А.А. Плотникова
РАЗВИТИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии у детей. Речевые нарушения различной этиологии являются одним из самых распространённых видов отклонений в развитии детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ общеобразовательного вида.
Заинтересованность в поиске форм, средств профилактики, коррекции речевых нарушений у детей в условиях массовых образовательных учреждений (в том числе и дошкольных) появилась у отечественных исследователей и практиков уже в 1920-1930-е годы. (Н.А Власова, А.Л. Квинт, В.А. Смирнов, М.Е. Хватцев и др.). В конце 1980-х - начале 1990-х годов были предприняты попытки организации коррекционно-речевой работы с детьми при участии специалиста-логопеда в рамках дошкольного логопедического пункта. Данная модель организации коррекционно-речевой помощи детям в условиях массовых детских садов функционирует свыше десяти лет (С.В. Григорян, 1989; В.И. Селиверстов, 1988; О.А Степанова, 1994,1996) и в последнее время получила широкое распространение.
Дошкольные логопедические пункты уже успели зарекомендовать себя как действенная модель организации коррекционно-речевой работы с детьми, которая, с одной стороны, органично вписывается в систему ДОУ любого вида, а с другой, результативна, проста, удобна и, что немаловажно в современных экономических условиях, малозатратна.
Но существуют и трудности, которые, по нашему мнению, объясняются следующими факторами:
• недостаточной разработкой вопросов специфики, задач и содержания логопедической работы в рамках новой модели, их скупым освещением на страницах специальной литературы;
• отсутствием нормативных и программно-методических материалов;
• возросшей нагрузкой на логопеда: если в логопедической группе на логопеда приходится 12-15 человек, то на логопункте 20-25 человек, и среди них «лёгких нарушений» практически нет;
• разными диагнозами и разным возрастом детей, зачисленных на логопункт, что затрудняет организацию коррекционной работы;
• отсутствием заинтересованности родителей в логопедической работе, т.к. инициатором коррекционной работы выступает логопед, а родители часто не осознают наличия речевых нарушений у их ребёнка и степени тяжести нарушений;
• низким уровнем компетентности участников образовательного процесса, и в первую очередь родителей.
Кто же такой современный компетентный родитель? В практике психолого-педагогического сопровождения признано, что компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Компетентный родитель понимает, что развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье.
Данное понимание еще не стало распространенной практикой образования родителей. Как правило, родителей критикуют, но не учат быть родителями, порицают, но не тренируют. Вместе с тем очевидна необходимость специальных программ развития родительской компетентности на всех этапах развития семьи.
Всесторонняя помощь родителей в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности детей будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания - психологическое здоровье ребенка, его счастье и благополучие.
В настоящее время развитие родительской компетентности рассматривается в трех ракурсах: первый связан е формированием достаточного уровня общей информированности родителей о развитии ребенка того или иного возраста; второй аспект касается способности родителей сопереживать, принимать, понимать, «вчувствоваться» в своего ребенка; третий момент связан с поведенческим компонентом, умением родителей грамотно взаимодействовать с ребенком.
Мы разработали программу развития родительской компетентности, которая включает четыре этапа.
1-ый этап - ориентировочный;
2-ой этап - проектировочный;
3-ий этап - основной;
4-ый этап - контрольно-оценочный.
Программа была разработана и апробирована на базе МДОУ д/с № 59 г. Таганрога. На ориентировочном этапе в ходе бесед с родителями мы выявляли степень осведомленности об особенностях развития своего ребенка. Беседы проводились индивидуально. Уточнялись анамнестические сведения, выявлялись личностные особенности ребенка, характер его поведения дома и со сверстниками. Определялся уровень наблюдательности взрослых по отношению к своим детям (это обнаруживалось в знании ими интересов и индивидуальных особенностей ребенка, его речевых проблем).
Затем проводилось анкетирование родителей. С помощью анкеты определялась сформиро-ванность у родителей представлений об этапах нормального речевого развития ребенка и о возможных отклонениях в этом процессе, выявлялись основные запросы, предъявляемые работникам дошкольных учреждений. Анкета включала следующие вопросы:
1. Какие речевые нарушения у детей вам известны?
2. В каком возрасте ребёнка необходимо консультировать у логопеда?
3. К какому возрасту у дошкольника должно быть сформировано правильное произношение всех звуков?
4. Допустимы ли у 5-летнего ребёнка аграмматичные высказывания?
5. Какую работу по развитию речи Вы проводите дома?
6. Кто имеет большую возможность развивать речь ребёнка: родители или педагоги?
7. Какую помощь Вы ждёте от логопеда?
8. Что в первую очередь необходимо развивать у Вашего ребёнка?
9. Знаете ли Вы требования школьной программы к развитию речи первоклассников?
Ответы родителей были разнообразны. Из известных им нарушений речи у детей названы
«нарушения звуков, картавость, шепелявость, заикание».
Знание родителями речевых нарушений:
□ высокий
□ средний
□ низкий
□ нулевой
Возраст ребенка, в котором необходима консультация логопеда, определен по-разному: «2-3, 4 года, 5 лет, перед школой». Правильное произношение звуков, по мнению родителей, должно быть у детей в 5-7 лет. Более половины родителей допускают, что 5-летние дети могут делать в своей речи грамматические ошибки в речи. Отклонения в звукопроизношении своих детей были замечены родителями у 36 % детей в возрасте 4-5 лет.
На вопрос о том, как сами родители развивают речь ребенка дома, ответили так: «Читаем книги; смотрим развивающие игры по телевизору; поправляем, если неправильно говорит; составляем рассказы по картинкам; пересказываем события из жизни; придумываем загадки; пересказываем; делаем зарядку для языка». На воспитателя родители возлагали обязанность «исправлять звуки, учить рассказыванию, правильной грамматике». На вопрос: «Что, прежде всего, необходимо развивать у Вашего ребенка?» были получены ответы, свидетельствующие о том, что подавляющее большинство родителей понимают важность речевого развития. На втором месте по значимости было определено развитие внимательности, логического мышления, памяти.
Проведение работы по развитию речи родителями дома:
□ развитие связной речи
□ чтение
□ поправляют звукопроизношение
□ никакую
С требованиями школьной программы к речи первоклассника не знакомо большинство родителей.
Знание требований школьной программы к развитию речи первоклассников:
На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что родители дошкольников недостаточно осведомлены о речевом развитии детей, о требованиях школы.
Многие родители считают нужным уделять достаточно внимания развитию речи ребенка дома, но не делают этого, возлагая эту обязанность на детский сад. Большинство родителей предъявляют заниженные требования к речи детей, ждут спонтанного исчезновения речевых несовершенств к школьному возрасту.
Осознание ответственности за развитие речи своего ребёнка:
□ родители
□ воспитатели
□ совместно
От логопеда большинство родителей ждут помощи в постановке звуков, только некоторые родителей хотели бы получить советы и информацию.
Характер ожидаемой помощи от логопеда:
□ постановка звуков
□ диагностика, консультации, советы
□ не нуждаются
На проектировочном этапе в ходе индивидуальных бесед учитель-логопед информирует родителей об имеющихся нарушениях в речевом развитии ребенка, сообщает о намеченных направлениях коррекционной работы с ним, о предполагаемом режиме занятий и настраивает на активное включение в коррекционный процесс.
Работа логопеда с семьёй направлена на стимулирование их обращения за помощью, советом, рекомендациями. Главное же заключается в том, чтобы донести до сознания родителей их ответственность за судьбу ребёнка, показать, что своевременно не исправленные в дошкольном возрасте нарушения речи будут серьёзным препятствием при обучении ребёнка в школе.
Важной проблемой является отсутствие у родителей представления о серьёзности речевого нарушения у ребёнка и отсутствие знаний о способах коррекционной работы. Поэтому необходи-
мо проводить целенаправленную просветительскую работу с родителями, вооружая их полезными сведениями и практическими рекомендациями.
На основном этапе главное направление - это вовлечение родителей в образовательный процесс. Если на ранних этапах содержание бесед, консультаций, лекций составляет информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах профилактической и коррекционной работы, то на основном этапе должны освещаться конкретные приемы закрепления у дошкольников навыков правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, обучения элементам грамоты. Доступность, четкость, ясность изложения предлагаемого родителям материала и эстетичность его оформления должны стать основными критериями его оценки. Родителям предлагаются следующие формы работы:
1. Лекции.
2. Индивидуальные и групповые консультации.
3. Тренинги.
4. Родительские собрания.
5. Информационные стенды.
6. Тематические выставки книг.
7. Самообразование родителей.
8. Занятия с участием родителей.
9. Домашние задания для совместного выполнения родителей и детей.
Рассматриваются следующие темы:
1. Развитие речи ребёнка в норме.
2. Какие речевые нарушения бывают у детей.
3. Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения.
4. Развитие связной речи у детей в семье.
5. Речевая подготовка детей к школе в семье.
Большое значение при выборе той или иной формы работы имеют уровень коррекционно-педагогической компетентности воспитателей и родителей и их заинтересованность в результатах коррекции. Исходя из данных о семье ребенка и педагогах группы, учитель-логопед определяет способы их вовлечения в логопедическую работу и постепенного (по мере повышения компетентности) расширения участия в работе с детьми. Доминирующей должна быть тактика не формальной тренировки изолированных речевых умений и закрепления отдельных речевых стереотипов (правильных звуков, грамматических конструкций и пр.), а такая организация совместной деятельности взрослых и детей, которая стимулировала бы последних к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков.
На контрольно-оценочном этапе мы проводим анализ результатов и приходим к следующим выводам.
На сегодняшний день совершенно отчетливо установлена прямая зависимость эффективности диагностико-профилактической и коррекционной работы с детьми от уровня компетентности всех участников коррекционно-образовательного процесса, среди которых, безусловно, находятся родители.
Профессиональная некомпетентность в вопросах коррекционной педагогики и безграмотность родителей в вопросах охраны здоровья детей и коррекционной педагогики приводит к снижению эффективности оказываемой помощи.
Гарантированное качество и высокая результативность новой модели коррекционно-речевой поддержки возможны только при вовлечении взрослых, близких к ребёнку в коррекционно-педагогический процесс на правах его активных субъектов и организации преемственности ДОУ и семьи в работе по профилактике и коррекции отклоняющихся вариантов в детском развитии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Горлова Л.В. Характеристика родительской компетентности как фактора нормативного развития детей раннего возраста // Психолог в детском саду. 2006. № 4.
2. Степанова О.С. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М.: Сфера, 2004.
3. Степанова О.С. О логопункте при ДОУ // Дошкольное воспитание. 2006. № 11.
4. Костюк А. От логопедической группы к логопункту в ДОУ. Из опыта работы // Дошкольное воспитание. 2006. № 11.
И.В. Янченко
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ЛОГОНЕВРОЗА
В настоящее время во всем мире наблюдается рост нервно-психических заболеваний, поскольку все более заметно несоответствие между достижениями научно-технического прогресса во всех областях человеческой жизнедеятельности, с одной стороны, и отставанием психофизиологической адаптации к новым условиям самого человека - с другой. В связи с этим и в структуре заболеваемости населения произошли сдвиги в сторону увеличения удельного веса болезней, в возникновении которых существенную роль играет фактор нервно-психического напряжения. К числу таких болезней относятся неврозы.
В отечественной психотерапии проблемами неврозов занимались А.М. Свядощ, В.Н. Мяси-щев, К.К. Платонов, В.Е. Рожнов, Б.Д. Карвасарский и др. Так, в определении невроза В.Н. Мяси-щев [10] прежде всего, подчеркивал его коммуникативную природу. Определяя личность как систему отношений индивида с окружающей средой, как целостную, организованную систему активных, избирательных, сознательных и социальных связей с реальной действительностью, психотерапевт подчеркивал, что психологическое отношение представляет собой обобщенное внутреннее условие действий человека, содержащее тенденцию определенным образом реагировать на определенные явления, факты, события, объекты.
Говоря о проблеме «личность и неврозы», отметим, что неврозы выступают, прежде всего, как выраженное противоречие между тенденциями и возможностями личности - внешними и внутренними, требованиями человека к себе и жизни к нему. В.Н. Мясищев подчеркивал, что «неврозом заболевает не орган, а весь человек или личность», и делал вывод: «Невроз представляет собой болезнь личности еще и потому, что нигде, как в неврозе, с такой полнотой и выпуклостью не раскрывается перед исследователем личность человека, нигде так убедительно не выступает болезнетворная и благотворная роль человеческих отношений, нигде так ясно не выступает уродующая и целительная сила воздействия, не сказывается с такой отчетливостью роль созданных людьми обстоятельств. Поэтому область борьбы с неврозами - это область пограничная между педагогикой и медициной» [10; .200, 204, 205].
Рассматривая понятия «нормы» и «патологии» в социореабилитации, их психологический и нравственный смысл, Б.С. Братусь подчеркивал, что психологическое выявление нормального и аномального должно идти от общих механизмов личностного развития [4]. Опыт работы многих специалистов доказывает, что «патология» проистекает не из-за того, что наряду с «нормальными» начинают действовать сугубо «аномальные» механизмы, а из-за того, что общие психологические механизмы начинают извращаться.
Особую форму нарушения системы общения, в основе которой лежит функциональное расстройство речедвигательного аппарата, представляет логоневроз, в частности - заикание. Этим недугом страдает 2,5-3% населения. Трудности решения проблемы заикания в значительной степени связаны с многочисленными причинами, обусловливающими его возникновение: сочетание собственно речевых нарушений различной степени выраженности с участием в генезисе заболевания и в клинической картине психологических факторов, во многом определяющих его течение, компенсацию и декомпенсацию.
Вопросы лечения заикания и достижения стойких результатов издавна привлекали к себе внимание исследователей. В античные времена и в средние века механизм заикания объясняли несовершенством в строении и функционировании артикуляторного аппарата. К концу XIX в. этот