Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры родителей в дошкольном образовательном учреждении'

Формирование информационной культуры родителей в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1149
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фунтусова Оксана Михайловна

В статье рассматриваются проблемы формирования информационной культуры родителей в дошкольном образовательном учреждении. Автором подчёркивается значение государственной политики, признающей положительную роль семьи в воспитании детей, указываются продуктивные формы работы детского сада с семьёй. В статье анализируются механизмы формирования информационной культуры родителей, являющиеся основой инновационной деятельности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры родителей в дошкольном образовательном учреждении»

УДК 372.21

Фунтусова Оксана Михайловна

Аспирант Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, [email protected], Чита

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Funtusova Oksana Mikhailovna

Applicant Zabaikalsky State Humanitarian - Pedagogical University, funtusova_chita@ mail.ru, Chita

FORMATION OF INFORMATIVE CULTURE OF PARENTS IN PRESCHOOL EDUCATION

Изменения, происшедшие в последние годы в системе дошкольного образования, направленные на демократизацию и гуманизацию образования, ориентируют образовательные учреждения на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие ребёнка и раскрытие его личностного потенциала. Полноценное развитие и самореализация ребёнка возможны при условии совместного взаимодействия все социальных институтов - семьи, образовательных учреждений, общества, что нашло своё отражение в нормативных документах.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. В разделе «Дошкольное воспитание» в плане действий указывается на развитие форм педагогического просвещения родителей, оказания им помощи в воспитании детей [1, с. 327]. Зачастую родители не могут выбрать определённый «образовательный маршрут» развития собственного ребёнка, помочь ему в обучении и воспитании, так как не обладают достаточной информацией о формах, средствах, методах воспитания детей. В дальнейшем эта идея нашла своё отражение в письме Минобразования РФ «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях», где подчёркивается значимость проведения систематической работы по просвещению родителей в вопросах воспитания...» [2, с. 72].

Анализ нормативных документов, раскрывающих направления деятельности ДОУ с родителями, актуализирует проблему повышения информационной культуры родителей.

Проблема формирования информационной культуры исследовалась

О. В. Артюшкиным, С. М. Коношенко, Н. Б. Зиновьевой, Т. А. Поляковой, А. Атаяном, С. М. Оленевым, В. Г. Силаевой, С. Д. Каракозовым и другими учёными. По мнению О. И. Соколовой, информационная культура личности включает грамотность и компетентность в понимании

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ...

природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности [3].

Анализ структуры информационной культуры даёт нам возможность выделить структурные компоненты формирования информационной культуры родителей:

- грамотность и компетентность родителей в понимании смысла информации (преемственность и единство требований ДОУ и семьи в процессе воспитания детей);

- интересы и ценностные ориентации (проявление познавательной потребности родителей в решении детских проблем, нахождении совместных путей воспитания их значимости для формирования личности ребёнка );

- активность (включенность семьи в процессы ДОУ (степень интегрированности): следует акцентировать внимание на характере и результатах взаимодействия субъектов воспитателя и родителя;

- информационная рефлексия (умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации;

- социальная активность (степень удовлетворенности родителей характером взаимоотношений с детьми и личностные достижения ребенка);

Исследования, проведённые нами на базе детских садов № 4, 71 и 75 города Читы, в аспекте рассматриваемой проблемы подтверждают, что уровень информационной культуры родителей по вопросам воспитания детей весьма низкий. Было заполнено 167 анкет. Отвечая на вопрос анкеты: «Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?» - большинство родителей (70%) ответили: «Взаимоотношения между детьми и родителями». Это указывает на недостаточную осведомлённость в вопросах воспитания дошкольников.

Выявляя поле информационного поиска, мы предложили родителям ответить на следующие вопросы: «Читаете ли Вы педагогическую литературу?», «Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников?» Анализ ответов на поставленные вопросы показал:

- 47% родителей не читают педагогическую литературу;

- 39% родителей не читают периодические издания, посвященные проблемам воспитания дошкольников;

- 14% родителей читают регулярно.

Полученные результаты показывают, что родители не уделяют достаточного внимания изучения литературы по проблемам воспитания детей.

Частота участия родителей в совместных с ДОУ мероприятиях определилась следующим образом:

- 32% родителей хотели бы получать информацию о воспитании своих детей лишь на родительских собраниях и в других формах общения;

- 68% родителей не хотели участвовать в работе с детьми в детском саду, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ.

Итак, анализ полученных данных свидетельствуют о том, что подавляющее большинство родителей занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с дошкольным учреждением.

Результаты изучения вопроса о проблемах воспитания, связанных с ребёнком и обсуждение их с воспитателем показали, что 80% родителей хотели бы найти совместное решение проблем, но по каким - то причинам этого не сделали. Рассматривая взаимодействие родителей с воспитателем мы увидели, что только 40% родителей считают воспитателя своим помощником в деле воспитания своего ребёнка.

В процессе теоретического и практического исследования нами выявлены противоречия между:

- признанием приоритета семьи в воспитании и социализации ребёнка дошкольного возраста и низким уровнем информационной культуры родителей современной семьи о формах, средствах, методах воспитания дошкольника.

- потребностью общества в повышении информационной культуры родителей и существующей системой совместной работы дошкольного учреждения и семьи, не обеспечивающей должного уровня информационной культуры родителей.

Разрешению данных противоречий может способствовать система информационного сопровождения родителей по вопросам воспитания детей в семье.

Под сопровождением в педагогике понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Раскрывая сущность сопровождения учёные Е. И. Казакова и А. П. Тря-пицына выделяют основные принципы сопровождения:

- ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий обладает только совещательными правами;

- приоритет интересов сопровождаемого;

- непрерывность сопровождения;

- комплексный подход сопровождения.

В нашем исследовании сопровождение представляет собой систему деятельности, направленной на создание условий для успешного взаимодействия сопровождающего (педагога) и сопровождаемого (родителя), направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.

Для создания целостной системы информационного сопровождения образовательного процесса администрации и педагогическому коллективу дошкольного учреждения необходимо:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ...

- определить источники и содержание информации;

- сформировать информационные потоки и вывести их на соответствующие уровни пользователей, т. е. потоки, идущие из внешней среды: из федеральных, городских органов управления образованием; из научно - методических центров; из средств массовой информации; от родителей воспитанников;

- определить, в какой форме и где эта информация будет храниться, и использоваться в деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Систему информационного сопровождения в ДОУ можно представить через информационные потоки, идущие из внешней среды:

- сбор информации: нормативные документы, методические рекомендации, СМИ;

- создание информационного банка данных (хранение информации);

- работа психолого - педагогических медико - социальных центров;

- исследования различных научных центров города;

- реализация городских программ Городским Попечительским советом.

Информационные потоки, идущие из внутренней среды:

- банк диагностических методик, позволяющих получить необходимую информацию о возникшей проблеме;

- всеобуч для родителей, который позволит повысить информационную культуру родителей;

- индивидуальное консультирование разносторонних специалистов (психолога, эколога, инструктора по физ. воспитанию, музыкального руководителя, медицинских работников, логопеда), работающих в ДОУ;

- реализация в инновационном проекте ДОУ новых форм работы с родителями.

Построенные определённым образом отношения с родителями дают успешные результаты по формированию информационной культуры родителей в вопросах воспитания детей. Одним из основных условий успешности взаимодействия муниципального дошкольного учреждения Центра развития ребёнка детского сада № 71 г. Читы и родителей в информационном поле являются инновационные формы работы педагогов:

Экспресс-почта. В приёмной каждой группы находится «почтовый ящик» с аннотацией как им воспользоваться. Родители, желающие узнать о физическом, речевом, музыкальном или психическом развитии своего ребёнка могут задать вопрос специалистам детского сада. На «почтовом ящике» закреплена шариковая ручка, имеется карман с листочками бумаги для записи и отверстие, куда можно сбросить записку со своим вопросом. Еженедельно специалисты детского сада просматривают адресованные им вопросы, по которым можно определиться с тематикой проблемно-деловой игры, занятия - панорамы или индивидуальной консультации.

Особое место в системе формирования информационной культуры по экологическому воспитанию во взаимодействии взрослый - ребёнок, занимает сотрудничество ДОУ с Краеведческим музеем г. Читы. Плановые

занятия в музее стали неотъемлемой частью педагогического процесса. Дети с радостью посещают краеведческий музей, узнают много нового, интересного, делятся своими впечатлениями с родителями и даже стали подключать их к посещению музея. Ребятам хотелось показать своим мамам и папам, что нового они узнали и увидели. Так, вскоре плановые занятия в музее переросли в Клуб выходного дня.

Привлекает к осмыслению проблем по здоровью дошкольников экран заболеваемости детей для родителей. Экран вывешивается в родительском уголке. В нем разноцветными значками отмечаются случаи заболеваний (красным - простудные и т. д). По этому экрану легко судить о том, имело ли место распространение инфекции, сколько детей болело по причине недосмотра взрослых (травмы, больные зубы и пр.), были ли обострения хронических заболеваний. Если в целом картина нормальная, а один ребёнок постоянно болеет, то вина родителей значительна, и они начинают беспокоиться и прислушиваться к советам специалистов. Для ребёнка разрабатывается индивидуальная оздоровительная программа с привлечением к ее реализации самих родителей.

Педагогический коллектив детского сада № 39, например, создали радиогазету. Цель, которой: получение родителями исчерпывающей информации о деятельности детского сада по всем направлениям. В рамках подготовки к педсоветам и семинарам были выпущены тематические радиогазеты: «Советы родителям по закаливанию детей дома», «Рекомендации по приобретению игрушек для детей», «Значение искусства для эстетического и экологического развития ребенка и формирование творческой личности». Так же радиогазета используется в целях осведомления родителей полезными советами и объявлениями. Данная форма работы помогает воспитателю, не отвлекаясь от образовательно-воспитательного процесса доносить до родителей необходимую информацию. Творческой группе поручается собрать информацию, переработать ее и отредактировать текст. Затем назначается ответственный педагог за запись на аудио-кассету. В назначенный срок, согласно составленного расписания, педагог включает в утренние и вечерние часы, для прослушивания родителями.

В данной статье мы рассмотрели проблему формирования информационной культуры родителей в процессе реализации информационного сопровождения родителей по вопросам воспитания детей в семье. Можно отметить, что оптимизация взаимодействия ДОУ с семьёй ориентированна на гуманистический подход и изменяет традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребёнок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения. Информационная культура родителей органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни современных родителей.

340

ЗАДАННЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ...

Библиографический список

1. Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года [Текст]: Сборник действующих документов и программно-методических материалов. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. - 640 с., С. 216. С. 24, С. 327.

2. Письмо Минобразования от 22 июля 2002 г. № 30 - 51-547/16 Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях [Текст]//Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006. № 4, с. 59-75.

3. Соколова, О. И. Информационная культура преподавателя как необходимый компонент современного образования. Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты» ВЫПУСК 1-2003.

УДК 37

Кочеткова Ирина Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, естествознания и методик их преподавания факультета начального образования ПГСГА, [email protected], Самара

ЗАДАННЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ

Kochetkova Irina Aleksandrovna

Docent of the chair of mathematics, sciences and methods of their teaching, The Volga Region State Academy of Social Sciences and Humanities, [email protected], Samara

CONSTRUCTIVE APPROACH IN AIMS SOLUTION IN TEACHING MATHEMATICS TO PRIMARY SCHOOL

TEACHER

Новый социальный заказ общества, отражающий переход от формального поля знаний к информационному, основанному на высоком инновационном потенциале, определил иные цели начального общего образования. Актуальной стала проблема построения модели обучения, эффективных не только в плане формирования у школьников знаний, умений, навыков, но и в плане их психического развития. Разработка таких моделей осуществляется на различных уровнях: психологическом, педагогическом, методическом. Объектом исследования психологической науки является процесс психического развития ребенка, выявление его общих и специфических закономерностей, а также разработка рекомендаций по организации учебной деятельности школьников и критериев, которыми следует руководствоваться для диагностики их психического развития.

Специфика исследований на методическом уровне заключается в том, что в качестве их объекта выступает процесс обучения школьников опреде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.