Научная статья на тему 'Педагогические условия содействия дошкольного учреждения семье в социальном воспитании старшего дошкольника'

Педагогические условия содействия дошкольного учреждения семье в социальном воспитании старшего дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1043
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ТЬЮТОР / КОНСУЛЬТАНТ / ФАСИЛИТАТОР / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SUPPORT / EDUCATIONAL SUPPORT FOR FAMILIES / COLLABORATION / INFORMATION CULTURE / TUTOR / CONSULTANT / FACILITATOR / INTERACTIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фунтусова Оксана Михайловна

В статье обращается внимание на изменения приоритетов современной российской семьи. Автором подчёркивается значение государственной образовательной политики России по оказанию содействия дошкольного образовательного учреждения семье по вопросам социального воспитания детей. Раскрыты подходы к осмыслению понятия содействия и выявлены условия, активизирующие отношение родителей к социальному воспитанию старших дошкольников. Такими условиями являются: повышение информационной культуры родителей, использование интерактивных технологий во взаимодействии с семьёй, принятие педагогом ДОУ новых ролей своей деятельности (тьютора, консультанта). Автор представляет содействие как тактику оказания помощи родителям для решения возникающих проблем в социальном воспитании старшего дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фунтусова Оксана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching Conditions to Support the Family by Preschool Institutions in Social Education of Senior Preschoolers

The article draws attention to the changing priorities of the modern Russian family. The author stresses the importance of public education policy in Russia to assist the families by preschool educational institutions in social education of children. The paper reveals the approaches to understanding the concepts of support and identifies the conditions which activate parents' attitudes to the social education of senior preschoolers. These conditions include improving parents' information culture, the use of interactive technologies in collaboration with the family and performance of the new roles by preschool teachers in their activities (tutor, consultant). The author presents support as a tactic to help parents to deal with emerging problems in the social education of senior preschoolers.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия содействия дошкольного учреждения семье в социальном воспитании старшего дошкольника»

УДК 373.2 ББК Ч 411.5

Оксана Михайловна Фунтусова,

Домашняя детская студия «АБВГДейка» (Чита, Россия), e-mail: funtusova_chita@mail.ru

Педагогические условия содействия дошкольного учреждения семье в социальном воспитании старшего дошкольника

В статье обращается внимание на изменения приоритетов современной российской семьи. Автором подчёркивается значение государственной образовательной политики России по оказанию содействия дошкольного образовательного учреждения семье по вопросам социального воспитания детей. Раскрыты подходы к осмыслению понятия содействия и выявлены условия, активизирующие отношение родителей к социальному воспитанию старших дошкольников. Такими условиями являются: повышение информационной культуры родителей, использование интерактивных технологий во взаимодействии с семьёй, принятие педагогом ДОУ новых ролей своей деятельности (тьютора, консультанта). Автор представляет содействие как тактику оказания помощи родителям для решения возникающих проблем в социальном воспитании старшего дошкольника.

Ключевые слова: содействие, педагогическая поддержка, взаимодействие, информационная культура, тьютор, консультант, фасилитатор, интерактивные технологии.

Oksana Mikhailovna Funtusova,

Children’s Home Studio “ABVGDeyka” (Chita, Russia), e-mail: funtusova_chita@mail.ru

Teaching Conditions to Support the Family by Preschool Institutions in Social Education of Senior Preschoolers

The article draws attention to the changing priorities of the modern Russian family. The author stresses the importance of public education policy in Russia to assist the families by preschool educational institutions in social education of children. The paper reveals the approaches to understanding the concepts of support and identifies the conditions which activate parents’ attitudes to the social education of senior preschoolers. These conditions include improving parents’ information culture, the use of interactive technologies in collaboration with the family and performance of the new roles by preschool teachers in their activities (tutor, consultant). The author presents support as a tactic to help parents to deal with emerging problems in the social education of senior preschoolers.

Keywords: support, educational support for families, collaboration, information culture, tutor, consultant, facilitator, interactive technologies.

Происходящие в российском государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольных образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Демографы эти изменения связывают с изменениями в системе семейных ценностей, а именно изменением форм современной семьи. Результаты последней Всероссийской переписи населения (2002 г.) обнаружили, что советскую семейную модель сменил выбор семейных моделей. В связи с этим изменились приоритеты и ценности семьи, проявляющиеся в: уменьшении численности браков; росте

незарегистрированных сожительств; большом разнообразии форм брака (гостевые и экстерриториальные союзы «браки выходного дня»); преобладании малодетных семей; в увеличении числа внебрачных детей [6].

В исследованиях, проведённых

О. Стоюниной-Здравомысловой в рамках проекта «Российская семья на европейском фоне», отмечается: важность «счастливого брака» для «хорошей жизни» снизилась с 84 до 77 %, а необходимость «иметь много денег» возросла с 38 до 55 %; желание иметь детей не всегда связывается с созданием семьи. Так считают 83 % опрошенных россиян. (Для сравнения: в Голландии эту идею поддерживают лишь 7 %

166

© О. М. Фунтусова, 2012

респондентов) [Там же]. Следовательно, можно отметить, что культ жизненного успеха, материального благополучия привёл к катастрофическому падению престижа материнства и отцовства. Понятие «семья» и стремление к её созданию уходит. В результате современная семья не в состоянии в полной мере противостоять негативным процессам в обществе, она претерпевает трудности в социальном воспитании детей-дошкольников и не может решить данные проблемы, что актуализирует проблему содействия дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) семье.

Идея оказания содействия образовательных учреждений семье по вопросам воспитания ребёнка-дошкольника нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов последних лет [14; 25; 18; 15]. В них подчёркивается значимость просвещения родителей в вопросах воспитания, целью которого является «содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни» [14, с. 67]; выделяются показатели, раскрывающие действия педагогов с семьями воспитанников [25, с. 30]; определяется повышение вклада дошкольного образования в инновационные процессы «на основе поддержки и более полного использования образовательного потенциала семей» [18]; указывается на необходимость развития форм педагогического просвещения родителей, оказание им помощи в воспитании детей [15]. Таким образом, одним из направлений образовательной политики России является оказание содействия семье.

Обращаясь к этимологии термина «содействие», можно констатировать, что в русском языке приставка «со-» используется в значении совместности, общности, что позволяет говорить о том, что в понятии «содействие» заложен глубинный смыл. В толковом словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой отмечается, что содействие - это деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь; поддержка в какой-нибудь деятельности [12, с. 743]. Следовательно, содействие предполагает совместную деятельность, участие в каком-то деле в целях облегчения, помощи и поддержки.

Учёные В. А. Сластенин, И. А. Колесникова отмечают, что содействие близко по семантике слову «способствовать» и означает «быть причиной, помогать становлению, развитию

чего-нибудь». Раскрывая смысловое понятие содействия, они подчёркивают, что это «способ организации педагогической поддержки» [17, с. 119]. В. Шишкина подчёркивает, что педагогическое содействие развёрнуто к становлению личности, к созданию условий для самосовершенствования [24, с. 149]. В содействии, как считает О. Л. Карпова, «...необходимо ориентироваться на создание условий для максимального раскрытия возможностей каждой личности, её индивидуально-творческого саморазвития» [9, с. 72]. Педагогическое содействие в понимании О. Р. Кокориной рассматривается как путь к совместной деятельности, как компонент взаимодействия [10, с. 89]. Т. Б. Сидорова представляет содействие как педагогическую деятельность, характеризующуюся сотрудничеством, поиском меры педагогического влияния, характером взаимодействия, при котором создаётся атмосфера для взаимного развития и саморазвития [16, с. 8]. По мнению О. А. Суйковой, это вид взаимодействия, направленный на формирование осознанной потребности и способности саморазвития личности [19, с. 12].

Осмысление сущности понятия содействия показывает, что исследователи раскрывают его, как: педагогическую поддержку, взаимодействие, создание условий для развития и саморазвития субъектов образования. О. С. Газ-ман, разрабатывая основные концептуальные положения педагогической поддержки, рассматривал её как «деятельность профессионалов -представителей образовательного учреждения, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем» [5, с. 180].

В диссертационных работах последних лет понятие педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольников рассматривается, как:

- содействие в духовном становлении ребёнка, признание его самоценности, развитие индивидуальных компенсаторных возможностей в образовательном пространстве (Ю. В. Замятина, 2002) [7, с. 12];

- помощь в развитии воспитательных отношений семьи, путём создания условий для самоопределения в них на основе анализа ценностносмыслового, познавательного, поведенческого опыта (О. С. Бажанова, 2003) [3, с. 12];

- специальная деятельность педагога по созданию и реализации комплекса педагогических условий, способствующих развитию у

воспитанников ценностных ориентаций, познавательных процессов, способности к анализу, оценке собственной деятельности, совершенствования навыков общения, взаимодействия с окружающими людьми, непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему взаимоотношений детей в социальной микросреде (М. А. Тарасов, 2006) [20, с. 8];

- одна из форм социального взаимодействия субъектов образовательного процесса (Н. В. Анненкова, 2009) [2, с. 67];

- сочетание ситуаций индивидуального взаимодействия «мать - социальный педагог -ребёнок», осуществляемых непосредственно в семье, и обучающих ситуаций в рамках родительских групп (М. В. Истомина, 2009) [8, с. 7];

- педагогическая гуманная технология, выраженная в оказании предупреждающей помощи детям в решении их личностных проблем, связанных с коммуникациями, на основе заботы, доверия, уважения (Н. Н. Абашина, 2009) [1, с. 9].

Анализ работ позволяет сделать вывод, что в них освещаются различные аспекты педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольников и предоставляет возможность нам раскрыть сущность данного понятия. Педагогическая поддержка - это оказание помощи родителям в решении возникших проблем и создании условий для самоопределения родителей в воспитательных отношениях, которые представляют собой личностный потенциал семьи и включают в себя познавательные, ценностносмысловые и поведенческие возможности родителей в достижении значимых целей в социальном воспитании старшего дошкольника.

Во взаимодействии с семьёй ДОУ является посредником между ребёнком и родителем, помогает гармонизировать их отношения. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. В разные исторические эпохи в понятие «взаимодействие» вкладывали определённый смысл, связанный с социальными ожиданиями. В рамках нашего исследования взаимодействие в процессе социального воспитания представляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и обще-

ния, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет избирательный характер [21, с. 189]. По нашему мнению, успех взаимодействия образовательного учреждения с семьёй возможен при условиях, которые активизируют педагогическое влияние на отношение родителей к социальному воспитанию дошкольников и «будируют» их развитие и саморазвитие в вопросах социального воспитания старшего дошкольника.

Первое педагогическое условие связано с рассмотрением повышения информационной культуры родителей о формах, средствах, методах социального воспитания старшего дошкольника. Для нашего исследования значимо мнение А. М. Атаян о том, что информационная культура личности становится определяющим фактором социализации в информационном обществе [цит. по: 23, с. 155]. Проведённое нами исследование [22, с. 337] на базе детских садов г. Читы в аспекте рассматриваемой проблемы подтвердило, что уровень информационной культуры родителей по вопросам социального воспитания детей весьма низкий. Анализ структуры информационной культуры [там же] позволил нам выделить структурные компоненты формирования информационной культуры родителей:

- грамотность и компетентность родителей в понимании смысла информации (преемственность и единство требований ДОУ и семьи в процессе воспитания детей);

- интересы и ценностные ориентации (проявление познавательной потребности родителей в решении детских проблем, нахождении совместных путей воспитания их значимости для формирования личности ребёнка);

- активность (включённость семьи в процессы ДОУ (степень интегрированности): следует акцентировать внимание на характере и результатах взаимодействия субъектов воспитателя и родителя;

- информационная рефлексия (умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации;

- социальная активность (степень удовлетворённости родителей характером взаимоотношений с детьми и личностные достижения ребёнка).

Осмысление структурных компонентов информационной культуры родителей старших дошкольников позволило нам определить формы совместной с ними деятельности, расширяющие их представления о социальном воспитании детей, их личностных достижениях. Такими формами является: экспресс-почта, сайт детского сада, экран заболеваемости детей, портфолио ребёнка, публичный отчёт ДОУ перед родительской общественностью, презентация групп, информационный журнал ДОУ, радиогазета и др.

В качестве второго педагогического условия мы выделили подготовку педагога ДОУ к выполнению новых ролей: тьютора и консультанта для реализации нового содержания работы с родителями, где должно учитываться изменение профессиональной позиции педагога, связанное с принятием им идеи гуманизации образования, что ускорит процесс содействия ДОУ семье по социальному воспитанию ребёнка дошкольника. Рассмотрим значение каждой роли в системе педагог-родитель-ребёнок.

«Тьютор» - «tutor» в переводе с английского - педагог-наставник. Тьютор - это «педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы» [11, с. 10]. Тьютор создаёт условия для самореализации ребёнка в группе сверстников, учит родителей способам конструктивного общения с собственными детьми, устанавливая взаимопонимание и взаимоуважение между всеми участниками педагогического процесса. Роль педагога-консультанта направлена на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность в системе педагог-ребёнок-родитель. Консультантом является «квалифицированный специалист в данной области, а объектом консультирования - клиент, являющийся потребителем консультационной услуги» [13, с. 14]. Как отмечает М. Н. Певзнер, педагогическое консультирование ребёнка «является видом социально-педагогической поддержки и заботы, сущность которого составляет организованное взаимодействие педагога-консультанта и консультируемого, направленное на разрешение проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью ребёнка и его личностным развитием» [13, с. 81]. Следовательно, педагог-консультант оказывает педагогическую поддержку педагогам, родителям, знакомит с научными и методическими

новинками, организует психологические или педагогические консультации с педагогами и родителями по актуальным проблемам, возникшим у детей. Их цель - оптимизация взаимоотношений родителей и детей в семье путём организованного взаимодействия педагога-консультанта и консультируемого, направленного на разрешение проблем, связанных с обучением ребёнка и его личностным развитием. Как аналитик он исследует, обнаруживает и проясняет источники проблемы и пути улучшения самочувствия ребёнка и плодотворного разрешения проблем. То есть, консультационная функция предполагает оказание помощи педагогу и родителю по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения.

Для реализации данного условия нами разработана модульная программа курсов ПК для работников ДОУ «Содействие педагогов ДОУ современной семье в вопросах социального воспитания старшего дошкольника». Один из модулей программы ориентирует педагогов ДОУ на принятие новых ролей (тьютора, фасилитатора и консультанта). Большое значение в принятии новых ролей педагогами отводится решению педагогических ситуаций по вопросам социального воспитания старшего дошкольника.

Третьим условием, на наш взгляд, является использование во взаимодействии семьи и ДОУ интерактивных технологий. Рассмотрев теоретико-методологическую основу реализации интерактивных технологий в системе дошкольного образования [4, с. 195], мы пришли к выводу, что сущность интерактивных технологий в аспекте взаимодействия семьи и ДОУ состоит в организации групповой формы деятельности с учётом межличностных отношений субъектов педагогического взаимодействия: участие родителей в процессе взаимодействия в динамичных гомогенных и гетерогенных группах («Инициаторы», «Разработчики», «Вдохновители», «Волонтёры» и т. д. в зависимости от целей и задач воспитательного процесса ДОУ); организация динамичных гомогенных и гетерогенных групп детей в процессе пребывания ребёнка в детском саду, что существенно повысит социальную, коммуникативную активность ребёнка, обогатит социальный опыт, повысит эмоциональную удовлетворённость детей и т. д.), а также в создании благоприятной эмоционально-психологической атмосферы, в

повышении роли личностно и социально значимых задач педагогического взаимодействия. Для нас значимым является то, что в процессе использования интерактивных технологий педагог, создающий условия для развития отношений детей, педагогов и родителей, выступает как фасилитатор. По мнению И. Ю. Алексашиной, фасилитатор «ориентируется на следующие установки: эмпатически понять чувства и мысли ребёнка, принять его как личность, быть открытым по отношению к нему, сделать его полноправным участником обсуждения проблем, групповой и индивидуальной работы, анализа её результатов, планирования дальнейшего продвижения» [13, с. 192]. С этих позиций важнейшей составляющей в роли фасилита-тора является задача сделать ребёнка полноправным участником обсуждения проблем и спланировать дальнейшее его продвижение. На наш взгляд интерактивные технологии создают условия для продуктивного взаимодействия в системе: педагоги - родители - дети. Интерактивные технологии представляют собой совокупность принципов, форм, методов, приёмов, средств реализации образовательного процесса в ДОУ, направленного на погружённое общение, но не замещённых им [4, с. 197]. Следовательно, работа фасилитатора представляет собой особую связь субъектов образовательного процесса в групповой работе с учётом межличностных отношений субъектов педагогического взаимодействия, которое реализуется по трём направлениям «педагоги - родители

- дети» в динамичных гомогенных и гетерогенных группах. Это третье условие рождает позитивные мотивы, а позитивные мотивы побуждают не только к принятию определённой позиции родителя к ребёнку, но и к развёрнутой деятельности по социальному воспитанию старшего дошкольника.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что содействие ДОУ родителям в социальном воспитании старшего дошкольника состоит в создании средствами педагогической деятельности условий для: проявления опыта воспитательных отношений; сотрудничества между педагогом и родителем; характера взаимодействия, при котором создаётся атмосфера для взаимного развития и саморазвития.

Содействие родителям в социальном воспитании старшего дошкольника проявляется: в повышении информационной культуры родителей; в использовании интерактивных технологий во взаимодействии с семьёй; в принятии педагогом ДОУ новых ролей своей деятельности.

Таким образом, рассмотрев содействие ДОУ семье в социальном воспитании дошкольников, мы предполагаем, что содействие представляет собой взаимодействие, выраженное в оказании педагогической поддержки родителям в решении возникших проблем и направленное на самоформирование у них ответственного действия через осознание им альтернатив ответственного выбора при создании условий, ускоряющих процесс решения проблем в вопросах социального воспитания дошкольника.

Хочется верить, что педагогическое сотрудничество родителей и педагогов в условиях современного образовательного учреждения закономерно будет становиться необходимой формой содействия и важным условием преодоления функциональной ограниченности родительского взаимодействия с ребёнком, которые сегодня являются одной из главных причин деформации межличностных связей, падения престижа материнства и отцовства в российском обществе.

Список литературы

1. Абашина Н. Н. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2009. 27 с.

2. Анненкова Н. В. Педагогическая поддержка родителей как стратегия социальной // Известия Рос. гос. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 12 (91). С. 64-70.

3. Бажанова О. С. Системный подход к организации педагогической поддержки семьи нетипичного ребёнка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2003. 21 с.

4. Безродных Т. В., Фунтусова О. М. Реализация интерактивных технологий в социальнопедагогическом взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи // Инновационная деятельность в практике современного образовательного учреждения: опыт решения проблемы: материалы город. науч.-практ. конф. / под ред. В. А. Сарапулова. Чита: Экспресс, 2008. 256 с.

5. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.

6. Журавлёва Е. Современная семья - новые формы семейных отношений. URL: http:// www.assgard.ru/node/124 (дата обращения: 20.01.2012).

7. Замятина Ю. В. Педагогическая поддержка личностного развития детей с ограниченными возможностями (дошкольный и младший школьный возраст): дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д,

2002. 180 с.

8. Истомина М. В. Социально-педагогическая поддержка матерей-выпускниц детских домов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009. 18 с.

9. Карпова О. Л. Содействие самообразовательной деятельности студентов вуза на основе интегративно-развивающего подхода: науч.-метод. пособие. Магнитогорск: Изд-во МаГУ

2007. 72 с.

10. Кокорина О. Р. Педагогическое содействие адаптации студентов к условиям профессионального образования // СПО. 2008. № 12. С. 88-90.

11. Колосова Е. Б. Тьютор как новая педагогическая профессия. М.: Чистые пруды,

2008. 32 с.

12. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь рус. яз.: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.

М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

13. Певзнер М. Н., Зайченко О. М., Горычева С. Н. и др. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой.

М.: Академия, 2006. 320 с.

14. Письмо Минобразования от 22 июля 2002 г. № 30 - 51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях» // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006. № 4. С. 59-75.

15. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393 «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Роль образования в развитии российского общества». URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02 /393.html (дата обращения:

11.01.2012).

16. Сидорова Т. Б. Педагогическое содействие развитию у студентов-лингвистов способности к межкультурному принятию: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2010. 24 с.

17. Сластёнин В. А., Колесникова В. А. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 288 с.

18. Современная модель образования, ориентированная на расширение задач инновационного развития экономики. URL: http://go.mail.ru/search?q=+%09 (дата обращения: 23.01.2012).

19. Суйкова О. А. Педагогическое содействие саморазвитию личности учащихся спортивных классов общеобразовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск,

2010. 25 с.

20. Тарасов М. А. Педагогическая поддержка развития способности к личностной саморегуляции у старших дошкольников в условиях детского сада: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2006. 23 с.

21. Фунтусова О. М. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в социальном воспитании дошкольников // Трансграничье в изменяющемся мире: Россия-Китай-Монголия. Образование и международное сотрудничество: материалы междунар. науч.-практ. конф. (18-20 октября 2006) / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2006. 300 с. С. 186-192.

22. Фунтусова О. М. Формирование информационной культуры родителей в дошкольном образовательном учреждении // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 8. С. 336-41.

23. Узарова А. В. Информационная культура личности и информационная культура общества в России // Вестник Ставропольского гос. ун-та. 2010. № 71. С. 154-158.

24. Шишкина В. Педагогическое содействие // Высшее образование в России. 2005. № 4.

С. 148-151.

25. International Step by step Association (ISSA) Педагогические стандарты ISSA для детских садов и начальных школ // Обруч. 2007. № 6. С. 5-8.

Spisok literatury

1. Abashina N. N. Pedagogicheskaja podderzhka razvitija kommunikativnoj kul'tury detej starshego doshkol'nogo vozrasta v kul'turno-igrovom prostranstve doshkol'nogo uchrezhdenija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D, 2009. 27 s.

2. Annenkova N. V. Pedagogicheskaja podderzhka roditelej kak strategija social'noj // Izvestija Ros. gos. un-ta im. A. I. Gercena. 2009. №i2 (91). S. б4-70.

3. Bazhanova O. S. Sistemnyj podhod k organizacii pedagogicheskoj podderzhki sem'i netipichnogo rebjonka: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Saratov, 2003. 21 s.

4. Bezrodnyh T. V, Funtusova O. M. Realizacija interaktivnyh tehnologij v social'no-pedagogicheskom vzaimodejstvii doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija i sem'i // Innovacionnaja dejatel'nost' v praktike sovremennogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija: opyt reshenija problemy: materialy gorod. nauch.-prakt. konf. / pod red. V. A. Sarapulova. Chita: Jekspress, 2008. 25б s.

5. Gazman O. S. Neklassicheskoe vospitanie: ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody. M.: MIROS, 2002. 29б s.

6. Zhuravljova E. Sovremennaja sem'ja - novye formy semejnyh otnoshenij. URL: http://www. assgard.ru/node/i24 (data obrawenija: 20.0І.20І2).

7. Zamjatina Ju. V Pedagogicheskaja podderzhka lichnostnogo razvitija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami (doshkol'nyj i mladshij shkol'nyj vozrast): dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D, 2002. І80 c.

8. Istomina M. V Social'no-pedagogicheskaja podderzhka materej-vypusknic detskih domov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2009. І8 s.

9. Karpova O. L. Sodejstvie samoobrazovatel'noj dejatel'nosti studentov vuza na osnove integra-tivno-razvivajuwego podhoda: nauch.-metod. posobie. Magnitogorsk: Izd-vo MaGU, 2007. 72 s.

10. Kokorina O. R. Pedagogicheskoe sodejstvie adaptacii studentov k uslovijam professional'nogo obrazovanija // SPO. 2008. № І2. S. 88-90.

11. Kolosova E. B. T'jutor kak novaja pedagogicheskaja professija. M.: Chistye prudy, 2008. 32 s.

12. Ozhegov S.I ., Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar' rus. jaz.: 80000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij / Rossijskaja akademija nauk. Institut russkogo jazyka im. V.V. Vinogradova. M.: Azbuk-ovnik, І999. 944 s.

13. Pevzner M. N., Zajchenko O. M., Gorycheva S. N. i dr. Pedagogicheskoe konsul'tirovanie: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. V. A. Slastjonina, I. A. Kolesnikovoj. M.: Akademija, 200б. 320 s.

14. Pis'mo Minobrazovanija ot 22 ijulja 2002 g. № 30 - 51-547/16 «Ob organizacii roditel'skogo vseobucha v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah» // Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhde-niem. 2006. № 4. S. 59-75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Prilozhenie k prikazu Minobrazovanija Rossii ot 11.02.2002 № 393 «Koncepcija modern-izacii rossijskogo obrazovanija na period do 20І0 goda. Rol' obrazovanija v razvitii rossijskogo ob-westva». URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02 /393.html (data obrawenija: ІІ.0І.20І2).

16. Sidorova T. B. Pedagogicheskoe sodejstvie razvitiju u studentov-lingvistov sposobnosti k mezhkul'turnomu prinjatiju: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Habarovsk, 20І0. 24 s.

17. Slastjonin V. A., Kolesnikova V A. Pedagogicheskaja podderzhka rebjonka v obrazovanii: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Akademija, 2006. 288 s.

18. Sovremennaja model' obrazovanija, orientirovannaja na rasshirenie zadach innovacionnogo razvitija jekonomiki. URL: http://go.mail.ru/search?q=+%09 (data obrawenija: 23.0І.20І2).

19. Sujkova O. A. Pedagogicheskoe sodejstvie samorazvitiju lichnosti uchawihsja sportivnyh klassov obweobrazovatel'nyh uchrezhdenij: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Cheljabinsk, 20І0. 25 s.

20. Tarasov M. A. Pedagogicheskaja podderzhka razvitija sposobnosti k lichnostnoj samoregul-jacii u starshih doshkol'nikov v uslovijah detskogo sada: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Habarovsk, 200б. 23 s.

21. Funtusova O. M. Vzaimodejstvie doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija i sem'i v social'nom vospitanii doshkol'nikov // Transgranich'e v izmenjajuwemsja mire: Rossija-Kitaj-Mon-golija. Obrazovanie i mezhdunarodnoe sotrudnichestvo: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (1820 oktjabrja 2006) / Zabajkal. gos. gum.-ped. un-t. Chita, 2006. 300 s. S. 186-192.

22. Funtusova O. M. Formirovanie informacionnoj kul'tury roditelej v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 20І0. № 8. S. 336-41.

23. Uzarova A. V Informacionnaja kul'tura lichnosti i informacionnaja kul'tura obwestva v Rossii // Vestnik Stavropol'skogo gos. un-ta. 20І0. № 71. S. І54-І58.

24. Shishkina V. Pedagogicheskoe sodejstvie // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005. № 4.

S. І48-І5І.

25. International Step by step Association (ISSA) Pedagogicheskie standarty ISSA dlja detskih sadov i nachal'nyh shkol // Obruch. 2007. № 6. S. 5-8.

Статья поступила в редакцию 20.05.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.