БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баранова М.Л., Макарова Н.В. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Ростов н/Д., 2005. 348 с.
2. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2003. 176 с.
3. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой. М., 1998. 336 с.
4. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1994. № 1. 143 с.
5. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология. 2003. № 4.
6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., 1997.
А.А. Плотникова
МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ В ДОУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Первые попытки организации коррекционно-речевой работы с детьми при участии специалиста-логопеда в рамках дошкольного логопедического пункта были предприняты в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Данная модель организации коррекционно-речевой помощи детям в условиях массовых детских садов в последнее время получила широкое распространение.
Логопеды, работающие в дошкольных логопедических пунктах, руководствуются письмом Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Данное письмо раскрывает специфику работы логопеда в школе для оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Нормативный документ, отражающий специфику работы логопеда в дошкольном учреждении, отсутствует, что создает немалые трудности в организации коррекционного процесса.
Основными задачами работы дошкольного логопедического пункта являются:
1. Раннее выявление недостатков в речевом развитии ребёнка.
2. Своевременное предупреждение и преодоление недостатков в развитии речи.
3. Пропаганда логопедических знаний среди работников дошкольных учреждений и родителей.
Вся логопедическая работа на дошкольном логопедическом пункте осуществляется по направлениям:
1. Диагностическое.
2. Профилактическое.
3. Коррекционное.
Диагностическое направление состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле над состоянием речи детей, в раннем распознавании и выявлении неблагополучных тенденций в развитии речи и их правильной квалификации (табл. 1).
Таблица 1
Педагоги ДОУ Учитель-логопед Родители
1 2 3
Изучают уровень речевого развития воспитанников: низкий, средний, высокий. Выделяют детей с опережающим и нормальным речевым развитием, а также детей с негативными тенденциями в развитии речи. Проводит стартовое логопедическое обследование с целью выявления причин, структуры дефекта и степени выраженности. Составляет планы индивидуальной коррекционной работы с детьми-логопатами. Ведут дневники речевого развития ребёнка. Наблюдают за развитием ребёнка. Своевременно обращаются за квалифицированной диагностикой речевого развития.
Раздел IV.
Логопедия
Окончание таблицы 1
1 2 3
Составляют речевой портрет группы Комплектует подгруппы детей на основе общности структуры дефекта. Отслеживает динамику развития всех компонентов речи. Оценивает результаты помощи детям и степень их готовности к школе
Профилактическое направление состоит в правильной организации детской деятельности, в создании оптимальной речевой среды, проведении мероприятий психогигиенической направленности (табл. 2).
Таблица 2
Педагоги ДОУ Учитель-логопед Родители
Обеспечивают спокойную, доброжелательную атмосферу жизнедеятельности детей, психологическую комфортность воспитательной среды. Владеют правильной литературной речью, соответствующей таким критериям, как точность, простота, эмоциональная выразительность, образность, оптимальная громкость. Стимулируют развитие детской речи Выявляет факторы риска в речевом развитии детей. Формирует информационную готовность педагогов ДОУ и родителей к логопедической работе с детьми Своевременно устраняют врождённые и приобретённые отклонения от нормы в состоянии здоровья ребёнка, которые сказываются на развитии речи. Владеют правильной речью. Стимулируют развитие речи ребёнка, опираясь на знания, полученные от педагогов ДОУ и учителя-логопеда и самообразование
Коррекционное направление состоит в собственно коррекционно-речевой работе с детьми. Эта работа базируется на ряде общих принципов: индивидуализация, разносторонность, комплексность, систематичность.
Индивидуальный подход осуществляется в ходе индивидуальных занятий и занятий подвижными микрогруппами по 2-4 ребёнка.
Разносторонность предполагает обязательный учёт в работе не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей дошкольников.
Комплексность коррекционного воздействия предполагает вовлечение в данную работу всех участников образовательного процесса: педагогического коллектива ДОУ, родителей и других членов семьи.
Систематичность обеспечивается в рационально спланированной, скоординированной и ежедневной работе с детьми (табл. 3).
Таблица 3
Педагоги ДОУ Учитель-логопед Родители
1 2 3
Создают условия для ло-гопедизации жизни детей. Проводит индивидуальные занятия с детьми по индивидуальным программам. Создают речевой режим для ребёнка дома. Повышают компетентность через индивидуальные и групповые
Окончание таблицы 3
1 2 3
Обогащают предметно-развивающей среды в ДОУ. Проводят занятия по развитие речи и внеречевых психических процессов. Закрепляют навыки, полученные на логопедических занятиях Проводит подгрупповые занятия с детьми по программам и в рамках разработанных методик. Изготавливает информационные стенды, "Логопедические уголки" в группах, тематические выставки книг консультации, тренинги, наблюдение занятий. Закрепляют речевые навыки по индивидуальным тетрадям в домашних условиях
Деятельность дошкольного логопедического пункта синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной группы для детей с нарушениями речи, но при этом обладает спецификой. При организации коррекционно-речевого процесса важно осуществить преемственность в работе логопеда и других специалистов дошкольного учреждения, а также активно и целенаправленно включать в работу родителей.
Необходимо сформировать у учителей-логопедов умение видеть собственную работу как органическую часть единого дошкольного образовательного процесса и желание воспринимать педагогов ДОУ и родителей как равноправных партнёров коррекционно-речевого процесса.
В настоящее время много говорится о необходимости грамотной интеграции детей с особенностями развития в массовые учреждения. Несмотря на кажущуюся "лёгкость" данных речевых нарушений, их объём и распространённость заставляют обращать внимание специалистов на ребёнка, посещающего массовый детский сад. Эта наиболее благополучная с точки зрения дефек-тологов категория детей также имеет право на квалифицированную помощь. Вот почему, как нам представляется, важно способствовать дальнейшему распространению дошкольных логопедических пунктов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агеева Е.Б. Система коррекционно-воспитательной работы в логопедическом дошкольном учреждении. Самара, 1997.
2. Григорьева И.А Возможности преодоления речевых нарушений в условиях массового детского сада. // Тезисы докладов на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии. М., 2002.
3. Степанова О.С. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М.: Сфера, 2004.
4. Степанова О.С. О логопункте при ДОУ // Дошкольное воспитание. 2006. № 11.
5. Костюк А. От логопедической группы к логопункту в ДОУ. Из опыта работы // Дошкольное воспитание. 2006. № 11.
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: программа и метод. рекомендации для дошкольного обр. уч-ния компенсирующего вида (старшая группа). М., 2002.
Е.В. Старинская
ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИХ РАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Социально-политические изменения, происходящие в украинском обществе, требуют соответствующего переноса акцентов в образовательной сфере. Новая образовательная философия определила приоритетные направления педагогической деятельности, среди которых особый вес приобретает стратегия направления учебно-воспитательного процесса на формирование духовного мира личности, утверждение общечеловеческих ценностей, раскрытие потенциальных возможностей и способностей учащихся. Отличительной чертой современного образования является упор