Психолого-педагогические науки •••
73
Teorija i praktika obshhestv.-nauchn. Informatiki, 1991, № 2. S. 2-29. 4. Gajdarenko L. V. Tehnologija formirovanija informacionnoj kul'tury upravlencheskoj dejatel'nosti. ... Diss. kand. ped. nauk. M.,2003. 5. Grebenjuk O. S., Rokov
M. I. Obshhie osnovy pedagogiki. M., 2002. 6. Danil'chuk E. I. Metodicheskaja sistema formirovanija informacionnoj
kul'tury budushhego pedagoga. ... Diss. dokt. ped. nauk. M., 2003. 7. Zinov'eva N. B. Formirovanie lichnosti novogo
tipa: [ob informacionnoj kul'ture lichnosti] / N. B. Zinov'eva // Bibliografija. 2000. № 1. S. 33-39. 8. Zubov Ju. S.
Informatizacija i informacionnaja kul'tura / Problemy informacionnoj kul'tury: sb. st. M., 1999. S. 6. 9. Kul'turologija: uchebnik / pod red. Ju. N. Solonina, M. S. Kagana. M., 2005. 10. Mizinova L. V. Sistema formirovanija informacionnoj kul'tury studentov v uchebnom processe. ... Diss. kand. ped. nauk. Saratov, 2001. 11. Pugach O. I. Formirovanie
informacionnoj kul'tury uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh shkol kak faktor gumanizacii obrazovanija. ... Diss. kand. ped. nauk.-Samara, 2000. 12. Surchalova L. V. Mezhdisciplinarnye zadachi kak sredstvo povyshenija kachestva
obuchenija liceistov: Na primere izuchenija informatiki i sinergetiki. ... Diss. kand. ped. nauk. Saratov, 2001.
Статья поступила в редакцию 17.04.2015 г.
УДК 37.018.11
СОХРАНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
PRESERVING THE TRADITIONAL CULTURAL VALUES AS A CONDITION FOR THE OPTIMIZATION OF THE MODERN
FAMILY EDUCATION
©2015 Шихамирова Б. А., Залитинова С. А.
Дагестанский государственный педагогический университет
©2015 Shihamirova B. A., Zalitinova S. A.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье рассматривается проблема сохранения ценностей традиционной культуры в семейном воспитании. Анализируются результаты анкетирования, раскрывающие особенности приобщения детей к национальной культуре, учитывающие особенности культуры семейного воспитания детей, семейной культуры.
Abstract. The authors of the article consider the problem of preserving the traditional cultural values in the family education. They analyze the survey results, revealing the peculiarities of introducing children to the national culture, taking into account the peculiarities of the culture of the children’s family education, family culture.
Rezjume. V stat'e rassmatrivaetsja problema sohranenija cennostej tradicionnoj kul'-tury v semejnom vospi-tanii. Analizirujutsja rezul'taty anketirovanija, raskryvajushhie osobennosti priobshhenija detej k nacional'noj kul'ture, uchityvajushhie osobennosti kul'tury semejnogo vospitanija detej, semejnoj kul'tury.
Ключевые слова: воспитание, школа, семья, младшие школьники, родители, педагогическая культура, педагогический процесс, педа.гог, обща.я культура, познавательные мотивы.
Keywords: education, school, family, primary schoolchildren, parents, pedagogical culture, pedagogical process, pedagogue, common culture, cognitive motives.
Kljuchevye slova: vospitanie, shkola, sem'ja, mladshie shkol'niki, roditeli, pedagogicheskaja kul'tura, pedagog-icheskijprocess, pedagog, obshhaja kul'tura, poznavatel'nye motivy.
В современных образовательных программах, несмотря на их вариативность, тема «семьи» практически всегда стоит в списке обязательных лексических тем, однако при ее изучении происходит подмена нравственных и патриотических целей воспитания на цели, связанные с социальным и коммуникативным развитием ребенка. Так, детей учат ориентироваться в полоролевых взаимоотношениях в семье, возрастной иерархии членов семьи, называть профессии родителей, домашний
адрес, рассказывать, какая мебель стоит у них в квартире, у кого какая комната и т. д. При этом упускается нечто важное - зачем нужна человеку семья и понимание того, как страшно ее потерять. Здесь были бы скорее уместны аналогии с формированием чувства отчизны, родной природы, чем ассоциации с правилами поведения со старшими в автобусе.
Как показывает анализ целого ряда исследований по данной проблеме, для ребенка подобные правила не являются действенными,
74
• ••
Известия ДГПУ, №2, 2015
если не учитывается реальный опыт взаимодействия детей с другими людьми; если взрослые постоянно не подчеркивают в своих оценках личностную значимость для них того, что сын или дочь следует нравственным нормам; если последствия подобных поступков ребенка не сопровождаются яркими воспоминаниями о том, как были удивлены и обрадованы, или огорчены и растеряны близкие, наблюдая за поведением ребенка; наконец, если у малыша не сформировано эмоциональное предвосхищение последствий своих поступков, которое опирается на опыт эмоционального «вчув-ствования», эмпатии с героями, оказывавшимися в аналогичных ситуациях. Такой опыт, по мнению некоторых исследователей [1] можно получить только тогда, когда в процессе воспитания и обучения ребенка оказываются задействованными механизмы личностного роста в ситуациях непосредственного общения со значимым взрослым, в процессе организации совместной деятельности.
Последнее практически не учитывается при организации воспитательной работы в детском саду и начальной школе. По заключению И. М. Кононовой, цели, связанные с воспитанием, решаются не на уровне комплексных, а на уровне программно-методических разработок цикла уроков [3. C. 78]. То есть определяются интересом к данной проблеме конкретного региона, округа, района, детского сада и школы. К сожалению, если не касаться пока содержания данных программ, следует констатировать, что интерес администрации ДОУ и СОШ к проблемам воспитания дошкольников и младших школьников чаще всего связан с тем, чтобы получить возможность оказывать дополнительные платные услуги детям и их родителям. На них дети знакомятся с соответствующими историко-культурными, географическими и экологическими понятиями, реже - приобретают какие-то определенные прикладные умения, связанные с освоением тех или иных техник народных ремесел. Согласно психологическим законам, формирование чувств не должно становится средством достижения цели той деятельности, с которой они не связаны. То же самое относится и к воспитанию патриотических и нравственных чувств у дошкольников и младших школьников. Как можно формировать чувство патриотизма в процессе деятельности, которая «отвечает», по представлениям воспитанников и их родителей, за успешную подготовку к школе и формирование элементарных историкогеографических представлений или пропедевтику нарушений чтения в процессе изучения «Родного слова»?
При этом все связанные с ней проблемы воспитания решаются на уровне накопления «полезных и приятных знаний», как говорил К. Д. Ушинский, а не «знаний необходимых» [5. C. 46]. Ради чего дети усваивают предлагаемые им понятия в ситуации «дополнительного образования»? Чтобы подтвердить свою эмоциональную значимость для родителей и их знакомых, доказать им, что они много знают и
потому - «самые умные дети на свете», которых нужно любить. Те дети, у которых преобладают не познавательные, а личностные и игровые мотивы поведения, теряются в потоке разнообразной информации, получаемой на занятиях учителя, музейного педагога и воспитателей, в процессе общения с родителями и сверстниками, просмотра телевизионных передач, рекламных роликов и т. д.
В результате у них происходит смешение разных картин мира, которые не складываются в единый и целостный образ. Этому же способствует то, что впечатление, полученное на занятиях, например, по «музейной педагогике» и «формированию простейших историкогеографических понятий», оказывается крайне неустойчивым из-за того, что отсутствовала элементарная наглядность во время рассказов взрослого о том, «как появилась Москва» и не было опыта практического «действования» детей в воображаемой ситуации. Действительно, для того, чтобы проиллюстрировать такой рассказ, педагогу будут необходимы хорошие, красочные иллюстрации большого формата, аппаратура для демонстрации диафильмов, слайдов и видеоматериалов.
В крайнем случае, можно организовать экскурсии с детьми и их родителями по историческим местам города или района, как-то связанными с рассказами, услышанными на занятиях. Все это «требует не только хорошего методического обеспечения и организаторских способностей педагогов, воспитателей и родителей, но и их личностной заинтересованности в результатах того, что они делают» [4. C. 46]. Это возможно только при том условии, что взрослые выдвигают цели социальнонравственного и патриотического, духовного воспитания на первый план, возрождения традиций школы и детских садов с этнокультурным компонентом образования. На первый взгляд, все это и так есть, однако до объединения усилий школы, детского сада и семьи на этом поприще пока еще очень далеко.
Уровень общей культуры взрослых не может быть условием для сохранения окрашенных национальной спецификой культурных ценностей и смыслов, условием для возрождения традиционной культуры семейного воспитания. Он даже не может способствовать согласованию целей и задач семейного и общественного воспитания дошкольников и младших школьников. Так, по результатам наших наблюдений, в условиях семьи приоритетными являются такие задачи воспитания дошкольников, как воспитание любви к родному дому, семье, малой родине - городу, краю, воспитание у детей чувства принадлежности к своему народу, а в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) -воспитание интереса и уважения к истории Отечества, людям разной национальности, их деятельности, культуре, быту. Аналогичная ситуация наблюдается относительно расхождения целей и задач воспитания детей младшего школьного возраста в условиях семьи и школы. Так, для школы становятся приори-
Психолого-педагогические науки •••
75
тетными задачи формирования у детей запаса знаний и представлений об отношении к труду, обществу, другому человеку, самому себе, проявления терпимости к религиозным установкам людей другого вероисповедания, воспитание любви и бережного отношения к родному языку, воспитание культуры чтения на основе народного устно-поэтического наследия и отечественной литературы.
Для семей младших школьников это тоже кажется важным, но большее значение придается использованию детьми знаний о семье, роде и народе, Родине как основы для формирования своих личных ценностных ориентаций, мотивов. В итоге расхождения целей и задач воспитания у детей наблюдается относительно низкий уровень соответствия поступков и поведения представлениям и знаниям, а также умений самостоятельно ставить задачи самовоспитания.
Между тем, реальным условием «перекреста» целей и задач воспитания детей в семье и образовательном учреждении является высокий уровень проявлений отношенческого компонента, активности взрослых в сохране-
нии и трансляции взрослыми, родителями и педагогами данных ценностей. Разница в сформированности отношенческого компонента особенно очевидна при сравнении соответствующих показателей у педагогов обычных детских садов и садов с приоритетом этнокультурного и духовно-нравственного компонента воспитания и аналогичных школ. Она составляет 10 % у педагогов и 20 % - у родителей воспитанников. При этом выясняется, что чем выше уровень отношенческого компонента у родителей, тем выше он у воспитателей и учителей.
Важную роль в формировании отношенческого компонента родителей играет проведение устных и письменных опросов, бесед и консультаций по проблеме воспитания детей в условиях семьи и детского сада, начальной школы. Например, может выясниться, что родители мало играют с детьми в народные подвижные и дидактические игры и с трудом вспоминают их названия. Мы составили анкету «Национальная культура и наши дети» для родителей, которая включает следующие вопросы:
Анкета «Национальная культура и наши дети»
№ Вопросы да нет затрудняюсь ответить
1 Приобщаете ли Вы ребёнка к национальной культуре? 88 0 4
2 Считаете ли Вы важным обращать внимание ребёнка на то, к какой нации он принадлежит? 35 50 7
3 Рассказываете ли Вы ребёнку о своих предках и корнях семьи? 61 31 -
4 Устраиваете ли Вы совместные чаепития? 35 57 -
5 Читаете ли Вы ребёнку народные сказки? 30 62 -
6 Используете ли Вы в моменты общения с ребёнком народные поговорки? 39 53 -
7 Используете ли Вы дидактические игры, связанные с ознакомлением с национальными обрядами и традициями? 40 52 -
8 Используете ли Вы национальные подвижные игры в воспитании ребёнка? 38 54 -
Подытоживая наше анкетирование (было опрошено 92 родителя) и беседы с родителями, хотелось бы сделать некоторые выводы.
Большинство родителей считают важным приобщать детей к национальной культуре, но некоторые не знают, как это сделать, так как нет специализированной литературы, а другая часть родителей считает, что их дети «еще маленькие» для получения таких знаний.
Родители с высшим профессиональным образованием, приобщая детей к национальной культуре, в основном, обращают внимание на ознакомлении детей с народной литературой, и плохо ознакомлены с национальными подвижными играми, которые можно использовать в воспитании ребенка. Причинами возможных затруднений в приобщении к национальной культуре видят «влияние и пропаганду» западного образа жизни.
Родители детей с общим и полным средним, средним профессиональным образованием акцентируют внимание на использовании подвижных игр, связанных с ознакомлением с национальными обрядами и традициями. Вместо образцов устного народного творчества предпочитают рассказы «про героев» и о своей стране. Причинами затруднений в при-
общении современных детей к национальной культуре видят недостаточность литературы для родителей.
Большинство родителей детей старшего дошкольного возраста, с высшим образованием рассказывают ребёнку о предках и корнях семьи, отвечают на вопросы, интересующие ребёнка, но, в отличие от родителей со средним образованием, мало уделяют внимания и времени совместным чаепитиям и досугам со своими детьми. Также родители со средним образованием в общении с детьми, в режимных моментах больше используют фольклор.
Родители детей младшего школьного возраста во многом отвечают похожим образом. Однако обращает на себя внимание то, что цели и задачи воспитания становятся все более формализованными, перекладываются на учителей начальной школы, так как возможности их решения, средства, которые упоминают родители (использование дидактических игр, национальных подвижных игр и др.) либо остаются на прежнем уровне, либо используются все реже.
Обобщая данные, можно сказать, что родители дошкольников и младших школьников ведут работу по приобщению детей к нацио-
76
• ••
Известия ДГПУ, №2, 2015
нальной культуре, но при этом не считают важным акцентировать внимание на национальную принадлежность детей. Большинство родителей обращают внимание на то, что основную работу по приобщению детей к национальной культуре должен вести детский сад и начальная школа, а родители - только помогать в этом.
В этом заключается специфика семей, обладающих низким и средним уровнем сфор-мированности компонента педагогической компетентности в области воспитания детей. Семьи с высоким уровнем сформированности данного компонента, как уже было сказано, оказывают активизирующее влияние даже на сотрудников детского сада, и, особенно, учителей начальной школы, и обладают выраженной педагогической позицией относительно проблемы воспитания дошкольников и младших школьников.
Взаимодействия с ними как раз и является одним из самых значимых факторов эффективности сотрудничества детского сада и семьи по данной проблеме.
Изменению методической компетенции родителей способствует целый ряд факторов, учитывающих особенности культуры семейного воспитания детей, семейной культуры. В семьях с низким уровнем семейной культуры в процессе воспитания и реализации соответствующей методической компетенции на практике у родителей нередко возникает ряд проблем, с которыми взрослые не могут справиться адекватным образом. Причиной возникновения конфликтных ситуаций является то, что в таких семьях нарушаются как показатели семейной гибкости (в среднем, на 80 %), так и показатели семейной сплоченности (в среднем, на 60 %). При этом отмечается излишний контроль над самостоятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста и игнорирование их возрастной потребности в самовыражении, а также изоляция от непродуктивной, с точки зрения родителей, деятельности и общения со сверстниками. С другой стороны, в таких семьях может наблюдаться противопоставление требований родителей и воспитателей детского сада или учителей начальной школы. Анализируя выявленные особенности, родителям, относящимся к первой группе, можно рекомендовать путь оптимизации семейного воспитания, направленный на совершенствование технологического компонента семейной культуры, приобщение к ценностям и смыслам народной педагогики, знакомство с методами воспитания, характерными для нее, в процессе тренинга детско-родительских отношений, например, на основе использования народных ремесел. Овладение технологиями воспитания и общения с детьми происходит здесь на основе народных традиций и опыта культуротворческой деятельности, что благоприятно влияет на изменение стиля семейных взаимоотношений и переосмысление лежащих в их основе ценностей.
Изучение особенностей структуры семейных взаимоотношений в семьях со средним уровнем семейной культуры родителей показало, что в таких семьях показатели семейной гибкости и семейной сплоченности нарушаются реже (соответственно, на 60 % и 40 %). У родителей отмечается непонимание или неумение создавать условия для полноценного развития ребенка в семье, склонность перекладывать воспитательные функции, а вместе с тем, и долю ответственности за воспитание и развитие детей, на дошкольное учреждение и школу.
При этом большинство взрослых осознают важность единства стиля требований к ребенку, хотя и признают, что на практике это не всегда получается. Не исключением из этого является и осуществление воспитания детей в процессе организации сотрудничества семьи и воспитателей или учителей.
Родителям со средним уровнем педагогической культуры, специалисты рекомендуют путь оптимизации семейного воспитания, связанный с изменением модели семейных взаимодействий по параметру адаптивности, а также совершенствование технологического и личностно-творческого компонентов педагогической культуры. Для этого с родителями проводятся не только тренинги детскородительских отношений, но и семинары-практикумы, позволяющие продемонстрировать конкретные технологии воспитания и обучения детей в процессе осуществления патриотического воспитания в семье и детском саду, начальной школе. В семьях с высоким уровнем педагогической культуры родителей также нередко возникает ряд проблем. У таких родителей отмечается первостепенность целей формирования интеллектуальной над коммуникативной компетенцией детей в процессе приобщения детей к традиционной культуре и осуществлении воспитания. Поэтому одной из основных проблем воспитания является непомерно ранее и интенсивное обучение, завышенный уровень притязаний родителей, который не всегда соответствует возможностям детей. Показатели семейной гибкости и семейной сплоченности нарушаются реже.
Родителям, относящимся к группе семей с высоким уровнем педагогической культуры, рекомендуют путь оптимизации семейного воспитания, направленный на коррекцию модели семейных взаимодействий по параметру гибкости и оптимизацию личностнотворческого компонента педагогической культуры. Первое возможно при условии организации семейного клуба, в котором проводятся консультации специалистов, занятия по интересам родителей, демонстрируются приемы и методы совместной работы детей и взрослых в ходе работы над творческими проектами, экскурсиями и праздниками.
Естественно, что проблематика заседаний семейного клуба и связанных с ним форм сотрудничества с родителями определяется на основе выявления интересов и запросов взрослых, но содержание занятий подбирается в
Психолого-педагогические науки •••
77
соответствии с годовым циклом народных праздников, позволяющим осуществить действенное приобщение детей и взрослых к историческому и культурному прошлому и настоящему нашего Отечества.
Использование такого подхода к работе с семьями, относящимися к разному уровню семейной культуры, в науке принято называть топологическим. Топологический подход применяют тогда, когда учета потребностей и мотивов каждой конкретной семьи недостаточно для того, чтобы организовать эффективное взаимодействие с ее членами, научить их выделять и анализировать проблемы воспитания дошкольников, искать средства и пути разрешения проблемных ситуаций, изменять неадекватные педагогические установки, не позволяющие «продвигаться» вперед, использовать опыт самообразования и культуротворческой деятельности. Данный подход предполагает формирование системы мотивационных действий на каждом этапе сотрудничества детского сада и семьи - на этапе планирования, анализа и ориентировки в социальной и образовательной ситуации, организации совместной деятельности и контроля.
При этом все направления педагогической поддержки семьи и методической работы в ДОУ и начальной школе направлены на то, чтобы способствовать формированию идентичности детей и родителей в процессе воспитания:
- формирование позитивного образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре;
- формирование преемственности между поколениями и присвоения себя к своей семье, народу, нации;
- воспитание социальных, нравственных и духовных чувств и представлений в процессе знакомства ребёнка с родной культурой;
Литература
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст]: пособие для педагогов ДОУ / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 80 с. 2. Ковальчук Л. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: пособие для воспитателя детсада / Л. И. Ковальчук. М. : Просвещение, 2005. 112 с. 3. Кононова И. М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике [Текст]: / И. М. Кононова. М. : ДиС, 2004. 256 с. 4. Магомедов А. М. Этнопедагогическая культура Дагестана [Текст]: монография / А. М. Магомедов. Махачкала, 2005. 340 с. 5. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании [Текст]: Избр. пед. соч. / К. Д. Ушинский. М.,1953. Т. 1. 244 с.
References
1. Veraksa N. E., Veraksa A. N. Child development in the preschool childhood [Text]: handbook for teachers of PEI /
N. E. Veraksa, A. N. Veraksa. M. : Mosaic-Synthesis, 2008. 80 p. 2. Kovalchuk L. I. Individual approach to the education of the child [Text]: a manual for the kindergarten teacher / L. I. Kovalchuk. M. : Prosveshchenie, 2005. 112 p.
3. Kononova I. M. Seminars and workshops on the preschool pedagogy [Text] / I. M. Kononova. M. : DiS, 2004. 256 p.
4. Magomedov A. M. Ethnopedagogical culture of Dagestan [Text]: monograph / A. M. Magomedov. Makhachkala, 2005. 340 p. 5. Ushinsky K. D. The nation in the public education [Text]: Fav. Ped. Op. / K. D. Ushinsky. M., 1953. Vol 1. 244 p.
Literatura
1. Veraksa N. E., Veraksa A. N. Razvitie rebenka v doshkol'nom detstve [Tekst]: posobie dlja pedagogov DOU / N. E. Veraksa, A. N. Veraksa. M. : Mozaika-Sintez, 2008. 80 s. 2. Koval'chuk L. I. Individual'nyj podhod v vospitanii rebenka [Tekst]: posobie dlja vospitatelja detsada / L. I. Koval'chuk. M. : Prosveshhenie, 2005. 112 s. 3. Kononova I. M. Semi-narskie i prakticheskie zanjatija po doshkol'noj pedagogike [Tekst]: / I. M. Kononova. M. : DiS, 2004. 256 s. 4. Magomedov A. M. Jetnopedagogicheskaja kul'tura Dagestana [Tekst]: monografija / A. M. Magomedov. Mahachkala, 2005. 340 s. 5. Ushinskij K. D. O narodnosti v obshhestvennom vospitanii [Tekst]: Izbr. ped. soch. / K. D. Ushinskij. M.,1953. T. 1. 244 s.
- воспитание чувства сопричастности своей семьи и Родине в процессе становления гармоничного образа малой и большой Родины.
Естественно, что это требует не просто деятельного подхода к организации их взаимодействия, но и использования современных активных форм и методов обучения (анализа проблемных ситуаций, развивающих тренингов, работы в паре, ресурсного круга, обсуждений в группе и экспертной оценки и др.). Однако в «погоне» за эффективными методами и формами обучения, новейшими образовательными технологиями, воспитывающие взрослые забывают про самих детей. Потому что ориентируются на результат, в первую очередь, на обеспечение, как сейчас говорят, «равных стартовых условий для поступления ребенка в школу», на реализацию их прав на образование. Между тем, самое главное право, реализации которого от них ждут дети - это право на любовь. Если они будут знать и чувствовать, что их любят, это и будет самым главным условием сохранения мира. В связи с этим вспоминаются слова А. С. Макаренко о том, что между нравственными знаниями, патриотическими представлениями и патриотическим, нравственным поступком «находится канавка», которую надо наполнить образцами, различными способами патриотического и, в целом, нравственного поведения. Найти такую «канавку» и сделать ее святыней - это идеал народной педагогики, к которому должен стремиться опыт сотрудничества семьи и детского сада. Возможно, этому будет способствовать проведение мониторинга эффективности взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста по проблеме воспитания и разработка соответствующих методических рекомендаций.
Статья поступила в редакцию 23.03.2015 г.