УДК 316.356.2
DOI 10.21685/2072-3016-2018-3-13
М. В. Курникова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА ПРИ РАСШИРЕНИИ ЕГО ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Аннотация.
Актуальность и цели. Понятие «социальное самочувствие» применительно к семье с ребенком-инвалидом нуждается в отдельном анализе. Критерии и индикаторы, влияющие на уровень социального самочувствия членов семьи с «особым» ребенком, тесно связаны с состоянием здоровья ребенка и уровнем стресса родителей. Проблемы, с которыми сталкивается семья при получении статуса инвалидности ребенка, можно позиционировать согласно социально-экологической модели У. Бронфенбреннера. Физическая культура оказывает положительную роль в формировании качества жизни современного человека во всех возрастных периодах вне зависимости от состояния здоровья. Регулярная организованная физическая активность ребенка-инвалида повышает уровень социального самочувствия его родителей и других членов семьи, которые принимают непосредственное участие в расширении спектра его двигательных умений и навыков.
Материалы и методы. Проведена оценка уровня социального самочувствия членов данной категории семей (n = 42), при условии активных занятий физической культурой и спортом детей со стойкими нарушениями состояния здоровья с помощью теста «Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС - 20)».
Результаты. Диагностирован повышенный и высокий уровень социального самочувствия у большинства участников исследования. Общие и специфические факторы, влияющие на доступность занятий физической культурой для «особых» детей, экспонированы в системе социально-экологической модели семьи.
Выводы. Коррекция семейного социального самочувствия возможна с помощью развития физкультурного движения инвалидов. Регулярная физическая активность ребенка-инвалида может быть рассмотрена с позиции положительного влияния на критерии и индикаторы, которые составляют основу оценки социального самочувствия членов его семьи.
Ключевые слова: социальное самочувствие, семья с ребенком-инвалидом, физическая активность, критерии оценки, индикаторы.
M. V. Kurnikova
SOCIAL WELL-BEING OF PHYSICALLY CHALLENGED CHILD'S FAMILY MEMBERS WHEN EXPANDING HIS/HER MOTOR ACTIVITY
Abstract.
Background. The concept of social health in relation to a family with a physically challenged child needs a particular analysis. Criteria and indicators that affect the
© 2018 Курникова М. В. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
family members with a "special" child social well-being level are closely related to the state of a child's health and the level of parents stress. The problems that family faces in obtaining the disability status of a child can be positioned according to the socio-ecological model of W. Bronfenbrenner. Physical culture has a positive role in shaping the life quality of a modern person in all age periods, regardless of the health state. The regular organized physical activity of a physically challenged child raises the social well-being level of his parents and other family members who are directly involved in expanding the range of his motor skills and abilities.
Materials and methods. An assessment of families members of this category social well-being level (n = 21), provided active physical training and sports of children with persistent disabilities with the help of the test "Social Well-being Integral Index (SWII-20)" is made.
Results. The increased and high level of social well-being in most of the research participants is diagnosed. General and specific factors affecting the availability of physical education for "special" children are exhibited in the system of the family socio-ecological model.
Conclusions. Correction of family social well-being is possible with the help of disabled people physical movement development. Regular physical activity of a physically challenged child positively affects the criteria and indicators that form the basis of a subjective assessment of his family members' social well-being.
Key words: social well-being, family with a physically challenged child, physical activity, evaluation criteria, indicators.
Теоретическое обоснование исследования
Изучение социального самочувствия является одной из значительных сторон социологического анализа современных направлений общественного развития. С позиции социологии социальное самочувствие - это рецепция и диагностика жизненной ситуации в соотнесении с субъективным жизненным идеалом, основанным на ценностных установках, социальных тенденциях и степени претензий индивидуума или конкретной социальной группы. Этот показатель отражает синтезированный психоэмоциональный отзыв на социальные трансформации своего положения в обществе.
В эмпирических исследованиях по изучению социального самочувствия одним из подходов является измерение показателей удовлетворенности различными аспектами жизни и психологического комфорта (безопасность, отношения в семье, досуг, возможность творческой самореализации, комфортная среда обитания, состояние здоровья и др.). Критерии исследования и оценки социального самочувствия содержат три основных компонента: внутреннее состояние человека (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья, оптимизм), оценку внешних условий (восприятие ситуации в стране), восприятие собственного положения в будущем [1].
Семья как объект социологического исследования представлена в работах В. Н. Аргуновой, Ф. А. Мустаевой, Т. Н. Константиновой [2-4] и др. При исследовании семьи социологи выделяют следующие индикаторы, которые влияют на социальное самочувствие ее членов: степень урбанизирован-ности среды расселения; демографическую структуру; характеристики возможной занятости населения; этнические характеристики; количественные и качественные характеристики и доступность детских дошкольных учреждений; сферы обслуживания; культурных учреждений, спортивных и физкультурных сооружений; учреждений здравоохранения; субъективное восприятие
человеком своей роли в семье. Хорошее социальное самочувствие является необходимым показателем благополучной семьи, наряду с экономической независимостью, здоровьем членов семьи и образом жизни, сплоченностью и единством семьи, наличием положительных семейных традиций [5].
Здоровые и успешные дети традиционно считаются критерием качества жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и засвидетельствование инвалидности всегда вызывают у родителей глубокое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Воспитание такого ребенка затрагивает все уровни человеческого функционирования: физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия. В результате искажаются отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом. Трудности, с которыми сталкивается семья, связаны с вынужденной сменой образа жизни и потребностью решения множества задач, отличающихся от обычных трудностей [6].
Проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, являются проблемами социума, связанными с необходимостью обеспечения положительного социального самочувствия данной категории семей. При этом семья является субъектом социализации личности ребенка. Ребенок-инвалид в большей степени, чем здоровый, подвержен влиянию семьи, как ближайшего окружения, по причинам закрытости, тотального влияния родителей, ограниченного количества членов семьи, искаженной картины мира, реального и мнимого негативного отношения окружающих к людям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Семья может создать условия для благополучной адаптации к окружающему миру, обеспечить эмоциональный комфорт, а может оказывать негативное влияние на физическое и психоэмоциональное состояние ребенка.
Низкий уровень социального самочувствия приводит к стойким деформациям личности членов семьи, формирует специфические внутрисемейные отношения. Исследования в разных субъектах РФ показывают, что инвалидность ребенка повышает вероятность распада брака [7].
В условиях сохранения полной семьи оба родителя ребенка-инвалида часто пребывают в состоянии хронического стресса. Это приводит к кумуляции психической и физической депрессии, постепенному развертыванию синдрома эмоционального истощения и редукции обязанностей. В микросистеме семьи редукция обнаруживается в деградации форм совместной познавательной игровой деятельности с ребенком, минимализации ежедневных рутинных обязанностей и отказе от двигательной активности, которая нуждается в осознанном сопереживании и значительном эмоциональном сопровождении [8]. Это приводит к низкой степени реализации реабилитационных возможностей ребенка [9].
Согласно социально-экологической модели семьи У. Бронфенбреннера, окружение человека представляет собой устройство встроенных друг в друга структур - микросистемы, мезосистемы, экзосистемы и макросистемы. В качестве исходной конструкции (микросистемы) рассматривается семья или диада матери и ребенка. «Микросистема - это паттерн деятельностей, ролей и межличностных взаимодействий, переживаемых развивающимся человеком в данном окружении с конкретным набором физических характеристик и присутствием людей, которые обладают собственным темпераментом, личностью и убеждениями» [10].
Мезосистема состоит из связей между несколькими окружениями, в которых находится человек (например, дом и школа или дом и работа) и представляет комбинацию микросистем. Экзосистема содержит связи между несколькими окружениями, причем хотя бы в одном из них субъект не находится, но явления, возникающие в нем, влияют на окружение, в котором воспитывается человек. Макросистема состоит из переплетения микро-, мезо- и экзосистем в границах данного культурного сообщества с особым маркером принятых убеждений выбора личностного развития, жизненного стиля, источников и возможностей существования субъекта. В качестве макросистем выступают социальные классы, сообщества и структуры, которые обладают общим жизненным укладом, экономическими ресурсами, системами взглядов и мнений [11].
При этом современная макросистема транслирует семье завышенную «планку» показателей успешности, стереотипов благополучия, заставляя родителей готовить ребенка к завышенным требованиям по отношению к его способностям, как физическим, так и умственным. Сосредоточенность родителей на приобретении ребенком всевозможных знаний и умений порой в ущерб получению положительных эмоций и радости от семейного общения и совместного времяпрепровождения ведет к увеличению стресса у родителей в постоянных попытках наладить жизнь в соответствии со стереотипами, которые диктует макросистема. Это не дает семье времени на осознание и выбор долгосрочной стратегии социальной адаптации ребенка-инвалида.
Измерение социального самочувствия предполагает оценку не объективного окружения семьи, а его субъективного восприятия родителями и детьми. Поэтому коррекция социального благополучия подразумевает:
1) воздействие на дискомфортные компоненты окружения микросистемы;
2) воздействие непосредственно на окружение; 3) изменение мезосистемы.
Здоровье, психоэмоциональное состояние и физическое развитие ребенка являются важными критериями, влияющими на социальное самочувствие членов семьи, особенно матери. Основной груз по уходу за ребенком чаще всего ложится на мать, так как от нее зависит жизненный путь ребенка и общая атмосфера в семье. Степень тяжести дефекта у ребенка оказывает значительное влияние на интенсивность переживаний матери, степень ее аффективной напряженности, влияет на личностные качества и нарушает социальное самочувствие в целом. Матери чаще испытывают беспомощность в реализации реабилитации ребенка, отмечают неясность ее перспектив, не удовлетворены развитием ребенка [12].
В нашей стране пока не существует общепринятой системы критериев и индикаторов, по которым можно было бы измерить уровень социального самочувствия семьи с ребенком-инвалидом. Социологи, педагоги и специалисты здравоохранения в основном акцентируют внимание на материально-бытовых, финансовых, жилищных условиях, проблемах обучения ребенка, получения полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания [13]. Некоторые исследователи считают, что в целях обеспечения субъективного социального самочувствия данной категории семей в первую очередь необходимо своевременное оказание им специальной психологической помощи в вопросах воспитания, принятия особого ребенка и взаимодействия с ним [14].
Двигательная активность человека, ее воздействие на здоровье, физическое развитие, функциональное состояние органов и систем, эмоциональную и когнитивную сферу достаточно подробно, глубоко изучено и выделено в отдельные научные дисциплины в медицине, педагогике и психологии. Положительная роль физической культуры в формировании качества жизни современного человека во всех возрастных периодах вне зависимости от состояния здоровья неоспоримо доказана. Регулярная физическая активность для ребенка с особенностями развития является необходимым и обязательным средством абилитации, профилактикой осложнений основного заболевания [15]. Социологи, занимающиеся исследованием социального самочувствия инвалидов, единодушно отмечают, что физическая подготовка, спортивная квалификация, регулярная физкультурная деятельность положительно влияют на уровень жизнестойкости, сознание и поведение человека в различных благоприятных и неблагоприятных обстоятельствах, что приводит к повышению субъективного ощущения качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья [16].
Расширение двигательных возможностей у ребенка-инвалида снижает уровень психологического дискомфорта у родителей [17]. При этом инициатором и активным организатором вовлечения в регулярную двигательную активность ребенка с нарушениями развития в необходимом объеме может быть только семья.
На развитие физкультурного движения инвалидов влияют общие и специфические факторы. Специфические факторы делятся на общесоциальные и частные. К первым относятся: материально-техническая база спортивных объектов, уровень их доступности для различных категорий маломобильных граждан, финансирование, кадры специалистов, развитие науки, организация и управление физкультурным и спортивным движением инвалидов. Ко вторым - особенности организма человека с инвалидностью, его социальное положение, материально-бытовые условия жизни, уровень культурного развития, непосредственная социально-психологическая среда, семейное окружение, возраст.
При рассмотрении факторов, влияющих на физкультурное движение инвалидов с позиции социально-экологической модели семьи, мы видим, что общесоциальные факторы находятся в структуре экзосистемы, а частные - на уровне микро- и мезосистем. При дальнейшем сопоставлении данной схемы с индикаторами социального благополучия семьи с ребенком-инвалидом, субъективные критерии, которые диагностируют внутреннее состояние человека (здоровье, настроение, оптимизм), будут обусловлены в основном отдельными факторами и корректироваться условиями мезо- и микросистем.
При появлении проблем и трудностей, которые родители (микросистема) не могут преодолеть самостоятельно, они апеллируют к помощи родственников, друзей, соседей, т.е. к непосредственному ближнему окружению (мезосистема). Специалистов по физической активности, учреждений физкультурно-оздоровительной направленности, рекреационных организаций в мезосистеме нет, так как это последующий, более периферийный «слой» социума (экзосистема). Поэтому родители интернированы от открытой информации о положительном влиянии регулярной расширенной физической активности на качество жизни и уровень благополучия детей с инвалидностью.
Мы предполагаем, что регулярная физическая активность ребенка с ограниченными возможностями здоровья на уровне экзо- и микросистемы семьи ведет к полезным преобразованиям во всех сферах жизни ребенка: повседневной, коммуникативной, досуговой, образовательной, что, в свою очередь, инициирует позитивное воздействие на внутрисемейные отношения и опосредованно поднимает уровень социального самочувствия членов его семьи за счет коррекции внутреннего состояния ощущения здоровья, настроения, чувства счастья и оптимизма.
Эмпирическое исследование проводилось в 2017 г. методом анкетирования и интервью членов семей, посещавших занятия по обучению плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья на базе муниципальных физкультурно-оздоровительных учреждений города Нижнего Новгорода. Средний возраст детей в семьях 10,3 ± 4,1 года. Опрошены 42 взрослых члена семьи (п = 42).
Родителям были заданы вопросы, как они оценивают влияние занятий плаванием на физические возможности своего ребенка, его самочувствие, поведение, коммуникацию со сверстниками и внутрисемейные отношения.
Социальное самочувствие измерялось по тесту «Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС - 20)» (авторы Е. И. Головаха, Н. В. Панина, А. П. Горбачик). В основе способа лежит субъективная оценка индивидуумом степени удовлетворения социальных потребностей, которые являются производными от существующей в обществе системы социальных благ. Таким образом, чем больше человек испытывает дефицит социальных благ, тем хуже его социальное самочувствие. Тест состоит из 20 индикаторов с последующим присвоением баллов по градациям ответов. Значение суммы баллов интерпретируется как положительное или отрицательное социальное самочувствие с той или иной степенью выраженности [18].
Все родители группы исследования отмечают положительные изменения со стороны физического, психического, эмоционального состояния ребенка и его успехи в освоении бытовых навыков, общении со сверстниками, учебной деятельности. По мнению родителей, под влиянием регулярных тренировок у детей улучшились физические возможности, они стали лучше владеть своим телом, выполнять сложные координированные движения (ходьба, перешагивание препятствий, подъем-спуск по лестнице). Четверть опрошенных считают, что благодаря плаванию у ребенка «окреп иммунитет», «улучшилась осанка», «увеличилась сила мышц», снизилась заболеваемость вирусными «простудными» инфекциями.
Прямую зависимость влияния физической активности на улучшение школьной успеваемости отметили 14 семей, и столько же уверены, что плавание расширило коммуникативные возможности ребенка при общении со сверстниками. У детей с расстройством аутистического спектра снизились проявления стереотипных движений, расширился запас слов, появился устойчивый интерес к другим детям.
Соответствие с нормотипированной возрастной нормой в соблюдении необходимой личной гигиены, умении надеть одежду и обувь, владении предметами домашнего обихода, в проявлении самостоятельности своих детей в бытовых навыках самообслуживания отметили 34 опрошенных.
Практически все респонденты (38 человек) отмечают положительное влияние тренировок на отношения между членами семьи, так как улучшение
физического здоровья, эмоциональной стабильности и психического состояния ребенка «радует, придает уверенность матери и является примером для братьев и сестер».
Все родители уверены в необходимости продолжения занятий в долгосрочной перспективе, готовы присутствовать и непосредственно участвовать в тренировочном процессе в качестве помощника тренера, отводя при этом главную роль специалисту по физической реабилитации и адаптивной физической культуре.
Анализ итогов теста ИИСС-20 показал, что среднее значение уровня социального самочувствия членов семей, воспитывающих ребенка-инвалида, составляет 42,5 ± 8,4 балла. Согласно нормативным границам, предлагаемым авторами теста, данный результат может быть оценен как повышенный, т.е. хороший. Высокий уровень социального самочувствия зарегистрирован у половины группы, и только четыре родителя регистрируют свое социальное самочувствие ниже средних значений. Подробное распределение представлено в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительная оценка уровня социального самочувствия исследуемой группы (п = 42)
Наименование уровня социального самочувствия Нормативные границы уровня социального самочувствия по тесту ИИСС-20 (баллы) Распределение по уровню социального самочувствия исследуемой группы (человек)
1. Низкий 20-27 2
2. Пониженный 28-29 2
3. Средний 30-40 10
4. Повышенный 41-42 8
5. Высокий 43-60 20
Так как основной контингент респондентов составили матери детей-инвалидов (п = 34) и традиционно именно на мать ложится вся ответственность за здоровье и ежедневная забота о ребенке-инвалиде, мы провели отдельный анализ распределения их уровня социального самочувствия (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительная оценка уровня социального самочувствия матерей детей-инвалидов исследуемой группы (п = 34)
Наименование уровня социального самочувствия Нормативные границы уровня социального самочувствия по тесту ИИСС-20 (баллы) Распределение по уровню социального самочувствия матерей детей-инвалидов исследуемой группы (человек)
1. Низкий 20-27 2
2. Пониженный 28-29 2
3. Средний 30-40 6
4. Повышенный 41-42 8
5. Высокий 43-60 16
Уровень социального самочувствия у более половины матерей детей-инвалидов в группе исследования явно диагностируется на повышенном и высоком уровне.
Здоровье, психоэмоциональное состояние и физическое развитие ребенка-инвалида является важным критерием, влияющим на социальное самочувствие членов его семьи, особенно матери. Регулярные занятия адаптивной физической культурой, в нашем случае - плаванием, при активном участии членов семьи положительно влияют на физическое состояние, коммуникативные навыки и уровень здоровья ребенка. Правильно организованное, адекватное по систематичности и длительности активное взаимное сотрудничество членов семьи и специалистов экзосистемы (физкультурно-спортивного учреждения), направленное на поддержание физической активности ребенка, ведет к изменениям на уровне микросистемы семьи. Изменения затрагивают психоэмоциональный отзыв родителей на социальные трансформации своего положения в обществе, субъективную оценку уровня социального самочувствия в части внутреннего ощущения настроения, чувства счастья и оптимизма. Благодаря регулярным физическим тренировкам корректируется главный показатель социального самочувствия семьи - здоровье и благополучие ребенка - и меняется субъективное восприятие травмирующих компонентов микро- и мезосистемы со стороны членов семьи, в первую очередь матери. Оценка достаточности социальных благ семьи становится удовлетворительной, и уровень социального самочувствия повышается. Активное участие семьи в формировании устойчивого навыка ежедневной двигательной активности своего «особого» ребенка позволяет ослабить воздействие стрессогенных факторов и оздоровить внутрисемейные отношения, освободить от социальной изоляции и информационных ограничений. Складывается новый, не проявлявшийся ранее характер отношений между родителями и ребенком, при котором семья воспринимает и осмысляет достижения своего ребенка. Семья мотивирована на поддержание его двигательной активности, готова к реализации самостоятельных долгосрочных стратегий физического развития ребенка и нести ответственность за их реализацию.
Таким образом, регулярная физическая активность ребенка-инвалида может быть рассмотрена с позиции положительного влияния на критерии и индикаторы, которые составляют основу оценки социального самочувствия членов его семьи.
Библиографический список
1. Кученкова, А. В. Социальное самочувствие и субъективное благополучие: соотношение понятий и способов измерения / А. В. Кученкова // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2016. - № 2 (4). - С. 118-127. -Б01 10.28995/2073-6401-2016-2-118-127.
2. Аргунова, В. Н. Методика изучения социального самочувствия населения малого города / В. Н. Аргунова, И. Н. Кодина // Вестник НГГУ. - 2013. - № 1 (29). -С. 7-11.
3. Мустаева, Ф. А. Социальное самочувствие семьи в современных условиях / Ф. А. Мустаева, О. Л. Потрикеева // Дискуссия. - 2013. - № 8 (38). - С. 95-102.
4. Константинова, Т. Н. Социальные индикаторы: методология измерения семьи / Т. Н. Константинова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2016. -№ 3 (16). - С. 43-48.
5. Щекина, И. В. Система сигнальных показателей и индикаторов благополучия семей с детьми / И. В. Щекина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. -2015. - № 1. - С. 58-64.
6. Григорьева, С. С. Влияние семьи на формирование мотивов социального поведения дошкольников / С. С. Григорьева // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2016. - № 4 (8). - С. 65.
7. Болдина, М. А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями / М. А. Болдина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2006. -№ 2 (10). - С. 71-76.
8. Алиева, Н. Ф. Специфика социально-психологических условий в семье, воспитывающей ребенка-инвалида, как фактор развития синдрома эмоционального выгорания / Н. Ф. Алиева, Н. А. Кошелюк // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы : сб. науч. тр. VI Междунар. социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица : в 2 ч. / Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2014. - С. 7-12.
9. Гребенникова, Е. В. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов / Е. В. Гребенникова, И. Л. Шелехов, О. Г. Бе-рестнева // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2015. - Т. 7, № 2 (март-апрель). - URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 14.08.2018).
10. Bronfenbrenner, U. Ecological systems theory / U. Bronfenbrenner // Annals of Child Development. - 1989. - № 6. - P. 227-236. - DOI 10.1037/10518-046.
11. Веракса, Н. Е. Понимание детского развития с позиции экологической теории У. Бронфенбреннера / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2016. - № 10. - С. 56-65.
12. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей-инвалидов / О. Ю. Кочерова, О. М. Филькина, Н. В. Долотова, А. И. Малышкина, Е. Н. Анты-шева // Вестник РАМН. - 2014. - № 5-6. - С. 92-101.
13. Доскин, В. А. Современные научные представления об улучшении качества жизни детей с ограниченными возможностями / В. А. Доскин, Т. Г. Батышева, Е. Т. Лильин, С. В. Глазкова // Вестник перинатологии и педиатрии. - 2014. -Т. 59, № 5. - С. 4-8.
14. Баранова, Т. Ф. Социальная защита семьи как основа социальной безопасности ребенка-инвалида / Т. Ф. Баранова // Наука. Образование. Личность. - 2014. -№ 2. - С. 74-78.
15. Комплексная оценка здоровья школьников с разным состоянием костно-мышеч-ной системы / Н. Г. Чекалова, Н. А. Матвеева, Ю. Р. Силкин, С. Н. Ковальчук, А. В. Додонов, Т. М. Кожевникова // Гигиена и санитария. - 2014. - № 4 (93). -С. 66-70.
16. Болах, Б. Оценка восприятия качества жизни спортсменов-инвалидов / Б. Болах, Т. Приступа // Физическое воспитание студентов. - 2014. - № 1. - С. 13-16.
17. O'Neil, M. E. Relationship of therapists' attitudes, children's motor ability, and parenting stress to mothers' perceptions of therapists' behaviors during early intervention / M. E. O'Neil, R. J. Palsano, S. L. Westcott // Physical Therapy. - 2001. - Vol. 81, № 8. - P. 1412-1424. - DOI 10.1093/ptj/81.8.1412.
18. Головаха, Е. И. Измерение социального самочувствия: тест ИИСС / Е. И. Го-ловаха, Н. В. Панина, А. П. Горбачик // Социология. - 1998. - № 10. - С. 45-66.
References
1. Kuchenkova A. V. Vestnik RGGU. Ser.: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie [Bulletin of RSUH. Series: Philosophy. Sociology. Study of arts]. 2016, no. 2 (4), pp. 118-127. DOI 10.28995/2073-6401-2016-2-118-127.
2. Argunova V. N., Kodina I. N. Vestnik NGGU [Bulletin of NSUH]. 2013, no. 1 (29), pp. 7-11.
3. Mustaeva F. A., Potrikeeva O. L. Diskussiya [Discussion]. 2013, no. 8 (38), pp. 95-102.
4. Konstantinova T. N. Severo-Vostochnyy gumanitarnyy vestnik [North-Eastern humanitarian bulletin]. 2016, no. 3 (16), pp. 43-48.
5. Shchekina I. V. Novaya nauka: Opyt, traditsii, innovatsii [New science: Experience, traditions, innovations]. 2015, no. 1, pp. 58-64.
6. Grigor'eva S. S. Zdravookhranenie, obrazovanie i bezopasnost' [Healthcare, education and safety]. 2016, no. 4 (8), p. 65.
7. Boldina M. A. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus ["Gaudeamus" psychological and pedagogical journal]. 2006, no. 2 (10), pp. 71-76.
8. Alieva N. F., Koshelyuk N. A. Sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' v sotsiume: teoriya, praktika, perspektivy: sb. nauch. tr. VIMezhdunar. sotsial'no-pedagogicheskikh chteniy im. B. I. Livshitsa: v 2 ch. [Social and pedagogical activity in a socium: theory, practice, prospects: proceddings of VI International social and pedagogical readings named after B. I. Livshits: in 2 parts]. Ural State University. Ekaterinburg, 2014, pp. 7-12.
9. Grebennikova E. V., Shelekhov I. L., Berestneva O. G. Internet-zhurnal «NAUKO-VEDENIE» ["RESEARCH-ON-RESEARCH" online journal]. 2015, vol. 7, no. 2 (Mar.-Apr.). Available at: http://naukovedenie.ru (accessed Aug. 14, 2018).
10. Bronfenbrenner U. Annals of Child Development. 1989, no. 6, pp. 227-236. DOI 10.1037/ 10518-046.
11. Veraksa N. E., Veraksa A. N. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Modern pre-school education. Theory and practice]. 2016, no. 10, pp. 56-65.
12. Kocherova O. Yu., Fil'kina O. M., Dolotova N. V., Malyshkina A. I., Antysheva E. N. VestnikRAMN [Bulletin of RAMS]. 2014, no. 5-6, pp. 92-101.
13. Doskin V. A., Batysheva T. G., Lil'in E. T., Glazkova S. V. Vestnikperinatologii ipe-diatrii [Bulletin of perinatology and pediatrics]. 2014, vol. 59, no. 5, pp. 4-8.
14. Baranova T. F. Nauka. Obrazovanie. Lichnost' [Science. Education. Personality]. 2014, no. 2, pp. 74-78.
15. Chekalova N. G., Matveeva N. A., Silkin Yu. R., Koval'chuk S. N., Dodonov A. V., Kozhevnikova T. M. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation]. 2014, no. 4 (93), pp. 66-70.
16. Bolakh B., Pristupa T. Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical training of students]. 2014, no. 1, pp. 13-16.
17. O'Neil M. E., Palsano R. J., Westcott S. L. Physical Therapy. 2001, vol. 81, no. 8, pp. 1412-1424. DOI 10.1093/ptj/81.8.1412.
18. Golovakha E. I., Panina N. V., Gorbachik A. P. Sotsiologiya [Sociology]. 1998, no. 10, pp. 45-66.
Курникова Мария Владимировна
кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой адаптивной физической культуры, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23)
E-mail: mkurnikova@yandex.ru
Kurnikova Mariya Vladimirovna Candidate of medical sciences, head of sub-department of adaptive physical training, University of Nizhny Novgorod (23 Gagarina avenue, Nizhny Novgorod, Russia)
УДК 316.356.2 Курникова, М. В.
Социальное самочувствие членов семьи ребенка-инвалида при расширении его двигательной активности / М. В. Курникова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2018. - № 3 (47). - С. 118-127. - БОТ 10.21685/2072-3016-2018-3-13.