информации в соответствующем возрасте возможен при мобильном соотнесении опыта источника информации и мотивации личности к информационному самообеспечению;

- высокий уровень настойчивости, трудолюбия, толерантности, самостоятельности способствует эффективному соотнесению стремления личности к информационному насыщению и ее готовности к профессиональному действию.

Список литературы

1. Язык жестов / сост. А. А. Мельник. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2003. - 448 с.

2. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильни-ков. - М. : МГУК, 1995. - 136 с.

3. Захарова, В. О. Развитие творческих способностей студентов ссузов в процессе профессиональной подготовки / В. О. Захарова // Вестник Пензенского государственного университета. -2014. - № 1 (5). - С. 40-43.

4. Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Со-

хранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 162-169. 5. Никитин, В. Ю. Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств : дис. ... д-ра пед. наук / В. Ю. Никитин. - М. : МГУКИ, 2007. - 605 с.

УДК 378.14.015.62 Лупанова, Н. А.

Особенности выявления взаимосвязи информационного развития личности с ее готовностью к профессиональному самовыражению / Н. А. Лупанова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 1 (9). - С. 47-51.

Лупанова Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент,

Lupanova Natal'ya Aleksandrovna

candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of pedagogy and psychology of professional education, Penza State University

кафедра педагогики и психологии профессионального образования,

Пензенский государственный университет E-mail: pippo@pnzgu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.