Научная статья на тему 'Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение'

Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4535
742
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко Ольга Павловна

В последнее десятилетие в Российской Федерации сложилась демографическая ситуация, для которой характерно уменьшение доли рождения здоровых, физически зрелых детей, а также идёт постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. «Самую многочисленную группу до 60% от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с нарушениями речи». Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребёнка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность. Семья одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись и не обходятся без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек. Семья и дошкольные учреждения два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Поэтому ориентированность современного дошкольного образования повышает требования к образовательным учреждениям в развитии педагогической культуры конкретной семьи. Реализуя задачу педагогического просвещения родителей, педагоги дошкольных учреждений должны обогащать родителей такими знаниями, которые они смогут использовать как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Помимо этого образование родителей заключается в формировании у них умения самокритично оценивать себя как воспитателей, посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Дошкольное детство уникальный период для формирования важнейших процессов развития личности; при этом каждый процесс выстраивается постепенно из множества маленьких и не всегда очевидных «кирпичиков». Развитие речи и овладения основами родного языка являются такими кирпичиками. Процесс овладения родным языком, по наблюдениям Л.С.Выготского, в отличие от аналогичного процесса овладения иностранным, идёт от непроизвольного компонента к произвольному. Становление у дошкольника основ родного языка происходит, прежде всего, в среде, в которой он находится. Вопросу координированного планирования коррекционно-образовательного процесса логопеда, педагогов и родителей посвящен ряд статей современных ученых и практиков (Е.М.Калинина, Н.Л.Крылова, Н.Я.Ларионова, К.Г.Ермилова, С.А.Миронова, Т.А.Ткаченко, Ю.Ф.Гаркуша, В.В.Юртайкин, Л.Н.Ефименкова и др.). Однако некоторые аспекты остаются мало изученными и недостаточно разработанными в научном и методическом планах. Один из них разработка путей взаимодействия специалистов и родителей в системе работы по исправлению речи детей в логопедических группах в ДОУ. И главным аргументом в данном вопросе является неоспоримость факта, что только совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекции речи воспитанников. Как показывает практика, существуют причины, препятствующие продуктивному взаимодействию с семьей: -низкий уровень социально-психологической культуры родителей; -непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом; -несформированность у родителей педагогической рефлексии, т.е. умения анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок. Вследствие чего, родители часто испытывают определенные трудности в воспитании детей с речевыми дефектами либо занимают не совсем правильную позицию: не достаточно хорошо понимают значимость своевременной речевой коррекции; не имеют достаточных знаний о том, как можно помочь ребенку; -считают, что заниматься вопросом коррекции имеющихся у ребенка речевых недостатков не в их компетенции; -ссылаются на нехватку времени для работы с ребенком и т.д. В федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ ст.44 прописано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся…обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Ответственное родительство это осознание родителями того, что воспитание и развитие ребенка является важнейшей областью их жизни. Но далеко не все родители проникаются ответственностью за полноценное развитие своих чад. Анкетирование позволило выявить, что большая часть родителей устранились из воспитательно-коррекционно-образовательного процесса. Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей. Поэтому основной целью в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников является исследование и выявление более эффективных методов и приёмов для психологопедагогической поддержки родителей, получение ими более глубоких теоретических знаний и овладении практическими навыками, а также достижение тесного взаимодействия детского сада и семьи для полноценного речевого развития детей. Методы и формы работы с семьями, которые являются общепринятыми в дошкольной педагогике, актуальны и в работе логопеда. В нашем учреждении сложилась своя система работы логопеда с родителями по коррекции речи детей, исходя из анализа анкет родителей, учета мнения воспитателей, а также диагностики состояния речи детей. Пожелания родителей, которые выявляются через анкетирование в конце учебного года, вносят коррективы в план на очередной год. Активно внедряются разнообразные формы работы, которые позволили бы достигнуть реального сотрудничества с родителями. В настоящее время в ДОУ хорошо зарекомендовали себя и проводятся следующие формы взаимодействия логопеда и семьи: коллективная (тематические родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы со специалистами, анкетирование, тестирование и т.д.); -индивидуальная (консультирование индивидуальное по запросам родителей, анализ выполненного домашнего задания, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в ДОУ); -наглядно-информационный материал (стенд «Школа для родителей», печатные консультации в папки-передвижки, буклеты-памятки и т.д.) Однако не все родители сразу активно откликнулись на приглашение к сотрудничеству, 40-50% проявляли слабый интерес. Речь воспитанников логопедических занятий развивалась в рамках заданий. Родители не уделяли должного времени своим детям дома, не закрепляли их речевые навыки в беседе и простом семейном общении. В связи с этим, стало ясно, что традиционные формы работы с семьёй малоэффективны, поэтому необходимо нарабатывать новые, при этом расширяя сферы сотрудничества. В России 2015 год был объявлен Годом литературы, книги и чтения. Предполагалось, что мероприятия, связанные с этим событием должны сплотить детско-родительские отношения, вернуть в семьи утраченные традиции, обратить вниманием родителей к проблеме развития речи детей, закрепляются поставленные логопедом звуки детей дома и, конечно же заинтересовать будущих школьников к изучению нового. Старший дошкольный возраст этот период, когда у ребенка интенсивно развивается и существенно формируется словарь и грамматические категории, усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь, формируется контекстная речь связная речь, и, конечно же, становится нормативным произношение. Чтобы активно вовлечь родителей в процесс коррекции речи был разработан и осуществлён детско-взрослый, практикоориентированный, долгосрочный (годичный) проект «Сундучок историй». Участники проекта: дети с 5 до 7 лет, посещающие логопедические группы детского сада (подготовительная группа); учитель-логопед, педагоги ДОУ, родители. Цель проекта формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком через приобщение к книжной культуре. Задачи: 1.Повысить эффективность речевого общения всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей; 2.Установить партнёрские отношения с семьёй ребёнка логопата, создать атмосферу общности интересов; 3.Вернуть утраченные семейные традиции; 4.Улучшить культуру речи родителей, детей; 5.Познакомить родителей с детской литературой; 6.Пробудить интерес и желание родителей участвовать в развитии речи своего ребенка. Мы ожидали от проекта следующие результаты: -активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях; -изготовление родителями и детьми совместных поделок (книжки-малышки, герои любимых рассказов и т.д.); -участие в конкурсах рисунков по прочитанным произведениям; -семейные экскурсии в библиотеку; -составление собственных рассказов на заданную тему4 -автоматизация правильного произношения звуков детьми, поставленных на логопедических занятиях, в условиях семьи; -развитие практических умений и навыков правильной речи дошкольников (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически верной, с активизацией словаря); -самостоятельная подборка и исследование родителями и детьми книг определённой тематики; -повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка. Данный опыт работы может использоваться педагогами ДОУ, и педагогами дополнительного образования. 1-й этап. Подготовительный (информационно-аналитический) Формы работы -анализ и подборка методической литературы; -сбор сведений о воспитаннике, о его жизнедеятельности в условиях семьи; -разработка плана проекта; -подборка детской литературы; -анкетирование родителей, с целью выяснения образовательных потребностей родителей и уровня их компетентности в вопросах речевого развития, уровня мотивации, установить контакт с семьями детей с речевыми нарушениями; -ознакомительная работа с родителями; -оформление Соглашений с родителями об условиях коррекционного обучения детей на логопедических занятиях. Содержание деятельности: -определение актуальности, проблемы, цели; -наблюдение, индивидуальные беседы, родительская встреча «Давайте знакомиться»; -создание условий для реализации проекта (создание домашней библиотеки, оформление информационного стенда для родителей и т.д.). 2-й этап. Реализация проекта (практический) Формы работы: реализация плана проекта. Содержание деятельности: -семинары практикумы для родителей: «Артикуляционный и пальчиковый тренингпервая ступень к развитию речи», «Раз словечко! Два словечко!» пополнение словаря через словесные игры»; -выступление на родительских собраниях: «Роль семьи в коррекционном процессе», «Формирование грамматически правильной речи дошкольников», «Семейное чтение», «Увлекательная и полезная книга» и т.д.; -буклеты памятки для родителей «Как выбирать книгу для домашнего чтения»; -изготовление книжек-малышек, поделок по прочитанным произведениям; -выставка любимы (из дома) книг; -участие в совместных с детьми викторинах по сказкам, рассказам; развитию речи родителями для домашнего пользования; -работа с индивидуальными тетрадями; -конкурс «Самая красивая и содержательная тетрадь»; -электронная библиотечка для родителей; -консультации по запросам родительским; -создание банка электронных презентаций в помощь родителям; -родительский клуб «Читаем вместе»; -открытые коррекционные занятия с детьми; -интервью красивой речи (с детьми); -Дни открытых дверей; -Праздники речи; -создание домашней библиотеки; -посещение детской библиотеки; -участие в мини-проектах: «Любимые сказки Чуковского», «Ребятам о зверятах», «Сказка ложь, да в ней намёк…» и т.д.; -придумай свой рассказ ( о Новом годе, о черепахе, о путешествии в страну букв и т. д.); нарисуй своего любимого героя и т.д.; -викторина «Сказки наши друзья»; -сообщение учителя-логопеда на тему: «Речевое общение с ребенком в семье» (презентация); анкетирования родителей на тему: «Что читаем дома», подведение итогов; -Круглый стол с библиотекарем на тему «Как пробудить и поддержать интерес ребенка к чтению?», презентация; -домашнее задание: Игра с детьми «Угадай сказку» по иллюстрациям. Вручение благодарностей родителям и детям по окончании проекта. 3-й этап. Заключительный Формы работы: 1.Диагностика и мониторинг качества речевого развития детей; 2.Оценка эффективности работы с родителями; 3.Анкетирование родителей с целью выявления отношения к проделанной работе и в определении уровня сформированности у них педагогической рефлексии; -праздник «Удивительное путешествие в страну читалию, практикум для родителей «Как хорошо уметь читать». Результат проекта: -повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детейдошкольников, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка; -разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 6-7 лет; -создана домашняя библиотека (даже у тех, у кого в доме не было ни единой книги); -выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании; -качество речи детей повысилось, сроки автоматизации произношения сократились. Постепенно из пассивных зрителей родители превратились в активных участников помощников по решению проблем в развитии речи ребёнка. Что является залогом успешной коррекционной логопедической работы. Родители отмечтили, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы родители начали более добросовестно относиться к выполнению детьми домашнего задания и наших рекомендаций. В глазах родителей повысился авторитет учителялогопеда и всего педагогического коллектива ДОУ. Но самое интересное, в семья появилась хорошая традициячитать детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение»

Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков

ребенка в семье. Семейное чтение

Максименко Ольга Павловна

Сахалинская область, город Анива, МБДОУ Детский сад №1 Им. Ю.А.Гагарина

Ключевые слова:

Семейные традиции, педагогическая компетентность родителей

В последнее десятилетие в Российской Федерации сложилась демографическая ситуация, для которой характерно уменьшение доли рождения здоровых, физически зрелых детей, а также идёт постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. «Самую многочисленную группу - до 60% от всех детей дошкольного возраста - сегодня составляют дети с нарушениями речи». Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребёнка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся -без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие.

Поэтому ориентированность современного дошкольного образования повышает требования к образовательным учреждениям в развитии педагогической культуры конкретной семьи.

Реализуя задачу педагогического просвещения родителей, педагоги дошкольных учреждений должны обогащать родителей такими знаниями, которые они смогут использовать как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Помимо этого образование родителей заключается в формировании у них умения самокритично оценивать себя как воспитателей, посмотреть на ситуацию глазами ребенка.

Дошкольное детство - уникальный период для формирования важнейших процессов развития личности; при этом каждый процесс выстраивается постепенно из множества маленьких и не всегда очевидных «кирпичиков». Развитие речи и овладения основами родного языка являются такими кирпичиками. Процесс овладения родным языком, по наблюдениям Л.С.Выготского, в отличие от аналогичного процесса овладения иностранным, идёт от непроизвольного компонента к произвольному. Становление у дошкольника основ родного языка - происходит, прежде всего, в среде, в которой он находится.

Вопросу координированного планирования коррекционно-образовательного процесса логопеда, педагогов и родителей посвящен ряд статей современных ученых и практиков (Е.М.Калинина, Н.Л.Крылова, Н.Я.Ларионова, К.Г.Ермилова, С.А.Миронова, Т.А.Ткаченко, Ю.Ф.Гаркуша, В.В.Юртайкин, Л.Н.Ефименкова и др.). Однако некоторые аспекты остаются

мало изученными и недостаточно разработанными в научном и методическом планах. Один из них - разработка путей взаимодействия специалистов и родителей в системе работы по исправлению речи детей в логопедических группах в ДОУ.

И главным аргументом в данном вопросе является неоспоримость факта, что только совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекции речи воспитанников. Как показывает практика, существуют причины, препятствующие продуктивному взаимодействию с семьей:

-низкий уровень социально-психологической культуры родителей;

-непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;

-несформированность у родителей педагогической рефлексии, т.е. умения анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок.

Вследствие чего, родители часто испытывают определенные трудности в воспитании детей с речевыми дефектами либо занимают не совсем правильную позицию:

- не достаточно хорошо понимают значимость своевременной речевой коррекции;

- не имеют достаточных знаний о том, как можно помочь ребенку;

-считают, что заниматься вопросом коррекции имеющихся у ребенка речевых недостатков не в их компетенции;

-ссылаются на нехватку времени для работы с ребенком и т.д.

В федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ ст.44 прописано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся...обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Ответственное родительство - это осознание родителями того, что воспитание и развитие ребенка является важнейшей областью их жизни. Но далеко не все родители проникаются ответственностью за полноценное развитие своих чад. Анкетирование позволило выявить, что большая часть родителей устранились из воспитательно-коррекционно-образовательного процесса.

Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.

Поэтому основной целью в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников - является исследование и выявление более эффективных методов и приёмов для психолого-педагогической поддержки родителей, получение ими более глубоких теоретических знаний и овладении практическими навыками, а также достижение тесного взаимодействия детского сада и семьи для полноценного речевого развития детей.

Методы и формы работы с семьями, которые являются общепринятыми в дошкольной педагогике, актуальны и в работе логопеда.

В нашем учреждении сложилась своя система работы логопеда с родителями по коррекции речи детей, исходя из анализа анкет родителей, учета мнения воспитателей, а также диагностики состояния речи детей. Пожелания родителей, которые выявляются через анкетирование в конце учебного года, вносят коррективы в план на очередной год. Активно внедряются разнообразные формы работы, которые позволили бы достигнуть реального сотрудничества с родителями.

В настоящее время в ДОУ хорошо зарекомендовали себя и проводятся следующие формы взаимодействия логопеда и семьи:

- коллективная (тематические родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы со

специалистами, анкетирование, тестирование и т.д.);

-индивидуальная (консультирование индивидуальное по запросам родителей, анализ выполненного домашнего задания, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в

ДОУ);

-наглядно-информационный материал (стенд «Школа для родителей», печатные консультации в папки-передвижки, буклеты-памятки и т.д.)

Однако не все родители сразу активно откликнулись на приглашение к сотрудничеству, 40-50% проявляли слабый интерес. Речь воспитанников логопедических занятий развивалась в рамках заданий. Родители не уделяли должного времени своим детям дома, не закрепляли их речевые навыки в беседе и простом семейном общении.

В связи с этим, стало ясно, что традиционные формы работы с семьёй малоэффективны, поэтому необходимо нарабатывать новые, при этом расширяя сферы сотрудничества.

В России 2015 год был объявлен Годом литературы, книги и чтения. Предполагалось, что мероприятия, связанные с этим событием должны сплотить детско-родительские отношения, вернуть в семьи утраченные традиции, обратить вниманием родителей к проблеме развития речи детей, закрепляются поставленные логопедом звуки детей дома и, конечно же заинтересовать будущих школьников к изучению нового.

Старший дошкольный возраст - этот период, когда у ребенка интенсивно развивается и существенно формируется словарь и грамматические категории, усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь, формируется контекстная речь - связная речь, и, конечно же, становится нормативным произношение. Чтобы активно вовлечь родителей в процесс коррекции речи был разработан и осуществлён детско-взрослый, практико-ориентированный, долгосрочный (годичный) проект «Сундучок историй».

Участники проекта:

- дети с 5 до 7 лет, посещающие логопедические группы детского сада (подготовительная группа);

- учитель-логопед, педагоги ДОУ, родители.

Цель проекта - формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком через приобщение к книжной культуре.

Задачи:

1.Повысить эффективность речевого общения всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

2.Установить партнёрские отношения с семьёй ребёнка - логопата, создать атмосферу общности интересов;

3.Вернуть утраченные семейные традиции;

4.Улучшить культуру речи родителей, детей;

5.Познакомить родителей с детской литературой;

6.Пробудить интерес и желание родителей участвовать в развитии речи своего ребенка. Мы ожидали от проекта следующие результаты:

-активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;

-изготовление родителями и детьми совместных поделок (книжки-малышки, герои любимых рассказов и т.д.);

-участие в конкурсах рисунков по прочитанным произведениям;

-семейные экскурсии в библиотеку;

-составление собственных рассказов на заданную тему4

-автоматизация правильного произношения звуков детьми, поставленных на логопедических занятиях, в условиях семьи;

-развитие практических умений и навыков правильной речи дошкольников (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически верной, с активизацией словаря);

-самостоятельная подборка и исследование родителями и детьми книг определённой тематики;

-повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Данный опыт работы может использоваться педагогами ДОУ, и педагогами дополнительного образования.

1-й этап. Подготовительный (информационно-аналитический)

Формы работы

-анализ и подборка методической литературы;

-сбор сведений о воспитаннике, о его жизнедеятельности в условиях семьи;

-разработка плана проекта; -подборка детской литературы;

-анкетирование родителей, с целью выяснения образовательных потребностей родителей и уровня их компетентности в вопросах речевого развития, уровня мотивации, установить контакт с семьями детей с речевыми нарушениями;

-ознакомительная работа с родителями;

-оформление Соглашений с родителями об условиях коррекционного обучения детей на логопедических занятиях.

Содержание деятельности:

-определение актуальности, проблемы, цели;

-наблюдение, индивидуальные беседы, родительская встреча «Давайте знакомиться»;

-создание условий для реализации проекта (создание домашней библиотеки, оформление информационного стенда для родителей и т.д.).

2-й этап. Реализация проекта (практический)

Формы работы: реализация плана проекта. Содержание деятельности:

-семинары - практикумы для родителей: «Артикуляционный и пальчиковый тренинг- первая ступень к развитию речи», «Раз словечко! Два словечко!» - пополнение словаря через словесные игры»;

-выступление на родительских собраниях: «Роль семьи в коррекционном процессе», «Формирование грамматически правильной речи дошкольников», «Семейное чтение», «Увлекательная и полезная книга» и т.д.;

-буклеты - памятки для родителей «Как выбирать книгу для домашнего чтения»; -изготовление книжек-малышек, поделок по прочитанным произведениям; -выставка любимы (из дома) книг;

-участие в совместных с детьми викторинах по сказкам, рассказам;

- развитию речи родителями для домашнего пользования; -работа с индивидуальными тетрадями;

-конкурс «Самая красивая и содержательная тетрадь»; -электронная библиотечка для родителей; -консультации по запросам родительским;

-создание банка электронных презентаций в помощь родителям;

-родительский клуб «Читаем вместе»;

-открытые коррекционные занятия с детьми;

-интервью красивой речи (с детьми);

-Дни открытых дверей;

-Праздники речи;

-создание домашней библиотеки;

-посещение детской библиотеки;

-участие в мини-проектах: «Любимые сказки Чуковского», «Ребятам о зверятах», «Сказка ложь, да в ней намёк.» и т.д.;

-придумай свой рассказ ( о Новом годе, о черепахе, о путешествии в страну букв и т. д.);

- нарисуй своего любимого героя и т.д.; -викторина «Сказки - наши друзья»;

-сообщение учителя-логопеда на тему: «Речевое общение с ребенком в семье» (презентация);

- анкетирования родителей на тему: «Что читаем дома», подведение итогов;

-Круглый стол с библиотекарем на тему «Как пробудить и поддержать интерес ребенка к чтению?», презентация;

-домашнее задание: Игра с детьми «Угадай сказку» по иллюстрациям.

Вручение благодарностей родителям и детям по окончании проекта. 3-й этап. Заключительный

Формы работы:

1.Диагностика и мониторинг качества речевого развития детей; 2.Оценка эффективности работы с родителями;

З.Анкетирование родителей с целью выявления отношения к проделанной работе и в определении уровня сформированности у них педагогической рефлексии;

-праздник «Удивительное путешествие в страну читалию, практикум для родителей «Как хорошо уметь читать».

Результат проекта:

-повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей-дошкольников, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 6-7 лет;

-создана домашняя библиотека (даже у тех, у кого в доме не было ни единой книги);

-выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании;

-качество речи детей повысилось, сроки автоматизации произношения сократились.

Постепенно из пассивных зрителей родители превратились в активных участников -помощников по решению проблем в развитии речи ребёнка. Что является залогом успешной коррекционной логопедической работы. Родители отмечтили, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы родители начали более добросовестно относиться к выполнению детьми домашнего задания и наших рекомендаций. В глазах родителей повысился авторитет учителя- логопеда и всего педагогического коллектива ДОУ. Но самое интересное, в семья появилась хорошая традиция-читать детям.

Список литературы:

1.Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-Ф3.- М.:ТЦ Сфера, 2014;

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

3.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. и др., М.:АРКТИ, 2006;

4.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;

5.Статья Гриценко З. Читательское развитие ребёнка дошкольного возраста. К постановке проблемы// Дошкольное воспитание. 2010. №8;

6.Статья Емельянова М. От существования- к сотрудничеству и партнёрству// Дошкольное воспитание. 2009. №7;

7.Книга Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении» М. творческий центр «Сфера», 2003г., с.3

8.Книга Выготский Л.С. М., 1996, («Антология гуманной педагогики»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.