Научная статья на тему 'Социальные программы помощи семье и детям в Ирландии и Нидерландах'

Социальные программы помощи семье и детям в Ирландии и Нидерландах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1554
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМА / ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ / SOCIAL WORK / FAMILY POLICY / SYSTEM / FAMILY AND CHILDREN ASSISTANCE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дёмкина Елена Владимировна

Раскрываются теоретические аспекты семейной политики. В качестве ключевого элемента семейной политики как системы рассматриваются социальные программы помощи семье и детям. Авторами проводится анализ современной семейной политики в целом, а также более подробно освещены программы помощи семье и детям в Ирландии и Нидерландах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AND CHILDREN SOCIAL ASSISTANCE PROGRAMS IN THE NETHERLANDS AND IRELAND

The paper discusses the theoretical aspects of the family policy. Family and children social assistance programs are considered as a key element of the family policy as a system. Authors carry out the analysis of the modern family policy in general. Also family and children assistance programs in the Netherlands and Ireland are elucidated in more detail.

Текст научной работы на тему «Социальные программы помощи семье и детям в Ирландии и Нидерландах»

УДК 364.07(410/492) ББК 60.561.7 Д 30

Е.В. Дёмкина

Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: demkina72@mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ В ИРЛАНДИИ И НИДЕРЛАНДАХ

(Рецензирована)

Аннотация. Раскрываются теоретические аспекты семейной политики. В качестве ключевого элемента семейной политики как системы рассматриваются социальные программы помощи семье и детям. Авторами проводится анализ современной семейной политики в целом, а также более подробно освещены программы помощи семье и детям в Ирландии и Нидерландах.

Ключевые слова: социальная работа, семейная политика, система, программы помощи семье и детям.

E.V. Demkina

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Pedagogy and Social Psychology of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: demkina72@mail.ru

FAMILY AND CHILDREN SOCIAL ASSISTANCE PROGRAMS IN THE NETHERLANDS AND IRELAND

Abstract. The paper discusses the theoretical aspects of the family policy. Family and children social assistance programs are considered as a key element of the family policy as a system. Authors carry out the analysis of the modern family policy in general. Also family and children assistance programs in the Netherlands and Ireland are elucidated in more detail.

Keywords: social work, family policy, system, family and children assistance programs.

Современные реалии характеризуются реализацией широкого спектра эффективных социальных программ и мероприятий, направленных на оказание помощи семье и детям во всем мире, что доказывает активное устремление мирового сообщества к улучшению системы материнства и детства. Качественные и количественные показатели систем социальной помощи семье и детям в европейских странах в большей степени зависят от уровня экономического развития определенной страны, а степень интеграции субъектов социальной

защиты семьи, материнства и детства (негосударственных и государственных институтов) находятся в тесной взаимосвязи с намеченной социально-экономической моделью. Необходимо понимать, что системы социальной защиты и программы помощи семье и детям в каждой стране формировались исторически и, несмотря на их однотипность и сходство решаемых задач, имеют принципиальные отличия в организации, подходах и принципах. В этой связи можно выделить три модели социальной защиты семьи и детей за границей.

Первая модель базируется на максимальном участии государственного сектора в системе социальной защиты семьи, материнства и детства. Такая модель характерна для многих европейских стран, в том числе и для Ирландии. В основе государственной политики и разрабатываемых программ помощи семье и детям лежит забота о здоровье матери и ребенка посредством перераспределения доходов в пользу семей, имеющих детей, зачастую с упором на их количество. Системы образования и здравоохранения являются бесплатными и общедоступными.

В Ирландии, впрочем, как и во всех европейских государствах признается важнейшим социальным институтом, в котором воспитываются и рождаются новые поколения, где осуществляется их социализация, где эти поколения обретают психологическую и экономическую поддержку [1]. Программы и меры государственной поддержки и помощи семей с детьми в европейских странах крайне разнообразны. В рамках социальной помощи и защиты семьи, материнства и детства данные семьи имеют право на:

- медицинское обслуживание женщин в период беременности и родов;

- оплату и предоставление декретных отпусков;

- наблюдение за детьми младшего возраста;

- право на отпуск по уходу за детьми (родительский отпуск);

- налоговые ссуды, льготы под низкие проценты (или субсидии) для аренды или приобретения жилья;

- семейные пособия на детей и пр. [2].

В Ирландии действует служба планирования семьи, женщины имеют доступ к контрацептивам, воспрещено увольнение беременной женщины и гарантируется сохранение ее рабочего места на период декретного отпуска. Отпуск по беременности и родам ирландским

женщинам оплачивается в размере от 50% до 90% заработка.

Однако, по сравнению с другими западными государствами, в Ирландии уровень социальной помощи семье и детям достаточно низкий. Эта сфера относится к государственной социальной политике. В конституции страны обозначено, что «государство должно предоставить бесплатное начальное образование и стремиться оказать и дополнить разумную помощь общественным и частным образовательным инициативам» [3]. Ответственным за мероприятия и программы по социальной помощи и защите семьи, материнства и детства выступает Министерство здравоохранения и охраны детства и Министерство юстиции.

Отпуск по беременности и родам составляет четыре недели до и десять недель после рождения ребенка с сохранением места работы в течение трех-четырех месяцев (однако характер работы может быть изменён). При этом не существует строгой регламентации его компенсации, которая зачастую определяется работодателем и имеет наибольший размер, т.е. 70% от зарплаты (неработающие женщины ничего не получают). Отпуск по уходу за ребенком не предоставляется. Правом на такой отпуск (без компенсации) обладают только работники государственной службы сроком на 5 лет с сохранением рабочего места.

Семейные пособия начисляются на всех детей и вне зависимости от доходов семьи. Начиная с четвертого ребенка размер пособий резко повышается. Матери-одиночки получают дополнительное детское пособие (в зависимости от дохода и прочих условий). Семьям с детьми предоставляют определенные незначительные финансовые льготы. Так, например, семьи с тремя и более детьми имеют льготы при оплате налога на жилье, а семьи с четырьмя и более детьми при проезде на автобусе и железнодорожном транспорте и др.

Детские учреждения в Ирландии являются немногочисленными и делятся на частные, государственные и полугосударственные.

В системе Министерства здравоохранения и охраны детства действует служба усыновления. Процесс усыновления в этой стране регулируется строгими рамками закона «Об усыновлении». Имеется пять государственных стандартов, необходимых к исполнению усыновителями:

- подтверждение из органов полиции, что каждый из супругов не совершал преступлений;

- предоставление свидетельств о заключении браков, сертификатов о рождении, подтверждающих документов о разводе с указанием причин;

- передача полных сведений об имеющихся собственных детях (усыновленных ранее), особенностях их здоровья, социальном положении семьи;

- предоставление полных медицинских отчетов о состоянии здоровья супругов, решивших усыновить ребенка;

- справки о доходах.

Стандарты также предусматривают наличие двух независимых рекомендаций от граждан, одна из которых должна быть засвидетельствована социальным работником, составляющим в завершение процесса описание семьи на предмет соответствия данным стандартам. После рассмотрения собранных материалов местные органы дают рекомендации в Верховный комитет по делам усыновления, который подробно изучает всю документацию и дает декларацию о готовности семьи к усыновлению. После этого Министерство юстиции дает разрешение на ввоз ребенка из другой страны или государства.

На протяжении многих лет семья усыновителей находится под наблюдением государственной

инспекции. Ребенка по ирландскому законодательству можно

переусыновить. Крайне важно, что вся государственная политика помощи и защиты семьи, материнства и детства строится таким образом, что сиротство практически отсутствует в Ирландии (детских домов практически нет, они действуют в виде церковных приютов).

Медицинское обслуживание детей в Ирландии базируется на принципах бесплатности и доступности. Также широко развит институт менеджеров по работе с больными детьми: медицинские и социальные работники обслуживают их на дому, ребенка направляют в стационар только в экстренных случаях.

В Ирландии отсутствует национальная система образования, средний начальный возраст посещения школы - 4 года. На сегодняшний день детское образование пребывает в процессе реформирования, а образовательные услуги предоставляют как частные, так и государственные учебные заведения [1].

Таким образом, в центре социальной политики помощи и защиты семьи и детей Ирландии стоят проблемы ответственности государства за развитие и укрепление семьи как общественного института, осуществляющего социализацию ребенка, обеспечение правовой защиты детей, создание надлежащих гарантированных условий их жизнедеятельности. Государственные программы помощи направлены именно на реализацию этих целей и задач.

Одна из самых продвинутых и высокоразвитых систем социальной защиты семьи и детей в мире существует в Нидерландах. На сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством главными направлениями в социальной политике Нидерландов являются:

- система льгот и субсидий и совокупность мероприятий для молодежи, объединяющих создание рабочих мест и обучение, направленных на снижение безработицы;

- трудоустройство пенсионеров и пожилых людей;

- увеличение мест в детских учреждениях в качестве стимула для привлечения женщин на рынок труда;

- помощь неработающим лицам в случае возникновения различных проблем: от уплаты задолженностей до трудностей психического плана;

- помощь в воспитании детей в случае имеющихся проблем у родителей или же при отставании их ребенка в развитии по сравнению со сверстниками;

- в отношении инвалидов принят Закон об одинаковом подходе, гарантирующий инвалидам спасение от дискриминаций и возможность стать полноценным гражданином социума [4].

Согласно ст. 20 Конституции Нидерландов за счет перераспределения национального богатства государство должно обеспечивать население. Минимальные размеры пособий и пенсий законодательно учреждаются, выступая гарантом соблюдения прав человека в плане социального обеспечения, для этого специально создаются административные структуры и финансовые рычаги управления.

Программы помощи социального обеспечения в Нидерландах включают:

- обязательное социальное страхование;

- социальное обслуживание;

- специальное обеспечение служащих (железнодорожников, военнослужащих, государственных чиновников и пр.).

Государственная система дополняется программами частного и профессионального страхования, участие в которых не является обязательным, профессиональные пенсионные программы формируются на основе коллективных соглашений или подписания договоров с компаниями-страховщиками. Все граждане Нидерландов автоматически входят в систему социального обеспечения. Граждане, работающие в Нидерландах и являющиеся

налогоплательщиками, но при этом проживающие за границей, также могут претендовать на социальное обеспечение.

Основные программы помощи семье и детям:

- при достижении 65-летнего возраста каждый житель имеет право на пенсию по старости;

- дети до 18 лет и лица, обеспечивающие их уход и содержание, имеют право на финансовую помощь со стороны государства;

- ближайшие родственники умершего, а также сироты по всеобщему закону об обеспечении ближайших родственников имеют право на предоставление пособий;

- наемные работники застрахованы в обязательном порядке и имеют право на медицинское обслуживание, выплату пособий по трудовой нетрудоспособности и безработице;

- в связи с родами женщина имеет право на выплаты по больничному листу в размере своего дневного заработка (100%) в течение 16 недель. Пособия выплачиваются по больничному листу, родам, беременности или донорской ампутации органов;

- безработные могут претендовать на получение пособия. Для этого работник обязуется за 39 недель, предшествующих утрате работы, проработать не менее 26 недель. Пособие по безработице в этом случае выплачивается в размере до 70% от минимальной заработной платы. Продолжительность выплат пособия по безработице соотносится с зарплатой и трудовым стажем и может составлять от полугода до пяти лет;

- пособие по безработице для лиц, не имеющих работодателя, например, работающих на дому и стажеров, выплачивается по принципу «страховочной сетки»;

- каждый житель Нидерландов имеет право лечиться в больнице, получать медицинскую и частично зубоврачебную помощь;

- выплата стартового пособия инвалидам юного возраста. К ним причисляются жители Нидерландов, являющиеся нетрудоспособными на день своего 17-летия, или лица, ставшие нетрудоспособными после своего 17-летия. Также предусмотрена социальная помощь лицам, не имеющим доходов или имеющим недостаточные доходы и являющимися нетрудоспособными;

- выплата пособий по нетрудоспособности работникам до 65 лет. Для получения данного пособия необходимо, чтобы лицо, на него претендующее, по прошествии 52 недель было признано нетрудоспособным для исполняемой им работы минимум на 15%. Выплаты по нетрудоспособности предоставляются сроком на пять лет. Их размер определяется степенью нетрудоспособности, возрастом на момент признания нетрудоспособности и последним заработком лица. Признается семь стадий нетрудоспособности от 15% до 80% и более. Каждой стадии соответствует установленный процент пособия, варьирующийся от 14% до70%;

- инвалиды и безработные, долго не имеющие работы лица могут рассчитывать на интеграцию в трудовом процессе. Это обеспечивает снижение финансовых рисков предпринимателей, являющихся работодателями инвалидов. Также предусматривается выплата работодателю компенсаций по дополнительным расходам, направленным на специальное приспособление и оборудование рабочих мест и т.д. Это увеличивает шансы инвалидов, ищущих работу, получить дополнительные возможности для трудоустройства

на рынке труда. Также лица, находящиеся в поисках работы, и молодые люди моложе 23 лет, не имеющие постоянной работы, могут рассчитывать на получение пособия и помощь в трудоустройстве. Для них предоставляются и оплачиваются различные учебные курсы, позволяющие улучшить их позиции на рынке труда. Кроме того, для родителей-одиночек обеспечивается прием детей в дошкольные учреждения и наблюдение за детьми до 12 лет во внеучебное время;

- бывшие предприниматели и частично нетрудоспособные безработные также имею право на предоставление пособий. Размер данных пособий зависит от возможных прочих доходов. При этом проверка их имущественного состояния не осуществляется [5].

Таким образом, резюмируя вышесказанное, хотелось бы подчеркнуть, что в Нидерландах существует одна из самых высокоразвитых систем социальной защиты в мире:

- оплата коммунальных услуг и жилья обходится в среднем семье до 25%;

- стоимость медицинского обслуживания составляет около 11% от бюджета семьи;

- траты на одежду - 7%;

- продовольствие и питание - до 21%;

- связь и транспорт - 11%;

- налоги и различные социальные выплаты - 3%.

При этом инфляция остается на крайне низком уровне - 3,3%. Социальная система Нидерландов нацелена на то, чтобы все граждане государства и все слои общества имели равные возможности.

Примечания:

1. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001. 260 с.

2. Технологии социальной работы / под общ. ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2004. 400с.

3. Шеляг Т.В. Цели и ценности государственной семейной политики // Государственная семейная политика. М.: Изд-во МГСУ, 2004. С. 146.

4. Ламбаева И.А. Социальная работа за рубежом: учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000. 110 с.

5. Система социальной защиты Голландии // Экономическая система. 2015. № 4. С. 116-128.

References:

1. Ovcharova R.V. Reference book of a social teacher. M., 2001. 260 pp.

2. Technologies of social work / Ed. E.I. Kholostova. M.: INFRA-M, 2004. 400 pp.

3. Shelyag T.V. Goals and values of the state family policy // State family policy. M.: Publishing house of MSSU, 2004. P. 146.

4. Lambaeva I.A. Social work abroad: a manual. Ulan-Ude: Publishing house of VSSTU, 2000. 110 pp.

5. The system of social protection of the Netherlands // Economic system. 2015. No. 4. P. 116-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.