ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Т. К. Ким
Аннотация. В статье представлена краткая характеристика программ просвещения родительской общественности, оценка их эффективности, этапы работы с семьей; приводиться модель формирования физкультурно-педагогической компетентности родителей.
Ключевые слова: физическое воспитание, школа, семья, физкультурно-педагогическая компетентность родителей.
Summary. The article describes the short characteristic of programs of education of the parental public, an estimation of their efficiency, stages of work with a family, and also presents the model of formation of sports and pedagogical competence of parents.
Keywords: physical training, school, a family, sports and pedagogical competence of parents.
144
Содержание воспитания ребенка в семье обусловливается генеральной целью любого цивилизованного общества и направлено на формирование физически и психически здоровую, нравственно и интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей общественно полезной жизни. Целью воспитания ребенка в семье является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание - неотъемлемая часть этого процесса. Оно имеет огромное значение в развитии ребенка. Однако традиционные формы занятий физическими упражнениями, организуемые в образовательных учреждениях, не вполне обеспечивают должный уровень физического развития и физической подготовленности детей и подростков, не в полной мере способствуют укреплению их здоровья. Одним из способов повышения эффективности
физического воспитания детского контингента является привлечение к сотрудничеству семьи. Общеизвестно, что решающее влияние в приобщении ребенка к занятиям физическим упражнениям и спортом, оказывают личный пример родителей, их ценностные ориентации, совместные с детьми занятия, физкультурно-спортивные умения и навыки, физкультурная грамотность, правильная оценка культурно-воспитательной ценности факторов физической культуры [1-3 и др.].
Как показывает практика и результаты собственных исследований, современные родители не в полной мере обладают достаточным уровнем знаний и навыков, необходимых для организации физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях семейного быта
В 2006-2010 гг. нами было проведено анкетирование 1132 родителей,
в возрасте от 26 до 52 лет, имеющих детей в возрасте от 3-х до 22-х лет и проживающих в Москве, Московской области, Кабардино-Балкарской республике, Краснодарском крае, Архангельской области, 867 - матерей и 265 - отцов, с целью изучения: особенностей семей воспитанников и учащихся; потребностей родителей в проведении просветительской работы; их физкультурно-спортивных интересов и запросов; готовности к физическому воспитанию своих детей. Большинство респондентов выразили желание участвовать в интеллектуальном и физическом воспитании своих детей (76,8%). Опираясь на результаты анкетирования и пожелания родителей, нами были разработаны программы просвещения родительской общественности, повышения их физкультурной грамотности и педагогической культуры: «Родительский физ-культурно-педагогический всеобуч»; «Спортивная семья» и т.п., прошедших апробацию на экспериментальных площадках образовательных учреждений различных типов.
В реализации проекта «Родительский физкультурно-педагогический всеобуч» участвовало 334 родителя, в возрасте от 29 до 49 лет (177 - матери, 128 -отцов, 29 - др. членов семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди, крестные и т.д.).
Родители представляли 84,3% полных и 15,7% неполных семей, большая часть которых семьи с двумя детьми -67,4%, с одним ребенком - 19%, троих и более детей имели - 13,6% семей.
Более 52% родителя имеют высшее образование, работают в социальной сфере и сфере производственного труда. Около 19,4% родителей занимаются предпринимательской деятельностью, 19,3% заняты в сельскохозяй-
ственной сфере, 9,3% родителя официально считаются безработными.
В качестве исходных требований к построению экспериментальных программ, мы руководствовались пртнципами: гуманистической направленности; приоритетности интересов семьи и детей; признания преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей; сотрудничества и партнерства с семьей ребенка; взаимовлияния личности (взрослых и детей), предполагающий сотворчество педа-го гов-детей-родителей; преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций семейного воспитания; системности, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания и др. [4-6].
Содержание образования родителей охватывает широкий спектр проблем связанных с жизнеобеспечением и развитием ребенка. Анализ литературных источников и опросные методы позволили выявить два наиболее распространенных педагогических заказа родителей:
- помощь и решение проблем интеллектуального и физического развития ребенка;
- помощь в грамотном обеспечении решения жизненных проблем ребенка на разных этапах онтогенеза и в сложных ситуациях.
Теоретические занятия по экспериментальной программе проводились один раз в неделю в удобное для родителей время и включали помимо лекций, практические и семинарские занятия, также в рамках работы «Родительского физкультурно-педагогического всеобуча» использовались интерактивные методы и формы обучения. Основное тре-
145
146
бование экспериментальной программы заключалось в обязательных занятиях родителей совместно с детьми во внеурочное время в спортивных секциях и кружках, или секциях общей физической подготовке, которые были организованы и функционировали на базе образовательного учреждения.
Необходимыми условиями эффективного взаимодействия администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей являются:
- наличие у работников образовательных учреждений собственных профессионально компетентных представлений и знаний о содержании различных видов деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и помощи (психологической, социально-педагогической и др.) семье;
- дифференциация семей на типы соответственно их интересам и потреб ностям;
- наличие разработанной индивидуальной программы педагогического сопровождения семейного физического воспитания (соответственно выделенным в ходе дифференциации типам семей);
- непосредственная работа с семьей и с ее членами с целью реализации программы семейного физического воспитания и программы просвещения родительской общественности;
- контроль и учет результатов совместной деятельности с семьей, и при необходимости оперативная коррекция программы.
Работа с родителями в рамках реализации экспериментальной работы проводилась с сентября 2008 по май 2010 г. и включала следующие этапы:
1) Подготовительный - направлен на: формирование готовности админи-
страции и педагогического коллектива образовательного учреждения к работе с родителями воспитанников и учащихся; выработку основных принципов взаимодействия с семьей, формирование общей позиции всех членов педагогического коллектива; определение стратегических целей взаимодействия и управления, а также создание необходимых организационно-педагогических условий для преодоления отчуждения семьи и школы; диагностику профессиональных, информационных, материально-технических и других ресурсов, которыми обладает образовательное учреждение; самодиагностику коллектива школы с целью изучения кадрового ресурса: мотивации, профессионально и личностно значимых качеств педагогов, условий сотрудничества, стилей педагогического общения, степени их удовлетворенности (взаимоотношениями, качеством образования в школе и др.), потребности субъектов, их активности и т.д.; определение путей повышения качества взаимодействия школы и семьи и характера управления этим процессом.
2) Диагностический - включает мероприятия, направленные на составление социально-педагогического портрета современной семьи, ее особенностей, потребностей, физкультурно-оздоровительных запросов, готовности к сотрудничеству. Разносторонний характер используемых методов позволяет получить сведения о семье, составить первоначальное представление об уровне педагогической культуры родителей, стиле воспитания ребенка в семье, особенностях детско-родительских отношений, очертить круг проблем семьи и т.п.
В зависимости от результатов диагностики определяется направление
работы с семьей, разрабатывается программа, прогнозируются ожидаемые результаты.
3) Основной этап характеризуется большим количеством разнообразных форм работы с семьей. Их количество, подбор и тематическое наполнение зависят от конкретных условий образовательного учреждения (временных, кадровых, материально-технических и др.), выявленных в ходе диагностического этапа, особенностей контингента семей, уровня физкультурно-педа-го ги ческой компетентности родителей (ФПКР), потребностей, интересов родителей и предпочтительных форм работы и др.
На данном этапе активно привлекаются к сотрудничеству различные специалисты: психологи, врачи, юристы, социальные педагоги и др.
Практически любые используемые на данном этапе формы работы с семьей имеют комплексный характер и решают одновременно несколько задач. Так, родители, посетившие практические занятия, тренинги, модера-ции и другие активные формы обучения, одновременно приобретают не только необходимые знания и навыки, удовлетворяют потребность в саморазвитии и самосовершенствовании, но и более осознанно относятся к физическому воспитанию своего ребенка.
4) Рефлексивно-аналитический этап заключается в подведении итогов работы и анализе полученных результатов. Он дает возможность оценить эффективность работы с семьей воспитанников и учащихся и оптимизировать ее. Этот этап тесно пересекается с другими этапами работы, так как для оптимальной реализации программы «Родительский физкультурно-педаго-гический всеобуч» требуются посто-
янные и систематические аналитические мероприятия, предваряющие каждый последующий этап, с целью мобильной при необходимости коррекции работы с родителями.
Аналитическая работа ведется с использованием таких форм, как: дневники наблюдения за семьей; текущий отчет-анализ проведенного мероприятия диагностического и основного этапов; этапный отчет-анализ деятельности школы за определенные период (четверть); итоговый анализ, включающий обобщение результатов работы и разработку плана по дальнейшему расширению и совершенствованию работы с семьей воспитанников и учащихся.
Также на рефлексивно-аналитическом этапе разрабатываются критерии эффективности проделанной работы и способов оценивания результата.
Периодический мониторинг, включающий сбор данных об уровне удовлетворенности качеством взаимодействия субъектов образовательного процесса; отслеживание запросов родителей, уровня их физкультурно-педа-гогической компетентности, уровня удовлетворенности всеми аспектами жизнедеятельности школы, позволяет выявить положительные и отрицательные результаты деятельности всех субъектов взаимодействия, и с их учетом оптимизировать дальнейшую работу с семьей по повышению ФПКР, совершенствованию семейного компонента физического воспитания.
Методический этап предполагает разработку практических рекомендаций, создание методической базы образовательного учреждения по работе с семьей ребенка, распространение позитивного опыта работы с семьей и семейного воспитания. Кроме того,
147
148
создание методических пособий, рекомендаций и других форм методических разработок помогает педагогам лучше структурировать и анализировать собственный опыт, повысить качество работы.
Этап расширения физкультурно-образовательного пространства и сферы деятельности образовательного учреждения. Как показали результаты исследования, программа повышения ФПКР успешно реализуются во многих типах образовательных учреждений: дошкольных, общеобразовательных, учреждений дополнительного образования, среднего профессионального образования, воскресной школы, спортивно-образовательных учреждений и досуговых организаций. Все перечисленные учреждения являются открытыми системами, обладающими мобильностью и вариативностью, что дает им возможность адекватно и оптимально взаимодействовать между собой и с социальным окружением.
Расширение работы происходит по тем же этапам, применяемым для сотрудничества с заинтересованными учреждениями и включает в себя диагностические и аналитические мероприятия, подготовительную работу с коллективом учреждений-партнеров, а также подбор и апробацию наиболее востребованных в конкретном учреждении форм работы с семьей с учетом специфики учреждения, контингента его родителей и др. По итогам проводимой работы также требуется создание методической базы, с целью распространения позитивного опыта и возможности его использования другими учреждениями аналогичного типа.
Оценка эффективности реализации программы «Родительский физ-культурно-педагогический всеобуч»
проводилась на основании данных анкетирования, тестирования педагогически-значимых и личностных качеств, оценки стиля взаимодействия родителей с педагогами и детьми, изучения работ детей и родителей, уровня ФПКР и др.
Уровень ФПКР осуществился по показателям измерения качества деятельности, с помощью экспертных оценок, тестирования, методики незаконченных предложений, а также с использованием опросных методов: беседы, анкетирования и интервьюирования.
В качестве ориентира для измерения уровня сформированности ФПКР мы руководствовались рекомендациями, описанными в работах М.Н. Не-двецкой и И.Ю. Кульчицкой [7]. С учетом специфики цели и предмета исследования они были уточнены, частично переработаны и адаптированы к особенностям предмета нашего исследования.
При проведении диагностики родителей мы придерживались ряда правил [1; 8]:
• учет половозрастных особенностей родителей;
• доступность и простота, используемых диагностических методик и тестовых заданий, не требующих длительной и громоздкой обработки;
• «педагогический» характер диагностики, то есть не просто получение определенных сведений о личности родителя, но и стимулирование ее развития;
• использование экспертной оценки для повышения объективности данных диагностики.
Объектом экспертной оценки физкультурной просвещенности родителей и их готовности к организации физиче-
к
.. ¡Е
к а
0 Е
и ^
1 §
Я О ■ Л (О &
ЕО Ч К
И о
« I й
Ой с
йй
и^ & ?
§ 13 и
3 2 Е о к £
& д щ
НН Н ^
Д О Ш
'
а &
^ й о
й п £ Зш с М Я
8 й и §
° [3 !=
^ Б. & 15 5 о
I " 1
1 § I § & а
2 « «
О^ I 1
к с;
м С О У
У р
е
йро
и й с
8 & §
^ м ¡5
® В Ё
я § ^
8 I §
и я а.
I 13 &
13 1» *
£ ё мои
н ^ ^
^ ^
И 11
о щ
5 ^
я ^
о &
^ (г
к
Ё N
« Ё
<0 Щ Ч *
Цель - повышение физкультурно-педагогической компетентности родителей и эффективная реализация собственно воспитательной функции семьей
Задачи: сформировать
1) адекватную родительскую позицию и ценностное отношение к реализации воспитательной функции;
2) необходимые знания (по дисциплинам психолого-педагогического и медико-биологического цикла, теории организации и управления взаимодействием и др.);
3) необходимые умения и навыки организации взаимодействия с ребенком, ФВ в условиях семейного быта и творческого отношения к данным видам деятельности;
4) необходимые личностные значимые качества и т.п._
Учебный материал:
1) лекции, видеоматериалы, дидактические материал (учебно-проблемные задачи и ситуации, упражнения, задания, оценочные средства и др.);
2) программы и проекты: «Родительский физкультурно-педагогический всеобуч», «Родительский университет», «Мамина школа», «Папина школа»;
3) избранный материал по дисциплинам психолого-педагогического и медико-биологического цикла, ТМФК, «Семейное воспитание», «Коммуникативная культура, «Семьеведение» и др.)_
Культурно-просветительское (СМИ и т.п.) Педагогическое просвещение силами образовательного учреждения Включение родителей в совместную с детьми ФОД
Этапы подготовки
Направления работы с родителями
С 5
Формы взаимодействия:
1. Просвещения: традиционные и нетрадиционные
Организации ФОД
л
ее
§ Ц!! £
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные, проблемного
изложения, частично-поисковые, исследовательские
Готовность к взаимодействию с педагогами и физкультурно-_педагогическая компетентность родителей_
Компоненты готовности
Личностно-целевой
Информационно-гностический
Операционно-деятельност-
Рефлексивно-оценочный
Уровень готовности
Оптимальный \ Допустимый \ Критический | Недопустимый
Уровни взаимодействия в диаде «педагог-родитель»
§ '2 8
Уровень физкультурно-педагогической компетентности родителей
Высокий | Средний | Низкий
Результат: оптимальный уровень ФПКР, позитивная стабилизация семьи, гармоничные детско-родительские отношения, эффективное воспитание ребенка в семье, в том числе, физическое, плодотворное сотрудничество с педагогами и др.
Рис. 1. Модель работы администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения с семьей по формированию физкультурно-педагогической
компетентности родителей
149
—»
1
—»
1
—
1
1
ского воспитания в условиях семейного быта, в целом выступает конечный положительный результат как совокупность продуктов образовательной деятельности родителей (ее эффективность в повышении качества взаимодействия школы и семьи, в личностном росте, в уровне образованности и др.). При диагностике ФПКР нами принималась во внимание имеющаяся информация о теоретических знаниях и практических умениях в сфере образовательной деятельности [1; 4-8 и др.].
Как уже не раз отмечалось, в ходе реализации программы были выявлены: недостаточная мотивированность и, как следствие, активность педагогов к работе с семьей, пассивность основной массы родителей; сложность в проведении диагностических мероприятий, носивших бессистемный характер. Опрос родителей, однако, позволил очертить круг проблем, с которыми сталкивается семья, что способствовало выстраиванию системы работы с родителями по их просвещению, одновременно начали работу и спортивные секции. Продолжилась работа 150 по созданию методической базы для работы с семьей (разработка диагностических процедур, сбор методической литературы и т.п.). Проводились индивидуальные и групповые консультации родителей по проблемам воспитания, в том числе физического.
Анализируя полученные данные, было выявлено, что потенциал родительской активности достаточно высок. В ходе индивидуальных бесед и консультаций стали вырисовываться общие очертания возможностей вовлечения родителей в более активные формы работы образовательного учреждения.
Оценка готовности родителей к взаимодействию со школой проводилась по
следующим параметрам (в основу была взята методика проф. В. П. Симонова и частично нами переработана с учетом особенности исследуемого контингента и задач исследования) [7]:
а) информационно-гностический компонент (теоретическая готовность);
б) операционально-деятельност-ный компонент (технологическая готов ность);
в) личностно-целевой компонент (параметр «личностной готовности» (Л) определялся по методике И. К. Шалаева);
г) рефлексивно-оценочный компонент [7].
Результаты готовности родителей по различным аспектам представлены на рис. 2, как видно из рисунка к концу экспериментального периода большинство родителей вышли на оптимальный (х2 = 27,45, при р < 0,05) и допустимый (х2 = 30,04, при р < 0,05) уровни готовности к взаимодействию с педагогами и к реализации задач физического воспитания в условиях семейного быта.
Как неоднократно подчеркивалось, формирование ФПКР - основа работы педагогического коллектива образовательных учреждений с семьей. Уровень ФПКР обеспечивает тот или иной уровень готовности родителей к сотрудничеству и участию как в образовательной и/или иной деятельности ребенка, так и в организации и поддержки внеурочной деятельности в условиях семейного быта.
Педагогическая культура представляет собой требования, предъявляемые к деятельности по обучению и воспитанию и выступает интегративной характеристикой педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания и механизма, системы и
ш
а.
а
□ оптимальный уровень □ допустимый уровень
□ критический уровень □ недопустимый уровень
Рис. 2. Динамка готовности родителей к взаимодействию со школой по результатам реализации программы «Родительский физкультурно-педагогический всеобуч», (%), октябрь 2007 г - май 2010 г., п = 334
1 - теоретическая готовность, октябрь 2007 г.; 2 - технологическая готовность, октябрь 2007 г.; 3 - личностная готовность, октябрь 2007 г.; 4 - теоретическая готовность, май 2010 г.; 5 - технологическая готовность, май 2010 г. ; 6 - личностная готовность, май 2010 г.
целей. А также включает единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому.
Под физкультурно-педагогической компетентностью родителей (ФПКР) понимается специфический способ сознательного решения стоящих перед ними (родителями) специфических задач физического воспитания - физкультурно-оздоровительной, физкультурно-воспитательной, физкультурно-образо-вательной - и представляет собой способность родителей организовывать процесс физического воспитания, руководить им в соответствии с определенными общественными требованиями и личными интересами членов семьи. Ее уровень определяет степень зрелости родителя как воспитателя и реализуется в процессе физкультурно-
оздоровительной деятельности в условиях семейного быта [3].
В ходе проведенного анализа литературных и иных информационных источников нами были обобщены и разработаны критерии и показатели ФПКР, а также уровни их проявления, которые позволяют в образовательно-воспитательном процессе родителю эффективно планировать и организовывать работу с ребенком. В качестве критериев оценки уровня ФПКР, мы опирались на данные, приведенные в работе М. В. Недвецкой (2007) и переработанные нами с учетом специфики предмета исследования [7]. Результаты опытно-экспериментальной проверки уровня ФПКР наглядно представлены на рис. 3.
Как видно из рисунка, 42,9% родителей продемонстрировали «высокий» уровень сформированности ФПКР по оцениваемым показателям (X2 = 25,78, при р < 0,05) и 38,3% -«средний» уровень (х2 = 28,32, при р < 0,05). Что в целом позволяет говорить об эффективности реализованной программы повышения ФПКР.
Опираясь на рекомендации специалистов по семейному воспитанию и практических психологов, диагностика уровня ФПКР проводилась нами в соответствии с выделенными в ходе исследования параметрами (в том числе теоретическим), показателями ее
151
152
сформированности, а также ее аксиологическим, информационно-содержательным и операционально-деятель-ностным компонентами [1; 4-8 и др.].
Аксиологический компонент ФПКР оценивался по следующим параметрам и соответствующим им показателями.
Тип родительского отношения к ребенку определялся с использованием «Теста-опросника родительских отношений» А. Я. Варги и В. В. Столина [8], в котором родительские отношения понимаются как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Анализируя результаты указанного теста-опросника, мы видим, что в начале эксперимента (сентябрь 2008 г.) в семьях детей преобладают такие стили воспитания, как «отвержение», «авторитарная гиперсоциализация», тогда как после реализации экспериментальной программы (май 2010 г.) преобладают «принятие», «кооперация» и в незначительной степени «симбиоз».
Выявлены следующие особенности родительского отношения к детям (табл. 1). До эксперимента по количественной выраженности показателей в семьях доминируют психологические типы «инфантили-зация», «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация»; менее выражены в числовом значении показатели «отвержение», и «кооперация».
Преобладание типов «И» и «А\Г», «С» позволяет заключить,
что в основном психологическая сущность родительского отношения к детям сводится к подавлению их индивидуальности, лишению самостоятельности, блокированию личностного развития. Родители «И», «А\Г», «С» не в состоянии принять точку зрения детей, прийти к совместному согласованному решению. Так родители «И» постоянно ощущают тревогу за детей, поскольку они кажутся им незрелыми, маленькими, беззащитными. В большей степени тип отношения «И» характерен для родителей мальчиков.
Родители «С» тревожны, подозрительны и недоверчивы по причине мнимой или реальной несамостоятельности детей, они усиленно контролируют и опекают их, при малейшей попытке автономизироваться, отстаивают право на симбиотические отношения с ними. В большей степени этот тип отношения свойственен родителям девочек.
Третью позицию по выраженности показателя занимает тип отношения «А\Г», в котором отчетливо просматривается авторитаризм родителей. Родители пристально следят за социальными достижениями детей,
Рис. 3. Динамика уровня сформированности физкультурно-педагогической компетентности родителей, (%), по результатам реализации экспериментальной программы, октябрь 2007 г. - май 2010 г., п = 334
жестко контролируют их, требуют безоговорочного послушания, наказывают за своеволие, неуспехи.
Таким образом, доминирующими особенностями в выявленных типах родительского отношения к детям испытуемой группы являются: приписывание им личностной и социальной несостоятельности, несбалансированность степени доверия и контроля, заботы и эмоциональной близости [4; 6; 8 и др.].
В рамках реализации проекта «Родительский физкультурно-педагогиче-ский всеобуч» особое место уделялось вопросам, касающимся стилей воспитания в семье, детско-родительских отношений, формированию способности принимать ребенка таким, каков он есть, выстраиванию конструктивных взаимоотношений, уважению личности ребенка, проявления симпатии к нему, стремлению проводить с ним больше времени. По окончании экспериментальной программы большинство родителей стали проявлять большую заинтересованность в делах и планах ребенка, старались во всем помочь ему, с сочувствием относились к его неудачам.
Родители стали больше ценить интеллектуальные и творческие способности своих детей, испытывать чувство гордости за любые успехи и достижения ребенка, поощряли инициативу и самостоятельность ребенка, старались быть с ним на равных. Родители стали больше доверять ребенку («кооперация», 1=4,96 при р<0,04).
При оценке ошрационалъно-деятелъ-ностного компонента ФПКР с целью определения способов и приемов общения родителей с детьми и стиля семейного воспитания мы использовали следующие методики:
- «Архитектор-строитель» [3], позволяющая наблюдать за ходом взаи-
модействия родителя и ребенка, и метод структурированного наблюдения. Методики направлены на выявление уровня делового и личностного общения родителя с ребенком: кто является ведущим, а кто ведомым при выполнении задания в диаде; насколько распределение ролей устойчиво; каковы типичные педагогические приемы родителя по отношению к ребенку; какова реакция ребенка на эти приемы родителя; каков уровень критичности каждого из партнеров при оценке качества выполненного задания; кто берет на себя ответственность за возможные неудачи, а кто склонен возлагать ответственность на другого; какие типичные приемы воздействия на ребенка используются (советы, негативная оценка, обзывание, насмешка и др.).
- «Родительское сочинение» («Семейное воспитание», «Из опыта организации физического воспитания в семье», «Семейные традиции» и др.), в котором на заданную тему родителям предлагалось поделиться своим опытом воспитания [3].
Кроме выше обозначенных методов в работе использовалась диагностическая беседа с родителями с целью определения стиля семейного воспитания (авторитарный, демократический, попустительский (либеральный) (рис. 5); беседа с ребенком, а также непосредственное наблюдение за поведением родителя и ребенка в процессе взаимодействия; качественный анализ рисунков: «Кинестетический рисунок семьи», «Мои родители в виде неизвестных животных», проигрывание ситуаций.
Как видно из рис. 4, реализация экспериментальной программы позволила изменить субъективные переживания ребенка в семейной ситуации,
153
а <0,04 <0,05 <0,05
- 3,98 4,04 5,32
«И» о со 3 -о ,61 см ,41 8
см 31 8, 6 оо 3 71 см 3
а <0,05 <0,05 <0,05
см ,0 ,21 7 ,5
40 5, 4,
(К I Ф 3 0 X см чэ о 7 ,3 5 6 ,9 2 со
< 3, чэ см 2 4, 6 2 3, 6 ОО 2
0 2 9 а <0,04 <0,05 <0,05
и ■й с £ - 9,25 4,67 5,
0 а
«С» 3 ,9 3 4 ,9 см 6 ,3 ОО
.й с 0, чэ о 2 8, 6 31 4, 6 о 3
1-
С Ф 1- а <0,05 <0,04 <0,04
и <0 9 0 г - 6,55 8,13 4,96
«К» ,8 3 со 3 ,6 4 8 ,6 2
4 о 8 8, 2 см 8 0, 4 иО 8
а <0,04 <0,04 <0,03
- 6,21 4,85 7,22
«О» 3 2 ,6 5 ,2 6 ,5 6 ,5 5 ,0
8, 4 2, 9, 4 1 8, 4 2,
к и н
0 а О а о а и (3 те сентябрь 2007 г. май 2010 сентябрь 2007 г. май 2010 сентябрь 2007 г. май 2010
Континент Мальчики п = 193 Девочки п = 154 Все дети п = 347
гармонизировать взаимоотношения ребенка с родителями и другими родственниками (благоприятная семейная ситуация (£ = 5,67, при р < 0,05), снизить чувство тревожности (£ = 4,48, при р < 0,05) и неполноценности (£ = 7,17, при р < 0,05). Также отметим нивелирование таких неблагоприятных симптомов как конфликтность (£ = 9,82, при р < 0,01) и враждебность в семей-д. ной ситуации (£ = 4,12, при р < 0,05). | С целью определения выраженно-
сти стиля взаимодействия с ребенком,
5 1
^ мы опирались на данные исследова-■9- ния, представленные в работах Т. В. Ба-
^ хуташвили, Л. В. Варги, А. В. Гумниц-
^ кой, Ю. С. Ершовой, О. С. Михно,
к А. В. Петровского, Е. В. Тарасова,
^ Б. Г. Черевач в которых дана инте-
| гральная характеристика ее уровней и дополнили ее в соответствии с предме-
8 том нашего исследования [1; 4-8 и др.].
ф с
.
й ф
К
0
1
По показателю способов и приемов
^ общения с ребенком выделены следую-а щие уровни ФПКР.
5 Высокий уровень предполагает де-5 мократический стиль взаимодействия 7 в диаде «ребенок-родитель», учет и ува-^ жение мнения ребенка. В то же время родители настойчивы и в меру требо-о вательны, аргументируют и обосновы-5 вают свою точку зрения, открыты к " обсуждению с ребенком возникших о разногласий. Родители, способны к соек чувствию и сопереживанию, выража-^ ют теплое отношение к ребенку, стара® ются, чтобы он развивался всесторон-§ не (духовно, интеллектуально, физиче-^ ски) и создают для этого все условия,
* не ограничивают инициативу ребенка, ф
§ дают возможность проявить актив-
р
ность и самостоятельность.
Положительно относятся и готовы к осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности в се-
мье, осознают роль и место физического воспитания в общей структуре воспитания ребенка. Проявляют интерес к совместным с ребенком занятиям физическими упражнениями и спортом, приобретению новых знаний; имеют высокий уровень мотивации к физическому совершенствованию ребенка и самосовершенствованию, считают двигательную активность неотъемлемым компонентом здорового образа жизни и др.
Показатели среднего уровня носят весьма условный характер. Взаимодействие родителя и ребенка основывается на тревожно-мнительной концентрации родителя на состоянии ребенка, ожидании успехов в учебной и иной деятельности, стремлении к симбиотическим отношениям. Такие родители часто ограничивают активность ребенка, лишают его самостоятельности. Родители неадекватно оценивают способности ребенка и его особенности, жестко контролируют его, стараются все выполнить за ребенка, предохраняют его от «опасностей». Другая крайность, характерная для данного уровня взаимодействия, - попустительство в процессе взаимодействия с ребенком, выражающееся в недостаточном контроле, отсутствии предъявляемых требований, предоставлении полной свободы выбора и поведения, слабом уровне ограничений.
Родители положительно относятся к занятиям физическими упражнениями и спортом, поощряют увлечения детей спортом, но сами только в зависимости от конкретной ситуации включаются в процесс физического воспитания. Не всегда готовы осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность в семье, считая, что для этого существуют «учителя и тренеры». При положительном отно-
шении к физкультурно-оздоровительной деятельности и здоровому образу жизни, не всегда проявляют высокую степень активности с целью привлечения ребенка к занятиям физическими упражнениями и спортом воплощения в своей семье.
Для низкого уровня характерно: неприятие, эмоциональное отвержение индивидуальных особенностей ребенка, жесткий контроль и регламентация жизни ребенка. Родители такого типа могут прямо не выражать недовольство ребенком, подчеркнуто игнорировать его нужды и потребности, порождая у ребенка чувство одиночества и ненужности.
Родители индифферентно относятся к занятиям физическими упражнениями и спортом, соблюдению здорового образа жизни, проявляют полное равнодушие к приобщению к физкультурным занятиям, считая, что существуют более значимые вещи -«главное, чтобы вырос хорошим человеком», «получил хорошую профессию», «устроил личную жизнь» и т.п.
У таких родителей наблюдается низкий уровень мотивации к осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности в семье и формированию основ здорового образа жизни семьи.
Таким образом, отметим, что работа с родителями в образовательных учреждениях проходила успешно и дала устойчивую динамику повышения ФПКР, участвовавших в проекте «Родительский физкультурно-педаго-гический всеобуч». В результате изменилось количественное распределение семей по показателям стилей взаимодействия родителя с ребенком. Так количество родителей, придерживающихся демократического стиля общения с ребенком, возросло до
155
156
62,7% (х2 = 25,76, при р < 0,05) и соответственно сократилось количество родителей, склонных к авторитарному стилю общения с ребенком -до 21,6% (х2 = 21,88, при р < 0,05) и попустительскому -до 11,2% (х2 = 22,32, при р < 0,05).
Анализ результатов тестирования и наблюдения за взаимодействием родителей и детей, для которых характерен демократический тип общения, показал, что родители повысили показатели уровня физкультурно-педагогической компетентности, приобрели необходимые знания и умения для выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком и предотвращения конфликтных ситуаций, с пониманием относились к проблемам ребенка, были эмоционально близки с ним. В таких семьях в качестве тактики воспитания наблюдается сотрудничество, что предполагает опосредованность межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, эмоционально положительное отношение к ребенку, поощрение его независимости и самостоятельности, сведение контроля над его действиями до разумного минимума, адекватное восприятие его возрастных и личностных особенностей.
Заметные результаты показала работа с семьями попустительского типа, так как разработанные в данном направлении мероприятия, повышающие мотивационно-потребностный компо-
Рис. 4. Динамика показателей симптомокомплексов по методике «Кинестетический рисунок семьи», (балл), сентябрь 2007 г - май 2010 г., п = 347 1 - благоприятная семейная ситуация; 2 - тревожность; 3 -конфликтность в семье; 4 - чувство неполноценности в семейной ситуации; 5 - враждебность в семейной ситуации
нент ФПКР, оказали глубокое позитивное влияние на семьи данного типа.
Наиболее сложными в плане педагогического воздействия оказались семьи авторитарного типа, так как позиция родителей в данной ситуации имеет глубокие мировоззренческие корни. Это в большей мере касается семей, придерживающихся традиционных представлений о семье и семейных отношениях (патриархальный тип семей) и религиозных взглядов (православные и мусульманские семьи).
Также результаты наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей в ходе экспериментальной работы, анализ рисунков семьи, выполненных детьми, родительских сочинений «Мой ребенок... », «Моя семья... » и др. позволяют так же заключить о положительных результатах внедрения и реализации программы просвещения родителей и повышения их физкультурно-педагогической компетентности и в целом воспитательного потенциала семьи.
Таким образом, реализация проекта «Родительский физкультурно-
педагогический всеобуч» и др. аналогичных программ просвещения родительской общественности позволили:
- выстроить систему индивидуального педагогического сопровождения физкультурно-образовательной деятельности ребенка в школьной и семейной среде, согласованную в результате активного взаимодействия педагогов и родителей;
- обеспечить полную информированность обеих сторон (семьи и школы) по актуальным вопросам воспитания, в том числе физического;
- своевременно и согласованно оказать взаимопомощь;
- корректировать и регулировать возможности ребенка в достижении определенных образовательных результатов и др.
В целом, как результат освоения программы просвещения родителями выступает нацеленность семьи на стремление совместно со школой способствовать формированию у всех участников образовательного процесса физической культуры личности и культуры здоровья, а также мотивов, убеждений и потребностей в физкультурно-оздоровительной деятельности, в здоровом образе жизни.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вержбицкая Е. Г. Педагогическое просвещение родителей как компонент деятельности школы по здоровьесбережению обучающихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: Адыгейский гос. ун-т. - Майкоп, 2006. - 27 с.
Рис. 5. Динамика показателей стилей взаимодействия в диаде <ребенок-родитель» по результатам опытно-экспериментальной работы, (%), сентябрь 2008 г - май 2010 г., (п = 252)
2. Джумаев З. Взаимодействие школы и семьи как фактора формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: Туркменский гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. - М., 1984. - 24 с.
3. Ким Т. К. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи при организации физического воспитания детей и учащейся молодежи. - М.: НУ ОАОУ, 2008. - 208 с.
4. Гумницкая А. В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2006. - 21 с.
5. Замолоцких Е. Г. Теория и практика взаимодействия основной образовательной школы и семьи в формировании культуры межличностного общения школьников: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: ФГНУ «Институт общего образования». - М., 2005. - 48 с.
6. Овчарова Р. В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: Моск. психоло-го-социал. ин-т. - М., 1985. - 17 с.
7. Недвецкая М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. - М.: Академия, 2006.
8. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: Ин-т практ. психол. и психоанализа. - М., 1986. - 22 с. ■
157