Научная статья на тему 'Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы'

Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
43879
13554
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕВЕНЦИЯ / УКРЕПЛЕНИЕ СЕМЬИ / ПОЛИТИКА / FAMILY / FAMILY POLICY / FAMILY FUNCTIONS / SOCIAL PEDAGOGUE / TEACHING PREVENTION / FAMILY STRENGTHENING / POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисенков Владимир Пантелеймонович, Гукаленко Ольга Владимировна

В статье показана роль семьи как уникальной подсистемы государства, способной успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Охарактеризованы факторы, способствующие ослаблению влияния семьи на подрастающее поколение, установлены особенности и тенденции, характеризующие трансформацию института семьи. На основе анализа статистических данных показано, что неэффективность государственной семейной политики определялась незавершенностью реформирования отраслей социальной сферы, переводом ее на рыночные механизмы хозяйствования и соответствующее реформирование распределительных отношений. Дана содержательная характеристика современных направлений государственной семейной политики Российской Федерации: укреплению и развитию института семьи, сохранению и восстановлению традиционных семейных ценностей; улучшению положения семей с несовершеннолетними детьми, защите семьи, в том числе от незаконного вмешательства в семейную жизнь, и оказание ей содействия в осуществлении основных воспитательных функций. Показан формирующий потенциал деятельности социального педагога, выступающего в профессиональных ролях посредника, защитника, организатора и наставника, определены ведущие направления педагогической превенции в его деятельности в сфере семейных отношений. На основе анализа нормативно-правовой базы и стратегических документов в сфере развития государственной семейной политики установлены приоритетные направления деятельности различных социальных акторов, влияющих на укрепление семьи и развитие системы интеллектуальных, семейных, моральных и духовно нравственных ценностей подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the family as a unique subsystem of the state, able to accomplish successfully specific functions of reproduction and the socialization of new generations is shown in the article. The factors contributing to the weakening of family influence on the younger generation are characterized; features and trends that characterize the transformation of the institution of the family are installed. On the bases of the analysis of statistical data it is shown that the inefficiency of the state family policy was determined by the incompleteness of the reform of the social sphere, its transition to a market economic mechanisms and appropriate reform of distribution relationships. The substantial characteristic of the modern trends of state family policy of the Russian Federation is given: strengthening and development of the family institution, conservation and restoration of traditional family values; improving the situation of families with minor children, family protection, including from illegal interference in family life, and providing assistance in the implementation of the basic educational functions. Forming potential of the work of a social pedagogue acting professional roles of a mediator, an advocate, organizer and mentor is shown; the leading directions of educational prevention activities in the area of family relations are defined. Based on the analysis of the regulatory framework and strategic documents in the sphere of development of the state family policy priorities of different social factors, influencing the strengthening of families and the promotion of intellectual, family, moral, and spiritual and moral values of the younger generation are established.

Текст научной работы на тему «Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы»

УДК 37.061

Борисенков Владимир Пантелеймонович

ФГБОУ ВПО «Московский Государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»

Россия, Москва1 Доктор педагогических наук, профессор Действительный член Российской академии образования

vlad_boris39@mail.ru

Гукаленко Ольга Владимировна

ФГНУ «Институт социальной педагогики» Российской академии образования»

Россия, Москва Главный научный сотрудник Доктор педагогических наук, профессор Член-корреспондент Российской академии образования

olga_gukalenko@mail.ru

Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы

1 119121, Москва, ул. Погодинская, 8

Аннотация. В статье показана роль семьи как уникальной подсистемы государства, способной успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Охарактеризованы факторы, способствующие ослаблению влияния семьи на подрастающее поколение, установлены особенности и тенденции, характеризующие трансформацию института семьи. На основе анализа статистических данных показано, что неэффективность государственной семейной политики определялась незавершенностью реформирования отраслей социальной сферы, переводом ее на рыночные механизмы хозяйствования и соответствующее реформирование распределительных отношений. Дана содержательная характеристика современных направлений государственной семейной политики Российской Федерации: укреплению и развитию института семьи, сохранению и восстановлению традиционных семейных ценностей; улучшению положения семей с несовершеннолетними детьми, защите семьи, в том числе от незаконного вмешательства в семейную жизнь, и оказание ей содействия в осуществлении основных воспитательных функций. Показан формирующий потенциал деятельности социального педагога, выступающего в профессиональных ролях посредника, защитника, организатора и наставника, определены ведущие направления педагогической превенции в его деятельности в сфере семейных отношений. На основе анализа нормативно-правовой базы и стратегических документов в сфере развития государственной семейной политики установлены приоритетные направления деятельности различных социальных акторов, влияющих на укрепление семьи и развитие системы интеллектуальных, семейных, моральных и духовно -нравственных ценностей подрастающего поколения.

Ключевые слова: семья; семейная политика; функции семьи; социальный педагог; педагогическая превенция; укрепление семьи; политика.

В российском обществе происходят динамичные изменения в общественной, социальной, экономической жизни, что влечет за собой трансформацию и института семьи -уникальной подсистемы государства, способной успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Как социальный институт семья преобразуется вместе с обществом. Вот почему в период серьёзных изменений, происходящих в российском обществе, актуализируется важность изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных и содержательных основ государственной семейной политики в условиях полиэтнического, поликультурного пространства России.

Во всех цивилизациях семья выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих международных нормативных актах. Основополагающее значение в этих документах придаётся укреплению и защите института семьи со стороны общества, разработке государственной национальной семейной политики.

Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества - это история развития семьи как социального института, который эволюционирует и претерпевает существенные изменения вместе с обществом. Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации и консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия, толерантного взаимодействия в поликультурном социуме.

Семья является мощным транслятором ценностей от поколения к поколению, институт семьи имеет консолидирующее значение для общества, противостоит социальной напряженности.

«Крепка семья - крепка держава» - этот пришедший из далеких времен тезис сохраняет актуальность и сегодня. Поэтому в большинстве стран мира семья и семейно-демографическая ситуация находятся в центре внимания науки и общества. Общемировые тенденции трансформации семьи находят свое отражение не только в развитых странах, но и в обществах, сохраняющих элементы традиционного уклада.

Важно, что в современной России проблемы семьи и демографии находятся в центре внимания социальной, государственной политики, общества и науки. Учёные А.И. Антонов, А.Г. Асмолов, В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др. исследуют разноаспектные вопросы, связанные с тенденциями и перспективами развития института семьи и семейной политики в новых условиях универсального развития России и мира.

Семья является базовым фундаментальным условием функционирования российского общества, важнейшим элементом его самоорганизации. 89% россиян предпочитают семейный образ жизни. По данным Росстата, для 70 % россиян семья и регистрация брака входят в пятерку наиболее важных для них жизненных целей.

В то же время этот важнейший социальный институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Причины кризиса разны и многоаспектны. Это и общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, процессы урбанизации и культурной трансформации, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев». Эти и многие другие факторы обусловили ослабление семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях.

Теряются устои, утрачиваются семейные ценности, ослабевают семейные коммуникации, снижается значимость родственных отношений и, как следствие, наблюдается учащение антисоциальных проявлений, наркомании, алкоголизма, растёт детская

преступность, распространяются безнадзорность и социальное сиротство. К уже названным следует добавить проблемы ухудшающегося состояния здоровья детей и молодёжи, неблагополучия демографической ситуации и деградации психологического климата в обществе. Последнее напрямую связано с ростом пропаганды в СМИ насилия, преступности, распространением алкоголизма и наркомании, проституции и порнографии. К примеру, в сети Интернет имеется доступ всех и ко всему, и дети никак не защищены от внешней психологической угрозы, они остаются один на один с «нефильтрованным» потоком информации, что может привести к серьезным нарушениям детской психики. Семья перестает быть психологическим убежищем от общественных катаклизмов. Тенденции семейных изменений в рамках социальной проблематики и поиск адекватных моделей социальной политики, а также их эффективность стали предметом многочисленных дискуссий. С учётом произошедших изменений в мире в целом и укоренения разных типов семей сегодня уже нельзя ограничиваться лишь разовыми видами помощи семье, необходима универсальная социальная политика, отражающая потребности, особенности, интересы различных типов семей.

В Российской Федерации в настоящее время идут поиски адекватной семейной политики, так как принятые ранее концепции и программы уже не отвечают современным потребностям общества и семьи.

Во всех ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию, начиная с 2000 года, говорится о том, что успех российской политики во всех сферах тесно связан с решением острейших демографических проблем, что предполагает развитие семьи как социального института.

Отсюда вытекает необходимость регулировать взаимодействие государства с институтом семьи. Семейная политика необходима для решения проблем, порождаемых внутренними переменами, через которые проходит семья. Существование этих проблем и делает необходимой семейную политику как особую область, особое направление всей социальной политики2 [1].

В начале 90-х гг. появился ряд научных публикаций об особенностях, принципах и содержании современной семейной политики в России таких авторов, как А.И. Антонов, В.Н. Архангельский, А.Г. Вишневский, В.В. Елизаров, Г.И. Климантова, В.А. Луков, М.С. Мацковский, В.М. Медков, Н.М. Римашевская.

В настоящее время разработаны региональные концепции семейной политики, в частности, в Астрахани, Костроме, Новгороде, Самаре, Саратове, Челябинске, Ямало-Ненецком АО и т.д. Современная семейная политика нацелена на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышение благосостояния и улучшение их социального самочувствия.

В истории возникновения и функционирования российской семейной политики условно можно выделить три периода: советский, постсоветский и современный периоды. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно невысоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения.

В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи. Непродуманные и неподготовленные социальные эксперименты 80-х-90-х годов прошлого столетия

2

Концепция реализации государственной семейной политики в Свердловской области на период до 2015 года. Постановление от 4 декабря 2002 г. № 1393 -ПП. Правительство свердловской области (в редакции Постановления Правительства области от 10.12.2003 N 766-1 II I).

стимулировали нарастание разрушительных тенденций в семейных отношениях. Россию начинают активно втягивать в систему отношений, свойственных западной цивилизации, с ее фетишизацией прав и свобод человека, в том числе прав сексуальных меньшинств. В последние годы произошло серьезное сокращение числа заключаемых браков и наблюдался катастрофический рост числа разводов.

Современная российская семья значительно отличается от традиционной семьи своей структурой: возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. Распространенными явлениями стали взаимоотчуждение супругов и рост числа разводов, сожительство без регистрации брака и рост числа рождений детей вне брака, возросли масштабы социального сиротства или сиротства детей при живых родителях. В традиционной русской культуре основным типом семьи была большая многопоколенная семья, в которой жили несколько поколений родственников, один из которых выполнял роль главы рода. Современные дети воспитываются в однопоколенных семьях, в которых воспитательное влияние бабушек и дедушек значительно снижено.

Состояние института семьи в нынешней России в значительной степени обусловлено политическими и социально-экономическими процессами, происходившими в XX- начале XXI века. За последнее десятилетие обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет подростковая и детская преступность.

Наглядным показателем ослабления института семьи является высокий уровень социального сиротства. 84% детей без попечения родителей - социальные сироты или дети родителей, лишенных родительских права или ограниченных в родительских правах. Вызывают тревогу и негативные тенденции в социокультурной сфере в системе воспитания. Размыты идеалы и нравственные ценности семьи, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, основанных на ценностях и традициях семьи. Экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию.

Здоровая, благополучная семья - это опора государства, основа общественного согласия, политической и социальной стабильности.

Процесс перехода семьи от привычных форм существования к освоению рыночных структур жизнедеятельности протекает крайне болезненно. Стремление и попытки семьи приспособиться к новым явлениям и постоянным переменам, происходящим в обществе, предопределяют изменения самого института семьи. Идейный и моральный вакуум в обществе, утрата исторического самосознания, патриотизма, резкая смена духовных и нравственных интересов на материальные стали основной причиной нестабильного положения общества в целом, и семьи, в частности. Поэтому в современной социокультурной ситуации научное переосмысление проблем семьи является необходимым условием эффективного решения задач семейной политики.

В этой ситуации возрастает значимость полноценного включения семьи в воспитательно-образовательную систему. Однако пока семья изучена слабо, нет научного подхода к решению проблем, происходящих в этой сфере. В результате оказались ослабленными семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Дети оторваны от семейных забот, от трудовых, этнокультурных и нравственных традиций семьи, что приводит к потере

духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий. Во многом утрачены идеи народной педагогики, заботы о воспитании, рожденные народной мудростью. Идеи добра, гуманизма, почтительного отношения к старшему поколению, бережного отношения к памяти предков заменились педагогикой мероприятий для детей, но без семьи, без жителей социума. Развлекательно-образовательная система воспитания способствовала развитию у ребенка иждивенчества, равнодушия, пассивности в культурной и социально-политической жизни общества. Семья оказалась отстраненной от участия в воспитательном процессе, организованном социально-культурными институтами. Микросреда, община, поликультурный социум, которые веками были главной социальной воспитывающей силой, не оказывают заметного влияния на развитие детей. В связи с этим теряются такие общечеловеческие ценности, как честь, достоинство, добро, сострадание, толерантность, целомудрие, патриотизм, взаимопомощь между соседями и др. Встает проблема возвращения семье изначального предназначения — быть духовным наставником и воспитателем детей.

Этнокультурные традиции в поликультурном социуме расширяют представления о социокультурном пространстве как важном факторе преодоления прогрессирующей социальной пассивности определенной части семей, нейтрализации внутрисемейных конфликтов, восстановления дефицита взаимного доверия, создания благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных, в том числе домашних, видов досуга. Несомненно, что в системе поликультурного социума облегчается диалог культур, происходят саморазвитие и самоутверждение семьи, обеспечивается её право на свободу воли и выбора, свою систему ценностей.

Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Таким образом, можно констатировать, что проблемы семьи сегодня - одни из первоочередных по значимости, так как, во-первых, семья - важнейший социальный институт как для отдельного человека, так и для всего общества, а во-вторых, учитывая глубокий кризис, который в настоящее время коснулся семьи, ей необходима помощь.

Все многообразие проблем, которые в настоящее время испытывает Россия, Е.И. Холостова разделила на несколько групп: проблемы социально - экономические, социально -бытовые, социально - психологические, проблемы стабильности современной семьи, проблемы семейного воспитания, проблема демографической ситуации и, наконец, проблемы семей группы риска [2].

Результатом целенаправленных усилий российского правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышение материального благосостояния и улучшение их социального самочувствия.

Трансформация семьи в современной России

На протяжении всей истории существования человечества семья была одной из величайших ценностей человека и общества. Все происходящие в мире изменения: накопление знаний и технологий, обмен информацией, кризис политической и экономической структуры общества, межэтнические и религиозные конфликты - влияют на состояние современной семьи. При этом возможности семьи, ценностные отношения и ориентации, социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные трансформации. Школа находится в состоянии поиска совершенствования семейного воспитания, адекватного адаптационным возможностям и успешности самореализации личности в новых социокультурных условиях.

Динамика эволюции семьи как малой социальной группы за последнее столетие, как в мире целом, так и в России в частности, предстала в виде сменяющих друг друга типов семьи в следующем виде: 1) патриархальная семья; 2) современная, в центре которой находятся дети; 3) постсовременная семья (супружеский союз). Социокультурные и экономические тенденции российского общества оказали влияние на трансформацию института российской семьи: изменились функции института семьи; увеличилось количество разводов; снизилась рождаемость; усилилась тенденция к экономической и социальной независимости женщин; произошла замена традиционного типа семьи эгалитарными брачно-семейными отношениями; трансформировались брачно-семейные ценности.

Анализ состояния и трансформации института семьи позволил выявить некоторые особенности и тенденции, а именно:

• Социальный институт семьи в современном мире переживает глубокий и устойчивый кризис, который характерен как для развитых стран, так и для стран, вставших на путь социально-экономических реформ в последние два десятилетия, в том числе и для России.

• В результате трансформации института российской семьи под влиянием интегрированного комплекса исторических, культурных, социально-политических, экономических, идеологических и других факторов видоизменились сущность семьи, её предназначение, роль семьи в жизни индивидов, общества и государства.

• Процесс трансформации института семьи обусловлен следующими факторами: постперестроечные процессы трансформации российского общества; общеевропейские тенденции трансформации института семьи, включая процесс глобализации.

• В России осуществился переход от советского типа семьи к современному типу семьи, который ориентирован, прежде всего, на самореализацию и новые возможности для самовыражения индивидов.

• В процессе трансформации института российской семьи изменились основы её функционирования и внутрисемейного взаимодействия, ценностные ориентации и жизненные приоритеты.

• В современном российском обществе происходит автономизация всех брачно-семейных институтов. Институт брака трансформируется в пробный брак, открытый брак, браки-посещения.

• Институт семьи трансформируется в такую семью, в которой нет супружеской пары.

• Институт родительства изменяется таким образом, что в нём отсутствуют отношения между мужчиной и женщиной как супругами, но есть отношения между ними как между отцом и матерью общего ребенка; или отношения ограничиваются только связью между матерью и ребенком - одинокое материнство, неполная семья.

Выявленные закономерности подтверждают, что в настоящее время институт российской семьи переживает сложный процесс трансформации, обусловленный, с одной стороны, кризисным состоянием российского общества, а, с другой, глобальным процессом перехода от традиционной семьи к семье модернизированной.

Меры демографической политики 2006-2013 годов улучшили демографические показатели. Уровень рождаемости вырос на 15%, по вторым рождениям - на 17,5%, по третьим - на 26,3%. Уровень смертности снизился на 10%. В среднем на 2,3 года увеличилась продолжительность жизни россиян и составила в среднем 69,8 лет, для женщин - 75,6 года, для мужчин - 64 года. В 2011 году впервые за последние 12 лет отмечено не падение, а рост численности детского населения. По сравнению с 2010 годом численность детского населения увеличилась на 600 тыс. человек.

Однако принятые меры демографической политики, обусловленные, прежде всего, задачами увеличения численности населения России, слабо повлияли на современное состояние института семьи.

Общее число семей между переписями населения 2002 и 2010 годов сократилось на 2,4% и составило 40 млн.665тыс.579 семей. При этом темпы сокращения числа семей растут, сокращается доля семей с несовершеннолетними детьми в общей численности семей. По данным переписи населения 2010 года, семьи с несовершеннолетними детьми составляют 42,5% от общего числа семей. И если в 2002 году каждая вторая российская семья имела несовершеннолетних детей, то в 2010 году - только две из пяти семей. Общее число семей с несовершеннолетними детьми сократилось между переписями населения 2002 и 2010 годов на 17,7%.

Растёт число бездетных семей. Каждая третья семья в России является бездетной. Согласно переписи населения 2010 года, число бездетных семей выросло на 7,4%. По -прежнему среднестатистической российской семьёй является семья с двумя родителями, состоящими в браке, и одним ребёнком (67% семей против 68% в 2002 году).

В современной российской семейной культуре развод и рождение ребенка вне брака уже не являются аномальными явлениями. С 1992 года началось стабильное увеличение числа семей, основанных на незарегистрированном браке, следствием которого стало увеличение числа внебрачных детей. Доля внебрачных детей хотя и снижается, но остаётся высокой в общей численности детского населения. Ежегодно каждый 3-й ребёнок, а с 2010 года -каждый 4-й ребёнок рождается вне брака.

В 2011 года на 1000 браков приходилось 509 разводов, в 2012 году - уже 529. 60% браков расторгаются в первые пять лет совместной жизни.

Увеличилась доля разводов супругов, имеющих несовершеннолетних детей. Если в 2005 году каждый второй развод касался семей с несовершеннолетними детьми, то в 2011 году на 3 развода приходится 2 развода супругов, имеющих несовершеннолетних детей.

Трансформация института семьи сопровождалась модернизацией семейной политики.

К сожалению, для процесса модернизации государственной семейной политики в России, была характерна недооценка со стороны государства её значения как основной опоры социально-политических преобразований [3]. Кроме того, учёные А.Г. Волков, Г.Ф. Силласте, Г.И. Климантова справедливо указывали на незавершенность законодательного обеспечения политики, а также серьезные недостатки институциональных механизмов реализации семейной политики. Также причиной неэффективности современной государственной семейной политики является незавершенность реформирования отраслей социальной сферы, перевод ее на рыночные механизмы хозяйствования и соответствующее реформирование распределительных отношений [4]. В этой ситуации возникла потребность в выработке

научно-обоснованной концепции и стратегии развития института семьи и современной государственной семейной политики в РФ3.

Развивая новую концепцию института семьи в РФ, необходимо обосновать методологические принципы семейной политики:

• Принцип саморазвития, самообеспечения семьи, который является основополагающим в социальной политике.

• Создание государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и социокультурного потенциала.

• Переход семьи в позицию субъекта социальной политики, соответственно существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством.

• Принцип социальной защиты применительно к тем семьям, которые объективно оказались не в состоянии справиться с экономическими проблемами, выйти на минимальный стандарт уровня жизни.

• Формирование развитой социальной инфраструктуры, многих социальных ценностей.

Известно, что в СССР были достаточно мощные системы, включающие разветвленную сеть учреждений, материальную базу, подготовленные кадры. Они играли особую роль в развитии семейно-демографических процессов, позволяли родителям совмещать семейные обязанности с трудовой занятостью.

Таким образом, семейная политика позволяет семьям преодолевать трудности в их жизни, улучшая ее положение в обществе, причем помощь заключается не только в материальном плане, но и в предоставлении ряда социальных услуг и т.д.

Институт семьи и государство

Политическая значимость государственной семейной политики социального государства заключается в том, что она объединяет интересы всех типов семей и направлена на формирование благоприятной социокультурной среды для их жизнедеятельности и реализации основных социальных функций, гармонизацию как внутрисемейных отношений, так и взаимоотношений семьи, государства и общества, на обеспечение необходимых условий для стабильности института семьи.

Федеральное законодательство по семье, регулирующее семейные отношения и имеющее целью государственную поддержку семьи состоит из «Семейного кодекса РФ», «Кодекса о регистрации актов гражданского состояния РФ», Федеральных законов, Постановлений Правительства РФ, Указов президента РФ, главы и части других нормативных актов, регулирующие общие для всех граждан сферы жизнедеятельности, но затрагивающие интересы семьи.

В 1992 г. Правительство Российской Федерации принимает Постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье»,

3

О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье в РСФСР. Постановление Совмина РСФСР от 31.05.1991 № 299 // http://www.bestpravo.ru/sssr/yi-zakony/s1o.htm

которое включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь [5]. Это Постановление было направлено на осуществление государственной семейной политики.

Новая социальная политика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий на ребенка, создании новых учреждений социального обслуживания, которые ориентированы на семью и детей. Это проявилось в организации различных учреждений социального обслуживания, которые оказывают помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, занимаются организацией семейного отдыха, семейных клубов, где и взрослые, и дети проводят отдых всей семьей. Местные органы создают различные центры, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации.

Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и возможности судебной защиты этих прав.

Общее направление и целевая направленность этих законов - Федеральные страховые и социальные пособия семьям с детьми «Кодекс законов о труде РФ Охрана труда беременных женщин в редакции на 25 сентября 1992 г.», «Безопасное материнство» (1998-2000 годы) и Федеральная целевая программа «Планирование семьи» (1998-2000) годы и др.

Семейная государственная политика не может быть эффективной без понимания того, что происходит с институтом семьи, какие проблемы являются наиболее острыми для российских семей, с какими современными угрозами и вызовами сталкиваются российские семьи [6] .

Государственная семейная политика - система целей, задач, принципов, приоритетов и мер, направленных на укрепление, развитие и защиту института семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей, повышение социальной роли семьи в жизни общества и стратегии развития России.

Основные направления государственной семейной политики Российской Федерации: укрепление и развитие института семьи, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей; улучшение положения семей с несовершеннолетними детьми; защита семьи, в том числе от незаконного вмешательства в семейную жизнь, и оказание ей содействия в осуществлении ее основных функций и на этой основе повышение уровня семейного благополучия, улучшение демографической ситуации в стране, разрешение проблемы социального сиротства.

Одной из причин ослабления института семьи является отсталость семейного законодательства. Семейный кодекс Российской Федерации был принят в 1995 году и ни разу не подвергался системному анализу и пересмотру [8]. Между тем за двадцатилетний период истории России в условиях новой Конституции Российской Федерации отраслевое законодательство России существенно изменилось, появилось объемное и развитое региональное законодательство. Положения же семейного законодательства, умаляющего роль родителей в решении вопросов воспитания и развития ребенка, узаконивающие свободу усмотрения для органов опеки и попечительства при принятии решений, связанных с вмешательством в семейную жизнь, остаются незыблемыми.

Одной из причин ослабления института семьи, разрушения традиционных семейных ценностей является и несовершенство современной семейной политики, для которой характерно то, что она:

• не является самостоятельным направлением государственной политики и рассматривается обычно как часть социальной и/или демографической политики государства;

• не имеет единой правовой основы, в силу чего может быть охарактеризована как нечто фрагментарное;

• отнесена к ведению субъектов РФ и в этом смысле может быть представлена как некая сумма региональных семейных политик;

• характеризуется низкой долей расходов на семейно-детский бюджет;

• обеспечивает приоритет интересов государства: направлена на увеличение рождаемости и развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

• не учитывает, не культивирует и не поддерживает традиционные семейные ценности.

Отнесение полномочий, связанных с социальной поддержкой семей с детьми к ведению регионов обернулось большими различиями между регионами по видам мер поддержки, по размерам и условиям выплаты пособий. Право конкретной семьи на получение мер социальной поддержки зависит от ее места жительства, а точнее от того субъекта Российской Федерации, на территории которого она проживает семья. Так, минимальный размер ежемесячного пособия на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, составил в 2011 году в Курской области 222,42 рубля, а в Московской области - 2 500 руб. При этом размеры пособий остаются низкими и составляет от 3 до 10% от прожиточного минимума на ребенка. По данным за 2011 год, 61% субъектов Российской Федерации выплачивали пособия семьям с детьми на уровне ниже среднего по России (например, для пособия одиноким матерям - менее 607 рублей в месяц). Только 32% - на уровне выше среднего по России.

Некоторые из процессов, наносящие вред институту семьи и традиционным семейным ценностям, могут быть отнесены к категории непреднамеренных последствий от реализации мер демографической политики, направленных на увеличение рождаемости и поддержку семей с детьми: так, серьезным испытанием для семей с детьми стала проблема устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Эту проблему можно было предотвратить, когда разрабатывалась концепция демографической политики России. К сожалению, федеральное правительство, предложив меры по увеличению рождаемости, не просчитало последствия их реализации, связанные с увеличением потребности с учетом роста уровня рождаемости в услугах дошкольного образования, начального школьного образования, дополнительного образования детей.

В итоге дошкольное образование оказалось недоступным для 26 % семей с детьми дошкольного возраста, причем около 70 % из них в возрасте от полутора до 5 лет. Доступность дошкольного образования оказалась зависящей от региона проживания ребенка. На 1 января 2012 года показатель обеспеченности детей услугами дошкольного образования составил в Северо-Кавказском федеральном округе - 61%, в Сибирском федеральном округе -65%, Уральском федеральном округе - 69%, т.е. значительная часть детей дошкольного возраста ими не обеспечена. Начало реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на период до 2017 года позволило модернизировать систему дошкольных

образовательных учреждений, сделать ее более гибкой и приспособленной к нуждам семей с маленькими детьми, улучшить профессиональный состав педагогических работников, 98% которых имеют высшее или среднее профессиональное образование. Однако к проблеме дефицита мест в детских садах добавились и другие проблемы, касающиеся материальной базы дошкольных образовательных учреждений. Каждое пятое здание ДОУ нуждается в капитальном ремонте, а каждое третье не имеет водопровода, центрального отопления или канализации. Средняя зарплата работников дошкольных образовательных учреждений зависит от финансовых возможностей субъекта Российской Федерации, и во многих регионах является очень низкой.

Государство как партнер семьи призвано активно участвовать в процессе ее адаптации к новым социально-экономическим условиям, постоянно корректировать эти условия, исходя из социально значимых интересов самой семьи, ее жизнедеятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование.

А.Г. Волков выделяет несколько основных направлений государственной семейной политики: развитие законодательной базы; демографическая политика в отношении семьи; экономическая политика государства в отношении семьи в условиях рыночных отношений; социокультурная политика в отношении семьи; развитие социального обслуживания семьи; государственная поддержка семей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах; региональная семейная политика и др. [7].

Таким образом, государство через акты и законопроекты оказывает значительное воздействие на статус и положение семьи в обществе, проникая практически во все сферы жизни семьи. В России возникла потребность в разработке нормативной модели семьи, которая будет отвечать интересам российского государства и способствовать гармоничному развитию личности.

Семья как социальная общность

Экономические и социально-политические трудности, межэтнические конфликты, а также психологические потрясения усугубляют все те проблемы, которые стоят перед семьей. В обществе реально наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни: упадок духовных и семейных ценностей, снижение потребности иметь детей в браке, увеличение числа разводов, нарастание внутрисемейного насилия. Под влиянием этих и других факторов семья претерпевает значительные деформационные изменения. И сегодня, очевидно, что кризис семьи - проблема не только региональная, но и глобальная.

Новые тенденции развития общества, особенности построения семейных отношений в новых условиях актуализируют проблему формирования ценностного отношения к семье. Важным инструментом, посредством которого в разных странах стремятся решить данную проблему, является воспитание. Однако в последние годы наблюдается значительное снижение качества воспитательной работы в школе, и особенно, в плане педагогического руководства семейным воспитанием. В содержании воспитания слабо очерчены ценностные основы семьи, ее приоритеты в развитии личности. Не хватает методических пособий, рекомендаций и программ по семейному воспитанию, оставляет желать лучшего подготовка и переподготовка педагогических кадров, социальных педагогов в плане работы со старшеклассниками и семьей в условиях школы и современного социокультурного пространства.

Актуализация проблем семьи, семейной педагогики и воспитания отразилась в работах педагогов, исследовавших их с учетом национальных особенностей и условий стран СНГ -А.И. Арабова (Таджикистан), Н.С. Верещагиной (Казахстан), О.Р. Кунц (Кыргыстан), а также регионов России - Р.И. Байчаровой, Ф.Т. Кущетеровой (Северный Кавказ, Карачаево-Черкесия).

Новые социально-педагогические реалии требуют новых подходов к формированию ценностного отношения к семье. Так, современные разнообразные формы и методы работы со старшеклассниками и их родителями следует использовать для воспитания ценностного отношения к семье. Необходимо организовывать педагогический мониторинг по проблемам семьи, создавать и внедрять технологии воспитания, адекватные изменившимся условиям.

В этом направлении важная роль принадлежит социальному педагогу.

Социальный педагог - это новая профессия, рождение которой в большей степени вызвано «новым качеством социализации личности» в связи с резким обострением социально-экономических проблем и национальных противоречий в современном мире. Социальный педагог выступает в различных профессиональных ролях: в качестве посредника, защитника, организатора и наставника, который помогает своевременно определить, предупредить и нейтрализовать проблемы, связанные с родителями и их детьми, так как семья находится в кризисном состоянии: это падение жизненного уровня, алкоголизм и наркомания родителей, непонимание родителями их детей и многие другие факторы, действующие неблагоприятно на семью. Они естественным образом привлекают внимание специалистов и требуют глубокого и всестороннего изучения и решения на уровне государства, общества и конкретной личности.

В воспитании ценностного отношения к семье важна роль и общественных институтов. Ассоциации, общественные организации, осуществляющие деятельность, связанную с пропагандой традиционных семейных ценностей, их сохранением и восстановлением - это семейные клубы и родительские объединения. Данные объединения помогают осуществлять:

• поддержку и распространение опыта семейной и межсемейной волонтерской деятельности, семейных традиций и этнокультурных ценностей;

• пропаганду культуры здорового образа жизни, ответственности членов семьи за своё здоровье, а также здоровье детей и родителей;

• создание комфортной среды для воспитания детей родителями, защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Отдельные направления семейной политики

Круг проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее участии в социально-культурной деятельности. Это, прежде всего, социально-экономические проблемы семьи, связанные с ее потребительским бюджетом и уровнем жизни, ростом количества малообеспеченных семей, семей, живущих ниже черты бедности. Экономические трудности современных детей особенно настолько остры, что на их фоне эффективность государственной системы материальной помощи малообеспеченным семьям выгладит крайне неутешительно.

Институт семьи призван выполнять функцию ведущего социально-культурного института. Центр тяжести социально-культурной деятельности переносится на семейно-бытовую среду, создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми,

нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в поликультурном социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности. В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные; многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические.

Отдельные направления модернизации института семьи и семейной политики

Цели семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года - это повышение уровня семейного благополучия, усиление социальной роли семьи в жизни общества, создание условий для выполнения семьей ее основных функций.

Принципы государственной семейной политики Российской Федерации - единства и непротиворечивости семейной политики; учет российских семейных традиций; приоритет прав, обязанностей и ответственности родителей за воспитание и развитие детей; партнёрство государства, общества и семьи в воспитании детей, взаимодействие государства и церкви в принятии решений в сфере семейных отношений, приоритет предоставления мер поддержки семьям, имеющим детей, дифференцированный подход в предоставлении мер государственной поддержки применительно к различным типам семей.

Основные задачи политики Российской Федерации на период до 2025 года -пропаганда семейного благополучия и традиционных семейных ценностей; укрепление института брака, сокращение числа разводов; усиление мер поддержки многодетных семей; усиление мер поддержки семей с детьми-инвалидами; улучшение материального положения многодетных семей; развитие социальной инфраструктуры оказания услуг семьям с детьми; создание инфраструктуры семейного отдыха, оздоровления и досуга, включая создание семейных парков; защита семьи от незаконного вмешательства в семейную жизни, социальная защита семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; расширение участия Русской православной церкви, а также других религиозных организаций граждан, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического населения народов России, иных общественных организаций в принятии решений в сфере семейных отношений.

Решение задач по пропаганде семейного благополучия и традиционных семейных ценностей включает в себя: пропаганду благополучия полных семей с несколькими детьми, формирование позитивного образа многодетных семей, многопоколенных семей; пропаганду ответственного отцовства, материнства и формирование позитивного образа отца и матери; разработку системы мер оказания помощи россиянам в восстановлении родословных их семей; усиление государственной поддержки в работе по формированию ответственного отношения молодёжи к браку и семье, к репродуктивному здоровью и поведению; разработку и внедрение образовательных программ подготовки подростков и молодёжи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей; стимулирование создания произведений культуры и искусства, пропагандирующих традиционные семейные ценности.

Совершенствование социальной инфраструктуры оказания услуг семьям с детьми включает в себя: обеспечение доступности дошкольного образования; обеспечение доступности дополнительного образования детей; стимулирование организаций (работодателей), принимающих специальные меры поддержки работающих родителей.

Важным в проектировании современной семейной политики является создание инфраструктуры семейного отдыха, оздоровления и досуга, что предполагает: создание сети учреждений отдыха и (или) оздоровления, ориентированных на семьи с детьми; введение системы сертификатов на оздоровление (отдых) ребенка, выдаваемых родителям (родительских сертификатов); разработку и принятие проекта федерального закона об организации отдыха и (или) оздоровления детей в Российской Федерации; распространение права на получение льготных путёвок в организации отдыха и/или оздоровления на всех детей, не достигших совершеннолетия; принятие мер по привлечению студентов профильных ВУЗов и специальностей для работы в организациях отдыха и (или) оздоровления детей, а

также введение обязательной педагогической практики студентов в указанных организациях; создание системы повышения квалификации педагогического и учебно-воспитательного персонала для организаций отдыха и (или) оздоровление детей. Отдельные направления реализации семейной политики нацелены на:

• внесение изменений в Указ Президента Российской Федерации от 4 мая 1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» и утверждение «Концепции семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

• совершенствование семейного законодательства в целях повышения статуса родителей в семье и в обществе, профилактики социального сиротства и защиты семей с детьми;

• совершенствование бюджетного, налогового, жилищного законодательства;

• возрождение и сохранение традиционных семейных ценностей путём включения в государственную программу «Стратегия 2020», федеральные и региональные программы социально-экономического развития;

• учёт задач семейной политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов;

• методическое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на реализацию семейной политики;

• мониторинг и анализ развития института семьи;

• развитие научных исследований в сфере семейной политики.

Современная государственная семейная политика призвана обеспечивать условия для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи. Она должна быть нацелена на создание благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей. Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении необходимости условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.

Основные принципы государственной семейной политики определены как:

• самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать её саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки;

• равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;

• приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается.

Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

О роли семьи в воспитании детей писал А.С. Макаренко: «Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительное и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть родительский авторитет, и не нужно никаких иных оснований, и тем более не нужно придумывать ничего искусственного» [8, с. 357].

С этих позиций и определяются основные задачи работы социального педагога с родителями:

• систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. Ознакомление их как с основными теоретическими знаниями, так и с практикой работы с учащимися;

• привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

• формирование у родителей потребности к самообразованию;

• ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

Чаще всего приоритетными направлениями профилактик деятельности становится:

• помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка;

• помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершения преступления;

• привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий;

• изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуациях, с целью предотвращения серьезных последствий;

• индивидуальные и групповые консультации детей, родителей педагогам по вопросам разрешаемых проблемных ситуации;

• помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организации;

• пропаганда и разъяснения прав и обязанностей детей и членов их семьи.

• организация летних профильных смен для детей «группы риска»

Социальный педагог при работе с семьей выступает в ролях:

1. Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье.

2. Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросами межличностных взаимодействия в семье; информирует о существующих методов воспитательного ориентирования на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для ребенка в семье.

3. Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкивается с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающие из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения к детям.

Формы социально педагогической помощи семье:

1. Социальный патронаж - посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющий установить и поддержать длительные связи с семьей, своевременно выявить проблемные ситуации, оказывать незамедлительную помощь.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование - предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающие затруднения при решении жизненных задач. Наряду с индивидуальными консультационными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) или тренинги. Социально-психологические тренинги - определяют область практических психологических ориентированных консультаций направленных на использование активных групповых методов помощи. Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Социально - педагогический мониторинг семьи -это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально -педагогической информацией о процессе, протекающим в семье, и принятие на этой основе стратегические и тактические решения. Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученных результатов.

Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективной, если она будет основана на комплексном подходе.

Итак, можно сказать, что любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности подростка и социальный педагог должен стремиться предотвратить проблемы, связанные с ним и создать благоприятные условия для развития личности ребенка, быть для ребенка и его семьи советником, консультантом и защитником.

Одна из ведущих ролей социального педагога это диагностика, которая должна выполнять функции:

• вовремя выявить факторы неблагополучия и отнести ребенка к определенной группе риска;

• помочь увидеть как проблемы, так и ресурсы (внутренние и внешние) ребенка для выработки верной линии в построении профилактических программ.

Социальный педагог также может провести анкетирование, что позволяет выявить проблемные зоны в личности и поведении ребенка.

Главная цель социального педагога в работе с семьей — мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса семьи. Социальные педагоги способствуют тому, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично. В семье необходимо обеспечить подготовку личности к надэтнической реальности, воспитывать и развивать умение ценить и понимать своеобразие других культур, общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитывать плюрализм мнений, свободу, открытость личности, ее готовность к творческому самовыражению.

В поликультурном обществе школа, социум и семья призваны формировать у учащихся представления и знания о естественнонаучной картине мира, глобальных и региональных проблемах развития человечества, об эволюции жизни на земле, основных философско-этических учениях и религиозных взглядах народов мира, общечеловеческих и национальных ценностях, о социальном наследии, мультикультурализме и многообразии культур.

Семейные традиции и обычаи есть формы общественных отношений, выступающие как важнейшие элементы культуры цивилизации, выполняющие определенные специфические функции по социализации личности в многонациональном обществе. Многие ученые отмечают, что духовная культура любого этноса живет, сохраняется благодаря ее преемственности, выраженной в конкретных традициях и обычаях. В.С. Мухина подчеркивает, что «традиции предполагают передачу знания истории своего народа, национальных чувств и шире - национального характера (они являются основой развития этнического самосознания у представителя каждой народности)».

Социальную адаптацию в поликультурном социуме семья призвана обеспечить на основе:

• социализации и культурной идентификации личности;

• опоры на положительное в ребенке, принятия его как данности;

• поддержки ребенка средствами, социальной и культурной адаптации в многокультурном социуме;

• возможности самоопределиться как представителю того или иного этносоциума, той или иной культуры;

• создания условий для вступления личности в диалог с этнокультурным окружением;

• включенности личности в современные мировые цивилизационные процессы, процессы глобализации и интеграции, общекультурное мировое пространство посредством технологий интеркультурной коммуникации.

Социальная адаптация индивидуума и его интеграция в поликультурный социум рассматривается нами как двусторонний противоречивый процесс, особенность которого заключается в совместной деятельности семьи и детей. При этом задача родителей видится в том, чтобы приобщить детей к культуре, традициям своего народа, научить жизни в поликультурном и противоречивом мире. Одновременно учащийся должен не потерять в этом процессе свою индивидуальность и самобытность. Возникает проблема поиска оптимальных путей разрешения этого противоречия в пользу детей. Процесс социокультурной адаптации в поликультурном социуме должен проходить без ущемления национального самосознания и личного достоинства детей.

В этой связи видится важным исследование особенностей конкретного региона (исторических, национальных, культурных, эколого-климатических и др.); учет их экономических, социальных, психолого-педагогических приоритетов; выявление социокультурных запросов региона, и соотнесение их с потенциалом региона. Весьма важно возрождать приоритет духовности, интегративной метакультуры с учетом культурно-исторических, трудовых и семейных традиций.

Важность социально-педагогической поддержки детей в поликультурном социуме позволяет вычленить условия, способствующие наиболее эффективному решению данного процесса. По нашему мнению, таковыми могут быть:

• создание и внедрение системы педагогического мониторинга, раскрывающего положение семей и их детей в поликультурном социуме;

• соблюдение международных и государственных норм права в обеспечении педагогической поддержки и защиты детей;

• разработка и внедрение программ социальной, культурной адаптации детей в поликультурном социуме;

• усиление принципов ценностного подхода, поликультурности, культуросообразности в процессе воспитания детей в семье;

• повышение уровня профессионально-педагогической культуры педагогов и их компетентности;

• установление и наличие реальной связи семьи и школы с целью оптимальной поддержки учащихся.

Во все времена в социальном воспитании детей ведущая роль принадлежала семье и школе. Сегодня школа отвыкла работать с семьей в единой системе, не имеет четкой позиции по отношению к своему месту и значению в социуме, не оказывает существенного влияния на процесс и результат воспитания. Работа с семьей - явление для нашей страны не новое: в России всегда были обездоленные семьи, нуждавшиеся в помощи государства и благотворительных организаций. В то же время бедная семья не рассматривалась как объект, постоянно нуждающийся в поддержке и защите. Сегодня семья, наряду с репродуктивной и экономической, выполняет функцию психологическую, заключающуюся в моральной поддержке членов семьи, в создании климата и условий удовлетворения не только бытовых, но и духовных запросов живущих в семье индивидов. В этой связи интересным представляется рассмотрение в поликультурном социуме службы помощи, которая призвана обеспечить:

• полноценное гармоничное развитие ребенка, его материальное и духовное обеспечение; мягкое, ненасильственное его вхождение в многогранный мир культуры;

• формирование у детей системы интеллектуальных, семейных, моральных и духовно-нравственных ценностей;

• защитно-правовое, жизнеутверждающее поле деятельности, способствующее развитию его индивидуальности, субъектности, защищенности в микросреде семьи и поликультурного социума.

Помочь ребенку прожить радостно детство, сконцентрировать свои силы для борьбы с негативными явлениями наряду с семьей призван социальный педагог, который, кроме своего основного предназначения - учить детей, выполняет функции:

• посредника, связующего звена между семьей, ребенком и социальными институтами, службами помощи и поддержки, призванными заботиться не только об этом ребенке, но и о всей семье; защитника интересов как самих детей, так и семьи в целом;

• ведущего организатора и непременного участника совместного диалога в деятельности детей и взрослых, призванного способствовать раскрытию всех внутренних резервов семьи, личностных особенностей ребенка; духовного наставника, осуществляющего социальную адаптацию семьи в окружающем поликультурном социуме;

• социального аниматора-терапевта, помогающего предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации в индивидуальном общении ребенка с другими людьми, в его развитии; содействующего установлению контактов с разнообразными социальными институтами;

• общественного эксперта в постановке «социального диагноза», определяющего методы допустимой компетентной педагогической коррекции в решении проблем учащихся и их семей.

В качестве первоочередных задач, стоящих в области укрепления современного института семьи, являются следующие: исследование вопросов положения семьи в современном обществе, её функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи семье, совершенствованию семейных отношений в целом; обеспечение выполнения федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; выполнение правительством РФ и местными органами власти законодательства, федеральных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей.

Государство, общественные организации, религиозные объединения, предприниматели, ученые, журналисты должны сделать все, чтобы обеспечить семье поддержку. Без учета интересов семьи никогда не сможет реализоваться государственная политика, направленная на возрождение России.

Приоритетным направлением семейной политики, как на государственном, так и на региональном уровне, является обеспечение социальных гарантий и улучшение благосостояния семей с детьми, поскольку именно семья представляет наиболее комфортные условия для рождения и воспитания детей, ей также принадлежит роль связующего звена между удовлетворением индивидуальных потребностей членов семьи и обеспечением функционирования семьи в интересах общества.

Таким образом, государственная семейная политика на современном этапе развития отражается в социальном и материальном обеспечении семьи и детства. Особенное внимание уделяется охране семей, имеющих детей, и всячески стимулируется рождаемость. Приоритетным направлением является формирование притягательного имиджа семьи в глазах молодого поколения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значение семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение детей, передача материальных и духовных ценностей, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ и др.

Государственная семейная политика, объектом которой является семья, формируется на основе закономерностей функционирования института семьи.

Согласно Концепции сбережения населения, государственная семейная политика, являясь важным направлением современной социальной политики, представляет собой комплекс целенаправленных мер, реализуемых федеральными, региональными, муниципальными органами управления в отношении института семьи. Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического и культурного развития общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Холостова Е.И. Социальная работа и социальная сплоченность общества. M.: Дашков и К, 2014. - 127 с.

2. Aнтонов A.K Mикросоциология семьи. - M.: Издательский дом «Nota Bene», 1998. -360 с.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - M., 1994. - 20S с.

4. Mудрик A.B. Социальная педагогика: учебное пособие. - M, 2000.- 192 с.

5. Дармодехин С.В. Семья и семейная политика: проблемы научной разработки // Проблемы семьи и семейной политики: Сб. науч. трудов. Выпуск 3. - M., 1993.

6. Семейный кодекс РФ: принят Государственной Думой РФ 8.12.1995 г. (со всеми последующими изменениями и дополнениями). - M.: Спарк, 1995. - 207 с.

7. Волков, A.r. Семья - объект демографии / A.r. Волков - M. : Mbion^ 1986 - С. 25-2S.

S. Mакаренко A.C О родительском авторитете. // A.C Mакаренко. Сочинения в семи томах. M.: Издательство Aкадемии педагогических наук, 1957. - Том 4. - С. 351-360.

Рецензент: Федотова Ольга Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики высшего образования Южного федерального университета.

Vladimir Borisenkov

Sholokhov Moscow State University for the Humanities

Russia, Moscow vlad_boris39@mail.ru

Ol'ga Gukalenko

FSSI «The Institute of Social Pedagogy», the Russian Academy of Education

Russia, Moscow olga_gukalenko@mail.ru.ru

The institution of the family and family policy in modern Russia: problems, trends and prospects

Abstract. The role of the family as a unique subsystem of the state, able to accomplish successfully specific functions of reproduction and the socialization of new generations is shown in the article. The factors contributing to the weakening of family influence on the younger generation are characterized; features and trends that characterize the transformation of the institution of the family are installed. On the bases of the analysis of statistical data it is shown that the inefficiency of the state family policy was determined by the incompleteness of the reform of the social sphere, its transition to a market economic mechanisms and appropriate reform of distribution relationships. The substantial characteristic of the modern trends of state family policy of the Russian Federation is given: strengthening and development of the family institution, conservation and restoration of traditional family values; improving the situation of families with minor children, family protection, including from illegal interference in family life, and providing assistance in the implementation of the basic educational functions. Forming potential of the work of a social pedagogue acting professional roles of a mediator, an advocate, organizer and mentor is shown; the leading directions of educational prevention activities in the area of family relations are defined. Based on the analysis of the regulatory framework and strategic documents in the sphere of development of the state family policy priorities of different social factors, influencing the strengthening of families and the promotion of intellectual, family, moral, and spiritual and moral values of the younger generation are established.

Keywords: family; family policy; family functions; social pedagogue; teaching prevention; family strengthening; policy.

REFERENCES

1. Holostova E.I. Social'naja rabota i social'naja splochennost' obshhestva. M.: Dashkov i K, 2014. - 127 s.

2. Antonov A.I. Mikrosociologija sem'i. - M.: Izdatel'skij dom «Nota Bene», 1998. - S. 360.

3. Bocharova V.G. Pedagogika social'noj raboty. - M., 1994. - S. 208.

4. Mudrik A.V. Social'naja pedagogika: uchebnoe posobie. - M, 2000 g.

5. pervoocherednyh merah po sozdaniju gosudarstvennoj sistemy social'noj pomoshhi sem'e v RSFSR. Postanovlenie Sovmina RSFSR ot 31.05.1991 № 299 // http://www.bestpravo.ru/sssr/yi-zakony/s1o.htm

6. Volkov, A G. Sem'ja - ob#ekt demografii / A G. Volkov - M.: Mysl', 1986 - S.25-28.

7. Makarenko A.S. O roditel'skom avtoritete. // AV.S. Makarenko. Sochinenija v semi tomah. M.: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskih nauk, 1957. Tom 4. S. 351-360.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.