Научная статья на тему 'Развитие родительской культуры как педагогического феномена'

Развитие родительской культуры как педагогического феномена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
733
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / РОДИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / FAMILY / MORAL VALUES / PARENT CULTURE / EDUCATIONAL POTENTIAL OF FAMILY / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молева Татьяна Николаевна

В статье дана сущностная характеристика родительской культуры, представленная ее базовыми составляющими педагогической, ценностно-смысловой, психологической и духовно-деятельностной. Раскрыты современные противоречия и новые задачи семейного воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of parental culture as pedagogical phenomenon

The paper gives the essential characteristic of parental culture, presented by its basic components pedagogical, value-semantic, psychological and spiritual-activity. Modern contradictions and new problems of family education are revealed

Текст научной работы на тему «Развитие родительской культуры как педагогического феномена»

Т. Н. Молева

(Ленинградская обл.)

Развитие родительской культуры

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА

В статье дана сущностная характеристика родительской культуры, представленная ее базовыми составляющими - педагогической, ценностно-смысловой, психологической и духовнодеятельностной. Раскрыты современные противоречия и новые задачи семейного воспитания

В современных условиях усложняющегося статуса института семьи особо остро ставится проблема формирования родительской культуры как сложного феномена, в основе которого лежит значительный педагогический контекст.

Охарактеризуем родительскую культуру как систему деятельности родителей, определяющей степень материнской и отцовской компетентности и творческой активности в процессе инкультурации и первичной социализации ребенка, осуществляемых в условиях семьи [6].

В работе И. В. Гребенникова раскрывается проблема недостаточного уровня педагогической культуры основной массы родителей, которая негативно отражается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности подрастающего поколения, чему способствует происходящая переоценка ценностей, ломающиеся стереотипы в сознании людей, резко изменяющиеся условия жизни большинства российских семей [4].

Анализу этих проблем с позиции рассмотрения родительской культуры как педагогического феномена посвящена данная статья.

Решение задач воспитания и социализации детей в семье, что является критерием реализации потенциала родительской культуры, непосредственно связано с теми социальными вызовами, которые возникают в современном обществе. К числу этих вызовов относятся социализация подрастающего поколения, духовно-нравственное воспитание детей и формирование их нравственных ориентиров, учет трансформации ценностных ориентаций, изменение стилей поколенческих взаимодействий, влияние информационного общества на интересы детей и свобод-

ное время родителей, проблема духовного воспитания детей в семье.

Указанный перечень составляет содержательную основу родительской культуры.

Сегодня российское общество стоит перед острой проблемой социализации подрастающего поколения. При имеющейся нестабильности в обществе, его социальном переустройстве, усилении расслоения, разнообразии жизненных стилей и ценностных ориентаций отдельных индивидов и различных групп, разрыве субкультур, приводящих к конфликту поколений, многие родители оказываются не в состоянии полностью выполнять необходимые функции по формированию ценностных ориентаций своих детей. Это происходит из-за недостаточной подготовленности большинства родителей к решению воспитательных задач и их низкой родительской культуры [10].

Первым и основным институтом социализации является семья, через которую ребенок приобретает главные социальные знания, получает нравственные умения и навыки, формирует ценности, идеалы, помогающие ему социализироваться в обществе. Семья прививает отношение к духовно-нравственным ценностям общества, которые реализуются ежедневно: в быту и ведении хозяйства, проведении праздников, при организации досуга, в отношениях с родными, друзьями и знакомыми [9].

Снижение у семьи воспитательного потенциала и педагогической силы выражается в беспомощности, небрежности или бездействии родителей при воспитании детей. Проблемой современной ситуации, препятствующей выполнению семьей и системой образования функции трансляции традиционной культуры, В. И. Слободчиков считает разру-

шение межпоколенческих связей; отчуждение и противостояние в семье, школе, социуме; отсутствие жизнеспособных детско-родительских общностей; неоформленность социокультурных национальных и образовательных ценностей и смыслов [10].

Развитие науки и техники, глобализация мировых процессов последних десятилетий способствуют необратимому разрыву связей между поколениями. Жизнь родителей уже не может служить моделью для детей, так как опыт старших невоспроизводим и даже не нужен младшим для существования в изменившемся мире. Ребенок сам находит для себя ответы на сущностные вопросы бытия. Все чаще взрослые вынуждены учиться у детей. И. Ф. Дементьева в статье «Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье» отмечает, что сегодня наблюдается совершенно нетипичная в вековой практике взаимодействия поколений ситуация, при которой родители обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам, корректируя через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. По мнению автора, подрастающее поколение из-за присущей ему возрастной готовности воспринимать все новое является более адаптированным и становится проводником современных ценностей общества в семью [5].

Исследование родительской культуры включало опрос, в котором был предложен перечень задач, решаемых родителями в процессе воспитания ребенка, и респонденты должны были проранжировать воспитательные задачи по степени важности. Первое место в воспитательных приоритетах большинством респондентов было отдано задачам здоровьесберегающего направления, предполагающего заботу о жизни и здоровье ребенка.

На втором месте оказались воспитательные задачи, связанные с экономическим обеспечением развития ребенка и нормативной социализацией [8].

На последнее место среди приоритетов семейного воспитания респонденты поставили задачи духовно-нравственного воспитания, такие как поощрение откровенности и честности ребенка, привитие трудолюбия и любви к Отечеству, воспитание патриотизма и приобщение к Церкви. Данный итог можно интерпретировать как свидетельство о том,

что духовно-нравственное, и в частности религиозное, воспитание не воспринимается большинством современных семей как стратегия воспитания, обеспечивающая передачу детям базовых социокультурных ценностей -основы самоопределения человека в дальнейшей жизни и значимое условие личностного духовного становления и социализации.

Нами определены базовые составляющие (контексты] родительской культуры:

- ценностно-смысловой контекст - осознание и принятие смысложизненных семейных ценностей, таких как супружество, рождение и воспитание детей, родительство как творческая самореализация, престижность материнства и отцовства, избирательность и культуросообразность в формировании культурной среды воспитания ребенка, готовность и способность помогать ребенку в деятельном освоении базовых жизненных ценностей, способность противостоять отрицательным информационным и коммуникационным воздействиям и др.;

- педагогический контекст - инициативная воспитательная позиция родителей по освоению и передаче детям основ культуры, сформированность навыков реализации воспитательного потенциала в разных видах деятельности сообразно возрасту и интересам ребенка, знание методов и приемов семейного воспитания и обучения, умение организовать совместный досуг, конструктивный подход к решению проблемных ситуаций, использование коррекционных возможностей семьи;

- социально-психологический - сформи-рованность у родителей осознанных представлений о психолого-педагогических и социально-педагогических основах воспитания ребенка в семье; наличие знаний о возрастных особенностях и закономерностях развития ребенка; понятие об основных потребностях детей в разные возрастные периоды и способах удовлетворения этих потребностей, понимание возможностей, принципов, методов и приемов семейного воспитания;

- контекст правовой грамотности - содействие формированию ответственного родительства как социального феномена через обновление нормативно-правовой базы, регламентирующей меру ответственности родителей за воспитание детей, расширение компетентности родителей в вопросах развития и

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (39] 2014

163

воспитания ребенка, реализация системы мер по формированию родительской культуры;

- духовно-этический контекст - активная мотивация родителей на рождение и воспитание детей, восприятие родительства как жизненной самореализации, позитивное отношение родителей к своей отцовской (материнской] роли, доброжелательное отношение к своему ребенку, выражающееся в принятии, любви, понимании и адекватном отношении к особенностям его развития и поведения; стремление к активизации и творческому развитию индивидуального и семейного воспитательного потенциала.

Одно из главных условий повышения родительской культуры современной семьи -актуализация аксиологической составляющей семейного воспитания. Ценностно-смысловой контекст является определяющим в комплексе мер по развитию социальных феноменов ответственного родительства и родительской культуры. В этом аспекте ответственное родительство определяется как интегрированное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений, позиций и убеждений субъекта относительно себя как родителя.

Наиболее перспективной стратегией развития родительской культуры в отечественном обществе является ориентация на отечественные цивилизационные ценности, а приоритетной тактикой - введение современной семьи в культурно-педагогическую практику через деятельное освоение и интеграцию воспитательного потенциала традиционной культуры с динамикой современности. Традиция, являясь главным механизмом организации пространства родительской культуры, осваивается родителями через приобщение к смысложизненным ценностям и идеалам, структурирующим жизнь современного общества. Следствием этого процесса становится получение потенциалом родительской культуры нового импульса развития в ходе интерпретации традиционных ценностей в условиях современности. Сохранение традиционных ценностей способствует консолидации общества, обеспечивая ценностное единство семьи, нации, реализации нравственной, духовной и культурной самоидентификации граждан России.

Важно отметить, что механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношений между её членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечёт за собой значительные неблагоприятные последствия. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне. В то же время значительная часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения [11, 12].

Также родители часто не знают своих детей, потому что не хотят и не могут потратить время на то, чтобы быть вместе с детьми, а также позволить детям быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалистов, практически невозможно. Родители обращаются за помощью по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также эмоциональных затруднений у детей [3].

В предлагаемом контексте средствами формирования родительской культуры как педагогического феномена становятся признание и презентация семейных ценностей, системная психолого-педагогическая и социально-экономическая помощь семье, пропаганда традиционных ценностей воспитания, проектирование и реализация многосторонней программы по формированию родительской культуры. Особенно важны систематическое и целенаправленное духовно-нравственное воспитание детей в семье и образовательных учреждениях, реализация различных образовательных и социальных проектов межпоколенческого взаимодействия, интеграция воспитательного потенциала семьи, образовательных учреждений, традиционных религиозных организаций, общественных объединений, опирающихся на базовые духовно-нравственные ценности [9].

Установлено, что совместная деятельность детей, родителей и педагогов возможна в социальном институте - семейный клуб. Эта деятельность может осуществляться по сле-

дующим направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое.

Сегодня в России появилась необходимость активного научного поиска эффективных средств по формированию родительской культуры, которые сочетали бы в себе формы разных общественных институтов дополнительного и общего образования, действия и единые требования со стороны семьи, школы, общественности и всего социума.

В данной ситуации необходима интеграция семьи, неформального и общего образования. При этом неформальное образование имеет целый ряд преимуществ, способствующих формированию родительской культуры. Неформальное образование расширяет и углубляет основное, вооружает родителей методиками и технологиями для самостоятельной работы и исследовательской деятельности.

Клубная форма работы позволяет организовать удобную систему деятельности по формированию родительской культуры, комфортные условия помогают донести до каждого родителя информацию о семейных традициях, значимости знания родословной, важности внутрисемейного общения и взаимодействия.

Актуализация проблемы формирования родительской культуры как важной составляющей современной жизни даст российской семье возможность вернуть утраченное ею на переломе эпох духовное призвание - способность к восприятию, творческому развитию и передаче поколениям потомков отечественной социокультурной традиции, послужит формированию духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Литература

1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ: Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.

2. Базарный В. Ф. Школа возрождения или школа вырождения // Школьные технологии. - 2000. - №2. - С. 153-182.

3. Бухалова И. М. Воспитание сознательного родительства. -Ярославль, 2004.

4. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 1976. - 40 с.

5. Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания: Руководство для педагогов. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 180 с.

6. Крячко А А. Культура быть родителем// Возрождение. -2008. - № 6(26). - С. 95-99.

7. Никитина Л. А., Соколова Ж. С., Блудова Л. А. Родителям XXI века. - М.: Знание, 1998. - 190 с.

8. Носкова А. Семья перед лицом вызовов глобализирующегося мира // Социологические исследования. - 2013. - № 5. - С. 147149.

9. Овчарова Р. В. Психология родительства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

10. Слободчиков В. И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 33-39.

11. Григори Н. Связующа нить : программа коррекции детско-взрослых отношений // Школьный психолог : [сайт журнала]. - URL : http://psy.1september.ru/artide_extphp?dir= 2000/28/&Ш е= 5_12.htm

12. Борисов А. Е. Интеллектуальные способности, самосознание, общение и социализация личности : реф. / Ярослав. гос. сель-хоз. акад., каф. управления и права [Электронный ресурс]. -Ярославль, 2011.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (39) 2014

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.