Научная статья на тему 'Управление социальными программами помощи семье и детям как ключевой элемент семейной политики во Франции'

Управление социальными программами помощи семье и детям как ключевой элемент семейной политики во Франции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
722
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМА / ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ / SOCIAL WORK / FAMILY POLICY / SYSTEM / AID PROGRAMS TO FAMILY AND CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дёмкина Елена Владимировна, Таова Милана Шалиховна

Раскрываются теоретические аспекты семейной политики. В качестве ключевого элемента семейной политики как системы рассматриваются программы помощи семье и детям. Авторами приводится анализ современной семейной политики в целом, а также более подробно освещены программы помощи семье и детям во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дёмкина Елена Владимировна, Таова Милана Шалиховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF SOCIAL AID PROGRAMS TO FAMILY AND CHILDREN AS THE KEY ELEMENT OF FAMILY POLICY IN FRANCE

The paper discloses theoretical aspects of family policy. Specifically, aid programs to family and children are considered as a key element of family policy as system. Authors provide the analysis of modern family policy in general and shed light in detail on aid programs to family and children in France.

Текст научной работы на тему «Управление социальными программами помощи семье и детям как ключевой элемент семейной политики во Франции»

УДК 316.356.2:364.07 ББК 60.561.5 Д 30

Е.В. Дёмкина

Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

М.Ш. Таова

Студентка 4 курса факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ

ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ВО ФРАНЦИИ

(Рецензирована)

Аннотация. Раскрываются теоретические аспекты семейной политики. В качестве ключевого элемента семейной политики как системы рассматриваются программы помощи семье и детям. Авторами приводится анализ современной семейной политики в целом, а также более подробно освещены программы помощи семье и детям во Франции.

Ключевые слова: социальная работа, семейная политика, система, программы помощи семье и детям.

E.V. Demkina

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Social Psychology of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

M.Sh. Taova

Four-year student of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

MANAGEMENT OF SOCIAL AID PROGRAMS TO FAMILY AND CHILDREN AS THE KEY ELEMENT OF FAMILY POLICY IN FRANCE

Abstract. The paper discloses theoretical aspects of family policy. Specifically, aid programs to family and children are considered as a key element of family policy as system. Authors provide the analysis of modern family policy in general and shed light in detail on aid programs to family and children in France.

Keywords: social work, family policy, system, aid programs to family and children.

Под семейной политикой в рамках современной научной литературы выступает определенная система практических мер, направленных на то, чтобы оказать материальную помощь семьям с детьми, предоставить им ряд определенных гарантий

социальной направленности, цель которых заключается в обеспечении эффективного функционирования современных семей в интересах всего общества, смягчить экономические проблемы данных семей, как можно более полно удовлетворить

семейные нужды. По мнению отечественного специалиста А.В. Ковалевой, основной целью семейной политики целесообразно рассматривать оказание всесторонней помощи и поддержки современным семьям, институтам материнства и детства. Ее основы непосредственно касаются улучшения жилищных проблем, проблем, которые затрагивают процессы воспитания и социализации детей, трудоустройства матерей, охраны здоровья и многое другое [1].

Семейная политика - это определенная система, а одним из ее ключевых элементов выступают программы помощи семье и детям. И именно от их эффективной разработки и реализации на практике зависит успешность семейной политики и в целом социальная обстановка во всем обществе в целом.

На сегодняшний день Российскую Федерацию продолжает преследовать проблема уменьшения размеров семьи и ее нуклеаризации. Наблюдается снижение уровня рождаемости (в 2017 году родилось 1,69 млн детей, что на 203 тыс. меньше, чем в 2016 году) и большое количество разводов (2016 год - 875 разводов на 1000 браков, а в 2017 году - 829 разводов на 1000 браков), как результат, увеличивается количество неполных семей и внебрачных рождений [2].

Одним из направлений развития семейной политики России является рассмотрение мирового опыта по данному вопросу. Так, М.А. Авдеева отмечает в своей научной работе, что Францию можно охарактеризовать тем, что семейная политика данного государства является не только целостно сформированной, но и имеющей четкие цели и задачи и законодательно закрепленной. Следует обратить внимание и на тот факт, что французская семейная политика в исторической ретроспективе была подвержена большому количеству значимых изменений, касающихся ее целей, приоритетов, ориентации и методов реализации и

произошедших под влиянием целого ряда различных факторов, к которым можно отнести социальные сдвиги, экономическую конъюнктуру, демографическую ситуацию в стране и др. [3].

Семейная политика Франции на сегодняшний день по праву одна из лучших и самых эффективных не только в Европе, но и во всем мире. Государство, которое совершило «второй демографический переход», последние двадцать лет демонстрирует показатели, характеризующие рост рождаемости населения. Так, по состоянию на 31.12.2016 г., значение суммарного коэффициента рождаемости (СКР) было равно 2,07 ребенка на одну женщину. Данное значение соответствует уровню воспроизводства (так, например, в России значение суммарного коэффициента рождаемости на аналогичный период времени (1,56 ребенка на женщину). Причем рождаемость среди коренного населения не намного ниже, чем среди мигрантов (СКР примерно 1,9 ребенка на женщину). Численность многодетных семей примерно в 2,5 раза больше, чем в России [3].

На основании использования сбалансированной системы социальной поддержки семей и детей и разработанной политики ключым направлением выступает увеличение уровней занятости и доходов населения. Результатом является то, что во Франции за последние двадцать лет значения показателей рождаемости находятся в положительной динамике и при этом на их значения практически не влияет экономическая ситуация, существовавшая на тот или иной период времени в государстве. По нашему мнению, важно также отметить тот факт, что данные высокие положительные показателей рождаемости показаны государством, население которого имеет весьма низкий уровень религиозности, оказывающий, в свою очередь, в большинстве случаев существенное влияние на настроение населения, а,

следовательно, и на значения демографических показателей.

Руководством Франции была создана собственная система, основанная на всех вызовах двадцатого века, с которыми сталкивались развитые государства. К таковым целесообразно отнести и старение населения, и индустриальную революцию, и рост уровня занятости женщин и др. Учитывая влияние данных факторов, во Франции постоянно совершенствовалась и на сегодняшний день также совершенствуется национальная семейная политика. Фундаментом семейной политики данного государства в современной научной литературе по теме исследования рассматриваются три концептуальных подхода, являющихся ключевыми:

1. Семейный характер политики - это значит, что основным направлением ее реализации должна выступать вся семья как единое целое, а не члены данной семьи по отдельности. В связи с этим всем налоговым льготам и социальным мерам, действующим во Франции, присущ непосредственно семейный характер.

2. Универсальный характер политики - это значит, что помощь, оказываемая в рамках семейной политики, должна быть предоставлена всем без исключения нуждающимся семьям. Так, отметим, что большая часть выплат пособий, предоставляемых семьям, не имеет тесной взаимосвязи с уровнем доходов, имеющимся у той или иной семьи.

3. Социальный характер политики. Такое событие, как появление в семье ребенка, не должно оказывать существенного негативного влияния на уровень жизни данной семьи. Так, во Франции разработан и реализован целый комплекс мер, направленных на оказание помощи семьям с низким уровнем дохода, например, предоставление бесплатного дошкольного и школьного образования. Все эти меры в качестве своей итоговой цели рассматривают

гарантию предоставления семьями своим детям одинакового социального старта [4].

На основании подробного изучения современной научной литературы по теме исследования нами были сформулированы ключевые особенности французской политики в области семьи, определяющие ее успешность:

1. Приоритетность осуществления полноценной поддержки семей и детей, обусловленная наличием во Франции многолетнего национального консенсуса и объясняющая присутствие соответствующих расходов и объединения усилий со стороны не только государства, но и бизнеса, общественности и непосредственно семей.

2. Система управления семейной политикой реализуется на принципах партнерства. Координацию обеспечивает Высший совет по делам семьи и детства, который обеспечивает выработку общей стратегии и взаимодействует с Правительством, Парламентом и Генеральными советами (региональные парламенты).

3. Финансирование семейной политики складывается из государственных средств, а также из прямых поступлений части налога на доходы предприятий, части прямых налоговых поступлений других видов (в частности, части единого социального налога, налога на зарплату и других видов дохода, например, от сдачи жилья в наем, а также с некоторых специфических видов доходов, например, доходов от продажи табачных изделий), взносов благотворительных фондов и т.п.

4. Наличие главного лоббиста и управляющего партнера семейной политики - Национальной кассы семейных пособий (CNAF) и его 102 отделениями в регионах.

5. Сбалансированная система пособий и выплат (более 15 видов), в том числе на рождение, воспитание и образование детей, решение жилищных проблем, на поддержку бедных семей.

6. В состав семейной политики Франции входит не только определенная система пособий и льгот, но и на высоком уровне развитая сеть услуг, разработанная с целью оказания поддержки семьям в воспитании детей. Данная сеть подвержена постоянным изменениям (расширению) за счет того, что потребности семей тоже изменяются. Этим можно объяснить наличие постоянно обратной связи между государственными органами, которые принимают решения, и семьями, интересы и права которых представлены в большом числе ассоциаций семей и Национальном союзе семейных ассоциаций.

7. Семейная политика Франции направлена на поддержку семьи с детьми, независимо от того, в какой форме она образована.

8. В качестве одной из главных составляющих французской семейной политики выступает наличие процессов предоставления женщинам осуществления реального выбора - работать или же воспитывать своих детей.

9. Система коллективного и индивидуального ухода за малолетними детьми до 3 лет является важным элементом семейной политики.

10. Система организации ухода за детьми дополняется мерами поддержки занятости для родителей с малолетними детьми, в том числе гибких ее форм, неполной занятости.

11. Наличие действенной системы поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с рождением и воспитанием детей - беременных женщин, семей с одним родителем, многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов и семей с инвалидами.

12. Стимулирование участия работодателей и предприятий в социальной поддержке семей с детьми: государственная поддержка создания и функционирования ведомственных и межведомственных учреждений по уходу за детьми, налоговые льготы предприятиям и

др. [4].

Семейная политика во Франции основана на большом количестве предлагаемых программ помощи семье и детям в виде пособий, налоговых льгот и прямого финансирования детских учреждений, бесплатного для семей начального и среднего школьного образования. Одни программы вводились государством в рамках системы социального обеспечения, другие - прямым финансированием (налоговые льготы и детские учреждения). По новому законодательству о децентрализации важным действующим лицом в предоставлении социальной поддержки семьям с детьми стали региональные и муниципальные власти [5]. Получателями различных видов семейных пособий являются семьи с несовершеннолетними детьми, а специальные пособия выплачиваются многодетным и неполным семьям, семьям с детьми-инвалидами или малообеспеченным семьям в определенные периоды (например, перед началом учебного года).

Все программы социальной поддержки семей и детей, которые на сегодняшний день успешно реализуются во Франции, условно целесообразно разделить на 5 ключевых групп. Каждая из этих групп отвечает за эффективное решение своих специфических задач, но важно отметить, что они, как единое целое, представляют собой определенное «поле поддержки» семей, позитивно влияющее на демографическую обстановку в государстве, а также способствующее тому, что снижается уровень социального напряжения и выравнивается уровень жизни разных слоев населения Франции.

Первая группа программ помощи семье и детям - выплата семейных пособий и пособий по рождению ребенка. Вторая группа программ помощи семье и детям - выплата пособий активной солидарности (RSA). Именно эта социальная программа отвечает за создание системы активного поведения неработающих бедных в поиске своего места

на рынке труда, повышение образования и квалификации, а также в целом за социальную интеграцию неблагополучных граждан и семей в экономическом и социальном плане (подписание контракта социальной адаптации).

Третья группа программ помощи семье и детям -выплата жилищных субсидий и других видов помощи, связанных с жильем. Четвертая группа программ помощи семье и детям - предоставление льгот по налогам для супругов и семей с детьми. Семейная политика Франции направлена на поддержку супружества независимо от формы (официальный брак, сожительство, регистрация сожительства - ПАКС), а это является залогом того, что в семье появятся дети.

Пятая группа программ помощи семье и детям - предоставление пенсионных льгот [5]. Важнейшим направлением реализации программ помощи семье и детям во Франции является предоставление всей необходимой помощи семьям, которые находятся в кризисной ситуации в связи с нехваткой доходов. Принцип равенства распространяется на пособия, но не на налоговые преференции. Франция имеет одну из самых развитых систем налоговых преференций в мире.

Как уже отмечалось, наряду с системой семейных пособий во Франции существует и находится в постоянном развитии сеть учреждений и специальных служб по уходу за детьми-дошкольниками. Как отмечается в научной литературе по теме исследования, одним из ключевых факторов повышения уровня рождаемости в стране выступает именно наличие разработанной и эффективно работающей на практике системы присмотра за детьми.

Уровень обеспеченности семей различного рода услугами присмотра за детьми в возрасте до трех лет во Франции равен 48%, и с точки зрения экспертов данный показатель является весьма низким. Так,

если провести сравнение, то среднее значение этого показателя по странам ОЭСР равно 31%, а в Российской Федерации оно еще меньше - всего 16%. Руководством Франции в 2009 году была поставлена определенная цель, состоящая в том, что необходимо обеспечить создание за 5 лет 200 тысяч мест для детей в возрасте до трех лет в яслях муниципального типа на дому. Отметим, что, по статистическим данным 2013 года, поставленная цель была достигнута уже на 80-90%, что, несомненно, рационально рассматривать как очень действенный результат слаженной работы государства [4, 7].

Во Франции существует специальная программа помощи семье и детям под названием «Доход активной солидарности» (RSA) для семей с доходами ниже минимального гарантированного дохода. Эта социальная программа отвечает за создание системы активного поведения неработающих бедных в поиске своего места на рынке труда, повышение образования и квалификации, а также в целом за социальную интеграцию неблагополучных граждан и семей в экономическом и социальном плане (подписание контракта социальной адаптации). Границей бедности для входа в программу является минимальный гарантированный доход (МГД) как социальный минимум в стране, который значительно ниже официального уровня бедности и ниже минимума зарплаты.

На основании подробного изучения и проведения анализа отечественной и зарубежной литературы по теме выбранного исследования, а также актуальных статистических данных можно прийти к следующим логическим выводам: опыт Франции является ярким примером того, что наличие рационально разработанной и эффективно реализуемой семейной политики, являющейся по своему характеру системной и многолетней, а также большого

числа различных по содержанию программ поддержки семьи и детей, реализуемых в рамках данной семейной политики, - это ключевые инструменты, обеспечивающие устойчивый рост рождаемости до уровня, который соответствует уровню воспроизводства населения. Фундаментом успешной и действующей на практике политики следует считать присутствие в государстве достаточного уровня расходов на семейную политику, равного как минимум 4-6% ВВП и в то же время солидарного участия не только государства, но и частного сектора (бизнеса) и гражданского общества в национальной поддержке семьи и детей. Данное участие происходит за счет институтов семейной политики государства.

На сегодняшний день население Франции совсем не боится заводить большие семьи, потому что

они уверены в том, что за счет существующих в государстве мер поддержки их издержки от рождения детей, связанные с карьерой или же финансами, будут в значительной мере компенсированы. По нашему мнению, присутствие этой уверенности необходимо рассматривать не только в качестве мощного фактора репродуктивной мотивации населения изучаемого государства, но и как значимый элемент общего ощущения стабильности. Последние годы, характеризующиеся во всем мире экономическим кризисом, являются свидетельством того, что демографическое поведение семей Франции не подвержено тому, что происходит в экономике и политике. Таким образом, это и есть успешный результат реализации государственной семейной политики, отражение ее вклада в успех всей Франции - в социальной сфере, в экономике, в политике и т.д.

Примечания:

1. Ковалева А.В. Семейная политика - путь к взаимодействию: государство и семья // Ученые заметки ТОГУ. 2014. Т. 4, № 4. С. 706-713.

2. Колюков Е., Немченко И. Рождаемость в России упала до минимума за последние 10 лет // Официальный сайт бизнес-канала РБК («РосБизнесКонсалтинг»). URL: https://www.rbc.ru/society/29/01/2018/5a6ef6f59a7947507175ce75 (дата обращения: 01.10.2018 г.).

3. Авдеева М.А. Семейная политика во Франции // Вестник Московского университета. Сер. Экономика. 2016. № 4. С. 34-44.

4. Семейная политика Франции: возможности применения успешного опыта в России // Институт научно-общественной экспертизы. М.: М-Студио, 2015. 48 с.

5. La Protection sociale en France. ADECRI, 2015. 84 р.

6. Исупова О.Г. Семейная политика в развитых странах // ДемоскопWeekly. 2016. № 701-702. URL: http: //demoscope.ru/weekly/2016/0701/demoscope701.pdf (дата обращения: 03.10.2018 г.).

7. Теория и методика социальной работы / И.В. Тумайкин, С.И. Самыгин, В.В. Касьянов [и др.]. Ростов н/Д, 2018. 205 с.

References:

1. Kovaleva A.V. Family policy: a path to interaction: the state and the family // Scientific notes of TOSU. 2014. Vol. 4, No. 4. P. 706-713.

2. Kolyukov E., Nemchenko I. The birth rate in Russia has fallen to a minimum in the last 10 years // Official site of the RBC business channel (RosBusinessConsulting). URL: https://www.rbc.ru/society/29/01/2018/5a6ef6f59a7947507175ce75 (access date: 10/01/2018).

3. Avdeeva M.A. Family Policy in France // Bulletin of Moscow University. Ser. Economics. 2016. No. 4. P. 34-44.

4. Family policy of France: possibilities of applying successful experience in Russia // Institute for Scientific and Public Expertise. M.: M-Studio, 2015. 48 pp.

5. La Protection sociale en France. ADECRI, 2015. 84 pp.

6. Isupova O.G. Family Policy in developed countries // Demoscope Weekly. 2016. No. 701-702. URL: http: //demoscope.ru/weekly/2016/0701/demoscope701.pdf (access date: 03.10.2018).

7. Theory and methods of social work / I.V. Tumaykin, S.I. Samygin, V.V. Kasyanov [et al.]. Rostov-on-Don, 2018. 205 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.