Научная статья на тему 'Социальное самочувствие семьи ребенка с ограниченными физическими возможностями'

Социальное самочувствие семьи ребенка с ограниченными физическими возможностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
365
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СЕМЬИ / ФАКТОРЫ СРЕДЫ / FAMILY / FUNCTIONS OF A FAMILY / CHILD WITH DISABILITIES / SOCIAL WELL-BEING OF A FAMILY / ENVIRONMENTAL FACTORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мустаева Ф.А., Сизоненко З.Л., Юлдашева О.Н.

В статье анализируется проблема социального самочувствия семьи ребенка с ограниченными физическими возможностями. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются родители в процессе взаимодействия с микро-, мезои макросредой. При этом подчеркивается важность не только оказания государственной поддержки родителям и детям, но и необходимость постепенного изменения социального сознания. Теоретические положения статьи подтверждаются результатами социологических исследований (как авторов статьи, так и других ученых), обусловливающими необходимость внедрения новых усовершенствованных форм в практику социальной работы с семьей ребенка с ограниченными физическими возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мустаева Ф.А., Сизоненко З.Л., Юлдашева О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL WELL-BEING OF A FAMILY WITH A CHILD WITH DISABILITIES

The article analyzes the problem of social well-being of a family of a child with disabilities. The problems faced by parents in the process of interaction with micro-, meso -, and macro environment are discussed. At the same time it is emphasized the importance not only of the state support of parents and children, but also the need of gradual change of social consciousness. Theoretical settlements of the article are proved by results of sociological researches (of the authors as well as of other scientists), determining the necessity of introducing new improved forms in the practice of social work with families of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Социальное самочувствие семьи ребенка с ограниченными физическими возможностями»

УДК 316.66 +364.26

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Мустаева1 Ф.А., Сизоненко2 З.Л., Юлдашева2 О.Н.

1 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа, Российская Федерация.

2 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация.

Аннотация. В статье анализируется проблема социального самочувствия семьи ребенка с ограниченными физическими возможностями. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются родители в процессе взаимодействия с микро-, мезо- и макросредой. При этом подчеркивается важность не только оказания государственной поддержки родителям и детям, но и необходимость постепенного изменения социального сознания. Теоретические положения статьи подтверждаются результатами социологических исследований (как авторов статьи, так и других ученых), обусловливающими необходимость внедрения новых усовершенствованных форм в практику социальной работы с семьей ребенка с ограниченными физическими возможностями.

Ключевые слова: семья, функции семьи, ребенок с ограниченными физическими возможностями, социальное самочувствие семьи, факторы среды.

Появление в семье ребенка с ограниченными физическими возможностями (ОФВ) не только меняет образ жизни и ценностные ориентации родителей, но также вносит коррективы в распределение ресурсов, в той или иной мере снижая их доступность для других членов семьи. Ближайшее окружение ребенка оказывается в трудной жизненной ситуации на неопределенное время, возможно, на долгие годы. В идеале в социуме должны быть созданы условия для лечения, реабилитации и социальной адаптации как самого ребенка с ОФВ, так и для его родителей. Оценить реальную ситуацию позволяет анализ социального самочувствия семьи ребенка с ОФВ.

Актуальность исследования социального самочувствия семьи ребенка с ОФВ определяется следующими обстоятельствами:

- дифференциацией доходов населения, которая приводит к росту перманентной социальной напряженности, росту количества малообеспеченных семей с детьми с ОФВ;

- необходимостью совершенствования государственной семейной политики и социальной поддержки семей с детьми с ОФВ в целях активизации их потенциала и улучшения социального самочувствия;

- целесообразностью мониторинга социального самочувствия семей с детьми с ОФВ, так как оно отражает основные тенденции мироощущений членов семьи и является индикатором социально-психологического состояния общества в целом;

- обострением противоречий в социальной сфере, которое создает необходимость проведения научных исследований социального самочувствия семьи в целом и семьи с детьми-инвалидами, в частности.

Следует отметить, что изучение феномена социального самочувствия семьи в зарубежной и отечественной социологии концентрируется на его трактовке в качестве важного фактора, маркирующего уровень развития общества, благополучия и благосостояния граждан. Социологическое сопровождение анализа категории «социальное самочувствие» предполагает получение информации об его актуальном состоянии и населении в целом, его основных социальных группах (в том числе семьях), причинах и факторах, его обусловливающих; поиск способов, механизмов позитивного влияния и компенсации неблагоприятных факторов, приводящих к деструктивным проявлениям в самочувствии семьи.

В настоящее время понятие «социальное самочувствие» становится объектом социально-психологических и социологических исследований. Вместе с тем, необходимо констатировать, что на категориально-понятийном уровне оно проанализировано недостаточно. При анализе данного понятия зачастую не используются комплексный, системный подходы. Большинство исследователей утверждают, что понятие «социальное самочувствие» относится к совокупности тех социологических категорий, значение которых считается само собой разумеющимся.

В изучении конструкта «социальное самочувствие» ученые выделяют два подхода: социологический и психологический [4, с. 297]. Социологический подход (на теоретическом и эмпирическом уровнях) получил широкое развитие в исследованиях социального самочувствия отдельных социальных групп. В поле зрения большинства социологов оказалось социальное самочувствие молодежи и пожилых людей (пенсионеров), гендерных групп, учителей и т.д. (Ю.Р. Вишневский, Л.С. Егорова, А.И. Ковалева, В.А. Луков, А.В. Мерен-ков, Л.А. Орлова, Е.В. Панченко, Л.Е. Петрова и др.).

Вместе с тем, исследование социального самочувствия представителей различных социальных групп является «одним из важнейших аспектов социологического анализа тенденций развития российского общества, поскольку позволяет оценить изменения, происходящие в общественном сознании и социальной структуре, выявить зоны социальной напряженности, а также изучить многообразные и противоречивые групповые представления о социальной жизни общества» [1].

В отличие от социологии, где социальное самочувствие пока только возводится в ранг самостоятельного понятия, в психологии эта категория исследуется более детально. Обращение к психологической (Ф.Е. Васи-люк, П. Викторов, А.П. Петровский, П.М. Якобсон и др.) и социально-психологической литературе (Е.И. Головаха, О.В. Лунева, Б.Д. Парыгин и др.) приводит к выводу о повышении значимости психологических факторов в социальных процессах, о конструктивности и перспективности подхода, согласно которому искать ответы на социальные вызовы надо в самом человеке, поскольку в условиях социальной нестабильности именно человек с его устремлениями и переживаниями является устойчивой точкой отсчета.

Особенности ориентации в социальном пространстве, наличие/отсутствие частного интереса в деятельности, креативность мышления, особенности самовосприятия и принятие ценностей, вариативность жизненных прогнозов, допущение изменчивости своего жизненного пути - эти и другие выводы социально-психологических и социологических исследований последних лет дают возможность предположить, что соотношение желаемого и достигнутого в жизненной карьере человека существенным образом влияет на самооценку, а структура притязаний тесно связана с характеристиками поведения индивида. Однако, рассматривать социальное самочувствие человека вне семьи невозможно, так как психологические потребности, которыми природа наделила человека, в семье могут быть реализованы особым образом. Более полным представляется изучение социального самочувствия семьи как показателя удовлетворенности жизнью и комфортностью проживания в обществе.

Анализ различных подходов к понятию социального самочувствия позволил сформулировать понимание данного феномена в отношении семьи. Термин «социальное самочувствие семьи» должен включать несколько составляющих: это взаимодействие семьи и других социальных институтов (семья - государство, социальное положение семьи, соответствие системы ценностей семьи требованиям и возможностям, которые предъявляются и предоставляются ему извне), удовлетворенность внутрисемейным психологическим и душевным состоянием (комфорт семейных взаимоотношений), удовлетворенность семьи степенью реализации своих функций (отсутствие проблем ее функционирования), перспективы развития семьи (предполагаемые изменения в жизнедеятельности семьи) [3].

Под социальным самочувствием семьи как общественным феноменом понимается система (совокупность) ощущений членов семьи, свидетельствующих о той или иной степени социальной, физиологической, эмоциональной и психологической ее комфортности. С позиций реализации социальной политики и эффективного управления социальными процессами, значимости для власти представлений об особенностях эмоционально-оценочного отношения семьи как основного социального института к социально-экономическим и политическим новациям, социальное самочувствие семьи - это интегральная комплексная рефлексивная оценка восприятия членами семьей собственного благополучия в процессе ее взаимодействия с другими социальными институтами, в семейных взаимоотношениях, в процессе реализации ею функций, ожиданий, - это индикатор комфортности семьи для ее членов.

На социальное самочувствие семьи воздействует уровень социально-экономического развития общества, подъемы и спады объемов общественного производства, что подтвердили результаты социологического исследования, проведенного в Челябинской области и Республике Башкортостан с целью изучения влияния мирового финансово-экономического кризиса на жизнедеятельность современной российской семьи [2, с. 139]. Здесь выявлены две основные категории: 1) семьи, которые кризис невольно заставил мобилизовать ресурсы, проявить скрытые до этого резервы для коллективного поиска выхода из сложной ситуации; 2) семьи, не способные к самостоятельному решению проблем, занявшие выжидательную позицию: «кризис когда-нибудь пройдет, а государство обязано помочь».

Таким образом, семья формирует собственное социальное самочувствие, решая возникающие у нее проблемы как активный субъект (самостоятельно ищет пути преодоления трудностей, задействовав при этом различные ресурсы), и как пассивный объект (ожидая помощи со стороны государства и общества). В условиях сильных экономических потрясений можно гово-

—--—

рить об ухудшении социального самочувствия большинства семей, но при этом жизненные стратегии семей детерминированы субъективными и объективными факторами, использованием ресурсной базы. С одной стороны, на реализацию жизненной стратегии семьи оказывают влияние изменения в экономической сфере, с другой - несмотря на глубину кризисных явлений, семьи по-своему преодолевают трудности. Одним всецело удается реализовать жизненные планы, другим - нет, одни меняются вместе с переменами в обществе, другие занимают выжидательную позицию. Социальное самочувствие, выступая как сложное динамическое образование, в котором отражается соотношение между притязаниями субъекта и степенью их реализации, является важной характеристикой положения семьи в обществе. В социальном самочувствии маркируется степень адаптации семьи к социально-экономической ситуации, ожидание будущего, самооценка успеха и пр.

На социальном самочувствии семей с детьми с ОФВ сказываются специфические проблемы, присущие именно данной категории семей. Семья с ребенком с ОФВ - это семья с особым статусом, что определяется не только личностными характеристиками всех ее членов и взаимоотношениями между ними, но и множеством иных проблем, в том числе: психологических, педагогических, материальных, медицинских, бытовых, образовательных, досуговых, коммуникационных, профессиональной занятости родителей.

Бесспорно, ребенок с ОФВ нуждается в иных условиях жизнедеятельности, содержания, образования, социализации, чтобы компенсировать и корригировать имеющиеся ограничения здоровья. Важно понимать, что нарушения развития должны восприниматься «не как явление исключительное, обреченное», но как явление, имеющее место быть и вполне исправимое. Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничение жизнедеятельности возникает в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, становления личности ребенка, то есть дети, родившиеся с ограничениями здоровья, оказываются перед проблемой формирования личности на стадии ранней детской социализации, наиболее важной для дальнейшего развития. Если же инвалидность у ребенка наступила в результате травмы в более сознательном возрасте, то в этом случае определенные навыки жизнедеятельности и личностные характеристики в ребенке были сформированы, что довольно значимо.

Дети с ОФВ лишены доступных их здоровым сверстникам источников получения информации: скованные в передвижениях и использовании каналов восприятия, они не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта остающегося вне сферы их досягаемости. Их общение фактически ограничивается родителями и родственниками. Можно предположить, что родители ре-

бенка с ОФВ склонны ограничивать свободу его передвижения не только из-за физических недугов, но и вследствие особого отношения к нему, однако гиперопека пагубно отражается на самом стремлении к активности: ребенок растет потребителем, покорно принимая навязываемые родителями нормы и ценности, не отстаивая жизненной позиции и собственных решений. Зависимость ребенка на протяжении всего периода становления его личности как бы «замирает» на этапе детского эгоизма или эгоцентризма [5, с. 27]. Еще Ж. Пиаже рассматривал эгоцентризм как когнитивную незрелость, как веру в то, что и другие определяют ситуации и события точно так же, как и ребенок, как будто помещенный в центр Вселенной. Гиперопека родителей укрепляет ребенка в этом мнении и дальнейшая кооперация с Другими становится невозможной или предельно затруднена [См.: 7].

Зачастую в семьях с детьми-инвалидами складывается ситуация, когда семья основное внимание уделяет каким-то частным проблемам (например, медицинской, материальной, бытовой и др.) и совершенно упускает из вида не менее значимые (например, психологическую, досуговую и др.) для жизнедеятельности семьи. Так, например, многим семьям оказывается не под силу самостоятельно справиться с психологической проблемой, которая заключается в том, что больной ребенок является постоянным стрессовым фактором для членов семьи, особенно для матери.

Наиболее ощутимое влияние на социальное самочувствие семьи с ребенком с ОФВ оказывает материальная проблема, которая усугубляется необходимостью обеспечения платного ухода, медицинских консультаций, приобретения лекарств, реабилитационных средств. Возникают объективные сложности с трудоустройством взрослых членов семьи не только по поводу соответствия имеющейся специальности и квалификации, но и по причине низкой зарплаты: родители детей-инвалидов вынуждены предпочесть работу, за которую больше платят.

Не менее значима для семьи с ребенком с ОФВ образовательная проблема, она усугубляется тем, что семья сама решает, как обучать ребенка-инвалида: индивидуально (дома), в специальной или общеобразовательной школе. Однако, здесь необходимо не только наличие соответствующих правовых актов, но и создание соответствующих условий для обучения детей с ОФВ. Проблема школьного обучения, в свою очередь, тесно связана с проблемой профессионального самоопределения. Досуговая проблема заключается в том, что у детей с ОФВ фактически отсутствует возможность посещать действующие развлекательные заведения, а специализированных учреждений для проведения досуга инвалидов практически нет.

Как известно, в процессе идентификации ребенок подражает родителям, использует их опыт и модели поведения. В семье, занятой выживанием, не может сло-

житься положительного мнения о том обществе, в котором живет семья. Зачастую родители относятся к окружающим враждебно, что подтверждается результатами многих исследований: «больной ребенок никому не нужен», «оставьте нас в покое» и т.д. Ребенок проецирует поведение родителей на себя, считая себя «ненужным», «лишним в этом мире». Так развивается личность потребителя, не желающего ничего отдавать обществу, т.к. общество ничего не давало ему. Понимание направлено на содействие формированию самосознания у ребенка и его личности в целом. Разумеется, подобные тенденции характерны не для всех семей, имеющих в своем составе ребенка (детей) с ОФВ, а зависят от содержания социального опыта конкретной семьи [5, с. 30].

В социальном окружении семей с детьми с ОФВ значимы различные факторы микро-, мезо- и макросистемы. Здесь уместно использование концепции У. Бронфенбреннера: в предложенной им «модели экологических систем» жизненная среда человека представляет собой концентрически расширяющиеся системы, как бы вложенные одна в другую: микросистема (например, мать), мезосистема (семья, школа, сверстники, соседи), экзосистема (расширенная семья, место работы родителей, СМИ), макросистема (общество в целом, его законы, традиции и собственно ценности). При этом система более высокого уровня оказывает влияние на расположенные ниже, и наиболее значительную роль играет макросистема, воздействуя на все другие уровни экологической модели [6, с. 25-26]. По существу данная модель отражает последовательные стадии динамики системы ценностных ориентаций личности, соответствуя постепенному освоению жизненных сред, границы которых собственно и определяются усвоенными на данном уровне развития ценностями.

В основе модели социальной работы с семьей ребенка с ОФВ целесообразна идея самоопределения семьи [2], предполагающая взаимодействие всех факторов микро-, мезо- и макросистемы, и предусматривающая необходимость работы с такими семьями, во-первых, направив усилия на социальную реабилитацию семьи, а, во-вторых, на создание условий для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ОФВ. Среди факторов, способствующих этому процессу:

• на макроуровне - внедрение комплекса мер по социальному обслуживанию семей с детьми с ОФВ (государством, некоммерческими организациями);

• на мезоуровне - поддержка со стороны социального окружения семьи (в котором родители выступают в роли «инструкторов» по воспитанию в окружающих терпимости и гуманного отношения к своему ребенку);

• на микроуровне - стабильные семейные отношения, семейные ценности (семья и дети как значимые

жизненные ценности), знания и умения, приобретенные родителями в процессе ресоциализации, материальный достаток, способность влиять на принятие государственных решений посредством деятельности в соответствующих общественных организациях, активность родителей в решении возникающих проблем.

При этом нельзя не упомянуть факторы, которые могут препятствовать этому процессу: на макроуровне - неэффективные законодательные акты, которые не имеют достаточного финансирования; на мезоуровне -отсутствие навыка общения с семьей ребенка с ОФВ у социального окружения семьи; на микроуровне - физические и бытовые трудности, сложности, связанные с обслуживанием ребенка с ОФВ, финансовые трудности содержания и лечения ребенка, необходимость отстаивания своих интересов в медицинских, социальных, государственных учреждениях, чувство неопределенности и неуверенности в себе у родителей, депрессия [5, с. 127].

Существующая политика в отношении детей с ОФВ направлена в основном на оказание различных видов социальной помощи, тогда как изменившиеся социально-экономические условия требуют изменить общественное сознание и деятельность государственных структур в отношении этой категории клиентов социальной работы, создать условия для самоопределения самой семьи в решении многочисленных проблем, для интеграции инвалидов в общество и условий для их полноценной жизнедеятельности. Это возможно лишь при комплексном взаимодействии различных ведомств и служб, работающих с семьей ребенка с ОФВ. Конкретные мероприятия и объемы финансирования необходимо планировать с учетом анализа социального самочувствия такой семьи, адекватно оценивая ее субъектный потенциал - готовность самостоятельно решать множество проблем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Лондаджим Т. Социальное самочувствие иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (Гендер-ный аспект) // Женщина в российском обществе. 2011. № 4. С. 70-71. [Электронный ресурс]. URL: http:// wom-aninrussia.ru/content/sotsialnoe-samochuvstvie-inostran-nykh-studentov-obuchayushchikhsya-v-rossiiskikh-vuzakh-gend (дата обращения: 12.01.2013).

[2] Мустаева Ф.А. Самоопределение семьи в условиях трансформации российского общества: дис. ... д-ра со-циол. наук. Екатеринбург, 2012. 318 с.

[3] Мустаева Ф.А., Потрикеева О.Л. Социальное самочувствие семьи в современных условиях // Дискуссия: политематический журнал научных публикаций. 2013. № 8 (38). С. 95-102.

[4] Словарь-справочник по социальной психологии / В.Г. Крысько. СПб.: Питер, 2003. 416 с.

[5] Юлдашева О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2010. 146 с.

—--—

■ Bronfenbrennes, U. Toward an experimental ecology of human development / U. Bronfenbrennes // Am. Psychologist. - 1977. V.32. - P. 25-26

[7] См.: Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 848 с.

SOCIAL WELL-BEING OF A FAMILY WITH A CHILD WITH DISABILITIES

Mustaeva1 F.A., Sizonenko2 Z.L., Yldasheva2 O.N.

1Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, Ufa, Russian Federation. 2Bashkir State University, Ufa, Russian Federation.

Annotation. The article analyzes the problem of social well-being of a family of a child with disabilities. The problems faced by parents in the process of interaction with micro-, meso -, and macro environment are discussed. At the same time it is emphasized the importance not only of the state support of parents and children, but also the need of gradual change of social consciousness. Theoretical settlements of the article are proved by results of sociological researches (of the authors as well as of other scientists), determining the necessity of introducing new improved forms in the practice of social work with families of children with disabilities. Key words: a family, functions of a family, a child with disabilities, social well-being of a family, environmental factors.

REFERENCES

[1] Londadzhim T. Social Well-being of Foreign Students Studying in Russian Universities (Gender Aspect) // Zhenshhina v rossijskom obshhestve. 2011. № 4. S. 70-71. [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// womaninrussia.ru/con-tent/sotsialnoe-samochuvstvie-inostrannykh-studentov-obuchayushchikhsya-v-rossiiskikh-vuzakh-gend (data obrashhenija: 12.01.2013).

[2] Mustaeva F.A. The Self-determination of a Family under Conditions of the Transformation of the Russian Society: dis. ... d-ra sociol. nauk. Ekaterinburg, 2012. 318 s.

[3] Mustaeva F.A., Potrikeeva O.L. Social Well-being of a Family under Modern Conditions // Diskussija: poli-tematicheskij zhurnal nauchnyh publikacij. 2013. № 8 (38). S. 95-102.

[4] Dictionary of Social Psychology / V.G. Krys'ko. SPb.: Piter, 2003. S. 297.

[5] Juldasheva O.N. Family Socialization of Children with Physical Disabilities: Conditions and Factors: dis. ... kand. sociol. nauk. Ufa, 2010. 146 s.

[6] Bronfenbrennes, U. Toward an experimental ecology of human development / U. Bronfenbrennes // Am. Psychologist.

- 1977. V.32. - P. 25-26

[7] Sm.: Piazhe, Zh. Speech and Mind of a Child / Zh. Piazhe.

- M.: Direkt-Media, 2008. - 848 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.