качества образования!) социально-педагогических систем.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 по теме "Мониторинг качества непрерывного образования".
ЛИТЕРАТУРА
1. Модели безопасной образовательной среды / Д. А. Романов, Р.В. Терюха, Д.Н. Гусева, А.М. Доронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 144148.
REFERENCES
1. Romanov, D.A., Teryukha, R.V., Guseva, D.N. and Doronin, A.M. (2014) "Environment safe educational models", Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No 2, pp. 144-148.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.09.2014.
УДК 796.011
К УТОЧНЕНИЮ КАТЕГОРИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОРИЕНТИРОВ И НЕКОТОРЫХ КОНТУРОВ «СЕМЕЙНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Татьяна Константиновна Ким, кандидат педагогических наук, доцент,
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва
Аннотация
Как компонент физической культуры, семейная физическая культура характеризуется направленным использованием двигательной деятельности для оптимизации психического и физического состояния, формирования и развития индивида в условиях семейного быта. При этом семейная сфера оказывает значительную роль на ее формирование и придает ей специфические особенности. Удовлетворяя разнообразные объективные социальные и личностные потребности через реализацию специфических функций семейная физическая культура оказывает максимальный эффект в раннем возрасте когда в ребенке закладываются наиболее устойчивые потребности и мотивы к физкультурно-оздоровительной деятельности и здоровому образу жизни. При этом процесс физического воспитания ребенка в условиях семейного быта поставлен в зависимость физкультурной образованности родителей. Разработанные научные и программно-методические основы семейной физической культуры позволяют частично нивелировать существующие проблемы, так как ориентированы на подготовку физкультурно-педагогических кадров для работы с семьей, просвещение родительской общественности и организацию физкультурно-оздоровительной работы в семейных группах. Однако проблема нормативно-правовой и материально-технической обеспеченности работы с семьей в указанном направлении требует дальнейшего совершенствования. Удовлетворение законодательного дефицита позволит семейной физической культуре структурно оформиться как целостному социальному явлению.
Ключевые слова: физическая культура, семья, формы, функции, семейная физическая культура.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p55-60
TO SPECIFICATION OF THE CATEGORY, DEFINITION OF REFERENCE POINTS AND SOME CONTOURS OF "FAMILY PHYSICAL CULTURE"
Tatiana Konstantinovna Kim, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Pedagogical State University
Annotation
As the component of physical culture, family physical culture is characterized by the directed use of the motor activity for optimization of the mental and physical state, formation and development of the individual in the conditions of the family life. Thus, the family sphere renders the significant role on its
formation and gives it specific features. Satisfying various objective social and personal requirements through realization of the specific functions the family physical culture renders the maximum effect at early age when in the child the steadiest requirements and motives to sports and health-improving activity and healthy lifestyle are put. Thus, process of physical training of the child in the conditions of the family life is put into dependence on the sports education of the parents. The developed scientific and program and methodical fundamentals of the family physical culture allow to level partially the existing problems as they are focused on preparation of the sports and pedagogical staff for the work with the family, education of the parental public and the organization of sports and health-improving work in the family groups. However, the problem of standard and legal and material support of the work with a family in the specified direction demands further improvement. The satisfaction of the legislative deficiency will allow family physical culture to be issued structurally as the complete social phenomenon.
Keywords: physical culture, family, forms, functions, family physical culture.
Одна из существенных тенденций исторического развития физической культуры заключается в ее дифференциации, которая проявляется в выделении разделов физической культуры, формировании ее видов и разновидностей, имеющих профилированные функции. В настоящий момент, так называемая «семейная физическая культура», хотя и отличается вполне четкой определенностью и связывается практически с различными формами физкультурной практики, для своего упорядочения требует квалифицированного обсуждения.
По мнению, профессора Л.П. Матвеева, «... для того чтобы уверенно говорить о сформированности того или иного компонента физической культуры необходимо, иметь как минимум хорошо разработанную программу, строго и углубленно конкретизированную на научном, программно-нормативном и методическом уровнях» [8].
Можно считать, что мировоззренческие установки семейной физической культуры находят свое отражение в целом ряде нормативно-правовых документов различного уровня. Так, Федеральный Закон «Об образовании» (2013), Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010), ФГОС начального общего образования (2009), как приоритетную задачу, стоящую перед современной школой определяет «... сотрудничество с семьей, создание условий для всестороннего развития личности ребёнка». При внимательном рассмотрении формулировок, представленных в регламентирующих документах возникает вопрос, каким образом отправные установки, конкретизированные и рассматриваемые нами в качестве стратегических ориентиров семейного компонента физической культуры, будут воплощаться в реальной практике (не в рамках отдельно взятого образовательного учреждения, а в масштабах всей системы образования-воспитания подрастающего поколения)? Так как их реализация явно непосильна лишь одному компоненту физической культуры и предполагает консолидацию усилий различных сфер, занимающихся вопросами семьи и воспитания, требует уточнения ее программно-нормативных и методических основ. Также необходимо уяснить как целевые и прочие установочные положения семейной физической культуры соотносятся с таковыми иных компонентов физической культуры, в первую очередь, речь идет о базовой и фоновой физической культуре. При выявлении действительных истоков рассматриваемой социальной практики не обойтись, кроме прочего, без анализа сути категории «семейная физическая культура» и терминологических особенностей ее формирования.
Ранее подчеркивалось что, семейную физическую культуру мы рассматриваем как компонент физической культуры, который возник как социальное по своей сущности явление. Как многогранное общественное явление, она связана со многими другими сторонами социальной действительности, все шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей, зависит от основных условий жизнедеятельности семьи как основного института воспитания и социализации подрастающего поколения.
По определению профессора Л.П. Матвеева: «физическая культура представляет собой один из неотъемлемых слагаемых культуры человека и общества, а именно то, какое имеет своей специфической основой преобразование и направленное использование
двигательной деятельности в качестве фактора оптимизирующих воздействий на физическое и психофизическое состояние, формирование и развитие человека». В гуманном обществе она в единстве с другими сторонами культуры служит одним из основных факторов всестороннего развития личности [8, с. 23]. Поскольку семейная физическая культура является компонентом физической культуры, правомерно понимать ее, как часть культуры личности и общества, характеризующаяся направленным использованием двигательной деятельности для оптимизации психического и физического состояния, формирования и развития индивида в условиях семейного быта [3].
Известно, что функции физической культуры практически неотделимы от определенных форм, на основе которых они проявляются. Термин «формы» означает в данном случае ее структурную определенность.
При обобщенной характеристике функций семейной физической культуры, как и при выявлении ее структурных свойств, мы исходим из того, что она органически входит в общую социальную структуру, тесно связана множеством взаимозависимостей с другими сторонами социальной действительности и на ее формирование как целостного социального явления существенное влияние оказывает образ жизни людей. При этом особенности семейной физической культуры, так или иначе, отражают особенности тех социальных сфер (образования, воспитания, досуга и т. д.), в рамках которых она используется, которые оказывают значительную роль на ее формирование и где отдельные составляющие семейной физической культуры приобретают свои специфические особенности. Общеизвестно, что основной функцией семьи, как социального института, является воспитательная функция. При этом родители выступают в качестве главных участников, организаторов и наиболее заинтересованных лиц в образовании, воспитании и физическом развитии своих детей. В свою очередь, именно в рамках физического воспитания, как неотъемлемого компонента общего процесса воспитания, на основе активного использования факторов физической культуры, происходит реализация воспитательной функции семьи. То есть, усиливая воспитательное воздействие на индивида, на паритетной основе, интегрируются функции не только образования как общественного института и на который в известной степени возложена забота о физическом воспитании и здоровье ребенка, но и семья [1, 9]. В силу того, что физическая культура объединена с другими общественными явлениями и компонентами культуры множеством связей и переходов, сформировалась семейная физическая культура как результат их взаимопроникновения и объединения. Таким образом, семейная физическая культура, образно говоря, выступает как «гибридный» компонент культуры, который относятся, с одной стороны, к физической культуре, а с другой - к иным сферам жизнедеятельности личности и общества, в данном случае к семейной сфере.
Пока сложно с точностью ответить на вопрос о том, какое типологическое «местоположение» действительно занимает семейная физическая культура в общем комплексе явлений физической культуры и как соотносится с другими явлениями данной реальности, в силу того, что она находиться в процессе, смеем предположить, активного формирования. И хотя пока преждевременно говорить о сформированности семейной физической культуры, тем не менее, проводя анализ с позиции требований обозначенных Л.П. Матвеевым, выделим ряд факторов и обстоятельств, оказывающих существенное влияние на ее формирование функционирование и структурирование.
Во-первых, как известно физическая культура в силу присущих ей свойств может удовлетворить разнообразные объективные социальные и личностные потребности, речь в данном случае идет о специфических и общесоциальных функциях. Ссылаясь на публикации автора, выделим физкультурно-развивающую, физкультурно-образовательную и физкультурно-воспитательную функции, реализуемые в рамках семейного быта, воплощение в жизнь которых оказывает максимальный эффект именно в раннем возрасте, когда в ребенке закладываются наиболее устойчивые потребности и мотивы, в том числе, к физкультурно-оздоровительной деятельности и здоровому образу жизни [5]. Общеиз-
вестно, что психологи период с момента рождения ребенка до поступления его в школу считают наиболее важным периодом онтогенеза, оказывающим влияние на формирование и последующее развитие индивида. В настоящее время в России сложились три организационные системы физкультурного образования-воспитания подрастающего поколения. Первая система - в государственных образовательных организациях (детские сады, школы, средние специальные учебные заведения и т. п.), она складывалась на протяжении многих десятилетий и является наиболее разработанной. Вторая - в системе дополнительного образования детей (центры творчества детей и юношества, ДЮСШ и т. п.), где на первый план выдвигаются специфические цели и задачи. Третья - в семье, где физическое воспитание детей является или должно являться частью общего домашнего воспитания.
Известно, что в течение последних десятилетий система дошкольного и общего образования находится в весьма сложном и противоречивом положении. Это выражается, прежде всего, в сокращении числа дошкольных образовательных учреждений, в том числе ведомственных, что связано с недостаточным объемом финансирования со стороны государства и соответствующих ведомств, так и тем, что большая часть семей не способна оплачивать постоянно растущую стоимость пребывания ребенка в детском саду. Хотя определенные шаги со стороны государства в нивелировании подобного положения в последнее время активно предпринимаются, все же вызывает особую тревогу отток из дошкольных учреждений детей 3-7 лет, которым дошкольные образовательные услуги помогли бы освоить базис как физической, так и личностной культуры. К тому же семья, особенно в сельской местности, не всегда в состоянии самостоятельно решать эти проблемы. Подобные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и семьи. Перечисленное предопределяет повышение значимости воспитания ребенка в семье. Однако система физкультурного образования-воспитания детей в условиях семейного быта требует специальных знаний и умений со стороны родителей и в нашей стране пока еще слабо развита.
Во-вторых, выделим особенности тех социальных сфер и структур, в которые включается семейная физическая культура и с пользой функционирует там применительно к особенностям и условиям, характерным для различных сфер и структур (в общей системе образования-воспитания, семьи, досуга и в др.) и особенности контингентов, приобщаемых к семейной физической культуре (особенности, обусловленные возрастом, состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности, социальным статусом и т. п.). Известно, семьи, в которых проживают и воспитываются дети, довольно неоднородны, что проявляется в социально-экономических условиях их жизни, в образовательном уровне родителей, в их информированности по проблемам воспитания в целом и физического воспитания в частности. Не вызывает сомнений, что процесс физического воспитания ребенка в условиях семьи поставлен в зависимость от знаний и умений родителей, которые, как показывает практика, должны владеть навыками контроля физического состояния ребенка на последующих после рождения этапах жизни и методиками проведения занятий физическими упражнениями (физкультурная образованность). Однако родители не располагают необходимым объемом знаний, недооценивают роль физической культуры как определяющего фактора укрепления здоровья своего ребенка и недостаточно осознанно походят к процессу физического воспитания, при этом занижая и свою роль в этом процессе. Таким образом, родители, которые изначально должны закладывать в ребенке основные понятия и представления о здоровье, здоровом образе жизни, сегодня не готовы в полной мере выполнять данную функцию. И хотя в последнее время все больший контингент родителей осознает значимость семейного компонента физического воспитания ребенка, в силу сложившихся обстоятельств не способен в полной мере выполнять данную функцию, а это в свою очередь предопределяет значимость помощи со стороны педагогической общественности по просвещению родителей. Также среди
отдельных черт присущих семейной физической культуре как целостному компоненту физической культуры обозначим имеющийся в настоящий момент ряд публикаций, обосновывающий научные основы семейной физической культуры, комплекс программно-методического обеспечения [2, 3, 4, 6, 7].
Однако резюмируя вышесказанное, отметим и существующие недостатки, сдерживающие на наш взгляд полноценное функционирование семейной физической культуры. Речь идет о дефиците квалифицированных кадров (недостаток специалистов, готовых к физкультурно-оздоровительной и спортивно-досуговой работе с семьями с детьми, на основе учета особенностей занятий в детско-взрослом сообществе и их потребностей), материально-техническом обеспечении учреждений и организаций, оказывающих физ-культурно-спортивные услуги семьям с детьми, отлаженной на муниципальном и государственном уровнях системы просвещения родительской общественности и т. д. Учитывая вышесказанное, проблема усугубляется отсутствием и недостаточной разработанностью нормативно-правового обеспечения, которое предполагает подготовку и принятие правовых механизмов со стороны соответствующих министерств и ведомств, поддерживающих и материально активизирующих работу педагогов, мотивирующих включенность родителей и их ответственность перед обществом за воспитание детей, и в конечном итоге, стимулирующих престижность здорового образа жизни среди населения страны. В связи с чем, перед соответствующими министерствами и ведомствами, педагогической и родительской общественностью стоит задача преодоления законодательного дефицита при решении разнообразных социальных проблем, в том числе касающихся образования и воспитания подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Замолоцких, Е.Г. Теория и практика взаимодействия основной образовательной школы и семьи в формировании культуры межличностного общения школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук (13.00.01) / Замолоцких Елена Геннадьевна ; Ин-т общего образования Рос. акад. образования. - М., 2005. - 49 с.
2. Ким, Т.К. Исходные предпосылки реализации специфических функций физической культуры в условиях семейного быта / Т.К. Ким // Теория и практика физической культуры. - 2009.
- № 9. - С. 58-62.
3. Ким, Т.К. О методологических предпосылках к разработке концепции физического воспитания в системе «семья-школа» и её целевых установках / Т.К. Ким // Преподаватель XXI век.
- 2009. - № 2. - С. 37-49.
4. Ким, Т. К. Семья как субъект взаимодействия со школой : учебное пособие для студентов физкультурных вузов / Т. К. Ким. - М. : Прометей, 2012. - 170 с.
5. Ким, Т. К. Функциональная характеристика системы «семья-школа» / Т.К. Ким // Наука и школа. - 2010. - № 3. - С. 113-118.
6. Ким, Т. К. Характеристика программ и форм физкультурно-оздоровительной деятельности, используемых в условиях семейного быта / Т. К. Ким // Преподаватель XXI век. -2014. - № 1. - С. 75-85.
7. Ким, Т. К. Характеристика программно-методического обеспечения физического воспитания в системе «семья-школа» / Т.К. Ким // Наука и школа. - 2012. - № 4. - С. 131-139.
8. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Физическая культура и спорт : СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.
9. Недвецкая, М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи / М.Н. Недвецкая. - М. : Академия, 2006. - 145 с.
REFERENCES
1. Zamolotskikh, E. G. (2005), The theory and practice of interaction of the main educational school and a family in formation of culture of interpersonal communication of school students, dissertation, Moscow.
2. Kim, T. K. (2009), "Initial prerequisites of realization of specific functions of physical culture in the conditions of family life", The Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp.58-62.
3. Kim, T. K. (2009), "About methodological prerequisites to development of the concept of physical training in family school system and its purposes", the Teacher the XXI century, No. 2, pp. 37-49.
4. Kim, T. K. (2012), A family as the subject of interaction with school: manual for students of sports higher education institutions, publishing house "Prometheus", Moscow.
5. Kim, T. K. (2010), "Functional characteristic of family school system", Science and school, No. 3, pp. 113-118.
6. Kim, T. K. (2014), "The characteristic of the programs and forms of sports and improving activity used in the conditions of family life", The Teacher the XXI century, No. 1, pp. 75-85.
7. Kim, T. K. (2012), "The characteristic of program and methodical ensuring physical training in family school system", Science and school, No. 4, pp. 131-139.
8. Matveev, L. P. (2008), Theory and technique of physical culture, publishing house "Physical culture and sport", Moscow.
9. Nedvetskya, M. N. (2006), Basis of pedagogical interaction of school and family, Academy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.09.2014.
УДК 378
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ДПС РОССИИ
Виктор Викторович Коломиец, психолог, Отдельный батальон Дорожно-патрульной службы Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения Главного Управления Министерства Внутренних Дел (ДПС ГИБДД ГУ МВД) России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; Сергей Иванович Петров, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгаф-
та, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты педагогического эксперимента, основной целью которого являлось повышение профессиональной готовности действующих сотрудников ДПС России средствами физической культуры и спорта. В ходе эксперимента определен опыт занятий физической активностью сотрудниками ДПС до поступления на службу, определено их отношение к занятиям физической подготовкой, выявлены доминирующие физические качества необходимые сотруднику ДПС в зависимости от исполняемых служебных обязанностей. По результатам формирующего эксперимента доказана эффективность и практическая значимость предложенной программы повышения профессиональной готовности сотрудников ДПС средствами физической культуры.
Ключевые слова: профессиональная готовность, физические качества, сотрудник ДПС России, сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p60-63
PHYSICAL READINESS FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE STAFF OF
RUSSIA TRAFFIC POLICE
Victor Viktorovich Kolomiyets, the psychologist, Separate battalion of Traffic police of State Inspection for Road Traffic Safety of Head Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia across St. Petersburg and the Leningrad region; Sergey Ivanovich Petrov, the candidate ofpsychological sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The results of the pedagogical experiment have been presented in the article, the main objective of them is increase of the professional readiness of the acting staff of Russia traffic police by means of the physical culture and sports. During the experiment we defined the certain experience in the physical activi-