Научная статья на тему 'Формы просвещения родительской общественности'

Формы просвещения родительской общественности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
885
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Татьяна Константиновна

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по апробированию наиболее приемлемых форм взаимодействия школы и семьи и просвещения родительской общественности по вопросам физического воспитания детей. Приведена краткая характеристика программы «Родительский физкультурно-педагогический всеобуч», как многоуровневой системы активного информирования, просвещения и обучения родителей через привлечение их к взаимосодействию в образовании и воспитании детей. Реализация экспериментальной программы позволила повысить воспитательный потенциал семьи, родителям осознанно использовать полученные знания в воспитании своих детей, приобщиться к активному участию в жизни школы, выстроить конструктивное сотрудничество с педагогами, заниматься совместно с детьми физическими упражнениями и различными видами двигательной активности, гармонизировать детско-родительские отношения. Школа же при этом стала своеобразным физкультурно-образовательно-досуговым центром для семей воспитанников и учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of education of the parental public

The article presents the results of pilot testing on approbation of the most acceptable forms of interaction of school and family and educations of the parental public concerning the physical training of children. The short characteristic of the Parental Sports and Pedagogical General Compulsory Education program has been presented, as multilevel system of active informing, education and training of parents through their attraction to the mutual assistance in training and education of the children. Implementation of the experimental program allowed increasing the educational potential of a family, conscious using of the received knowledge by parents for education of the children, joining active participation in school life, as well as building constructive cooperation with the teachers, being engaged together with the children in physical exercises and different types of physical activity, harmonizing the child parental relations. The school thus became a peculiar sports and educational and leisure center for families of trainees and pupils.

Текст научной работы на тему «Формы просвещения родительской общественности»

СПб. : Питер, 2009. - 624 c.

3. Елагин, А.В. Чемпионаты Европы 1960-2000 гг. / А.В. Елагин - М. : Терра-Спорт : Олимпия Пресс, 2002. - 780 с.

4. Prebenna, D. The Baseball Encyclopedia: The Complete and Definitive Record of Major League Baseball / D. Prebenna. - 9th Edition. - New-York : Macmillan General Reference, 1993. - 3024 p.

5. The Olympic Textbook of Science in Sport (The Encyclopedia of Sports Medicine) / еditor R. Maughan. - Oxford : Wiley-Blackwell, 2009. - 440 p.

REFERENCES

1. Borovikov, V.P. (ed.) (2008), Statistica Neural Networks: methodology and technology of modern data analysis, 2nd Ed., Pererab and Extras, publishing house “Goryachaya Liniya — Telekom”, Moscow, Russian Federation.

2. Paklin, N.B. and Oreshkov V.I. (2009), Business intelligence: from data to knowledge, publishing house “Peter”, St. Petersburg, Russian Federation.

3. Elagin, A.V. (2002), The European Championships1960-2000, publishing house “Terra-Sport, Olympia Press”, Moscow, Russian Federation.

4. Prebenna, D. (1993), The Baseball Encyclopedia: The Complete and Definitive Record of Major League Baseball, 9th Ed., publishing house “Macmillan General Reference”, New-York, USA.

5. Ed. Maughan, R. (2009), The Olympic Textbook of Science in Sport (The Encyclopedia of Sports Medicine), publishing house “Wiley-Blackwell”, Oxford, UK.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.12.2013.

УДК 374.73

ФОРМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Татьяна Константиновна Ким, кандидат педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет (МПГУ)

Аннотация

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по апробированию наиболее приемлемых форм взаимодействия школы и семьи и просвещения родительской общественности по вопросам физического воспитания детей. Приведена краткая характеристика программы «Родительский физкультурно-педагогический всеобуч», как многоуровневой системы активного информирования, просвещения и обучения родителей через привлечение их к взаимосо-действию в образовании и воспитании детей. Реализация экспериментальной программы позволила повысить воспитательный потенциал семьи, родителям осознанно использовать полученные знания в воспитании своих детей, приобщиться к активному участию в жизни школы, выстроить конструктивное сотрудничество с педагогами, заниматься совместно с детьми физическими упражнениями и различными видами двигательной активности, гармонизировать детско-родительские отношения. Школа же при этом стала своеобразным физкультурно-образовательно-досуговым центром для семей воспитанников и учащихся.

Ключевые слова: просвещение родителей, физическое воспитание, семья, родительский всеобуч.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p77-81

FORMS OF EDUCATION OF THE PARENTAL PUBLIC

Tatiana Konstantinovna Kim, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Pedagogical State University

Annotation

The article presents the results of pilot testing on approbation of the most acceptable forms of interaction of school and family and educations of the parental public concerning the physical training of

children. The short characteristic of the Parental Sports and Pedagogical General Compulsory Education program has been presented, as multilevel system of active informing, education and training of parents through their attraction to the mutual assistance in training and education of the children. Implementation of the experimental program allowed increasing the educational potential of a family, conscious using of the received knowledge by parents for education of the children, joining active participation in school life, as well as building constructive cooperation with the teachers, being engaged together with the children in physical exercises and different types of physical activity, harmonizing the child parental relations. The school thus became a peculiar sports and educational and leisure center for families of trainees and pupils.

Keywords: education of parents, physical training, family, parental general compulsory education.

Общеизвестно, что успешная воспитательная деятельность семьи во многом зависит от теоретических знаний, педагогических умений и способностей родителей, уровень которых определяется их педагогической культурой, характером деятельности как воспитателей.

Важным средством повышения педагогической культуры родителей является образование и самообразование. В современном обществе, по-прежнему, основная роль по научно-педагогическому просвещению родительской общественности принадлежит образовательным учреждениям. Среди которых традиционно школа активно поддерживает родителей в воспитательной деятельности. В то же время, обширная вертикальногоризонтальная дискретность образовательных учреждений стимулирует поиск новых перспективных путей по углублению и расширению взаимодействия с семьей, учитывающих специфику образовательных учреждений и потребности современных семей с детьми.

Анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме интеграции усилий школы и семьи показал, что, несмотря на значительный опыт подобного взаимодействия и существование новых, перспективных форм сотрудничества, часто работа с родителями ведётся только в формате - педагогической пропаганды, при которой семья выступает в качестве объекта воздействия со стороны педагогов. В итоге налаживание связи с семьей приобретает формальный характер, а воспитательный потенциал семьи не находит должного применения.

Отметим, что взаимодействие семьи и школы выполняет немаловажную роль в обеспечении преемственности семейного, дошкольного, школьного и последующих ступеней образования и требует кропотливого исследования мнений родителей и педагогов друг о друге, их взаимного влияния на сотрудничество, совместную разработку рекомендаций, в совокупности способствующих эффективности этого взаимодействия.

Формирование новых взаимоотношений между школой и семьей проявляется, прежде всего, в модификации подходов к педагогическому просвещению родителей. Обновление форм родительского просвещения, по мнению отдельных авторов, должно происходить в сторону их педагогической направленности [1, 5]. То есть образование родителей рассматривается как гарантия того, что современная семья способна обеспечить своё устойчивое развитие и реализовать в полном объёме воспитательную функцию.

Модернизация форм просвещения родителей опирается на содержательноструктурное обновление и ориентировано на: гуманизацию и гуманитаризацию образования; реализацию компетентностного подхода; обеспечение вариативности процесса обучения и просвещения родителей; переход от процесса освоения определенной суммы знаний на процесс их самостоятельного поиска и приобретения; логическое сочетание и распределение теоретического и практического, гуманитарного и естественнонаучного знания; применение инновационных образовательных, информационно-

коммуникационных технологий [2, 5].

В качестве наиболее приемлемых форм просвещения родителей в условиях образовательных учреждений, апробированных нами на практике и получивших высокую оценку, как среди специалистов, так и родителей выделим [1, 4, 5]: родительский университет; родительский лекторий; вечера вопросов и ответов; родительские собрания; инди-

видуальные и групповые тематические консультации; открытые уроки; методические семинары; дидактические игры; научно-практические конференции и др. Широко использовались наглядные формы: выпуск газеты («Вырастай-ка!», «Спорт и здоровье», «Здоровая семья», «Спортивная семья»); информационные стенды («Родительский уголок»), папки-передвижки. Также нашли должное применение и дистанционные формы с использованием Шет^-ресурсов (переписка по электронной почте, обсуждение вопросов на форумах и т. п.). Стала распространенной практика активного привлечения родителей к участию в мероприятиях, проводимых школой (праздники, конкурсы, состязания, походы и т. п.) в качестве, как основных участников, так и организаторов.

Отдельно выделим «Родительский физкультурно-педагогический всеобуч» как многоуровневую систему пассивного и активного информирования, просвещения и обучения родителей через привлечение их к взаимосодействию в обучении, воспитании и развитии своих детей.

Цель «Родительского физкультурно-педагогического всеобуча» - выработка единого взгляда школы и семьи на сущность физического воспитания и его содержание, создание оптимальных условий для воспитания физически и психически здорового ребёнка; формирования знаний, умений, навыков и приобретения опыта организации физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях семейного быта; формирования устойчивой потребности членов семьи к здоровому образу жизни и выработке навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом [4].

Установлено, что реализация программы позволяет:

- для каждого конкретного ребёнка: выстроить систему персональной педагогической поддержки его образовательной деятельности в школьной и семейной среде, согласованную в результате активного взаимодействия педагога и родителя; обеспечить полную информированность обеих сторон по актуальным вопросам воспитания, в том числе физического; оказывать своевременную и системную помощь ребёнку; проводить коррекцию возможностей ребёнка для достижения определённых образовательных результатов и т. д.;

- для каждой конкретной семьи: обеспечить доступность информации о возможностях ребёнка для саморазвития; скорректировать систему ценностей и целей образования и воспитания ребёнка; избежать отрицательных последствий отсутствия взаимопонимания между субъектами взаимодействия; учитывать возможности договорных/партнёрских отношений со школой для регулирования и реализации образовательных потребностей семьи и ребёнка с учётом всех ресурсов образовательного учреждения, возможностей и потребностей семьи;

- для каждой конкретной школы: иметь реальные целеуказания - общественный заказ - на реализацию индивидуальных образовательных программ; иметь внешнюю оценку своей образовательной деятельности, качества образования; привлечь активных партнёров для реализации различных образовательных программ школы.

Важнейшим результатом взаимодействия и просвещения семьи выступает активная позиция родителей к физическому воспитанию ребёнка, их готовность осуществлять коррекцию собственных установок, «транслируемых ребёнку». Ведущую профессиональную роль в формировании осознания родителями психолого-педагогических проблем воспитания в семье выполняют руководитель образовательного учреждения (директор), его заместители, классные руководители, учителя-предметники, в том числе учитель физической культуры, психолог, социальный педагог, школьный врач и т. д.

Каждая семья рассматривается как неотъемлемый компонент единого образовательно-воспитательного пространства. Поэтому главная задача - включить каждого родителя в общую культурно-педагогическую деятельность, в том числе физкультурнооздоровительную через личное участие в воспитании своего ребёнка [3].

Результатом внедрения различных организационных форм работы с семьёй стало

то, что именно родители выступают в качестве организаторов самых разнообразных видов внутрисемейной деятельности - учебной, досуговой, коммуникативной, игровой, общественно-полезной (трудовой), художественно-творческой, физкультурно-

оздоровительной и спортивной.

При этом возросла педагогическая культура семьи. Родители стали осознанно использовать полученные знания (результаты образования) в воспитании своих детей, стали больше интересоваться специальной научно-популярной литературой по проблемам общения, развития и физического воспитания ребёнка.

В целом отметим, что широкое использование программ просвещения родительской общественности позволило не только повысить педагогическую культуру родителей, совершенствовать воспитательный процесс в семье, приобщить родителей к активному участию в жизни школы, но и гармонизировать отношения между субъектами воспитательного процесса; сформировать адекватный уровень взаимодействия в диадах: «родитель-ребёнок», «родитель-педагог», «педагог-ребёнок» и как результат в триаде «родитель-ребёнок-педагог». Наряду с этим наблюдается: открытый характер общения, готовность взаимодействующих сторон к всестороннему обсуждению проблем обучающихся; стремление определить наиболее целесообразные пути личностного развития ребёнка; трехсторонняя субъектная позиция всех участников целостного педагогического процесса; деятельностно-практическая направленность на своевременное разрешение возникающих проблем. И как результат оптимизация процесса воспитания в семье.

Кроме прочего, в образовательном учреждении организованны совместные занятия детей и родителей различными видами двигательной активности, спорта, досуговой деятельности. Работа в этом направлении позволила стать школе своеобразным физкультурно-образовательно-досуговым центром для всей семьи. У детей и родителей появились общие интересы, способствующие совершенствованию мотивационного компонента педагогической культуры родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Замолоцких, Е.Г. Теория и практика взаимодействия основной образовательной школы и семьи в формировании культуры межличностного общения школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : (13.00.01) / Замолоцких Елена Геннадьевна ; Ин-т общего образования Рос. акад. образования. - М., 2о05. - 49 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №1756-Р) [Электронный ресурс] // URL : http://ecsocman.hse.ru/data/584/700/1219/15.pdf. - Дата обращения 23.12.2013.

3. Ким, Т.К. Исходные предпосылки реализации специфических функций физической культуры в условиях семейного быта / Т.К. Ким // Теория и практика физической культуры. - 2009.

- № 9. - С. 58-62.

4. Ким, Т.К. Формирование готовности родителей к физическому воспитанию детей / Т.К. Ким // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 2. - С. 144-158.

5. Кряж, В.Н. Гуманизация физического воспитания / В.Н. Кряж. - Минск : Изд-во Нац. ин-та образования, 2001. - 179 с.

6. Недвецкая, М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи / М.Н. Недвецкая. - М. : Академия, 2006. - 145 с.

REFERENCES

1. Zamolotskikh, E.G. (2005), The theory and practice of interaction of the main educational school and a family in formation of culture of interpersonal communication of school students, dissertation, Moscow.

2. Conception of Modernization of Russian Education up to 2010 (Approved by Order of Russia Government, 29Deс. 2001, No. 1756-P), available at: http://ecsocman.hse.ru/data/584/700/1219/15.pdf

3. Kim, T. K. (2009), “Initial preconditions of realization of specific functions of physical culture in the conditions of a family life”, The Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 58-62.

4. Kim, T.K. (2012), “Formation of readiness of parents to physical training of children”, The Teacher the XXI century, No. 2, pp. 144-158.

5. Kryazh, V.N. (2001), Humanization of Physical Training, publishing house “National institute of education”, Minsk, Belarus.

6. Nedvetskya, M.N. (2006), Bases of pedagogical interaction of school and family, Academy, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.12.2013.

УДК 796.352.081: 304.442:799.3

ЭРГОДИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ СТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРИЦЕЛЬНЫХ ВИДАХ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ГОЛЬФА И

ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ)

Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва,

Ирина Александровна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры,

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный

работник физической культуры РФ,

Московский городской педагогический университет,

Педагогический институт физической культуры и спорта

Аннотация

В статье рассмотрен новый способ представления результатов в гольфе и нулевой стрельбе в виде последовательности фрагментов временных рядов результативности, составляющих конечное множество. Выделенные фрагменты изменений результатов стрельбы во времени инвариантны ко времени и множеству реализаций, также эти фрагменты неизменны для спортсменов одинаковой квалификации. Представление результатов нулевой стрельбы в виде последовательности таких эргодических фрагментов позволит существенно сократить число параметров, традиционно используемых для анализа тренировочной и соревновательной деятельности в пулевой стрельбе. Вместе с тем, предложенный способ требует дальнейшей теоретической и практической разработки в части оценки его точности и создания адекватного программно-вычислительного обеспечения.

Ключевые слова: пулевая стрельба, стрелковое упражнение, эргодичность, фрагмент временного ряда, гольф, интервалы между выстрелами.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p81-86

ERGODIC FRAGMENTS OF THE COMPETITIVE RESULTS STRUCTURE IN PRECISION SHOOTING SPORTS (ON THE EXAMPLE OF GOLF AND SHOOTING

SPORTS)

Aleksey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, senior lecturer,

Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow,

Irina Aleksandrovna Sabirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical culture,

Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow City Teacher Training University,

Teacher Training Institute of Physical Culture and Sport

Annotation

The article describes a new way of presenting the results in golf and shooting in terms of sequence of time-series performance constituting a finite aggregate. All distinguished result-changing fragments in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.