Т. Н. Молева
(Ленинградская обл.)
Развитие родительской культуры
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА
В статье дана сущностная характеристика родительской культуры, представленная ее базовыми составляющими - педагогической, ценностно-смысловой, психологической и духовнодеятельностной. Раскрыты современные противоречия и новые задачи семейного воспитания
В современных условиях усложняющегося статуса института семьи особо остро ставится проблема формирования родительской культуры как сложного феномена, в основе которого лежит значительный педагогический контекст.
Охарактеризуем родительскую культуру как систему деятельности родителей, определяющей степень материнской и отцовской компетентности и творческой активности в процессе инкультурации и первичной социализации ребенка, осуществляемых в условиях семьи [6].
В работе И. В. Гребенникова раскрывается проблема недостаточного уровня педагогической культуры основной массы родителей, которая негативно отражается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности подрастающего поколения, чему способствует происходящая переоценка ценностей, ломающиеся стереотипы в сознании людей, резко изменяющиеся условия жизни большинства российских семей [4].
Анализу этих проблем с позиции рассмотрения родительской культуры как педагогического феномена посвящена данная статья.
Решение задач воспитания и социализации детей в семье, что является критерием реализации потенциала родительской культуры, непосредственно связано с теми социальными вызовами, которые возникают в современном обществе. К числу этих вызовов относятся социализация подрастающего поколения, духовно-нравственное воспитание детей и формирование их нравственных ориентиров, учет трансформации ценностных ориентаций, изменение стилей поколенческих взаимодействий, влияние информационного общества на интересы детей и свобод-
ное время родителей, проблема духовного воспитания детей в семье.
Указанный перечень составляет содержательную основу родительской культуры.
Сегодня российское общество стоит перед острой проблемой социализации подрастающего поколения. При имеющейся нестабильности в обществе, его социальном переустройстве, усилении расслоения, разнообразии жизненных стилей и ценностных ориентаций отдельных индивидов и различных групп, разрыве субкультур, приводящих к конфликту поколений, многие родители оказываются не в состоянии полностью выполнять необходимые функции по формированию ценностных ориентаций своих детей. Это происходит из-за недостаточной подготовленности большинства родителей к решению воспитательных задач и их низкой родительской культуры [10].
Первым и основным институтом социализации является семья, через которую ребенок приобретает главные социальные знания, получает нравственные умения и навыки, формирует ценности, идеалы, помогающие ему социализироваться в обществе. Семья прививает отношение к духовно-нравственным ценностям общества, которые реализуются ежедневно: в быту и ведении хозяйства, проведении праздников, при организации досуга, в отношениях с родными, друзьями и знакомыми [9].
Снижение у семьи воспитательного потенциала и педагогической силы выражается в беспомощности, небрежности или бездействии родителей при воспитании детей. Проблемой современной ситуации, препятствующей выполнению семьей и системой образования функции трансляции традиционной культуры, В. И. Слободчиков считает разру-
шение межпоколенческих связей; отчуждение и противостояние в семье, школе, социуме; отсутствие жизнеспособных детско-родительских общностей; неоформленность социокультурных национальных и образовательных ценностей и смыслов [10].
Развитие науки и техники, глобализация мировых процессов последних десятилетий способствуют необратимому разрыву связей между поколениями. Жизнь родителей уже не может служить моделью для детей, так как опыт старших невоспроизводим и даже не нужен младшим для существования в изменившемся мире. Ребенок сам находит для себя ответы на сущностные вопросы бытия. Все чаще взрослые вынуждены учиться у детей. И. Ф. Дементьева в статье «Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье» отмечает, что сегодня наблюдается совершенно нетипичная в вековой практике взаимодействия поколений ситуация, при которой родители обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам, корректируя через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. По мнению автора, подрастающее поколение из-за присущей ему возрастной готовности воспринимать все новое является более адаптированным и становится проводником современных ценностей общества в семью [5].
Исследование родительской культуры включало опрос, в котором был предложен перечень задач, решаемых родителями в процессе воспитания ребенка, и респонденты должны были проранжировать воспитательные задачи по степени важности. Первое место в воспитательных приоритетах большинством респондентов было отдано задачам здоровьесберегающего направления, предполагающего заботу о жизни и здоровье ребенка.
На втором месте оказались воспитательные задачи, связанные с экономическим обеспечением развития ребенка и нормативной социализацией [8].
На последнее место среди приоритетов семейного воспитания респонденты поставили задачи духовно-нравственного воспитания, такие как поощрение откровенности и честности ребенка, привитие трудолюбия и любви к Отечеству, воспитание патриотизма и приобщение к Церкви. Данный итог можно интерпретировать как свидетельство о том,
что духовно-нравственное, и в частности религиозное, воспитание не воспринимается большинством современных семей как стратегия воспитания, обеспечивающая передачу детям базовых социокультурных ценностей -основы самоопределения человека в дальнейшей жизни и значимое условие личностного духовного становления и социализации.
Нами определены базовые составляющие (контексты] родительской культуры:
- ценностно-смысловой контекст - осознание и принятие смысложизненных семейных ценностей, таких как супружество, рождение и воспитание детей, родительство как творческая самореализация, престижность материнства и отцовства, избирательность и культуросообразность в формировании культурной среды воспитания ребенка, готовность и способность помогать ребенку в деятельном освоении базовых жизненных ценностей, способность противостоять отрицательным информационным и коммуникационным воздействиям и др.;
- педагогический контекст - инициативная воспитательная позиция родителей по освоению и передаче детям основ культуры, сформированность навыков реализации воспитательного потенциала в разных видах деятельности сообразно возрасту и интересам ребенка, знание методов и приемов семейного воспитания и обучения, умение организовать совместный досуг, конструктивный подход к решению проблемных ситуаций, использование коррекционных возможностей семьи;
- социально-психологический - сформи-рованность у родителей осознанных представлений о психолого-педагогических и социально-педагогических основах воспитания ребенка в семье; наличие знаний о возрастных особенностях и закономерностях развития ребенка; понятие об основных потребностях детей в разные возрастные периоды и способах удовлетворения этих потребностей, понимание возможностей, принципов, методов и приемов семейного воспитания;
- контекст правовой грамотности - содействие формированию ответственного родительства как социального феномена через обновление нормативно-правовой базы, регламентирующей меру ответственности родителей за воспитание детей, расширение компетентности родителей в вопросах развития и
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (39] 2014
163
воспитания ребенка, реализация системы мер по формированию родительской культуры;
- духовно-этический контекст - активная мотивация родителей на рождение и воспитание детей, восприятие родительства как жизненной самореализации, позитивное отношение родителей к своей отцовской (материнской] роли, доброжелательное отношение к своему ребенку, выражающееся в принятии, любви, понимании и адекватном отношении к особенностям его развития и поведения; стремление к активизации и творческому развитию индивидуального и семейного воспитательного потенциала.
Одно из главных условий повышения родительской культуры современной семьи -актуализация аксиологической составляющей семейного воспитания. Ценностно-смысловой контекст является определяющим в комплексе мер по развитию социальных феноменов ответственного родительства и родительской культуры. В этом аспекте ответственное родительство определяется как интегрированное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений, позиций и убеждений субъекта относительно себя как родителя.
Наиболее перспективной стратегией развития родительской культуры в отечественном обществе является ориентация на отечественные цивилизационные ценности, а приоритетной тактикой - введение современной семьи в культурно-педагогическую практику через деятельное освоение и интеграцию воспитательного потенциала традиционной культуры с динамикой современности. Традиция, являясь главным механизмом организации пространства родительской культуры, осваивается родителями через приобщение к смысложизненным ценностям и идеалам, структурирующим жизнь современного общества. Следствием этого процесса становится получение потенциалом родительской культуры нового импульса развития в ходе интерпретации традиционных ценностей в условиях современности. Сохранение традиционных ценностей способствует консолидации общества, обеспечивая ценностное единство семьи, нации, реализации нравственной, духовной и культурной самоидентификации граждан России.
Важно отметить, что механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношений между её членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечёт за собой значительные неблагоприятные последствия. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне. В то же время значительная часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения [11, 12].
Также родители часто не знают своих детей, потому что не хотят и не могут потратить время на то, чтобы быть вместе с детьми, а также позволить детям быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалистов, практически невозможно. Родители обращаются за помощью по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также эмоциональных затруднений у детей [3].
В предлагаемом контексте средствами формирования родительской культуры как педагогического феномена становятся признание и презентация семейных ценностей, системная психолого-педагогическая и социально-экономическая помощь семье, пропаганда традиционных ценностей воспитания, проектирование и реализация многосторонней программы по формированию родительской культуры. Особенно важны систематическое и целенаправленное духовно-нравственное воспитание детей в семье и образовательных учреждениях, реализация различных образовательных и социальных проектов межпоколенческого взаимодействия, интеграция воспитательного потенциала семьи, образовательных учреждений, традиционных религиозных организаций, общественных объединений, опирающихся на базовые духовно-нравственные ценности [9].
Установлено, что совместная деятельность детей, родителей и педагогов возможна в социальном институте - семейный клуб. Эта деятельность может осуществляться по сле-
дующим направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое.
Сегодня в России появилась необходимость активного научного поиска эффективных средств по формированию родительской культуры, которые сочетали бы в себе формы разных общественных институтов дополнительного и общего образования, действия и единые требования со стороны семьи, школы, общественности и всего социума.
В данной ситуации необходима интеграция семьи, неформального и общего образования. При этом неформальное образование имеет целый ряд преимуществ, способствующих формированию родительской культуры. Неформальное образование расширяет и углубляет основное, вооружает родителей методиками и технологиями для самостоятельной работы и исследовательской деятельности.
Клубная форма работы позволяет организовать удобную систему деятельности по формированию родительской культуры, комфортные условия помогают донести до каждого родителя информацию о семейных традициях, значимости знания родословной, важности внутрисемейного общения и взаимодействия.
Актуализация проблемы формирования родительской культуры как важной составляющей современной жизни даст российской семье возможность вернуть утраченное ею на переломе эпох духовное призвание - способность к восприятию, творческому развитию и передаче поколениям потомков отечественной социокультурной традиции, послужит формированию духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.
Литература
1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ: Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.
2. Базарный В. Ф. Школа возрождения или школа вырождения // Школьные технологии. - 2000. - №2. - С. 153-182.
3. Бухалова И. М. Воспитание сознательного родительства. -Ярославль, 2004.
4. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 1976. - 40 с.
5. Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания: Руководство для педагогов. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 180 с.
6. Крячко А А. Культура быть родителем// Возрождение. -2008. - № 6(26). - С. 95-99.
7. Никитина Л. А., Соколова Ж. С., Блудова Л. А. Родителям XXI века. - М.: Знание, 1998. - 190 с.
8. Носкова А. Семья перед лицом вызовов глобализирующегося мира // Социологические исследования. - 2013. - № 5. - С. 147149.
9. Овчарова Р. В. Психология родительства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
10. Слободчиков В. И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 33-39.
11. Григори Н. Связующа нить : программа коррекции детско-взрослых отношений // Школьный психолог : [сайт журнала]. - URL : http://psy.1september.ru/artide_extphp?dir= 2000/28/&Ш е= 5_12.htm
12. Борисов А. Е. Интеллектуальные способности, самосознание, общение и социализация личности : реф. / Ярослав. гос. сель-хоз. акад., каф. управления и права [Электронный ресурс]. -Ярославль, 2011.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (39) 2014
165