Научная статья на тему 'Формирование готовности родителей к физическому воспитанию детей'

Формирование готовности родителей к физическому воспитанию детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
848
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL TRAINING / ШКОЛА / SCHOOL / СЕМЬЯ / FAMILY / ФИЗКУЛЬТУРНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / SPORTS AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Татьяна Константиновна

В статье представлена краткая характеристика программ просвещения родительской общественности, оценка их эффективности, этапы работы с семьей; приводиться модель формирования физкультурно-педагогической компетентности родителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ким Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Readiness of Parents to Physical Training of Children

The article describes the short characteristic of programs of education of the parental public, an estimation of their efficiency, stages of work with a family, and also presents the model of formation of sports and pedagogical competence of parents

Текст научной работы на тему «Формирование готовности родителей к физическому воспитанию детей»

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Т. К. Ким

Аннотация. В статье представлена краткая характеристика программ просвещения родительской общественности, оценка их эффективности, этапы работы с семьей; приводиться модель формирования физкультурно-педагогической компетентности родителей.

Ключевые слова: физическое воспитание, школа, семья, физкультурно-педагогическая компетентность родителей.

Summary. The article describes the short characteristic of programs of education of the parental public, an estimation of their efficiency, stages of work with a family, and also presents the model of formation of sports and pedagogical competence of parents.

Keywords: physical training, school, a family, sports and pedagogical competence of parents.

144

Содержание воспитания ребенка в семье обусловливается генеральной целью любого цивилизованного общества и направлено на формирование физически и психически здоровую, нравственно и интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей общественно полезной жизни. Целью воспитания ребенка в семье является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание - неотъемлемая часть этого процесса. Оно имеет огромное значение в развитии ребенка. Однако традиционные формы занятий физическими упражнениями, организуемые в образовательных учреждениях, не вполне обеспечивают должный уровень физического развития и физической подготовленности детей и подростков, не в полной мере способствуют укреплению их здоровья. Одним из способов повышения эффективности

физического воспитания детского контингента является привлечение к сотрудничеству семьи. Общеизвестно, что решающее влияние в приобщении ребенка к занятиям физическим упражнениям и спортом, оказывают личный пример родителей, их ценностные ориентации, совместные с детьми занятия, физкультурно-спортивные умения и навыки, физкультурная грамотность, правильная оценка культурно-воспитательной ценности факторов физической культуры [1-3 и др.].

Как показывает практика и результаты собственных исследований, современные родители не в полной мере обладают достаточным уровнем знаний и навыков, необходимых для организации физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях семейного быта

В 2006-2010 гг. нами было проведено анкетирование 1132 родителей,

в возрасте от 26 до 52 лет, имеющих детей в возрасте от 3-х до 22-х лет и проживающих в Москве, Московской области, Кабардино-Балкарской республике, Краснодарском крае, Архангельской области, 867 - матерей и 265 - отцов, с целью изучения: особенностей семей воспитанников и учащихся; потребностей родителей в проведении просветительской работы; их физкультурно-спортивных интересов и запросов; готовности к физическому воспитанию своих детей. Большинство респондентов выразили желание участвовать в интеллектуальном и физическом воспитании своих детей (76,8%). Опираясь на результаты анкетирования и пожелания родителей, нами были разработаны программы просвещения родительской общественности, повышения их физкультурной грамотности и педагогической культуры: «Родительский физ-культурно-педагогический всеобуч»; «Спортивная семья» и т.п., прошедших апробацию на экспериментальных площадках образовательных учреждений различных типов.

В реализации проекта «Родительский физкультурно-педагогический всеобуч» участвовало 334 родителя, в возрасте от 29 до 49 лет (177 - матери, 128 -отцов, 29 - др. членов семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди, крестные и т.д.).

Родители представляли 84,3% полных и 15,7% неполных семей, большая часть которых семьи с двумя детьми -67,4%, с одним ребенком - 19%, троих и более детей имели - 13,6% семей.

Более 52% родителя имеют высшее образование, работают в социальной сфере и сфере производственного труда. Около 19,4% родителей занимаются предпринимательской деятельностью, 19,3% заняты в сельскохозяй-

ственной сфере, 9,3% родителя официально считаются безработными.

В качестве исходных требований к построению экспериментальных программ, мы руководствовались пртнципами: гуманистической направленности; приоритетности интересов семьи и детей; признания преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей; сотрудничества и партнерства с семьей ребенка; взаимовлияния личности (взрослых и детей), предполагающий сотворчество педа-го гов-детей-родителей; преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций семейного воспитания; системности, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания и др. [4-6].

Содержание образования родителей охватывает широкий спектр проблем связанных с жизнеобеспечением и развитием ребенка. Анализ литературных источников и опросные методы позволили выявить два наиболее распространенных педагогических заказа родителей:

- помощь и решение проблем интеллектуального и физического развития ребенка;

- помощь в грамотном обеспечении решения жизненных проблем ребенка на разных этапах онтогенеза и в сложных ситуациях.

Теоретические занятия по экспериментальной программе проводились один раз в неделю в удобное для родителей время и включали помимо лекций, практические и семинарские занятия, также в рамках работы «Родительского физкультурно-педагогического всеобуча» использовались интерактивные методы и формы обучения. Основное тре-

145

146

бование экспериментальной программы заключалось в обязательных занятиях родителей совместно с детьми во внеурочное время в спортивных секциях и кружках, или секциях общей физической подготовке, которые были организованы и функционировали на базе образовательного учреждения.

Необходимыми условиями эффективного взаимодействия администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей являются:

- наличие у работников образовательных учреждений собственных профессионально компетентных представлений и знаний о содержании различных видов деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и помощи (психологической, социально-педагогической и др.) семье;

- дифференциация семей на типы соответственно их интересам и потреб ностям;

- наличие разработанной индивидуальной программы педагогического сопровождения семейного физического воспитания (соответственно выделенным в ходе дифференциации типам семей);

- непосредственная работа с семьей и с ее членами с целью реализации программы семейного физического воспитания и программы просвещения родительской общественности;

- контроль и учет результатов совместной деятельности с семьей, и при необходимости оперативная коррекция программы.

Работа с родителями в рамках реализации экспериментальной работы проводилась с сентября 2008 по май 2010 г. и включала следующие этапы:

1) Подготовительный - направлен на: формирование готовности админи-

страции и педагогического коллектива образовательного учреждения к работе с родителями воспитанников и учащихся; выработку основных принципов взаимодействия с семьей, формирование общей позиции всех членов педагогического коллектива; определение стратегических целей взаимодействия и управления, а также создание необходимых организационно-педагогических условий для преодоления отчуждения семьи и школы; диагностику профессиональных, информационных, материально-технических и других ресурсов, которыми обладает образовательное учреждение; самодиагностику коллектива школы с целью изучения кадрового ресурса: мотивации, профессионально и личностно значимых качеств педагогов, условий сотрудничества, стилей педагогического общения, степени их удовлетворенности (взаимоотношениями, качеством образования в школе и др.), потребности субъектов, их активности и т.д.; определение путей повышения качества взаимодействия школы и семьи и характера управления этим процессом.

2) Диагностический - включает мероприятия, направленные на составление социально-педагогического портрета современной семьи, ее особенностей, потребностей, физкультурно-оздоровительных запросов, готовности к сотрудничеству. Разносторонний характер используемых методов позволяет получить сведения о семье, составить первоначальное представление об уровне педагогической культуры родителей, стиле воспитания ребенка в семье, особенностях детско-родительских отношений, очертить круг проблем семьи и т.п.

В зависимости от результатов диагностики определяется направление

работы с семьей, разрабатывается программа, прогнозируются ожидаемые результаты.

3) Основной этап характеризуется большим количеством разнообразных форм работы с семьей. Их количество, подбор и тематическое наполнение зависят от конкретных условий образовательного учреждения (временных, кадровых, материально-технических и др.), выявленных в ходе диагностического этапа, особенностей контингента семей, уровня физкультурно-педа-го ги ческой компетентности родителей (ФПКР), потребностей, интересов родителей и предпочтительных форм работы и др.

На данном этапе активно привлекаются к сотрудничеству различные специалисты: психологи, врачи, юристы, социальные педагоги и др.

Практически любые используемые на данном этапе формы работы с семьей имеют комплексный характер и решают одновременно несколько задач. Так, родители, посетившие практические занятия, тренинги, модера-ции и другие активные формы обучения, одновременно приобретают не только необходимые знания и навыки, удовлетворяют потребность в саморазвитии и самосовершенствовании, но и более осознанно относятся к физическому воспитанию своего ребенка.

4) Рефлексивно-аналитический этап заключается в подведении итогов работы и анализе полученных результатов. Он дает возможность оценить эффективность работы с семьей воспитанников и учащихся и оптимизировать ее. Этот этап тесно пересекается с другими этапами работы, так как для оптимальной реализации программы «Родительский физкультурно-педаго-гический всеобуч» требуются посто-

янные и систематические аналитические мероприятия, предваряющие каждый последующий этап, с целью мобильной при необходимости коррекции работы с родителями.

Аналитическая работа ведется с использованием таких форм, как: дневники наблюдения за семьей; текущий отчет-анализ проведенного мероприятия диагностического и основного этапов; этапный отчет-анализ деятельности школы за определенные период (четверть); итоговый анализ, включающий обобщение результатов работы и разработку плана по дальнейшему расширению и совершенствованию работы с семьей воспитанников и учащихся.

Также на рефлексивно-аналитическом этапе разрабатываются критерии эффективности проделанной работы и способов оценивания результата.

Периодический мониторинг, включающий сбор данных об уровне удовлетворенности качеством взаимодействия субъектов образовательного процесса; отслеживание запросов родителей, уровня их физкультурно-педа-гогической компетентности, уровня удовлетворенности всеми аспектами жизнедеятельности школы, позволяет выявить положительные и отрицательные результаты деятельности всех субъектов взаимодействия, и с их учетом оптимизировать дальнейшую работу с семьей по повышению ФПКР, совершенствованию семейного компонента физического воспитания.

Методический этап предполагает разработку практических рекомендаций, создание методической базы образовательного учреждения по работе с семьей ребенка, распространение позитивного опыта работы с семьей и семейного воспитания. Кроме того,

147

148

создание методических пособий, рекомендаций и других форм методических разработок помогает педагогам лучше структурировать и анализировать собственный опыт, повысить качество работы.

Этап расширения физкультурно-образовательного пространства и сферы деятельности образовательного учреждения. Как показали результаты исследования, программа повышения ФПКР успешно реализуются во многих типах образовательных учреждений: дошкольных, общеобразовательных, учреждений дополнительного образования, среднего профессионального образования, воскресной школы, спортивно-образовательных учреждений и досуговых организаций. Все перечисленные учреждения являются открытыми системами, обладающими мобильностью и вариативностью, что дает им возможность адекватно и оптимально взаимодействовать между собой и с социальным окружением.

Расширение работы происходит по тем же этапам, применяемым для сотрудничества с заинтересованными учреждениями и включает в себя диагностические и аналитические мероприятия, подготовительную работу с коллективом учреждений-партнеров, а также подбор и апробацию наиболее востребованных в конкретном учреждении форм работы с семьей с учетом специфики учреждения, контингента его родителей и др. По итогам проводимой работы также требуется создание методической базы, с целью распространения позитивного опыта и возможности его использования другими учреждениями аналогичного типа.

Оценка эффективности реализации программы «Родительский физ-культурно-педагогический всеобуч»

проводилась на основании данных анкетирования, тестирования педагогически-значимых и личностных качеств, оценки стиля взаимодействия родителей с педагогами и детьми, изучения работ детей и родителей, уровня ФПКР и др.

Уровень ФПКР осуществился по показателям измерения качества деятельности, с помощью экспертных оценок, тестирования, методики незаконченных предложений, а также с использованием опросных методов: беседы, анкетирования и интервьюирования.

В качестве ориентира для измерения уровня сформированности ФПКР мы руководствовались рекомендациями, описанными в работах М.Н. Не-двецкой и И.Ю. Кульчицкой [7]. С учетом специфики цели и предмета исследования они были уточнены, частично переработаны и адаптированы к особенностям предмета нашего исследования.

При проведении диагностики родителей мы придерживались ряда правил [1; 8]:

• учет половозрастных особенностей родителей;

• доступность и простота, используемых диагностических методик и тестовых заданий, не требующих длительной и громоздкой обработки;

• «педагогический» характер диагностики, то есть не просто получение определенных сведений о личности родителя, но и стимулирование ее развития;

• использование экспертной оценки для повышения объективности данных диагностики.

Объектом экспертной оценки физкультурной просвещенности родителей и их готовности к организации физиче-

к

.. ¡Е

к а

0 Е

и ^

1 §

Я О ■ Л (О &

ЕО Ч К

И о

« I й

Ой с

йй

и^ & ?

§ 13 и

3 2 Е о к £

& д щ

НН Н ^

Д О Ш

'

а &

^ й о

й п £ Зш с М Я

8 й и §

° [3 !=

^ Б. & 15 5 о

I " 1

1 § I § & а

2 « «

О^ I 1

к с;

м С О У

У р

е

йро

и й с

8 & §

^ м ¡5

® В Ё

я § ^

8 I §

и я а.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I 13 &

13 1» *

£ ё мои

н ^ ^

^ ^

И 11

о щ

5 ^

я ^

о &

^ (г

к

Ё N

« Ё

<0 Щ Ч *

Цель - повышение физкультурно-педагогической компетентности родителей и эффективная реализация собственно воспитательной функции семьей

Задачи: сформировать

1) адекватную родительскую позицию и ценностное отношение к реализации воспитательной функции;

2) необходимые знания (по дисциплинам психолого-педагогического и медико-биологического цикла, теории организации и управления взаимодействием и др.);

3) необходимые умения и навыки организации взаимодействия с ребенком, ФВ в условиях семейного быта и творческого отношения к данным видам деятельности;

4) необходимые личностные значимые качества и т.п._

Учебный материал:

1) лекции, видеоматериалы, дидактические материал (учебно-проблемные задачи и ситуации, упражнения, задания, оценочные средства и др.);

2) программы и проекты: «Родительский физкультурно-педагогический всеобуч», «Родительский университет», «Мамина школа», «Папина школа»;

3) избранный материал по дисциплинам психолого-педагогического и медико-биологического цикла, ТМФК, «Семейное воспитание», «Коммуникативная культура, «Семьеведение» и др.)_

Культурно-просветительское (СМИ и т.п.) Педагогическое просвещение силами образовательного учреждения Включение родителей в совместную с детьми ФОД

Этапы подготовки

Направления работы с родителями

С 5

Формы взаимодействия:

1. Просвещения: традиционные и нетрадиционные

Организации ФОД

л

ее

§ Ц!! £

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративные, проблемного

изложения, частично-поисковые, исследовательские

Готовность к взаимодействию с педагогами и физкультурно-_педагогическая компетентность родителей_

Компоненты готовности

Личностно-целевой

Информационно-гностический

Операционно-деятельност-

Рефлексивно-оценочный

Уровень готовности

Оптимальный \ Допустимый \ Критический | Недопустимый

Уровни взаимодействия в диаде «педагог-родитель»

§ '2 8

Уровень физкультурно-педагогической компетентности родителей

Высокий | Средний | Низкий

Результат: оптимальный уровень ФПКР, позитивная стабилизация семьи, гармоничные детско-родительские отношения, эффективное воспитание ребенка в семье, в том числе, физическое, плодотворное сотрудничество с педагогами и др.

Рис. 1. Модель работы администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения с семьей по формированию физкультурно-педагогической

компетентности родителей

149

—»

1

—»

1

1

1

ского воспитания в условиях семейного быта, в целом выступает конечный положительный результат как совокупность продуктов образовательной деятельности родителей (ее эффективность в повышении качества взаимодействия школы и семьи, в личностном росте, в уровне образованности и др.). При диагностике ФПКР нами принималась во внимание имеющаяся информация о теоретических знаниях и практических умениях в сфере образовательной деятельности [1; 4-8 и др.].

Как уже не раз отмечалось, в ходе реализации программы были выявлены: недостаточная мотивированность и, как следствие, активность педагогов к работе с семьей, пассивность основной массы родителей; сложность в проведении диагностических мероприятий, носивших бессистемный характер. Опрос родителей, однако, позволил очертить круг проблем, с которыми сталкивается семья, что способствовало выстраиванию системы работы с родителями по их просвещению, одновременно начали работу и спортивные секции. Продолжилась работа 150 по созданию методической базы для работы с семьей (разработка диагностических процедур, сбор методической литературы и т.п.). Проводились индивидуальные и групповые консультации родителей по проблемам воспитания, в том числе физического.

Анализируя полученные данные, было выявлено, что потенциал родительской активности достаточно высок. В ходе индивидуальных бесед и консультаций стали вырисовываться общие очертания возможностей вовлечения родителей в более активные формы работы образовательного учреждения.

Оценка готовности родителей к взаимодействию со школой проводилась по

следующим параметрам (в основу была взята методика проф. В. П. Симонова и частично нами переработана с учетом особенности исследуемого контингента и задач исследования) [7]:

а) информационно-гностический компонент (теоретическая готовность);

б) операционально-деятельност-ный компонент (технологическая готов ность);

в) личностно-целевой компонент (параметр «личностной готовности» (Л) определялся по методике И. К. Шалаева);

г) рефлексивно-оценочный компонент [7].

Результаты готовности родителей по различным аспектам представлены на рис. 2, как видно из рисунка к концу экспериментального периода большинство родителей вышли на оптимальный (х2 = 27,45, при р < 0,05) и допустимый (х2 = 30,04, при р < 0,05) уровни готовности к взаимодействию с педагогами и к реализации задач физического воспитания в условиях семейного быта.

Как неоднократно подчеркивалось, формирование ФПКР - основа работы педагогического коллектива образовательных учреждений с семьей. Уровень ФПКР обеспечивает тот или иной уровень готовности родителей к сотрудничеству и участию как в образовательной и/или иной деятельности ребенка, так и в организации и поддержки внеурочной деятельности в условиях семейного быта.

Педагогическая культура представляет собой требования, предъявляемые к деятельности по обучению и воспитанию и выступает интегративной характеристикой педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания и механизма, системы и

ш

а.

а

□ оптимальный уровень □ допустимый уровень

□ критический уровень □ недопустимый уровень

Рис. 2. Динамка готовности родителей к взаимодействию со школой по результатам реализации программы «Родительский физкультурно-педагогический всеобуч», (%), октябрь 2007 г - май 2010 г., п = 334

1 - теоретическая готовность, октябрь 2007 г.; 2 - технологическая готовность, октябрь 2007 г.; 3 - личностная готовность, октябрь 2007 г.; 4 - теоретическая готовность, май 2010 г.; 5 - технологическая готовность, май 2010 г. ; 6 - личностная готовность, май 2010 г.

целей. А также включает единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому.

Под физкультурно-педагогической компетентностью родителей (ФПКР) понимается специфический способ сознательного решения стоящих перед ними (родителями) специфических задач физического воспитания - физкультурно-оздоровительной, физкультурно-воспитательной, физкультурно-образо-вательной - и представляет собой способность родителей организовывать процесс физического воспитания, руководить им в соответствии с определенными общественными требованиями и личными интересами членов семьи. Ее уровень определяет степень зрелости родителя как воспитателя и реализуется в процессе физкультурно-

оздоровительной деятельности в условиях семейного быта [3].

В ходе проведенного анализа литературных и иных информационных источников нами были обобщены и разработаны критерии и показатели ФПКР, а также уровни их проявления, которые позволяют в образовательно-воспитательном процессе родителю эффективно планировать и организовывать работу с ребенком. В качестве критериев оценки уровня ФПКР, мы опирались на данные, приведенные в работе М. В. Недвецкой (2007) и переработанные нами с учетом специфики предмета исследования [7]. Результаты опытно-экспериментальной проверки уровня ФПКР наглядно представлены на рис. 3.

Как видно из рисунка, 42,9% родителей продемонстрировали «высокий» уровень сформированности ФПКР по оцениваемым показателям (X2 = 25,78, при р < 0,05) и 38,3% -«средний» уровень (х2 = 28,32, при р < 0,05). Что в целом позволяет говорить об эффективности реализованной программы повышения ФПКР.

Опираясь на рекомендации специалистов по семейному воспитанию и практических психологов, диагностика уровня ФПКР проводилась нами в соответствии с выделенными в ходе исследования параметрами (в том числе теоретическим), показателями ее

151

152

сформированности, а также ее аксиологическим, информационно-содержательным и операционально-деятель-ностным компонентами [1; 4-8 и др.].

Аксиологический компонент ФПКР оценивался по следующим параметрам и соответствующим им показателями.

Тип родительского отношения к ребенку определялся с использованием «Теста-опросника родительских отношений» А. Я. Варги и В. В. Столина [8], в котором родительские отношения понимаются как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Анализируя результаты указанного теста-опросника, мы видим, что в начале эксперимента (сентябрь 2008 г.) в семьях детей преобладают такие стили воспитания, как «отвержение», «авторитарная гиперсоциализация», тогда как после реализации экспериментальной программы (май 2010 г.) преобладают «принятие», «кооперация» и в незначительной степени «симбиоз».

Выявлены следующие особенности родительского отношения к детям (табл. 1). До эксперимента по количественной выраженности показателей в семьях доминируют психологические типы «инфантили-зация», «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация»; менее выражены в числовом значении показатели «отвержение», и «кооперация».

Преобладание типов «И» и «А\Г», «С» позволяет заключить,

что в основном психологическая сущность родительского отношения к детям сводится к подавлению их индивидуальности, лишению самостоятельности, блокированию личностного развития. Родители «И», «А\Г», «С» не в состоянии принять точку зрения детей, прийти к совместному согласованному решению. Так родители «И» постоянно ощущают тревогу за детей, поскольку они кажутся им незрелыми, маленькими, беззащитными. В большей степени тип отношения «И» характерен для родителей мальчиков.

Родители «С» тревожны, подозрительны и недоверчивы по причине мнимой или реальной несамостоятельности детей, они усиленно контролируют и опекают их, при малейшей попытке автономизироваться, отстаивают право на симбиотические отношения с ними. В большей степени этот тип отношения свойственен родителям девочек.

Третью позицию по выраженности показателя занимает тип отношения «А\Г», в котором отчетливо просматривается авторитаризм родителей. Родители пристально следят за социальными достижениями детей,

Рис. 3. Динамика уровня сформированности физкультурно-педагогической компетентности родителей, (%), по результатам реализации экспериментальной программы, октябрь 2007 г. - май 2010 г., п = 334

жестко контролируют их, требуют безоговорочного послушания, наказывают за своеволие, неуспехи.

Таким образом, доминирующими особенностями в выявленных типах родительского отношения к детям испытуемой группы являются: приписывание им личностной и социальной несостоятельности, несбалансированность степени доверия и контроля, заботы и эмоциональной близости [4; 6; 8 и др.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках реализации проекта «Родительский физкультурно-педагогиче-ский всеобуч» особое место уделялось вопросам, касающимся стилей воспитания в семье, детско-родительских отношений, формированию способности принимать ребенка таким, каков он есть, выстраиванию конструктивных взаимоотношений, уважению личности ребенка, проявления симпатии к нему, стремлению проводить с ним больше времени. По окончании экспериментальной программы большинство родителей стали проявлять большую заинтересованность в делах и планах ребенка, старались во всем помочь ему, с сочувствием относились к его неудачам.

Родители стали больше ценить интеллектуальные и творческие способности своих детей, испытывать чувство гордости за любые успехи и достижения ребенка, поощряли инициативу и самостоятельность ребенка, старались быть с ним на равных. Родители стали больше доверять ребенку («кооперация», 1=4,96 при р<0,04).

При оценке ошрационалъно-деятелъ-ностного компонента ФПКР с целью определения способов и приемов общения родителей с детьми и стиля семейного воспитания мы использовали следующие методики:

- «Архитектор-строитель» [3], позволяющая наблюдать за ходом взаи-

модействия родителя и ребенка, и метод структурированного наблюдения. Методики направлены на выявление уровня делового и личностного общения родителя с ребенком: кто является ведущим, а кто ведомым при выполнении задания в диаде; насколько распределение ролей устойчиво; каковы типичные педагогические приемы родителя по отношению к ребенку; какова реакция ребенка на эти приемы родителя; каков уровень критичности каждого из партнеров при оценке качества выполненного задания; кто берет на себя ответственность за возможные неудачи, а кто склонен возлагать ответственность на другого; какие типичные приемы воздействия на ребенка используются (советы, негативная оценка, обзывание, насмешка и др.).

- «Родительское сочинение» («Семейное воспитание», «Из опыта организации физического воспитания в семье», «Семейные традиции» и др.), в котором на заданную тему родителям предлагалось поделиться своим опытом воспитания [3].

Кроме выше обозначенных методов в работе использовалась диагностическая беседа с родителями с целью определения стиля семейного воспитания (авторитарный, демократический, попустительский (либеральный) (рис. 5); беседа с ребенком, а также непосредственное наблюдение за поведением родителя и ребенка в процессе взаимодействия; качественный анализ рисунков: «Кинестетический рисунок семьи», «Мои родители в виде неизвестных животных», проигрывание ситуаций.

Как видно из рис. 4, реализация экспериментальной программы позволила изменить субъективные переживания ребенка в семейной ситуации,

153

а <0,04 <0,05 <0,05

- 3,98 4,04 5,32

«И» о со 3 -о ,61 см ,41 8

см 31 8, 6 оо 3 71 см 3

а <0,05 <0,05 <0,05

см ,0 ,21 7 ,5

40 5, 4,

(К I Ф 3 0 X см чэ о 7 ,3 5 6 ,9 2 со

< 3, чэ см 2 4, 6 2 3, 6 ОО 2

0 2 9 а <0,04 <0,05 <0,05

и ■й с £ - 9,25 4,67 5,

0 а

«С» 3 ,9 3 4 ,9 см 6 ,3 ОО

.й с 0, чэ о 2 8, 6 31 4, 6 о 3

1-

С Ф 1- а <0,05 <0,04 <0,04

и <0 9 0 г - 6,55 8,13 4,96

«К» ,8 3 со 3 ,6 4 8 ,6 2

4 о 8 8, 2 см 8 0, 4 иО 8

а <0,04 <0,04 <0,03

- 6,21 4,85 7,22

«О» 3 2 ,6 5 ,2 6 ,5 6 ,5 5 ,0

8, 4 2, 9, 4 1 8, 4 2,

к и н

0 а О а о а и (3 те сентябрь 2007 г. май 2010 сентябрь 2007 г. май 2010 сентябрь 2007 г. май 2010

Континент Мальчики п = 193 Девочки п = 154 Все дети п = 347

гармонизировать взаимоотношения ребенка с родителями и другими родственниками (благоприятная семейная ситуация (£ = 5,67, при р < 0,05), снизить чувство тревожности (£ = 4,48, при р < 0,05) и неполноценности (£ = 7,17, при р < 0,05). Также отметим нивелирование таких неблагоприятных симптомов как конфликтность (£ = 9,82, при р < 0,01) и враждебность в семей-д. ной ситуации (£ = 4,12, при р < 0,05). | С целью определения выраженно-

сти стиля взаимодействия с ребенком,

5 1

^ мы опирались на данные исследова-■9- ния, представленные в работах Т. В. Ба-

^ хуташвили, Л. В. Варги, А. В. Гумниц-

^ кой, Ю. С. Ершовой, О. С. Михно,

к А. В. Петровского, Е. В. Тарасова,

^ Б. Г. Черевач в которых дана инте-

| гральная характеристика ее уровней и дополнили ее в соответствии с предме-

8 том нашего исследования [1; 4-8 и др.].

ф с

.

й ф

К

0

1

По показателю способов и приемов

^ общения с ребенком выделены следую-а щие уровни ФПКР.

5 Высокий уровень предполагает де-5 мократический стиль взаимодействия 7 в диаде «ребенок-родитель», учет и ува-^ жение мнения ребенка. В то же время родители настойчивы и в меру требо-о вательны, аргументируют и обосновы-5 вают свою точку зрения, открыты к " обсуждению с ребенком возникших о разногласий. Родители, способны к соек чувствию и сопереживанию, выража-^ ют теплое отношение к ребенку, стара® ются, чтобы он развивался всесторон-§ не (духовно, интеллектуально, физиче-^ ски) и создают для этого все условия,

* не ограничивают инициативу ребенка, ф

§ дают возможность проявить актив-

р

ность и самостоятельность.

Положительно относятся и готовы к осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности в се-

мье, осознают роль и место физического воспитания в общей структуре воспитания ребенка. Проявляют интерес к совместным с ребенком занятиям физическими упражнениями и спортом, приобретению новых знаний; имеют высокий уровень мотивации к физическому совершенствованию ребенка и самосовершенствованию, считают двигательную активность неотъемлемым компонентом здорового образа жизни и др.

Показатели среднего уровня носят весьма условный характер. Взаимодействие родителя и ребенка основывается на тревожно-мнительной концентрации родителя на состоянии ребенка, ожидании успехов в учебной и иной деятельности, стремлении к симбиотическим отношениям. Такие родители часто ограничивают активность ребенка, лишают его самостоятельности. Родители неадекватно оценивают способности ребенка и его особенности, жестко контролируют его, стараются все выполнить за ребенка, предохраняют его от «опасностей». Другая крайность, характерная для данного уровня взаимодействия, - попустительство в процессе взаимодействия с ребенком, выражающееся в недостаточном контроле, отсутствии предъявляемых требований, предоставлении полной свободы выбора и поведения, слабом уровне ограничений.

Родители положительно относятся к занятиям физическими упражнениями и спортом, поощряют увлечения детей спортом, но сами только в зависимости от конкретной ситуации включаются в процесс физического воспитания. Не всегда готовы осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность в семье, считая, что для этого существуют «учителя и тренеры». При положительном отно-

шении к физкультурно-оздоровительной деятельности и здоровому образу жизни, не всегда проявляют высокую степень активности с целью привлечения ребенка к занятиям физическими упражнениями и спортом воплощения в своей семье.

Для низкого уровня характерно: неприятие, эмоциональное отвержение индивидуальных особенностей ребенка, жесткий контроль и регламентация жизни ребенка. Родители такого типа могут прямо не выражать недовольство ребенком, подчеркнуто игнорировать его нужды и потребности, порождая у ребенка чувство одиночества и ненужности.

Родители индифферентно относятся к занятиям физическими упражнениями и спортом, соблюдению здорового образа жизни, проявляют полное равнодушие к приобщению к физкультурным занятиям, считая, что существуют более значимые вещи -«главное, чтобы вырос хорошим человеком», «получил хорошую профессию», «устроил личную жизнь» и т.п.

У таких родителей наблюдается низкий уровень мотивации к осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности в семье и формированию основ здорового образа жизни семьи.

Таким образом, отметим, что работа с родителями в образовательных учреждениях проходила успешно и дала устойчивую динамику повышения ФПКР, участвовавших в проекте «Родительский физкультурно-педаго-гический всеобуч». В результате изменилось количественное распределение семей по показателям стилей взаимодействия родителя с ребенком. Так количество родителей, придерживающихся демократического стиля общения с ребенком, возросло до

155

156

62,7% (х2 = 25,76, при р < 0,05) и соответственно сократилось количество родителей, склонных к авторитарному стилю общения с ребенком -до 21,6% (х2 = 21,88, при р < 0,05) и попустительскому -до 11,2% (х2 = 22,32, при р < 0,05).

Анализ результатов тестирования и наблюдения за взаимодействием родителей и детей, для которых характерен демократический тип общения, показал, что родители повысили показатели уровня физкультурно-педагогической компетентности, приобрели необходимые знания и умения для выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком и предотвращения конфликтных ситуаций, с пониманием относились к проблемам ребенка, были эмоционально близки с ним. В таких семьях в качестве тактики воспитания наблюдается сотрудничество, что предполагает опосредованность межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, эмоционально положительное отношение к ребенку, поощрение его независимости и самостоятельности, сведение контроля над его действиями до разумного минимума, адекватное восприятие его возрастных и личностных особенностей.

Заметные результаты показала работа с семьями попустительского типа, так как разработанные в данном направлении мероприятия, повышающие мотивационно-потребностный компо-

Рис. 4. Динамика показателей симптомокомплексов по методике «Кинестетический рисунок семьи», (балл), сентябрь 2007 г - май 2010 г., п = 347 1 - благоприятная семейная ситуация; 2 - тревожность; 3 -конфликтность в семье; 4 - чувство неполноценности в семейной ситуации; 5 - враждебность в семейной ситуации

нент ФПКР, оказали глубокое позитивное влияние на семьи данного типа.

Наиболее сложными в плане педагогического воздействия оказались семьи авторитарного типа, так как позиция родителей в данной ситуации имеет глубокие мировоззренческие корни. Это в большей мере касается семей, придерживающихся традиционных представлений о семье и семейных отношениях (патриархальный тип семей) и религиозных взглядов (православные и мусульманские семьи).

Также результаты наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей в ходе экспериментальной работы, анализ рисунков семьи, выполненных детьми, родительских сочинений «Мой ребенок... », «Моя семья... » и др. позволяют так же заключить о положительных результатах внедрения и реализации программы просвещения родителей и повышения их физкультурно-педагогической компетентности и в целом воспитательного потенциала семьи.

Таким образом, реализация проекта «Родительский физкультурно-

педагогический всеобуч» и др. аналогичных программ просвещения родительской общественности позволили:

- выстроить систему индивидуального педагогического сопровождения физкультурно-образовательной деятельности ребенка в школьной и семейной среде, согласованную в результате активного взаимодействия педагогов и родителей;

- обеспечить полную информированность обеих сторон (семьи и школы) по актуальным вопросам воспитания, в том числе физического;

- своевременно и согласованно оказать взаимопомощь;

- корректировать и регулировать возможности ребенка в достижении определенных образовательных результатов и др.

В целом, как результат освоения программы просвещения родителями выступает нацеленность семьи на стремление совместно со школой способствовать формированию у всех участников образовательного процесса физической культуры личности и культуры здоровья, а также мотивов, убеждений и потребностей в физкультурно-оздоровительной деятельности, в здоровом образе жизни.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вержбицкая Е. Г. Педагогическое просвещение родителей как компонент деятельности школы по здоровьесбережению обучающихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: Адыгейский гос. ун-т. - Майкоп, 2006. - 27 с.

Рис. 5. Динамика показателей стилей взаимодействия в диаде <ребенок-родитель» по результатам опытно-экспериментальной работы, (%), сентябрь 2008 г - май 2010 г., (п = 252)

2. Джумаев З. Взаимодействие школы и семьи как фактора формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: Туркменский гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. - М., 1984. - 24 с.

3. Ким Т. К. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи при организации физического воспитания детей и учащейся молодежи. - М.: НУ ОАОУ, 2008. - 208 с.

4. Гумницкая А. В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2006. - 21 с.

5. Замолоцких Е. Г. Теория и практика взаимодействия основной образовательной школы и семьи в формировании культуры межличностного общения школьников: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: ФГНУ «Институт общего образования». - М., 2005. - 48 с.

6. Овчарова Р. В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: Моск. психоло-го-социал. ин-т. - М., 1985. - 17 с.

7. Недвецкая М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. - М.: Академия, 2006.

8. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: Ин-т практ. психол. и психоанализа. - М., 1986. - 22 с. ■

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.