Научная статья на тему 'Государственная семейная политика: региональный аспект'

Государственная семейная политика: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3794
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / БРАК / ДЕТСТВО / КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ / FAMILY / STATE FAMILY POLICY / FAMILY FUNCTIONS / REGIONAL FAMILY POLICY / MARRIAGE / CHILDHOOD / THE CONCEPT OF STATE FAMILY POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тюменцева Галина Ивановна

В статье показаны процессы трансформации семьи в современном западном мире, в том числе в России, как уникального социального института. На основе анализа статистических данных обозначены кризисные моменты его развития через основную репродуктивную функцию. В рамках преодоления этого кризиса доказывается необходимость и неизбежность проведения государственной семейной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Выявляется специфика ее современного этапа. Представлен анализ региональной государственной политики на примере субъекта Российской Федерации Омской области, обозначены основные ее направления и механизмы реализации. Даны рекомендации по совершенствованию государственной семейной политики, укреплению и развитию института семьи, сохранению и восстановлению традиционных семейных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Family Policy: Regional Aspect

The article shows the processes of family transformation in the modern Western world, including in Russia, as a unique social institution. Based on the analysis of statistical data, the crisis moments of its development are indicated through the main reproductive function. As part of overcoming this crisis, the necessity and inevitability of the state family policy, both at the federal and regional levels, is proved. The specific features of the current stage of this policy are revealed. The analysis of regional state policy is presented on the example of the subject of the Russian Federation Omsk Region, its main directions and mechanisms of implementation are indicated. Recommendations were made on improving state family policy, strengthening and developing the family institution, preserving and restoring traditional family values.

Текст научной работы на тему «Государственная семейная политика: региональный аспект»

УДК 37.061

Б01: 10.19073/2306-1340-2018-15-4-392-399

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА: _РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

ТЮМЕНЦЕВА Галина Ивановна*

И [email protected]

Ул. Короленко, 12, Омск, 644010, Россия

Аннотация. В статье показаны процессы трансформации семьи в современном западном мире, в том числе в России, как уникального социального института. На основе анализа статистических данных обозначены кризисные моменты его развития через основную репродуктивную функцию. В рамках преодоления этого кризиса доказывается необходимость и неизбежность проведения государственной семейной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Выявляется специфика ее современного этапа. Представлен анализ региональной государственной политики на примере субъекта Российской Федерации -Омской области, обозначены основные ее направления и механизмы реализации. Даны рекомендации по совершенствованию государственной семейной политики, укреплению и развитию института семьи, сохранению и восстановлению традиционных семейных ценностей.

Ключевые слова: семья, государственная семейная политика, функции семьи, региональная семейная политика, брак, детство, концепция государственной семейной политики.

State Family Policy: Regional Aspect

Tyumentseva Galina I.**

M [email protected]

12 Korolenko st., Omsk, 644010, Russia

Abstract. The article shows the processes of family transformation in the modern Western world, including in Russia, as a unique social institution. Based on the analysis of statistical data, the crisis moments of its development are indicated through the main reproductive function. As part of overcoming this crisis, the necessity and inevitability of the state family policy, both at the federal and regional levels, is proved. The specific features of the current stage of this policy are revealed. The analysis of regional state policy is presented on the example of the subject of the Russian Federation - Omsk Region, its main directions and mechanisms of implementation are indicated. Recommendations were made on improving state family policy, strengthening and developing the family institution, preserving and restoring traditional family values.

Keywords: family, state family policy, family functions, regional family policy, marriage, childhood, the concept of state family policy.

Семья является уникальным социальным институтом, посредником между человеком и обществом, транслятором фундаментальных ценностей. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений. Семья - это социальный институт, выполняющий важнейшие функции репродукции и социализа-

ции новых поколений. Сегодня, как никогда ранее, становится очевидным, что если семья перестанет реализовывать эти функции, то общество как социокультурная система деформируется и погибнет.

Именно такие процессы протекают сегодня в странах западного мира и в России: семейные ценности разрушаются, а семейный образ жиз-

* Доцент кафедры теории и истории государства и права Омской юридической академии, кандидат философских наук, доцент.

** Docent of the Department of Theory and History of State and Law at Omsk Law Academy, Candidate of Philosophical Sciences, Docent.

ни трансформируется до деградации. Эта ситуация породила два исследовательских подхода к пониманию перспектив семьи: семья как социальный институт умирает, так как не выполняет свои функции; семья не умирает, а переживает глубокий кризис, связанный с объективными процессами изменения места и роли женщины в обществе и перехода от патриархальной к эгалитарной семье. Второй подход представляется нам более состоятельным, поскольку ценность семьи, детей в массовом сознании находится по-прежнему на лидирующих позициях, глубинные установки на пожизненный брак с детьми остаются в нашей стране неизменными [2, с. 58].

Однако XX в. существенно деформировал супружескую жизнь и семейный образ жизни, а также традиционные представления людей о семье и супружестве. Одним из первых диагноз современной семье поставил русский социолог П. Сорокин в работе «Кризис современной семьи» (1916 г.) [3]. В ней он указывал на уменьшение числа детей в семье, снижение брачности и увеличение доли одиночных домохозяйств, на увеличение числа разводов, нуклеаризацию семьи, а также на снижение родительского авторитета. Обозначенные П. Сорокиным семейно-демографические тенденции в начале двадцатого века только зарождались, но гениальный ученый уже тогда сумел разглядеть будущие глобальные процессы. На протяжении двадцатого века эти кризисные тенденции прогрессировали. К ним также добавились плюрализация допустимых форм брака и сексуального поведения (сегодня более чем в двадцати странах мира легализовано однополое партнерство), гипер-эмансипа-ция женщин и феминизация мужчин, движение "сЫЫй"ее", ювенальная юстиция1.

Существует три ключевых измерения устойчивости социального института: эффективность выполнения основных функций; влияние, которое он оказывает на своих членов; влияние в обществе на другие институты. Остановимся на главном из них - функциональном.

Семья испытывала практическую потребность в детях, которые были помощниками в ра-

боте, опорой в старости, наследниками. Сегодня они скорее становятся средством эмоционального самовыражения, радостью, а для этого достаточно иметь 1-2 детей. В развитом обществе супруги научились планировать семью, и планируются обычно малодетные семьи.

После подъема уровня рождаемости в 2000-е годы в России с 2016 г. начался демографический спад, так как в репродуктивный возраст вступило малочисленное поколение 90-х. Социализированное в однодетных семьях, оно само было ориентировано на такую же модель семьи. В эти годы зафиксирована естественная убыль населения (2016 г. - на 0,01 %, 2017 г. - на 0,9 %, 2018 г. - на 2,4 %), снижение общего коэффициента рождаемости (2015 г. - 13,3; 2016 г. - 12,9; 2017 г. - 11,5; в первой половине 2018 г. - 10,7)2. Современный уровень рождаемости в России обусловлен, помимо прочего, доминированием в семейной структуре населения малодетных семей. Сегодня только 8 % семей в России воспитывают трех и более детей (в Западной Европе - 12-15 %), это на 25 % больше, чем было по данным прошлой переписи населения 2010 г., но для простого воспроизводства населения около 50 % всех семей должны иметь 3-4 детей3.

Часто даже те люди, у которых есть потребность и желание родить третьего ребенка, не могут решиться на такое действие. Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М. Топилин заявил, что среди всех россиян, живущих за чертой бедности, почти 70 % приходится на семьи с детьми, в большей степени это касается многодетных семей4. Уровень безработицы женщин в возрасте 20-49 лет, имеющих детей дошкольного возраста, растет: в 2016 г. она составляла 5,8 %; в 2017 г. - 6,4 %; в 2018 г. - 6,9 %.

Однако материальные причины не всегда являются доминирующими. По результатам социологического опроса можно выделить следующие причины прерывания беременности: 71 % женщин заявили о нежелании больше иметь детей; 86 % считают, что мало родить, нужно воспитать достойного человека; 53 % в качестве основной причины называют отсутствие помощи; 47 % опасаются,

1 Носкова А. В. Семейно-демографические проблемы современного общества. URL: http://www.pafnuty-abbey.ru/ publishing/8686/

2 Офиц. статистика. Демография // Федер. служба гос. статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/demography/

3 Сколько многодетных семей в РФ на конец 2017 года? // Жить в России. Интернет-журнал. 2017 г. URL: https://xn— -elcokda0crlaf4k.xn--p1ai/skolko-mnogodetnyih-semey-v-rf-na-konets-2017-goda/

4 Топилин связал бедность с наличием детей. URL: http://www.demoscope.rU/weekly/2018/0773/rossia01.php#15

что дети ограничат личную свободу; 32 % указали материальную причину; 18 % респондентов считают, что дети помешают карьере [1, с. 31-32].

По результатам исследования, проведенного Фондом общественного мнения 17 мая 2018 г., одного ребенка хотели бы иметь 10 % жителей России, двоих детей - 48 %, троих детей - 21 %, четверых детей и больше - 9 %. Следует учитывать, что эти данные говорят о репродуктивных установках, а не о реальном положении дел в этой сфере.

Итак, семейные ценности, имеющие для россиян традиционно высокую значимость, сегодня редуцированы до модели двухдетности, что соответствует только простому воспроизводству. В целом же по стране суммарный коэффициент рождаемости составляет лишь 1,7 при коэффициенте простого воспроизводства 2,15. Режим воспроизводства населения остается суженным5.

Показателем кризиса семьи является также увеличение числа разводов. По данным Росста-та РФ, в 2011 г. на 1000 браков приходилось 509 разводов, в 2012 г. - 529, в 2017 г. - 582, с января по сентябрь 2018 г. - 6006. При этом есть регионы, где в 2017 г. свидетельство о разводе люди получали чаще, чем о браке: Ленинградская область - 1119, Алтайская область - 1063, Республика Коми - 1033, Кировская область - 1031, Брянская область, Калмыкия - 1028, Владимирская область - 1006 (для сравнения: Чечня - 158, Ингушетия - 186, Дагестан - 324).

Если раньше специалисты часто ссылались на большое количество ранних браков в качестве причины значительного числа разводов, то сейчас таких браков стало меньше (2,5 % всех браков). Можно согласиться с утверждением, что в современном обществе произошел переход от объективных причин для расторжения брака (наличие, отсутствие детей, их количество, измена, несовпадение возрастов супругов и т. п.) к субъективным (представления о браке и брачном партнере, брачно-семейные установки) [2, с. 63]. Это делает брак менее устойчивым, объясняет разрушительные тенденции функционирования данного института.

Семья потеряла решающую роль в воспроизводстве населения. Произошло разделение

институтов брака и семьи, и, как следствие, увеличилось число детей, рожденных вне брака, в 2017 г. оно составило 33 %. Более того, идеалы индивидуализма, сексуальной свободы и независимости изменили как форму, так и содержание брака. Гражданский, или пробный, гостевой, гомосексуальный и другие виды трансформирующегося брака не нацелены на реализацию основной функции семьи.

О том, что за последнее десятилетие репродуктивная стратегия россиян претерпела важные изменения, говорит возникновение такого феномена, как чайлдфри. В России, по данным ВЦИОМ, поклонники бездетной семьи насчитывают 6 % от общего числа семей. Казалось бы, это безобидная дань моде, однако в Москве данная цифра почти в 3 раза выше (17 %)7.

В целом можно констатировать изменение ценностных ориентаций в демографическом поведении людей и общества. Равноправие, независимость, самоценность личности - эти либеральные ценности объективно приводят к отмиранию социокультурной необходимости в детях, сохраняя, скорее, биологическую потребность в ребенке. Произошла дестабилизация традиционной модели института семьи и формирование на основе нуклеарного типа семьи многообразных вариантов посттрадиционной модели. Любой переходный период сопровождается кризисом. Таков неутешительный результат модернизации семьи в постиндустриальном мире. Преодоление кризиса семьи как таковой становится жизненной необходимостью и важнейшей стратегической задачей государства.

Государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, стабилизацию авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей. Являясь важным направлением социальной политики, она ориентирована на конкретный объект - семью.

5 Жители России ответили, сколько детей хотели бы иметь. URL: https://regnum.ru/news/society/2416589.html

6 Офиц. статистика. Демография // Федер. служба гос. статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/demography/

7 «Чем мой род лучше?» Стоит ли бояться популярности чайлдфри. URL: https://www.m24.ru/articles/ obshchestvo/26012018/152095

Современная семейная политика в России - результат длительного развития, которое началось с отдельных мер по защите матери и ребенка и трансформировалось в комплексную деятельность государства по поддержке института семьи в целом. В истории возникновения и функционирования российской государственной семейной политики ученые называют различные периоды. На наш взгляд, более убедительна типология А. В. Носковой, которая выделила пять этапов и моделей государственной семейной политики: постреволюционную (1917-1926 гг.); сталинскую (1926-1953 гг.); советскую социальную (1954-1991 гг.); постсоветскую (1992 - начало 2000-х гг.); новейшую (начиная с 2000-х гг.).

Первый этап характеризуется активной интервенцией государства в частную жизнь, его стремлением искоренить многовековые семейные традиции, что получило правовую основу в первых «семейных» декретах и постановлениях советской власти.

Главной целью семейной политики второго этапа стало институциональное укрепление семьи, возврат к традиционным семейным ценностям и нормам брачного поведения, что было вызвано проблемой воспроизводства населения, связанной с большими людскими потерями в революционные и военные годы и существенным падением рождаемости. Ускоренное вовлечение женщин в сферу общественного производства в этот период актуализировало вопрос государственной помощи матерям для совмещения ими трудовой занятости с воспитанием детей. Развитие дошкольной и внешкольной детской инфраструктуры стало одной из центральных задач и достижением Советского государства в социальной сфере. В результате произошел переход к современной модели семьи с двумя работающими родителями.

Третий этап и модель государственной семейной политики характеризуется либерализацией семейных отношений. Было восстановлено право женщин на аборт (1955 г.), значительно упрощена процедура развода (1965 г.), что повлияло на трансформацию брачного и репродуктивного поведения советских людей. Массовой стала малодетная семья с одним или двумя детьми,

возникло противоречие между демографическими потребностями общества и индивидуальными репродуктивными предпочтениями граждан. В целях разрешения этого противоречия в начале 1980-х гг. руководство страны усилило меры государственной поддержки семей с детьми.

В постсоветский период на обломках советской системы социальной защиты семьи была выстроена новая парадигма государственной семейной поддержки. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»8 закрепил за семейной политикой статус самостоятельного направления. В условиях резкого расслоения общества и обнищания большой доли населения главным направлением деятельности государства в семейной сфере стала борьба с семейной бедностью, произошел переход от универсальной к адресной системе детских пособий (1999 г.). Семейная политика в связи с этим стала ассоциироваться с социальной защитой. Уничтожение детской дошкольной и внешкольной инфраструктуры, ее коммерциализация еще больше осложнили жизнь семей с детьми. Ситуация с острой нехваткой мест в детских садах обесценила передовой советский опыт.

Новейший этап развития семейной политики характеризуется, прежде всего, своей демографической направленностью. Начиная с Послания Президента Федеральному собранию РФ в 2006 г., демографическая тематика получила особый вес в риторике политических лидеров нашей страны. На авансцену семейной политики вышла поддержка рождаемости.

Помимо демографической направленности, автор выделяет еще две особенности нынешнего этапа семейной политики. Во-первых, плюрализация ее направлений, во-вторых, регионализация семейной политики, которая проявилась в передаче значительной доли ответственности за состояние семейно-демографической сферы от федерального центра регионам9.

Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. В 2006 г. началась реализация приоритетных

8 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 21, ст. 2460.

9 Носкова А. В. Эволюция государственной семейной политики в России от советских к современным моделям // Вестник МГИМО-университета : интернет-издание. 2013. № 6 (33). URL: http://www.vestnik.mgimo.ru/razdely/politologiya/ evolyuciya-gosudarstvennoy-semeynoy-politiki-v-rossii-ot-sovetskih-k

национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса», в рамках которых предусматривалось решение актуальных социальных проблем, непосредственно оказывающих влияние на развитие семьи. С 2007 г. была введена самая известная мера государственной поддержки семей с детьми - предоставление материнского капитала. В этом же году была принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351)10, особое внимание в которой уделялось укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных ценностей. Наиболее значимыми мерами в тот период являлись: повышение пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет; внедрение родового сертификата для улучшения обслуживания будущих матерей и новорожденных в лечебных учреждениях; выплата материнского капитала. Все эти меры позволяют обозначить современную семейную политику России как проната-листскую, направленную на стимулирование рождения нескольких детей в семье. Политика в области материнства и детства стала главной темой ежегодных Посланий Президента России Федеральному Собранию РФ. Распоряжением Правительства Российской Федерации в 2014 г. была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года11. Приоритетами государственной семейной политики в ней обозначены утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, повышение авторитета родителей в семье и обществе и поддержание социальной устойчивости каждой семьи.

Государственная семейная политика формируется и реализуется как многосубъектная деятельность. Важной составляющей семейной политики Российской Федерации является региональная политика. Основными направлениями оптимизации семейной политики на областном и муниципальном уровнях являются:

определение приоритетных направлений ее формирования, управленческого механизма ее реализации, информационная обеспеченность специалистов и населения.

В 2017 г. в Омской области родилось детей на 14 % меньше, чем в 2016 г. Существенно уменьшился общий коэффициент рождаемости (число рождений на 1000 населения): в 2015 г. он составлял 14,4 %; в 2016 - 13,6; в 2017 г. -11,7; в 2018 г. - 11,0 %12. Негативные тенденции вызваны значительным сокращением числа женщин детородного возраста вследствие влияния «демографических волн». Произошел сдвиг рождаемости в старшие возрастные группы женщин. Средний возраст матери в 2017 г. составил 28,2 года (в 2000 г. - 25,3), причем в муниципальных районах - 28 лет, в городе Омске - 29,3 года. Наибольшая доля рождений (39,1 %) приходится на женщин в возрасте от 25 до 30 лет. Ежегодно уменьшается доля женщин, ставших матерями в возрасте от 18 до 24 лет (в 2016 г. - 22,3 %, в 2017 г. - 21,39 %).

При этом благоприятным фактором для региона стала устойчивая тенденция к увеличению числа повторных рождений. Так, если в 2013 г. доля повторных рождений составляла 55 %, то в 2017 г. - уже 61 %. За последние пять лет число многодетных семей выросло в 1,5 раза. На начало 2018 г. в Омской области было зарегистрировано 27 530 многодетных семей, в 2017 г. их было 26 427 [4, с. 9], произошел рост числа семейных союзов (за 2017 г. зарегистрировано на 735 браков больше, чем в 2016 г.) при одновременной стабилизации разводов. Это хороший потенциал для последующего роста рождаемости.

Можно констатировать, что на региональном уровне происходят те же процессы, что и в стране в целом, однако существует специфика их протекания, что вызывает необходимость проведения региональной семейной политики. Семейную политику в Омской области осуществляет Министерство труда и социального развития, в структуре которого выделено Управление демографической и семейной политики, имеющее два отдела: отдел демографической и семейной политики и отдел социальной поддержки семьи и детей.

10 Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента Рос. Федерации от 9 окт. 2007 г. № 1351 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 42, ст. 5009.

11 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

12 Офиц. статистика. Население // Федер. служба гос. статистики по Ом. обл. URL: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/omsk/ru/statistics/population/

Разработка и реализация семейной политики в регионе в связи с ее многоаспектным характером требует разветвленной организационной структуры координационного управления различными программами и проектами. Таким координационным органом в Омском Прииртышье является областная межведомственная комиссия по вопросам демографии, семьи, женщин и детей. В результате ее деятельности в 2017 г. органам исполнительной власти Омской области, органам местного самоуправления Омской области и иным заинтересованным ведомствам дано 39 поручений, которые были выполнены. Перечислим некоторые из них.

1. Разработаны и внедрены пилотные комплексные модели профилактики социального сиротства.

2. Омская область в числе первых 5 российских регионов приступила в 2017 г. к реализации проекта «Наставники: не рядом, а вместе». Проект предполагает закрепление за воспитанниками и выпускниками организаций для детей-сирот, детьми, проживающими в замещающих семьях, наставников из числа руководителей органов исполнительной власти Омской области.

3. Омская область стала участницей в 2018 г. подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. Государственную поддержку на улучшение жилищных условий получат не менее 100 молодых семей региона.

4. Увеличено до 60,1 % число врачей акушеров-гинекологов, которым в оценку эффективности работы введен показатель «Число отказов женщин от прерывания беременности после проведенного консультирования».

5. Омским областным отделением Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» совместно с общественными организациями региона в рамках проекта «Семейные ценности - основа крепкой и дружной семьи» организованы мероприятия по обмену опытом в реализации проектов, направленных на укрепление института семьи, пропаганду семейных ценностей13.

Основными механизмами региональной семейной политики являются среднесрочные программы и планы. В развитие Концепции государственной семейной политики в Российской

Федерации на период до 2025 года в регионе был принят План мероприятий на 2015-2018 годы по реализации в Омской области первого этапа Концепции.

Эффективность реализации плана анализируется по 25 индикаторам. В результате в 2016 и 2017 гг. создано 819 мест в детских садах, 745 мест в частных дошкольных учреждениях, увеличилось число многодетных семей до 27,1 тыс., семейных клубов до 465 единиц. При содействии службы занятости нашли работу почти 800 граждан, имеющих малолетних детей, среди них многодетные родители и родители, воспитывающие детей-инвалидов. На временные рабочие места в свободное от учебы время трудоустроено более 12,7 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет. Реализовано 37 социально ориентированных проектов. Таким образом, значения целевых индикаторов плана были в основном достигнуты, что способствовало улучшению положения семей и детей, проживающих на территории Омской области14.

Многодетные семьи нуждаются в особой защите и заботе государства. Членам многодетных семей в 2017 г. были предоставлены денежный эквивалент скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета на сумму 470,57 млн руб., 30 поездок по одной электронной транспортной карте в течение календарного месяца (объем расходов по этому направлению финансирования в 2017 г. составил 376,3 млн руб.). Кроме того, указанным семьям для индивидуального жилищного строительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки. В 2017 г. был запущен новый информационный ресурс «Социального навигатора» для многодетных семей, который содержит материалы обо всех мерах социальной поддержки многодетных семей, предоставляемых в регионе. Уже 12 лет реализуется проект «Семья года», предполагающий премию Губернатора Омской области. В настоящее время премия вручается уже по 10 номинациям. С 2018 г. ее размер увеличен до 100 тыс. руб.

Важнейшим направлением государственной семейной политики является поддержка семей с совокупным доходом ниже прожиточного минимума, воспитывающих детей в возрасте до 16 лет. Выплата пособия на ребенка

13 Областная межведомственная комиссия по вопросам демографии, семьи, женщин и детей. URL: http://www. omskmintrud.ru/?sid=12474

14 Значение целевых индикаторов плана мероприятий. URL: http://www.omskmintrud.ru/?sid=18920

по-прежнему остается самой массовой выплатой из средств областного бюджета. В целях развития позитивных демографических тенденций Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»15 с 1 января 2018 г. установлена ежемесячная выплата при рождении (усыновлении) первого ребенка в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации (9323 руб. - в Омской области) до достижения ребенком возраста полутора лет. Выплата производится за счет субвенций федерального бюджета. Семьям, имеющим детей, предоставляются также меры налоговой поддержки. На территории Омской области в общей сложности осуществляется назначение 19 видов пособий и выплат семьям с детьми, 8 из которых финансируются из областного бюджета [4, с. 11-12, 14-15].

С 2017 г. в практику работы в сфере защиты материнства, отцовства и детства внедрены инновационные социальные технологии. Центром защиты материнства «Нечаянная радость» реализован проект «Единая служба оказания помощи беременным женщинам и женщинам с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации». В январе 2017 г. Центром при поддержке Минтруда открыт приют «Мамина радость», рассчитанный на одновременное проживание пяти женщин с новорожденными детьми и (или) пятью детьми дошкольного возраста. Общественной организацией помощи семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, «Ты не один» проведен конкурс «Лучший многодетный отец Омской области-2017». Следует отметить, что это первая инициатива в регионе по проведению конкурса, направленного на повышение роли отца в семье. Призовая сумма конкурса - 1 млн руб. В рамках мероприятий, посвященных Дню матери, организованы: рекламная кампания «Я - мама!», фестиваль «От матери -к дочери, от отца - к сыну», панельная дискуссия «Современное материнство как социальное явление» и много других мероприятий [4, с. 18].

В последние годы в регионе развивается инфраструктура служб раннего выявления семейного неблагополучия, чтобы предотвратить отобрание ребенка из семьи или лишение родительских прав. В 2017 г. количество родителей, ограниченных в родительских правах, умень-

шилось на 8 % по сравнению с прошлым годом (в 2016 г. - 152, в 2017 г. - 140). Особая роль в системе профилактики семейного неблагополучия в Омской области отводится 38 комплексным центрам социального обслуживания населения; 8 социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних; реабилитационному центру для детей и подростков с ограниченными возможностями; центру социальной адаптации несовершеннолетних «Надежда» с социальной гостиницей для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличилось число несовершеннолетних, охваченных семейными формами жизнеустройства: 803 ребенка вернулись в родные семьи, 161 - передан под опеку, 29 - устроены в приемные семьи. В целях формирования оптимальной среды для развития и социализации несовершеннолетних на базе детских стационарных учреждений социального обслуживания действует служба медиации.

В Омской области также функционирует «телефон доверия», к которому подключены 5 служб. За 2017 г. на «телефон доверия» поступило 18 076 звонков, в том числе 10 284 - от детей и подростков. Центром социальной адаптации несовершеннолетних реализуется новая программа по комплексной социальной адаптации вступивших в конфликт с законом несовершеннолетних и их семей.

На втором этапе реализации Концепции (2019-2025 гг.) основной акцент будет сделан на развитии инфраструктуры оказания услуг, организации дополнительного образования детей и взрослых, семейного отдыха, оздоровления и досуга.

Осознание необходимости совершенствования государственной семейной политики привело к тому, что в ноябре 2017 г. Президент России Владимир Путин объявил о «перезагрузке» демографической политики страны. В декабре президент подписал закон о продлении до конца 2021 г. программы материнского капитала, размер которого в 2017 г. составил 453 026 рублей. В соответствии с этим решением был продлен срок выплаты областного материнского капитала, размер которого составил 138 266,57 руб. В 2017 г. омичи получили 3,5 тыс. таких сертификатов. Из них 2 тыс. граждан воспользовались правом на использование средств маткапитала на сумму 213,3 млн рублей. Деньги они направи-

15 Рос. газ. 2017. 31 дек. 398

ли на улучшение жилищных условий, образование детей и газификацию16.

В соответствии с федеральным законодательством 2018-2027 гг. объявлены Десятилетием детства в России. Соответствующий Указ был подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. 7 марта 2018 г. был утвержден план основных мероприятий, проводимых на территории Омской области в рамках Десятилетия детства, на период до 2020 г. Сегодня это - стратегический документ, исполнителями которого являются более 50 субъектов. Он содержит 115 мероприятий, объединенных в 11 разделов. 6-7 апреля 2018 г. проведено крупное мероприятие, посвященное открытию в Омской области Десятилетия детства, - выставка-форум товаров и услуг «Вместе с семьей и детьми». Основная цель проведения выставки-форума была достигнута: продемонстрированы достижения региона по созданию комфортной, доступной и доброжелательной среды для жизни семей с детьми.

Отметим, что усилия родителей Омской области в воспитании детей высоко оценены на региональном и федеральном уровнях. В настоящее время более 1,2 тыс. многодетных матерей и отцов награждены государственными наградами Омской области за воспитание детей (медалями «Материнская слава» и «Отцовская доблесть»), а 4 семьям в соответствии с Указом

Президента РФ вручена федеральная награда -орден «Родительская слава»17.

Можно констатировать, что в регионе накоплен уникальный опыт реализации семейной политики. Вместе с тем остается ряд нерешенных вопросов.

Установка на постоянное одностороннее воздействие, бесконечную помощь ослабляет общество. Следует рассматривать семью не только как объект государственной поддержки, но и как активный субъект ее жизнедеятельности и государственно-семейных отношений. Для этого, на наш взгляд, необходимы: обеспечение максимально возможной занятости через различные формы собственности, при которой за добросовестный труд семья получала бы доход, способный поддержать приемлемый уровень жизни; совершенствование системы кредитов для укрепления материальных позиций семьи; развитие системы учреждений социального обслуживания населения и подготовка квалифицированных социальных работников; повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; профилактика семейного неблагополучия.

Не требует доказательств утверждение, что в настоящее время главной задачей семейной политики становится укрепление самого института семьи, общественное признание ценностей семейного образа жизни, деторождения и воспитания детей как главного условия устойчивого функционирования общества. Семейная политика, направленная не только на поддержку отдельных семей, но и на преодоление кризиса семьи как таковой, - жизненная необходимость.

Список литературы

1. Балина Т. Н. Репродуктивные установки женщин в контексте законодательного права на аборт // Философия права. 2018. № 1. С. 28-34.

2. Лактюхина Е. Г., Антонов Г. В. Причины развода в современной России // Народонаселение. 2016. № 4. С. 57-68.

3. Сорокин П. А. Кризис современной семьи // Вестник Московского университета. Сер.: Социология и политология. 1997. № 3. С. 65-79.

4. Степкина Е. Е. Доклад о соблюдении прав и интересов ребенка на территории Омской области в 2017 году : ин-форм.-аналит. обзор. Омск : б. и., 2018. 152 с.

References

1. Balina T. N. Reproduktivnye ustanovki zhenshchin v kontekste zakonodatel'nogo prava na abort [Women's Reproductive Attitudes in the Context of the Legislative Right to Abortion]. Filosofiya prava - Philosophy of Law, 2018, no. 1, pp. 28-34.

2. Laktyukhina E. G., Antonov G. V. Prichiny razvoda v sovremennoi Rossii [Causes of Divorce in Modern Russia]. Narodonaselenie - Population, 2016, no. 4, pp. 57-68.

3. Sorokin P. A. Krizis sovremennoi sem'i [Crisis of Modern Family]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya: Sotsiologiya i politologiya - Moscow State University Bulletin. Series: Sociology and Political Science, 1997, no. 3, pp. 65-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Stepkina E. E. Doklad o soblyudeniiprav i interesov rebenka na territorii Omskoi oblasti v 2017godu [A Report on the Observance of the Rights and Interests of Children in the Territory of the Omsk Region in 2017]. Omsk, 2018, 152 p.

16 Региональный маткапитал в Омской области продлили до 2021 года. URL: http://bk55.ru/news/article/127956/

17 Десятилетие детства в Омской области. URL: http://www.omskmintrud.ru/?newsid=20392

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.