УДК 37.01 Егорова Юлия Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Чистополе [email protected]
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ
Egorova Yulia Aleksandrovna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Department for Socioeconomic Subjects and the Humanities, Chistopole branch of the Kazan (Volga Region)
Federal University [email protected]
INFORMATIONAL BASES OF THE GOAL-SETTING IN THE SPHERE OF DEVELOPMENT AND SELF-DEVELOPMENT OF THE PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL CULTURE OF THE PARENTS
Аннотация:
В статье раскрываются информационные основы, необходимые педагогам и родителям для оптимального осуществления целеполагания в области развития и саморазвития психолого-педагоги-ческой культуры родителей. Уточняется содержа-ние, необходимое для определения направлений целеполагания и соответствующих им целей.
Ключевые слова:
педагог, родитель, целеполагание, информационные основы целеполагания, психологопедагогическая культура родителей.
Summary:
The article discusses the informational base required for the educators and parents to optimize the implementation of the goal-setting in the context of development and self-development of the psychological and educational culture of the parents. The author specifies the content of the parents’ psychological and educational culture required for determination of the goal-setting areas and appropriate objectives.
Keywords:
educator, parent, goal-setting, informational bases of goal-setting, psychological and educational culture of parents.
Семье принадлежит основная социальная функция - воспитание детей. В семейном воспитании есть свои преимущества и ценные средства: родительский авторитет, возможность индивидуального подхода к детям, положительный пример родителей, учет возрастных особенностей, духовная связь и нравственная преемственность поколений [1, с. 70]. Сегодня родители должны уделять значительное внимание организации жизненного пространства ребенка в семье, разумно выстраивать его культурное окружение [2, с. 52].
В нормативно-правовых документах указано, что родители - участники образовательного процесса наряду с педагогическими работниками. В Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) записано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» [3, с. 22].
Логично предположить, что родители, понимаемые государством и обществом как педагоги, должны обладать педагогической культурой, под которой понимается достаточная подготовленность, развитость качеств, отражающих степень их зрелости как воспитателей. Ведущий компонент педагогической культуры родителей - их педагогическая подготовленность, характеризующаяся определенной суммой психологопедагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе воспитания детей [4].
Положение о том, что большинству родителей известны и сами навыки и способы их использования, ошибочно, поскольку в нашем обществе прилагается мало усилий для обучения родителей эффективному взаимодействию со своими детьми. Особенно это касается детей, посещающих дошкольные учреждения [5]. Родители испытывают существенный недостаток в информации о формировании целей воспитательной деятельности, о существующих методиках и приемах развития детей, о компенсаторных возможностях педагогики [6]. Родителями декларируются, как правило, социально одобряемые, гуманистические ценности воспитания, но реальные ценности и цели воспитания зачастую оказываются весьма далекими от них [7, с. 58]. К сожалению, многие родители не понимают, какой вред они наносят подростку (и обществу тоже) неправильным подходом к воспитанию своих детей [8, с. 20]. Родители нуждаются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско-родительских отношений [9]. В связи с этим следует организовать специальную работу, направленную на обучение родителей навыкам общения с собственным ребенком [10]. Работа с родителями по формированию и совершенствованию их педагогической культуры должна вестись как в учебно-воспитательном учреждении, так и в центрах психолого-педагогической помощи семье [11]. Программа по повышению уровня педагогической культуры родителей предполагает различные формы лекционно-семинарских занятий, индивидуальных, групповых консультационных встреч с родителями и их детьми [12]. Важнейшими темами для подготовки родителей являются, например, следующие моменты или периоды в процессе взросления ребенка: подготовка ребенка к школе; адаптация первоклассника; подростковая «перестройка» личности; выбор профессии [13, с. 106].
Педагоги профессионально заинтересованы в повышении функциональной грамотности родителей, под которой понимается комплекс ситуационных, поведенческих, ценностных и образовательных ориентаций, способствующих полноценному развитию детей [14].
В.П. Вахтеров обосновал необходимость педагогического образования родителей как воспитателей, требование познания ими психолого-педагогических особенностей развития личности [15].
В.П. Кащенко считал необходимым предоставлять родителям педагогические знания об особенностях семейного воспитания [16].
В настоящее время в мировой педагогике и психологии принят международный термин «воспитание родителей», под которым понимается помощь родителям в использовании всего имеющегося арсенала методов педагогического и психологического воздействия на ребенка в выполнении ими функций воспитателей своих собственных детей, родительских функций [17, с. 114].
Современная педагогика утверждает, что необходимо обратить внимание на функцию воспитания родителей. Целью реализации данной функции является помощь современной семье для успешного выполнения функции воспитания. В эпоху информатизации современным родителям, как правило, работающим отцу и матери нужны знания, умения и навыки к позитивной реализации воспитательной функции семьи [18].
Основные задачи воспитания родителей, стоящие перед педагогами-психологами, следующие: научить родителей понимать своих детей, постигать мотивы и значение их поступков, интересоваться образом мышления ребенка; оказание помощи родителям в разработке собственной методики воспитания с целью формирования полноценной личности [19].
Согласно теории Т. Гордона, родители в процессе психолого-педагогической подготовки должны усвоить три основных умения:
- слышать ребенка;
- доступным ребенку способом выражать собственные чувства;
- уметь разговаривать с ребенком, не унижая его достоинства [20].
Стратегическими задачами повышения уровня педагогической культуры родителей в педагогической науке признаются:
1) осознание родителями целей воспитания детей;
2) понимание закономерностей и уникальных особенностей личностного развития воспитанников;
3) соответствие требований родителей возможностям и потребностям детей;
4) умение принимать решения в конкретной педагогической ситуации развития личности ребенка;
5) умение выбирать сообразно ситуации и грамотно использовать разнообразные методы и приемы воспитания [21].
А.Т. Кокоева выделяет три направления в обучении родителей:
1) обучение родителя как воспитателя;
2) обучение родителя как учителя своего ребенка;
3) обучение родителя как союзника, партнера, соуправленца [22, с. 133].
Работа по повышению педагогической культуры позволяет сформировать не только теоретические знания, но и практические умения в различных видах воспитательной деятельности [23].
Для повышения качества семейного воспитания родители должны быть заинтересованы как в развитии, так и в саморазвитии собственной психолого-педагогической культуры. Наше мнение согласуется с мнением Л.Е. Васильевой, полагающей, что «наша задача состоит в том, чтобы родители не воспитывали детей на свой страх и риск, вслепую, а осуществляли это дело целенаправленно, изо дня в день, повышая свою педагогическую культуру» [24].
Целенаправленное развитие и саморазвитие психолого-педагогической культуры родителей возможно на основе овладения педагогами и родителями умениями целеполагания, для грамотного осуществления которого они должны иметь представления:
- о сути целеполагания;
- о требованиях к постановке целей;
- об объекте целеполагания, то есть о психолого-педагогической культуре, которую педагоги должны развивать у родителей, а родители - у самих себя.
Таким образом, для оптимального осуществления целеполагания педагоги и родители должны владеть его информационными основами, проектированию которых и посвящена данная статья.
1. Приведем определение целеполагания в области развития и саморазвития психологопедагогической культуры родителей как единства пяти моментов (его суть рассмотрена нами в статье «Феномен целеполагания как предмет педагогического исследования»):
1) выдвижения и формулирования целей развития и саморазвития психолого-педагогической культуры;
2) программирования деятельности по достижению выдвинутых целей;
3) прогнозирования последствий достижения целей;
4) оценки результатов целеполагания, выявления ошибок;
5) коррекции выявленных ошибок (целей).
2. Формулирование целей необходимо осуществлять по критериям SMART в соответствии с требованиями, согласно которым цели должны быть:
1) напряженными, амбициозными;
2) перспективными, смотрящими в завтра;
3) жизненно необходимыми;
4) осознанными;
5) достижимыми, реалистичными;
6) точными, конкретными, ясными;
7) диагностичными, проверяемыми, измеримыми;
8) пластичными;
9) ориентированными во времени (с четкими временными рамками);
10) систематизированными и полными без избыточности;
11) позитивными;
12) экологичными (гуманными);
13) зависящими от личности (достижение цели должно зависеть от самого человека, а не от окружающих);
14) вызывающими желание (готовность) преодолевать препятствия.
Объектом целеполагания в области развития и саморазвития психолого-педагогической культуры родителей является, соответственно, психолого-педагогическая культура, суть которой предстоит уточнить. Следует отметить, что исследователями в отношении культуры родителей употребляется два термина: «педагогическая культура родителей» и «психолого-педагогическая культура родителей». Вывод об оптимальности использования последнего (психологического) определения будет сделан после рассмотрения определений педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура является сложным, многогранным, разнофункциональным психологопедагогическим явлением [25].
В настоящее время единство в понимании учеными сути феномена «педагогическая культура» отсутствует. Авторами педагогических исследований под педагогической культурой родителей понимается:
- Основа собственно педагогической деятельности отца и матери, помогающая избежать ошибок в воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях. К компонентам педагогической культуры родителей относятся: гносеологический (знания по социологии, физиологии, психологии детей, знания о целях, средствах, способах и результатах педагогической деятельности); операциональный (владение умениями, позволяющими применять методы воспитания); аксиологический (любовь к детям, значимость родительства); креативный (творческое использование имеющихся знаний и умений в воспитательной деятельности) (словарь «Семейное воспитание», 1990 г.) [26].
- Компетентность родителей в разных сферах образовательно-воспитательной деятельности. Аспекты педагогической культуры: духовно-нравственный, психолого-педагогический, морально-этический, по-требностно-оценочный, коммуникативный, интеллектуальный, нормативно-правовой и другие. «Разумеется, мы не вправе требовать от родителей, чтобы они владели психолого-педагогическими знаниями в объеме высшего педагогического образования. Но они должны быть осведомленными об этих областях в такой степени, которая необходима для практического осуществления воспитательной работы в семье и принятия посильного участия в оказании помощи детям младшего и среднего школьного возраста в подготовке домашнего задания и в создании необходимых благоприятных условий для этого» (Л.Е. Васильева) [27].
- Модель педагогической культуры родителей Л.Е. Васильевой включает следующие компоненты (виды культур): этнопедагогическая, коммуникативная, физическая, речевая, общепедагогическая и общепсихологическая, духовно-нравственная, традиционно-бытовая, информационная [28].
- Педагогическая культурность родителей, то есть совокупность уровней педагогической подготовленности и развития определенных качеств отцов и матерей, отражающих степень их зрелости как воспитателей и проявляющаяся в процессе деятельности по семейному и общественному воспитанию детей. Важной составной частью педагогического мастерства родителей является педагогический такт, вдумчивое, внимательное отношение к детям, умение быть чутким, справедливым, требовательным (И.В. Гребенников) [29, с. 28].
Достаточная педагогическая подготовленность родителей, характеризующаяся определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, умениями и навыками родителей, выработанными в процессе воспитания детей, а также качествами, отражающими степень зрелости родителей как воспитателей. Педагогическая компетентность родителей складывается из культуры: общения и межличностных отношений «родители-дети», «дети-дети», «дети-другие взрослые»; эмоций и чувств; речи родителей; нравственного сознания и поведения; детской игры; детского труда; здоровья детей; личной безопасности. Выделенные аспекты культуры родителей конкретизированы по следующим компонентам общей культуры, как знания, компетентность, ценность и смысл, рефлексия, творчество [30].
- Личностное образование, выражающееся в ценностно-гуманном отношении к ребенку, в творческом владении педагогическими технологиями, в знаниях, направленных на реализацию процесса воспитания и развития ребенка в семье, в отношениях взаимодействия семьи и школы, в гуманистическом стиле взаимодействия с детьми (О.С. Нестерова) [31].
- Совокупность специфических «механизмов» и средств, обладание которыми делает семью способной организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными требованиями (четкое осознание воспитательных целей, способов их достижения, включая определенные знания в области наук о воспитании, то есть соответствующую сумму педагогических, физиолого-гигиенических и других знаний, а также умения и навыки их реализации в жизни); педагогическое мастерство родителей, то есть педагогический такт, умение быть чутким, справедливым и разумно требовательным к своим детям, владение педагогической техникой, наблюдательностью, способностью прогнозировать развитие ребенка, предвидеть его будущее, владение методами и средствами воспитания (В.Я. Титаренко) [32].
- Интегративное личностное образование, выражающееся в аксиологической направленности на полноценное воспитание и развитие детей, их способности к педагогической рефлексии, самоанализу, самоконтролю, регуляции собственного поведения по отношению к детям, умении творчески применять современные психолого-педагогические технологии во взаимодействии с детьми (А.Т. Кокоева) [33].
- Интегративное образование, представляющее единство ценностей, деятельностных проявлений, сущностных сил личности родителей, направленных на творческую реализацию процесса воспитания и развития ребенка в семье (А.Т. Кокоева) [34].
- Критерии педагогической культуры родителей:
1) осознание целей и задач образования и воспитания;
2) владение методиками организации семейного образования и воспитания;
3) способность к сотрудничеству с детьми;
4) взаимодействие с педагогическим коллективом (Е.В. Кудряшова) [Зб].
Перейдем к рассмотрению определения «психолого-педагогическая культура родителей». Т.В. Лод-кина использует данное понятие, преломляя его через анализ семейного уклада, благоприятной психологической атмосферы в семье, степени зрелости родителей как воспитателей. Включает в его состав: специальные знания, умения (конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические, проективные), психологические позиции (целеполагание, определенный уровень развития интеллекта, эмоциональной сферы, психологическая способность к саморегуляции эмоций и поведения) [З6].
Наше мнение о том, что при характеристике культуры родителей целесообразно использовать определение «психолого-педагогическая культура родителей», подтверждается мнением С.Н. Щербаковой, считающей психологическое понятие определяющим в силу того, что «педагогическая культура родителей в своем базовом основании содержит целый спектр психологических элементов» [З7], и родители должны:
1) знать закономерности психического развития ребенка;
2) понимать мотивы, составляющие основание каждого поступка ребенка;
3) быть именно психологически грамотными с тем, чтобы противостоять информации, противоречащей научно-психологической системе взглядов [З8].
Психолого-педагогическая культура родителей рассматривается ученым как «системное образование, представляющее единство ценностей, деятельностных проявлений, сущностных сил личности, направленных на творческую реализацию процессов воспитания и развития ребенка в семье», включающее аксиологический (тип родительского отношения к ребенку; способность родителя к саморегуляции, самоконтролю, рефлексии себя и своего поведения), информационно-содержательный (знания о закономерностях психического развития детей; знания индивидуально-типологических особенностей своего ребенка; знания о целях педагогической деятельности, методах и приемах воспитания) и операционально-деятельностный (способы общения родителей с детьми; стиль родительского взаимодействия) структурные компоненты [З9].
Установленное содержание психолого-педагогической культуры родителей позволяет определить направления целеполагания в области развития и саморазвития данной культуры и соответствующие им цели.
Ссылки:
1. Нестерова О.С. Педагогическая культура родителей как источник гуманизации воспитания младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2002.
2. Недвецкая М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.
3. Майер A.A., Давыдова О.И., Воронина Н.В. ббб идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М., 2011. С. 128.
4. Там же. С. 2З. б. Там же. С. 22.
6. Недвецкая М.Н. Указ. соч. С. б2.
7. Дзетовецкая С.В. Развитие родительской рефлексии в условиях «родительской школы»: дис. ... канд. психол. наук. Калуга, 200З.
Б. Матюшечкин A.^ Инвестиции родителей в детей как объект социологического исследования: дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2007.
9. Майер A.A., Давыдова О.И., Воронина Н.В. Указ. соч. С. 21.
10. Там же. С. 22.
11. Нестерова О.С. Указ. соч. С. 117.
12. Там же. С. 1б9.
13. Букина Н.Н. Неформальное образование родителей в условиях современной школы: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999.
14. Там же. С. З1.
1б. Недвецкая М.Н. Указ. соч. С. З6.
16. Там же.
17. Васильева Л.Е. Развитие педагогической культуры родителей как фактор повышения качества образования в сельской школе: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2007.
1B. Там же. С. 114.
19. Недвецкая М.Н. Указ. соч. С. 60.
20. Там же.
21. Там же. С. 86-B7.
22. Кокоева AT. Формирование педагогической культуры родителей: дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 200З.
23. Недвецкая М.Н. Указ. соч. С. 87.
24. Васильева Л.Е. Указ. соч. С. 117.
2б. Там же. С. 61.
26. Нестерова О.С. Указ. соч. С. б6.
27. Васильева Л.Е. Указ. соч. С. 61.
2B. Там же. С. 13б.
29. Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. С. 219.
30. Майер A.A., Давыдова О.И., Воронина Н.В. Указ. соч. С. 2З.
31. Нестерова О.С. Указ. соч. С. 10, б8.
32. Там же. С. б6-б7.
33. Кокоева AT. Указ. соч. С. 9.
34. Там же. С. б4.
Зб. Недвецкая М.Н. Указ. соч. С. 2З1-2ЗЗ.
36. Щербакова С.Н. С. 28-29.
37. Там же. С. 29.
38. Там же. С. З0.
39. Там же. С. З1, 186.