Научная статья на тему 'Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями'

Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1745
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ / ПЕДАГОГИ / ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / РУКОВОДСТВО ДОУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Альчикова Айше Сейдалиевна, Зотова Ирина Васильевна

В статье аргументируется важность сотрудничества дошкольных учреждений с семьями воспитанников и необходимость методической разработки данного взаимодействия. А.С. Макаренко утверждал, что в воспитании участвует всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. А из людей , в первое место в воспитании занимают -родители и педагоги»[1]. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязует работников сферы дошкольного образования совершенствовать различные формы взаимодействия с семьями воспитанников так как система образования должна ориентироваться на реальные потребности потребителей образовательных услуг .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями»

6. Медведева О.А. Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами совместной деятельности / О.А. Медведева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vospitatelds.ш/categories/2/artides/552/ (дата обращения: 16.06.2019).

7. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада (опыт социально-психологического исследования) / Т.А. Репина. М., 1978. 193 с.

8. Сиротюк А. Как развивать коммуникативные способности: старший дошкольный возраст / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. 2015. № 6. С. 6-7.

9. Усова А.П. Об организации обучения дошкольников: учебное пособие / А.П.Усова. 11-е изд. М: Сфера,2011. 206 с.

10. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО

САДА В РАЗВИТИИ КОНСТРУКТИВНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

1 2 Альчикова А.С. , Зотова И.В.

1Альчикова Айше Сейдалиевна - студент; 2Зотова Ирина Васильевна - научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент, факультет психологии и педагогического образования, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье аргументируется важность сотрудничества дошкольных учреждений с семьями воспитанников и необходимость методической разработки данного взаимодействия.

А.С. Макаренко утверждал, что в воспитании участвует всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. А из людей , в первое место в воспитании занимают -родители и педагоги»[1].

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязует работников сферы дошкольного образования совершенствовать различные формы взаимодействия с семьями воспитанников так как система образования должна ориентироваться на реальные потребности потребителей образовательных услуг.

Ключевые слова: воспитание, семья, родители, педагоги, дошкольные учреждения, методическая поддержка, руководство ДОУ.

Постановка проблемы. Воспитание ребёнка в семье всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького человека. И каким вырастет ребёнок, в большой степени зависит именно от семьи.

В дошкольной педагогике организация сотрудничества с семьёй является одной из актуальных проблем как основная составляющая воспитательно-образовательного процесса. Оставив ребенка на целый день в детском саду, многие родители считают, что там его всему научат. Но они не понимают, что ни один, даже самый лучший, педагог не заменит ребенку родителей. Ведь ребенок прежде всего впитывает в себя поведение и образ жизни его семьи. Поэтому для воспитания полноценной и успешной личности необходимо взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого совместного сотрудничества должнылечь одинаковые

взгляды на воспитательно-образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

На сегодняшний день большинство родителей перекладывают свою ответственность за воспитание и образование детей на педагогов ДОУ. В свою очередь, многие педагоги не ищут активно методов для конструктивного диалога с родителями. В результате страдает воспитательно-образовательный процесс в целом и дети, в частности. Современная семья сильно изменилась даже за последние десять лет. Семьи стали более информированными благодаря Интернету, у многих есть высшее образование (а иногда, и два). Нельзя не обратить внимание и на более явное финансовое расслоение семей воспитанников, а также большое количество семей, где воспитанием занимается только один из родителей ( в силу отсутствия второго либо по другим каким-то причинам: работа, нежелание и т.п.) всё это вынуждает дошкольные учреждения искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от формализма и старых шаблонов. При этом важной задачей ДОУ является не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

Анализ исследований по проблеме. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что многие авторы такие, как М.Г. Агавелян, Т.В. Андреева, Е.И. Артамонова, И.В. Гребенников и другие уделяют внимание вопросам, связанным с развитием детей в семье, разработкой форм взаимодействия дошкольных учреждений с семьей и т.п.

Семья играет определяющую роль в развитии и становлении личности. Исследования показывают, что в семье закладываются основы нравственных знаний, формируются нравственные чувства и убеждения, важнейшие качества личности. Все знания и навыки, полученные в образовательных учреждениях, всё равно, переплавляются именно в семье[1].

Цель статьи научно обосновать необходимость методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями.

Изложение основного материала. А.С. Макаренко утверждал, что в воспитании участвует всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. А из людей , в первое место в воспитании занимают -родители и педагоги»[1].

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязует работников сферы дошкольного образования совершенствовать различные формы взаимодействия с семьями воспитанников так как система образования должна ориентироваться на реальные потребности потребителей образовательных услуг.

Семья и дошкольные учреждения - это два важнейших института социализации детей. И для всеобъемлющего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В современном обществе дошкольное учреждение имеет большое значение в становлении ребенка. В ДОУ ребёнок получает первоначальное образование, формирует первоначальные умения и навыки, обретает способность взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, умение организовывать свою деятельность. Однако эффективность овладения ребёнком всеми этими знаниями и умениями во многом зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника очень затруднительно без активного участия его родителей в воспитательно-образовательном процессе[4].

Содержание работы педагога с родителями включает в себя все вопросы

воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей детей раннего возраста и дошкольников. В общении с родителями нет второстепенных тем, потому что родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах, методах и приёмах воспитания, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и многое другое.

Всем родителям необходимы педагогические знания, чтобы помочь ребёнку стать полноценной личностью и адаптироваться в обществе. Педагоги дошкольных учреждений имеют данные умения и навыки и должны быть готовы помочь родителям в воспитании детей[5].

Во взаимоотношениях детского сада и семьи на сегодняшний день изменилось само понимание сотрудничества:

- это не просто обмен информацией, а межличностный диалог педагога с родителями;

- партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение усилий в развитии и воспитании детей;

- осознания общности интересов во благо детей[3].|

Очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто им читать доклады или лекции. Ведь современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, которые стараются изучать педагогическую литературу, но чаще всего родители стремятся получить необходимую информацию, используя интернет - сайты. При этом не всегда данные сайты несут действительно полезную информацию, к тому же информация, почерпнутая из случайных источников, бессистемна. Хотя есть и такие родители, которые воспитывают детей интуитивно, как воспитывали меня, по принципу « и меня так воспитывали».

Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо уметь наладить контакт с каждым из родителей и помочь овладеть необходимыми умениями, которые при совместной работе с ДОУ поможет детям в социализации и развитии. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д.

Поэтому среди задач ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников можно выделить следующие:

• организация сотрудничества дошкольного учреждения с семьей;

• оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;

• обеспечение психолого-педагогической и консультативной поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

• взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам воспитания и образования детей, охране и укреплении их здоровья;

• вовлечение семей в непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создание условия для участия родителей в образовательной деятельности, в процессе улучшения материально-технического обеспечения ДОУ;

• обеспечение права родителей на участие в управлении образовательным учреждением.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к воспитательно-образовательной работе, а значит, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог должен осознавать, что такое сотрудничество в интересах ребенка и его задача убедить в этом родителей. Именно

поэтому необходимо методическое сопровождение данного процесса взаимодействия: ведь в ней нуждаются как педагоги ДОУ, так и родители воспитанников.

Методическая поддержка предполагает, в первую очередь, формирование активной позиции родителей, которая является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане и предполагает несколько этапов.

Первый этап - демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка. Очень важно на данном этапе переломить весь негативный настрой родителей против педагогов. Ведь зачастую, родители изначально, приходя в дошкольное учреждение, ожидают от персонала ДОУ каких-то подвохов и заранее настраивают себя отрицательно: многие недовольны режимом ДОУ, в который попали по необходимости, не имея возможности выбирать; некоторые думают, что их ребёнку будет уделяться недостаточно внимания; другие уже изначально не хотят воспринимать никаких советов по адаптации ребёнка в дошкольном учреждении, считая, что педагоги просто не хотят работать. Поэтому так надо понять этот первоначальный настрой и перенастроить родителей на положительный лад, убедить, что педагоги и весь персонал дошкольного учреждения хотят помочь родителям и, в первую очередь, детям.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом желательно использовать разные формы и методы. Нельзя отбрасывать формы, прошедшие проверку временем - общие и групповые родительские собрания, тематические выставки детских работ (как в группе, так и во всём ДОУ), праздники, утренники. Но необходимо двигаться дальше, расширяя горизонты и используя новые возможности: развлечения, стенгазеты, библиотека по запросам, нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, конкурсами, спортивные праздники, КВН, викторины, семинары-практикумы, родительские гостиные, дискуссии.

Одна из форм работы с родителями - это «День открытых дверей». В этот день родители могут быть не только наблюдателями: они могут занять место рядом со своим ребенком, побыть в роли детей и на короткое время почувствовать себя педагогом. Родители могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами. В эти вся непосредственно-образовательная деятельность была построена таким образом, что каждый родитель смог для себя почерпнуть что -то новое. Некоторые дошкольные учреждения идут ещё дальше: родители могут в любое время посетить дошкольное учреждение (во время режимных моментов, образовательной деятельности). Таким образом, дошкольные учреждения идут навстречу и становятся открытыми для семей воспитанников.

Третий этап предполагает ознакомление с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Главным в работе любого детского учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Важным условием работы детского сада с семьей является установление доверительных отношений с родителями, которое ведет к формированию гармонически развитой личности ребенка. В Федеральном государственном

образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Исходя из вышесказанного, можно выделить первостепенные задачи по выстраиванию конструктивного взаимодействия с родителями в дошкольных учреждениях:

• Повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

• Обеспечение информационно - освещение направлений в развитии и воспитании.

• Создание условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечение непрерывности подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение)

• Индивидуальная работа с семьями воспитанников, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Стоит отметить ошибки в общении педагога с родителями: безличные обращения, торопливость в оценке ребенка с упором на негативные проявления, а не положительные достижения; пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, жизненного опыта и др. Эти ошибки говорят о коммуникативной некомпетентности педагога, которая практически сводит к нулю его педагогический профессионализм.

Для устранения недочётов в работе педагогов с родителями требуется налаженная система методической поддержки со стороны администрации ДОУ, психолога дошкольного учреждения. Во-первых, необходимо планирование повышение профессионального уровня педагогов по взаимодействию с родителями, ознакомление с нетрадиционными формами работы. Во - вторых, не все педагоги, да и родители, готовы открыто говорить о проблемах во взаимоотношениях, своём непонимании каких-то вопросов. Поэтому очень важно организовать постоянно работающую связь между администрацией ДОУ с одной стороны и педагогами и родителями с другой стороны (например, организовать почту доверия).очень важно, чтобы все участники воспитательно-образовательного процесса видели отклик с другой стороны ( родители - со стороны руководства и педагогами ДОУ; педагоги и руководство - со стороны родителей).Необходимо периодически проводить мониторинг по изучению удовлетворенности качеством дошкольного образования в конкретном дошкольном учреждении. Если максимально определить потребности родителей, то удастся повысить процент вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Надо заметить, что цель взаимодействия с родителями, поставленная ДОУ, всегда будет более всеобъемлющей и всеохватывающей, чем конкретные практические цели и задачи, которые ставит перед собой отдельный воспитатель при личной взаимосвязи с родителями воспитанников. Общей целью для всего учреждения является формирование общего пространства «детский сад — семья». А цель каждого отдельного мероприятия с родительской общественностью (собрания, открытого занятия, консультация, семинаров и т. п.) подбирается воспитателем самостоятельно исходя из потребностей и нужд родителей и общего плана занятий. И только целостная система управления дошкольным учреждением может в полной мере обеспечить коллегиальное управление, гласность, доступность, поддержку инноваций и повышение качества в образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Исходя из вышесказанного, можно выделить задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в плане конструктивного взаимодействия с родителями:

• Заинтересовывать родителей воспитанников жизнью всего детского сада и конкретной группы путём применения различных форм взаимодействия.

• Совместно с семьями воспитанников сформировать такую среду, в которой ребёнок будет чувствовать себя комфортно и успешно развиваться.

• Организовать непрерывное высокопрофессиональное психологическое сопровождение образовательного процесса и при необходимости оказывать семье ребёнка психолого-педагогическую поддержку.

• Создать условия для передачи родителям знаний в области социализации, охраны и укрепления здоровья, правильного развития и обучения детей.

• Постоянно повышать профессиональный уровень компетентности педагогов по взаимодействию с родителями воспитанников различными средствами.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходима продуманная, систематизированная работа по сотрудничеству педагогов ДОУ и родителей, которая строится на взаимоуважении, умении слышать другую сторону. Тесная работа педагога и родителей помогает полноценно вести воспитательно-образовательный процесс, решать возникающие проблемы и вопросы, способствует всестороннему развитию ребёнка как личности. Для достижения этих целей необходимо разработанная методическая поддержка для педагогов ДОУ.

Список литературы

1. Леготкина С.В. / Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения / Методическое пособие. Ленинградская: информационно -аналитический и издательский центр базового Ленинградского социально-педагогического колледжа Краснодарского края, 2014. 71с.

2. Пляскина Е.В. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации / Е.В. Пляскина. с. Троицкое: РМК, 2013. 60 с.

3. Аксиологическая модель взаимодействия семьи и ДОО в период предшкольной подготовки ребенка; авт.: И.В. Казанцева, Л.В.Жданова, Е.А.Арсеньева и др.-СПб,: 2016.

4. [Электронный ресурс]: Качество дошкольного образования в условиях введения ФГОС: из опыта работы ДОО Ленинградской области, в 3-х частях / под ред. И.Л. Паршуковой, СПб.: ЛОИРО, 2015. часть 2 и 3, 160 с. ISBN 978-5-91143-647-6.

5. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. 380 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.