Научная статья на тему 'Школьный семейный клуб и проблема формирования духовно-нравственных ценностей детей и родителей'

Школьный семейный клуб и проблема формирования духовно-нравственных ценностей детей и родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
79
Поделиться
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / КРИЗИС СЕМЬИ / ШКОЛЬНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молева Татьяна Николаевна

В статье анализируются духовные ценности современного общества в контексте семейного воспитания, рассматривается модель деятельности школьного семейного клуба как способа и формы возрождения семейных ценностей

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молева Татьяна Николаевна

School family club and the problem of developing spiritual and moral values of children and parents

The article analyzes the spiritual values of contemporary society in the context of family education, considers a model of school family club activities as a way to revive family values

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Школьный семейный клуб и проблема формирования духовно-нравственных ценностей детей и родителей»

Т. Н. Молева

(Ленинградская обл.)

ШКОЛЬНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

В статье анализируются духовные ценности современного общества в контексте семейного воспитания, рассматривается модель деятельности школьного семейного клуба как способа и формы возрождения семейных ценностей

Современное российское общество сегодня стоит перед острой проблемой социализации подрастающего поколения. Социальноэкономические преобразования в нашей стране значительно изменили уровень жизни населения и, соответственно, повлияли на ценностные ориентиры подрастающего поколения.

При имеющейся нестабильности в обществе, его социальном переустройстве, усилении расслоения, разнообразии жизненных стилей отдельных индивидов и различных групп, разрыве субкультур, приводящем к конфликту поколений, многие семьи оказываются не в состоянии полностью выполнять необходимые функции по формированию ценностных ориентаций своих детей. Это объясняется тем, что многие родители недостаточно подготовлены к решению воспитательных задач в новых социально-экономических условиях и жизненных реалиях.

Ответственность за разработку и реализацию модели будущего гражданина возложена на современную школу, которой необходимо определить и применить оптимальные средства и технологии по формированию ценностных ориентаций обучающихся с учетом реальных социально-экономических условий.

Как показывает анализ школьной практики, задачи по развитию творческих способностей учащихся и формирования их ценностных ориентаций необходимо решать интегративно, используя различные формы учебной, внеклассной и внеурочной работа, привлекая ресурсы семьи и социума и др.

Что же такое ценности и как они влияют на формирование личности? В аксиологическом аспекте само понятие культуры можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции, которые неразрывно свя-

заны с социокультурным контекстом. В работе Н. З. Чавчавадзе культура определена как мир воплощенных ценностей [10].

Ценности можно рассматривать как относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, система ценностей человека является базисом его отношения к миру [12].

По мнению В. П. Тугаринова, ценности -это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала

[9].

Существует разделение ценностей на материальные и духовные:

- к первым относятся материальные блага, обеспечивающие условия для активной жизненной деятельности: автомобиль, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности и др.;

- к духовным - жизнь, семья, любовь, дружба, смелость, труд, спорт, ответственность, честность, воспитанность, милосердие, творчество, свобода человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Духовные ценности в отличие от материальных мы не всегда можем увидеть, и они не покупаются, но мы имеем возможность их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена» [12].

Современная молодежь больше ориентирована на потребление материальных ценностей, чем на формирование духовно-нравственных, основой которых является гуманное

отношение человека не только к себе, но и к другим людям, обществу, природе. Для процветания общества необходим приоритет формирования духовно-нравственных ценностей, как выполняющих функцию регуляторов нравственного поведения, охватывающих все стороны человеческого бытия, придающих человеческой деятельности духовнонравственный характер. [2]

Духовно-нравственные ценности как важнейший регулятор социально значимого поведения человека описаны в работах

О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, В. Н. Мясищева, Н. Д. Никандрова, З. И. Равки-на, С. Л. Рубинштейна, В. П. Тугаринова и др.

Э. М. Молчан, рассматривая сущность и структуру духовно-нравственных ценностей, определяет их как идеал духовной жизни людей, в котором выражается потребность познания мира, своего назначения в нем, смысл человеческого бытия. [6]

Как показал анализ научной литературы, духовно-нравственные ценности можно классифицировать на нравственные, эстетические, религиозные и знаниевые. Однако духовно-нравственные ценности не предстают в своем «чистом» виде, что позволяет сделать вывод об их тесном взаимодействии с другими.

В Википедии применительно к духовнонравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности:

- индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);

- семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);

- национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);

- общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее) [11].

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определены базовые национальные ценности - патриотизм, социальная солидарность, семья, гражданственность, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [5].

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Для

большинства семей ценности примерно одинаковы: любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом и т.д. Более того, сама семья, как собирательный элемент этих факторов, тоже ценность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семья является основой любого государства, главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа, традиций, основным фактором формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Духовно-нравственные ценности, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Семья являлась и остается главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает и формирует ценности, идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. В семье, как правило, складываются отношения к ценностным ориентациям общества, которые реализуются в укладе жизни: в быту и ведении хозяйства, организации праздников, в различных формах досуга, в общении с определённым кругом родных, друзей и знакомых [4].

В исследовании мы опираемся на понимание семейных духовно-нравственных ценностей как мировоззренческих представлений и нравственных установок, основанных на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре обеспечивающих культурное и демографическое воспроизводство народов России, российского общества и государства» [6].

Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит остро, как никогда. Социологи, психологи, педагоги, демографы, культурологи отмечают наличие глубокого кризиса семьи. «... в современной семье и её социально-педагогических функциях произошли большие изменения как на глобальном уровне, связанном с общими социально-экономическими тенденциями развития производственных отношений, структуры потребления ... так и на национальном уровне, связанном с изменениями, происходящими в нашей стране на протяжении по-

следних двух десятилетий. Новые социальноэкономические условия и . кризис вызвали множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи» [13].

Ученые отмечают, что в обществе разрушились нравственные представления о браке и семье, пошатнулись устои семьи, воцарилось господство материальных ценностей над духовными, девальвировались семейные ценности, снизилась социальная значимость отцовства и материнства [3].

Так, согласно результатам исследований В. Базарного, у 79% молодых матерей (до 35 лет) отсутствует чувство самоотречённой (абсолютной) любви к своему ребёнку, физическое развитие юношей практически не совместимо со здоровым деторождением. По данным официальной статистики, ежегодно распадается одна тысяча семей, 31,4% детей имеют только одного родителя. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, у подростков отсутствуют чёткие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьёй, обществом, нацией. «Современная семья утратила свои воспитательные функции, что приводит к вступлению в самостоятельную жизнь нравственно инфантильных и духовно неполноценных молодых людей» [13]. Эту социальную проблему невозможно решить за счет разрозненных и эпизодических мер. Нужны согласованные действия и единые требования со стороны семьи, школы, общественности, общая педагогическая культура родителей и всего социума, интеграция дополнительного и общего образования. При этом дополнительное образование имеет целый ряд преимуществ, способствующих развитию творческих способностей детей, оно дополняет социокультурную среду школы.

Такой социокультурной средой развития, несущей в себе все необходимые условия для формирования общей культуры, на которой выстраиваются базовые личностные компетенции и ценностные ориентации современного школьника, является школьная клубная среда.

Школьный семейный клуб выступает как специфическая форма образовательного объ-

единения, обеспечивающего условия творческого развития личности в системе дополнительного образования детей и родителей. Он является одной из самых устойчивых форм объединения людей, имеющих общее увлечение, при этом представляет большую свободу людям по способу включенности в сообщество.

Рассмотрим возможности деятельности школьного семейного клуба по формированию семейных духовно-нравственных ценностей путем эффективного использования всего комплекса воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций.

В работе семейного клуба есть такие особенности, как привлечение активных родителей, являющихся соучастниками развития и воспитания ребёнка; поддержка родительских инициатив, например, занятий творчеством, и приобщение к ним других родителей и детей; использование профессионального и творческого потенциала мам и пап; возможность для членов семейного клуба более разнообразно общаться с детьми, уделяя им больше внимания и получая удовольствие от этого; влияние неравнодушных людей на систему человеческих ценностей, на процесс формирования у родителей и детей семейных ценностей.

Клубная форма работы в рамках ОУ позволяет организовать удобную систему деятельности и комфортные условия, которые снижают тревожность, агрессивность у семей-участников клуба, донести до каждого информацию о семейных традициях, значимости знания родословной, важности внутрисемейного общения и взаимодействия.

Рассмотрением проблемы семейной педагогики в трудах многих исследователей мы обосновали, что именно отец даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, олицетворением дисциплины и порядка. Для гармоничного формирования личности ребёнку необходима полная семья. Предназначение мальчика - стать мужчиной, отцом, девочки -стать женщиной, матерью. Чтобы естественно пойти по предназначенному природой пути, ребёнку нужны отец и мать. Однако, как показывает анализ, не все отцы исполняют свой долг с полным осознанием высокой ответственности за будущее собственных детей. Да и количество полных семей достаточно невелико.

Планируя деятельность «Совета отцов» в школьном семейном клубе «Вдохновение», мы поставили следующие задачи: усиление роли отца в воспитании детей; вовлечение отцов в жизнь семейного клуба; развитие педагогического взаимодействия родителей с психологами, педагогами; создание отношений доверия и сотрудничества в коллективе клуба; обмен положительным опытом воспитания детей; выделение основных позиций мужчины в современной семье, организация творческой деятельности детей и родителей совместно с педагогами в микрорайоне школы, учреждения дополнительного образования детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе нами эксперимента разработан следующий алгоритм деятельности «Совета отцов» и работы по привлечению отцов к активной деятельности в семейном клубе «Вдохновение»:

1. Ознакомительно-ориентировочный этап - знакомство с семьёй с использованием техники педагогического патронажа: ознакомление с материальными условиями жизни, психологическим климатом, особенностями поведения ребёнка; изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения; изучение проблем семьи; составление плана помощи семье.

2. Проблемно-целевой этап. Перед родителями ставится задача по поиску путей выхода из сложившихся ситуаций, определение целей и направлений деятельности по их достижению.

3. Содержательный этап. Ценностное насыщение содержания и порядка проводимых мероприятий: встреч, заседаний и др. Организация тесного взаимодействия педагогов, специалистов, родителей для формирования особого коммуникативного духовно насыщенного поля. Создание пространства для диалога, развитие ценностных ориентаций на основе этических и нравственных представлений о семейных традициях, их обобщение, пропаганда и внедрение.

4. Ценностно-результативный этап. Подводятся итоги работы «Совета отцов», меро-

приятий и встреч в семейном клубе, отмечаются активные члены клуба, проводится анализ деятельности, и определяются перспективы совершенствования дальнейшего сотрудничества.

Наиболее востребованными в работе школьного семейного клуба являются направления, которые включаются с целью осознания ценности причастия к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Направление «Связь поколений» помогает воспитывать гордость за свою Родину, народных героев, сохранять историческую память поколений, способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Реализация этого направления происходит через тематические беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, организацию праздников, посвящённых памятным датам (День снятия блокады Ленинграда, День Победы под Сталинградом, День Победы 9 Мая).

Для осознания семьи как важнейшей жизненной ценности служит направление «Я и моя семья», которое способствует воспитанию культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей, повышает педагогическую и психологическую компетенцию родителей, создает условия для совместной деятельности детей и родителей в воспитательном процессе (написании родословной, создании «Семейного древа» и др.). Деятельность школьного семейного клуба привела к позитивным результатам: у детей повысился интерес к историческому прошлому своей Родины; появилось стремление узнать историю своего рода, свою родословную, проявить заботу о близких, пожилых, ветеранах. Участники семейного клуба активны в оказании помощи и изготовлении подарков для пожилых людей. Родители, отмечая личностный рост своих детей, стали активнее посещать семейный клуб, участвовать в его делах в муниципальных мероприятиях («День семьи», «День защиты детей»), в областных мероприятиях («Трудовая династия», «Дружная семья»).

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Белова Е. Н. Диагностика ценностных ориентаций школьников // Классный руководитель. - 2007. - № 8. - С. 29-34.

3. Богуславский М. В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника. Современный подход. // Классный руководитель. - 2009. - № 8. - С. 21-28.

4. Головинова Г. Н. Семья -забота общая // Воспитание в школе. - М.: УЦ «Перспектива», 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишкин В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. -М.: Просвещение, 2009.

6. Молчан Э. М. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников: диалогический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 14. - № 37. - С. 281-284.

7. Нравственное формирование личности школьника : сб. науч. тр. - Л.: ЛГПУГ, 1979.

8. Сухомлинский В. А. Нравственный идеал молодого поколения. - М.: АПН РСФСР, 1963.

9. Тугаринов В. П. Личность и общество. - М., 1965.

10. Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. - Тбилиси, 1984.

11. Духовно-нравственное воспитание // Википедия : свобод. энцикл. [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/Духовно-нравственное_воспитание/

12. Ценности и их роль в жизни человека : реф. // Allbest.ru : [база знаний] [Электронный ресурс]. - URL: http://knowledge. allbest.ru/sociology/2c0b65625a2bd68b4c43a89521206c27_0.html/

13. Акутина С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Н. Новгород, 2010. - 49 с.