феномен родительском культуры в структуре педагогического ЗНАНИЯ
Людмила Александровна ГРИЦАЙ,
Рязанский институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств, доцент кафедры психологии и педагогики, кандидат педагогических наук e-mail: [email protected]
В статье рассматривается понятие родительской культуры как категория научного педагогического знания. Изучаются истоки данного феномена, а также его основные характеристики.
Ключевые слова: родительская культура, родительство, педагогическая культура родителей.
The article discusses the concept of parental culture as a category of scientific and pedagogical knowledge. We study the origins of this phenomenon, as well as its main characteristics.
Key words: parental culture, parenting, parents pedagogical culture.
В последние годы в отечественной научной литературе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи.
Ни для кого не секрет, что в современной России семья переживает острый кризис, проявляющейся, в первую очередь, в сфере детско-родительских отношений. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства.
Сложившаяся ситуация требует внимательного изучения феноменов родитель-ства и родительской культуры в современном российском обществе.
Исходя из этого мы определили следующую цель данного исследования: выявить и обосновать основные характеристики феномена родительской культуры как педагогической категории.
В отечественной педагогике теория «культуры (базовой культуры) личности» была разработана О.С. Газманом в конце 80-х годов XX века. Важно отметить, что в исследованиях ученого базовая культура личности рассматривается как понятие педагогическое. В своей статье «Воспитание: цели, средства, перспективы» (1989) О.С. Газман называет «базовую культуру личности» одним из центральных понятий гуманистической педагогики. Базовая культура личности - по его мнению - есть «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой» (3, с. 227). Одним из основополагающих составляющих в этом определении является понятие целостности как гармонии: «Культура личности - это гармония культуры знания, культуры творческого действия и культуры чувств и общения, <...> это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт» (3, с. 227-228).
Как и сама культура, представляя собой диалектическое единство, состоит из культуры материальной и духовной, так и общая (базовая) культура личности включает в себя несколько составляющих. Разными учеными компоненты базовой культуры личности определяются по-разному. Еще Ф. А. Дистервег, определяя принцип культуросообразности воспитания, считал, что культура человека - это гармония его внутреннего мира и внешней деятельности. При этом внутренняя культура есть совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, идеалов, убеждений, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения, внешняя культура - это способ проявления духовного мира человека в общении и созидательной деятельности (4). Современные же специалисты в области культуры (Б.И. Кононенко) добавляют еще и третий компонент базовой культуры человека
- информационный, «обеспечивающий хранение, создание и передачу знаний» (6, с. 119). Именно этот компонент личностной культуры человека и определяется областью задач образования.
Как видим, по своему внутреннему содержанию базовая культура личности
- явление достаточно многогранное, передающее всю сложность взаимоотношений человека с миром и самим собой. О.С. Газман выделяет несколько приоритетных направлений трактовки данного понятия, которые могут составить основу содержания воспитания. По его мнению, сюда входят: культура жизненного самоопределения, экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая культура, интеллектуальная, нравственная и экологическая, художественная, физическая культура, культура общения и культура семейных отношений. Формирование базовой культуры личности приводит к формированию мировоззренческой культуры, гражданственности и творческой индивидуальности. Центральным звеном базовой культуры личности О.С. Газ-ман считает культуру жизненного самоопределения, которая включает в себя «формирование способности к социокультурному самоопределению как стержневому свойству личности, формированию культуры отношения человека к обществу, к себе, к своему здоровью, образу жизни, своим талантам, притязаниям и привязанностям, к свободному времени. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья» (3, с. 229).
Изучая процесс воспитания и социализации детей в семье, мы приближаемся к постижению такой междисциплинарной научной категории, как родительство. Как известно, феномен «родительство» является областью исследования целого ряда наук: педагогики, философии, социологии, психологии, медицины, права, демографии, культурологии, этики, религиоведения и др. Это, безусловно, подчеркивает значимость данного феномена в жизни как каждого отдельного человека, так и всего человечества. По мнению Э.Р. Алексеевой, родительство может рассматриваться как «биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребенка; как этап в жизни человека, начинающийся с момента зачатия ребенка и не заканчивающийся после смерти ребенка; как отношения кровного родства между родителем и ребенком; как субъективное восприятие человека себя родителем» (1, с. 644).
В отечественной науке на сегодняшний день можно выделить несколько научных подходов, опирающихся на психологическое (М.О. Ермихина, А.А. Леонтьев, Р.В. Овчарова, В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова), социологическое (А.И. Антонов, Н.В. Богачева, О.В. Глезденева, Т.А. Гурко, И.С. Кон, А.Г. Харчев) и педагогическое (И.Н. Гребенников, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Л.Ф. Спирин) понимание феномена «родительство». При этом наиболее широко представлены психологическое и социологическое направления.
С точки зрения психологии, родительство рассматривается как «осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим детям, представляющее собой интегральное психологическое образование личности» (8, с. 464). Г.Г. Филиппова подчеркивает, что родительство - это не только «часть личностной сферы женщины и мужчины», но и системное образование, «включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации», а также систему детско-родительских взаимодействий и семейной педагогики (13, с. 24). Той же научной позиции придерживается Р.В. Овчарова, которая включает в компоненты родительства также «родительские установки и ожидания, родительские позиции, родительское отношение, родительские чувства, родительскую ответственность и стили семейного воспитания» (8, с. 464).
Родительство как социологическая категория представляет собой «устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие реальных и потенциальных родителей, связанное с рождением и воспитанием детей и характеризующееся соответствующим поведением мужчины и женщины» (2, с. 13). А.Г. Харчев в свою очередь замечает, что родительство - это особый тип социального поведения, определяемый родительской любовью и социальным долгом (14, с. 315).
Педагогический подход к пониманию феномена родительства основывается на изучении воспитательного потенциала семьи, когда родительство является источником педагогических целей и одновременно средством их достижения. В основе педагогического подхода лежит изучение воспитательных стратегий родителей, призванных «сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений, которые, с одной стороны, способствуют возникновению самосознания, «Я» как самостоятельной и независимой индивидуальности; с другой - помогают включению индивида в общество, начиная от первичной социальной группы и заканчивая социальным уровнем» (9, с. 165). При этом в исследованиях на данную тему подчеркивается, что основой полноценного семейного воспитания является «осознанное отношение супругов к выполнению ими родительской роли», которое формируется под влиянием собственных родителей и воздействует на качество жизни всей семьи (12, с. 3). Изучение родительства как педагогического явления требует глубокого анализа вопросов педагогической подготовки к родительству в современном социуме: формирования мотивационной сферы будущих родителей; педагогического просвещения, включающего в себя освоение знаний, умений и навыков обучения и воспитания детей; педагогического сопровождения и оказания педагогической помощи семье с детьми. При этом акцент в данной педагогической деятельности делается на становление системы гармоничных супружеских и детско-родительских отношений в семье.
Осознанное отношение к родительству, которое подчеркивается авторами данных научных направлений, определяет эту категорию в качестве значимой для
становления личностной сферы человека. Следовательно, потребность личности реализовать себя в родительстве является одним из характерных проявлений бытия человека на земле. В этой области от первых цивилизаций до настоящего времени были накоплены огромные теоретические и эмпирические материалы, требующие обобщения и систематизации, а также предполагающие появление единого понятия, которое могло бы выразить в себе единовременный срез всего достигнутого человечеством в процессе родительского воспитания детей.
Все это требует определения педагогической категории, которая была бы направлена на целостное педагогическое изучение феноменов родительства и родительского воспитания во всем их культурном разнообразии. На наш взгляд, такую педагогическую категорию можно назвать родительской культурой личности.
Мы понимаем под родительской культурой совокупность феноменов, институтов, практик поведения, мироощущения, так или иначе относящихся к актуализации, реализации, фиксации родительского опыта человечества как определенного этапа культурно-исторического развития. Таким образом, понятие родительской культуры - явление весьма многогранное, возникшее в философской мысли на стыке разнообразных наук: философии, педагогики, психологии, культурологии, социологии, медицины и, частично, отражающее каждое из этих научных направлений. Естественно также и то, что обращение к проблемам родительской культуры требует от исследователя разработки определенной терминологии, использования категориального аппарата, обращения к истории рождения и развития данного понятия.
Следует отметить, что в современной педагогической науке уже существует понятие, которое тесным образом связано с таким феноменом как родительская культура. Речь идет о широко известном термине «педагогическая культура родителей». Данный термин был введен в научную педагогическую практику во второй половине XX века. В частности, исследования, связанные с изучением педагогической культуры родителей проводились такими учеными, как И.А Арабов, Т.В. Бахуташвили, Г.Н. Волков, И.В. Гребенников, О.Л. Зверева, Л.В. Ко-винько, А.Т. Кокоева, И.Ю. Кульчицкая, Н.А. Леванькова, О.С. Нестерова, Е.Н. Сорокина, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев, Е.Н. Шиянов, И.А. Шоров, С.Н. Щербакова и многие другие.
Анализ научной литературы по данному вопросу позволяет заключить, что педагогическая культура родителей рассматривается как составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье (10). В диссертационных исследованиях, посвященных проблемам формирования педагогической культуры родителей ряда авторов (Т.В. Бахуташвили, А.Т. Кокоевой, И.Ю. Кульчицкой, Н.А. Леваньковой, О.С. Нестеровой, Е.Н. Сорокиной, С.Н. Щербаковой) отмечается, что педагогическая культура родителей представляет собой «такое личностное образование, которое выражается в ценностно-гуманном отношении к ребенку, в творческом владении педагогическими технологиями, в отношениях взаимодействия семьи и школы, в гуманистическом стиле взаимодействия с детьми» (7, с. 6). В данных работах выделяются следующие компоненты педагогической культуры родителей:
• аксиологический, когнитивный, деятельностный (Т.В. Бахуташвили);
• аксиологический, информационно-содержательный и операционально-де-
ятельностный (С.Н. Щербакова);
• аксиологический, содержательно-информативный и деятельностно-техно-логический (А.Т. Кокоева);
• мотивационный, когнитивный и деятельностный (И.Ю. Кульчицкая);
• знания (о потребностях ребенка; об оптимальной организации жизни ребенка в семье; о достижениях в области педагогики и психологии), умения (конструктивного общения и разрешения конфликтов; организации внутрисемейного взаимодействия; организации деятельности ребенка) и потребности (в гуманистическом воспитании ребенка; в построении и реализации единой системы ценностей; в саморазвитии) (Е.Н. Сорокина).
Таким образом, мы видим, что в качестве основного компонента данными авторами выделяется когнитивный компонент педагогической культуры родителей, а именно - педагогическое просвещение отца и матери в вопросах воспитания ребенка. В частности, Е.И. Сермяжко полагает, что педагогическая культура родителей «включает в себя, прежде всего, педагогическую просвещенность, образованность, начитанность, воспитательные силы, способности, нравственное и эстетическое развитие родителей, их педагогические умения и навыки, педагогическую сознательность и убежденность» (11, с. 63). На этот же когнитивный компонент педагогической культуры родителей особо указывается в работах О.Л. Зверевой и Т.В. Кротовой, которые определяют педагогическую культуру родителей как сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам (5). В этой связи основополагающим звеном процесса формирования педагогической культуры родителей становится взаимодействие родителей и школы, так как педагогическое просвещение родителей становится «главным направлением» взаимодействия школы и семьи (11).
Однако в отличие от понятия «педагогическая культура родителей», категориальное поле, определяемое нами для понятия «родительская культура», гораздо шире, так как не только затрагивает вопросы необходимости педагогического просвещения родителей, формирования ценностных родительских ориентаций, но и изучает стили родительского воспитания, тип распределения власти в семье между родителями и детьми и его влияние на процесс формирования личности детей, эмоциональную атмосферу детско-родительских отношений, а также стратегии родительского поведения и родительскую ответственность. При этом речь идет не только о взаимодействии семьи и школы как воспитательных институтов, но и широком изучении родительства во всех его аспектах - как содержательном, так и сущностном. Поэтому мы и определяем родительскую культуру личности как единство содержательного и сущностного компонентов.
Нами было выделено пять содержательных компонентов феномена родительской культуры: тип распределения власти в семье между родителями и детьми, определяющий стиль семейного воспитания (иерархический компонент); эмоциональные взаимоотношения между родителями и детьми (эмотивный); знания и представления о родительстве, понятия, взгляды (когнитивный); ценностные ориентации, убеждения (аксиологический); стратегии родительского поведения, родительская ответственность (деятельностный). Компоненты родительской культуры составили содержание таблицы 1.
Таблица 1. Содержательные компоненты родительской культуры
Компоненты Краткая характеристика
Иерархический стили семейного воспитания (авторитарный, либеральный и авторитетный) (Д. Баумринд и ее научная школа)
Эмотивный родительская любовь как основа воспитания (В.А. Су-хомлинский, Е.В. Милюкова, П.И. Пидкасистый), готовность родителей к доверительному общению с детьми (Е.Г. Чигинцева), развитие родителями альтруистических чувств в детях (А.А. Моисеева) и т.д.
Когнитивный знания о развитии ребенка, педагогическое просвещение родителей (Е.Г. Вержбицкая, И.А. Игнатова)
Аксиологический базовые ценности семейного воспитания (Л.О. Володина, И.А. Кузнецова, Е.Н. Рябухина, В.А. Уварова и др.)
Деятельностный нравственная ответственность родителей за поступки детей (А.В. Шестакович), родительская рефлексия (С.В. Дзетовецкая), родительские позиции (Т.В. Архиреева), осознанность родительства (Р.В. Овчарова, М.О. Ерми-хина и др.)
Сущностный аспект родительской культуры определяется изучением представлений об идеальной личности, формирующейся в процессе родительского воспитания детей. Этот идеал личности являет собой центральное звено всей системы родительского воспитания и соотносится с пониманием конечного смысла воспитания детей, иначе говоря, с определением наиболее желаемого результата взаимодействия родителей и ребенка. Опираясь на данное определение, мы предположили, что родительская культура есть многомерное образование, не сводимое к отдельным составляющим ее компонентам только как механической совокупности изучаемых сторон и ценностей. Каждый компонент родительской культуры определяется умственной, нравственной, эмоциональной, духовной деятельностью личности и вызывает существенные изменения в ее мировоззрении, убеждениях, поведении, содействует комплексному развитию ее способностей.
Итак, мы рассматриваем родительскую культуру в качестве подструктуры общей культуры личности и определяем ее как интегральную педагогическую категорию, обладающую содержательной и сущностной стороной. И если в содержание родительской культуры входят родительские установки, взгляды, знания, представления, переживания, убеждения, суждения, ценности, стиль родительского воспитания, иерархия взаимоотношений между родителями и детьми, родительская ответственность, стратегии родительского поведения и т. д., то сущностная сторона
заключается в определении исходного принципа, на котором базируется теория родительской культуры, заключающая в себе смысл родительского воспитания. Родительская культура представляет собой личностное образование отца и матери, выражающееся в их целевой направленности на полноценное воспитание детей, способности к авторитетному стилю взаимодействия с ними, четко осознаваемой мировоззренческой воспитательной позиции, рефлексии, регуляции своего поведения, творческому владению педагогическими методами.
Анализ рассматриваемого понятия позволил выделить комплекс основополагающих критериев и показателей процесса развития родительской культуры. Данные критерии и показатели представлены в следующей таблице.
Таблица 2.
Критерии и показатели процесса развития родительской культуры
Критерии оценки Показатели оценки
Иерархический - авторитетный стиль семейного воспитания
Эмотивный - стремление к созданию в семье атмосферы эмоционального доверия, радости и взаимопонимания
Когнитивный - комплексное личностно значимое знание о гармоничных семейных отношениях и особенностях процесса воспитания детей
Аксиологический - ценностное отношение к детям и семейной жизни, предполагающее следование высшим нравственным ценностям
Деятельностный - родительская ответственность, гуманистические стратегии родительского воспитания, стремление личности к самореализации в семейной жизни и родительстве
Таким образом, мы полагаем, что в педагогическом знании может быть определена еще одна категория - категория родительской культуры, позволяющей всесторонне и целостно изучать процесс родительского воспитания детей. Данная категория приобретает особую актуальность в рамках современных исследований, предполагающих выделение семейного воспитания в отдельную отрасль педагогической науки (И.А. Хоменко, И.Ю. Шилов, М.М. Шубович и др.). При этом ведущим положением понимания сути родительской культуры в педагогической науке выступает идея признания родительства как значимой личностной и социальной ценности, продолжающей национальные традиции русского семейного уклада.
Примечания
1. Алексеева, Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России // Вестник Башкирского ун-та. - 2008. - Т. 13. - № 3. - С. 644-664. Сер. Фил., соц., полит. и культур.
2. Богачёва, Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российской обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Казань, 2005. - 22 с.
3. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - 278 с.
4. Дистервег, Ф.А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. - 1998. - № 7-8. - С. 193-197.
5. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Сфера, 2005. - 80 с.
6. Кононенко, Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах : справ. пособ. - М. : Щит, 2001. - 406 с.
7. Нестерова, О.С. Педагогическая культура родителей как источник гуманизации воспитания младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2002. -193 с.
8. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. -М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. - М. : Большая российская энциклопедия. - 1993. - Т. 1. - 1793 с.
10. Семейное воспитание: краткий словарь / сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
11. Сермяжко, Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2001. // http://nashaucheba.ru/v57707/сермяжко_е.и._семей-ная_педагогика_в_вопросах_и_ответах
12. Смирнова, Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Екатеринбург, 2009. - 24 с.
13. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 24-35.
14. Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: Мысль, 1979. - 367 с.