УДК 796.011 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-65-70
Организация и содержание школьно-семейного физического воспитания учащихся младшего возраста
Назаренко Л.Д.*, Кодолова Ф.М., Валкина Н.В.
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия ORCID: 0000-0002-6225-6816, ld_nazarenko@mail.ru ORCID: 0000-0003-0343-8561, faina.kodolova@yandex.ru ORCID: 0000-0002-4343-2706, nataly-elrel@mail.ru
Аннотация: Главной задачей воспитания детей младшего школьного возраста является формирование потребности в двигательной активности, направленной на приобретение нового уровня функционального состояния организма, развитие двигательно-координа-ционных качеств: мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, точности, равновесия и других качеств, что обеспечит укрепление здоровья, гармоничное развитие, повышение кинезиологического потенциала. Материалы. В статье представлено научное обоснование успешного решения комплекса задач физического воспитания в процессе совместной деятельности семьи и школы. Методы исследования. анализ и систематизация научной и методической литературы, обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Работа проводилась в тесном взаимодействии с классным руководителем, учителем по физическому воспитанию и родителями учащихся, которые были проинформированы о том, что дети вовлекаются в совместную школьно-семейную деятельность с целью педагогической организации их досуга, приобщения к ЗОЖ, формирования устойчивого интереса к физической культуре и спорту. Была высказана просьба к родителям оказать посильное содействие в решении данной задачи с учетом особенностей их профессиональной деятельности. Заключение. Тесное сотрудничество классного руководителя, школьного учителя физической культуры и родителей, целенаправленная воспитательная работа в течение учебного года с конкретизированными задачами позволили в значительной мере изменить отношение учащихся и родителей экспериментального класса к ЗОЖ, приобщить детей к систематическим занятиям физической культурой, повысить культуру жизнедеятельности. Школьные уроки и кружки физической культуры, спортивные секции, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования логично дополнялись другими формами занятий физическими упражнениями, доступными семье: утренней гигиенической гимнастикой, динамической паузой во время выполнения домашних заданий, играми на свежем воздухе, посещением бассейна всей семьей, катанием на лыжах и др.
Ключевые слова: школьно-семейное воспитание, физическое воспитание, педагогический эксперимент.
Для цитирования: Назаренко Л.Д., Кодолова Ф.М., Валкина Н.В. Организация и содержание школьно-семейного физического воспитания учащихся младшего возраста. Педагогико-психоло-гические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(2): 65-70. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-2-65-70
School-family physical upbringing organization and content of junior age
schoolchildren
Ludmila D. Nazarenko*, Faniya M. Kolodova, Natalya V. Valkina
Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia ORCID: 0000-0002-6225-6816, ld_nazarenko@mail.ru* ORCID: 0000-0003-0343-8561, faina.kodolova@yandex.ru ORCID: 0000-0002-4343-2706, nataly-elrel@mail.ru
Abstract: The main aim of junior age schoolchildren upbringing is the need formation for motor
activity. It is directed toward new functional state level formation, motor-coordinating qualities development: muscular power, quickness, endurance, dexterity, accuracy, balance and others. It would provide health strengthening, harmonious development, kinesiological potential increase. Materials. The article presents scientific substantiation of physical upbringing objectives successful solution during the process of mutual activity of a family and a school. Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical progressive experience summarizing, pedagogical experiment. Results. The research was held in a close interaction with a form-master, physical culture teacher and pupils' parents. They were informed about the fact that children are involved into mutual school-family activity in order to realize pedagogical organization of their free time, involving them into a healthy life style, a steady interest to physical culture and sport formation. Parents were asked to render assistance in this problem solution taking into account the peculiarities of their work and professional activity. Conclusion. A close connection and cooperation of a form-master, physical culture teacher and parents, a purposeful upbringing work during an academic year with the definite objectives helped to change the attitude of pupils and their parents of the experimental group to a healthy life style. It also helped to involve children into systematic physical culture lessons, increase the culture of life activity. School physical culture lessons and physical culture societies, sports sections, physical-health improving events, sports competitions were logically supplemented by other forms of physical exercises, available for a family: morning exercises, dynamic pause during home task fulfillment, outdoor games, visiting swimming pool and skiing with the whole family. Keywords: school-family upbringing, physical upbringing, pedagogical experiment.
For citation: Ludmila D. Nazarenko, Faniya M. Kolodova, Natalya V. Valkina. School-family physical
upbringing organization and content of junior age schoolchildren. The Russian Journal of Physical
Education and Sport. 2019; 14(2): 65-70. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-2-65-70.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Одной из важных задач обучения и воспитания детей младшего школьного возраста является формирование убеждения в необходимости освоения ценностей национальной и мировой физической культуры. Совершенствование двигательной функции учащихся младших классов обеспечивается систематическим выполнением разнообразных двигательных действий: различных видов ходьбы, бега, прыжков, подскоков, бросков, метаний, наклонов, поворотов, вращательных движений и др. Проведение 2-3 уроков физической культуры в неделю не обеспечивает успешное формирование двигательной функции [1-3, 5]. Необходимы ежедневные занятия под руководством достаточно информированных взрослых, поэтому эффективное решение проблемы мы видим в организации школьно-семейного воспитания.
Цель работы - теоретически и экспериментально обосновать значимость школьно-семейного физического воспитания школьников младшего возраста.
Для решения данной проблемы был проведен педагогический эксперимент с участием 44 детей (8-9 лет) младших классов школ № 57 и
№ 21 г. Ульяновска. Были организованы две группы: контрольная группа (КГ) - 20 человек, и экспериментальная группа (ЭГ) - 22 человека. Учебные занятия по физической культуре в КГ проводились по традиционной методике, в ЭГ - в тесном сотрудничестве школьного учителя физической культуры, классного руководителя и родителей. Новым и организацию работы с экспериментальным классом было введение (для детей, не занимающихся спортом) систематических занятий физическими упражнениями (ежедневно по 1 часу в свободное от уроков время), участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, в игровой деятельности, ориентированной на приобщение к здоровому образу жизни.
Способность ребенка выполнять сложные по структурному содержанию движения, своевременно изменять характер двигательных действий в зависимости от смены условий жизнедеятельности обусловливает приспособление организма к новой мышечной нагрузке и физическую активность в течение индивидуальной жизни [4, 6, 8]. Формирование двигательной функции обусловлено рядом биологических и педагогических факторов, среди которых веду-
щими являются возрастные особенности совершенствования опорно-двигательного аппарата, а также развитие центральной нервной системы [1, 9]. Специальные исследования показали, что у школьников 7-11 лет существенно увеличивается скорость движения отдельных звеньев тела при интенсивном приросте скорости движения мелких мышц кисти и стопы. Для совершенствования двигательной функции очень важно развитие мышечной силы. Начиная с 7-8 и до 11-12 лет она возрастает в среднем от 30,0 до 60,0%, однако при этом учащиеся младших классов слабо владеют навыками регулирования степени мышечного напряжения, пространственно-временной точностью двигательных действий; не умеют поддерживать заданный темп.
Развитие двигательной функции у младших школьников в значительной мере обусловлено эффективностью организации процесса физического воспитания в школе, его направленностью на обеспечение разнообразной двигательной деятельности как главного условия упрочения условно-рефлекторных связей, создающих возможность для усвоения новых форм движений. Необходимый для данного возраста уровень мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, равновесия, прыгучести и других качеств способствует успешному формированию двигательных умений и навыков, а значит, и двигательной функции [7-9,10,11,12]. Важную роль в ее совершенствовании играет развитие точности воспроизведения физических упражнений по их пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам. Достаточный для данного возраста уровень развития мышечного чувства способствует воспитанию способности к успешному управлению движениями.
Проведенный нами в общеобразовательных школах № 57 и № 21 г. Ульяновска педагогический эксперимент показал высокую эффективность. Сущность школьно-семейного физического воспитания учащихся 1-3-х классов состоит в тесном сотрудничестве школьного учителя физической культуры, классного руководителя и родителей. Например, учитель физической культуры знакомит детей с различными способами передвижений: шагом, подскоками,
бегом и т.д. Классный руководитель, присутствующий на данном уроке, все эти движения включает в содержание подвижных игр на перемене; родители, также наблюдая за ходом занятия, используют все изученные виды физических упражнений во время прогулки с ребенком на свежем воздухе в процессе игровых и соревновательных моментов. Например, кто лучше выполнит строевой шаг: ребенок или папа, подчеркивая четкость и равномерность шага, постановку ноги на всю ступню, сохраняя прямое положение тела и приподнятый подбородок; согласованный, энергичный взмах руками; кто успешнее справится с подскоками на правой / левой ноге, выполняя их с одинаковой амплитудой, приземляясь мягко с носка на всю ступню (как пружинка), руки на пояс с последующей сменой положения через каждые 4 подскока: на голову, за спину, к плечам, за голову, в стороны и т.д.
При изучении основных положений рук на уроке физической культуры учитель разъясняет важность четкого расположения звеньев тела в пространстве для формирования осанки, воспитания культуры движений, развития способности к регулированию мышечного напряжения, смены напряжения и расслабления, совершенствования мышечного чувства. Классный руководитель, наблюдая за педагогическими приемами учителя, его объяснениями и требованиями, включает усвоенные учениками упражнения в содержание динамических пауз, игровых моментов на переменах. Родители составляют комплексы утренней гимнастики на основе новых двигательных действий, усвоенных ребенком; соревнуются с ним по четкости и красоте выполнения каждого движения во время самостоятельного занятия на свежем воздухе, приглашая для объективной оценки (с последующим поощрением) бабушку, дедушку или других родственников, соседей, друзей.
Содержание школьно-семейного физического воспитания основывается на общих задачах: укрепления здоровья; всестороннего гармоничного развития; формирования двигательных функций на основе повышения уровня физической подготовленности, развития и совершенствования базовых движений, приобщения де-
тей с первых лет обучения в школе к культурным ценностям физической культуры и спорта.
Один раз в неделю нами проводились совместные подвижные игры, эстафеты, соревновательные моменты с участием родителей. Организовывались смешанные команды взрослых и детей, авторитетное судейство с участием спортсменов-разрядников, мастеров спорта, тренеров ДЮСШ и т.д. Содержание игр, эстафет, соревнований отличалось новизной двигательных действий, их разнообразным сочетанием. Условия выполнения физических упражнений были хорошо продуманы: дозировка соответствовала возрастным особенностям детей. Спортзал красочно оформлялся, использовалась торжественная музыка для открытия спортивного праздника; продолжительность мероприятия не превышала одного часа. Была тщательно продумана подготовка к таким соревнованиям: с содержанием двигательных заданий школьники знакомились на уроке физической культуры, а детально их отрабатывали вместе с родителями во время активного отдыха на свежем воздухе в свободное время. По ходу проведения подвижной или спортивной игры объяснялась значимость правильного взаимоотношения с одноклассниками и старшими, необходимость управлять своими эмоциями, четко и точно излагать свои мысли, пользоваться общепринятыми понятиями, приводить убедительные примеры и доказательства.
Родители, присутствуя на уроке, знакомились с требованиями к выполнению физических упражнений, рекомендациями педагога по предварительной подготовке к мышечной нагрузке опорно-двигательного аппарата, кардио-респираторной системы, а также последовательностью использования двигательных действий; применением приемов регулирования мышечной нагрузки и контроля физического состояния детей.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Постоянное сотрудничество родителей, школьного учителя физической культуры, классного руководителя, их совместная деятельность по физическому воспитанию детей
младшего школьного возраста обусловили высокие показатели здоровья и физической подготовленности. Дети экспериментального класса стали, стремиться к более четкому, точному, эстетическому выполнению двигательных заданий; ответственно относиться к поручениям, заданиям и распоряжениям учителя физической культуры; улучшилась дисциплина, повысилась работоспособность, дети стали гораздо меньше болеть. В ходе педагогического эксперимента выяснилось, что наиболее приемлемыми формами совместной деятельности семьи и школы по проблеме школьно-семейного физического воспитания являются:
- посещение родителями уроков физической культуры для ознакомления с содержанием процесса физического воспитания детей 8-9 лет; двигательными действиями, умениями и навыками, которыми должны овладеть школьники младших классов; требованиями, рекомендациями учителя физической культуры по организации их двигательной активности;
- совместное проведение подвижных игр; эстафет, соревнований различного уровня в школе и по месту жительства детей с участием родителей: «Мама, папа, я - спортивная семья»;
- организация спортивных и физкультурных праздников, викторин по спортивной тематике силами родителей, школьного учителя физической культуры и классного руководителя;
- контроль выполнения домашних заданий по физической культуре со стороны школьного учителя и родителей;
- ведение специального дневника по физической подготовленности детей с фиксированием спортивных достижений ребенка; контроль динамики уровня физической подготовленности, показателей физического и функционального состояния при совместном участии учителя физической культуры и родителей.
В ходе педагогического эксперимента для ознакомления с содержанием и организацией физического воспитания детей 1-3-х классов 36 родителей экспериментальной группы присутствовали на уроках физической культуры. По месту жительства детей с участием родителей и членов семьи было проведено 12 спортивных
мероприятий. Подбор подвижных и спортивных игр, а также игровых элементов проводился с постоянным усложнением требований к физической подготовленности детей; создавались ситуации для проявления их этических и нравственных качеств. При проведении подвижных и спортивных игр обращалось внимание на их воспитательное содержание, помогающее культивировать лучшие личностные качества. Игровая деятельность детей моделирует различные жизненные ситуации, ставит в условия, требующие проявления положительных личностных качеств, которые, постепенно закрепляясь, становятся доминирующими.
Анализ показателей физической подготовленности, проведенный в конце учебного года, позволил выявить ее положительную динамику. Количество учащихся с уровнем физической подготовленности выше среднего возросло с 16,2% до 19,7%; со средним уровнем физической подготовленности - с 42,1% до 48,4%. Количество школьников, имеющих уровень физической подготовленности ниже среднего, уменьшилось с 41,7% до 31,9%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Школьно-семейное физическое воспитание является одним из перспективных направлений повышения эффективности учебного процесса с целью обеспечения оптимального уровня двигательной активности учащихся младших классов, укрепления их здоровья и всестороннего, гармоничного развития. Результаты педагогического эксперимента показали, что организованная система школьно-семейного воспитания способствует повышению культуры жизнедеятельности, приобщению детей к систематическим занятиям физической культурой, организации их досуга, повышению физической подготовленности. Специально организованная система школьно-семейного воспитания содержит также большие возможности контроля своего психоэмоционального состояния, видения своей роли в жизни общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бальсевич В.К. Здоровьесберегающая
функция образования. Образовательная политика. 2007; 6: 4-9.
2. Кузнецова, З. М. Народные игры на уроках физической культуры. Набережные Челны: Камаз. 1996: 160.
3. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе. М.: Теория и практика физической культуры и спорта. 2006: 174.
4. Назаренко Л.Д. Физическая культура и спорт - средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи. Ульяновск. 2012: 191.
5. Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г., Дерев-лева Е.Б., Каймин М.А., Кудрявцева О.В. Содержание гимнастики в физическом воспитании школьников. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2018; 13(2): 156-165. DOI: 10.14526/02_2018_321.
6. Концептуальные основы физического воспитания в высших учебных заведениях нашей страны. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2018; 13(3): 100-106. DOI: 10.14526/2070-4798-2018-13-3-100-106.
7. Dencker M., Bugge A., Hermansen B., Andersen L.B. Objectively measured daily physical activity related to aerobic fitness in young children. Journal of Sports Sciences. 2009; 28: 139-145.
8. Fisher A., Reilly J.J., Kelly L.A., Montgomery C., Williamson A., Paton J.Y., et al. Fundamental movement skills and habitual physical activity in young children. Medicine and Science in Sports and Exercise. 2005; 37: 684-699.
9. Horst K.V.D., Paw M.J.C., Twisk J.W.R., Mechelen W.V. A brief review on correlates of physical activity and sedentariness in youth. Medicine and Science in Sports and Exercise. 2007; 39: 1241-1250.
10. Lopes V.P., Rodrigues L.P., Maia J.A.R., Malina R.M. (in press). Motor coordination as predictor of physical activity in childhood. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. DOI: 10.1111/j.1600-0838.2009.01027.x.
11. Okely A.D., Booth M.L., Chey T. Relationships between body composition and fundamental movement skills among children and
adolescents. Research Quarterly for Exercise and Sport. 2004; 75: 238-247.
12. Wrotnial B.H., Epstein L.H., Dorn J.M., jones K.E., Kondilis V.A. The relationship between
motor proficiency and physical activity in children. Pediatrics. 2006; 118: ei758-i765.
Статья поступила в редакцию: 15.04.2019
Назаренко Людмила Дмитриевна - доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина, дом 4, e-mail: ld_nazarenko@mail.ru
Кодолова Фания Минияссаровна - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный университет, 432017, Россия, г. Ульяновск, Набережная реки Свияги, 40, e-mail: faina.kodolova@yandex.ru
Валкина Наталья Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина, дом 4, e-mail: nataly-elrel@mail.ru